арда властелин колец что это
Арда властелин колец что это
Арда — мир, в котором разворачивается действие практически всех произведений Дж. Р. Р. Толкина. Этот великий писатель, филолог и медиевист замыслил создать свою собственную мифологию о древних временах для своей родины — Англии, но творение переросло замысел творца, и культ мира Толкина стал международным явлением.
Как и положено мифологическому миру, этот мир представляет собой Землю в вымышленную древнюю эпоху. В Арде находится целый ряд земель разной степени чудесности: Средиземье, в котором разворачивается более всего событий, земля Аман, где живут высшие силы и куда уходят доживать свой долгий век в радости и счастье эльфы, затонувший остров Нуменор, жители которого достигли и величия, и трагического злодейства, и мудрости.
В этом мире происходит действие следующих произведений:
Книги о Третьей эпохе:
Трилогия о Первой эпохе:
О последних трех книгах следует сказать особо. Трилогия «Великих Сказаний» Первой эпохи занимала в уме Профессора важное место, но над текстом он работал медленно, в результате более-менее связный черновик книги успел сделать только для второй книги — «Дети Хурина», и то его дорабатывал Кристофер Толкин. Два других «Великих Сказания» — тексты весьма черновые, «Берен и Лютиэн» и «Падение Гондолина» представляют из себя компиляции разных версий с разными фактологиями. Тем не менее, вся трилогия в её незавершенном состоянии опубликована Кристофером Толкином, и её можно прочесть.
Содержание
Летоисчисление Арды [ править ]
Толкин разделил историю Арды на ряд Эпох, по мере смены которых мир становится всё менее чудесным и мифологичным и всё более реальным. В Предначальную Эпоху не было людей, вместо солнца и луны землю освещали Великие Древа, и высшие силы добра и зла напрямую сражались друг с другом, сотрясая небеса и снося горы. В Первую Эпоху (самую короткую, но самую динамичную) на небо взошли Солнце и Луна и развернулись расцвет и упадок народа эльфов-нолдор, которые вступили в безнадёжную войну с владыкой зла Морготом. Во Вторую Эпоху настал первый расцвет расы людей, которые создали первую великую империю — Нуменор, и погубили её своей гордыней и моральным падением; в эту эпоху Земля из плоской стала круглой. Наконец, в Третью Эпоху произошла последняя война добра и зла, по итогам которой мир покинула магия, сказочные существа стали уходить или пропадать из мира, и настала Четвертая эпоха — когда мир стал обычным и люди стали безраздельно владеть им.
Расы и существа Арды [ править ]
Айнур [ править ]
Толкин был набожным католиком, но обаяние фэнтезийного политеизма не обошло и его. В результате он придумал компромиссную систему: собственно Бог, с большой буквы, один, и так и зовется, Эру, что по-эльфийски значит Единый. И этот Бог создал ряд младших божеств, которые называются Айнур (Священные). Они, в свою очередь, делятся на два ранга: Валар (Стихии, Силы) и Майар (Служители, Помощники).
Вот наиболее важные из Валар:
Майар — меньшие духи-служители, во всем подобные Валар, но более слабые (но более могущественные, чем смертные и эльфы). Каждый Майа принадлежит какому-то Вала, которому служит или служил; например, Саурон — майа Мелькора, но раньше был майа Аулэ.
Некоторые известные Майар:
Дети Эру [ править ]
Две расы, людей и эльфов, сотворил Эру напрямую, поэтому они называются Детьми Эру, или по-эльфийски Эрухини.
