арба миним что это

Арба миним — 4 вида растений

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Суть заповеди [↑]

Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

В чем состоит заповедь «арбаа миним»?

Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем».

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?

Потому что каждый из них не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что этоБлагословение 4 видов растений — арба миним

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца». А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: «Все евреи ответственны друг за друга».

«Арбаа миним» должны быть полной собственностью их хозяина. Это следует из сказанного в Торе: «И возьмите себе» — то есть приобретите в свою собственность. Если у кого-нибудь нет возможности купить все четыре вида — ему можно помочь исполнить эту заповедь, предоставляя «арбаа миним» «в подарок при условии возвращения».

По букве закона Торы эта заповедь исполняется всюду, где живут евреи, только в первый день праздника — в Торе сказано: «…в первый день праздника». Лишь в Храме ее исполняли все семь дней, как сказано:

«пред Г-сподом, Б-гом вашим [т. е. в Храме], — семь дней». Но с тех пор, как разрушен Храм, по постановлению мудрецов заповедь «арбаа миним» мы исполняем все семь дней Суккот — для того, чтобы не забылись времена Храма.

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот [↑]

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди (псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог [↑]

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что этоДля выполнения заповеди «арба миним» принято покупать плоды из садов, о происхождении которых есть точная информация

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав [↑]

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что этоЛулав — молодая ветвь финиковой пальмы, нужная для выполнения заповеди «арба миним»

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас [↑]

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что этоАдас — это ветвь мирты, один из четырех видов растений (арбаа миним), которые заповедано брать во время праздника Суккот

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива [↑]

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что этоТора повелевает взять четыре вида растений, одним из которых
является ветка ивы, которая на иврите называется арава

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать? [↑]

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

Источник

Vaikra.com

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

Сегодня мы познакомимся с четырьмя предметами, каждый из которых отличается от другого. Все они имеют свои особенности и свою историю, но раз в год собираются в праздничном единстве для заповеди четырех растений. Давайте познакомимся с ними.

1) Лулав растет в сердцевине финиковой пальмы. Он должен быть прямым, зеленым и свежим. Верхний конец — плотный и целый, а листья должны прилегать к сердцевине. Если лулав раскрыт, как веер — он не годится. Минимальная длина кошерного лулава — 32 см.
Лулав является главным из четырех растений, поэтому вся заповедь называется по нему — «заповедь взятия лулава».

2) Адас — мирт, но не простой. Его листья растут по три, как солдаты в строю, поэтому он называется «тройной адас», и именно такое растение подходит для заповеди. Адас также должен быть свежим, его минимальная длина 24 см. Листья должны быть достаточно длинными, чтобы закрывать стебель. Для исполнения заповеди нужно взять минимум три адаса.

3) Арава (ива) пришла к нам с берегов рек, но подойдет даже та, которая растет у вас во дворе. Верхушка аравы должна быть целой, не обломанной, и так же, как и адас, арава должна быть не менее 24 см в длину. Чтобы исполнить заповедь, необходимо две аравы.

4) И наш последний, особый гость — это этрог — плод, имеющий приятный вкус и запах. Он должен быть целым и не иметь каких-либо повреждений — надрезов, царапин или пятен. Если выступ на верхушке плода (питам) обломан, этрог не годится. Но есть этроги, которые были сорваны с дерева уже без питама — такие плоды кошерны.
Поскольку этрог — вид цитрусовых, его ветку иногда прививают на другое дерево (например, лимон). Такой этрог для заповеди использовать нельзя, нужен только чистый.

Вот мы и познакомились с ними — такими разными, но объединяющимися в особый союз в праздник Суккот. Это объединение символизирует силу сплоченности еврейского народа — каждый из нас силен по отдельности, но вместе наша мощь поднимает нас на особый духовный уровень. Теперь перейдем непосредственно к исполнению заповеди.

Следует взять 5 колечек, сделанных из листьев лулава. Два из них наденьте на сам лулав сверху и снизу, чтобы он не раскрылся, а остальные три — чтобы соединить с ним адасы и аравы. Повернув лулав сердцевиной к себе, сначала расположите три адаса справа, слева и посередине, а затем две аравы слева и справа.

Этрог остается дожидаться утра первого дня праздника, когда он присоединится к остальным видам.

Заповедь исполняют стоя. В дневное время суток, в каждый новый день праздника лулав берут в правую руку, а этрог, повернутый плодоножкой вверх — в левую. Произносят благословение:

Перевод: Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам поднимать лулав.

Когда заповедь взятия лулава исполняют в этом году впервые, добавляют благословение Шеэхеяну:

Барух Ата Ад-онай Э-лоэйну Мелех Аолам шеэхейану векиеману веигийану лазман азе.

Перевод: Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени.

После того, как произнесли благословения, этрог поворачивают плодоножкой вниз, плотно присоединяют его к нижней части лулава и взмахивают лулавом поочерёдно по три раза в каждую сторону, согласно порядку, приведенному ниже:

Источник

128. Арбаа миним и нетилат лулав.

Арбаа миним и нетилат лулав.

1. Тора предписывает: «И возьмите себе в первый день [праздника] плод дерева великолепного, ветви пальмовые, и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и радуйтесь пред Б-гом, Всесильным вашим, семь дней» (Ваикра, 23:40).

2. Принято, покупая этрог и лулав, советоваться с раввином, так как вопрос об их пригодности для исполнения заповеди может разрешить только человек, хорошо знающий соответствующие предписания Галахи. Поэтому то, что сказано ниже об арбаа миним, следует рассматривать лишь как самые общие указания, отнюдь не учитывающие большинства проблем, которые могут возникнуть.

3. Растения для арбаа миним желательно не срезать самому, а купить или, по крайней мере, принять в подарок от того, кто их сам срезал.

4. Желательно, чтобы этрог был созревшим, желтого цвета, издавал запах (хотя для исполнения заповеди пригоден и зеленый). По традиции, идущей от р.

Этрог должен быть снят с непривитого дерева (тот, что снят с привитого дерева, называется этрог муркав и для исполнения заповеди непригоден).

6. Для исполнения заповеди необходим гадас мешулаш, т. е. такая веточка мирта, каждая тройка листьев которой расположена точно на одном уровне, а сами листья настолько длинны, что достигают основания листьев следующего «этажа». Если хотя бы один листик из трех расположен выше или ниже двух остальных, такой мирт непригоден для исполнения заповеди (см. рис. 2). В крайнем случае, нижняя и меньшая часть веточки может не отвечать этим требованиям.

Длина гадаса, пригодного для исполнения заповеди, должна быть не менее 24 см. В крайнем случае, если другой найти невозможно, достаточно 20 см.

Все же, если на вершине ветки осталось хотя бы три свежих листика, гадас остается пригодным для исполнения заповеди.

8. Некоторые авторитеты Галахи считают, что гадас пригоден даже в том случае, когда верхушка ветки обломана. По мнению других, если у ветки отсутствует верхушка или на целой ветке по крайней мере три верхних листа засохли, гадас непригоден. Когда есть возможность достать другую веточку гадаса, надо придерживаться второго мнения, поскольку весьма желательно, чтобы все растения в арбаа миним были как можно красивее. В крайнем случае, разрешается следовать и первому мнению.

9. Маленькие веточки, находящиеся между «этажами» трилистников и нарушающие правильность их расположения, надо осторожно удалить.

Если верхушка аравы сломалась или большая часть ее листьев осыпалась, она непригодна для исполнения заповеди. Арава считается непригодной и тогда, когда большинство ее листьев засохло (т. е. потеряло зеленый цвет), поникло (хотя все еще держится на стволе) или растрескалось.

12. Галаха разрешает после исполнения заповеди нетилат лулав в праздник возвращать лулав в вазу с водой и, если необходимо, даже подливать в нее свежую воду. Однако полностью менять в вазе воду в праздник запрещено.

13. Для наилучшего исполнения заповеди нетилат лулав, особенно в первый раз, принято встать пораньше и перед молитвой «Шахарит» произнести в шалаше благословения над лулавом.

освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам брать в руки лулав!». Затем этрог присоединяют к лулаву таким образом, чтобы верхняя треть этрога касалась нижней части остальных растений, и совершают положенные движения.

Следует подчеркнуть, что все четыре растения должны находиться в естественном положении, т. е. верхушкой вверх.

