арнаут это кто или что
Жан-Леон Жером, «Арнаут». Кто такие арнауты?
«Большая Арнаутская. В „трудовой школе“ № 46 на этой улице учились в своё время гроссмейстер Ефим Геллер, композитор Оскар Фельцман. В здании на Большой Арнаутской, 2а, начинался знаменитый одесский КВН. В середине 70-х здесь и в школе напротив выступал опальный тогда Владимир Высоцкий…»
«Малая Арнаутская. Здесь, в доме № 9, жил Илья Ильф. Здесь «родились» Корейко и Бендер. Причём не только герои «Золотого телёнка» под пером автора. Первый, реальный Корейко, владел домом № 16. Второй держал в доме № 11 то ли мясную, то ли лавку «Ночные вазы господина Бэндера».
Это цитаты из очерков об истории Одессы. Откуда взялись названия её улиц?
На территорию сегодняшней Украины арнауты пришли в еках, спасаясь от многочисленных бедствий, вызванных войнами. Поначалу они селились только в Буджаке (территория на юге Молдавии и юго-западе Одесской области), позднее — и в нынешней Запорожской области. Часть из них обосновалась в Одессе, где в царствование Екатерины II для арнаутов были построены дома — первые в Арнаутской слободе. Буйный нрав переселенцев и их постояльцев (арнауты использовали свои дома в качестве постоялых дворов) достаточно часто отражался в уголовной хронике.
Кто же такие арнауты? В Турции это слово обозначает «албанцы», наемники. Слово «арнаут» в Сербии и Хорватии употреблялось в значении «зло», «злой», «убийственный». Как пишут исследователи, одна сербская семья получила фамилию Арнаутович от предка-убийцы с прозвищем «Арнаутин».
После этого исторического вступления можно перейти к живописи.
Жан-Леон Жером (1824−1904) жил и творил в Париже, путешествовал по Италии и Востоку (Турция, Палестина, Египет). Очень плодовит, очень известен. Множество его полотен посвящено Востоку. Подробное изображение персонажей, утвари, окружающей среды делает его картины документом своего времени. Несколько его полотен изображают арнаутов в разной обстановке: на улицах Каира, дома, на службе.
Одна из его картин — «Арнаут с двумя уиппетами».
На поводке — две собаки породы уиппет (порода агрессивная, обладает прекрасными сторожевыми качествами). Собаки могут помочь определить рост арнаута. Высота этих псов в холке — около 50 см. Исходя из этого, рост арнаута на картине — не более 180 см, то есть он — не великан.
Но его одежда. Головной платок — не просто тряпка: по краю он обшит, есть какие-то распушенные висюльки. Правда, они видны только справа. Непонятно, то ли специально, то ли спереди они просто оборвались. И хотя он в городе, голова «упакована» для путешествия в песках: открыты глаза и нос, все остальное тщательно обмотано.
Обувь выглядит странновато. Может быть, художник не стал тратить время на ее детальное изображение. Может быть, она такая была в действительности. Но сразу возникает вопрос: эти чувяки можно использовать только дома, как же арнаут чувствует себя в них на боевом посту?
Портупея из тисненой кожи, с двумя отделениями: для кинжала (кинжал необычно длинный) и для пистолета.
А какая юбка! Как у девушки, собравшейся на танцы! И по краю — те же петельки, что и на головном платке, только без кисточек.
Жилетка сложного фасона: с обшитой каймой подкладкой, с еще какой-то деталью, которая спадает со спины. Рубашка со множеством мелких пуговичек, рукава подвернуты.
Этот арнаут — на службе. В это время в Египте уже была сформирована новая армия. С 1820 года египетский паша Мухаммед Али начал менять наемников на солдат регулярной армии, но арнауты оставались той силой, на которую могли опереться правители Египта (похоже, что они выполняли функции внутренних войск).
Красавец! Если бы не его жестокое, а временами и кровавое ремесло…
Эти загадочные арнауты
В Османской империи, арнаутами называли всех христиан, находившихся на службе в турецкой армии. Часто в современной русской литературе происходит путаница наименований арнауты и албанцы. В дореволюционной исторической литературе и документах Эпохи Екатерины II и Павла I Греческое войско часто называют «албанским», а греков албанцами, что является неверным по отношению к их этническому происхождению.
(Греч. Αρβανίτες, тур. Arnavutlar — досл. «албанцы») — субэтническая группа албанцев, выделившаяся из населения центральной Албании и Эпира между 1300—1600 годами в ходе так называемых балканских миграций, вызванных нашествиями крестоносцев, ослаблением Византийской империи и вторжением турок. Их диалект представлял смесь албанского, греческого, латинского, славянского и турецкого языков. Пользовались они греческой письменностью. В османском государстве не было жесткого разделения по этническому признаку. Если ты мусульманин — значит, турок. Если христианин — значит, грек. Однако в простой и стройной системе религиозной идеологии государства, проскальзывал слабый этнический компонент. Албанцев считали в большей степени своими, чем, допустим, славян. Турки называли и албанцев христиан арнаутами.
Арнаутами называли греков бывших у них на службе во флоте и армии, власти Венеции и Неополитанского королевства.
Вплоть до начала XX века арнауты составляли значительную часть населения (до 10%) территориально маленького тогда королевства Греция. В отличие от основного албанского ареала, арнауты, переселившиеся в пределы исторической Греции (Аттика, Беотия, Пелопоннес и некоторые греческие острова) ещё в годы Византийской империи, подверглись аккультурации и частичной эллинизации, а потому они остались верны православию и после нашествия турок. Арнауты также хорошо владели греческим языком, хотя он не был для большинства из них родным вплоть до середины 19 века. В настоящее время коренные арнауты, особенно в районе греческой столицы города Афины, — полностью эллинизированы и стали частью греческого народа, чему способствовала ассимиляционная политика греческого государства.
Основной поток албанской иммиграции в Грецию пришёлся на период между XII и XV веками. Причинами для переселения албанцев с территории исторической Албании (в основном с юго-востока страны) могла быть также относительная перенаселённость страны. Сама Албания не была затронута войнами после 1204 года, в отличие от восточной части Балканского полуострова. Более того, страна вошла в состав средневекового греческого государства Эпирский деспотат и, таким образом, она стала частью греко-православного сопротивления крестоносцам. В это время греки Эпира и албанцы, принявшие православие, становятся особенно близки в культурном плане. И всё же большинство албанских переселенцев искали в первую очередь возможность улучшить своё материальное положение, получив большие земельные наделы в разорённой войнами Греции, а потому они отчасти выполняли роль наёмников и военных поселенцев в армиях различных государств: собственно греческих государственных образований, таких как Эпирский деспотат, Морейский деспотат, восстановленная Византия; и прочих — Латинская империя крестоносцев, Венецианская республика, Великая Влахия, Османская империя и т. д.
Отчасти иммиграция албанцев, как и позднее турок, была спровоцирована самими греческими или «латинскими» наместниками, стремящимися в короткие сроки восстановить экономику разорённых войной и эпидемиями регионов с помощью албанской иммиграции.
По оценке, между 1350 и 1418 около 81 200 албанских наёмников и их семей переселились на территорию современной Греции. Албанских переселенцев рекрутировали также арагонские короли, захватившие Афинское герцогство, венецианцы (Герцогство Архипелага), а затем и турки (Османская империя), основной заботой которых стало заселение опустевших островов Эвбея, Андрос и прочих.
Судьба арнаутов складывалась по-разному. Если в Греции, арнауты были постепенно ассимилированы, то в Сербии, однако, назревал конфликт между сербским населением и культурно отличными арнаутами, воспринявшими турецко-исламские ценности и сумевшими не только исламизировать, но и албанизировать некоторую часть покорённого славянского и близкого по этногенезу и культуре романского населения этой части Балкан (Косово, Западная Македония). В настоящее время они практически утратили самоопределение как этническая общность, поскольку либо слились обратно с албанским этносом, либо были эллинизированы.
Греки пограничной службы Новороссии
По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1775 г. признавался русский протекторат над всеми христианами, проживавшими в пределах Турецкой империи. То есть Россия формально брала на себя обязанности по защите большого числа турецких подданных православных христиан. Им было разрешено переселяться на вновь приобретенные российские земли. В 1775 г на пограничных землях вдоль Южного Буга были поселены арнауты – волонтеры из валахов, болгар, сербов, молдаван, албанцев, которые в том или ином качестве во время войны находились на военной службе у русского правительства. Наибольшее число таковых присоединилось к русским войскам во времена Дунайского похода. Они основали поселения Новогригорьевское, Арнаутовку, Скаржинку, Троицкое (совр. Вознесенкий район Одессы). Переселенцам разрешено компактно селиться в Новороссии, им представлялись в пользование казенные земли при условии, военной службы всех лиц мужского пола.
В составе российской армии создавались арнаутские полки, которые использовались для защиты новороссийских земель и других территорий, отвоеванных у Турции. В русско-турецкой войне 1806-1812 гг. участвовали три конных арнаутских полка.
