армяне и евреи что общего
В чем сходство евреев и армян
Москва, 08.12.2021, 02:44:59, редакция FTimes.ru, автор Оксана Савенко.
Две абсолютно разные национальности – евреи и армяне, казалось бы что между ними может быть общего. Они живут на большом расстоянии друг от друга, да и никаких связей между ними нет, но все-таки что-то общее между двумя этими нациями есть.
Исторические сведения
Стена Плача в Израиле
Первое сходство между армянами и евреями заключается в их богатой и многострадальной истории. За все время своего существования обе нации много натерпелись от могущественных народов, которые не упускали возможности хоть как-то им навредить. Более того, в наше время обе страны по-прежнему не могут найти общего языка со своими соседями (большая часть из которых мусульмане), поэтому постоянно вступают с ними в конфликты, из-за чего страдает мирное население.
Также их схожесть в геноциде, который помимо евреев пережил и армянский народ. Сейчас это практически не обсуждают, однако это не отменяет того факта, что геноцид все-таки существовал.
Этнические диаспоры
Представители армянского народа
У еврейского и армянского народов самые крупные в мире диаспоры, которые на сегодняшний день проживают в разных городах мира. Этнические группы объединяет история их возникновения, на которой сказалась та или иная угроза.
За пределами Армении насчитывается свыше десяти миллионов представителей данной народности. В самой стране проживает около трех миллионов армян. Что касается евреев, то в мире их около 13 миллионов, из которых половина проживает не на территории Израиля.
К сходству армян и евреев можно добавить наличие самых значимых финансовых группировок по всему миру. Самое интересное заключается в том, что даже самая большая в мире китайская группа не имеет таких финансовых ресурсов, как у двух этих народов. Несмотря на то, что евреи славятся своей хитростью в бизнесе, у армян по оценкам экспертов капиталов гораздо больше.
Религия
Молитвенная служба евреев
Представители двух наций имеют свое мнение по поводу вероисповедания. Они придерживаются своей самобытной религии, которой нет ни у одного народа.
Углубившись немного в историю, вспомним, что именно армянский народ первым начал исповедовать христианство. Армянская церковь заметно отличается от церквей других народов.
Еще одно сходство двух народностей заключается в том, что они придерживаются своей религии в первозданном ее виде.
Откуда у армян еврейские корни? Невероятные факты
Еврейская история Армении насчитывает свыше 2 000 лет и начинается задолго до возникновения современной Армении.
Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении. Исторические факты и научные данные наглядно объясняют, отчего в Армении осталось так мало евреев: почти всех, хранивших верность иудаизму, переселили в Иран, а принявшие христианство евреи стали армянами.
Ассирия, захватившая контроль над Израилем и Урарту/Арменией за 700 лет до нашей эры, депортировала евреев на эти земли. Армянский историк Кеворк Аслан указывает, что евреи Самарии были депортированы в Армению.
С поражением Ассирии Вавилон захватил большую часть Западной Азии. Иудея без мощного союзника в лице Ассирии или Египта не могла сама по себе сопротивляться большой вавилонской армии. Вавилонский царь Навуходоносор собрал огромное войско, чтобы наказать Иудею за переход на сторону египтян (598 до н.э.). Когда многочисленная армия Вавилона появились у стен Иерусалима, новый царь Иудеи, Иехония, понимая, что сопротивление бесполезно, передал город Навуходоносору (597 до н.э.). Завоеватель затем назначил Седекию новым царем для Иудеи. По традициям того времени Навуходоносор депортировал около 10 000 евреев в свою столицу в Вавилоне. Это была стратегия на ослабление сопротивления иностранному правлению путем устранения культурной элиты. Депортируемых тщательно отбирали. Это была еврейская элита из профессионалов, богатых и мастеров. Классу крестьян и другим простым людям было разрешено остаться в Иудее. Депортация еврейской элиты теперь известна как Вавилонский плен. Далее последовало сопротивление и реакция Вавилона. Через 11 лет, после того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н.э. захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили до самого основания Храм Соломона, который часто называют как Первый храм. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в V веке до н. э. пригнал часть евреев в Армению.
Армянский историк V века Мовсес Хоренаци сообщал, что род Багратуни, давший впоследствии две царские династии — армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, пленённых и переселённых после завоевания Израильского царства в пределы Армении. Багратуни владели огромной территорией, включая гору Арарат, где, по преданию, находились остатки Ноева ковчега. Они сумели объединить несколько соперничавших феодальных княжеств и стали властителями всей Армении. Арташес отправляется к месту слияния Ерасха и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его по своему имени Арташатом… Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате. В «Истории Армении» Мовсес Хоренаци пишет: Об армянском царе по имени Храчеай, современнике вавилонского царя Навуходоносора, рассказывают, что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат, привел его в Армению, поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит, по преданию, род Багратуни, чему подтверждением служит то, что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат, и это правда.
В грузинской летописи «Картвелис цховреба» – «Житие Грузии» – сказано: И было… Навуходоносор царь полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли и, обещая платить дань, выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право…и там же: Семеро братьев бежали из плена и, наконец, пришли в Эклеци, где находился дворец армянской царицы Ракаэл. Здесь они вскоре приняли христианство, и трое из братьев остались в Армении. Четверо же других решили идти еще дальше на север. Так они оказались в Картли. Один из братьев возвысился и стал эриставом. Он и является родоначальником грузинских Багратионов. Несмотря на некоторые различия, грузинская историческая версия подтверждает армянскую.
Первое упоминание названия Армении (выступавшей синонимом Урарту) встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами. После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Айраратское царство и Софена, впоследствии завоёванные Селевкидами; после разгрома последних римлянами в начале II в. до н. э. возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.
Политику переселения евреев в Армению продолжал проводить и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95—55 годах до н. э.. Как сообщает Ованес Драсханакертци Тигран, многое приведя в порядок и устроив, идет на Палестину и берет в плен множество евреев. Тигран Великий при отступлении из Израиля уводит 10 000 евреев в свои родные края, где селит в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван, и Нахичевань.
Политику переселения евреев в Армению продолжает Тигран II Великий.
В другой раз дело отца продолжил Артавазд II, царствовавший в 55—34 годах до н. э., вмешавшись в междоусобную войну евреев за трон, приняв одну из сторон, он уводит в плен сторонников другой, которых селит в городе Ван.
Первая волна переселенных Тиграном евреев со временем приняла христианство, а вторая волна переселения, организованная Артаваздом, — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм.
Армянские цари развивали города, и поселения евреев нужны были для их развития, так как последние имели навык городской жизни. В результате численность иудеев в Армении значительно возросла, в некоторых городах до половины от всех жителей.
Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла, так, Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил: Евреям в Армении живется хорошо. Армянские города этого периода сохраняли эллинистический облик и жили относительно свободно, евреи составляли в Армении значительную часть городского населения и играли в торговле не последнюю роль. Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания, что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.
При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря. Однако, Тигран был разбит римлянами и лишился всех завоеваний, кроме собственно Великой Армении (Армянское нагорье между Евфратом, Курой и Урмией) и Софены, площадью примерно 220 000 кв. км. Впоследствии Великая Армения превратилась в буферное государство между Парфией и Римом, а позднее (в III—IV вв. н. э.) — между Римом и сасанидским Ираном.
В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая, западная часть страны отошла к Риму, основная же часть отошла к Персии. Стабильность и процветание закончились тогда, когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении шахом династии Сасанидов Шапуром II. О численности евреев того времени наглядно показывают данные армянского историка V века Фавстоса Бузанда, который описывает значительное число еврейских семей, угнанных в плен захватчиками вторгшимися в Армению. Всего по Бузанду было выселено 83 тысячи иудеев из шести городов Армении. “Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными». Именно этот регион Нахчевана (с X в. Нахичеван) совпадает с местом проживания зоков до 1989–1990. Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. Так, он замечает, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, Заришата – 10 тыс. армянских и 14 тыс. еврейских семейств, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских семейств. Я.А. Манандян писал, что «не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы… составляли в Армении значительную часть городского населения».” Выселение иудеев персами описывает армянский автор Раффи (Акоп Мелик-Акопян) в историческом романе о борьбе армянского народа за независимость «Самвел», в котором целая глава романа посвящена угоняемым в V веке из Армении в Иран евреям. Вот лишь один отрывок из книги, в которой с нескрываемыми симпатией и сочувствием классик армянской литературы пишет об угоняемых из Армении в Персию евреях: Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днем страдая от жгучего солнца, а ночью от холода. Среди них были армяне и евреи (большей частью принявшие христианство еще при Григории Просветителе, первом каталикосе Армянской церкви)… Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города и пополнил население своей страны деловым и умным народом. В этот же период времени в Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в армянском городе Низбис.
В селе Егехис Вайоцдзорской области были найдены надгробия на которых содержались тексты на древнееврейском и арамейском языках.
К 1375 году после падения Малой Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества, многие начали принимать христианство. В 1996 в Армении были найдены захоронения евреев 13-15 веков н.э. Были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000/1 группой израильских археологов во главе с проф. Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом
В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватил Армению, после чего как пишет писатель XVIII века Аракел Даврижеци шах приказал выселить всех жителей Армении — и христиан и евреев — в Персию, чтобы османы, придя, нашли бы страну обезлюдевшей. Позже армянский писатель с симпатией и сочувствием описывал историю евреев проживающих под владычеством персидских царей.
Эти данные наглядно объясняют, отчего в Армении осталось так мало евреев. Остававшихся в иудаизме, почти всех переселили в Иран. А принявшие христианство евреи стали армянами.
Еврейские корни армян
Что пишут современные авторы:
Армянская музыка зоков
Зоки остались единственной субэтнической группой армян, сохранившими хоть какую-то еврейскую самоидентификацию. Зоком был основоположник армянской национальной профессиональной музыки и композиторской школы, отец армянского национального оркестра, создатель и разработчик оркестровой (партитурной) письменности и вокально-инструментального стиля армянской музыки композитор Арам Арутюнович Мерангулян (1899/1902-1967). Фамилия “Мерангулян” на языке зоков произносится как “Мерангули” и означает: “Меранский блаженный”.
Арам Мерангулян. Мухаммес (ария) «Эй, оки джан» («О, ты душа»), написанный на слова персидского поэта Низами Гянджеви. Исполняют: солист Д.Погосян; Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении имени Арама Мерангуляна. Дирижёр Арам Мерангулян. 1959 год. Реставрированная запись.
Старинная песня зоков
В 1979 на выставке в Доме Юстиции, в Париже, Марк Шагал, увидев картины Гаянэ, произнес великую фразу: “Гаянэ обогнала художников на столетие. Она недосягаема!”. Ею восхищались Тонино Гуэрра, Андрей Тарковский, Мартирос Сарьян, Гия Канчели. О ней снимали кино: “Гаянэ”, “Голубой ветер, запах миндаля”, “Я – Гаянэ из Тифлиса”.
2 мая 2009 года Президент Армении Серж Саргсян выразил соболезнование по случаю смерти выдающейся художницы Гаянэ Хачатурян. “Армянское художественное искусство понесло большую потерю. Из жизни ушла выдающаяся художница, мастер цветов грез и сказочных образов Гаяне Хачатурян”, – говорится в послании президента, предоставленном пресс-службой главы государства. Президент отметил, что после Параджанова она стала своеобразным символом общины тифлисских армян, чье имя давно вышло за пределы страны и национальной принадлежности. “Искусство Г. Хачатурян поистине направляет и цветными образами ведет нас к чистым горизонтам оптимизма”, – говорится в послании. Глава государства с сожалением отметил, что крупная персональная выставка Гаянэ Хачатурян, предстоящая в рамках всемирно известного биенале Венеции, пройдет без нее.“Выражаю глубокие соболезнования родным и поклонникам великой художницы. Утешимся тем, что художник смертен, а его создания – бессмертны”, – подчеркнул президент Армении.
Сама художница описывала свои картины как отображение сказок и историй рассказанных бабушкой, по этой причине они получались театральными. Предки Гаянэ Хачатурян из Агулиса. Бабушка по матери была из богатой купеческой семьи зоков — армян, произошедших от евреев.
Гаянэ Хачатурян в еврейской кипе. Гаянэ Хачатурян в знак уважения к передкам работала только в еврейском мужском головном уборе.
Людмила Улицкая рассказывает о незабываемой встрече с Гаянэ:
“А теперь откройте дверь, и сидите здесь, а я пойду в другую комнату”, – и Гаянэ вышла, а я осталась на кухне в некотором недоумении.
Сначала я услышала не то покашливание, не то всхлипывание. А потом раздался звук, не похожий ни на что на свете: голос ангела и его трубы, мужчины и женщины, немного зверя и немного птицы. Это была старинная песня зоков, полурастворившейся армянской ветви, с архаическим языком и собственной историей… Бабушка Гаянэ происходила из зокского рода, и от нее Гаянэ научилась этой песне. Мне была оказана честь, и мой московский дом, безалаберный, хаотический и уютный, чувствовал то же, что и я: смущение, благодарность и гордость. Мы были удостоены посещения древней и могучей силы, о которой давно забыли в больших городах, в суматошной пустоте торопливого времени…
Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив
Армянские и еврейские фамилии упоминают среди тех, кто создавал легендарное советское кино, лучшие мультфильмы и песни, известные каждому, среди великих композиторов и героев войны. Но теперь новое время, и каким-то образом открылись совершенно новые, удивительные возможности для взаимодействия: для мощного союза армянской и еврейской общин в России. Армян и евреев уже много тысяч лет связывает уникальная близость, и подтверждению этого своего убеждения я посвятил цикл статей «армяне и евреи снова вместе». Вместе со вступлением, где присутствуют философские размышления на тему духовного пути в этом мире еврейского и армянского народов, есть ещё две статьи: одна – про более чем двухтысячелетнюю историю объединения наших народов. Про источники, где сообщается об общих предках евреев и армян. Про религию и философию. Про удивительные факты из самых разных сфер человеческого познания, которые беспрекословно доказывают единство наших народов. Наконец, про языки, армянский и иврит, которые каким-то чудесным образом отражаются друг в друге, воплощая древнейшие корни арамейского и санскрита. Вторая статья посвящена современным реалиям и положению дел в армянской и еврейской диаспоре, в республике Армения и государстве Израиль. Про то, какие проекты можно и нужно делать вместе. Про то, что объединяло наши народы всегда и то, что, плюс к уже имеющемуся, должно объединять наши народы сегодня. Про последние два года, когда чудесным образом с совершенно новой энергией возродился взаимный интерес друг к другу двух народов, которые можно считать похожими, можно родственными, можно талантливыми – но все эти тезисы нужно доказывать, и будет правильно делать это вместе.
Наши народы считаются древнейшими. Но и сам союз армян и евреев древнее многих современных народов. Не достаточно ли только этого, чтобы вместе делать большие дела? Если недостаточно – надеюсь, две моих статьи не оставят никаких вопросов по поводу того, почему и зачем следует объединяться армянам и евреям *обоюдный интерес. Если не сказать – вспоминать об этом объединении. Потому что многое говорит о том, что армяне и евреи уже объединились и очень давно.
— в первое тысячелетие до нашей эры евреи дважды массово переселялись в Армению. Первый раз – по приказу вавилонского царя (около 6 000 человек), второй раз – по приглашению армянского царя Тиграна Великого (около 10 000);
— согласно как Хоренаци, так и Устной Торе, армянский и еврейский народы имеют общих предков: чтобы в этом убедиться, следует проследить родословную от Сима (на иврите – Шема), сына Ноя, а затем – одного из его сыновей, Арама. Здесь же можно упомянуть об общих генах, которые учёные нашли у персидских евреев, евреев-ашкеназов, эфиопов и армян. И здесь же – сказать о генетически обусловленной, так называемой «периодической» болезни, встречающейся исключительно у евреев, арабов и армян. Некоторые, самые смелые считают армян одним из 10-и потерянных колен Израилевых;
С религиозной точки зрения, армяне и евреи, вроде бы, должны отличаться. Но тот факт, что армяне первыми в мире приняли христианство на государственном уровне и сумели донести то, первоначальное христианство, до наших дней, и что евреи испокон веков жили в удивительной гармонии и понимании с армянами на их земле, может говорить только о том, что и направленность веры, и понимание Бога у армян и евреев могут иметь общие точки соприкосновения. Особенностью армянского христианства, на мой взгляд, является устремлённость человеческих сердец к Всевышнему, без «посторонних», отвлекающих человека от его божественной цели вещей. Эти принципы воплощает в себе сама армянская церковь: предельно простая, довольно просторная, где царствуют покой и тишина, где человек попадает на «аудиенцию» с Богом. В иудаизме же считается, что между Богом и Человеком не может быть никаких посредников. Что человек создан «по образу и подобию» Бога до такой степени, что они общаются практически на равных, словно бы Сын обращался к Отцу и приходил к нему домой: в храм, в церковь, синагогу, в мечеть – неважно. Приходил, чтобы поговорить, поделиться, попросить о чём-то и обрести высшую благодать.
Представители армянского и еврейского народов также всегда выделялись, проживая в диаспоре, среди других народов, своим мышлением. Это позволяло им достигать определённых успехов в своих делах, в искусстве – но это нередко удаётся многим иностранцам. Сам же по себе армянский и еврейский образ мысли несёт в себе уникальную философию и мировоззрение, которое находит своё отражение в культуре, в искусстве, в беседах, в вере, в подходах к решению разных вопросов, даже в анекдотах. Часто говорят «так мог сказать только еврей», или «так мог ответить только армянин». Корни национальной идентичности, безусловно, лежат также и в образе мышления.
Возможно, когда Иудея и Великая Армения процветали, или когда было Урарту, когда история творилась на землях Ассирии и Вавилона – может, там и встретились и наши языки, которые мы сумели сохранить, которые выглядят инопланетными, божественными, может, тогда и встретились наши сердца? Встретились как братья, которым как легенду передавали знание об их общих родителях и которые, наконец, встретились. Ничего, если я назову армянский язык таким же «своим», как иврит? Учитывая, что вспоминать и тот и другой я начал, уже повзрослев – моим родным языком является русский. Это я специально выбрал, на небесах, заранее, чтоб не тратить время на освоение русского. Там же выбирался и этот восхитительный союз с Армянами. Армянский язык труднее, скажете вы? Не знаю, может быть. Он родной, приятный, сладкий, певучий, мудрый, древний и божественный, как иврит. Не всегда можно описать, насколько я люблю армянский язык. Но попробовать стоит.
Высшей мудростью было со стороны Тиграна Великого пригласить евреев в свою страну, а со стороны властей Иерусалима – селить армян в своём городе. История показывает, что, когда в 1491 году испанская Королева, видимо, на радостях от открытия Америки, поставила невероятно многочисленной еврейской диаспоре ультиматум: или вы креститесь, или все идёте в другую страну – тогда, через пару десятков лет, от былого величия Испании ничего не осталось. Их опьянило всё награбленное золото – золото, с которым всегда традиционно хорошо умели обращаться армяне и евреи. Представители наших народов всегда были одним из главных двигателей экономики в разных странах. Не говоря уже о культуре. А что ещё составляет основу страны, кроме как её экономика и культура? Ещё – дипломатия. Представителям евреев и армян всегда было свойственно владеть двумя и более языками. Это было необходимо, так воспитывали и учили предки. Отношение к предкам – ещё один фактор, сближающий армян и евреев. Предки для наших народов являются живой энергией, направляющей нас и дающей нам силы в решении любых вопросов. Через несколько сотен лет после испанских событий, евреи достигают Российской Империи. Что происходит с СССР, когда евреи массово уезжают в Израиль? Хорошо, что советские армяне не уезжали в таком количестве. Кстати, как сказал Э. Долбакян (руководитель сообщества «Арарат»), «в советские времена еврейская творческая интеллигенция всегда приезжала в Армению, как на «землю обетованную». А как говорил главный раввин Армении Гершон Бурштейн, «Армения – одна из тех немногих стран, где евреям всегда, испокон веков, жилось очень хорошо». Везде жилось интересно, а в Армении – именно хорошо: для себя, для души. И антисемитизм, как таковой в Армении на минимальном уровне. Но оттого и «семитизм» в Армении не очень развит: никто не «дразнит» евреев показывать себя и делать что-то активное. «Не трогают – и хорошо». Вот, да? – единственный недостаток евреев. Да и если бы армяне столько не курили – была бы вообще золотая нация.
Об истории можно говорить долго. Важно, что армяно-еврейские связи и их глубокая древность подтверждены документально и пока ещё никем не опровергались, по крайней мере, серьёзно. Общие предки, сыновья Сима – сына Ноя… Генетическая близость… Одни и те же корни в армянском и древнееврейском… Что говорить об отношении евреев и армян, если у наших народов был общий предок? Что говорить, если в самом сердце Иерусалима уже 500 лет армяне живут в своём собственном квартале, а в Армении находится одно из древнейших еврейских кладбищ, почти трёхтысячелетней давности.
Владимир Соловьёв говорил: «Армяне, как евреи – особый народ. Своим существованием они говорят, что Бог есть». А воплощение божественного присутствия в мире – одна из святейших задач в иудаизме. Армяне и евреи своей любовью к книге, к творчеству, призваны нести свет истинной, первозданной веры и знаний о Боге. Армянам и евреям в нашем мире отведена особая роль и дана совершенно особая, ни с чем не сравнимая, земля. Может, настанет время, когда наши земли соприкоснутся. У евреев и армян есть обоюдный интерес, направленный на развитие и поддержу друг друга, здесь каждая сторона заинтересована в процветании другой. Куда подевались евреи из Армении и армяне из Израиля? Значит, пора им встретиться снова в Диаспоре. У нас есть слова с единым значением: «еркир» (երկիր) и «эрец» ( ארץ ) – когда мы их слышим, то сразу вспоминаем священные земли наших предков, страну мечты, нашу древнюю родину. Армяно-еврейские дети – это отдельное чудо света. Оба народа сохранились до сих пор, и начинают своё развитие с новыми силами – это феномен.