14. В первый день праздника, когда заповедь нетилат лулав исполняют впервые, после благословения «. повелевший нам брать в руки лулав» произносят также «Шегехеяну». Если праздник совпал с субботой, совершают нетилат лулав, а «Шегехеяну» произносят на следующий день. Если по каким-либо причинам заповедь нетилат лулав впервые исполняют не вовремя, а в один из последующих дней праздника Сукот, то тогда и произносят «Шегехеяну».

16. Совершать движения с арбаа миним надо крайне осторожно, чтобы не зацепить верхушкой лулава за что-либо.

19. Перед исполнением заповеди нетилат лулав запрещено есть. Тот, у кого нет арбаа миним, но он надеется одолжить их, чтобы исполнить заповедь, а также тот, кто находится в пути и надеется прибыть на место, где сможет одолжить их, не ест до полудня, но не позже, так как в праздник и в холь гамоэд поститься запрещено.

В субботу лулав (в отличие от этрога) является мукцэ, поэтому в отношении его надо соблюдать все связанные с этим ограничения.

Кроме того, в субботу этрог можно заворачивать только в то, во что он был завернут ранее, и класть в ту коробку, где он ранее хранился. Использовать для его хранения новый материал или коробку запрещено, так как они впитают запах этрога, и тем самым будет нарушен один из субботних запретов.

В остальные дни праздника Галаха разрешает брать для нетилат лулав чужие арбаа миним даже без ведома их владельца и произносить над ними благословение. Но уносить их с того места, где оставил их владелец, запрещается.

23. По инициативе Любавичского ребе р. Менахема-Мендла Шнеерсона в дни праздника Сукот те, кто имеют арбаа миним, выходят на улицу, чтобы дать возможность исполнить заповедь нетилат лулав тем, у кого арбаа миним нет.

Рассказывают про одного праведника прошедших времен, который охотно давал свои арбаа миним любому, кто хотел произнести благословение и исполнить заповедь нетилат лулав. Когда ему заметили, что из-за этого его этрог теряет свое великолепие, праведник ответил: «Нет большего великолепия у этрога, чем исполнение с ним многими сынами Израиля этой возвышенной заповеди!».

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

«Милый друг» / Клим Ли + Klim Lee / Клим Ли facebook [MORE=>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>] Радиоспекта.

Полжизни мы теряем из-за спешки. Художник-акварелист Андрияка Сергей Николаевич (Россия, 1958). Пейз.

Уходит год крысиный, Эх, бед он натворил! Covidom, как трясиной, Всю Землю вдруг покрыл. &nb.

Метки

Рубрики

Помощь новичкам

Приложения

Ссылки

Музыка

Музыкальный плеер

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Заповедь «арбаат а-миним» (четыре вида растений) призывает нас улучшить отношения с окружающими.

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

Рубрики: ИЗРАИЛЬ /израильские фотографы
ИЗРАИЛЬ /моя маленькая страна
ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ
ИНТЕРЕСНОЕ
ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ
ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО
ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА
ФОТО И ФОТОГРАФ

Метки: Alex Kolomoisky Алекс Коломойский израильские фотографы флора и фауна растения сельское хозяйство Суккот еврейские праздники этрог лулав адас арава

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это
арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

арба миним что это. Смотреть фото арба миним что это. Смотреть картинку арба миним что это. Картинка про арба миним что это. Фото арба миним что это

Арба миним — 4 вида растений

Суть заповеди

Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

В чем состоит заповедь «арбаа миним»?

Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем».

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?

Потому что каждый из них не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца». А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: «Все евреи ответственны друг за друга».

«Арбаа миним» должны быть полной собственностью их хозяина. Это следует из сказанного в Торе: «И возьмите себе» — то есть приобретите в свою собственность. Если у кого-нибудь нет возможности купить все четыре вида — ему можно помочь исполнить эту заповедь, предоставляя «арбаа миним» «в подарок при условии возвращения».

По букве закона Торы эта заповедь исполняется всюду, где живут евреи, только в первый день праздника — в Торе сказано: «…в первый день праздника». Лишь в Храме ее исполняли все семь дней, как сказано:

«пред Г-сподом, Б-гом вашим [т. е. в Храме], — семь дней». Но с тех пор, как разрушен Храм, по постановлению мудрецов заповедь «арбаа миним» мы исполняем все семь дней Суккот — для того, чтобы не забылись времена Храма.

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди ( псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум на троечку.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать?

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *