арианская ересь что это
Арианство
Арианство – ересь, основанная Арием, александрийским пресвитером. Зависть к Александру, сверстнику, сделавшемуся епископом, была тайным побуждением, а прение с Александром же о сущности Сына Божия – случаем к тому, что Арий отступил от учения Церкви и начал распространять заблуждения свои в клире и народе с таким успехом, что непрерывно приобретал себе новых последователей. Учение его состояло в следующем: Христос есть Бог, но меньший Отца по Божеству, сущности, свойствам и славе; имеет начало бытия Своего, хотя сотворен из ничего, прежде всех вещей; имеет совершенное сходство с Отцом, Который не по естеству, но по усыновлению и воле Своей сотворил Его Богом и Который через Него, как орудие, все создал, почему Христос превыше и всех тварей, и даже ангелов. Дух Святой не есть Бог, но творение Сына Божия, содействующее ему в творении прочих существ.
Епископ Александр миролюбиво старался склонить Ария к православному учению; но когда ни он, ни усилия Константина Великого не могли примирить Ария с епископом, то на Александрийском соборе в 320 г. осуждено было его учение. Возрастающая со дня на день ересь Ария побудила учредить в 325 г. славный Никейский собор, на котором Арий торжественно был осужден за сопротивление признавать Иисуса Христа единосущным Богу Отцу. В Римской империи арианство существовало до половины V в., но у других народов (готов, вандалов, бургундов) до VII в.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Секты первых веков христианства
Обращаясь к разделениям первых веков христианства, мы неожиданно для себя обнаружим, что те лжеучения и разделения, которые имели место в первые века христианства, существуют и по сей день. Они, безусловно, трансформировались, но по сути остались те же.
Гностицизм
От греч. γνωδτκος – познающий. Отличительной чертой гностиков была вера в то, что лишь некоторые избранные обладают знанием тех тайн, которые определяют наше спасение и просвещение. Особое положение избранных и власть тайного знания привлекали многих. Чтобы утвердить свое учение, гностики произвольно добавляли и изымали целые главы Нового Завета. Гностицизм нес в себе элементы буддизма (с которым жители Средиземноморья были знакомы со времен Александра Македонского), греческой философии, пантеизма, смеси халдейского язычества и библейских представлений.
В основе гностицизма лежит мнимое противопоставление Божества и мира, где все материальное является злом и лишь духовное – благом. Св. Троица представлялась гностиками как множество абстракций, Ветхий Завет противопоставлялся Новому, духовное отделялось от плотского.
Колыбелью гностицизма явился город Александрия. Гностики разделялись на ряд сект. Христос, по их мнению, не был воплощенным Богом, а лишь одним из духовных существ, имеющих связь с Богом. Причем здесь они расходились во мнениях: одни говорили, что Иисус был простым, смертным человеком; другие утверждали, что Он не был человеком вообще, а тело, которым Он был облечен, – всего лишь призрак.
Следует заметить, что гностики были настолько далеки от христианства, что, по большому счету, о них не стоит говорить как о каком-то течении в христианстве.
Докетизм
Существует несколько разновидностей докетизма: учение Василида о том, что человеческий элемент во Христе не участвовал в искуплении; учение Маркиона о том, что Христос явился исключительно как дух; учение Симона о том, что телесная природа Христа была лишь видимостью, иллюзией; учение Вардесана о том, что Христос был существом сверхъестественным, обладавшим лишь чувственным образом; учение Коринфа, согласно которому во Христе было два естества, не соединенные между собой, но соединившиеся случайно.
Монтанизм
Основателем этой ереси был фригийский языческий жрец Монтан, принявший крещение около 156 г. Он и его сторонники ревновали о более строгом образе жизни христиан. Требовали более суровых и продолжительных постов, отрицали образование и стремились к пророчествам, вводя себя намеренно в крайне возбужденное состояние. Всех христиан, не впадавших в такое состояние, объявляли «невозрожденными», «плотскими», «погибшими». Последователи Монтана искали гонений и мученичества, нередко вызывали их искусственно, чем обостряли социальную обстановку. Противопоставили себя Церкви тем, что отвергали церковную иерархию, таинства и все формы богослужения. В 325 г. на I Никейском Соборе монтанизм («катафригийская ересь») был осужден.
Евиониты
Появились в конце II в. в Палестине. Придерживались обрядового еврейского Закона: совершали обрезание, соблюдали субботу, употребляли кошерную пищу. Таким образом, они отвергали учение апостола Павла об освобождении от соблюдения Закона. Из книг Нового Завета евиониты признавали только Евангелие от Матфея и Откровение Иоанна Богослова.
Монархиане
Еретики II–III вв.; учили, что всякое бытие имеет единое начало, единого Бога, тем самым умаляя значение догмата о Пресвятой Троице. Они отрицали ипостасное бытие Сына и Святого Духа, понимая Святую Троицу как три последовательных проявления одного Божества. Монархиане отстаивали Божескую монархию, отчего и получили свое название.
Этой точки зрения придерживались византиец Феодот, Аремон, Праксей, Ноэт, Эпигон (II в.).
Савеллианство
Учит, что Бог в Самом Себе, находясь в состоянии совершенного покоя, является чистой монадой, чуждой всякого различия. Однако, покидая для творения состояние молчания и покоя, Он является в трех разных формах – Отца, Сына и Святого Духа. В Ветхом Завете Бог дал Закон, в Новом – Он предстал спасающим Сыном и продолжает являться как Дух. Когда открылся в мире Отец, не было ни Сына, ни Святого Духа, и Отец перестал существовать, когда открылся Сын. С началом откровения Духа перестал существовать Сын. Настанет время, когда Дух закончит свое откровение и возвратится в Божественную монаду, куда возвратились Отец и Сын.
Манихейство
В 238 г. перс Мани провозгласил собственное учение, но преследуемый зороастрийскими жрецами вынужден был покинуть Персию и уехать на восток к границам Индии и Китая. Мани написал около шести сочинений, сохранившихся в отрывках, приведенных у арабских авторов.
Его учение – это попытка объединить христианство, воспринятое им от гностиков, с зороастризмом – дуалистической религией древних персов. Манихейство утверждало два самостоятельных начала, образующих два отдельных мира. Во главе положительных сил стоит «царь светлости», который обладает пятью нравственными признаками: любовью, верностью, мужеством, верой и мудростью. Все силы добра, или света, соединяются для сотворения первочеловека, или небесного Адама, в то время как все элементы царства зла объединяются для создания сатаны. Первочеловек побежден темными силами и заключен на дно ада, откуда его избавляют светлые силы. Небесный Христос действует через человека Иисуса без внутреннего соединения с Ним и покидает Его при распятии.
Учение Мани о будущей жизни предполагает двойной дуализм – добра и зла, с одной стороны – духа, и материи, с другой. Тела уничтожаются полностью, никакого телесного воскресения не существует.
Несмотря на жестокие гонения, манихейство довольно широко распространилось в III и IV вв. и просуществовало на востоке до XI в.
Арианство
Основатель его, Арий, был родом из Ливии. Он, как и гностики, отрицал Божественность Иисуса Христа. По мнению Ария, Христос – не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ, Он выше всех ангелов и архангелов, но ниже Бога Отца. Подчеркивая тварность Христа, Арий утверждал, что, несмотря на Его преимущество перед небожителями, все же был на часах истории момент, когда Он родился, а посему Он – не Бог. При императоре Феодосии Великом был созван II Вселенский Собор (381 г.), на котором арианская ересь была окончательно осуждена.
Донатисты
Во времена Константина Великого в Церкви возник большой спор. После смерти епископа Карфагенского Мансурия было созвано совещание епископов для избрания на свободную кафедру достойного преемника. Был избран уважаемый диакон Цецилиан. Однако нашлись противники указанного кандидата, и эту оппозицию возглавил епископ Донат, созвавший церковное совещание из семидесяти человек и объявивший посвящение Цецилиана незаконным на том основании, что он в свое время силою изгонял из тюремных дворов христиан, которые приходили посещать единоверцев, находившихся в узах за веру. Когда Цецилиан отказался признать это решение, Донат со своими сторонниками заявил о выходе из Церкви, поскольку отныне они сами «представляют из себя истинную Церковь».
Император Константин трижды разбирал этот спор, но в 316 г. окончательно подтвердил законность решения в пользу Цецилиана. На этом конфликт не закончился. К донатистам примкнул и ряд других епископов.
Секта донатистов, возникшая во времена Константина, существовала в продолжение трех столетий. Впоследствии среди донатистов возникли разногласия и распри, и в их среде появились противоборствующие группы. Активно боролся с ересью донатистов блаженный Августин.
Пелагианство
Пелагий – первый богослов-британец. Его настоящее имя Морган, а имя Пелагий он получил в монашестве. Пелагий учил, что в каждом человеке уже со дня его рождения на земле живет сила, необходимая для того, чтобы совершать волю Божию, и, развивая в себе эту силу, человек может достичь вершин святости и даже безгрешности. Это учение Пелагия является антиевангельским, так как он исключил из него искупительную жертву Христа и действие Святого Духа. Он утверждал, что Адам и Ева своим грехом запятнали только самих себя и что никакого первородного греха в человеке нет, а с самого младенчества в нем имеется сила Божия, для святости, которую нужно развивать подвижнической жизнью. Блаженный Августин активно включился в борьбу с пелагианством, полупелагианством, и на Оронтском Соборе в 529 г. эта ересь была осуждена.
Несториане
Избранный в 428 г. патриархом Константинопольским Несторий был крайне нетерпим к сектантам. Однако сам впал в ересь, проповедуя, что мать Иисуса Христа нельзя называть Богородицей, а только Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека, с которым помимо Нее соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца, а человек Иисус был лишь обителью Божества и средством нашего спасения; по наитию Святого Духа этот человек стал Христом, т.е. помазанником, и Слово Божие пребывало с Ним в особом относительном соединении.
Все это вызвало бурю негодования против Нестория. К воротам Константинополя был прибит свиток, обвиняющий Нестория в ереси. Он был сослан в монастырь св. Евпрепия близ Антиохии, а затем Ибис в Египте, где вскоре и скончался.
Монофизитство
В V в. в восточной части христианской Церкви возникло ложное учение о том, что хотя Христос имел две природы – Божественную и человеческую, но Божественная Его природа якобы совершенно поглотила Его человеческую природу. По мнению монофизитов, во Христе было одно Божественное естество, а человеческое – лишь кажущимся. Это учение было осуждено на IV Вселенском Соборе в 451 г. в городе Халкидоне. V Вселенский Собор, состоявшийся в 553 г. в Константинополе, подтвердил решение IV Собора по монофизитам.
Однако решение Халкидонского Собора не было принято в Египте, Армении и отчасти в Сирии и Палестине. Непринятие Халкидонского догмата вскоре привело к образованию самостоятельных монофизитских Церквей. Так, в 536 г. был избран первый патриарх Коптской Церкви в Египте. В 1948 г. от нее отделилась автокефальная Эфиопская Церковь. Со временем все монофизитские Церкви стали Церквами определенных этнорелигиозных групп. Монофизитские Церкви отличаются в чинопоследованиях литургии в соответствии с традициями и некоторыми внешними формами.
Монофелитство
Если слово «монофизиты» означает «единоестественники», то слово «монофелиты» означает «единовольцы». Монофелиты отрицали различие между Божественной и человеческой волей Христа. Главным виновником этого спора был византийский император Ираклий. По мнению Ираклия, Христос имеет два естества – Божественное и человеческое, но одну Божественную волю, в которую слились воедино две Его воли – Божественная и человеческая.
Основная заслуга борьбы против монофелистства принадлежит греческому богослову, преподобному Максиму Исповеднику, который говорил о двух природах Христа и, соответственно, о двух Его волях.
Споры продолжались, и в 680 г. император Константин IV Погонат созвал VI Вселенский Собор в Константинополе, который осудил монофелитство как ересь. Собор утвердил, что во Христе следует исповедать две естественные энергии и две естественные воли, из которых человеческая следует Божественной, но не уничтожается ею.
Монофелиты основали Маронитскую Церковь, получившую свое название от монастыря св. Марона, в котором они скрывались от преследований. Маронитскую Церковь возглавляет патриарх, резиденция которого находится в Ливане.
Павликиане
Основателем этой секты, возникшей в VII в., был некто Константин, родом из Армении. Однажды у него остановился диакон и подарил ему рукописи четыре Евангелий и четырнадцати посланий апостола Павла. Это был редчайший подарок, так как простым верующим держать у себя Библию не разрешалось. Константин стал произвольно толковать прочитанное, вследствие чего впал в еретические заблуждения. Он полностью отверг Ветхий Завет, таинства, крестное знамение, церковную иерархию. Он нашел единомышленников, которые именовали себя павликианами, поскольку Константин считал себя последователем апостола Павла.
Секта продолжала распространяться, создавая все новые поселения своих приверженцев. Ее вожди Карвеас и Хирохир (871 г.) в союзе с мусульманами совершали набеги на Византию и занимались грабежами.
Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Арий и арианство
С начала IV века в жизни церкви открывается новая эпоха. Император Константин Великий прекращает гонения, начинает оказывать христианам покровительство, а под конец жизни сам принимает крещение (http://www.proza.ru/2011/05/07/281). Церковь выходит из вынужденного затвора и постепенно утверждает свой духовный авторитет над всеми подданными империи. Все больше людей порывают с язычеством, делаются христианами. Однако время великого торжества стало для церкви также временем великих искушений и скорбей. На смену внешним преследованиям пришли внутренние неурядицы и расколы, которые волновали затем христианский мир на протяжении четырех веков.
Чреду великих ересей IV-VIII веков открывает арианство. О жизни его основоположника Ария (как и многих других еретиков) мы знаем сравнительно мало. Будучи по происхождению ливийцем, он учился в Антиохии, у главы тамошней богословской школы Лукиана Самосатского (http://www.proza.ru/2011/04/26/315). Позже Арий перебрался в Александрию, где после 310 г. сделался пресвитером. Он считался человеком строгой жизни и аскетом, причем внешность его была под стать репутации – Арий был высок ростом, очень худ, имел изможденный вид и печальное выражение лица. (Однако, добавляют его враги, обладал голосом вкрадчивым и мягким). Год рождения Ария не известен, но к тому моменту, когда имя его сделалось широко известным за пределами Александрии, он был уже далеко не молод. В 312 г. он являлся одним из кандидатов в александрийские епископы, но был избран не он, а его будущий оппонент Александр. Впоследствии ни тот ни другой никогда не вспоминали о былом соперничестве, имевшем, по-видимому, место при выборах, но чувство взаимного нерасположения осталось в них навсегда, так что им нетрудно было при случае сделаться открытыми врагами.
Заблуждения Ария обнаружились около 317 г. совершенно случайно. Епископ Александр имел обыкновение собирать около себя александрийских пресвитеров для совета и иногда предлагал им для разъяснения догматические вопросы. В одном из таких собраний, когда шла речь о единстве Божественной Троицы, Александр употребил выражение: «Бог есть Троица в Единице и Единица в Троице». Неожиданно для всех Арий стал резко возражать епископу и обвинил его в савелианстве (то есть, в том, что он исповедует учение Савелия Птолемаидского http://www.proza.ru/2011/01/03/311). Возник спор, который не привел к общему согласию. Для окончательного разъяснения дела был назначен публичный диспут. С этого диспута и ведет свое начало арианская ересь.
Разбирая учение Ария, следует прежде всего сказать, что оно не было чем-то новым или неожиданным. Многие из проповедуемых им идей высказывались раньше (к примеру, тем же Лукианом Самосатским, у которого Арий действительно многое заимствовал). Однако Арий отстаивал их с такой бескомпромиссной смелостью, с таким страстным (если не сказать фанатичным) упорством, что ересь эта по праву получила свое прозвание от его имени. По сути своей арианство надо понимать как антитезу вероучению Савелия Птолемаидского, поскольку православное изъяснение тайны Троицы Арий однозначно воспринимал как савелианство. В своем толковании этого фундаментального христианского догмата он также, как Савелий, исходил из понятия о Боге, как совершенном единстве, как о самозамкнутой Монаде. Но этой божественной Монадой был для него исключительно Бог Отец, Которого он объявлял единым, вечным и нерожденным. Все иное, что действительно существует, Арий называл чуждым Богу по сущности, имеющим иную, свою собственную, сущность. Ведь завершенность божественного бытия исключает всякую возможность того, чтобы Бог сообщал или уделял Свою сущность кому-либо другому. Отсюда следовал вывод, что Слово или Сын Божий, как ипостась, как действительно сущий, безусловно и всецело чужероден и неподобен Отцу. Подобно другим творениям, Сын-Слово был создан из ничего в качестве посредника в деле миротворчества. Поэтому Сын не совечен Отцу; между Отцом и Сыном имеет место некий временной «промежуток». Иначе оказалось бы два «Безначальных», то есть «два начала», и истина единобожия была бы отвергнута.
Сыну в теологии Ария уделялась роль Демиурга, устроителя мира. Будучи творением Божиим, Сын Сам есть творец всех прочих существ, и Его творческое отношение к ним оправдывает наименование Бога. Бог усыновил Его, но из этого сыновства не вытекает никакого реального участия в Божестве, никакого истинного сходства с Ним. Отец творит при посредстве Сына-Слова, потому что Само Божество не может прийти в соприкосновение с конечным миром. Сын употребляется в творении как орудие Отца. И хотя Слово было высочайшим из Его творений, Оно все же есть «тварь», то есть нечто происшедшее. Божественная слава сообщается Ему как-то извне. Что касается Духа Святого, то Он есть первое творение Сына и является еще менее богом, чем Он Сам. В этих положениях основное содержание учения Ария. Оно было в сущности отрицанием Троичности Божией, так как троичность для Ария являлась чем-то производным и происшедшим: Троица возникает, и моменты Ее становления разделены «временными промежутками», Ее ипостаси друг другу не подобны, чужды и не-совечны. Это не единое Божество, а скорее крепкий союз или «общество» Трех неподобных существ. Фактически для Ария существовал только один Бог – Отец, а Сын и Дух были лишь высшими первородными «тварями», посредниками в миротворении.
На вопрос, почему же преимущество Боговоплощения в Христе выпало на долю Сына, а не какой-нибудь другой «твари», Арий отвечал, что это произошло по предвидению Отца, Который знал, как Его Сын будет прекрасен по воплощении, и потому еще при творении Его сообщил Ему свойства, необходимые при вочеловечивании. Само чудо Боговоплощения Арий понимал до известной степени механически и упрощенно, как соединение человека Иисуса с Сыном-Словом в единого Богочеловека Христа, причем Слово в этом соединении играло роль души. При таком подходе Христа нельзя было в подлинном смысле считать Сыном Божьим, и Арий утверждал, что Иисус – Сын Божий только по усыновлению. Он говорил: «Не потому избрал Его Бог, что у Него было нечто особенное и преимущественное перед прочими существами по природе и не в силу какого-нибудь особого отношения Его к Богу, но потому, что, несмотря на изменчивость Своей природы, Он через упражнение Себя в доброй деятельности не уклонился ко злу. Если бы равную силу явил Павел или Петр, их усыновление ничем бы не отличалось от Его усыновления».
Публичный диспут, как и следовало ожидать, не принес никакого результата. Обе стороны остались при своем мнении. После этого еще несколько раз сходились, спорили и расходились еще более убежденными противниками. Надо отдать должное Александру – он сделал все для того, чтобы разубедить Ария в собеседованиях александрийского клира, и прибег к карательным мерам только тогда, когда его самого стали обвинять в потворстве еретику. В 320 г. он созвал для обсуждения арианства собор египетских епископов. Епископы осудили Ария и отлучили его от церкви. Но тут обнаружилось, что последний имеет многочисленных сторонников. Собору пришлось лишить сана двух ставших на сторону Ария епископов, пять пресвитеров и шесть диаконов. Однако мира церковный собор не восстановил. Арий покинул Александрию с высоко поднятой головой, не как еретик, а как гонимый за веру праведник. За ним последовали в изгнание 700 девственниц, 12 диаконов и 6 пресвитеров (из 16 бывших в этом городе).
В соседних областях далеко не все разделяли решение собора. Ариане, оставив Египет, нашли себе единомышленников и защитников среди епископов других церквей и в близких ко двору сферах. В Кесарии Палестинской их принял епископ Евсевий Памфил – один из самых ученых и известных богословов своего времени. Он, впрочем, не разделял крайних воззрений Ария и держал себя осторожно. Зато всецело были на стороне нового учения Феогнис Никейский и один из первостепенных епископов того времени Евсевий Никомидийский. Последний больше всего помог распространению арианства, рассылая многочисленные послания епископам Востока и Малой Азии. Таким образом, местный спор превратился в общецерковный.
Церковный раскол стал наконец не на шутку беспокоить светские власти. Император Константин I, после нескольких безуспешных попыток примирить враждующие партии, принял решение созвать для обсуждения троичного догмата Вселенский собор. В начале 325 г. он особым повелением пригласил съехаться имперских епископов в Никею. Все издержки по их путешествию и пребывании в Никее он принимал на себя. Всего собралось около 300 епископов, в основном из восточных провинций (от западных на соборе, кажется, присутствовало не более 5 представителей). Заседания происходили в одной из палат императорского дворца с 19 июня по 25 августа.
Как формулировался символ веры строгих ариан не известно, но несомненно, что он содержал в себе самую сущность арианской доктрины. Именно: «Сын Божий – произведение и тварь», «было время, когда Сына не было», «Сын изменяем по существу». Арий присутствовавший на первых заседаниях Собора, сам представлял этот символ, однако его объяснения не произвели на епископов впечатления. Это и понятно, ведь в Св. Писании не было ни одного из предложенных им выражений. Как только символ Ария был отвергнут, список его разорвали в клочья.
После осуждения чистых ариан на Соборе разгорелись прения между православными и полуарианствующими епископами. Их глава Евсевий Кесарийский предложил символ веры в такой формулировке: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца решительно всего видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Слово Божие, Бога от Бога, света от света, жизни от жизни, Сына единородного, чрез Коего все произошло, ради нашего спасения воплотившегося… Веруем и в единого Духа Святого». Это был компромиссный символ, который могли принять, как ариане, так и православные. Однако, при энергичной поддержке Константина, православным удалось его коренным образом изменить.
Прежде всего в символ были внесены слова «рожденного из сущности Отца» и «единосущного». Как показали дальнейшие события, выражения эти оказались в подлинном смысле ключевыми, определившими весь последующий путь развития христианской догматики. В особенности это касается понятия «единосущный». Ариане горячо протестовали против него, указывая, что в Св. Писании оно нигде не встречается. Предлагали заменить слово «единосущный» не столь категоричными понятиями «подобосущный» или «равносущный». Но православные епископы не согласились на это, прекрасно понимая, что против такого определения бессильна любая диалектика ариан. Если другие выражения те могли перетолковать и повернуть в свою сторону, то против слова «единосущный» они были бессильны. Утверждая, что Сын «единосущен» Отцу, православные епископы подчеркивали теснейшее единство ипостасей Троицы, не заслоняя при этом Их различности. В самом деле, «единосущие» обозначало, что Отец и Сын «вместе» или «сразу» являются одной и той же «сущностью», что Сын есть та же самая сущность, что и Отец, а не иная, созданная из ничего Отцом, или рожденная из Отчей сущности. Вместе с тем «единосущный» не значит «во всем точно такой же» или «тождественный», что было бы уже уклонением в савелианство.
Другие изменения, внесенные в символ, были не такими радикальными. Так вместо «Творца решительно всего» поставили «Творца всего». «Слово Божие» заменили на «Сына Божьего». Фраза о воплощении Сына была расширена словами «сошедшего и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день». Таким образом исключалось понимание воплощения в смысле родовом, то есть в смысле воплощения во многих или даже во всех спасенных. Наконец, полнее была выражена Божественность Слова-Логоса. В результате символ веры, принятый I Вселенским собором, стал звучать так: «Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Которым все создано; ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего, воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего, воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого».
Решения Собора означали полную победу православия над ересью, но победу скорее временную, чем окончательную. Провозглашенная здесь при неприкрытой поддержке императора истина была до конца ясна далеко не всем и превышала разумение многих членов Собора. Что же можно было ожидать от тех, кто в нем не участвовал? Большинство тогдашних богословов отнеслись к никейскому определению сдержано. Оно в самом деле требовало разъяснений и толкований, а это было возможно только в составе целостной вероучительной системы, когда только и мог раскрыться его точный смысл. Слово «единосущный» казалось особенно подозрительным, так как слишком сильно утверждало единство Отца и Сына, при том, что различия между этими ипостасями оказывались определены гораздо слабее. Многим приходила мысли о савелианстве, и потому даже православные епископы избегали пользоваться никейским символом. Понятие «ипостась», которым определялось отдельное лицо Троицы в то время еще не приобрело своего окончательного значения. По сложившейся традиции оно имело очень близкое значение к слову «сущность» и часто отождествлялось с ним. Это затемняло значение никейского вероопределения и в дальнейшем послужило причиной многих смут.
Однако все это было впереди. В 325 г. спор с арианами казался окончательно решенным, и решенным не в их пользу. Сам Арий наотрез отказался признать никейский символ. Его приговорили к низложению и ссылке в Иллирию. Сочинения ересиарха было велено придать огню, а уличенным в их тайном хранении, грозила смертная казнь. Евсевий Никомидийский и еще два епископа, не пожелавшие подписать осуждение Ария, были лишены кафедр и сосланы в Галлию. Торжество православия, впрочем, оказалось совсем недолгим. В декабре 326 г. скончался александрийский архиепископ Александр. Его приемником стал 28-летний Афанасий (прозванный в дальнейшем Афанасием Великим). Сразу после этого ариане стали наращивать свое влияние.
Их успеху способствовали могущественные покровители. Так о возвращении Ария очень хлопотала сестра Константина Констанция. По ее ходатайству близкий доступ к императору получил один арианствующий пресвитер. При каждом удобном случае он говорил Константину о том, что Арий осужден несправедливо, что на самом деле мысли его нисколько не отличаются от определений собора, и что если бы ему позволили вернуться из ссылки и свободно их высказать, всем стало бы очевидно, что он во всем согласен с православием. Константин в конце концов уступил уговорам и согласился выслушать оправдания ересиарха. Явившись в 328 г. во дворец, Арий представил Константину свое исповедание веры, в котором хитро и уклончиво обошел постановление Никейского собора о единосущии Сына Божьего с Отцом. (В его исповедании на этот счет было сказано буквально следующее: «Веруем в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, прежде всех веков от Бога Отца рожденного, Бога Слово, через Которого все сотворено на небесах и на земле, Который сошел и воплотился…» и т.д.).
Константин остался вполне удовлетворен вероисповеданием Ария и отправил его в Александрию, чтобы он примирился с архиепископом Афанасием и получил от него разрешение вернуться к церковному общению. Но искушенного в богословских спорах Афанасия обмануть было намного сложнее. Он не принял ересиарха и отвращался от Ария как от скверны. Константин сильно досадовал за это на Афанасия и писал ему суровые послания. Воспользовавшись нерасположением императора, ариане удвоили свои усилия. Вскоре вернулся на свою кафедру Евсевий Никомидийский. Зато в 330 г. был низложен православный архиепископ антиохийский Евстафий. Его кафедра перешла к арианам. В 335 г. ариане на иерусалимском соборе одержали еще одну важную победу, добившись отлучения от церкви Афанасия Александрийского.
Для того, чтобы окончательно вернуть свое влияние арианам не хватало теперь только снятия церковного отлучения со своего ересиарха. С этой целью с разных сторон обхаживали императора. Стареющий Константин в конце концов поддался внушениям. Он вызвал в 336 г. Ария из Александрии в свою новую столицу Константинополь и прямо спросил его: признает ли он никейский символ. Арий отвечал, что признает. Император велел ему поклясться и ересиарх не задумываясь принес клятву. Церковный историк Сократ объясняет эту уступчивость простой софистикой: Арий будто бы написал на бумаге свое исповедание и держал этот листок под мышкой. Когда он говорил, что «истинно так мыслит, как написано», то имел в виду свое вероисповедание. Как бы то ни было, Константин поверил в обращение еретика и велел константинопольскому епископу Александру принять Ария в церковное общение. Это известие привело ариан в великую радость, а православных, напротив, в смущение. Им оставалось надеяться единственно на заступничество Божие, и их молитвы в самом деле не остались без ответа. Выйдя из дворца ересиарх шествовал посредине улицы, как триумфатор, в сопровождении многочисленных сторонников. Но вблизи площади Константина он внезапно почувствовал расслабление желудка. Спросив, где здесь поблизости находится отхожее место, он немедленно поспешил туда и, по словам Сократа, «впал в такое изнеможение, что с извержениями тотчас отвалилась у него задняя часть тела, а затем излилось большое количество крови и вышли тонкие внутренности; с кровью же выпали селезенка и печень, и он тут же умер».