аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

Экономическое учение Аристотеля

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являютсяНаиболее крупной фигурой среди представителей экономической мысли античного мира является ученик Платона – Аристотель (384–322 гг. до н. э.).

Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.

Хозяйственную деятельность Аристотель относил либо к экономике, либо к хрематистике.

Экономика (экономия), по Аристотелю, это – создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей. Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку она удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.

Хрематистика – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Такую деятельность Аристотель называл противоестественной; делание денег он рассматривал как противоречащую интересам натурального хозяйства. Он осуждал ростовщичество, считая его противным человеческой природе, справедливо вызывающим у людей ненависть. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в количестве, необходимом для ведения хозяйства.

Аристотель (вслед за Ксенофонтом) отмечал наличие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными. «Гений Аристотеля, – писал К. Маркс, – обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

Источник

Экономические взгляды Аристотеля

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

Аристотель (384—322гг. до н.э.) – философ, ученик Платона. Жил Аристотель в эпоху огромных политических потрясений и жестоких войн, закончившихся объединением под властью Македонии всех государств античного мира. Начавшийся кризис рабовладельческого строя еще более обострил классовую борьбу между рабами и рабовладельцами.

Аристотель считал, что политическая борьба и общественные потрясения обусловлены имущественным неравенством. Он отверг утопию Платона об «идеальном государстве», и разработал теорию «лучшего государства», которое должно было основываться на господстве класса рабовладельцев среднего достатка. Но и это «лучшее государство» по своей природе рабовладельческое, поскольку там сохранялось рабство и власть в нем принадлежала рабовладельцам.

Экономические взгляды Аристотеля выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился оправдать и упрочить рабовладельческий строй и рабовладельческое государство. В своем произведении «Политика» Аристотель создал теорию рабства. Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы. Рабство признается естественным явлением. Исходя из этого он устанавливает разграничение между физическим и умственным трудом и считает, что раб от рождения предназначен выполнять физическую работу, а управление государством дело свободных людей. «Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни» [2]. Рабов он, не считал гражданами, а приравнивал их к орудиям производства.

Различая два вида богатства, Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством первого вида богатства — потребительных стоимостей. К ним он относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. К ним он относил крупную торговлю, поскольку она ведется ради извлечения прибыли, и ростовщичество.

В анализе товарно-денежных отношений Аристотель шел значительно дальше своих предшественников. Исходя из двоякого понимания богатства, Аристотель рассматривал продукт как товар, который имеет двоякое назначение: «Обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ногу, и для того, чтобы менять ее на что-либо другое» [4]. Здесь он говорит о двух свойствах товара: об его потребительной и меновой стоимости.

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

За деньгами Аристотель признает функцию средства обращения и мерила стоимости. Аристотель резко выступает против тех, кто использует деньги в других целях, особенно против ростовщиков. «Тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно — не для тех целей, для которых они созданы».

Экономическая мысль Древнего Рима

Источник

Деньги и торговля в понимании Аристотеля

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

Заключение

Подводя итог данного реферата, можно сказать, что, что в целом, экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место как в трудах Платона, так и в трудах Аристотеля.

На экономическую мысль также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли её представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Они не только давали советы о том, как вести хозяйство, но и пытались теоретически осмыслить экономические процессы. Как у Аристотеля, так и у Платона существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля и Платона стали источниками многочисленных школ и направлений.

Список использованной литературы

1. Асмус В.Ф. Платон. М.: «Наука», 1993. С.217

2. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: «Центр», 1997. С.243

3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М. «Детская литература», 1977. С.224

4. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: «ЭКСМО-Пресс», 1998,

5. Энциклопедический словарь юного историка. Под редакцией Таттар Г.В. М.: «Пе дагогика-Пресс», 1993. С.448

Введение

В данном реферате будут рассмотрены взгляды на политическое устройство государства двух древнегреческих философов: Платона и Аристотеля. Этот вопрос вызывает несомненный интерес в рамках политологии. В современной России все чаще можно увидеть повышенную активность граждан, которая проявляется в форме митингов. Это связано с недовольством людей к власти их государства. Но никто не может найти решения этих проблем и совершенствования устройства. Все чаще поднимается вопрос о совершенствовании деятельности госструктур и организации власти. Впервые над вопросом идеального государства задумались древнегреческие философы, которые подробно описали это в своих произведениях. Так какого же государство, которое сможет устроить каждого? У Платона и Аристотеля на это была своя точка зрения.

Платон и Аристотель были одними из первых античных философов, и их учение об идеальном государстве и обществе заложило основу социологической мысли, поэтому их взгляды на модель идеального государства очень важны.

