армия для чего предназначена
Назначение, задачи и структура ВС РФ
Назначение, задачи и организационная структура
Вооружённых Сил Российской Федерации
Вооружённые Силы – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В исключительных случаях Вооруженные Силы могут привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения.
Деятельность ВС РФ осуществляется на основании Конституции РФ, в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне» и другими законами РФ в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Вооружённые Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил, в тыл Вооружённых Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.
Верховным главнокомандующим ВС России является Президент Российской Федерации. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе для утверждения соответствующего указа.
Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооружёнными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооружёнными силами по отражению агрессии.
Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооружённых сил, мобилизационный план Вооружённых сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.
Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) является органом управления Вооружёнными силами России. Руководство деятельностью МО РФ осуществляет Президент РФ. В структуру МО РФ входят службы МО РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, – председателю правительства России.
Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации является органом военного управления МО РФ, осуществляющим планирование применения ВС РФ, организацию управления войсками (силами), мобилизационной подготовки и мобилизации ВС РФ, планирование строительства ВС РФ.
Основные задачи Вооружённых сил и других войск в мирное время:
а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории;
б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;
г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
д) поддержание способности Вооружённых Сил и других войск к заблаговременному развёртыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;
е) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;
ж) развёртывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооружённых сил Российской Федерации;
з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;
и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооружённого нападения на них;
л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;
м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;
о) борьба с терроризмом;
п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;
р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;
т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
Основные задачи Вооружённых Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:
б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;
в) участие в обеспечении режима военного положения;
г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;
д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.
Основными задачами Вооружённых Сил и других войск в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и её союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников.
В целях оптимизации структуры управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, а также совершенствования их взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении в регионах Российской Федерации задач в области обороны установлено военно-административное деление территории России на военные округа.
Военный округ Вооружённых Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооружённых Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооружённой защите и для вооружённой защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории в установленных границах ответственности.
Указом Президента Российской Федерации № 1144 от 20 сентября 2010 года установлено нынешнее военно-административное деление Российской Федерации. В России создано четыре военных округа (вместо шести) и четыре объединённых стратегических командований (ОСК) для управления применением войск (сил) округа.
В ноябре 2014 года на основе Северного флота было создано пятое объединённое стратегическое командование «Север». Северный флот является пятым военным округом ВС РФ.
Структура территориальной организации Вооружённых Сил России включает:
В состав Вооружённых Сил входят: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-Морской Флот, являющиеся видами Вооруженных Сил; Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска, являющиеся родами войск Вооруженных Сил; войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил; части, учреждения, предприятия материально-технического обеспечения Вооруженных Сил; организации и воинские части строительства и расквартирования войск.
Сухопутные войска – это вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Они предназначены для прикрытия сухопутной части государственной границы, отражения агрессии на стратегических направлениях, удержания занимаемых районов, рубежей, позиций и объектов, разгрома вторгшихся группировок войск во взаимодействии с видами, родами войск Вооружённых Сил и другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Сухопутные войска включают: мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, являющиеся родами войск Сухопутных войск, десантно-штурмовые соединения и воинские части; специальные войска (разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты; воинские части обеспечения и охраны органов военного управления.
Организационно Сухопутные войска состоят из органов военного управления, общевойсковых объединений, соединений и воинских частей.
К соединениям относятся дивизии, бригады, военные базы. Бригады являются основными соединениями Сухопутных войск.
К воинским частям относятся полки, отдельные батальоны (дивизионы), базы хранения и ремонта военной техники и другие организационно-самостоятельные административно-хозяйственные структуры Сухопутных войск.
Воздушно-космические силы (ВКС) предназначены для вскрытия начала нападения противника с воздуха и космоса, отражения агрессии в воздушно-космической сфере, ведения разведки воздушно-космической обстановки, запуска космических аппаратов и управления ими в орбитальном полёте, поражения наземных, морских и воздушных целей с применением обычных и ядерных средств поражения.
ВКС включают:
В состав созданных Воздушно-космических сил, помимо названных родов войск (сил), входят специальные войска (разведки; связи, радиотехнического обеспечения и АСУ; РЭБ; инженерные; РХБ защиты; топогеодезические; поиска и спасения; метеорологические; воздухоплавательные), части, учреждения и организации материально-технического и медицинского обеспечения; части обеспечения и охраны органов военного управления.
Основу Военно-воздушных сил как рода сил ВКС составляют авиационные соединения, части и подразделения различных составных частей и родов авиации.
Авиация ВКС по своему предназначению подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, а по решаемым задачам на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию, которые являются родами авиации ВКС.
Войска ПВО-ПРО включают зенитные ракетные, радиотехнические войска и войска ракетно-космической обороны.
Космические войска – род войск ВКС, предназначенный для обеспечения органов государства и военного управления достоверной информацией предупреждения о ракетно-ядерном нападении на Российскую Федерацию, контроля космического пространства, поддержания в установленном составе наземных средств запуска и управления космических аппаратов (КА), осуществления запусков КА и управления ими в орбитальном полёте.
Военно-Морской Флот – вид Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенный для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и её союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.
Военно-Морской Флот состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения.
Военно-Морской Флот включает в себя три рода сил: подводные силы, надводные силы, морскую авиацию и два рода войск: войска ПВО, береговые войска (морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска).
Ракетные войска стратегического назначения – род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент её стратегических ядерных сил, предназначенный для сдерживания агрессии против Российской Федерации и её союзников, а в ходе войны – для поражения объектов военного и экономического потенциала противника нанесением ракетно-ядерных ударов.
В РВСН функционально выделяют: органы военного управления; боевые войска (войска стационарного базирования и мобильного базирования); специальные войска; воинские части и организации обеспечения и охраны; другие формирования и организации.
Органы военного управления РВСН включают командование РВСН, управления ракетных армий, управления ракетных дивизий и предназначены для руководства войсками.
Боевые войска РВСН представлены войсками стационарного и мобильного базирования.
В составе Воздушно-десантных войск:
Воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения:
98-я гвардейская воздушно-десантная Свирская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени дивизия;
106-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени воздушно-десантная дивизия;
7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия;
76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая дивизия;
31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая Ордена Кутузова 2-й степени бригада
Воинская часть специального назначения:
45-й отдельный гвардейский ордена Кутузова ордена Александра Невского полк специального назначения
Воинские части обеспечения:
38-й отдельный полк связи Воздушно-десантных войск.
Заключение
В целях обеспечения надёжной обороны страны и защиты её жизненно важных интересов Военной доктриной РФ определён комплекс задач, которые государство должно решать в мирное и военное время. Для решения этих задач с учётом внутренних и внешних военных угроз, характера и масштаба войн и вооружённых конфликтов, в которые может быть вовлечена РФ, в стране осуществляется военное строительство, создаётся и совершенствуется военная организация, основой и ядром которой являются Вооружённые силы Российской Федерации.
Армия для чего предназначена
Статья 10. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение
2. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.04.2005 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:
1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;
2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;
3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 09.11.2009 N 252-ФЗ)
3. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
4. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации.
5. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Зачем нужна армия государству
На первый взгляд может показаться, что вопрос: «Зачем нужна армия государству?», — является очевидным и простым — это защита страны в случае военных действий. В общем и целом, это реально так: главной функцией вооруженных сил Российской Федерации выступает создание условий безопасности государства от нападения агрессоров.
В таком случае, для чего нужна армия в мирное время, ее ведь нужно модернизировать и финансово обеспечивать? Давайте рассмотрим данные вопросы подробнее.
Для чего нужна армия в мирное время?
Главные задачи российской армии во время мирной ситуации в стране условно разделяют на 3 составляющих: обеспечение сохранения военно-политических интересов Российской Федерации, поддержание интересов России экономического характера и выполнение силовых операций, которые направлены на обеспечение мира.
Любой из вышеуказанных подпунктов подразумевает выполнение большого количества мероприятий разной специфики с участием военнослужащих, потому стоит рассмотреть каждую непосредственную составляющую, в частности.
Понятие соблюдения ВП интересов Российской Федерации содержит сдерживание угрозы и проявлений агрессии со стороны потенциального врага.
Подобный комплекс мер безопасности содержит ряд мероприятий:
Относительно защиты интересов Российской Федерации со стороны экономики и политики, функционал армии приведен ниже:
Среди вышеуказанных задач выделяют мероприятия по обеспечению безопасности мирных жителей и ведению экономической деятельности Российской Федерации за пределами страны.
Наконец, выполнение операций с применением военного потенциала во времена не военного характера подразумевает следующие параметры работы армии:
Зачем нужны вооруженные силы в военное время?
Зачем нужна армия государству, люди понимают лучше всего во время военных действий. Функционал армии во многом зависит от величины и специфических особенностей военного конфликта, где она будет участвовать. Давайте разберем теоретические вариации, при которых военнослужащие Российской Федерации будут участвовать в настоящих боях.
И все-таки, при определенном развитии событий войны местного типа могут перерасти в более существенные конфликты. Речь идет о региональной войне, где количество участников более двух, но боевые действия проводятся строго в зоне определенного региона, который включает территории морей и воздушное пространство. При начале военных действий между регионами происходит развертывание потенциала экономики, стратегии, а также вооружений.
Наконец, наиболее существенным конфликтом выступают крупномасштабные военные действия. Здесь могут принимать участие любые мировые страны в военных целях с использованием ряда радикальных мер. В подобной ситуации от стран-участников конфликта требуется задействовать все имеющиеся в запасе военные ресурсы.
АРМИЯ
В древних обществах воинами являлись все мужчины племени. Затем, с развитием скотоводства и земледелия, выделилось особое сословие, которое превратило военные занятия в профессию, была более эффективна в обороне и нападении. Кто не хотел кормить свое войско, в итоге кормил чужое. Некоторые племена от грабежей соседей переходили к масштабным завоеваниям, основывали государства и создавали военную аристократию.
Ту же ошибку позже совершил Гитлер, рассчитывавший на техническое превосходство своей армии, на рознь между народами СССР, на непопулярность власти, за которую якобы никто не будет воевать. Однако война стала делом каждого и, несмотря на классовые, национальные противоречия и взаимные претензии, для которых были причины, все же народ сумел объединиться и победить в Отечественной войне.
В то же время в обществе наметилась опасная тенденция пренебрежения к прежней армии, выражающаяся во мнении, что «трус с автоматом сильнее смельчака с копьем», а значит, техническая сторона армии имеет решающее преимущество в сравнении с идейным воспитанием.
Если раньше служба была правом высшего сословия, то сейчас именно элита стала избегать службы, в то время как низшие слои не могли уйти от повинности. Это привело к люмпенизации армии, дедовщине, снижению боеспособности армий всех ведущих стран, в том числе СССР и США, и вызвало масштабные протесты в обществе.
В США после этих протестов перешли на «контрактную систему» (если служба стала «грязной» работой, а не привилегией, как раньше, то она должна высоко оплачиваться). Однако за деньги можно убивать, но за деньги никто не хочет умирать. Контрактные армии оказались эффективными только при небольших операциях, явном численном и техническом преимуществе. Затяжная война, война против партизан и с серьезным соперником, контрактной армии не под силу. Финансовая мотивация или принуждение все равно уступают идейной мотивации (при прочих равных, прежде всего технических, возможностях) как принципу построения вооруженных сил. Более того, в современном обществе «сила силы» все больше ослабевает, и возрастает «сила слова». Даже при удачных военных операциях или военных переворотах тот, кто не способен достичь легитимации, согласия на уровне идей, быстро утрачивает военное преимущество.
Вооружённые силы
Вооружённые силы (ВС) — вооружённая организация государства, предназначенная для защиты его суверенитета и территориальной целостности в случае агрессии, войны, одно из важнейших орудий политической власти, могут состоять из регулярного и резервного компонентов (включающие резервы всех видов вооружённых сил и родов войск видов ВС).
Назначение вооружённых сил, принципы их строительства, обучения и воспитания личного состава определяются обществом, государственным строем и политикой государства, а также масштабом страны, её географическим положением, историческими, социальными и культурными традициями. Решающее влияние на вооружённые силы всегда оказывала и оказывает экономика и власть.
Вооружённые силы различных государств различаются численностью, принципами формирования, организационной структурой, выполняемыми функциями в мирное и военное время.
Характерные черты современных вооружённых сил развитых государств:
Содержание
История развития
Вооружённые силы возникли в период распада первобытно-общинного строя, вызванного развитием производительных сил и возникновением на этой основе частной собственности. Из родовой «самодействующей» военной организации постепенно выделились постоянные вооружённые отряды, отстаивавшие сначала интересы рода в целом, а в последующем его зажиточной верхушки; образовалось общее для всех племён сочетание народного ополчения с отрядами родовой аристократии. На этой базе началось развитие вооружённых сил первых рабовладельческих государств. В социально-экономическом отношении оно было связано прежде всего с грабительскими нападениями на другие роды, народы и государства в целях приобретения рабов, а также с проведением различных карательных походов. Уже в то время появились почти все формы вооружённых сил (войско) — постоянные, наёмные, милиционные и так далее. Но независимо от формы сущность их оставалась общей — они являлись орудием укрепления господства рабовладельцев. Вооружённые силы рабовладельческих государств состояли из пехоты и конницы, различных типов (лёгкая, тяжёлая, смешанная). В некоторых государствах создавались флоты.
С крушением рабовладельческих государств и разложением первобытных отношений у племён, не знавших рабовладения (германцы, славяне), складывалась феодальная общественно-экономическая формация и на её основе — феодальные ВС, главными задачами которых было удержание в повиновении крепостных крестьян, захват новых земель, укрепление феодально-крепостнического строя. В эпоху складывания и утверждения феодальных отношений профессиональные (наёмные) войска переходили от одного господствующего класса к другому. Там, где феодализм вырастал непосредственно из родового строя, войско создавалась в основном из народного ополчения; ядром её являлись княжеские (королевские) конные военные дружины. В условиях развитого феодализма и феодальной раздробленности народное ополчение в значительной мере утратило своё значение и вооружённые силы стали комплектоваться из рыцарей-феодалов, получавших земельные наделы от своих сеньоров. Основным родом войск стала рыцарская конница. Пехота, состоявшая из челяди и крестьянства, играла подсобную роль. На Руси народное ополчение при отрядной системе организации войска в этот период по-прежнему сохраняло своё значение.
С середины XV века в странах Западной Европы начали создаваться постоянные наёмные вооружённые силы (армия). В России строительство ВС имело свои особенности: со 2-й половины XV века создаётся Поместное войско, затем Стрелецкое войско, а с конца XVII и начала XVIII века началось строительство регулярных ВС.
Кадровые вооружённые силы 1) постоянные вооружённые силы, содержащиеся государствами в мирное время в сокращённом составе для решения первоочередных задач с началом войны, а также для подготовки военнообученных резервов, осуществления мобилизационного развёртывания массовых вооружённых сил. Обеспечивает сочетание требований военного строительства и экономного использования людских и материальных возможностей государства;
Массовые вооружённые силы, многочисленные вооружённые силы, развёртываемые государством обычно в военное время. Появились в период становления и утверждения капиталистического способа производства. Впервые была созданы во Франции во время Великой французской революции. В XIX веке такие вооружённые силы появились в других странах Европы, в том числе в России, а также в Турции, Японии и других. Их комплектование осуществлялось на основе всеобщей воинской повинности. С появлением новых средств вооруженной борьбы и ростом милитаризма империалистические государства (США и другие) создали массовые вооружённые силы и их соответствующие стратегические группировки для внезапной агрессии уже в мирное время.
Милиционные вооружённые силы (от лат. militia — войско), вооружённые силы, создаваемые на основе территориально-милиционной системы. Воинские части таких ВС, в мирное время, состояли из учётного аппарата и небольшого количества командного состава; большая же его часть и рядовой состав, приписанные к воинским частям по территориальному признаку, проходили военное обучение методом вневойсковой подготовки и на кратковременных учебных сборах. Строительство Советских ВС с 1923 год до конца 30-х годов осуществлялось на основе сочетания территориально-милиционных и кадровых формирований. В современных условиях с ростом технической оснащённости ВС и усложнением военного дела милиционные вооружённые силы практически себя изжили.
Наёмные вооружённые силы (ист.), вооружённые силы, состоявшие из профессиональных воинов, нанимавшихся государствами, городами и отдельными феодалами для несения военной службы. Зародилась в 3-м тысячелетии до н. э. (Древний Египет). Комплектовалась преимущественно иностранцами. С конца XV века эти вооружённые силы становятся основной военной силой государств. В XVII—XVIII веках в Западной Европе осуществлён переход к национальным наёмным ВС, комплектуемым гражданами своей страны и полностью зависимым от центральной власти. В конце XVIII—XIX веков на смену наёмным пришли регулярные вооружённые силы, комплектуемые на основе воинской повинности. В ряде современных государств (США, Великобритания, ЮАР, частично ФРГ и др.) снова возрождена система комплектования ВС по найму, вербовке (добровольно, на контрактной основе).
Постоянные вооружённые силы, вооружённые силы содержащиеся постоянно (в мирное и военное время), в отличие от ополчения (милиции), которые создавались только на время войн (походов).
Регулярные вооружённые силы, 1) постоянные вооружённые силы, имеющая установленную организацию, типовое вооружение, способ комплектования, порядок прохождения службы, обучения и воспитания личного состава, форму одежды, а также централизованную систему управления и снабжения;
2) название регулярных войск в отличие от иррегулярных войск (казаки);