Эльфы [ править ]
Эльфы — сотворены Эру до людей, и пришли в мир раньше всех других рас, за что и называются Перворожденными. Эльфы бессмертны, пока их не убьют, и даже убитые могут (за хорошее поведение) возрождаться. Но они не могут вечно жить в мире, в котором существует зло, поэтому рано или поздно все должны переехать в Аман, под крылышко Валар. Собственно, с попыток устроить переезд эльфов в Аман сразу после их пробуждения, и началось их разделение на племена: когда к ним явились посланцы Валар и предложили всем дружно переехать в Валинор, общий эльфийский народ (называвшийся тогда «квэнди» — «владеющие речью») разделился на эльдар, отправившихся в Великий Поход — и авари («невозжелавшие»), тех, кто отказался куда-то идти. Из эльдар до Валинора добрались не все: часть (будущие синдар) остались с королём Тинголом, встретившим майю Мелиан в Средиземье, часть откололась или заблудилась в пути и основала свои общины и поселения. Из этих-то четырёх племен и выделились впоследствии разные эльфийские народности:
Люди [ править ]
Среди народов людей наиболее значимы три племени, в Первую Эпоху дошедшие до Белерианда и ставшие участниками событий борьбы эльфов со слугами Мелькора:
Что до конкретных народов:
Полуэльфы и эльфиниты [ править ]
Полуэльфы — потомки от браков людей и эльфов. Делятся на два типа:
Первые могут сами выбирать свою судьбу и по желанию получать статус эльфа или человека, вторые же, известные больше по слухам и легендам, такого выбора лишены, и потому всегда являются смертными (хотя и долгоживущими). Сам выбор стал обязательным лишь по окончании Войны Гнева — до этого полуэльфы пользовались преимуществами обоих народов. Решившие стать людьми дети благословенных пар теряли бессмертие, однако жили очень долго (Элрос, к примеру, прожил 500 лет и умер по своему желанию — был такой дар у королей Нуменора).
У Толкина описаны следующие браки эльфов с людьми:
Особняком стоит брак Арагорна с Арвен: хотя Арвен и имела эльфийский срок жизни, она сама являлась полуэльфом — и после брака избрала удел смертных. Именно поэтому Эльдарион и другие её дети уже изначально были людьми.
Что же касается тех пар, которые не получили персонального благословения, то из них упоминается лишь одна — описанный в «Неоконченных сказаниях» брак нуменорца Имразора и эльфийки Митреллас, от которых пошёл род князей Дол Амрота в Гондоре. Также среди хоббитов ходили слухи о том, что в старину кто-то из родоначальников клана Туков взял в жёны эльфийку — и, мол, именно поэтому потомки этого в целом благопристойного рода могут иногда всё бросить и отправиться куда-то на поиски приключений — как, к примеру, Бильбо Беггинс, сын Беладонны Тук. В «Хоббите» вскользь упоминалось о том, что «встречались еще те, кто вел свой род от эльфов и северных воинов, и Элронд был их предводителем» — так что судя по потребности в предводителе, таких «нелицензионных» полуэльфов в Средиземье было немало.
Прочие [ править ]
Злые существа [ править ]
Ни одно из злых существ в Арде не было сотворено из ничего, так как один из законов этого мира — зло творить не может, только портить. Поэтому все монстры и твари являются производными от чего-либо, полученными Мелькором, Сауроном или Саруманом.
Магия в Арде [ править ]
Надо отметить, что само понятие магии к миру Арды применимо с трудом. С одной стороны, есть откровенно волшебные предметы (палантиры, Сильмариллы, светящиеся при виде орков эльфийские мечи). С другой — волшебство изрядно разлито в самом мире, и практически ни о чём нельзя сказать, что это полностью «естественно», а это — «магично».
Как бы то ни было, магии в её разных проявлениях к концу третей эпохи становится реально мало. Она есть, предыдущие поколения как следуют наследили после себя в этом плане, но магия имеет тенденцию угасать, связанные с ней артефакты — навсегда теряться или разрушаться, а квалифицированные колдуны и маги — умирать, не обучив преемников. Плюс она сложна, и неплохо бы иметь в запасе достаточно свободных лет для обучения, уметь читать книги на древних и секретных языках, иметь под рукой учителей и принадлежать к «правильной» расе.
Да, у каждой расы магия своя. Майар и Валар способны на наиболее громкие и эффектные чудеса с фейерверками и кувыркающимися горами. У эльфов магия называется чарами, и она больше построена на ментальных и духовных фокусах — таких, к примеру, как осанвэ, местная разновидность телепатии (формально к ней способны и люди, но из-за сильной власти тела (хроа) над духом (фэа) мало кто из людей освоил эту способность). Гномы специализируются на создании необычных предметов (а ещё больше этим любят развлекаться эльфы Нолдор).
