архив сикорского что это
Часть архивов Игоря Сикорского переедет из США в Россию
В четверг 11 апреля в Нью-Йорке в Российском консульстве состоялась торжественная церемония, посвященная передаче части архивов известного российско-американского авиаконструктора Игоря Сикорского его семьей в Дом русcкого зарубежья имени Александра Солженицина в Москве. В церемонии приняли участие два сына авиаконструктора, Николай и Игорь. В своем обращении к гостям мероприятия братья Сикорские отметили, что их отец очень многого достиг после того, как приехал в США, однако начал свою карьеру в России, получил там образование и всегда оставался русским человеком.
«Можете себе представить юношу, подростка, который мечтает летать, ему тогда было 13- 14 лет, когда он узнал о первом полете братьев Райт, – рассказал Игорь Сикорский-младший Русской службе «Голоса Америки». – И уже через 6 лет после этого он строит самолет. Он посвятил всю свою жизнь авиации – и в Америке, и в России. Мне кажется, он очень любил Россию. Он уехал оттуда по политическим соображениям, в Америке чуствовал себя свободным и многого достиг. Но он продолжал любить русских людей, культуру, музыку, литературу, религию».
Мероприятие в консульстве было приурочено к проходящему в Нью-Йорке «Русскому апрелю» – месяцу русско-американской истории.
«Задача “Русского апреля” – познакомить американцев с тем невероятным вкладом в мировую культуру и в культуру и историю Америки, который сделали “русские” американцы – те, у кого есть русские корни, – сказала в интервью «Голосу Америки» Ольга Зацепина, один из организаторов вечера, глава Центра российско-американского культурного наследия. Игорь Сикорский-старший – бесспорно тот герой, который, оставаясь русским, стал американцем. И дети его воспитывались в уважении к русской культуре в самые сложные годы “холодной войны”».
Игорь Сикорский иммигрировал в США в 1919 году. До иммиграции он возглавлял конструкторское бюро авационного отдела Русско-Балтийского завода, который в 1913 и 1914 года выпустил первые многомоторные самолеты его конструкции – «Русский витязь» и «Илья Муромец». После эмиграции в США Сикорский основал компанию «Юнайтед Инжениринг», которая вошла в состав корпорации «Юнайтед Эркрафт». Игорь Сикорский является создателем первых в мире многомоторных транспортных самолетов, а также создателем вертолетов, которые к 1942 году получили самое широкое распространение в мире.
Игорь Сикорский: отец вертолёта, «выдающийся украинец» и русский националист
Окружной административный суд Киева в июне этого года удовлетворил иск Офиса генпрокурора Украины об обязательстве провести реставрацию дома авиаконструктора Игоря Сикорского. Установлено, что балансодержатель дома Сикорского (на ул. Ярославов Вал, 156) на протяжении 20 лет не принимает никаких мер по сохранению вверенного ему государством имущества. Отмечается, что дом находится под угрозой окончательного обрушения. А это не просто дом.
«Здание является объектом культурного наследия и представляет исключительную историческую ценность, поскольку в нем жил И. Сикорский — автор первых в мировой практике авиастроения многомоторных самолетов и вертолетов, человек, входящий в перечень деятелей, которые своими изобретениями помогли человечеству», — говорится в сообщении пресс-службы Офиса генпрокурора. Гений без высшего образования. Игорь Сикорский и его 130 лет
Трехэтажный дом был построен по заказу отца изобретателя, известного киевского психиатра Ивана Сикорского. Он организовал в этом доме больницу, где вел частный прием. Именно здесь его сын Игорь — самый младший из пяти детей в семье — сконструировал и построил свой первый вертолет. Это была самая первая модель геликоптера H-1, не взлетевшая в силу маломощности существующих тогда двигателей, отмечает автор издания Украина.ру Али Серенадин.
Страсть к изобретательству могла возникнуть у Игоря Сикорского под влиянием матери Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой, предполагают биографы. Она много рассказывала детям о Леонардо да Винчи, и мальчика увлекла идея создания летающей «железной птицы», способной взлетать без разбега.
Из-за революционных событий Игорь Сикорский не получил законченного высшего образования (хотя приобретал знания в Петербурге, в Париже, в Киеве — в Политехническом институте, где, впрочем, считают его своим выпускником). Но и без дипломов уже тогда всем было ясно, что он настоящий гений.
«Его аэроплан собственной конструкции поднялся в небо Российской империи третьим по счету, что навеки вписало имя авиатора в отечественную историю. Построенные им потом самолеты были настолько заметны, что в возрасте 23 (!) лет де-факто инженер был приглашен на завод «Руссо-Балт» (в Петербурге. — Ред.) для основания авиационной промышленности», — пишет Али Серенадин. Как «Илья Муромец» рекорды устанавливал. Перелёт Петербург-Киев-Петербург на самолете Сикорского
В 1918 году Игорь Сикорский покинул революционный Петроград, где ему как «другу царя» (Николай Второй лично приезжал смотреть на полёты) грозила реальная опасность. Дальнейшая его работа протекала в Америке, где «начиная с Эйзенхауэра вертолетами Сикорского начали пользоваться все президенты США». Кстати, благодарные американцы выразили готовность профинансировать реставрацию разрушающегося киевского дома Сикорских.
Постмайданная Украина тоже помнит Сикорского, точнее будет сказать — вспоминает иногда. Имя великого русского авиаконструктора украинские политики используют, когда считают это полезным. Так, президент Пётр Порошенко объявил Игоря Сикорского «выдающимся украинцем, который навсегда изменил мир авиации». Президент Владимир Зеленский, в свою очередь, назвал авиаконструктора «знаменитым украинцем».
«Уверен, что Сикорский всегда будет вдохновлять новых украинских изобретателей не только в Киевской политехнике, которая носит его имя, но и по всей Украине, которая ежегодно обогащает мир новыми талантами», — написал Зеленский в своём аккаунте в Facebook в день 130-летия со дня рождения «отца вертолётов» 25 мая 2019 года. Исторический миф: «московский инженер» Игорь Сикорский — украинец
Что ж, нет сомнений в том, что пример Игоря Сикорского всегда будет вдохновлять талантливую молодёжь, и не только в Украине. Но стоит отметить, что сам авиаконструктор никогда не считал себя украинцем: Киев времен его детства и юности был русским городом. И в вынужденной эмиграции, как отмечает Али Серенадин, «Сикорский был ярым монархистом и русским националистом, мечтал о возрождении Российской империи, сотрудничал в газетах под говорящими названиями «Державная Русь» и «Воскресение России», был членом Российского политического комитета, Пушкинского общества и Толстовского фонда, спонсором множества русских эмигрантских организаций — и культурных, и общественно-политических».
Впрочем, добавляет автор Украины.ру, «надо признать, что фигуры такого масштаба невозможно поместить в какие-либо географические рамки — они принадлежат всему человечеству».
Часть архивов Игоря Сикорского переедет из США в Россию
Точность | Выборочно проверено |
13 апреля 2013 года
В четверг 11 апреля в российском консульстве в Нью-Йорке состоялась торжественная церемония, посвящённая передаче части архивов известного российско-американского авиаконструктора Игоря Сикорского его семьей в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве. В церемонии приняли участие два сына авиаконструктора, Игорь и Николай. В своём обращении к гостям мероприятия братья Сикорские отметили, что их отец очень многого достиг после того, как приехал в США, однако начал свою карьеру в России, получил там образование и всегда оставался русским человеком.
