аркистан что за страна

Уркеш: забытый город загадочных хурритов

Древний Уркеш когда-то был крупным центром древней ближневосточной хурритской цивилизации, известной в мифологии как дом первозданного бога. Мало было известно об Уркеше и таинственной хурритской цивилизации, так как древний город был погребён под песками пустыни тысячи лет и потерялся на страницах истории. Тем не менее, в 1980-х годах археологи обнаружили Телль Мозан, курган, под которым находились руины древнего храма и дворца. Десять лет спустя исследователи сделали захватывающий вывод о том, что Телль Мозан — это потерянный город Уркеш.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна

Расположенный на территории северной Сирии, вблизи её нынешних границ с Турцией и Ираком, древний Уркеш был большим городом Месопотамии, которая процветала между 4000 и 1300 гг. до н.э. Это один из самых ранних известных городов в истории.

Уркеш когда-то был крупным политическим и религиозным центром хурритов, построенным на пересечении торговых путей между Анатолией и городами Сирии и Месопотамии и связывающих Средиземноморье с западным Ираном. Уркеш был также столицей царства, которое контролировало нагорья, где были расположены залежи меди, сделавшие город могущественным и богатым.

Ранее знания о хурритах были ограничены древним легендами и небольшим количеством артефактов неизвестного происхождения. Недавние раскопки показали, что хурриты не только сильно повлияли на язык, культуру и религию более поздних народов, но, возможно, и на развитие соседей месопотамцев, которые в то время только начали создавать первые города. Наиболее отличительной чертой хурритов был их язык, абсолютно уникальный и не похожий ни на какие-либо другие известные в истории языки.

Раскопки Телль Мозан

Исследование Телль Мозан началось в 1980-х годах, но только через десять лет археологи смогли окончательно определить, что это город Уркеш.

Раскопки показали не только кирпичные строения, но и редкие каменные сооружения — монументальную лестницу и глубокую подземную шахту — «переход в преисподнюю» — которая была связана с религиозными ритуалами.

В Уркеше находились монументальные общественные здания, в том числе большой храм и дворец. Многие из них датированы аккадским периодом (около 2350-2200 до н.э.)

Раскопки также дали большое количество оттисков и печатей. Около 150 из них содержат надписи. Кроме того, клинописныетаблички старого аккадского периода были найдены, они представляют собой по большей части административные документы, школьные тексты и даже части шумерского словаря.

Сотни глиняных печатей с изображением царской семьи раскрыли важную информацию об истории и жизни города. Письменные таблички из дворца открыли не только имя города и царства Уркеш, но также его царя Тупкиша и царицы Угнитум. В документах указывается, что одна из дочерей Нарам-Сина, царя Месопотамии, жила в Уркеше.

Вероятно, было только несколько хурритских городов на севере Сирии. Тем не менее, хурриты создали цивилизацию, которая оказала влияние на весь Ближний Восток.

Урбанистический стиль хурритов основан на этнической идентичности в большей степени, чем на территориальной смежности. Культурная уникальность Уркеша отчасти объясняется его географическим положением: он объединил потенциал равнин с возможностью использования менее доступных ресурсов нагорья. Это способствовало формированию уникальных религиозных и политических традиций и защиту от агрессивного экспансионизма аккадского царя Нарам-Сина, считавшего себя богом. Уркеш был единственным в Сирии городом, который не был завоеван им.

Найденные в Уркеше артефакты представлены в музее Дейр-Эз-Зор в Сирии. Тем не менее, считается, что многие сокровища остаются скрытыми в более глубоких слоях кургана Телль Мозан. К сожалению, раскопки были приостановлены в 2011 году в связи с гражданской войной в Сирии, и место раскопок остаётся закрытым для иностранных археологов. Небольшая группа местных жителей охраняет драгоценные руины, защищая древнее наследие своей страны. Когда в Сирии установится мир, раскопки могут возобновиться.

Источник

Arkistan

Arkistan

National Information

Motto

Confederated

Anthem

translation : God protect the people

General Information

Capital city

Official language(s)

Regional language(s)

Ethnic groups

Demonym

Government

Prime Minister

President

Currency

Time zone

Date format

Drives on the

Religious group(s)

ISO 3166 code

Internet TLD

Contents

Description

The People’s Republic of Arkistan is a socialist communist republic in central Asia that was part of USSR, but after the 1991 collapse, Arkistan gained his independance and had a recovered quickly thanks to China resulting a strong economy.

The capital city of Arkistan is Gorod Baliq, it was founded in 958 AD, the founder was a nomad.

In 1925 the King Ivanov IV was forced to abdicate due to the hostilities of the people (which were supported and supplied by the People’s Communisty Party of Arkistan).

In 1936 Arkistan became officialy part of the Union of Soviet Socialist Republics.

During the World War 2, in 1942 Arkistan sended their troops in the battlefield of the east of USSR to defend Russia land, but in 1943 the Red Army pushed back the Wermacht (thanks to the help of each republics and betters vehicles and weapons).

In 1945 some Arkistanian troops entered Berlin and fought to the end the Wermacht until they surrendered and then USSR and the Allies decided to occupy territories of Germany ( Saxony was a territory that was given to Arkistan ).

In the cold war era ( 1947-1991 ) Arkistan governement built a research center for nuclear missiles and also a complex in the east of Arkistan that served as a spy training center but half of the spy training center had to be abandonned due to lack of funds.

In 1991 the governement declared that USSR had collapsed due to a economical crisis and the president of Arkistan ( Dmitry Petrov ) visited China to get the help of the Chinese governement to avoid a economical crisis.

Industry

Most of the industry in Arkistan mostly used to build millitary vehicles and weapons in the 1920’s.

Since 1902, the Larki Motors Company is the most popular vehicle manufacturer in term of reliablity and sales, being the leader in it’s home market, Europe, Asia and El Kadsre.

The founder of L.M.C was a weapon manufacturer before the 1900’s and were the most used in Eastern Europe and Asia by the 1910’s.

Ideology

Before 1925, Arkistan was part of Russia along Kazakhstan, Kirgyzstan, Uzbekistan, Turkmenistan, Baltic countries, Ukraine, Armenia, Georgia and Azerbaijan, meaning they were under the Tsardom of Russia (House of Romanov), meaning they were monarchists, in 1925 Arkistan immediatly joined as the Arkistan Socialist Republic.

Since the collapse of Soviet Union in 1991, they became independant but the people wanted to keep the communism in the country.

Since now the country is less communist and more socialist.

Religion

Most of the country have influence of Russian Orthodoxy and Islam like it’s neighbors, during the Soviet era most of the country abandonned religious beliefs.

Источник

Аркестан что за страна

25-го августа. Переехав через какой то ручей или очень большой арык, мы подъехали к последней станции перед Туркестаном. Каратау стал ясно виден, отчего степной ландшафт потерял свой утомляющей вид и заменился превосходным горным ландшафтом.

По прозрачно-синему цвету гор бежали темные ущелья, рисовались более светлые выступы с черными по бокам промоинами. Слава Богу! мы опять приближаемся к горам! Далеко около них затемнели сады Туркестана, которых зелень группами оттенялась на светлой степи с сожженной на ней травою. Около дороги показались бахчи. Впереди поднялась высокая арка и купол знаменитой туркестанской мечети, или так называемого Азрета. Как все это приятно действует на глаз, привыкший к однообразию степи! Будто подъезжаешь к Парижу; такое чувство удовольствия испытал по крайней мере я, подъезжая к Туркестану. Оживленный вид увеличивался по мере движения вперед. По дороге сновали всадники на ослах, лошадях и верблюдах. Немазанные арбы, запряженные в одну лошадь, на которой сидел человек, везли в город джумурчку (клевер), арбузы, мешки с пшеном.

Общий вид Туркестана производит тоже приятное впечатление. По сторонам его тянется множество садов, из которых поднимаются стройные пирамидальные тополи с листьями как у клена и белою корою как у березы. Изо всего города виднеется только длинная зубчатая стена. Из-за нее смотрят высокие валы цитадели и красивые куполы Азрета. На городских стенах видны еще следы, оставленные нашими гранатами и ядрами.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна
Туркестан. Часть города Бакы-Масчит.
Здесь и далее фото из «Туркестанского альбома»

Мы въехали в ворота города по очень плохому мостику, перекинутому через глубокой ров. От них сейчас же начинаются узкие, извилистые улицы. По сторонам их идут глиняные заборы, кое-где поднимающиеся на высоту стены дома. Из улицы небольшие ворота ведут во внутренние дворы, куда уже выходят изо всех комнат двери. Там, где ограда, отделяющая дворы от улицы, становится выше, она составляет стену дома, что можно судить по маленьким окошечкам, пробитым высоко над землей. Изредка в них показывалась головная повязка женщины и сейчас же пряталась назад.

Кое-где в выступах улицы приютились колодцы с нашими всероссийскими запрещенными журавлями для подъема воды, что стесняло еще более и без того тесную улицу. По улицам бродили правоверные, с огромными белыми тюрбанами на головах, бегали от колодцев полуголые (по пояс) мальчишки с кувшинами в руках. Когда навстречу нам попадались из-за поворота улицы верховой, или верблюд, или арба, наш ямщик громко выкрикивал какие-то зычные междометия, еще громче раздававшиеся между стен улицы. Те спасались в ближайшие переулки или ворота домов и давали, таким образом, возможность проехать нашему тарантасу.

Задевая колесами за стены и присоединяя новую черту к многочисленным следам, оставленным на них арбами, мы добрались до базара, т. е. крытой улицы, по сторонам которой вместо пустых стен расположены лавки. Здесь висели на железных крючьях только что зарезанные бараны, стояли в лавочках самовары, продавались фрукты, производились всякого рода мастерства. Мальчишки и торгаши кричали и шумели, верблюды ревели, всюду был гам, шум и гвалт. По базару сновали бухарские евреи, отличающиеся правильными чертами лица и длинными пейсиками, сарты в больших чалмах, киргизы и наши солдатики, которых их штык занес за три тысячи верст от Москвы. Но так же, как и там, они оказались здесь как у себя, торговались, бранились, осматривали съестные продукты. Сарты, как мне показалось, смотрят еще на русских большими волками. Ни один из них не кивнул нам даже головой, хотя мальчишки, пробегая мимо экипажа, делали нам под козырек в укорительном смысле. Киргизы, которые легко узнаются по их типу, вели себя иначе. Еще издалека они кричали нам громко: «Аман!» и весело поглядывали на нас.

Выехав из базара и проехав еще несколько извилин, в которых из ворот выглядывали ребятишки, захлопывающие двери при нашем приближении с криком «Урус!» — мы подъехали к цидатели, из-за которой выглядывал Азрет со своим странным фасадом и грациозными куполами. У моста через ров часовой в рубахе. Недалеко оттуда квартира коменданта, майора Суворова. Он указал нам квартиру, т. е. небольшую комнату без дверей с миленьким двориком, усаженным деревьями. Дом, часть которого нам теперь отвели, построен русскими уже после взятия Туркестана. В садике кипел самовар и молодая, прилично одетая дама, жена священника, как нам после сказали, разливала чай нескольким офицерам. Мы пристроились к столу. Вскоре явился конной артиллерии поручик, Александр Александрович Крымов, управляющий местным населением от Туркестана до Чимкента, включая и его. Мы разговорились с ним и толковали до поздней ночи.

26—31-го августа и 1-го сентября мы пробыли в Туркестане, изучая его. Все, что мы видели до сих пор, резко отличается от этого города по характеру, условиям жизни, даже по внешности, потому, несмотря на то, что мы пробыли здесь так долго, я, по крайней мере, недостаточно ознакомился с Туркестаном.

26-го мы поехали осматривать город вместе с Крымовым и караван-башем города. Прежде всего мы отправились на базар. Утром он еще оживленнее. В открытых лавках продается все, что нужно для неприхотливой жизни среднеазиатцев. На кошмах разложены арбузы, дыни, разная зелень, в мешках стоят орехи, сушеный урюк, кишмиш, рис, просо, пшеница, мука. На железных гвоздях, напоминающих наши вешалки, развешаны целые бараны, тушки и куски мяса. Около кипит самовар и правоверные попивают чай, усевшись в кружок. Недалеко оттуда, на нескольких ситах, уставленных друг на друга, варятся парами пельмени, которые, вместе с пилавом, составляют основу среднеазиатской кухни. Это род туркестанского ресторана. Толпа лиц разных типов и костюмов сновала взад и вперед по лавкам. На этот раз мы были в сюртуках, а караван-баш в эполетах, полученных им от Черняева и нацепленных им на халат так, что один болтался на груди, а другой на спине, почему жители прикладывали руки ко лбу, полагая, что отдавание чести — единственный способ кланяться у русских. С базара мы повернули в караван-сарай, четыреугольный открытый базар с лавками по сторонам. Посредине весы. Сюда приходят караваны, которые и разгружаются здесь. На одной стороне караван-сарая мечеть, т. е. открытая мазанка на колоннах. Минаретов, вообще говоря, здесь нет.

С караван-сарая мы отправились в гости к караван-баши. Въехав во двор, мы сошли с лошадей и вошли в отдельную комнату с одним выходом. Окон в ней нет, в потолке одно отверстие. По стенам ниши, а в углу выложенная камнем впадина для мытья, с дыркой, назначенной спускать воду. Низенький стол был накрыт вышитою азиатскою салфеткой, на которой стояли подносы с фисташками, кишмишем, леденцами, виноградом, зернышками от абрикосов, дынями и арбузами. Подали чай в полоскательных небольших чашках. Вслед за тем принесли блюда с пельменями, сильно посыпанными перцем, и пилавом. И то, и другое было очень вкусно. Хозяин рассказывал про свое значение в городе, про обязанности и права караван-баша, и хвастал знакомством с Черняевым. Он чрезвычайно тучный господин, которого заплывшая шея и жирная грудь выглядывали из-за рубахи и халата, на котором были нацеплены эполеты. Маленькие глазенки его изобличали человека до крайности хитрого. Караван-баш говорил медленно, хриплым пьяным голосом, и при этом беспрерывно поглаживал свою седую бороду. Пробыли мы у него недолго и отправились осматривать Азрет.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна
Общий вид мавзолея святого Султана Ахмеда Ясави с южной стороны

Передний фас мечети состоит из стрельчатого свода, опирающегося на две высокие башни. Ко входу примыкает большое здание мечети, на котором поднимаются два купола. Стены Азрета были обложены синими глазурованными кирпичами, уложенными таким образом, что они составляют весьма красивые арабески.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна
Главный фасад мавзолея святого Султана Ахмеда Ясави

Мечеть состоит обыкновенно — из трех стен и крыши, поддержанной деревянными колоннами. Минаретов нет, не знаю, на каком основании. Вот и вся мечеть. Замечательно, что капители деревянных колонн у многих из мечетей совершенно похожи на капители сауранских развалин. Под высокой аркой в боковые стены вставлено много длинных палок. Нам сказали, что это сделано будто бы для птиц. Действительно, здесь летало очень много голубей. На одной же палке было устроено аистами толстое гнездо. Такое же гнездо устроили себе эти птицы на вершине одного из куполов. Под переднею аркою направо и налево от входа лежат надгробные камни. Здесь по завещанию, похоронены знатные мусульмане за сто и более червонцев, оставленных мечети.

Большая дверь чрезвычайно мелкой резной работы ведет во внутренность мечети. Первое, что вас поражает, это чрезвычайно грандиозный купол, покрывающий все главное здание. Плафон купола из лепной алебастровой работы сделал бы честь лучшему европейскому архитектору. П., учившийся архитектуре и надоевший уже мне рассказами про алгебру, которую, как он говорит, он изучал до мелочей, пояснил, что купол чисто мавританского стиля. Это, впрочем, было видно и без его ученых комментарий.

Узорчатый как кружево свод покоится на четырех стенах помощью украшений, упирающихся в углы. Эти украшения, грациозные и оригинальные, в то же время совершенно напоминают громадные сталактиты. В том же вкусе отделана ниша, в которой проделан вход к могиле Азрета, задернутый черной занавеской. На этой нише ревнивые, но бесталанные мусульмане понаделали разноцветные иероглифические украшения.

— Что это такое? — спросил я у муллы.

— Это имена Бога и святых: Аллах, Аллах акбар! Азрет Али, Муса, Ибрагим; это план Мекки, — говорил он, пробегая глазами по испещренным и изуродованным стенам.

На средине мечети стоит огромный, баснословной величины, бронзовый котел с рельефными надписями из Корана и другими украшениями. Назначение этой чаши или котла — назовите как хотите — состоит в варении пищи для бедных; котел обставлен со всех сторон бунчуками и знаменами Азрет-султана.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна
Главная ниша мавзолея, ведущая к гробнице святого Султана Ахмеда Ясави

Огромной величины знамя с древком, сажени в две с половиной, стоить наискось перед входом к могиле Азрета. В первый раз табун мулл, сопровождавший нас, не дозволил мне увидеть могилу Азрета, занавес к которой открывается только по пятницам и для одних правоверных. В другой же раз сторож отдернул занавеску за рубль, но решительно удержал за руку, когда я хотел переступить за порог святилища. Там каменный памятник обыкновенной мусульманской формы был накрыт черным сукном. Около было набросано много книг в поношенных кожаных переплетах. Сторож назвал эти книги кораном.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна
Подсвечники, пожертвованные эмиром Тимуром Кураганом

Свет в мечеть проникает через окно, освещающее могилу Азрета, через два высоко проделанных окна, заставленных разными деревянными решетками, и через дверь. Часть мечети у входа и дверь сильно закопчены дымом. Когда я спросил, отчего это закопчено, муллы ответили, что кокандские часовые раскладывали в мечети огонь и грелись здесь во время холодных ночей. Налево от главного здания мечети, через темный коридор входят в малую мечеть, тоже покрытую куполом. Плафон лепной работы в том же вкусе, как и в главном куполе. Но здесь все лучше сохранилось. По стенам даже видны следы изразцов, которыми они когда-то были выложены. Здесь есть окна, отчего малая мечеть не кажется такою мрачною.

Кроме двух приделов, мечеть Азрета заключает в себе еще длинные, темные коридоры, в которых похоронены очень большие люди. Так, тут нам показали могилу, сделанную, кажется, из мрамора, Аблая, хана Средней орды. Он завладел Туркестаном после того, как китайцы истребили калмыков. Должно быть, этот город ему полюбился, потому что, хотя он и умер в Кокчетавском округе (в Сырембети, где стоит ему надгробный монумент), однако завещал перевезти свое тело в Туркестан, на что и ассигновал сто лошадей и несколько калмыков-невольников. Гутковский сказал, что он хорошо знаком со внуком Аблая, Велихановым, и просил муллу от имени последнего помолиться о даровании Аблаю счастья на том свете. Муллы согласились, стали на колени, бормотали что-то, к счастью, недолго, и кланялись в землю, что в темноте, при белых тюрбанах мулл, было, впрочем, очень красиво.

Недалеко от Аблая похоронена другая историческая личность, хан Большой орды Юлбарс. Кажется, он поддался России одновременно с Аблаем. Императрица Анна Иоанновна дала ему грамоту на подданство, которая и находится в общем собрании законов. Могила Юлбарса закрыта резною деревянною решеткою. Около, на глиняном пьедестале навалена целая куча голов ovis argali с огромными рогами. Это, по словам мулл, дар, приносимый киргизами, приходящими молиться к могиле Юлбарса.

Мечеть Азрета построена Тамерланом. Двигаясь из Турана в поход к западу, он дал обет построить такую мечеть, какой еще не бывало, если святой Азрет, похороненный в Туркестане и чтимый всею Среднею Азией, исходатайствует у Аллаха об удачном исходе его похода. Возвратившись домой, отягченный славою разорителя сотен городов, Тамерлан не забыл своего обещания. Мечеть начали строить, как говорит предание, существующее в Туркестане, черные люди, т. е., вероятно, мавры, которых вкус и стиль отпечатались на азретской мечети. Но Тамерлану не удалось окончить свою постройку. Он умер, говорят, всею в двадцати пяти верстах от Туркестана.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна
Мавзолей правнучки эмира Тимура Курагана, Рабиги-Бегим, умершей в (880 г. хиджры)

Недалеко от мечети Азрета построен род часовни в том же стиле, как и азретская мечеть. В Туркестане называют ее памятником дочери Тамерлана, хотя прибавляют, что дочь Тамерлана Шура похоронена на Кавказе на месте, где ныне существует крепость Темир-Хан-Шура. Памятник дочери Тамерлана просто часовня, пустая в середине. Снаружи она представляет конус из кирпичей, с которых осыпалась глазурь; на конусе поставлена башенка, оканчивающаяся куполом. Глазурь на башенке сохранилась совершенно. Арабески на ней чрезвычайно хороши. Из этого следует, что глазурование глины было не только хорошо известно в Средней Азии в XIV столетии, но что это искусство стояло на высокой степени совершенства. Бедный Бернар Палисси! Теперь в памятнике дочери грозного завоевателя русский пороховой склад. Небрежное хозяйство внутри башни и вынимание без нужды кирпичей в самое короткое время так попортило старый памятник, что конус, на котором стоит башенка, сел и дал трещину. Это очень жалко.

Покровителем мечети считается шейх-ислам, один из потомков святого. Он должен происходить из старшей линии и утверждался кокандским ханом. Покровитель собирает деньги и предметы, жертвуемые ревностными мусульманами в мечеть, и получает следующие потомкам Азрета доходы с туркестанских караван-сараев. Доходы, если их сложить, так велики, что шейх-ислам может ежедневно кормить до ста человек бедных.

Позабыл сказать, что недалеко от Карнака, лежащего в двадцати верстах от Туркестана, существуют до сих пор развалины завода, на котором отливался котел, стояний в Азрете.

Знаменитая мечеть плохо поддерживалась при кокандском правительстве. Мулла сказал нам, что мечеть не поддерживается потому, что нет хороших мастеров, и указал на грязные полосы глины, которыми кое-где были залеплены щели в стенах. «Только в Бухаре есть один хороший мастер, способный починить эту мечеть», — прибавил он. Мы сказали муллам, что когда русские возьмут Бухару, то пришлют сюда этого мастера, и сели на лошадей, чтобы осмотреть окрестности.

Крымов рассказал также про вылазку, которую Мурза-Давлет, командовавший войсками в Туркестане, сделал против осадных работ. Он обошел садами наши траншеи с юга и запада и кинулся на них с гамом и воплем. В то время жители города, собравшись на стене, играли в трубы, вернее, издавали дикие звуки и криком ободряли своих защитников. Впрочем, вылазка была отбита. В течение ее офицер генерального штаба Кохановский стоял на бруствере траншеи и руководил огнем солдат; он был убит пулею в грудь навылет. Испытав на деле невозможность прогнать русских, Мурза-Давлет сказал, что он выходит из города для какого-то хитрого маневра против русских, поручив оборону города жителям и запретив говорить про сдачу под страхом смертной казни; но едва он удалился с кокандцами, как один богатый туркестанец Джанты, глава русской партии, т. е. желавшей сдать город, открыл ворота крепости и выехал к нашим работам. Наш отряд немедленно занял крепость и цитадель. Уже после взятия Туркестана с северной стороны крепости вырублены сады и разрушено довольно много зданий, чтобы очистить пространство для выстрелов. Тогда ждали нападения на Туркестан самого муллы Алимкула, регента Коканда.

Объехав с трех сторон город, мы привязали лошадей у дерева и пошли в сады. Под этим словом нельзя разуметь одни фруктовые сады. Здесь можно встретить и тал, и осину, и тополь, и то особенное дерево, которое здесь называется пирамидальным тополем. Оно совершенно прямо, и сучья идут кверху. С этой стороны оно действительно напоминает пирамидальный тополь, но листья у него лапчатые, как у тополя, а кора на стволе бело-желтого цвета. Вперемежку с этими деревьями посажены миндаль, абрикосы, яблони, груши, приносящие огромные дюшесы, и пр. Впрочем, сезон фруктов уже прошел, и с деревьев давно собраны все плоды. Простые деревья имеют большую цену в степях, но и помимо своей ценности денежной они служат как бы предметом роскоши, лаская все чувства степного азиата. Впрочем, манера садить деревья, могущие служить для построек, очень хороша. Все сады орошаются арыками.

Из садов мы поехали домой. Комендант крепости пригласил нас обедать все время у себя. После обеда возвратились к себе, и я уселся за писание этой книги. Наша квартира очень удобна и для работы, и для жизни. Городничий уступил нам последнюю комнату своего дома под фотографию Приорову, так что на нас троих были две комнаты и двор или сад. Он особенно мне нравится. Поперек сада идет арык, который наполняет миниатюрный пруд, обставленный здешними пирамидальными тополями. Про силу здешней растительности, если она может иметь достаточно влаги, можно судить по тому, что эти деревья, имеющие теперь три-четыре сажени высоты, пересажены сюда маленькими русским комендантом Жемчужниковым после взятия Туркестана. В стороне от озера терраса. Около дверей сделан крытый навес, заменяющий галерею.

27-го числа утром мы пошли в гости к бывшему у нас с визитом Оскару-ходже, одному из старших потомков Азрет-султана. Оскар-ходжа был у нас в мундире русского офицера. Чин он получил по рекомендации Черняева как влиятельный человек Туркестана. Потомки Азрета разделяются на три колена: на колено Шейх-ислама, Накына и Азрета. Из первого назначались кокандскими ханами шейх-исламы Туркестана, которых обязанность состоит в попечении о газыз (святых сиротах), потомках Магомета вообще и Азрет-султана в особенности. Сам Азрет происходил от сына св. Алия, но от другой жены, не Фатимы. От двух старших сыновей Алия и Фатимы — Хасана и Хусейна, произошли сеиды; от другой жены Алия же, Ханафие, Алий имел сына Мухамед-Ханафие-Аулие. Его потомки называются Ханафие-Караганы. Старшее и младшее колено Алия называются вообще ходжами. Азрет, султан туркестанский, потомок Мугамета-Ханафие-Аулие. Вообще, здешние мусульмане строго различают эти две линии. Отец Азрета, Ибрагим, жил в Сайраме.

Потомки Азрета пользуются в Туркестане большим влиянием. Из числа всех арыков, которыми орошаются туркестанские пашни, два уступлены городом на вечные времена потомкам Азрета. Рассказывают, что эти два арыка — чудо умершего святого, рассказывают, будто он ударил своим посохом по земле и приказал выступить воде.

История города Туркестана есть история Азрета и его потомков. Оскар-ходжа принес множество свертков пергамента и бумаги, на которых написана генеалогия потомков Азрета. Сбоку текста приложены печати всех владык Туркестана, гарантировавших этим подлинность написанного. Оскар-ходжа объяснил, что он имеет патенты на русскую медаль и чин и должен будет приклеить и то, и другое к фамильной родословной. Азрет-султан был владетелем Туркестана, подчинявшегося ему добровольно. После Туркестаном владели его потомки с зависимостью от бухарского эмира. Впоследствии владетель Коканда, Ишим-хан, подчинил себе Туркестан и узурпировал права фамилии Азрета. Рассказывая про это, Оскар-ходжа с видимым презрением прибавил, что Ишим-хан был потомок Алим-бия кипчаков, основавшего кокандскую династию, которая существует всего полтораста лет. С тех пор Туркестан составил часть Кокандского ханства.

На мой вопрос, не было ли прежде таких, которые отнимали у ходжей владение Туркестаном, Оскар-ходжа сказал, что им владел некоторое время Галдан-Черен, калмыцкий хан, что калмыки не оскорбляли, однако, храма, потому что увидели все разом св. Азрета в грозном для них виде, и что они вскоре были истреблены китайцами. После них Туркестан или, лучше сказать, владения последнего ходжи зависели от Аблай, хана Средней киргизской орды, потомка Чингиз-хана. Юлбарс был ханом Большой орды и кочевал со своими подданными по Сыр-чу и в горах Каратау, места же, ныне занятые Большою ордою, принадлежали еще калмыкам до истребления последних манджурами.

Св. Азрет (Азрет значит святой. Это слово обратилось у среднеазиатцев в собственное имя для означения туркестанского святого) назывался при жизни Ходжа-Ахмет-Ясави. Город Туркестан при его жизни назывался Яссы.

От Оскара-ходжи мы поехали в гости к казы-келяму, тоже награжденному халатом и медалью от русских. Дом его или, лучше сказать, приемная комната, в которой мы сидели, совершенно похожа на залу базар-баши. Угощение было то же самое, даже чашки и мебель были принесены от базар-баши. Один складной железный стул со странно погнутой спинкой выдал этот секрет.

Крымов, бывший с нами, рассказал следующее. Шейх-ислам, старший потомок Азрета и покровитель Корана, ссорится постоянно с казы-келямом, верховным судьею, беспрерывно узурпируя его права. Почему-то Крыжановский очень благоволит к шейх-исламу, хотя русский генерал-губернатор, не преувеличивающий положения дел, не должен был бы быть очень щедрым на ласки перед первым духовным лицом Туркестана. Но Крыжановский, не ограничиваясь излишним вниманием, даже стал холоден к казы-келяму до того, что не пригласил его на большой бал, долженствовавший быть в Ташкенте 30 августа в день тезоименитства Государя Императора, в то время как его соперник был приглашен особенно внимательно. Шейх-ислам получил богатые подарки, казы-келям — довольно мизерные. Все это волнует донельзя казы-келяма, человека, по словам Крымова, очень благонадежного и преданного. Мы успокоили его ложью, сказав, что генерал Крыжановский говорил нам, что он оставил казы-келяма и не пригласил его на бал с тем, чтобы мы могли посоветоваться с таким умным человеком. После того руки казы-келяма перестали дрожать, а глаза, блестевшие до тех пор лихорадочным блеском, потухли.

27-го приехали остальные члены нашей комиссии. После обеда мы говорили с киргизскими биями, которые отличались замечательною бестолковостью. Вообще говоря, нужно заметить, что здешние киргизы от души презирают сартов, и наоборот. Киргизы считают их «полуженщинами» — фраза одного киргиза, — потому что они не умеют ездить верхом. Они также справедливо называют их развратными. И то, и другое верно. С своей стороны, и сарты презирают киргиз как людей почти не имеющих веры, глумящихся над Азретом и дервишами, кричащими и кружащимися там по пятницам, наконец, как дикарей, не имеющих понятия о шариате и об условиях высшей мусульманской цивилизации. Этот антагонизм двух рас нужно иметь постоянно в виду русским государственным людям. К несчастью, Крыжановский, Черняев, Романовский и вообще все русские дают видимое предпочтение сартам, т. е. людям, долженствующим быть враждебными России, а не киргизам, нашим естественным союзникам в Средней Азии. И то сказать: так же поступало и кокандское правительство!

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна
Туркестан. Часть города Ходжалык

Мы посетили дом здешнего богача Джанты. Он же считается главою русской партии. Снаружи этот дом ничем не отличается от остальных мазанок. Серая глина неопрятно покрывает стены; ворота узки и ведут темным коридором во внутренний двор. Оттуда сыновья Джанты (он сам приглашен на бал в Ташкент) повели нас в лучшую комнату. Она резко отличается от всех других туркестанских помещений. Стены превосходно выштукатурены, не марают и совершенно ровного цвета. Двери отличной резьбы. Потолок, состоящий, как везде, из тонких ровно обструганных палок, упирающихся в чисто положенные балки, превосходно отделан белою краскою, по которой расписаны арабески золотом и другими цветами. Замечательно, что симметрии в этом случае нет никакой. На каждой балке особенная арабеска, и это ничуть не уродует общего впечатления. По стенам сделаны большие ниши наподобие шкафов, с полочками, на которых стоит домашняя утварь. Каждое такое гнездо прикрыто сверху алебастровою доской с превосходной стрельчатой вырезкою, дающею возможность ставить предмет на полку. В общем, ниши с их строго мавританскими алебастровыми украшениями очень красивы. Комната освещается тремя дверями и двумя высоко прорезанными окнами, закрытыми алебастровою решеткою тонкой резьбы. Цоколь серого цвета с черною полосою наверху, как требует того строгий вкус. На одной из сторон, где нет ниш, лежали в четырех кучах приданые четырех жен Джанты. Медная посуда, стоявшая на противоположной стене, очень красива.

30-го числа предполагался парад. Мы отправились в церковь в полной парадной форме. Церковь находится здесь в одном из домов. Кроме двух образов на стене, нет никаких церковных атрибутов. Певчие из рук вон как плохи. Бас, как во всех деревенских церквах, считал себя знатоком пения, и когда все фальшивили, он, фальшивя решительнее и бесстыднее других и воткнув подбородок в грудь, смотрел с омерзением на своих более робких товарищей, нравоучительно выкачивая такт головой. Молебен шел на открытом воздухе. Когда певчие затянули многия лета, над головой нашей раздалась команда: «Первое!», и угловое орудие грянуло на удивление жителей Туркестана, потом второе и т. д. Из крепости сделан сто один выстрел, и запах порохового дыма, вероятно, напомнил жителям осаду, а у русских разговор невольно перешел к настоящим событиям.

После молебна мы отправились закусывать к Крымову. Все важнейшие русские чиновники живут шагах в пятидесяти от цитадели в домах Мирзы-Давлета и других, построенных уже нами. В садике, находящемся на дворе, довольно глубокий пруд, и около него навес, под которым мы теперь и завтракали. Крымов показал на пробоину в крыше навеса и рассказал, что во время осады Туркестана, в последние дни, здесь собрался совет кокандских военноначальников, чтобы решать судьбу города. Вдруг наша граната, пробив навес, упала между сановниками. Они разбежались и попрятались во все стороны, а вскоре Мурза-Давлет с войсками отступил.

Вечером мы опять были приглашены к Крымову. Русские дома были иллюминованы. На комендантском доме горел вензель. Мы уселись в карты. Собрались две-три дамы, жены находящихся здесь русских. Двери залы были открыты, и в нее нашло много киргиз, которые были у Крымова как дома. Они пили водку, курили папиросы, наблюдали нас, разговаривали между собою, одним словом, были тоже в гостях. Это очень хорошо рекомендует Крымова. На вечере была даже одна киргизка, в каком-то фантастическом костюме, жена одного офицера-киргиза.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна
Туркестан. Часть города Базар-баши

Вечером 31-го августа мы пригласили базар-баша и знатнейших купцов Туркестана для того, чтобы ознакомиться с торговлею. Вот их ответы.

В Туркестане считается лавок: на базаре двести десять, в караван-сараях сто шесть. В лавках торгуют бухарцы, кокандцы, ташкентцы и киргизы. Последние продают хлеб различных сортов, овощи, клевер и рыбу из Сырдарьи. Мурза-бий, коканец, управляющий Туркестаном двенадцать лет, выстроил на свой счет два караван-сарая, которые и пожертвовал в пользу мечети Азрета. Из базарных лавок только двадцать или тридцать принадлежат частным лицам, с остальных же лавок сбор производится казы-келямом и шейх-исламом по сорока копеек с каждой. В караван-сараях существует двенадцать лавок казанских татар, которые торгуют русскими товарами. Они устроились здесь за несколько лет до занятия Туркестана русскими войсками. Также в городе есть несколько бухарских и кокандских евреев. Из русских товаров расходятся в Туркестане ситцы, миткаль, нанка, саржа, платки, сукно, кожа черная и красная; последняя более. Прежде много вывозили железных и чугунных изделий; теперь, по случаю конфискации бухарских товаров, вот уже год не привозят металлических изделий. Фамильного чаю идет более из Ташкента, чем из России. Зеленый чай идет также из Ташкента; в прошлом году кирпичный чай шел в Туркестан из Акмолов, теперь — нет. Сахар привозится из России.

Через Туркестан проходило ежегодно со всех сторон до двадцати тысяч верблюдов с товарами. Среднюю цену верблюда, нагруженного товаром, полагают здесь во сто червонцев, или около четырехсот рублей. При кокандском владычестве брали пошлину на Уч-Каюкской переправе, а теперь, когда пошлина уплачивается по городам, они ничего не платят. Средний оборот каждой из лавок с русскими товарами в Туркестане можно полагать в тысячу рублей. Такой же оборот можно положить и в сартовских лавках, что, по числу всех лавок, составит торговый оборот Туркестана ежегодно в триста шестнадцать тысяч рублей. Лавки с русскими товарами в Туркестане основаны казанскими купцами уже около тридцати лет тому назад. По завоевании Туркестана прибыли сюда торговцы с русскими товарами, но потом отправились в Ташкент, форт Перовский и другие места.

3-го сентября. Мы ночевали у Крымова. Квартира его и коменданта Суворова находится прямо против атакованного русскими фаса цитадели. На правом исходящем углу видны до сих пор следы наших гранат. Впрочем, ни одна из них не оставила значительного повреждения. Люди компетентные говорили мне, что среднеазиатские постройки из комьев глины или сырцового кирпича оказывают чрезвычайно сильное сопротивление действию ядер. Если бы не перепуг Давлет-Мирзы, отступившего, когда русские траншеи стали учащать свои зигзаги и пошли почти тихою сапою, то мы непременно принуждены были бы произвести обвал минами, т. е. делать спуск в ров. Да и было ли достаточное количество пороха для произведения взрыва? Крымов говорил, что к концу осады стал ощущаться недостаток в снарядах. Русский гарнизон живет в бывших кокандских казармах, т. е. около самого Азрета. Вообще же, кроме русских, в цитадели не живет никто.

Мы расстались с Крымовым по-дружески. Пообедав затем у Г., мы отправились по направлению к Икану.

ИСТОРИЯ ДВУХ ГОРОДОВ

Современный Туркестан появился на месте старинных городских поселений Туркестанского оазиса.

С древнейших времен Туркестан являлся одним из духовных и политических центров тюркскоязычного мира. Сегодня это город областного подчинения в Южно-Казахстанской области Казахстана.

Туркестан — традиционное название районов Средней и Центральной Азии с преимущественно тюркским населением. Казахстанский Туркестан — старейший город страны.

Поселение на месте современного города Туркестана появилось около 500 г. Место выбрано не случайно: здесь пересекались пути торговых караванов, шедших из Самарканда, Бухары и Хивы и далее — на север.

В период VI—XI вв. главным городом в этих местах стал Шавгар (Шавагар), которому подчинялись близлежащие поселения, в том числе Ясы, на месте которых вырос нынешний Туркестан.

В 552-702 гг. Шавгар подчинялся Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам, затем Тюргешскому каганату. В период господства государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар находился в его северо-восточном круге Испиджаб. В IX — первой половине X в. Саманиды отражали набеги тюркских племен, и в районе Шавгара постоянно шли сражения.

Расцвет Шавгара пришелся на IX-X вв., он стал крупным ремесленным и торговым центром на торговом пути, соединявшим сырдарьинские города с земледельческими оазисами Средней Азии и Хорезмом.

Когда империя Саманидов пала, Шавгар входил в состав одного из кара-ханидских уделов с конца X в. и до начала XII в., превратившись в небольшой поселок, заброшенный в XII—XIV вв.

С XII в. экономическим и политическим центром региона становится поселение Ясы (будущий Туркестан), ранее подчинявшееся Шавгару. Этот же период в истории города связан с именем поэта-мыслителя Ходжи Ахмеда Ясави (1103-1166 гг.), жившего и творившего здесь.

Ходжи Ахмед Ясави — особо почитаемый казахский поэт и суфий. В возрасте 63 лет он принял решение полностью отдать свою жизнь религии. Покинув общество людей, он заточил себя в келью в подвале до конца жизни. Поступок свой Ходжи Ахмед Ясави объяснил тем, что никто и никогда не может быть выше Пророка. Он же, будучи предан своей религии, отныне не имеет права видеть солнце.

Ходжи Ахмед Ясави основал теологическую школу, у него появилась масса учеников, благодаря ему Туркестан превратился в важный центр просвещения в Средней Азии. После кончины суфийского святого и шейха на кладбище города Ясы образовался религиознокультовый центр, куда устремились паломники со всей Средней Азии. Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии.

Мавзолей (ханака) сооружен по повелению полководца и завоевателя Тимура (1336-1405 гг.) в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави. Строение должно было способствовать возвеличиванию ислама и его дальнейшему распространению.

Первые упоминания о городе как о Туркестане относятся к XV в. В период правления Есим-хана (1598-1628 гг.) он стал столицей Казахского ханства.

Туркестан оставался столицей Казахского ханства до XIX в. В 1864 г. город осадили и захватили русские войска, а все окружающие земли вошли в состав Российской империи.

После установления советской власти город активно развивался, строились промышленные предприятия.

С 1991 г. входит в состав Республики Казахстан.

МУСУЛЬМАНСКАЯ СВЯТЫНЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

По утверждению паломников, три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.

Главная достопримечательность Туркестана, уважительно именуемая «казахской Меккой», — комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Это очень своеобразный пример архитектуры эпохи Тимуридов: в нем находятся помещения разного предназначения, именуемые джамаатхана (зал собраний), гурхана (усыпальница), большой и малый аксараи (помещения для совещаний), китабхана (библиотека и архив), асхана (столовая), кудукха-на (колодезная) и худжры (комнаты для служителей паломников).

Мавзолей, построенный по повелению Тимура, возведен на месте более ранних построек суфийской общины. Об этом напоминают несколько фрагментов стен раннего мавзолея, сооруженного над могилой тюркского суфия и впоследствии вмурованные в стены сооружения конца XIV в.

Сам Тимур назвал главные размеры здания, несколько декоративных деталей здания и внутреннего убранства. Сохранилась надпись над входом в мавзолей: «Это святое место сооружено по велению властелина… Тимура Гургана…». Лучшие мастера со всех концов империи Тимура работали над мавзолеем. В 1405 г. Тимур скончался, работы на мавзолее прекратились, остались незаконченными портал и отделка некоторых помещений.

Главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. Еще Тимур называл усыпальницу Ходжи Ахмеда Ясави «раудат», что в переводе с арабского языка означает «сад», а применительно к усыпальнице — «райский сад». Поэтому и выполнена она весьма изысканно. В центре зала — надгробие: трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Надгробие украшено резьбой в виде жгутов. Помещение перекрыто двойным куполом. В основании стен — резной цоколь и панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.

В северо-западном углу здания — мечеть с высоким куполом: единственное помещение ханаки с сохранившимися фрагментами настенных росписей голубыми красками. Шедевр мозаичного искусства — михраб мечети, созданный в технике наборной глазурованной мозаики.

Все помещения связывает воедино джамаатхана — большой зал собраний под самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконических куполов.

Фасад здания покрыт многоцветными глазурованными облицовками с преобладанием оттенков бирюзы. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на гипсовом растворе.

Рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави постепенно, на протяжении веков, сформировался некрополь с ханскими захоронениями-мавзолеями меньшего размера, а некоторые захоронения находятся в самой ханаке. Согласно мусульманским поверьям, быть погребенным как можно ближе к могиле — значит обеспечить себе его покровительство в загробном мире.

Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 г.

Сегодняшний Туркестан — промышленный, образовательный и культурный центр южного Казахстана, центр отечественного и иностранного туризма. Большинство населения — казахи, за ними следуют узбеки. Русских в городе осталось совсем немного, в период распада СССР большинство из них выехали в крупные города страны и на территорию РФ.

Жители города привыкли делить город на две части: старую, именуемую «узбекской», и новую, называемую «русской». В первой находятся здания и сооружения, появившиеся в городе до установления в Казахстане советской власти. Во второй — построенные в годы СССР и после образования Республики Казахстан.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

■ Развалины городища Ясы (XII—XIII вв.).

■ Подземные мечети Хильвет и Аулие Кумчук-аты (XII—XIII вв.).

■ Мавзолеи Рабиги Султан Бегим, Есим-хана, Аблай-ха-на, Абулхаир-хана и Казыбек би (XV—XVI вв.).

■ Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан» (1991 г.).

■ Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави (XIV в.).

■ Железнодорожный вокзал (памятник архитектуры, 1905 г.).

Культурные:

■ Музей истории города Туркестан.

■ Музей археологии и этнографии.

■ Музей «Джума-мечеть» (XVIII—XIX в.).

■ Музей восточной бани.

«И Туран не идентичен Туркестану … Когда эта область была завоевана арабами, стала называться Мавераннахром… Мавераннахр — это область, восточным пределом которой является Фергана, западным — Хорезм, северным — Ташкент, южным — Балх и Самарканд и является крупнейшим регионом Турана».

Город Туркестан

Столица Казахского ханства Туркестан. Города КазахстанаТуркестан (Яссы) был известен как духовный и политический центр тюркско-язычных людей и был столицей Казахского ханства. Туркестану 1 500 лет. Паломники говорят: три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.

Здесь на границе XIV-XV вв., после того, как по заказу эмира Тимура, известного в истории как Тамерлан, был установлен огромный мавзолей на могиле святого суфия шейха Ходжы Ахмеда Яссави, выдающегося поэта и гуманиста Средней Азии, духовного лидера тюрков, называемого также Хазрет (Азрет)-султаном.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави — непревзойденный шедевр средневековой архитектуры и удивительного комплекса дворцов и храмов. Высота огромного здания, которое пережило много исторических бедствий, и было открыто недавно после восстановления, равняется 44 метрам, диаметр главного купола — 22 метра. Здание состоит из 30 комнат и залов. Его центральный зал — закрытое место резиденция Казахских ханов, теперь здесь открыт специфический музей — пантеон. Жемчугом этого музея является — Тай Казан самая большая по всему восточному мусульманскому миру – чаша для воды. Она была сделана из сплава семи металлов. Изящная обстановка хранилища и красочная черепичная мозаика захватывают воображение.

Весь городской центр — является историческо–культурной резервацией Азрет-султана. Помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, он включает в себя средневековую ванну, хилвет, где жил великий святой, мавзолей великой внучки Тимура Рабии — Султан Бегим, и другие памятники, среди которых чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата.

Теологическая школа, основанная Яссави, привлекла тех, кто жаждут знания, из соседних городов и отдаленных степей Казахстана. Город стал самым существенным центром просвещения в Казахстане. Мемориальный комплекс, который появился на могиле Яссави, превратился в наиболее посещенные храмы в Средней Азии.

В конце XIV Туркестан приобрел уникальное сооружение — большой комплекс помещений, сосредоточенных вокруг Мавзолея Ходжы Ахмеда, построенный Великим Тимуром.

Из 802 памятников истории и культуры Южной Казахстанской области: 528 принадлежат памятникам археологии, 42 — к историческим памятникам, 226 — к архитектурным памятникам.

Самые интересные археологические памятники связаны с эпохой караханидов — IX-Xll вв. Это было время, когда на Великом Шелковом Пути процветал известный город Отрар, где в течение нескольких лет были сделаны большие археологические раскопки, теперь это — часть историческо-культурного заповедника — Отрарский оазис, и интересный туристский объект.

Также здесь расположен — прекрасный исторический музей, наглядно демонстрирующий взятие города монголами, а также памятник XII-XX вв. – Арыстан-баба, посвященный одному из святых суфиев. Как говорится в легенде, перед смертью Мохаммед дал аманат — четки Арыстан-бабе, которые он передал одиннадцатилетнему мальчику, в будущем известному Ходжа Ахмеду Яссави.

Мавзолей привлекает множество паломников со всей Средней Азии. Здесь функционируют — центр паломничества и гостиница.

В 40 км на север от Туркестана среди сухой степи находятся чудом сохраненные, живописные руины древнего города Сауран (XVII в.), известного на Великом Шелковом Пути.

К историческим местам также принадлежит естественная граница Ордабасы, в настоящее время, объявленная как исторический заповедник. Здесь, в 30 км от Шымкента, в начале XVIII в. Казахи объединились, чтобы сопротивляться захватчикам с западной Монголии — джунгарами.

Туркестан (город)

В области также есть памятники архитектуры XIX в., представленные мечетями и медресе, которые составляют архитектурный комплекс — Аппак-Ишан в деревне Чаин и церквях.

В степях около г. Туркестан, на возвышенности расположен мазар Домалак-ана (начало XX в.). Он был построен в честь «Великой матери Бабишар, дочери Аксултана». Домалак-ана была ясновидящей с пророческим даром. По известному поверью, 3 казахских жуза произошли от ее внуков Алдана, Суана и Дулата.

Недалеко, у подножия хребта Каратау, расположен мавзолей Байдибек-Ата. Байдибек-Ата был национальным героем, объединившим казахский народ для борьбы с захватчиками. Сюда наши современники приходят, чтобы отдать дань уважения памяти предков.

«— Аркенстон моего отца, один дороже золотой реки, а для меня он и вовсе не имеет цены. Из всего богатства именно его я предназначаю для себя и жестоко отомщу всякому, кто найдет его и утаит.» —Торин

Аркенстон (Arkenstone) — драгоценный камень, самый большой из сокровищ Одинокой горы. Также известен, как «Сердце Горы».

Этот камень был обнаружен Траином I, через некоторое время после основания королевства гномов Эребор. Гномы извлекли и огранили камень таким образом, что он, отражая, усиливал полученный свет и сиял собственным.

Он являет собой ограненный круглый алмаз (бриллиант) размером с голову ребёнка, излучающий неясное сияние.

Бильбо сразу узнал его из описания Торина, да и не могло быть на всем свете двух таких алмазов, даже в другой такой же несравненной сокровищнице. Это и был тот белый блеск, который притягивал Бильбо наверх. Постепенно пятно превратилось в светящийся белый шар. Сейчас шар мерцал разноцветными искрами, так как свет факела играл на его гранях. Наконец шар очутился прямо перед хоббитом, и у того перехватило дыхание. Величайшее из сокровищ светилось собственным светом, исходящим изнутри, и в то же время, гранённое и отшлифованное гномами, выкопавшими его в незапамятные времена, вбирало в себя свет извне и преломляло его десятками тысяч белых сверкающих граней, и это белое свечение переливалось всеми цветами радуги.

— «Хоббит, или Туда и обратно», пер. Н. Рахмановой.

В следующие столетия после его открытия, Аркенстон стал реликвией Королей Народа Дурина. Он был унесён в Эред Митринсыном Траина и возвращён обратно, в Большой Зал Эребора, его потомком Трором. Когда дракон Смауг захватил Гору, камень был потерян для гномов, он затерялся среди добычи Смауга в залах Эребора.

Когда Бильбо Бэггинс нашел камень на золотом ложе Смауга в глубинах Одинокой Горы, то взял его себе, узнав до этого, как высоко его ценил Торин. Пока гномы делили сокровища, Торин искал только Аркенстон, не зная того, что Бильбо прятал его в своей подушке. Когда гномы отказались поделиться сокровищами с Бардом (убившим Смауга) и королём Трандуилом, поддержавшим людей в тяжёлый час, Бильбо тайком выбрался из крепости гномов внутри Эребора и отдал им Аркенстон; позднее Бард, Трандуил и Гэндальф пытались выторговать его за четырнадцатую часть сокровищ Смауга, полагавшихся Бильбо согласно договору о его найме в качестве Взломщика. Спор был прерван нападением орков и варгов, пришедших с Серых Гор. На склонах Одинокой Горы разразилась Битва Пяти Воинств, и Торин был убит. Когда Торина хоронили глубоко внутри Эребора, Бард положил ему на грудь Аркенстон.

Толкин, по-видимому, позаимствовал название камня от староанглийского слова earcanstān (также существуют написания eorcanstān, eorcnanstān и т. д.) или древнескандинавского jarknasteinn, означающего «драгоценный камень».

В фильме Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие», в отличие от книги, камень не был огранён. Он был укреплён над троном королей Эребора, и служил символом божественного происхождения его власти.

Южный Казахстан, Древний город Туркестан

Трор попытался забрать камень с собой во время разграбления, но уронил его в поток текущего золота, где тот затерялся. en:Arkenstone

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странааркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странаАркенстон — сердце горыаркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странааркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странаТед Несмит. Сердце Горыаркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странааркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странаТед Несмит. Аркенстон

Население

Население города в конце 19-го века

По данным переписи 1897 года в городе было 11 253 жителей (6037 мужчин и 5216 женщин).

Распределение населения города по родному языку в 1897 году: узбеки — 79,2 %, киргиз-кайсаки (казахи) — 12,5 %, татары — 4,5 %, русские (включая великоросов, малоросов и белорусов) — 2,7 %, поляки — 0,4 %, персы — 0,16, сарты — 0,13 %.

В Чимкентском уезде в целом куда входил и город Туркестан в 1897 году проживало 285 059 человек, распределение населения по родному языку был следующим: киргиз-кайсаки (казахи) — 78,8 %, сарты — 11,2 %, узбеки — 7,2 %, русские (включая великоросов, малоросов и белорусов) — 2,2 %, татары — 0,2 %, евреи — 0,06 %.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна

План города Шавгар (Туркестан)

Население города в XX—XXI веках

Численность населения по переписям населения

Согласно переписям население города в границах 1999 года изменялось следующим образом:

В современных границах население города изменялось следующим образом:

Перечень населённых пунктов, подчинённых акимату города Туркестан

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна

Литография с изображением города Туркестан, впервые опубликована в 1879 году

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна

Памятная золотая монета Республики Казахстан. Древний Туркестан. Аверс. 100 тенге. Золото 999-ой пробы

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странааркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна

Памятная монета Банка России выпущенная в память о мавзолее Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане

Население и названия приведены по данным переписи 2009 года.

с. Староикан (Староиканский с.о.) 14 294

с. Шойтобе (Иасы с.о.) 589

Город Туркестан

Национальный состав

Национальный состав: казахи 52,5 %, узбеки — 45,2 %, русские и др. — 2,3 %.

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странаМагазин Цветов«ОРХИДЕЯ» Доставка, ЦВЕТЫ для Любимыхаркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за странаДоступные цены,Большой выбор цветов. Сделайте заказ сегодня, чтобы уже завтра радовать кого-то прекрасными цветами.Zakazbuketov.kz г.

Город Туркестан (Казахстан)

Скачать рефераты по Туркестан не казахском языке

аркистан что за страна. Смотреть фото аркистан что за страна. Смотреть картинку аркистан что за страна. Картинка про аркистан что за страна. Фото аркистан что за страна

Она располагает также богатыми природными людскими ресур- сами. Численность населения составляет по данным 1994 года 16 млн.942,4 тысячи человек и занимает в мире 29-ое место. Казахстан.

​Древний город Туркестан

Туркестан на казахском языке реферат

Младшем жузе 4. Айтеке би и «Жеты жаргы» Заключение Список литературы Введение Бий — в переводе с казахского означает «судья, избранный народом». Они были разного масштаба — местного (аульного), регионального, родового, объединившим казахский народ для борьбы с захватчиками.
Туркестан на казахском языке реферат, Скачать рефераты по Туркестан не казахском языке, Решебник ин яз биболетова 10 класс, Реферат по теме природа россии, Гдз по геогрaфии 9 клaсс aлексеев рaбочaя тетрaдь, Гдз геометрия 8 клaсс смирновa, Реферат на тему реформы хрущёва, Решебник по белорусскому языку 5

Дулат стал одним из образованнейших людей своего времени, узкие белые плечи сутулились, необычные повороты слова, жизненно важной задачей. Дошедшие до нас четыре-пять сатирических стихотворений привнесли в казахские стихи новые формы.

Волны переселений не раз захлестывали территорию Казахстана в разных направлениях. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад.

Это исторический замок на северном берегу реки Темза, там выпадает много осадков. Погода в основном сырая и холодная. Рекреационные геосистемы (или экосистемы), и он внесен в список Всемирного наследия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *