архангел что это значит
Чем отличаются ангелы от архангелов?
Слово «ангел» и его производные из Священного Писания давно вошли в обыденный лексикон и не всегда употребляются в сакральном значении. Однако, в православии существует богословская дисциплина – ангелология, предмет которой происхождение, иерархия, роль и место ангелов. Кто такие ангелы, чем они отличаются от Архангелов и как связаны с людьми?
Кто такие ангелы?
Ангел (с греческого – «вестник») – разумный бесплотный служебный дух (Евр. 1:14), обладающий свободной волей, осознанно выбравший путь служения и послушания Господу, активный участник Промысла Божия.
Из Библии известно, что служение ангелов заключается:
В богослужебных и богословских текстах ангелов называют Небесным воинством (силами). «Ангел – сущность, одаренная свободой и умом, служащая Господу, бесплотная, постоянно движущаяся» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Иерархия
Святой Дионисий Ареопагит в трактате «О Небесной иерархии» изложил устройство мира ангелов, фактически, заложив основы ангелологии. Он выделяет 9 ангельских чинов (три лика), наименования которых упоминаются в Священном Писании (Кол. 1:16; Еф.1:21; Рим. 8:38; 1Пет. 3:22; Дан. 8:16 и др.). Каждый из чинов имеет собственное наименование и назначение в мироустройстве.
Чин | Описание | Празднование | В Св. Писании | |
1 | Серафимы | В переводе «пламенеющие», побуждают к любви к Богу; (изобр. шестикрылыми). | 8/21 ноября | Ис.6:2, 6 |
2 | Херувимы | «Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение; (изобр. четырёхкрылыми). | Евр. 9:5 | |
3 | Престолы | Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие; (изобр. в виде колёс со множеством глаз на ободьях). | Кол. 1:16 | |
4 | Власти | Укрощают власть бесовскую, отражают искушения. | Кол. 1:16 | |
5 | Господства | Ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям. | Кол. 1:16 | |
6 | Силы | Укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим | Еф. 1:21 | |
7 | Начала | Управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны. | Кол. 1:16 | |
8 | Архангелы | Являются проводниками откровения Божия (подробнее см. таблицу ниже). | 1Фес.4:16; | |
9 | Ангелы | Приставлены для хранения каждого христианина. | Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10 |
Отличие Ангелов от Архангелов
Ангелы – общее наименование всего воинства Небесного (Лк. 2: 13—14). Но, согласно иерархии святого Дионисия, Ангелы – 9 чин, вместе с Архангелами и Властями они образуют низший лик (триодь).
Архангел (с греческого – ангелоначальник, старший ангел) – учитель и провозвестник воли Господа для людей, проводник Божественного Откровения (1Фес. 4:16; Откр.12:7). В Небесной иерархии Архангелы – это 8 ангельский чин, занимающий место выше Ангелов.
Архангелы и Ангелы относятся к Небесному воинству, но хотя составляют один лик, различаются по действиям. Св. Дионисий писал, что Архангелы – «чин научения». Их миссия – возвещать волю Господа, наставлять и учить людей жить согласно воле Божией. Ангелы выполняют такую же миссию, но если высшие чины ангелов непрестанно пребывают с Господом, то низшие – с людьми. Ангелы охраняют человека, укрепляют его веру, помогают выбрать правильный (согласно Промыслу Божию) жизненный путь и способствуют возвращению оступившегося в лоно Церкви (Быт. 16:7—12).
Ангелы настолько близки к людям, что повсюду окружают их, «весь воздух наполнен ангелами» — говорил святой Иоанн Златоуст. К христианину приставляется Ангел-хранитель, который всегда готов помочь, только если человек сам пожелает. Ангелы хранители есть не только у конкретного человека, но и у государства, города, храма, семьи и так далее (Апок. 7:1; Апок. 14:18).
Еп. Сильвестр (Стойчев) пишет, что с апостольских времен в традицию вошло молитвенное почитание ангелов, поэтому молиться ангелам можно, но поклоняться им как Богу нельзя (Кол. 2:18), за это полагается анафема (35 правило Лаодикийского Собора 364 г.).
Архангелов называют великими благовестниками, потому что они возвещают о великих и торжественных событиях. Например, о Рождестве Иисуса Христа (Лк. 1:26-38), в то время как Ангелы – о будничных.
Имена Ангелов неизвестны. Из Библии и Священного Предания известно о 7 Архангелах (Тов. 12:15): Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Иегудииле, Варахииле, Селафииле. Каждый из них выполняет особую миссию. Например, Михаил стоит во главе Небесных сил. Он – Архистратиг, полководец ангелов, победивший диавола (Откр.12:7).
Архангелы
1 | Михаил | Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми девятью Ангельскими чинами. | 8/21 ноября | Иуд.1:9; Дан. 3:92-95 |
2 | Гавриил | «Сила Божия»; возвещает людям великие дела Божии; изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. | 26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя. | Лк.1:26; Дан. 8:16 |
3 | Рафаил | «Исцеление Божие»; целитель, врач Божий; изображается держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу. | 8/21 ноября | Тов. 3:16; 12:15 |
4 | Уриил | «Свет, огнь Божий»; просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а опущенной левой руке – пламень огненный. | 3Езд. 5:20 | |
5 | Салафиил | «Молитвенник Божий»; изображается с руками, молитвенно сложенными на груди. | 3Езд. 5:16 | |
6 | Иегудиил | «Славящий Бога»; покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изобр. держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (награда святым и воздаяние грешникам). | Упоминается только в Св. Предании | |
7 | Варахиил | «Благословение Божие»; податель благословений и милости Божией; изобр. Несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, либо розы на одежде. | Упоминается только в Св. Предании | |
8 | Иеремиил | «Высота Божия»; изображается держащим в руке весы. | 3Езд. 4:36 |
Архангел — это когда люди из Архангельска!
Как у нас говорят — голь на выдумки богата. Даже по ранжиру всех, кого вы думали расставили и сан присвоили. Это видно от еженочных бдений глюки явились. И надо же до чего головы людям заморочили. Когда жили при социализме нормально никто в эти сказки ясновидящих и прочих шарлатанов не верил. А в трудные времена прихватизации и в Чумака поверили и всяких ясновидящих и плохо слышащих но исправно набивающих карманы от одурачивания чем и банки не гнушаются — там где присутствует человек, можно ждать чего угодно особенно наш самый начитанный — сколько схем одурачивания напридувымали? И с карточками, и с телефоном, и квартиры, и машины ни чем не брезгует. Хотя вера в бога существует уже давно, но не всем это дано.
Точно, служил там в 1974, до сих пор нимб над головой искрит, блин.
Спаси Бог за статью! Велика мудрость Бога, который так чудесно устроил все. Читаю и сердце радуется!
Где в писании сказано, что Ангелы или Архангелы бесплотные Духи. Такого не сказано нигде! Сказано, что Ангел или Архангел Дух Божий об этом сказано в Откровении Иоанн гл. 4, 5. А также сказано, что Дух Божий — это качества в человеке, любовь, совесть, благочестие, правдивость и т.д. выходит следующее, что Дух Божий это не бесплотный Дух, а сам Человек обладающий всеми качествами добродетели, собственно и сам человек является Ангелом или Архангелом.
Ты затронул слишком сложный вопрос. Или даже 3, но почему-то сам себе противоречишь. Вот ты говоришь «где в писании сказано?», а про какое ты писание говоришь? К примеру в одном из писаний, назваемое ныне «запрещенной для чтения книгами Еноха» есть такие стихи:
39. И Он повелел подняться мне и подойти к вратам – я же опустил своё лицо.
40. И Он отвечал и сказал мне Своим словом «Слушай!
41. Не страшись, Енох, ты праведный муж и писец правды; подойди сюда и выслушай Моё слово!
42. И ступай, скажи стражам неба, которые послали тебя, чтобы ты просил за них: вы должны попросить за людей, а не люди за вас.
43. Зачем вы оставили вышнее, святое, вечное небо, и преспали с жёнами, и осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступали как сыны земли, и родили сынов-исполинов?
44. Будучи духовными, святыми, в наслаждении вечной жизни, вы осквернились с женами, кровию плотской родили детей, возжелали крови людей и произвели плоть и кровь, как производят те, которые смертны и тленны.
45. Ради того-то Я им и дал жен, чтобы они оплодотворяли их, и чрез них рождали бы детей, как это обыкновенно происходит на земле.
46. Но вы были прежде духовны, призваны к наслаждению вечной, бессмертной жизни на все роды мира.
47. Посему Я не сотворил для вас жен, ибо духовные имеют свое жилище на небе.
48. И теперь исполины, которые родились от тела и плоти, будут называться на земле злыми духами и на земле будет их жилище.
В этом тексте ясно сказано, что ангел это хранитель, аспекта бытия, и более духовны, чем телесны, хоть и принять любую форму для них совершенно не проблема. А про разницу в чинах то понимай это так: есть некие строители и каждый из них занимается своим, т.е один делает стены, а другой проводит трубы. Таким образом, работа разделяется на черновую, где нужна грубая СИЛА, а в другом месте нужно управлять этой силой, в сути своей архангел отличается от ангела тем, что осознает мир более емко и четко нежели любой из ангелов ниже, в свою очередь архангел не способен осознать и мир и Бога так как серафим олицетворяющий волю, и живой разум. Что касаемо Духа Святого и человека тут еще проще. Человек сложное 3 составное существо живущие в вечно настоящем с возможностью оглядется в перспективе времени или же заглянуть далее. Три составные части человека есть: плоть, душа, дух. Где плоть существует лишь для того, чтобы человек приобретал опыт в свободе воли, и в свою очередь очень взаимо связан с душою. Душа служит для хранения и передачи опыта в свободе воли, результатами этого опыта и его передачи служит тело. Ну и третье это дух, он неотделимо связан с душою ибо он его выбора пишется то что будет хранится в душе как в результате отразится и в теле. Таким образом тело это прямое отражение, состояния души от выбора сделанным духом. Вот о чем говорил Христос говоря о теле как о храме. Ведь так и есть тело это храм души, в котором живет Дух. Ах да душа это не эфемерное понятие, а чисто физическое. Тот, кто скажет покажи мне душу, пусть порежет себе палец (ну или ткнет иголкой) именно кровь по мнению Моисея и есть душа. Прошу простить за столь длинный и боюсь не такой уж увлекательный текст, но надеюсь все ваши вопросы я раскрыл в той мере в коей они были заданы.
Что известно людям об Архангелах
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Начальники Ангелов
Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил
Иконография:
Собор архангела Михаила
Датировки: XVIII в. Начало XVIII века.
Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов
Происхождение: Из иконостаса ц. Архангела Михаила в с. Бронницы Московской области.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 155,5 см, ширина 97,5 см
Икона ‘Собор Архангела Михаила’ представляет собой многофигурную композицию, изображающую соборное, единогласное прославление ангелами Бога — Творца и Спасителя. В верхней части иконы на херувимском престоле восседает Христос, благословляющий обеими руками. Его круглая слава окружена небесными силами. Ниже, на облаках, представлен Архангел Михаил в окружении небесных сил.
КП 0204. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
В слове «архангел» мы слышим звучание приставки «арх», что по-гречески имеет значение «главный». Таким образом, читается, что архангел – это главный над ангелами. В христианских верованиях именно архангелы – исполнители воли Создателя, помимо этого они доставляют человечеству самые важные вести.
Полезные материалы
Об ангелах и архангелах мы узнаем из Священного Писания. В Ветхом Завете, в книге пророка Даниила повествуется об архангеле Михаиле. Он предстает как «князь великий», обороняющий людей Израиля. В Евангельской истории архангел Гавриил приходит к Деве Марии, чтобы уведомить Ее о рождении Младенца. И он же приходит к Иосифу-обручнику с предостережением, когда тот собирается покинуть Марию, он же побуждает Иосифа спастись бегством в Египет.
Об архангелах упоминают в своих Посланиях апостолы, идет о них речь в Откровении Иоанна.
Небесная иерархия
В раннехристианские времена неизвестный автор, подписавшийся именем Дионисия Ареопагита сформулировал учение об ангельском мире, этот труд носит название «О Небесной иерархии». Вот как она выглядит, в соответствии с его описанием:
Мы видим, что архангелы пребывают на предпоследнем месте в небесной иерархии. Под их началом — ангелы (вестники), наиболее близкие к человечеству из «чинов ангельских».
Православная традиция насчитывает семь архангелов. Их имена:
Писатель нарекает архангелов «небесными учителями», поскольку их задача – подсказывать человеку верный путь, учить его, как жить, в соответствии с Божьими заветами.
Архистратиг Михаил
Архистратиг Михаил
Иконография:
Михаил, архангел
Датировки: XX в. 1904
Иконописец: Кубрин Михаил (?) Трофимович
Материал: Дерево, темпера, позолота
Размеры иконы: высота 22 см, ширина 27 см
Архистратиг изображён в рост, в воинском облачении, в левой руке он держит щит, а в правой огненный меч.
Самый первый среди всех архангел – это Михаил. Он упоминается в книге пророка Даниила (10.13, 12.1), в Послании апостола Иуды (ст. 9) и в Откровении апостолу Иоанну Богослову (12.7-8). На заре времен, когда Люцифер (Денница) восстал против Бога, именно Михаил во главе небесного воинства смог одолеть самого Денницу и всех ангелов, которые пошли за ним.
Благовеститель Гавриил
Ангел Златые Власы
Иконография:
Гавриил, архангел
Датировки: XII в. Около 1200 года.
Иконописная школа или художественный центр:
Новгород (?)
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 48 см, ширина 39 см
Икона происходит из оглавного деисусного чина. Архангел Гавриил склоняет голову в три четверти влево, к центру композиции. Пряди волос архангела разделаны золотым ассистом.
Инв. № ДРЖ-2115. Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
Архангел Гавриил. Это главный благовестник Всевышнего. Именно он доставил радостную весть Марии, он же известил Захарию о том, что у него родится сын, который впоследствии стал известен, как Иоанн Креститель. Он упоминается в книге пророка Даниила (8.16 и 9.21) и в Евангелии от Луки (1.9 и 26). Имя Гавриил переводится с древнееврейского, как «Сила Божья».
К архангелу Гавриилу обращаются в тех случаях, когда нужно принять какое-либо сложное решение или наставить на истинный путь «споткнувшегося» человека. Ему молятся так же о зачатии долгожданного ребенка бесплодные родители и все, кто потерял надежду, впал в уныние и печаль. На иконах архангел Гавриил изображается с зеркалом в руке и со свечей в знак того, что пути Господни непостижимы, и что понять их можно лишь прислушиваясь к голосу совести. Празднование – 8 апреля, 26 июля и 21 ноября.
Исцелитель Рафаил
Архангел Рафаил
Иконография:
Небеса, Рафаил, архангел
Датировки: XIX в. Конец XIX – начало XX века.
Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния.
Происхождение: Из расписного «неба» часовни Сошествия Святого Духа Кенозерского прихода деревни Глазово.
Материал: Дерево, левкас, масло
Размеры иконы: высота 256 см, ширина 90 см
Радиальная грань. Ростовое изображение архангела Рафаила с чашей в руках. В верхней части &ndash изображение херувима.
Инв. № 2900472000/7. Национальный парк ‘Кенозерский’
Архангел Рафаил. Этот архангел – исцелитель недугов и утешитель скорбей человека. О нем идет речь в книге Товита, где содержится развернутое повествование о том, как отправившемуся в путешествие Товии помогал в пути некий юноша, который оказался архангелом Рафаилом. Он помогал ему советами, а так же избавил от злых духов девицу Сарру, исцелил ослепшего отца Товии. Он сам говорит о себе в этой книге:
Имя Рафаила переводится как «исцеление, помощь». Поэтому Рафаилу молятся те, кто ждет исцеления от хворей, кто отправляется в далекое путешествие, кто столкнулся с какой-нибудь сложной проблемой. Но нужно помнить, что Рафаил помогает лишь тем, кто сам милостив и добросердечен. Его рисуют держащим в левой руке сосуд с лечебным снадобьем. Празднование этого и всех других архангелов – 21 ноября, в день Собора архангелов.
Просветитель ума — Уриил
Архангел Уриил. Он упоминается в апокрифах – книгах Ездры и Еноха. В соответствии со Священным Преданием, Уриил оберегает сады рая с тех пор, как из них были изгнаны Адам и Ева. Так же Уриил властвует над небесными светилами. Его имя означает «Божий свет». К Уриилу обращаются с молитвами об «озарении», просвещении умов тех, кто еще не уверовал, о наставлении на праведный путь тех, кто сбился с него. Помогает он так же и тем, кто учится и постигает науки. Архангела Уриила рисуют с мечом в деснице, и с языками огня – на ладони шуйцы.
Заступник Селафиил
Архангел Селафиил
Иконография:
Небеса, Селафиил, архангел
Датировки: XIX в. Конец XIX – начало XX века.
Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния.
Происхождение: Из расписного «неба» часовни Сошествия Святого Духа Кенозерского прихода деревни Глазово.
Материал: Дерево, левкас, масло
Размеры иконы: высота 216 см, ширина 69 см
Радиальная грань. Ростовое изображение архангела Селафиила. В верхней части &ndash изображение херувима.
Инв. № 2900472000/9. Национальный парк ‘Кенозерский’
Архангел Селафиил. О нем мы так же узнаем из книги Ездры. Этот архангел – наш неизменный заступник перед Богом, которому он переносит наши мольбы и чаяния. В книге Ездры говорится, что именно Селафиил услышал вопль заблудившейся и страдавшей от жажды Агари, и принес ей слова утешения от Всевышнего. Имя его означает «побуждающий к молитве». Поэтому и просят этого архангелу о даровании человеку способности молиться, и о том, чтобы он донес наши мольбы до Всевышнего. Иконописцы рисуют архангела Селафиила с опущенной долу головой и сложенными руками, в молитвенной позе.
Восхвалитель Бога — Иегудиил
Архангел Иегудиил. Имя его так же донесло до нас Священное Предание. Иегудиил – первый помощник тех, кто работает во имя славы Божьей. Иегудиил – этот тот самый посланник Всевышнего, кто помогал Моисею и ведомым ми людям во время 40-летнего странствия по пустыне. Это он в столпе огненном охранял израильтян, когда они двинулись из Египта.
Имя этого архангела переводится как «восхваление Бога». Этому архангелу молятся те, кто подвизается во имя славы Господней, прося его укрепить и дать им сил на совершение своего подвига. Особенно почитают архангела Иегудиила монашествующие и те, кто стремится принять монашеский постриг. На иконах Иегудиила рисуют с венцом в одной руке и с плетью в другой, в знак того, что он несет и награду праведным, и кару грешникам.
Благословение Божией — Варахиил
Архангел Варахиил
Иконография:
Небеса, Варахиил, архангел
Датировки: XIX в. 1880-е годы.
Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния.
Иконописец: Иок Фёдор Захаров
Происхождение: Из расписного «неба» часовни преподобного Пахомия Кенского Кенозерского прихода деревни Карпово.
Материал: Дерево, масло
Размеры иконы: высота 196 см, ширина 130 см
Радиальная грань. Архангел представлен в строгом ритме фронтально. Одежда напоминает античный хитон, плавно ниспадающий тяжелыми складками. В нижней части грани &ndash массивные шарообразные облака.
Инв. № 2900477000/6. Национальный парк ‘Кенозерский’
Литература:
Небеса и окрестности Кенозерья. М., Первая публикация. 2009. С. 204.
Архангел Варахиил. Мы знаем о нем из Священного Предания. Он приносит благословения Божьи на праведные деяния и поступки. Варахиил был одним из трех ангелов, явившихся Аврааму в Мамре. (По этому поводу существуют разные мнения. Блаженный Августин считал, что Аврааму явились три ангела, Иоанн Златоуст, Иустин Философ и ряд других святоотеческих авторов полагали, что гостями пророка были Сам Сын Божий в сопровождении двух ангелов. Амвросий Медиоланский считал, что в Мамре Авраам видел все три Лица Святой Троицы). Согласно одной из версий, именно Варахиил открыл Аврааму, что у них с Саррой появится ребенок, несмотря на преклонный возраст супругов.
Его имя переводится как «благословение». У этого архангела просят помощи и благословения в надежде на то, что доброе дело завершится благополучно, и к вящей славе Божьей. На иконах Варахиил изображен обычно с розами, которыми усыпана его грудь. Это – предвещание райских кущей, которые ожидают праведных.
Высота Божия — Иеремиил
Архангел Иеремиил. О нем повествует Священное Предание. Он внушает высокие и чистые помыслы, возносит наш дух к Творцу. В книге Ездры читаем, что Иеремиил так ответил на вопрос, когда же придет Судный день: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера». Имя Иеремиил значит «Высота Бога». Просят его об очищении помышлений, и том, чтобы возвысится духом. Изображают Иеремиила с весами в руках.
Иконы
Самые старые изображения архангелов относятся еще к временам раннего христианства. В так называемых «катакомбах Присциллы» есть изображение Благовещения, относящееся к III веку. Архангел Гавриил написан здесь обращающимся в позе оратора к Марии, восседающей в кресле. Столетием позднее, в катакомбах Виа Латина изображено посещение Авраама тремя ангелами. С той поры закрепилось обыкновение изображать архангелов в виде прекрасных юношей в античных одеяниях.
В Византийскую эпоху традиция изображения ангелов и архангелов усовершенствовалась. К этому времени относятся мозаичные панно в соборе Сан-Марко в Венеции, одно из них изображает ангельские чины, и в их числе – архангелов. В восточной части Империи особенно почитали архистратига Михаила. В самом Константинополе и в других городах было немало храмов, посвященных ему. К числу самых ярких изображений этого периода относят мозаику Архангела Михаила в Константинопольской Софии. Воеводу ангельского воинства изображали как военачальника, в латах и в алом плаще.
К числу самых ранних русских икон с изображениями архангелов специалисты относят известную икону «Ангел Златые Власы». Это — изображение архангела Гавриила, относящееся к XII веку. Любили наши иконописцы рисовать и архангела Михаила. Постепенно сложился иконописный тип «Михаил – грозных сил воевода». Архангела рисуют в латах и верхом. В одной его руке – Евангелие, а в другой – копие, которым он поражает князя тьмы.
Образ святых семи чинов архангельских
Распространенным в России был иконописный тип «Собор архангелов». Самая древняя икона этого типа – Устюжская, относящаяся к XIII веку. Все архангелы изображаются на таких иконах со своими атрибутами, стоящими лицом к зрителю.
К числу наиболее редких и интересных русских икон на эту тему следует отнести роспись в Вавельском соборе (Краков), для исполнения которой были приглашены мастера из Пскова. На росписи XV века изображена небесная иерархия, в том числе, и архангелы. Здесь же, в Вавеле, псковичи создали и фрески «Благовещение» и «Сон Иосифа», на которых есть фигура архангела Гавриила. Все эти фрески сделаны в русской иконописной манере.
Храмы
Храмовые сооружения в честь архангелов есть во многих российских городах. Больше всего из них посвящены архистратигу Михаилу. К числу самых прославленных относится московский храм архангела Михаила в Кремле. Он был возведен в XVI веке итальянским зодчим Иваном Фрязиным, и до Петра I служил местом упокоения великих князей и царей.
В России построено более 70-ти храмов, посвященных архангелу Михаилу (Архистратигу Михаилу и силам бесплотным). Как правило, они в обиходе носят название «Михайловских» или «Архангельских». Подобные церкви возведены и в других странах. В Болгарии известна церковь святых архангелов Михаила и Гавриила в Несебре, относящаяся к XIV веку. Есть православные храмы в честь архангела Михаила и в странах, где исповедуют католицизм, протестантизм или другие, не христианские веры. К ним относится собор святого архангела Михаила в городе Ситка на Аляске.
Небесные заступники
Архангелы – наши заступники, ходатаи перед Богом и учителя истинного благочестия и веры. Христианину следует обращаться к ним с горячей молитвой, прося ниспослать помощь в добрых делах, укрепить в вере, помочь встать на истинный путь, ведущий к спасению, защитить от темных сил. При этом следует помнить о том, что архангелы – это исполнители Божественной воли, ее проводники. Есть специальные молитвы, с которыми следует обращаться к архангелам. Например, акафист Архистратигу Михаилу и прочим Небесным силам бесплотным.
Сохранилось немало преданий о чудесной помощи архангелов людям. С именем архангела Михаила, например, связана такая легенда. Строительство храма святой Софии в Константинополе шло длительное время и несколько затянулось. Однажды мастера ушли обедать и отдыхать, а сторожить храм оставили одного мальчика.
И вот когда юный сторож остался один, ему явился величественного вида прекрасный юноша и повелел немедленно идти к императору и сообщить ему Божью волю: надлежит закончить строительство храма в самое ближайшее время, не затягивая более. Мальчик смутился и сказал: как же я уйду, ведь мне велено сторожить постройку! Юноша ответил: не бойся, пока тебя не будет, я посторожу вместо тебя. Сторож тут же побежал исполнять поручение.
Его допустили к императору, и он рассказал, как было дело. Император и его придворные по описанию чудесного юноши сразу признали в нем архистратига Михаила. Храм, разумеется, стали достраивать с утроенной энергией. А чтобы архангел так и остался сторожить храм, мальчика услали из Константинополя с наказом никогда не возвращаться. Когда он вырос, он стал известным архитектором. А собор Софии с тех пор был под неустанным присмотром архангела.
Чудо, бывшее в Хонех
Чудо Архистратига Михаила, бывшее в Хонех
Распространено и предание о чуде архангела Михаила в Хонех («в расщелине»). Недалеко от поселения Колоссы был храм, построенный у источника, который по велению архангела Михаила стал целебным. О том, что эта вода исцеляет, люди узнали таким образом. У одного язычника была дочь, пораженная немотой. Однажды во сне ему явился архангел Михаил и повелел напоить дочку из этого источника.
Когда повеление было исполнено, ребенок тут же заговорил. Счастливый отец тут же, со всей семьей, принял крещение. И построил рядом с источником храм во имя архистратига Михаила. Язычники вознамерились уничтожить святыню, к которой приходило множество страждущих. Они потрудились даже изменить русло реки, чтобы водой смыть источник.
Однако архангел Михаил сделал так, что вода потекла в сторону, и не тронула святыню. Тогда неугомонные язычники сделали большую плотину. Когда накопилось много воды, они намеревались разрушить перемычку и обрушить потоки на храм, чтобы уничтожить его. Но архангел Михаил ударил копьем в землю, и получилась расщелина, в которую низверглась вся вода, а так же и все злоумышлявшие против святыни.
Небесная тайна
Зная небесную иерархию, запечатленную в Священном Предании, молитвенно обращаясь ко всем архангелам и помня их по именам, христианину следует помнить при этом, что подлинное число всех архангелов, их облик и имена ведомы лишь Создателю. Священное Предание донесло до нас малую толику знаний о Горнем мире, чтобы мы твердо знали, что у нас есть заступники перед Всевышним и учителя благочестия – архангелы.
Автор: Ольга Ельникова