Игорь Сикорский-младший рассказал Русской службе «Голоса Америки»:
Можете себе представить юношу, подростка, который мечтает летать, ему тогда было 13-14 лет, когда он узнал о первом полете братьев Райт. И уже через 6 лет после этого он строит самолет. Он посвятил всю свою жизнь авиации — и в Америке, и в России. Мне кажется, он очень любил Россию. Он уехал оттуда по политическим соображениям, в Америке чуствовал себя свободным и многого достиг. Но он продолжал любить русских людей, культуру, музыку, литературу, религию.
Мероприятие в консульстве было приурочено к проходящему в Нью-Йорке «Русскому апрелю» — месяцу русско-американской истории. Один из организаторов вечера, глава Центра российско-американского культурного наследия Ольга Зацепина сказала:
Задача «Русского апреля» — познакомить американцев с тем невероятным вкладом в мировую культуру и в культуру и историю Америки, который сделали «русские» американцы — те, у кого есть русские корни. Игорь Сикорский-старший — бесспорно тот герой, который, оставаясь русским, стал американцем. И дети его воспитывались в уважении к русской культуре в самые сложные годы «холодной войны».
Игорь Сикорский иммигрировал в США в 1919 году. До иммиграции он возглавлял конструкторское бюро авационного отдела Русско-Балтийского завода, который в 1913 и 1914 года выпустил первые многомоторные самолеты его конструкции — «Русский витязь» и «Илья Муромец». После эмиграции в США Сикорский основал компанию «Юнайтед Инжениринг», которая вошла в состав корпорации «Юнайтед Эркрафт». Игорь Сикорский является создателем первых в мире многомоторных транспортных самолетов, а также создателем вертолетов, которые к 1942 году получили самое широкое распространение в мире.
У конструктора четверо сыновей от второго брака и дочь от первого брака Татьяна. Она умерла, а вот Игорь, Сергей, Николай и Джордж живы. Всем им за 80 лет, причем о Джордже семья Сикорских не сообщила ничего, за исключением того, что он тяжело болеет в последние годы.
83-летний Игорь Сикорский-младший по профессии адвокат, главное увлечение которого — история авиации. Служил в разведке ВВС США на территории Австрии. В 1956 году окончил юридический факультет Йельского университета.
Сергей Сикорский служил в морской авиации Береговой охраны США, единственный из сыновей работал в корпорации отца летчиком и инженером-конструктором, а в последние годы консультантом.
Николай Сикорский — профессиональный скрипач, преподаватель музыки. Часто сопровождал отца в поездках и выступал от его имени на различных встречах и церемониях.
В марте 2013 года американская авиастроительная корпорация Sikorsky Aircraft отметила 90-летие. А в мае будет отмечаться ещё одна важная для истории мировой авиации дата — 100-летие первых полетов сконструированного Игорем Сикорским гигантского самолета «Русский витязь», совершенных в 1913 году в небе над Россией.
Отец авиации, друг Царя, богослов
В том же 1911 г. Сикорский разработал свой шестой самолет (С-6) с более мощным двигателем и трехместной кабиной. На нем он установил мiровой рекорд скорости в полете с двумя пассажирами. В апреле 1912 г. этот самолет показали на Московской выставке воздухоплавания, где он получил Большую золотую медаль. Российское техническое общество наградило Сикорского медалью «за полезный труд в воздухоплавании и за самостоятельную разработку аэроплана собственной системы, давшей замечательные результаты».
Успешного конструктора (недоучившегося студента!) пригласили в С.-Петербург на должность главного инженера учреждаемой русской военно-морской авиации – так Сикорский стал ее создателем. Однако, прослужив всего год, он уволился с флотской службы, став ведущим специалистом воздухоплавательного отделения акционерного общества «Русско-Балтийский Вагонный Завод» (РБВЗ). С лета 1912 г. он стал на этом заводе и главным конструктором, и управляющим. Там Сикорским в 1912–1914 гг. в числе многих военных машин были созданы первый в мiре четырехмоторный воздушный гигант «Русский витязь» и затем на его основе – «Илья Муромец», отличавшиеся большой дальностью полёта и положившие начало многомоторной авиации. «Русский витязь» установил мiровой рекорд, пролетев 1 час 54 минуты с семью пассажирами. Машины подобной конструкции появились за рубежом только через несколько лет. Государь Николай II выразил желание осмотреть «Русский витязь». Самолет прилетел в Красное Село, Царь поднялся на борт и был восхищен увиденным. Вскоре Сикорскому передали подарок Императора – золотые часы.
Император Николай II и И.И. Сикорский на самолете «Русский витязь». 1913 г.
Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолёта «Русский витязь», 1913 год
«Илья Муромец» стал лучшим самолетом Первой мiровой войны. Он эффективно использовался в качестве тяжелых бомбардировщиков и дальних разведчиков. Из них была сформирована «Эскадра воздушных кораблей» – первое соединение стратегической авиации. Сикорский сам участвовал в организации эскадры, готовил экипажи и отрабатывал тактику их боевого применения. Он проводил много времени на фронте, наблюдая свои самолеты в действии, и вносил необходимые изменения в их конструкцию. Всего было построено 85 «Муромцев» шести основных типов.
Помимо тяжелых бомбардировщиков, Сикорский создал в 1914–1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, т.е. практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в Мiровой войне. Кроме того, под руководством Игоря Ивановича разрабатывались и серийно производились авиационные двигатели, оборудование и вооружение, возводились новые заводы для их производства. Так создавалась могучая многопрофильная отечественная авиационная промышленность. В 25 лет И.И. Сикорский был награжден орденом Св. Владимiра IV степени.
Революционная разруха пресекла плодотворную деятельность гениального конструктора на родине. Кроме того, он воспринимал новую власть как антирусскую. «Игорь Иванович уехал из России, потому что ему грозил расстрел, – вспоминает его сын Сергей Игоревич, продолжатель дела отца. – В начале 1918 г. один из его бывших сотрудников, работавший на большевиков, пришел к нему ночью домой, и сказал: «. «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». Это было время красного террора, когда расстреливали на месте, без суда. А Сикорский представлял для коммунистов двойную опасность: как друг Царя и как очень популярный человек. Его знал весь Петроград, многие смотрели на него как на героя…». Несомненно, припомнили и черносотенные взгляды и деятельность отца (он скончался в феврале 1919 г., как известно, все участники дела Бейлиса были расстреляны; эта участь, вероятно, ждала и Игоря Ивановича, если бы он не уехал из Совдепии через Мурманск).
Сначала он жил во Франции, с 1919 г. в США. Однако с окончанием войны авиационная промышленность оказалась мало востребована, конструкторскую работу найти не удавалось. Сикорский устроился преподавателем математики в одной из вечерних школ для русских эмигрантов в Нью-Йорке. Параллельно он читал лекции об авиации и ее перспективе человеческого развития, а также разрабатывал пассажирско-грузовой самолет. В 1923 г. основал авиационную фирму «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн» (Sikorsky Aeroengineering Corporation). Все ее основатели были русскими эмигрантами. Производственные площади сначала сняли на птицеферме в Лонг-Айленде (пригороде Нью-Йорка).
Средств на сооружение самолета не хватало. Когда энтузиасты «русской фирмы» пришли в полное уныние от безденежья и неудач, акции компании на 5 тысяч долларов приобрел всемiрно известный композитор и пианист Сергей Васильевич Рахманинов, ставший в рекламных целях еще и вице-президентом компании. Благодаря этой помощи удалось снять ангар на расположенном неподалеку аэродроме.
Строительство первого на американской земле самолета Сикорского S-29 было закончено в 1924 году. Испытывал новую машину сам конструктор. Этот двухмоторный биплан стал самым крупным в Америке и одним из лучших в своем классе. Он сразу получил мiровую известность, что послужило неприятным сюрпризом для большевиков, не ожидавших нового успеха от ненавистного им «царского крестника и черносотенца». «Авиационная белогвардейщина» – так отозвалась большевицкая пресса на сообщения о возникновении в США «русской авиационной марки». Затем имя Сикорского в СССР было предано политической анафеме.