Наименьшие магические способности у людей: сведения о людях, овладевающих какой-либо магией, отрывочны и неконкретны. Достоверно известно разве что следующее:
Пожалуй, это все. Также слухи ходили о королеве Берутиэль с её колдовскими кошками-шпионами. Кроме того, Фродо с кольцом в Пригорье приняли за колдуна — следовательно, хотя бы слухи о людском (и хоббичьем, поскольку хоббиты — это подвид людей) колдовстве ходили.
Сам Толкин, отвечая на вопрос о магии людей, был не всегда последователен: в некоторых письмах он утверждал, что люди как таковые магией не владеют, обрести не в состоянии, а чудесные исцеления, которые демонстрирует Арагорн — это смесь его медицинских знаний (в частности, по траволечению), гипноза, и лишь отчасти — доставшихся ему по наследству сил эльфов и майар (Арагорн ведь дальний потомок Берена и Лютиэн). С другой — он тут же добавляет, что нуменорские кузнецы читали заклинания при изготовлении мечей. В черновиках у него и вовсе есть рассказ о каменных стражах лесных дикарей друэдайн: лесовики умели передавать часть своих жизненных сил статуям, те оживали и убивали любого орка, посмевшего приблизиться к статуе — но при этом повреждения, нанесённые статуе, тут же отражались на заклявшем её колдуне-друадане.
О магии же орков почти ничего неизвестно: упоминаются «нечистые орочьи руны» (и то скорее в смысле, что этими рунами были записаны мерзкие и позорные слова) на болоте и «рушительные чары» на таране Гронде (и то их наложить мог сам Саурон или же Король-Чародей). То же самое касается и магии троллей: в «Хоббите» один из них таскает в кармане волшебный говорящий кошелёк, но откуда тролль его взял — неизвестно.
В общем и целом, самая распространенная ветвь магии в Арде — это артефакторика. Только о ней можно сказать, что она универсальна для всех рас (хотя у нолдор и гномов наибольший опыт в ней). О ней есть наибольшее количество канонических свидетельств, в том числе о том, что даже люди изготавливали и использовали волшебные предметы. С другой стороны, и майа Гэндальф не гнушался использовать для своей магии артефакт — кольцо Огня Нарья.
Канон [ править ]
Эссе Нижеследующий текст является эссе. Он выражает мнение конкретного автора по данному вопросу и может содержать большое количество оценочных суждений и неоднозначных высказываний. Просим относиться с пониманием. |
По мнению отдельных личностей (главным образом личностей нолдорской национальности, «энного дома» и с именами на Что-нибудь-наро), существует некий железобетонный Толкиновский Канон, отступление от которого карается расстрелом и посмертным причислением к позорному мурлу апокрифистов. На самом деле, это не совсем так, а вернее — совсем не так. Поэтому скажем «нет» таким безобразием и расставим точки над i и над ё — в том числе в именах Манвё и Воронвё.
Толкин, скажем честно, по молодости изрядно растекался мыслию по древу и давал полёт фантазии. И не всегда вспоминал в зрелости о том, что у него налеталось в молодости — а когда вспоминал, не всегда находил время это причесать и подвести под единый знаменатель. Поэтому в его deep lore существует великое множество спорных моментов, среди которых:
Кроме того, ранние тексты Толкина, даже изначально задумывавшиеся как часть легендариума, были… очень разные. По версии одного текста, Гондолин орки штурмовали на шагающих бронетранспортёрах. По версии другого текста, был совершенно буффонадный эпизод с Мелькором (вернее, Мэлко) на ёлке, и не менее забавный демонический кот Бегемот Тэвильдо, который был противником нолдо Берена вместо Саурона. А ведь был ещё и «Хоббит», который к Арде был пристёгнут задним числом.
