армагеддон или столкновение с бездной что раньше
«Столкновение с бездной»: это не «Армагеддон»
1998 год выдался поистине апокалиптическим. Дело было не только в кризисе, который обрушился на нашу страну в августе; знаки о том, что конец света не за горами, начали появляться и раньше — в большом кино. Получился курьез: с перерывом в два месяца на экраны кинотеатров вышли два фильма на одну и ту же тему, с очень похожим сюжетом, но совершенно разной судьбой. 1 июля 1998 года в американском прокате стартовал «Армагеддон» Майкла Бэя, но еще раньше, 8 мая, свою историю рассказал фильм Мими Ледер «Столкновение с бездной».
Теория о мирах, перпендикулярных нашему, в которых до какого-то момента история шла тем же самым путем, но в определенной точке меняла курс, существует достаточно давно. Значит, теоретически, где-то существует вселенная, в которой Стивен Спилберг сделал другой выбор. Но в нашей вселенной он после некоторых раздумий отверг предложение студии Paramount, хотевшей видеть его в режиссерском кресле «Столкновения с бездной», и ушел снимать «Спасти рядового Райана». Постановщиком картины в итоге была назначена Мими Ледер, а Спилберг ограничился функциями продюсера. Каким этот фильм стал бы в руках мэтра, нам узнать уже не доведется, но обсудить детище редкой в этой профессии представительницы прекрасного пола нам никто не запретит.
Мало кто любит вспоминать о том, что задолго до апокалиптично-кризисного 1998 года, а точнее, в 1979 году Рональд Ним уже показал, что бывает, когда к Земле приближается некий предмет, ничего хорошего жителям планеты не сулящий. Фильм «Метеор» с Шоном Коннери и Натали Вуд рассказывал примерно ту же самую историю, вокруг которой строился сюжет «Столкновения с бездной» и уже упомянутого «Армагеддона». Не любят об этом вспоминать не только потому, что многие просто не в курсе существования такой картины, но и потому, что в прокате она провалилась с ужасающим треском, хотя и была при этом номинирована на «Оскар» за лучший звук. Но именно этот фильм стал отправной точкой так называемого культа космической угрозы, к которому, несомненно, принадлежит и лента Мими Ледер.
К работе над ней Ледер, Спилберг и еще один продюсер Джоан Брэдшоу подошли со всей серьезностью. Еще в процессе доработки сценария они подключили к делу всевозможных специалистов, чтобы техническая сторона вопроса выглядела максимально реалистично. Речь, разумеется, идет не только о визуальном ряде, но и о научных разработках, существовавших на тот момент в области изучения космоса. Главными консультантами «Столкновения с бездной» были Кэролин и Юджин Шумейкеры, маститые астрономы и астрогеологи, на кометах, что называется, собаку съевшие; достаточно вспомнить о знаменитой комете Шумейкеров-Леви, врезавшейся в Юпитер в июле 1994 года. К сожалению, этот фильм в каком-то смысле оказался пророческим для четы Шумейкер: еще до выхода фильма в прокат, 14 июля 1997 года, автомобиль Юджина столкнулся с другой машиной. Кэролин серьезно пострадала в этой аварии, но осталась жива; сам же ученый скончался на месте. Его судьба нашла отражение в одной из начальных сцен картины: астроном Маркус Вулф, узнавший о приближающейся из космоса угрозе, гибнет в точно такой же аварии, не успев довезти до адресата пакет, в котором хранится вся необходимая информация. Имя этого адресата, кстати сказать, — Кэролин Шумейкер.
Национальное космическое агентство NASA предоставило кинематографистам не только своих лучших спецов (кое-кто из них даже снялся в самом фильме), но и помещения, а также конструкторов, благодаря которым на свет появился полномасштабный макет шаттла «Мессия». Но, пожалуй, главным шагом в сторону реализма стали съемки в условиях микрогравитации — состояния, максимально близкого к невесомости.
— Самой большой сложностью во время работы над фильмом были съемки в состоянии микрогравитации, — рассказывала в одном из интервью Мими Ледер. — Обычно переход между сценами осуществляется очень быстро, но здесь одновременно и проблема, и красота заключалась в том, чтобы заставить всё, что есть в кадре, двигаться в невесомости.
Актеры, по словам Блэра Андервуда, игравшего роль штурмана шаттла Марка Саймона, плавая в воздухе, ощущали себя сущими детьми, но Ледер неоднократно отмечала, что это нисколько не мешало им оставаться собранными и дисциплинированными. Когда же пришло время сниматься в скафандрах, в настоящих скафандрах нового поколения, им уже было не до игрушек. Космические доспехи были тяжелыми, подчас вызывали приступы самой настоящей клаустрофобии, а ведь в микрогравитации нужно было действовать уверенно и свободно, невзирая ни на какие неудобства. Каждое движение необходимо было не просто продумывать, а буквально планировать, чтобы сделать всё так, как надо. Поэтому совершенно бесценной оказалась помощь Дэвида Уокера: человек, впервые оказавшийся в космосе в 1984 году и с тех пор побывавший там еще три раза, проведя за пределами Земли в общей сложности 724 часа, сделал всё для того, чтобы актеры вели себя в кадре как опытные астронавты. Он научил их, как нужно двигаться, как учитывать скорость объектов вокруг себя и отсутствие веса и не разнести при этом всё вокруг, к чему обычно и стремятся люди, оказавшиеся в состоянии невесомости в первый раз.
Самой нереальной из всех идей, использованных в «Столкновении с бездной», казалась высадка на комету. И проблема была не только в том, что этого просто еще никто и никогда не делал — собственно комету человечеству удавалось разглядеть только с помощью сложнейшей космической аппаратуры. Перед авторами фильма стояла непростая задача создать нечто совершенно новое, придумать то, чего своими глазами никто еще не видел. И это лишний раз доказало, что люди, работающие в кино, обладают поистине безграничной фантазией. Особенно те, что скрываются за аббревиатурой ILM.
Художнику-постановщику картины Лесли Дилли пришлось воспользоваться не только имеющимися научными знаниями о небесных телах, но и подключить собственную фантазию, чтобы создать приближенное к реальности и увлекательное зрелище.
— Мне хотелось создать что-то совершенно неземное. Много лет назад, в Тунисе, работая над фильмом «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», я нашел небольшое количество кристаллизовавшегося песка, известного как «Роза пустыни». Это был полупрозрачный многогранный минерал, как бы составленный из лепестков. Из него получилась отличная основа для кометы, которую нам предстояло уничтожить в фильме.
Работая над картиной, специалисты из Industrial Light and Magic решили, что будут стараться сделать так, чтобы даже люди из научных кругов не нашли, к чему бы придраться. Конечно, это идеал, а идеал недостижим, поэтому отдельные остроглазые зрители все-таки выловили в фильме именно «научные» ляпы. Но всё же, и это признают даже люди из научных кругов, внимание к деталям, проявленное кинематографистам, достойно уважения и похвалы.
Но даже при всех масштабах проделанной над «космической» частью фильма работы, «Столкновение с бездной» в первую очередь драма, а уже потом — фильм-катастрофа. Сценаристы Брюс Джоэл Рубин и Майкл Толкин написали историю, в которой космическая угроза и апокалипсис стали фоном для нескольких человеческих историй. Возможно, по этой причине фильм и оказался таким камерным, неприлично медлительным и даже философствующим для кино про то, как всему человечеству грозит гибель. Это оказалось и плюсом ленты Мими Ледер, и одновременно её минусом. С одной стороны — почти триста пятьдесят миллионов долларов мирового бокс-офиса при восьмидесяти миллионах бюджета. С другой — сдержанная оценка критиков; например, Роджер Эберт поставил фильму 2,5 балла, при этом уточнив, что «Титаник» получил 4, а «Вулкан» — 1,5. Реакция целевой аудитории также была неоднозначной: практически лишенный пафоса, приближенный к повседневности, может быть, даже чересчур человеческий фильм завис где-то посередине между «хорошо» и «плохо», но (и это не первый и уж точно не последний случай в истории) — то, что помешало фильму стать мегаблокбастером на все времена, помогло ему со временем обрести культовый статус. Да и разве может быть иначе с фильмом, где у чернокожего президента США видна татуировка на руке?
«Столкновение с бездной», несмотря на антураж нормального фильма-катастрофы, — это гимн жизни. Это искренняя вера в то, что человек всегда остается человеком, даже когда риск перестать им быть велик как никогда. Здесь нашлось место и героизму, и так раздражающему многих патриотизму, и, разумеется, любви, которая будет существовать до тех пор, пока остается на планете хотя бы один человек. Мими Ледер удалось главное: зацепить зрителя не развязкой картины, а всей рассказанной историей, с первого до последнего кадра. Кто-то посчитает, что фильм слишком медленно раскачивается и первые полчаса на экране практически ничего не происходит. Происходит там, на самом деле, очень многое, просто эти события — это предчувствие катастрофы, но не только той, которая вот-вот свалится с неба, но еще и той, которая прячется у тебя внутри. И поэтому не получится ограничиться простым выживанием героев (как тех, что остаются на Земле, так и тех, которые улетают в космос) в чрезвычайной ситуации. Это история про людей. Не про визуальные эффекты, не про пафосные речи, не про титаническое самоуважение при мысли о том, какой ты герой, а просто про людей. И про жизнь. А это дорогого стоит.
Заканчивая рассказ, хочется снова вернуться к теории перпендикулярных миров. Если бы всё было чуточку иначе, и «Столкновение с бездной» вышло в прокат позже «Армагеддона», то студия Paramount вряд ли бы приняла решение вырезать из фильма одну забавную в данном контексте фразу. Во время пресс-конференции президент США, желая дать понять, что для спасения человечества будет сделано всё возможное, произносит следующие слова: «Жизнь не закончится, мы победим. Это не армагеддон!» Разумеется, он имел в виду не совсем верное толкование этого термина — «конец света» (на самом деле это место финальной битвы между добром и злом), но нельзя не признать — действительно, это не «Армагеддон».
Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!
От «Армагеддона» до «2012»: насколько реалистичны фильмы про природные бедствия
К выходу «Навстречу шторму», где люди вынуждены противостоять ураганам, «Воздух» составил список примечательных фильмов-катастроф и выяснил, насколько они достоверны.
«Армагеддон», 1998
Фильм Хьюстон, у нас проблема: на Землю движется огромный, размером со штат Техас, астероид и если бурильщик Гарри Стэмпер (Брюс Уиллис) ничего не сделает, миру в привычном его понимании придет конец.
«Земное ядро», 2003
Прокат Плохие отзывы на фильм (всего лишь 41 процент положительных откликов на Rotten Tomatoes) соседствуют с неутешительными финансовыми сборами. «Земное ядро» провалилось в прокате — в точности как его персонажи в толщу планеты.
«Вулкан», 1997
Фильм Лос-Анджелес сотрясает землетрясение. По канализации начинает течь лава, друг за другом следуют извержения, уносящие жизни людей. Майк Роарк (Томи Ли Джонс) — глава департамента города по предотвращению чрезвычайных ситуаций вместе с геологом Эмми Барнс (Энн Хеч), раньше всех сообразившей, что всему виной — проснувшейся вулкан, всячески стараются предотвратить набирающую обороту трагедию.
«Вулкан» Мика Джексона («Телохранитель»), несмотря на разрушительный размах, — довольно камерная история о людях, которым приходится принимать быстрые решения, ведь у них земля горит под ногами. Тем не менее Томи Ли Джонс даже в таких экстремальных условиях умеет сохранить каменное лицо.
Прокат Фильм фактически провалился в прокате. Равно как и вышедший чуть раньше него «Пик Данте».
На самом деле «Терпеть не могу фильмы-катастрофы. Извержение вулкана в Лос-Анджелесе — это же нонсенс», — говорил в интервью вулканолог и профессор Университета Аляски Фэйрбэнкс Джон Эчелбергер. Дело в том, что обычно вулканы просыпаются в тех местах, где есть стык двух тектонических плит — так лава находит выход наружу. Лос-Анджелес же стоит на толстой монолитной плите, там подобная история исключена. Впрочем, создатели фильма, кажется, это и сами понимали, поэтому Роарк вначале не может поверить в то, что в Городе ангелов пробудилось плюющееся лавой нечто.
«Невозможное», 2012
Фильм Семейная пара (Юэн МакГрегор и Наоми Уоттс; снова вместе после «Останься»:) с тремя сыновьями прилетает в Таиланд в канун Рождества. Но отдохнуть у них не получится. Огромная волна цунами смоет их вместе с прибрежным отелем, и начнется борьба за выживание. Фильм основан на реальных событиях, случившихся в 2004 году с семьей врача Марии Белон Альварес. Испанский Режиссер Хуан Антонио Байона до этого нагнал на зрителей страха своим виртуозным «Приютом». В «Невозможном» он призвал на помощь стихию.
Прокат У фильма были уверенные сборы. Особенно тепло эту историю приняли у себя на родине испанцы, где она стала локальным хитом.
На самом деле Создатели картины постарались сделать ее максимально правдоподобной. Они отсмотрели различные документальные материалы, посвященные бедствию (не исключено, что и этот фильм), а для разрушения использовали полноразмерные декорации, миниатюры и настоящую воду, грязный вид которой придала безопасная для здоровья краска и цветокоррекция. В качестве консультанта Байона привлек к работе над лентой Марию Альварес, которая в подробностях рассказала Наоми Уоттс о том, что пришлось пережить ее семье. После премьеры другие пережившие трагедию с цунами очевидцы говорили, что «Невозможное» воспроизводит те события довольно точно.
«Метро», 2013
Фильм В результате проседания грунта в тоннеле метро и халатности дежурного по станции, не внявшего тревогам обходчика Сергеича, воды Москвы-реки вот-вот затопят Кольцевую линию, разрушив город. Расхваленный отечественный фильм-катастрофа с хорошим актерским составом, в котором многие захотели увидеть новый «Экипаж».
Прокат «Метро» вошло в топ-10 самых кассовых российских фильмов за 2013 год. Его сборы в стране составили 12,1 миллионов долларов.
На самом деле Экранизируя книгу Дмитрия Сафронова, режиссер Антон Мегердичев («Бой с тенью-2: Реванш», «Темный мир») был вынужден снимать в самарском метрополитене (московское ответило отказом). Для съемок также был построен тоннель в натуральную величину, его макеты и макеты вагонов поезда. А в специальном съемочном бассейне возведен подземный бункер. Фильм получился зрелищным, но не совсем правдоподобным. Так, сотрудники московского метрополитена насчитали в картине 30 неточностей. Например, даже если бы метро затопило, вагоны не смогли бы так свободно плавать — их масса слишком велика. Тоннели подземки сделаны не из бетона, а из прочного чугуна. В вагонах (в частности, для чрезвычайных ситуаций) установлены камеры видеонаблюдения. Ну и главное — подземка и столичные реки не имеют никакого соприкосновения.
«2012», 2009
Фильм «2012» — высшая точка разрушителя крупных форм Роланда Эммериха, к которой он шел, разминаясь на «Дне независимости», «Годзилле», «Послезавтра» и других лентах. Свой фильм-катастрофу он приурочил к как бы эсхатологической дате у майя: окончанию 13 бактуна.
В центре истории — пара в разводе (Джон Кьюсак и Аманда Пит), которая вместе со своими детьми пытается спастись, в то время как планета с огоньком катится в тартарары. Примечательно тут еще то, что у режиссеров эффектных разрушений в грохочущих блокбастерах свои представления о гуманизме: в «Армагеддоне» Эмпайр-стейт-билдинг рухнул, зато спаслась собачка. В «2012» старый мир разрушен до основания, зато маленькая дочка героя Джона Кьюсака перестала писаться в штаны.
На самом деле Картина Роланда Эммериха заняла первое место в десятке самых недостоверных фантастических фильмов по версии NASA.
По ее концепции конец света наступает из-за того, что нейтрино, исходящие от Солнца, «мутировали» и разогрели земное ядро. Создатели не учли того, что нейтрино — нейтральные частицы и почти не взаимодействуют с материей. Но это далеко не все: корабль в открытом море уничтожает волна цунами (и не важно, что там оно не представляет собой той угрозы, что на берегу). Во время бегства из зоны бедствия самолет с главными героями невредимым вылетает из облака пирокластического потока (то есть из нагретого почти до 800 градусов по Цельсию газа). А другой летательный аппарат при крушении высекает искры о снег. Что тут скажешь? На свете много есть чудес, которые не снились даже нашим мудрецам.
Обзор нереализованного сценария Джеймса Кэмерона “Bright angel falling”
Несостоявшемуся концу света посвящается.
Тренд на фильмы-катастрофы связанные с падениями на Землю больших космических тел зародился и обрел стремительную популярность в середине 90-х годов. Возможно, на его возникновение повлиял конец Холодной войны – пугать будущим ядерным холокостом стало уже неактуально и киношники начали искать другие страшилки. Возможно, сказалось развитие индустрии спецэффектов. Вполне вероятно, что свою лепту внесла стремительная популяризации гипотезы о том, что именно падение астероида 65 миллионов лет назад послужило причиной исчезновения динозавров. Как бы то ни было, в 97 – 98 годах с небольшой разбежкой в пару месяцев на экраны вышли как минимум три фильма эксплуатирующих данную тематику: вначале телевизионный “Астероид”, а затем и тяжелая артиллерия – “Столкновение с бездной” и “Армагеддон”.
Однако, еще за несколько лет до них (сценарий не датирован, но он вряд ли был написан позднее осени 1995 года), Джеймс Кэмерон с Питером Хайамсом написали 135 страничный скрипт фильма-катастрофы “Bright Angel Falling”. Почему проект так и не состоялся, сказать трудно – ходили слухи про конфликт интересов между различными студий, но без конкретных подробностей. Если конфликт и был, то все основания для него имелись – ибо сюжеты и “Столкновения с бездной” и “Армагеддона” содержали значительной количество элементов, совпадающих со сценарием Кэмерона, что наводит на весьма определенные подозрения. Впрочем, судите сами.
Три месяца до часа Х. При прохождении кометы вблизи Солнца, ее траектория изменилась на полградуса. Этого достаточно, чтобы она упала на нашу планету. Лучшие умы пытаются понять, как предотвратить конец света, и тут то на помощь и приходит выуженная из мусорного бака работа Брэна и Марти.
Думаю, комментарии излишни
Между тем на Земле не все спокойно – в США ширится движение тех, кто считает комету божьей карой, а все попытки остановить ее – происками дьявола. Один из фанатиков нападает на астронавтов и убивает одного из командиров экипажей – и Уиллу, как дублеру, приходится встать на замену (и опять же данный эпизод подозрительно напоминает аналогичный подсюжет из фильма “Контакт”, вышедший в 1997 году).
Жаль, что фильм не был cнят и остается лишь гадать, как все эти разрушения могли бы выглядеть на большом экране
Сила последнего столкновения настолько велика, что выброшенные при ударе обломки набирают столь огромную скорость, что их буквально выносит в открытый космос и они как шрапнель ударяют по орбитальной станции Мир вместе с пристыкованными к ней шаттлами. Гибнут практически все: в живых остается Уилл, Брэн и два российских космонавта. Также поврежден один из ракетных ускорителей шаттла который должен доставить бомбы, и потому выжившие принимают отчаянное решение облететь Луну, чтобы добрать недостающую скорость.
Схожий же прием Кэмерон использовал в фильме «Титаник» (переход от молодой Розы к пожилой). И совершенно аналогичная ситуация была прописана в сценарии к второму “Терминатору” (в так и не снятой сцене Майлз Дайсон перед смертью таким же способом вспоминал свою семью).
Как можно увидеть даже по этому беглому обзору, количество элементов которые авторы “Армагеддона” и “Столкновения с бездной” вполне возможно “позаимствовали” весьма велико – тут и юный астроном-первооткрыватель кометы, и дозаправка на Мире с последующей гибелью станции, и раскол кометы, и облет Луны, и ядерные заряды для изменения курса кометы, и конечно же концовка.
Но чем сценарий Кэмерона разительно отличается от опусов Бэя и Ледер, так это вниманием к деталям и глубокой проработкой сюжета. Разумеется, “ Bright Angel Falling ” это в первую очередь сценарий фантастического блокбастера, с рядом допущений и условностей, но тем не менее с технической точки зрения проделанная работа и внимание к мелочам вызывают уважение.
И в остальном все тоже достаточно реалистично – никаких звуков в космосе, никаких взрывов и непонятно откуда взявшейся гравитации, никаких пафосных бурений на комете – бомбы закладываются более простым путем в расщелины, с использованием тросов. В своем сценарии Кэмерон учитывает даже такой факт, что из четырех существовавших на момент написания сценария шаттлов, лишь три могли стыковаться с Миром.
Орбитальной станции Мир никогда не везло в американском кинематографе
Писался сценарий в те времена, когда на рейтинги обращали намного меньше внимания чем сейчас. Матерятся не слишком часто, крови не слишком много, но все же для получения рейтинга R этого бы хватило с лихвой.
Но не стоит думать, что сценарий до предела серьезен – шутки есть, но они грамотно вплетены в повествование и не превращают действие в комедию. Есть даже специальный персонаж для разрядки – Брэн, которому придется полететь в космос, и который наименее подходит для таких целей.
В скрипте много русских персонажей, и некоторые играют весьма значительную роль – например российский космонавт Вера, персонаж которой является одной из главных действующих лиц: у них с Уиллом завязывается платоническая любовь, которая увы не может перерасти во что-то большее – она замужем, а у него обязательства перед семьей.
Есть также Женя, который помогает семье Уилла на Земле пытается спастись от цунами и остальных катастрофических последствий вызванных падением обломков кометы. Как можно догадаться, никаких шапок-ушанок, разваливающейся техники и космических алкашей – все весьма пристойно и уважительно. Да, в тексте один раз упоминается магическое слово из трех букв (KGB), но оно скорее как дань жанру.
Прости Лев, но в этот фильм тебя бы не взяли
И разумеется, нельзя не упомянуть главный плюс работы – зрелищность. Сцены наблюдения космонавтами из космоса падения на Землю обломков кометы, молниеносная, но при этом весьма атмосферная и жуткая сцена гибели станции Мир, облет Луны, приземление на комете, гигантская волна смывающая Флориду и ее последствия (дождь из обломков, супершторм) – все это прописано на высшем уровне. Трудно даже представить, как бы оно смотрелось на большом экране, но думается если бы у штурвала был Кэмерон, то этот фильм и поныне считался бы одним из эталонов фильмов-катастроф.
На мой взгляд, у сценария все же было несколько недостатков: 1) в нем очень много действующих лиц – и хотя они отлично передают масштаб происходящего, но порой начинаешь путаться кто есть кто 2) Семья Уилла играет какую-то запредельно большую роль в спасении планеты. Кэмерон конечно известен тем, что любит использовать в своих фильмах тему семейных отношений и их важности, но все же в данном случае он пожалуй перестарался.
Но в целом, это отличный, техничный и крайне зрелищный скрипт, и конечно жаль, что он не был реализован и сгинул в производственном аду. Один из людей, читавших его как-то сказал, что если когда-нибудь человечество попадет в схожую ситуацию, то он хочет чтобы Джеймс Кэмерон был в той группе которая будет искать как спасти Землю. Думаю, лучшего комплимента этому сценарию и не подыскать.