Первый успех позволил компании улучшить финансовое положение и стать известной в промышленных кругах Америки. В течение трех последующих лет были разработаны проекты еще пяти самолетов. Особенно удачен оказался самолет-амфибия S-38, который «совершил переворот в авиации», сделав доступным для авиасообщения любую реку или озеро. Самолет продавался столь успешно, что компания смогла приобрести участок земли в Статфорде (штат Коннектикут), где был построен авиазавод «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн», быстро получивший всемiрную известность.
Основными сотрудниками фирмы были русские эмигранты. Надежной опорой Сикорского, его первым помощником и заместителем был выдающийся конструктор и ученый, аэродинамик Михаил Евгеньевич Глухарев. Талантливым конструктором и организатором был и его младший брат Сергей. Кроме братьев Глухаревых рядом с Сикорским прошли всю эмигрантскую жизнь талантливые инженеры Михаил Бьювид, Борис Лабенский и Николай Гладкевич. Про своих ближайших друзей и сподвижников главный конструктор говорил: «Они готовы умереть за меня, так же как я за них». Долгое время главным пилотом работал Борис Васильевич Сергиевский, руководителями различных служб были Вячеслав Кудрявцев, барон Николай Соловьев, Георгий Мейрер, Владимир Бари, Леонид Лапин и многие другие известные в Америке и за ее пределами инженеры и организаторы производства. На территории завода был сооружен и православный храм.
Существование в Стратфорде фирмы Сикорского привело к появлению в этом городе крупной русской общины. Эмигранты открыли клуб, школу, построили православный храм Святителя Николая и даже создали русскую оперу. С тех пор некоторые районы Стратфорда носят русские названия: Чураевка, Русский пляж, Дачи и др.
Сикорский был готов помочь с работой всем русским, независимо от профессии. У него трудились многие эмигранты, ранее к авиации отношения не имевшие. Кадровые офицеры флота, такие как С. де Боссет, В. Качинский и В. Офенберг, потрудившись рабочими и чертежниками, возглавили различные подразделения фирмы. Простым рабочим на фирме был адмирал Б.А. Блохин. Известный историограф белого движения, казачий генерал С.В. Денисов готовил свои исторические исследования, работая на «Сикорский Корпорейшн» ночным сторожем. Некоторые из русских эмигрантов впоследствии покинули фирму и прославили свои имена на других предприятиях и в других областях. Из фирмы Сикорского вышли известные авиационные ученые – преподаватели американских вузов Н.А.Александров, В.Н.Гарцев, А.А.Никольский, И.А.Сикорский и др. Барон Соловьев создал на Лонг Айленде собственную авиационную фирму. Сергиевский основал в Нью-Йорке компанию по конструированию вертолетов. Мейрер организовал производство на другой «русской» самолетостроительной фирме «Северский». В.В. Утгоф стал одним из организаторов авиации береговой охраны США.
На амфибиях и «летающих лодках» Сикорского произошло становление всемiрно известной авиакомпании «Пан Америкэн». Она же заказала русскому авиаконструктору и многомоторные пассажирские авиалайнеры, предназначенные для регулярных трансокеанских перевозок. Первая элегантная «летающая лодка» S-42 поступила в 1934 г. на пассажирскую линию, связывающую оба материка Америки, вторая в 1935 г. открыла рейсы через Тихий Океан. В 1937 г. на серийных самолетах этого типа начались и первые пассажирские перевозки через Атлантику. Так амфибии Сикорского стали первыми самолетами, надежно соединившими континенты.
Модель S-43 закупили в «антисоветской» фирме даже советские торговые представители. Эта амфибия участвовала в поисках пропавшего в северных льдах экипажа Леваневского и снималась в фильме «Волга-Волга», где ее выдавали за советскую, символизируя успехи социалистического строительства.
С 1939 г. Сикорский занялся конструированием одновинтовых вертолётов. Двухместный S-47 с декабря 1941 г. стал первым вертолетом, запущенным в крупносерийное производство. Он был единственным вертолетом в антигитлеровской коалиции, принявшим участие во Второй мiровой войне.
После войны в США начался настоящий вертолетный бум. Были созданы сотни фирм, которые взялись за разработку винтокрылых машин для разнообразных потребностей. Однако фирма Сикорского выигрывает конкурентную борьбу и становится признанным лидером не только американского, но и мiрового рынка. Сикорский первым начал строить вертолёты с газотурбинными двигателями, вертолёты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны». Наибольшее распространение получили модели S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. Вертолет S-55 в 1950-е годы выпускали не только в США, но и по лицензии в Великобритании, Франции и Японии. Именно эта машина Сикорского стала первым в истории авиации вертолетом, который в 1952 г. осуществил трансатлантический перелет (с дозаправкой).
По сей день вертолеты Сикорского широко используются в армии, береговой охране и гражданской жизни многих стран. Особенно эффективны они при поисково-спасательных и санитарных работах. Это полностью отвечает взгляду на эту технику самого конструктора, который главной задачей вертолета считал не его военное применение, а спасение человеческой жизни.
Сикорский, будучи внуком православного священника и сыном черносотенца, участвовал в жизни Зарубежной Руси, жертвовал крупные суммы на различные ее нужды: церковные, культурные, общественно-политические. В 1929-1931 гг. (вместе с другим известным эмигрантом композитором С.В. Рахманиновым) жертвовал деньги на работу антикоммунистической радиостанции «Братства Русской правды». «Нам нужно работать, а главное – учиться тому, что поможет нам восстановить родину, когда она того от нас потребует», – говорил он. Игорь Иванович также много сделал для пропаганды в Америке достижений русской культуры и науки. Был членом правления Толстовского фонда, членом правления Общества русской культуры и пользовался большим авторитетом в США. В 1938 г. ему было поручено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия Крещения Руси. Сикорский всегда призывал американцев отделять в СССР преступную власть от порабощенного русского народа и, в частности, в 1959 г. протестовал против принятия в США так называемого «Закона о порабощенных нациях» (этот закон, не отмененный и в наши дни, объявил все народы СССР и даже Китая порабощенными «русским коммунизмом» и провозгласил борьбу за расчленение исторической России).
Игорь Иванович оставил после себя не только самолеты и вертолеты, но и серьезные богословские работы, это, в частности – «Невидимая встреча», «Послание Молитвы Господней» (размышления о Молитве «Oтче Наш»), статья «Эволюция души», книга «В поисках Высших Реальностей». Книга Сикорского «Воздушный путь» посвящена истории и развитию воздухоплавания.
Выдающийся сын России умер 26 октября 1972 г. в городе Истоне (штат Коннектикут). Рассказывают, что во время его похорон люди увидели в небе символический знак. Следы двух самолетов, пролетавших на перпендикулярных курсах, образовали в небе большой белый крест, как будто прощаясь с великим творцом авиации.
В СССР имя Сикорского постоянно замалчивалось, даже авторство «Ильи Муромца» приписывалось какой-то «группе молодых конструкторов РБВЗ». Лишь в конце 1980-х в появились статьи, в которых объективно оценивалась деятельность Игоря Сикорского, были изданы книги о нем.
С 1999 г. в России проводятся международные научные чтения, посвященные развитию его творческого наследия. В 1998 г. в честь великого авиаконструктора открыли мемориальную доску в Киевском политехническом институте – ныне университете, где он некогда учился. А в 2008 г. на территории университета был открыт и памятник «выдающемуся украинцу» Сикорскому, на котором выбиты его слова, сказанные им уже на склоне лет: «Снимаю шляпу перед альма-матер, которая подготовила меня к покорению неба».