Многие из описанных спорных и сложных моментов были впоследствии причесаны и сведены — но не все. Большинство из «причёсанного» находится в «Сильмариллионе» — но в deep lore входят 12 томов «непричёсанного», так называемая История Средиземья. И вот её-то можно и нужно толковать с точки зрения здравого смысла произвольно и не опасаться, что это будет страшное Нарушение Канона. Между прочим, небезызвестная Чёрная книга Арды обеими ногами опирается на этот 12-томник.
Иными словами: говорить о толкиновском каноне некорректно. Есть лор, но не канон. А упоротый канонизм — полное непонимание сути толкинистики.
Арда властелин колец что это
Внимание! Это мастер-статья ко всему творчеству Толкина об Арде. Властелин Колец, Хоббит, Сильм и т. д. — должны быть подстатьями к этой.
— Я понимаю, если бы написали книгу по The Battle for Middle-earth. Это бы стало бессцеллером (sic!) на все времена. — А есть ведь такая книга — «Властелин Колец» называется. В трёх томах. — От ЕАgames? книга-то?… А вообще… как можно книгу издавать целой корпорацией? — Да нет, от одного малоизвестного автора — Джона Рональда Руэла Толкина, он её как-то 50 лет назад написал.
Арда — мир, придуманный Дж. Р. Р. Толкином и, по замыслу автора, представляющий собой Землю в вымышленную древнюю эпоху. В этом мире находится субконтинент Средиземье, соответствующий Европе, на котором и разворачивается наибольшая часть событий в книгах Толкина. Кроме Средиземья, в Арде первоначально находилась благословенная земля Аман, которая впоследствии была удалена из кругов мира, и полуостров Белерианд, крайняя западная оконечность Средиземья, затонувшая в конце Первой эпохи. Не забываем и про остров Нуменор, существовавший во Вторую эпоху.
Содержание
Самая мякотка толкиновского лора
В наши дни не все читали толкиновское наследие полностью. А многие только экранизации и посмотрели (а там налицо… как бы мягче сказать… не самое скрупулёзное следование канону), и это притом, что «Сильмариллион» не экранизирован, а без него картина явно неполна. Ещё меньше народу осилило массу толкиновских черновиков. В результате у не знающих сеттинга (или неверно его понявших) наблюдается незнание азов. Это порождает популярные заблуждения (например, «Толкин — это строго чёрно-белая мораль!», «Толкин и сцепление с реальностью — две вещи несовместные!») и недоумённые вопросы — например, про орлов связанные с непониманием всей гаммы отличий толкиновской «Светлой стороны» от «Тёмной» и с парадоксом образа врага. Среди ЧАВО — и такие: «Почему эти Светлые просто раз навсегда не раскатают Тёмных вдребезги и пополам, если те настолько „слабее, неконструктивнее и хуже“. А если Тьма настолько серьёзна и опасна — чего тогда стоят тщательно расписываемые „величие и прекрасность“ Светлых, и почему Тьма еще не скушала этих мажоров без соли и без лука. Толкиновские орки настолько же трусливы и ненадёжны, насколько жестоки и непроходимо тупы, каждый из них в отдельности далеко не супербогатырь — но почему именно они представляют наибольшую не-метафизическую угрозу в сеттинге?»
Чтобы самостоятельно выяснить правильные ответы на все эти вопросы, нужно прочитать «всего Толкина» (в редкостно хороших — т. е. не самых известных — переводах, а лучше в оригинале), в том числе тексты, изданные посмертно, доведённые до ума уже сыном писателя и соавторами оного. Не мешает зарыться и в изданные в оригинале сборники толкиновских писем, черновиков и набросков, чтобы выяснить мелкие детали, попытаться вычленить их из навала авторских «рассуждений о том о сём», в том числе о лингвистике, религии и философии. На выходе получится примерно вот что…
Летосчисление Арды
События, описанные в книгах Толкина, датируются по системе эпох (в одном из писем Толкина предоставлена приблизительная формула для перевода на наши деньги: 3019 г. Третьей эпохи — это примерно 6-7 тыс. лет до н. э.). Эпох пять: Предначальная, Первая, Вторая, Третья и Четвёртая (в том же письме автор размышляет, что сейчас у нас конец Шестой или начало Седьмой — в зависимости от того, принимать ли 1945 г. за победу, равнозначную победе над Сауроном).
Предначальная эпоха — это всё, что было до первого восхода Солнца и начала расы людей. Она, в свою очередь, подразделяется на годы Светильников, годы Древ, и т. д. — в зависимости от того, что тогда было главным светилом в отсутствие Солнца). В эту эпоху была сотворена Арда, Мелькор утвердил себя как первого Черного властелина, пробудилась раса эльфов, а за ними — гномы, и первые из них отправились в Аман, и там Феанор, безумный гений эльфийской расы, создал уникальные камни, в которых был заключён свет священных Древ-светил — Сильмарилли. Мелькор украл Сильмарилли, и часть эльфов по наущению Феанора свалила оттуда мстить, порезав по пути кучу своих же.
Первая эпоха, самая короткая, но самая динамичная — это война с Мелькором в Белерианде, в которой участвовали эльфы, гномы и недавно пробудившиеся и подтянувшиеся на вечеринку люди. В эту эпоху произошло очень много всего, но кончилось всё хорошим плохим концом. О Первой и Предначальной Эпохах рассказывают «Айнулиндалэ», «Валаквэнта» и «Квэнта Сильмариллион» из, собственно, «Сильмариллиона», а о некоторых конкретных героях Первой Эпохи — отдельные произведения «Лэ о Лейтиан» и «Дети Хурина». А более подробно о падении последнего эльфийского оплота Гондолин можно почитать в собственно «Падении Гондолина» из сборника «Неоконченные сказания» (или отдельной книге, вышедшей в 2018 г.). Желающим подробнее изучить матчасть космогонию Арды, нравственные законы эльфов, имена эльфов и прочесть философскую беседу короля Финрода со смертной женщиной Андрет — добро пожаловать в 10-й и 11-й том «Истории Средиземья».
Вторая эпоха — это эпоха, когда Саурон подхватил у своего учителя упавшее знамя Чёрного Властелина и создал на пару с уцелевшим внуком Феанора Келебримбором (нет, тот не перешёл на сторону Тьмы — просто Саурон прикинулся «никаким не Тёмным и вовсе не Сауроном» и умело надавил на Келебримборовы пристрастия и комплексы) систему волшебных Колец Власти. Келебримбор хотел с помощью этой системы усилить эльфийских правителей и, главное, законсервировать (стагнировать) земную жизнь насколько получится, чтобы бессмертным было проще жить «в краю, где царит Увядание и Перемены»… Но у Саурона были другие планы: навыками и пассионарностью Келебримбора он цинично воспользовался (а потом Келембримбор в его глазах пережил свою полезность), а сам желал «всех отыскать, воедино созвать и единою черною волей сковать», для чего и смастерил особое, проклятое, злое, совращающее Кольцо ВСЕВЛАСТЬЯ, оно же Единое Кольцо. Тем временем происходило возвышение и падение Нуменора — земли, дарованной тем людям, что сражались с Мелькором и победили его; нуменорцы возгордились, возжелали бессмертия и по наущению всё того же Саурона пошли войной на Благословенный край, за что и были покараны Эру Единым. Те же из них, кто не участвовал в этом безумии, основали два нуменорских королевства в Средиземье — Арнор и Гондор — и победили Саурона. О Второй Эпохе повествует раздел «Акаллабет» в «Сильмариллионе» и более подробно — книга «Неоконченные сказания».
Наконец, Третья эпоха — это эпоха «Властелина Колец», эпоха последнего возвышения и окончательного падения Саурона, истаивания эльфов и утверждения власти людей над Средиземьем. А Четвертая — всё, что было после: эльфы уплыли, магия ушла, добрый король Арагорн проживёт ещё лет сто, а когда он помрет, настанет тупое банальное политиканство и войнушки людей друг с другом… В общем, Арда кончится и начнется игра в «Цивилизацию». О Третьей Эпохе и Войне Колец рассказывает, естественно, «Властелин Колец». Ещё можно ознакомиться с «Неоконченными сказаниями» и «Историей Средиземья» с 6 по 9 том, где представлены черновики «Властелина Колец».
Пантеон Арды
Толкин был набожным католиком, но обаяние фэнтезийного политеизма не обошло и его. В результате он придумал компромиссную систему: собственно Бог, с большой буквы, один, и так и зовется, Эру, что по-эльфийски значит Единый. А все остальные боги — как бы и не совсем боги, а наполовину совет ангелов, и зовутся они Валар (то есть силы или стихии).
Народы и расы Арды
Злые существа
Ни одно из злых существ в Арде не было сотворено из ничего, так как один из законов этого мира — зло творить не может, только портить. Поэтому все монстры и твари являются производными от чего-либо, полученными Мелькором, Сауроном или Саруманом.
Магия в Арде
Магии в её разных проявлениях к концу Третьей эпохи становится реально мало. Она есть, предыдущие поколения как следуют наследили после себя в этом плане, но магия имеет тенденцию угасать, связанные с ней артефакты — навсегда теряться или разрушаться, а квалифицированные колдуны и маги — умирать, не обучив преемников. Плюс она сложна, и неплохо бы иметь в запасе достаточно свободных лет для обучения, уметь читать книги на древних и секретных языках, иметь под рукой учителей и принадлежать к «правильной» расе.
Звёздное небо
Убеждённый гуманитарий Толкин был серьёзно не в ладах с естественными науками, [5] в том числе и с астрономией, поэтому полностью проигнорировал как собственное движение звёзд, так и прецессию земной оси: даже в конце Третьей Эпохи, около 8-9 тысяч лет назад по его же собственной хронологии, небо Земли выглядело заметно иначе чем сейчас. Так что звёздное небо Арды выглядит идентично небу, видимому с Земли, многие звёзды и созвездия имеют аналоги в реальном мире.
Планеты
Планеты совершают путь по нижним слоям Ильмена.
Арда властелин колец что это
Создана Эру Илуватаром (Единым Богом) при содействии младших божественных духов, Айнур, и является частью Эа (Вселенной).
Содержание
Общие сведения [ ]
Арда является частью Эа, вселенной. Арда была создана, как и остальная часть Эа, посредством Музыки Айнур для Детей Илуватара (то есть, эльфов и людей).
Поскольку Солнце, Луна, звёзды и прочие объекты находились на орбите этой планеты в космологии Толкина, они также считались частью Арды, так что Арда определяется как «солнечная система», в то время как собственно Земля или часть Арды, не включающая небесные тела, называлась Амбар или Имбар.
Изначально Земля (Арда) была плоским миром, континенты которого были окружены огромным океаном (возможно, имелся в виду не водный океан, а некое пространство) Эккайа или Вайя (Vaiya), Внешним морем (Encircling Sea), и разделены Белегаэром, Великим Морем (Great Sea), и Разделяющими морями (Sundering Seas). В Первую Эпоху на северо-западе Средиземья находился Белерианд, который был уничтожен в результате Войны Гнева.
К югу и востоку от Средиземья находился континент, известный как Тёмные Земли (Dark Land). К востоку располагался относительно небольшой материк Земля Солнца (Land of the Sun), названный так из-за того, что где-то неподалёку находились Врата Солнца, освещавшего плоский мир. Возможно, он был сожжён Солнцем.
Информации об этих континентах крайне мало, как мало её о юге и востоке Средиземья. Возможно, что Толкин имел в виду не материки, а дальние области Средиземья. На юге Средиземья находились так называемые Ближние Земли (Hither Lands), в состав которых включался Харад. Слово «харад» означало юг в общем смысле и использовалось для обозначения не только земель непосредственно к югу от Гондора и Мордора, но и юга Средиземья вообще. В Ближнем Хараде имелось множество выжженных солнцем пустынь, которые дальше к югу, вероятно, сменялись непроходимыми джунглями, родиной олифантов. Жители Дальнего Харада также имели тёмную, словно сожжённую солнцем, кожу.
Обширные восточные земли имели общее название Рун, хотя это слово, возможно, также использовалось только для обозначения местности, непосредственно прилегавшей к морю Рун (Sea of Rhûn) и реке Бегущей (River Running). Вастаки (истерлинги), как и харадрим, являли собой конгломерат большого количества различных народов.
О дальних восточных границах Средиземья, предположительно выходящих к морю, известно ещё меньше. Известно, что в древние времена с севера на юг там проходила огромная горная гряда Орокарни (Красные горы) аналогично хребту Эред Луин (Синие горы) на западе континента (на заре своего существования мир был симметричным). Эльфы впервые появились именно там, на крайнем востоке. Их родины, Куивиэнэн, уже не существовало в Третью эпоху. Неизвестно, сохранились ли в Третью эпоху Орокарни и в каком виде (Эред Луин сильно уменьшился в размерах, но сохранился). Далеко на востоке от Рун странствовали Синие Маги, которые отправились туда, чтобы поднять восстание против Саурона на покорённых им землях, однако сведения об их деятельности так и не достигли западных земель. Вероятно, Синие Маги не справились со своим заданием: либо, подобно Саруману, сами стали править людьми, либо, подобно Радагасту, стали покровителями той или иной местности или народа и перестали беспокоиться о судьбах всего Средиземья. Доподлинно известно лишь то, что ни один из них не вернулся.
Во Вторую Эпоху для Эдайн в Большом море был поднят Нуменор. Этот остров просуществовал большую часть Второй Эпохи, но был уничтожен Илуватаром из-за восстания нуменорцев против Валар.
После гибели Нуменора Арда стала круглой, и мир стал меньше. Аман (Бессмертные земли) был сильно разрушен (западная часть ушла под воду), а все его жители перестали существовать в физическом мире. Аман стал обычной землёй, в наше время носящей название Америка. Однако достигнуть истинного Валинора эльфы из Средиземья могли, тем самым добровольно умирая и уходя в мир духов. В той же форме остались в Арде Айнур и эльдар Амана; они жили теперь памятью о Валиноре. Так будет до вплоть Конца Мира, когда Феанор разобьёт Сильмарили и все эльфы смогут воскреснуть в свете Древ Валинора.
Народы [ ]
По ходу истории Арды, её населяли многие различные по своей природе народы.
История Арды [ ]
История Арды, по концепции произведений Толкина, становится известна из различных Книг Премудрости, написанных разными летописцами эльфов, людей, гномов и хоббитов. Во многом это искажённая информация, главная суть которой – легенда.
Арда Неискажённая [ ]
Изначальный мир, созданный Валар, назывался А́рда Неискажённая (англ. Arda Unmarred ) или А́рда Алаха́ста (кв. Arda Alahasta ). Этот мир был полностью уничтожен в результате войн между Валар и Мелькором, сохранилась лишь одна его часть – Валинор. Арда Неискажённая представляла собой плоский симметричный мир, освещённый вечным светом.
Арда Искажённая [ ]
Арда Искажённая также исказила идею бессмертия эльфов: в Арде Искажённой эльфы медленно угасают, пока их тела не истончаются настолько, что они становятся призраками. В Валиноре этот процесс можно было остановить, и потому многие эльфы Средиземья в поздних эпохах уплывали туда. Тот же эффект неугасания мог дать неосквернённый Свет (свет Солнца и Луны был изначально осквернён), то есть, свет Древ Валар и Сильмарилей Феанора. Одной из способностей Трёх колец эльфов была власть над временем, благодаря которой Эльронд и Галадриэль в подвластных им королевствах тоже могли остановить процесс угасания эльфов. После уничтожения Кольца Всевластья сила эльфийских колец была утеряна, и в начале Четвёртой эпохи многие эльфы покинули Средиземье.
Теории [ ]
Само слово Arda было явно заимствовано Толкином из германских языков (голландское aarde, немецкое Erde) и родственно английскому Earth, Земля. Конечно, в мифологии Толкина это слово не имело никакого отношения к реальным языкам и принадлежало языку квенья.