Некоторые исследователи склонны считать, что арнаутами назывались только переселенцы-греки, поселившиеся в Балаклаве близ Севастополя и в Арнаутке близ Одессы. С этими же поселенцами связано распространение в южноукраинском регионе одного из наиболее популярных сортов яровой пшеницы ─ арнаутки, хорошо акклиматизировавшегося в этой климатической зоне.
Помимо запорожских и слободских казаков на Украине существовало Бугское казачье войско, устроенное по образу и подобию Донского. Бугское казачье войско было размещено на землях запорожских казаков, на реке Южный Буг, с центром в станице Соколы (старинная запорожская паланка), ныне г. Вознесенск, Николаевской области. Бугцы первоначально состояли из трёх полков: донского, запорожского и арнаутского. Донцы и запорожцы были природными казаками, арнауты были казаками приписными. В арнаутском полку были сербы, молдаване, болгары и православные албанцы, убежавшие в Российскую империю от турок. Бугцы хорошо показали себя в турецких кампаниях, при штурмах Очакова, Измаила и были отмечены А.В.Суворовым.
Они происходят от греков, 6ежавших в ХV веке от мусульман. Отличаются крепким телосложением, приятными чертами лица, большими, огненными, темными глазами, жёлтобурым цветом кожи и чёрными, очень курчавыми волосами. От своего народного костюма мужчины давно уже отказались, но женщины сохранили его отчасти. Албанцы говорят новогреческим языком, но с примесью многих слов из других наречий. Они принадлежат к греческой церкви и имеют своих священников белого духовенства. От итальянцев арнауты отличаются особенно опрятностью и ловкостью. Они, большею частью, занимаются земледелием или разноскою разного товара. В Абруццких горах живут около 15 000 арнаутов, чрезвычайно полезных для страны, потому что они возделывают неприветливые скалы и заселяют пустыни.
Хочу отметить, что ярким представителем этой народности являлся актёр Марчелло Мастроянни, который всегда подчёркивал свои греческие корни.
На территорию сегодняшней Украины арнауты пришли в XV—XVII веках, спасаясь от многочисленных бедствий, вызванных войнами. Поначалу они селились только в Буджаке (территория на юге Молдавии и юго-западе Одесской области), позднее — и в нынешней Запорожской области. Часть из них обосновалась в Одессе, где в царствование Екатерины II для арнаутов были построены дома — первые в Арнаутской слободе. Буйный нрав переселенцев и их постояльцев (арнауты использовали свои дома в качестве постоялых дворов) достаточно часто отражался в уголовной хронике.
По поводу самоназвания в Турции это слово обозначает «албанцы», наемники. Слово «арнаут» в Сербии и Хорватии употреблялось в значении «зло», «злой», «убийственный». Как пишут исследователи, одна сербская семья получила фамилию Арнаутович от предка-убийцы с прозвищем «Арнаутин».
Арнауты — великое переселение албанцев
Арнауты, или арваниты, представляют собой группы албанцев, в позднем Средневековье переселившихся в Грецию и Южную Бессарабию с Балканского полуострова. В борьбе за право исповедовать христианскую религию арнауты переселились на территории современной Украины. Сумев сохранить самобытность, они внесли свой вклад в становление одесского фольклора: народу город обязан названием и во многом репутацией знаменитой Малой Арнаутской улицы Одессы.
Название
Переселившиеся на территорию Южной Бессарабии, албанцы изначально придерживались самоназвания арнауты. Наряду с основным, их потомки использовали этнонимы «тантэ», или «неле», в значении «свои», «наши». В XX столетии в среде арнаутов распространился экзоним «албанцы», исторически чуждый представителям народности. Это случилось после Второй мировой войны, когда исследованием региона занялись этнографы, обнаружившие, что арнаутский диалект относится не к болгарской, а к албанской группе языков.
Мигрировавших в Грецию албанцев называли арванитами, от греческого Αρβανίτες и турецкого Arnavutlar, что буквально означает «албанцы». Существует версия, что в Турции слово «албанцы» имеет значение «наемники». В Хорватии и Сербии слово «арнаут» употреблялось в значении «злой, убийственный».
Где живут, численность
В XII-XV веках, в период массовой миграции албанцев, с Балкан в Грецию переселились порядка 200 000 человек: для сравнения, в Константинополе в XV столетии проживали около 80 000 человек. Переселены основывали поселения на элладских островах, в исторических регионах Пелопоннеса, Аттики, Эпира, Беотии, Афин. До начала XX века арнауты составляли порядка 10% населения Греции.
Количество переселенцев было настолько велико, что ряд ученых-этнографов прошлого считал, что в период войн позднего Средневековья большая часть жителей Эллады была истреблена, а современные греки — потомки мигрировавшего албанского населения. В исторических российских документах времен Павла I и Екатерины II эта ситуация нашла отражение: греков и греческие войска часто называли албанскими.
В современной Греции насчитывается порядка 500 поселений, основанных мигрировавшими албанцами. Часть из них продолжает сохранять традиционный уклад жизни и язык, однако большинство арванитов частично или полностью ассимилировалось. Общая численность греческих албанцев, по разным оценкам, составляет от 30 000 до 140 000 человек.
Основные ареалы расселения:
Часть мигрантов направилась через Болгарию в Южную Бессарабию, обосновавшись на землях современной Украины. Вблизи бывшего урочища ногайцев Каракурт они основали три поселения. В XIX столетии часть из них переселилась в Запорожье, основав еще три арнаутских села. По данным переписи 1939 г., на территории Украины проживали чуть более полутора тысяч албанцев, к 1959 г. цифра резко увеличилась практически до 4 000 человек. После 1970 г. показатель пошел на спад и, по данным переписи 2001 г., составил 3308 человек.
Этнографы связывают тенденцию с усилением политики украинизации, ускорением ассимиляционных процессов. Фактически исследователи оценивают численность арнаутов на уровне 5 000 человек, проживающих более чем в 20 регионах Украины. Наибольшая диаспора украинских арнаутов компактно проживает в селе Каракурт Болградского района Одесской области, на месте исторического обитания после миграции. Три села, расположенные в Запорожской области недалеко от Мелитополя, являются национальными арнаутскими:
Арнауты Греции, или арваниты, говорят на арнаутском диалекте албанского языка, который также называют арванитским языком. Он имеет ряд схожих черт с распространенным в южной Албании тоскским диалектом, однако в сферах фонологии и лексики заметно сильное влияние греческого языка. Одновременно в языке сохраняются архаичные консервативные черты тоскского наречия, утраченные жителями Албании.
Сами арваниты не признают отношение диалекта к албанской группе языков, считая, что это может вызвать сомнения в их греческой идентичности. В настоящее время лингвисты наблюдают тенденцию упрощения арнаутского диалекта, вытеснения его греческим, что является предпосылкой к исчезновению исконного языка.
На Украине тоскским диалектом владеют представители старшего поколения, использующие его в качестве тайного языка для переговоров между собой. Несмотря на отсутствие письменности, народности удалось на протяжении пятисот лет сохранять национальный язык. Арнауты не владеют традиционной албанской письменность, основанной на латинской графике. Арнаутские слова при необходимости записывают кириллицей. Не существует арнаутской азбуки, на национальном языке не ведется преподавание в школах. Существенное достижение — открытие в 2016 г. языковых курсов в Каракурте силами местных энтузиастов. В селе Каракурт — древнейшем поселении переселенцев — основан единственный в стране Центр албанской культуры. В Запорожской области создан этнопарк «Албанская усадьба», посвященный жизни и быту балканских переселенцев.
История
В период позднего Средневековья, с XII по XV столетие начинается массовая миграция албанцев с территории Балканского полуострова. Несмотря на то, что страна не была затронута балканскими войнами XIII века и входила в состав греческого государственного объединения Эпирский деспотат, существовал ряд причин, побудивших часть представителей народа покинуть исторические территории проживания.
Жизнь в разных странах
Арнауты Украины
По мнению исследователей, одна из самых массивных миграционных волн арнаутов пришла на Украину с территории албанского города Корча, расположенного в юго-восточной части страны. Миграция растянулась на значительный промежуток времени, составляющий от 150 до 300 лет. На первом этапе албанцы переселились на юго-восток Болгарии, затем пересекли границу Румынии, долгое время жили у Российских границ в городе Глац.
Переселившиеся в Южную Бессарабию албанцы основали на территории современной Одесской области три поселения. Первое из них было основано на месте известного ногайского урочища Каракурт. Это заставляет ряд исследователей считать, что исповедующие ислам ногайцы и православные албанцы просто поменялись по предварительной договоренности поселениями. Арнауты переселились в христианскую Бессарабию, а ногайцы в статусе мухаджиров перешли границу Османской империи.
Долгое время албанцев Украины не выделяли в качестве отдельной народности, считая частью болгарского этноса. Подобная ситуация сложилась по причине того, что первые переселенцы поддерживали тесные контакты с гагаузами и болгарами.
Существует версия, что арнаутами называли переселившихся в Россию и на прилегающие территории православных греков и представителей балканских народов, мигрировавших из Турции. Такое право они приобрели в результате заключенного в 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного договора, разрешившего православным подданным Турции переселяться на российские земли.
Эта группа переселенцев основала поселения на территории современного Вознесенского района Одессы: Арнаутовку, Скаржинку, Новогригорьевское, Троицкое. Балканским переселенцам разрешалось занимать свободные земли Новороссии при условии несения обязательной воинской повинности всеми лицами мужского пола. Известно, что три арнаутских конных полка принимали участие в русско-турецкой войне 1806-1812 гг. Арнаутский полк входил и в состав Бугского казачьего войска, солдатами в нем были болгары, сербы, молдаване, православные албанцы. Мужество полка было отмечено великим полководцем Суворовым за мужество, проявленное в боях под Очаковом и Измаилом.
Переселенцы с Балкан расселились и в других регионах современной Украины:
Неразбериха с определением национальности народа привела к тому, что во время депортации греков в период СССР от выселения спаслись арнаутские семьи, записавшиеся албанцами.
Во второй половине XIX столетия часть территорий Южной Бессарабии оказалась под властью Румынии, выступавшей в роли вассала Османской империи. Не желая находиться в зависимости, часть арнаутов мигрировала в Запорожье. В 1924 г. произошло Татарбунарское восстание против румынской власти, в котором украинские албанцы принимали активное участие.
Одежда
Традиционный мужской костюм арнаутов состоял из высоких свободных штанов кроя, напоминающего галифе. В них заправляли рубаху с треугольным вырезом, декорированным геометрическим орнаментом. Дополняли костюм укороченная куртка и средней высоты шапка вытянутой формы. Мужской костюм европейских и арабских арнаутов отличался: состоял из юбки или платья с плиссировкой, а также напоминавшего феску головного убора.
Женщины носили просторные рубахи прямого кроя, поверх которых надевали распашные халаты с короткими рукавами. Голову покрывали платками, повязывающимися, чтобы скрывать волосы и область шеи. К XIX-XX векам национальный костюм уходит в прошлое, взамен приходят традиционные костюмы народов, в среде которых проживали арнауты.
Культура
Тесное соседство с украинскими, болгарскими, гагаузскими народами не могло не повлиять на культуру албанцев. Например, сегодня в число национальных танцев входит хоро — народная пляска болгарского народа, а в число традиционных блюд вошла творожная запеканка милина родом из Болгарии. Сумели арнауты сохранить в культуре и аутентичные черты, в основном проявляющиеся в декоре дома: подушки с характерным черно-бело-красным геометрическим орнаментом и низкие деревянные столики, за которыми раньше албанцы обедали, сидя на полу. Из аутентичных албанских блюд к столу подают запеченную овечью голову и тушеное мясо с луком и пряными специями.
Несмотря на вековое проживание в меньшинстве в краях с чужой культурой, арнауты сумели подарить культуре Украины узнаваемую и забавную деталь. Широко известна Малая Арнаутская улица — аутентичный признак старой Одессы, не раз фигурировавший в юмористических зарисовках и фильмах. Название улице подарили арнауты, первые дома которых стали появляться во времена царствования Екатерины Великой в тогда еще Арнаутской слободе. Неоднозначная репутация Малой Арнаутской начала складываться еще в те годы. Арнауты часто использовали свои дома в качестве постоялых дворов, поэтому буйный нрав представителей народности и их гостей не раз фигурировал в криминальной хронике Одессы. Подарила народность название и традиционной украинской выпечке — арнаутской булочке.
Религия
Одна из основных причин, заставивших албанцев мигрировать в христианизированные регионы — приверженность православной вере, которой народ придерживается до сих пор. Сохранились аутентичные албанские церкви на территории Украины в Гамовке и Девнинском.
Видео
АРНАУТЫ
Смотреть что такое «АРНАУТЫ» в других словарях:
Арнауты — Арнауты … Википедия
АРНАУТЫ — Турецкое название албанцев. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. АРНАУТЫ Турецкое название албанцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Арнауты — (тур. Arnavut) название албанцев (См. Албанцы) у турок. В России А. называли выходцев из Албании … Большая советская энциклопедия
Арнауты — турецкое название албанцев (см. это сл.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
арнауты — арна уты, ов, ед. ч. арна ут, а … Русский орфографический словарь
Хартум и его обитатели — Прежде чем мы перейдем к рассмотрению главного города внутреннего африканского царства, мы должны бросить взгляд на историю тех стран, центральный пункт которых я попытаюсь обрисовать. История Судана начинается только в наше время;… … Жизнь животных
Арбереши — Арбереши … Википедия
Суворов, Александр Васильевич — (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия
Албанцы — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия