армянских дел мастер что значит
Армянский след ЧВК «Вагнер»: так кто и на кого обиделся после разгрома Армении?
Между Москвой и Ереваном— громкий дипломатический скандал. МИД РФ весьма жестко ответил спикеру парламента Армении Алену Симоняну. На недавней встрече с российскими журналистами он, напомним, заявил: «Наш народ сражался до конца, и если кто-то собирался что-либо сдавать, для этого было несколько вариантов, начиная с «плана Лаврова» и заканчивая решением, в котором не было бы 3800 жертв с армянской стороны. Так что говорить, что кто-то что-то сдал, значит не знать, что происходит в Армении, не знать, что происходит в Азербайджане, что происходит в Нагорном Карабахе и, к сожалению, в России». Что вызвало резкое недовольство в Москве. Для начала, в МИД РФ отрицают само существование «плана Лаврова»: «Трудно комментировать то, что существует не в действительности, а в воображении. К таким воображаемым реалиям относится и «план Лаврова»». Затем напомнили основные положения плана МГ ОБСЕ, где предусматривалось «возвращение Азербайджану на первом этапе пяти районов, на втором – двух в обязательной увязке с определением статуса Нагорного Карабаха (НК)», «признание за НК прав, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность его населения; участие представителей Нагорного Карабаха в заседаниях ОБСЕ» и прочие «вкусняшки» типа «определения статуса Карабаха», а затем дали своим ереванским оппонентам весьма дельный безо всякой иронии совет: «Еще раз сравните упомянутые предложения сопредседателей с нынешней ситуацией и делайте выводы».
Здесь можно, конечно, напомнить сенсационное интервью экс-сопредседателя МГ ОБСЕ от США Ричарда Холланда, о котором уже рассказывал Minval.az, из которого следовало, что, во-первых, «план Лаврова» существовал, а во-вторых, Россия не очень-то старательно его «продавливала»: «Когда я был сопредседателем от США, министр иностранных дел России Сергей Лавров раскрыл свой план урегулирования конфликта, похожий на существующие Мадридские принципы, который стал неофициально известен как «план Лаврова», хотя нас предупредили, чтобы мы называли его просто «планом на столе», — утверждал Хогланд. — Когда план был обнародован, я спросил своего замечательного коллегу, российского сопредседателя Попова, действительно ли Кремль согласится его реализовать, если Ереван и Баку уступят и примут план. Его откровенный ответ был таким: «Конечно, нет»». Также нелишне поинтересоваться, осознают ли в Москве степень риска на азербайджанском направлении, столь бойко раскрывая карты на армянском. И уж тем более любопытно узнать, почему на «наскок» Алена Симоняна в ведомстве Лаврова решили ответить только теперь.
Но куда более интригующей является другая тема — «география обид» между Москвой и Ереваном.
Никола Пашиняна принято считать прозападным политиком. Однако уже через несколько дней после победы своей «недореволюции», едва сменив «охотничью» майку на костюм с галстуком, Никол Воваевич уже принялся уверять, что его революция не имеет внешнеполитической повестки. Не последовало ни выхода Армении из ОДКБ и ЕАЭС, ни даже попыток взять под контроль собственные границы, ни реальных шагов, направленных на снижение экономической зависимости РФ от Армении, ни расформирования совместных группировок сил ПВО и сухопутных сил.
Теперь же украинские источники приводят свои данные: среди боевиков ЧВК «Вагнер»немало граждан Армении. Подданным СБУ Украины, среди погибших в феврале 2018 года в Сирии «вагнеровцев» значатся Грачян Г.Х. и Агаронян С.И. В числе подозреваемых в убийстве в Центральноафриканской республике Орхана Джемаля и его коллег А.Расторгуева и К.Радченко — некий Артур Александрович Киракосян. Уже за последние два годабыли опубликованы персональные данные еще десяти наемников с армянскими корнями, причастных к преступлениям ЧВК «Вагнер» в Украине, Сирии, Судане, Ливии и ЦАР.
На таком фоне в Ереване, похоже, не сомневались: Россия ну просто обязана вознаградить свой «форпост» за все старания уже на карабахском направлении. И когда 44-дневная война закончилась разгромом Армении, то обижаться начали на Россию. Которая не «вступилась», не «помогла» и вообще «бросила на произвол судьбы».
Осенью 2020 года в СМИ и соцсети просачивались и сведения о «вагнеровцах», воюющих в Карабахе на стороне Армении — правда, неподтвержденные. Причем, как утверждалось, Армения после своей вынужденной капитуляции отказалась платить «вагнеровцам» за «работу», демонстрируя тем самым свою обиду Москве. Впрочем, насколько эффективными оказались «вагнеровцы» — вопрос открытый. Российские эксперты на страницах того же «Регнума» могут рассказывать сказки о «приостановке азербайджанского наступления» после появления «вагнеровцев», но если 8 ноября азербайджанская армия освобождает Шушу, к 9 стремительным рывком устанавливает контроль над более чем 70 сёлами и посёлками, а армянская группировка в 25 тысяч «стволов» оказывается в мешке — это не повод рассказывать сказки о «приостановке наступления». Да, ЧВК неплохо зарекомендовали себя на «прокси-войнах» в Мали или ЦАР, но не в Карабахе и не против азербайджанской армии XXI века, новейших РСЗО и «Байрактаров». И это не считая рисков попадания «вагнеровцев» в плен — политические последствия можно было без труда спрогнозировать.
И в результате сегодня и в Москве, и в Ереване идёт «фестиваль обидок» друг на друга. В Армении никак не могут взять в толк, почему Россия не стала воевать вместо нее и позволила Азербайджану одержать победу. А в Москве свои счёты и претензии. В РФ по понятной причине раздражены тем, что в результате 44-дневной войны получили не срыв азербайджанских независимых экспортно-логистических проектов и не оккупацию ключевого для НАТО Гянджинского аэропорта, а разгром своего сателлита, трофейную технику российского производства на параде в Баку, запуск Южного газового коридора и Шушинскую декларацию в качестве вишенки на торте. А значит, Армения не оправдала доверия, не выполнила ту задачу, которая перед ней ставилась, и вся та многомиллиардная помощь, которая ей оказывалась, вылетела в трубу. Азербайджанскую экспортную газовую. Да, Москва ввела в регион своих миротворцев, но это явно не то, что планировали и на что рассчитывали в Кремле. И теперь неудивительно, что в России не торопятся спасать свой опозорившийся «форпост» с прежней энергией и не ставят под слишком уж большой риск собственные интересы. Тем более что расплачиваться интересами «форпоста» всегда проще, чем своими.
А что до ереванских обид, то в РФ прекрасно понимают, что деваться Армении от России в общем-то некуда. И самое главное, понимают это и в Ереване. Так что местные «обидки» на Москву и ответные российские «шлепки» вряд ли пересекут «красную черту».
Что такое матах у армян
Древнейшая армянская традиция жертвоприношения, сохранившаяся по сей день, называется мадах (или хурбон). Переводится это слово, как «вознесение соли». Принадлежит этот обряд тем временам, когда процветало язычество, но традицией он стал после принятия армянами христианства. Передается от рода к роду, соблюдается в разных уголках мира, заселенных армянской диаспорой.
Этот обычай берет свои истоки в раннем язычестве. Матах у армян является культовым для большинства верующих. Смысл обряда заключался в подношении даров жертвоприношения животных Богу за его милосердие, дарование здоровья, благосклонность, покровительство в благих делах и помыслах. Этот ритуал настолько укоренился в каждой армянской семье, что стал наследием даже при Апостольской церкви.
Яндекс картинки
В истории зафиксирован факт: сразу после принятия Арменией христианской веры, победы над гуннами, царь Трдат со своими приемниками, произвел обряд матаха. В знак благодарности Богу, царь принес в жертву большое количество животных. А мясо раздал всем нуждающимся. После этого случая, у армян установилась традиция устраивать массовые трапезы в праздничные дни.
Жертвоприношение было двух видов:
Правила совершения матаха
Помимо вареного мяса на стол подавался хлеб, красное вино, брынза, соль (освященная), много свежей зелени. Перед началом застолья еда освещалась священнослужителем. При его отсутствии, участники трапезы самостоятельно читали молитву «Отче наш». Эта же молитва читалась и после завершения традиционного обеда. Разговоры в процессе еды носили религиозный, духовный характер: благодарность Богу за помощь в разрешении сложных жизненных ситуациях, исцеление от серьезной болезни, успокоение усопших душ.
Яндекс картинки
Это интересно! Запрещалось хранить жертвенное мясо или приготовленную из него еду, несколько дней. Оно должно было быть съедено в этот же день.
Принимать участие в обряде имели право только крещенные. Перед общей трапезой должны были быть разрешены все ссоры и недомолвки, улажены семейные проблемы. Желательно было подержать пост за неделю до обряда. В ближайшее к матаху воскресенье — исповедаться, причаститься. При соблюдении всех этих действий, церемония считалась правильной и принятой Богом.
В наши дни
В современное время армянский матах сохранился во многих семьях, передаваясь из поколения в поколение. Наиболее распространено соблюдение старых традиций в провинциальных населенных пунктах. Реже подобные традиционные церемонии проводятся в больших городах.
Часто современный мадах имеет исключительно символический характер. Голубь не приносится в жертву, а выпускается в небо. Но подобная традиция не будет считаться актом благотворительности — нуждающиеся не получают от данного обряда милостыни. Соль также не освещается.
В церкви советуют не тратить деньги на покупку голубей, а отдать эти средства нуждающимся напрямую в руки. Это будет более правильно и милосердно.
Также принято жертвовать одежду, деньги, любые другие продукты питания. Особенно это актуально в постные дни, когда запрещено употреблять в пищу мясные продукты, но следует заниматься благотворительностью, совершать милосердные поступки.
В наши дни, некоторые полагают, что эта традиция является кровной жертвой, подобием языческих жертвоприношений. Многие ошибочно сравнивают обряд с неправильными языческими обрядами, обычаями: ходят вокруг храма с животным перед закалыванием, обмазываются жертвенной кровью, разбрызгивают ее на стены церкви. Подобные манипуляции не имеют с обычаем милосердия матахом ничего общего. Современная Армянская церковь категорически не поддерживает подобные действия, призывает не делать подобного.
World of Art
Страницы
Армянское ювелирное искусство
Сегодня в Национальном музее истории (Ереван), музее Эчмиадзина и Этнографическом музее (Сардарапат) посетители могут ознакомиться с коллекциями драгоценных предметов утвари (посудой, светильниками, сервизами), всевозможными украшениями и элементами одежды. Коллекция музея Эчмиадзинского монастыря богата предметами церковной утвари: здесь представлены дарохранительницы (наиболее древняя из которых принадлежит к XIII веку), скипетры, потиры, кадила. Ювелирное искусство Армении Исторические
Сегодня в Национальном музее истории (Ереван), музее Эчмиадзина и Этнографическом музее (Сардарапат) посетители могут ознакомиться с коллекциями драгоценных предметов утвари (посудой, светильниками, сервизами), всевозможными украшениями и элементами одежды. Коллекция музея Эчмиадзинского монастыря богата предметами церковной утвари: здесь представлены дарохранительницы (наиболее древняя из которых принадлежит к XIII веку), скипетры, потиры, кадила. Ювелирное искусство Армении Исторические
велирное искусство Армении Сегодня в Национальном музее истории (Ереван), музее Эчмиадзина и Этнографическом музее (Сардарапат) посетители могут ознакомиться с коллекциями драгоценных предметов утвари (посудой, светильниками, сервизами), всевозможными украшениями и элементами одежды. Коллекция музея Эчмиадзинского монастыря богата предметами церковной утвари: здесь представлены дарохранительницы (наиболее древняя из которых принадлежит к XIII веку), скипетры, потиры, кадила.
Ювелирное искусство Армении Сегодня в Национальном музее истории (Ереван), музее Эчмиадзина и Этнографическом музее (Сардарапат) посетители могут ознакомиться с коллекциями драгоценных предметов утвари (посудой, светильниками, сервизами), всевозможными украшениями и элементами одежды. Коллекция музея Эчмиадзинского монастыря богата предметами церковной утвари: здесь представлены дарохранительницы (наиболее древняя из которых принадлежит к XIII веку), скипетры, потиры, кадила.
Они обозначаются ёмким и звучным слово — зард (զարդ), бывают как фамильные, так и современные — специально заказанные или купленные. Эта традиция имеет под собой два основания: во-первых, армяне очень практичны и понимают, что драгоценности только растут в цене; во-вторых, армянская ювелирная школа одна из древнейших во всём мире, и ее мастерами испокон веков создаются настоящие шедевры.
Жители Армянского нагорья использовали золото и серебро еще во II тысячелетии до н. э. Самобытное ювелирное искусство Армении появилось благодаря драгоценному сплаву тонкой техники и неуемной фантазии мастеров. Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, узоров, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления отразилось в удивительных предметах украшения, культа и быта. О серьезном отношении армян к ювелирному искусству говорит и тот факт, что едва ли не со времени изобретения армянского алфавита для сохранности и украшения рукописей изготавливались переплёты из золота и серебра.
Среди армянского населения большой популярностью пользовались серебряные и позолоченные пояса, пряжки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, кольца. Все это составляло часть армянского национального костюма – тараза.Часть из них сегодня можно увидеть в Государственном музее истории Армении (Ереван), в Этнографическом музее (Сардарапат), музее Эчмиадзинского монастыря.
Исторические события вынуждали армянских мастеров ювелирного дела работать за пределами родины. Так, армянские ювелиры считались одними из лучших в Османской империи. Пост придворных ювелиров султанов всегда оставался за армянами. Еще одним центром ювелирного искусства была Новая Джульфа, армянский пригород Исфахана.
После геноцида 1915 года многие армянские мастера покинули Османскую империю и переселились в разные города, продолжая свое дело. Так, ювелирная школа армянских мастеров обрела большую популярность на Ближнем Востоке. По сей день армянское население Сирии, Ливана, Израиля и других стран региона продолжает активно заниматься ювелирным делом. В советские времена Армения также славилась как крупный ювелирный центр. В республике действовало одно из лидирующих предприятий, занимавшихся огранкой алмазов. Да и ювелирных заводов было предостаточно. Традиции сохранились, и сегодня армянские мастера создают широчайший ассортимент изделий из драгоценных металлов и камней. Работы многих ювелиров связаны с традициями мастеров Муша, Битлиса, Вана.
В Ване, к примеру, была развита оригинальная техника работы с эмалью. Нынешние ювелиры опираются на армянскую школу тех лет — поэтому их работы так ценят.
Со временем армянские мастера все больше совершенствовали искусство литья, резьбы по золоту и серебру, чеканки, узоров, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления. Невероятное умение армянских ювелиров отражалось в удивительных предметах украшения, культа и быта.
Сегодня работы армянских мастеров, насчитывающих 5000 лет, хранятся в Государственном историческом музее Армении и в Музее первопрестольного святого Эчмиадзина. Произведения искусства армянских ювелиров можно увидеть не только в музеях Армении, но и известных музеях мира — например, нью-йоркском «Метрополитен», в российском этнографическом музее, где хранится большая коллекция древнейших украшений, в некоторых тбилисских музеях.
Большая часть работ армянских ювелиров хранится в частных коллекциях.
Большой популярностью в наши дни пользуются работы и современных армянских ювелиров.
Армянские ювелиры являются лучшими мастерами в мире, а их работы удостаиваются наилучших оценок на различных международных выставках.
Ювелирный дом Avakian: элегантность и качество
Основателем компании Avakian является «любимый ювелир» арабских шейхов и нефтяных магнатов Эдмон Авакян
Элегантные и восхитительные ювелирные украшения известного бренда Avakian заставляют влюбиться с первого взгляда. Список поклонниц этой марки говорит сам за себя: леди Уинстон Черчилль, Катрин Денев, Ивана Трамп, Урсула Адресс, Пэрис Хилтон, Келли Брук, певица Эстель, Хофит Голан и многие другие.
Все модели от Avakian изготавливаются в Италии, а материалом для них служат восхитительные камни – изумруды, сапфиры, бриллианты. В изделиях сочетаются восточные и европейские мотивы, которые не оставляют равнодушными ни любителей классики, ни поклонниц и поклонников современных гламурных тенденций.
Марка Avakian существует уже свыше 40 лет. Она была основана в Бейруте в 1969 г. Но когда семейный бизнес взял в свои руки нынешний глава ювелирного дома Эдмон Авакян, швейцарец армянского происхождения, бренд переехал в Женеву и стал штурмовать западный рынок.
«Король запонок» Роберт Татеосян
Серебряных дел мастера: почему армянское ювелирное искусство до сих пор актуально
Формовка, плавка, литье, закрепка, пайка — термины из профессионального словаря мастеров ювелирного дела. Пока молодые ювелиры осваивают новые технологии изготовления изделий, именитые мастера копаются в прошлом, чтобы создать уникальные украшения в настоящем. Однако, как известно, новое — это хорошо забытое старое. Специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване Мариам Кочарян на целый месяц с головой погрузилась в эту тему, а вынырнув — написала интереснейший материал по истории и современности армянских ювелирных изделий.
Становление и развитие армянского ювелирного искусства уходит корнями в далекое Средневековье. Часто этот период эксперты называют «христианским». Именно на это время приходится расцвет ювелирного мастерства в Армении. Важно отметить, что именно христианство определяло, как эстетическую сторону вопроса, так и смысловую. В то время преимущественно изготовлялись предметы церковного быта и богослужения — кресты, чаши, мирницы, подсвечники, обложки Евангелий. В период позднего Средневековья и до начала XX века ювелирное дело приобретает более светский характер, становясь менее подчинённым религиозным канонам. В тот период расширяется перечень декорируемых предметов, а на смену обрядовым приходят бытовые изделия. Декоративность становится признаком высокого мастерства. Новая эстетика создаваёт возможности для развития творчества армянских ювелиров и зодчих.
Покажи мне свой пояс и я скажу кто ты
Примечательно, что стилизация армянских традиционных костюмов «тараз» и украшений определялась ареалом распространения в разных регионах: Васпуракан, Бардзр-Айк, Сюник-Арцах, Айрарат, Лори-Гугарк, Трапезунд, Парскаайк, некогда Киликии.
Известно, что украшения женщин региона Васпуракан были самыми роскошными. Голова — являлась предметом особой гордости. Как правило, девушки и молодые женщины до рождения ребенка носили головное серебряное украшение – «тасак». Он был окаймлен миндалевидными подвесками вокруг лба и напоминал солнечный диск. Такой головной убор был тесно связан с культом солнца и плодородия. В свою очередь, мужчины носили приталенные пояса — «кямар». Серебряный пояс как показатель мужественности, а золотой – богатства.
В Сюник-Арцахе особым почетом пользовалось височное сферическое украшение в виде кокона или бубенчика — «божож». Женщины и девушки носили большие круглые серьги, обработанные в техниках филиграни и плетения. Дополняли их наряд бусы и декоративные золотые пластины. В женских ожерельях этого региона можно встретить золотую цепочку с золотым крестом — одно из обязательных обручальных символов невест. В день свадьбы молодожены получали помимо обручальных колец ещё и золотые монеты, которые были скреплены с обеих сторон верхней одежды. В состав мужских украшений входили: пуговицы, пояса, кольца и кинжал. Использовались такие камни как гагат, коралл, агат, горный хрусталь, ракушки. В XIX веке на грудной части мужской теплой одежды «чухи» сшивали патронташи, которые впоследствии приобрели скорее декоративную функцию, нежели оборонительную.
Украшения женщин Восточной Армении состояли из серебряных или золотых налобных изделий на бархатных лентах красного и зеленого цветов. К платку женщин прикреплялись золотые или серебряные украшения в виде крючков.
Молодые женщины городов Горис и Шуши носили «пластины сердца», а богатые матроны — серебряный крючок на поясе. Одним из украшений состоятельных дам была булавка с бриллиантовой головкой, прикрепленная к платку. Венцом серебряных поясов считались «кямары»с пряжкой в виде лягушек. Пояс был обязательным элементом одежды как для мужчин, так и для женщин. Мужские серебряные или золотые пояса считались символом мужественности и достоинства. Концы сходились с помощью специальной застежки, соединяющей пуп, который считался центром тела и основой продолжения рода. Зрелого юношус правом вступления в брак называли «поясником». Жених надевал пояс в день свадьбы — это был подарок от родителей невесты. Пряжка серебряного или золотого пояса называлась «головой». Имела разную форму: овальную, куполообразную, седлообразную, птицеобразную. Центральные пластины пояса украшал многолепестковый цветок. Пояс считался уникальным оберегом, который плотно охватывал поясницу, делая носителя более мужественным и привлекательным.
Предназначение символа
Нередко армянки носили «кямар» с зооморфными пряжками, которые целиком были украшены растительными орнаментами, обработанными техниками черни и плетения. Издревле поясу с изображением животного приписывалась магическая сила. Считалось, что он защищал женщин от зла и обеспечивал деторождение. Не случайно молодые невестки, особенно беременные женщины, носили большие пряжки, а после рождения ребенка подвешивали их над колыбелью для защиты новорожденных от сглаза. Здесь стоит отметить, что зооморфные изображения в армянском фольклоре имеют значение оберега и никак не олицетворяют собой изгнание злых духов. Напротив, древняя примета гласит, что сильное животное (лев, змея или мифический дракон) хранит человека от напастей, как первобытный тотем. А орнаменты украшений замужних девушек в виде лягушек символизировали плодородие и размножение, отождествлялись с эмбрионом человека. Также, согласно поверью, лягушки вызывали дожди и лечили от различных болезней. Примечательно, что пояс указывал на принадлежность носителя к определенной возрастной группе, был знаком обручения и показателем статуса. Допустим, незамужние девушки вообще не носили серебряный или золотой пояс. Они получали его в подарок во время свадьбы. Как правило, пояса дарили невестам крестные отцы или тести. Так, серебряный или золотой пояс имела право носить только хозяйка дома.
Как древние традиции отразились в современном ювелирном искусстве?
Большинство современных ювелиров продолжают придерживаться традиционного стиля создания украшений. Многовековое наследие армянского орнаментального искусства находит свое лучшее воплощение в руках современных художников-модельеров и дизайнеров, которые работают над созданием 3-D моделей изделий. И несмотря на то, что работа с металлом издревле считалась мужским делом, все больше женщин стремятся овладеть этой многогранной профессией. Интересно, что в процессе подготовки конечного продукта участвуют как минимум три специалиста: художник-модельер, ювелир и закрепщик камня. Все вышеперечисленные профессии считаются узконаправленными и никак не соприкасаются друг с другом. Только редкие мастера способны создать украшение от начала выстраивания трехмерного изображения и до конца ювелирной огранки.
Среди современных ювелиров своими работами известна Анаит Берберян, которая дает новое дыхание ванским украшениям, одновременно оставаясь верной традиционному стилю. Из ряда именитых мастеров стоит выделить Цолака Коштояна, потомственного ювелира в четвертом поколении из города Гюмри. Он работает старинными инструментами своих предков, изготовляя александрапольские традиционные украшения: пояса, браслеты, кольца и серьги. Также Коштоян создатель одного из основных символов города Гюмри — мушурбы, серебряного или медного бокала с перекликающимися «булькающими» голосами. Также, не так давно широкую известность получил репатриант из сирийского Алеппо — Акоб Момджян.
Что говорят эксперты?
Этнолог, замдиректора по научной части Национального музея этнографии армян Светлана Погосян уверена, что особенности декоративно-прикладного искусства Армении заложены в генетической памяти: «Сравнительный анализ показывает, что мастера, будучи знакомы с достижениями современного ювелирного дела, в своих творческих поисках уделяют большое внимание унаследованным от предков принципам, механизмам, архетипам. Это говорит о том, что ювелирное дело передавалось через поколения, буквально из рук в руки». При этом Погосян утверждает, что несмотря на быстроразвивающиеся технологии, мастерству не так просто научиться: «Это древняя армянская профессия. Еще Ксенофонт оставил свидетельство ношения золотых монет в качестве украшения армянами. Важно понимать, что ювелиры или мастера ювелирного дела — это не обычные ремесленники, а творческие люди. Эта профессия на грани простой чеканки и высокого искусства».
В свою очередь, фешн-журналист, историк моды Эмма Абгарян рассказывает: «Изобразительный язык, которым до сих пор пользуются армянские ювелиры характеризуется аскетичностью, сдержанностью, религиозностью и подчинённостью смысловой основе, а не просто художественной обработке металла». Однако, по мнению историка, трагедия армянского народа сыграла роковую роль в сохранении наследия национального ювелирного искусства. Во время Геноцида весь многовековой вклад армянских ювелиров и зодчих был утерян и рассеян по миру: «Сейчас все приходится собирать буквально по крупицам или находить отголоски прошлого в частных коллекциях, музеях, просто у людей, которые даже не догадываются об исторической ценности предметов, которыми владеют. Из частных коллекционеров можно выделить Овсепа Токата, который, не живя на родине, собрал огромную коллекцию ювелирных серебренных изделий армянских мастеров и даже издал книгу. Его вклад до сегодняшнего дня был и остается бесценным».
Хранители вечности
Следует добавить, что в сохранении и популяризации традиционных комплектов украшений большую роль играют музеи, ювелирные дома, и бренды. Одним из самых известных в Армении считается Pregomesh (2013г). Его основателем и главным идеологом стала известная эстрадная певица Сирушо. Она занимается дизайном образцов старинных украшений и предметов из серебра. Изучая музейные экспонаты, мастера Pregomesh восстанавливают армянские орнаменты, стремясь прежде всего сохранить национальную самобытность. Певица поставила перед собой задачу доказать, что национальный костюм с аутентичными украшениями может быть модным и современным. Ведь сегодня молодые армянки, как в Армении, так и за границей пытаются придать новое дыхание национальной модной индустрии и сделать её частью своего образа. Так можно подчеркнуть не только свой стиль, но и этническую принадлежность. На сегодняшний день за пределами Армении можно перечислить несколько известных брендов с армянским акцентом: в России — «Эстет» (Estet), в Европе —«Татеосян» (Tateossian), в США — «Авакян» (Avakian).
Ко всему прочему, в прошлом году в Ереване был открыт дом-музей знаменитой хранительницы армянского декоративно-прикладного искусства, известной художницы, заслуженного деятеля культуры — Лусик Агулеци. Здесь можно найти удивительные раритетные экспонаты из личной коллекции этнографа — таразы, пояса, ожерелья, сумки, ковры, головные уборы. Это то пространство, где история армянской моды оживает прямо на глазах, место, где бережно относятся к нематериальному культурному наследию, которое на протяжении всей жизни собирала и хранила Агулеци.
Крепкие руки, усидчивость и хороший вкус — малая часть того, чем должен обладать профессиональный ювелир. На изготовление драгоценного украшения уходит немало времени: мастера стараются создать уникальное изделие, которое будет оценено по достоинству и найдет своего хозяина. А это значит, что ювелирные мастера находятся буквально на стыке ремесленного дела и высокого искусства. Сохранить баланс удается только самым искусным.
Журналист Мариам Кочарян
Фотографии из ювелирной коллекции Национального музея этнографии армян