Целью моей работы является выявление сходств и различий концепций двух философов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1.
Раскрыть смысл термина государство, который будет основным понятием, анализируемым в данном исследовании.

2.
Дать общую характеристику эпохи и жизненного пути философов.

3.
Проанализировать взгляды философов на модель государства.

4.
Сравнить эти взгляды : выявить общие черты и различия.

5.
Сделать вывод о том, как древнегреческие философы Платон и Аристотель представляли себе образ идеального государства.

В своем исследовании я буду опираться на следующие работы философов: трактат Аристотеля «Политика» и диалог Платона «Государство». Эти произведения будут подвергнуты моему анализу, в результате чего я получу представление каждого из философов о модели идеального государства. Для составления кратких биографий и подтверждения своих мыслей я буду опираться на работы А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ и Б. Рессел История западной философии.

Источник

Аристотель: экономика и хрематистика

Наше общество претерпевает значительные социально-экономические преобразования. Для такого времени свойственно переосмысление представлений об окружающем мире и обращение к истокам. В свете этого совсем неудивительным выглядит и обращение к Аристотелю. Тем более, что экономика и хрематистика – это два явления, истоки противостояния которых восходят именно к нему как к выдающемуся древнегреческому мыслителю. В статье мы рассмотрим, что означают оба понятия и как они взаимодействуют.

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

Аристотель: экономика и хрематистика

Древнегреческий мыслитель разделял использование денег для удовлетворения естественных человеческих потребностей и их накопление как самоцель. Хрематистика – это, с его точки зрения, поклонение прибыли. Аристотель понимал под этим термином ситуацию, когда деньги теряют свою основную функцию средства обмена, а превращаются в самоцель. Хрематистика – это, например, ростовщичество, а также спекулятивная торговля. К обеим сферам деятельности Аристотель относился отрицательно. Он считал, что они не являются естественными и только эксплуатируют людей.

Совсем другая по сущности, как ее видел Аристотель, экономика. Деньги, по его мнению, должны быть средством, а не целью. Они должны облегчать торговлю. А ростовщический процент, наоборот, усложняет ее, делая деньги менее доступными там, где в них нуждаются. Поэтому хрематистика как наука об обогащении для Аристотеля выглядит извращением, еще одним способом эксплуатации богатыми бедных.

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

Истоки концепции

Вплоть до Великой французской революции торговля считалась достаточно предосудительным занятием. Принять это сейчас достаточно тяжело, поскольку новейшая история ставит в центр экономики как раз предпринимателя. Но в прошлом спекуляция считалась грехом, а все формы эксплуатации осуждались церковью. В Средневековье торговцев презирали. Для того чтобы выжить, они формировали профессиональные альянсы.

Аристотель считал, что торговля товарами по своей природе не является хрематистикой. Но только до того времени, пока она распространяется на предметы, которые необходимы для продавцов и покупателей. С расширением меновой торговли возникают деньги. Они облегчают и ускоряют обмен. Однако с изобретением денег меновая торговля неизбежно превращается в товарную. А это открывает возможность для множества спекуляций. Определенная категория людей начинает заниматься хрематистикой. Так Аристотель первым установил различие между деньгами как средством обращения и накопления, то есть капиталом.

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

Экономика Аристотеля

Аристотель абсолютно отрицательно относился к накоплению денег как к сверхзадаче. Он считал ростовщичество и спекулятивную торговлю противоестественными видами деятельности, которые обесчеловечивают тех, кто ими занимаются. Как и его учитель Платон, Аристотель порицает накопление денег. Ростовщики, считал он, не создают ничего, их богатство появляется практически из воздуха. Поэтому такое занятие является предосудительным.

В экономике торговля должна происходить непосредственно между производителем и покупателем по правильной цене. В этом случае она не создает добавленную стоимость из ничего. Экономическое учение Аристотеля подразумевает создание благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Деньги являются только средством ускорения обмена между производителями и улучшения его качества.

Аристотель считал, что настоящее богатство состоит из благ, которые удовлетворяют естественные потребности. По своей природе оно не может быть бесконечным. Именно блага, а не деньги, по мнению Аристотеля, являются главной характеристикой богатства.

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

В Средневековье

В этот период хрематистика – это прерогатива церкви. Для простых людей такая деятельность считалась нежелательной. Однако капитал можно накапливать, если он в будущем пойдет на нужды благотворительности. Католическая церковь поддерживала данную экономическую доктрину на протяжении всего периода Средневековья. Такой взгляд на хрематистику разделял и Фома Аквинский.

Современное представление

Как писал в своих работах Аристотель, экономика и хрематистика – это две науки. Однако в наше время последняя рассматривается только в рамках общей теории. Такие понятия, как «капитал», «рента» и «процент», считаются традиционно экономическими. Вряд ли бы с такой трактовкой мог согласиться Аристотель. Однако хрематистика – это неотъемлемая часть современного капиталистического способа ведения хозяйства. Хотя Мартин Лютер и выступал против узурпации и эксплуатации, однако в своем исследовании протестантской этики Макс Вебер доказывает ключевое значение для буржуазии потребления и сбережения. Термин «хрематистика» Карл Маркс использует для обозначения капитализма.

аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Смотреть картинку аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Картинка про аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются. Фото аристотель считал что деньги выполняя свои функции являются

Экономические учения Аристотеля

Среди основных постулатов Аристотеля можно выделить следующие:

Источник

Деньги и торговля в понимании Аристотеля

Аристотель был первым, кто провел как бы инвентаризацию имеющихся наук и определил их направленность. Существовавшие науки он разделил на три группы: теоретические, куда вошли физика, математика и философия; практические или нормативные, в рамках которых политика выступает одной из главнейших; поэтические науки, которые регулируют производство различных предметов.

В области социальной философии Аристотель выдвинул также глубокие идеи, что дает основание рассматривать его как мыслителя, стоявшего у истоков наших современных представлений об обществе, государстве, семье, человеке, праве, равенстве. Происхождение общественной жизни, формирование государства Аристотель объясняет не божественными, а земными причинами. Согласно Аристотелю, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, а цель его существования — достижение блага людей. Государство выступает как высшая форма общения между людьми, благодаря чему все другие формы человеческих отношений достигают совершенства и завершения. Естественное происхождение государства объясняется тем, что во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Выясняя сущность человека, закономерности его становления,Аристотель считает, что человек, по природе своей, существо политическое и свое завершение, можно сказать, совершенство он получает в государстве. Природа наделила человека интеллектуальной и моральной силой, которые он может использовать и во благо, и во зло.

Если человек обладает нравственными устоями, то он может достигнуть совершенства. Человек, лишенный нравственных устоев, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. Касаясь соотношения и соподчиненности триады: государство, семья, индивид, Аристотель считает, что “государство по своей природе предшествует индивиду”, что природа государства стоит впереди природы семьи и индивида, а посему “необходимо, чтобы целое предшествовало части”. Государство, и в этом Аристотель следует за Платоном, представляет собой некое единство составляющих его элементов, правда, не такое централизованное, как у Платона. Форму государственного правления Аристотель характеризует как политическую систему, олицетворяемую верховной властью в государстве. В зависимости от числа властвующих (один, немногие, большинство) определяется форма государства. При этом существуют как правильные, так и неправильные формы правления. Критерием правильных форм правления является их служение общим государственным интересам, неправильных — стремление к личному благу, выгоде. Тремя правильными формами государства выступают монархическое правление (царская власть), аристократия и политика (политика — это правление большинства, объединяющее в себя лучшие стороны аристократии и демократии). Ошибочные, неправильные — тирания, олигархия, демократия. В свою очередь, каждая форма имеет несколько разновидностей. Основную причину возмущения людей, приводящих порой к смене форм правления, в том числе, в результате государственных переворотов, Аристотель видит в отсутствии в государстве равенства. Именно ради достижения равенства осуществляются перевороты и восстания. В вопросе о земле Аристотель считает, что должны существовать две формы собственности на землю: одна предполагает общее пользование землей государством, другая — частное владение гражданами, которые должны на дружественных началах предоставлять выращенные продукты в общее пользование других граждан.

Законодательство в государстве — это неотъемлемая часть политики. Законодатели должны это учитывать всегда с тем, чтобы умело и адекватно отражать в законах своеобразие данного государственного строя и тем самым способствовать сохранению и укреплению существующей системы отношений.

в становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельностиСократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Еще древнегреческие философы Аристотель и Платон говорили о необходимости наличия семьи у человека и придавали ей государственное значение.

в становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”.Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Толстой л.н. с огромной силой нравственного осуждения подверг критике государственные учреждения, суд, экономику. Однако критика эта была противоречивой. Он отрицал революцию как метод решения социальных вопросов. Историки философии полагают, что “заключая в себе некоторые элементы социализма (стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных крестьян, учение Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало исторический процесс с точки зрения “вечных”, “изначальных” понятий нравственного и религиозного сознания человечества”.

Считая власть злом, Толстой пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *