армянская незабудка что означает
Армянская незабудка: Вечной памяти жертв геноцида 1915 года
24 апреля армяне всего мира отмечают самую скорбную дату в своей истории: годовщину начала «Великого Злодеяния» – геноцида 1915 года
В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни еще ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своем внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.
В те дни мы, участники международной конференции «Традиционные ценности – вызовы современности», собрались в Эчмиадзине – древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить ее скорбный символ – фиолетовую незабудку.
Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) – памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.
На пути к трагедии
Историческая память – штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и еще живы ее последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной «империалистической», мы практически ничего не знаем. А еще меньше, чем ничего – о ее Кавказском фронте, поражение русских войск на котором привело к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчетам, до полутора миллионов человек – около половины армян всего мира.
Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее – отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем ее отношении к христианским народам как второразрядным подданным – «зимми»), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем – радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.
Геноцид 1915 года
Армянская трагедия столетней давности изучена историками столь же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой – немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу – всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.
В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведем лишь одной свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, приведенное турком Саидом Ахмедом:
Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты. «
Впоследствии все очень сильно напоминало гитлеровское «окончательное решение еврейского вопроса». Концлагеря, массовые убийства и еще более массовая гибель от условий содержания. И в итоге – чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живет менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян – гора Арарат – находится за пределами Армении.
Непростые выводы
Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе, и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян? Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида – это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это, как минимум, было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.
Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня – это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи – Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству – Византии, и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем «нашими западными партнерами». Потому и младотурки, и большевики в одном оказались «близнецами-братьями»: посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.
В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных «евроинтеграторов», чье умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.
Храни тебя Бог, цветущая Армения! Христос Воскресе!
Почему незабудка стала символом памяти о геноциде армян?
Увидел сегодня на одном из армянских автомобилей этот символ в виде цветка. Решил рассказать, почему армяне считают незабудку ( Հայկական անմոռուկ, хайкакан анморук )символом страшного преступления против своего народа.
Пять больших тёмно-фиолетовых лепестков обозначают пять континентов Земли, где выжившие в 1915 году обрели новую родину. Темно-фиолетовый цвет взят из цвета Армянской Апостольской церкви. Вот ее эмблема.
Интересно, что незабудок такого темно-фиолетового колора в природе не существует. Поэтому у мемориала в Цицернакабарде в 2015 году высадили темно-фиолетовые фиалки.
Незабудкой армяне украшают в память о 1915 годе свои автомобили, магазины, кафе в Армении и по всему миру. Выпускается множество сувениров, наклеек, значков с этой символикой.
День памяти жертв геноцида армян. Армянская незабудка.
День памяти жертв геноцида армян отмечается ежегодно 24 апреля в память о жертвах геноцида армян в Османской империи.
Несмотря на то, что планомерное и институционально подкреплённое уничтожение армянского населения в Османской Турции началось ещё с конца XIX века, 24 апреля в качестве мемориальной даты выбрано не случайно. Именно в этот день в 1915 году в османской столице Стамбуле были арестованы и позднее умерщвлены более 800 представителей армянской интеллигенции. Так армянский народ, большая часть которого на тот момент проживала в Западной Армении, лишился большей части интеллектуальной элиты. Вслед за этим событием последовала череда убийств и выселений этнических армян, получившая название «геноцид армян».
Традиционно в этот день миллионы армян и сочувствующих им представителей других народов в разных странах мира отдают дань памяти жертвам геноцида, унёсшего жизни около 1,5 миллионов армян или около половины всех армян мира на тот период. Сохранились лишь армяне Российской империи, а также армяне-беженцы в третьих странах. Каждый год в этот день сотни тысяч людей в Ереване поднимаются на мемориальный холм и возлагают гвоздики и тюльпаны к вечному огню.
Значимость этого дня в Армении не ослабевает с течением времени, что отчасти связано с кампанией мировой общественности по принуждению Турции к признанию геноцида армян.
«Незабудка» (арм. Հայկական անմոռուկ) — эмблема 100-летней годовщины со дня начала геноцида армян. Символ был разработан в 2015 году и получил широкое распространение в Армении, армянской диаспоре и среди сочувствующих.
Создание и символика
Накануне юбилейного года рабочая группа, сформированная государственной комиссией Республики Армения по координации мероприятий, провела конкурс в два тура и по его результатам выбрала символ 2015 года. По словам Вигена Саркисяна, координатора мероприятий, посвящённых 100-летию геноцида армян, из нескольких десятков работ был выбран символ, предложенный компанией «Шарм» — цветок незабудки. «Этот цветок на всех языках имеет символический смысл — помнить, не забывать и напоминать».
Эмблема выражает тему вечной памяти, а также предназначена для символического напоминания о прошлом, настоящем и будущем армянского народа. «Избранные цвета символизируют прошлое, трагедию Геноцида, настоящее и будущее».
Составные элементы цветка имеют следующее значение:
Прошлое: чёрный центр символизирует страдания 1915 года и тёмные последствия геноцида.
Настоящее: светло-фиолетовые маленькие лепестки символизируют единство армянских общин по всему миру, сплотившихся вместе в воспоминании о 100-летней годовщине.
Будущее: пять больших тёмно-фиолетовых лепестков символизируют пять континентов, где выжившие жертвы геноцида нашли новый дом. «Пять лепестков незабудки — это пять континентов, давшие пристанище армянским беженцам, которые создали там армянские общины, сформировав армянскую диаспору». Тёмно-фиолетовый цвет напоминает традиционную расцветку священнических облачений Армянской апостольской церкви, которая «была, есть и остается сердцем армянской идентичности».
Вечность: 12 трапеций, составляющих сердцевину цветка, символизируют 12 пилонов мемориала в Цицернакаберде. Жёлтый цвет обозначает свет, творческий потенциал и надежду.
Хотя цветок, изображённый на эмблеме, в переводе с армянского языка назван «незабудкой» (аналогичный английский перевод — «forget-me-not»), от привычной незабудки он отличается цветом — использован фиолетовый, а не привычный голубой.
К 106-й годовщине российская группа Louna выпустила сингл с песней, посвященной этому событию.
Виталий Демиденко, бас-гитарист группы и автор текста песни:
«Про геноцид армян я начал узнавать, как ни символично это сейчас звучит, именно после встречи со знаком той самой Незабудки, все чаще замечая его в виде наклеек на автомобилях и дверях магазинов, в виде сувенирных значков. Видимо, это было как-то связано со столетним юбилеем событий 1915-го года, когда этой символики было много на улицах вокруг. Я стал интересоваться, что означает этот символ и обнаружил в интернете настолько душераздирающие факты той трагедии, что они уже не смогли оставить меня равнодушным после прочитанного и увиденного. Мысль об этом горе и открытой вековой ране целого народа глубоко запала мне в душу и стала тихо ждать своего часа, своей музыкальной канвы, чтобы, в нужный момент став музой, вырасти из нее готовой песней.
И вот, осенью 2018-го года наш гитарист Рубен Казарьян (носитель армянских корней, как и Лусинэ Геворкян, которая является голосом и лицом LOUNA, что тоже символично для нашей группы в контексте этой песни) приносит свои гитарные идеи на барабанные рисунки Леонида Кинзбурского, и мы всей группой создаем аранжировки к композиции, в которой настолько органично переплелись мрачные, тревожные гармонии, жесткие, суровые гитарные риффы и элементы восточной этники, что слова про те исторические события сами собой стали ложиться на вокальную линию, рождая текст песни «Незабудка».
С тех пор произошло немало серьезных пертурбаций и в составе группы, и в вокальной аранжировке самой песни, из-за чего ее слова менялись, а запись откладывалась. «Незабудка» не вошла в наш альбом 2020-го года «Начало нового круга», но, наконец, обретя новый текст в 2021-м, обрела и свой особенный путь в виде отдельного сингла, выпуск которого мы решили приурочить к 106-й годовщине геноцида армян вместе с видеоклипом на эту песню, в котором использованы документальные хроники жутких событий той весны.
Нашей «Незабудкой» мы хотим напомнить людям, насколько ужасными и бесчеловечными могут быть как последствия вражды и нетерпимости по национально-религиозному признаку, будь то армянская трагедия или еврейский Холокост, так и государственные репрессии в отношении мирного инакомыслящего населения внутри своей страны и в соседних братских государствах, которые мы видели не только в нашем общем прошлом, но и с болью и тревогой наблюдаем в последнее время. Какой бы жуткой ни была истинная правда и какой бы приторной ни была насаждаемая ложь, время так или иначе расставит все на свои места, а генетическая память людей будет прорастать все новыми и новыми незабудками, которые будут всегда напоминать о совершенном зле, чтобы не прощать его никогда. Так зачем же тогда продолжать плодить зло или оставаться равнодушными к злу, совершаемому другими? Пока у человечества не будет ответа на эти несложные вопросы, у могил своих так и будут стоять незабудками мертвецы. Всегда.»
Армянская незабудка: Вечной памяти жертв геноцида 1915 года
24 апреля армяне всего мира отмечают самую скорбную дату в своей истории — годовщину начала «Великого Злодеяния», геноцида 1915 года
В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни ещё ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своём внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.
В те дни мы, участники международной конференции «Традиционные ценности — вызовы современности», собрались в Эчмиадзине, древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить её скорбный символ — фиолетовую незабудку.
Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) — памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.
На пути к трагедии
Историческая память — штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и ещё живы её последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной «империалистической», мы практически ничего не знаем. А ещё меньше, чем ничего — о её Кавказском фронте, ситуация на котором привела к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчётам, до полутора миллионов человек — около половины армян всего мира.
Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее — отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем её отношении к христианским народам, как второразрядным подданным — «зимми»), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.
Геноцид 1915 года
Армянская трагедия столетней давности изучена историками так же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой — немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.
Так и в начале Первой мировой войны — после того, как в январе 1915 года Русская императорская армия при поддержке армянских добровольцев одержала решительную победу в Сарыкамышском сражении — младотурецкое правительство в качестве мести организовало массовое уничтожение армян. Началось всё с разоружения и убийств армянских военнослужащих османской армии. После этого началась депортация армян из приграничных (прифронтовых) районов, а затем и других мест их компактного проживания в пустынные районы Османской империи. Параллельно 24 апреля (именно поэтому сей день стал символическим) из Константинополя была выслана армянская интеллигенция.
Фото: www.globallookpress.com
В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведём лишь одно свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, описанное турком Саидом Ахмедом:
Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты. «
Впоследствии всё очень сильно напоминало гитлеровское «окончательное решение еврейского вопроса». Концлагеря, массовые убийства и ещё более массовая гибель от условий содержания. И в итоге — чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живёт менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян — гора Арарат — находится за пределами Армении.
Фото: www.globallookpress.com
Непростые выводы
Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян. Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида — это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это как минимум было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.
Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня — это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи — Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству — Византии — и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем «нашими западными партнёрами». Потому и младотурки, и большевики в одном оказались «близнецами-братьями»: посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.
Фото: www.globallookpress.com
В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных «евроинтеграторов», чьё умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.
Храни тебя Бог, цветущая Армения! Христос Воскресе!