арт хаус кино что это

Что такое артхаус

Прокатчик СЭМ КЛЕБАНОВ объясняет, почему самое любимое слово российских киноманов почти лишено смысла

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Читать!

Есть несколько разных определений. Одно, например, дает журнал Variety в своем Slanguage Dictionary: артхаус — это неанглоязычное и не мейнстримовское независимое кино, которое идет в специализированных кинотеатрах. Такое вот широкое определение, скорее из области кинопроката, индустрии, чем искусствоведения. Те же, кто пытается определить артхаус исходя из художественных особенностей фильмов, составляют целые списки условий, при соблюдении которых кино считается артхаусом — то есть искусством, а не циничным проектом по зарабатыванию денег.

Этих признаков очень много, но ни один из них не является решающим. Пример: говорят, в мейнстримовском кино история — линейная, а в артхаусном — сложная, запутанная, нелинейная, в ней часто перепутаны местами прошлое и настоящее. Да, такое бывает, но есть и очень простые, линейные артхаусные истории — «Гавр» Аки Каурисмяки или почти все фильмы братьев Дарденн. Не скажешь, что в них нет сюжета.

Сейчас придумали еще один отличительный признак артхаусного кино — в нем, мол, обычно речь идет о конфликтах, обусловленных текущими политическими событиями или социальными проблемами, это кино, которое отличается особой симпатией к самым обездоленным, к социальным низам — как это происходит в «Розетте» или в фильме «Дитя». Опять же это нельзя назвать универсальным определением — кино о страданиях молодого аристократа вполне может быть артхаусным. Нельзя сказать, что в фильме Франсуа Озона «Бассейн» речь идет о социальных низах. Или в фильмах Висконти. Или в «Опасном методе» Кроненберга — там персонажи тоже вполне обеспеченные люди. В общем, все это не работает.

Читать текст полностью Я бы раскрыл понятие «артхаус» так: это кино, где определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир, пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает, как к произведению искусства. Оно может и не получиться: артхаус — это не всегда знак качества. Это просто указание на то, что люди пытались как-то по-особенному сказать о чем-то важном.

Из-за того, что артхаус настолько разнообразен, очень сложно представить себе и типичную артхаусную публику. Например, «Теорема» Пазолини явно апеллирует к достаточно узкой интеллектуальной прослойке, к людям, которым интересно разгадывать загадки, копаться в переплетении сложных смыслов. С другой стороны, то же «Дитя» братьев Дарденн или, например, фильм Ханы Махмальбаф «Будда рухнул от стыда» настолько просты, что не требуют от публики никакой подготовки. Они рассчитаны на любого зрителя, который тем или иным образом попал в кинотеатр. Когда я смотрел «Будда рухнул от стыда» в Риме, там ползала было детьми, которых привели на фестиваль из окрестных школ. Они все смотрели очень внимательно и очень эмоционально, было видно, что это кино — для них. Поэтому, когда мы говорим, что «артхаус — это кино не для всех», мы больше говорим об ожиданиях аудитории и поводах, по которым она идет в кинотеатр. Понятно, что в Москве на артхаусное кино выбирается достаточно специфическая публика.

Кино, которое считается мейнстримом в одной стране, может превращаться в артхаус в другой. Так, например, произошло с фильмами Лукаса Мудиссона Fucking Åmål и «Вместе». Каждая из этих картин становилась дома главным прокатным хитом года. «Вместе» шел первым в топе 10 самых прибыльных фильмов года в Швеции, а вторым шел «Гладиатор», и между первым и вторым местами разрыв был больше, чем между вторым и десятым.

Так называемая широкая аудитория артхаусное кино просто изначально не выбирает, она идет на фильмы, которые не требуют от зрителя никакой ответной работы, которые дают чистое, незамутненное развлечение. Но и большинство артхаусных картин тоже общаются со зрителем на уровне чувств, они не вводят никаких особенных образовательных цензов. Тут уместно вспомнить слова Ингмара Бергмана, который как-то сказал, что его фильмы должны взаимодействовать со зрителем эмоционально, а не интеллектуально. Поэтому если человек уж забрел на артхаусный фильм, то, как правило, он там для себя что-то находит. Прекрасную короткометражку об этом, кстати, сняли братья Коэн для альманаха «У каждого свое кино» — это новелла о ковбое, который забредает на фильм Нури Бильге Джейлана «Времена года» и выходит совершенно потрясенным.

<-tsr->То есть мы тут опять возвращаемся к определению индустрии: можно сказать, что артхаусное кино — это то кино, которое идет в кинотеатрах и залах, называющих себя артхаусными. Но сегодня и это определение будет размытым. Укрупнение сетей, появление мультиплексов тоже стирает эту грань. Часто артхаус показывают через стенку от голливудского блокбастера.

Исчезнет ли термин «артхаус» в будущем в связи с новыми каналами распространения контента? Не думаю. Скорее наоборот: чем больше свобода выбора, тем больше нужда в ярлыках и метках, маяках и указателях. И таких ярлыков будет все больше: понятие артхауса будет дробиться, будет появляться «экстремальный артхаус», «интеллектуальный артхаус», такой артхаус, сякой артхаус.

Источник

20 фильмов XXI века, снятых в лучших традициях европейского артхауса

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Европейское кино за время своей долгой истории, – а оно старейшее в мире – никогда не избегало ликов отчаяния. Немецкие экспрессионисты использовали любую имеющуюся в их распоряжении технику, чтобы показать самые тёмные стороны человеческой души. Итальянские неореалисты неотступно вглядывались в послевоенную нищету. Пазолини был непоколебим в своём стремлении исследовать садистский потенциал человечества. Ингмар Бергман выносил на экран неумолимую силу экзистенциального страха.

Как видим, для европейского артхауса привычны тёмные темы. Этот список показывает, что современные звёзды европейского кино проделали отличную работу, продолжая традиции своих великих предшественников.

Новая жизнь / La Vie nouvelle (2002, Филипп Гранрийе)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 6,6

Фильмы Филиппа Гранрийе обычно относят к движению «новый французский экстремизм», хотя его работы наделены необычайной атмосферой, выделяющей их в отдельную подкатегорию. Его работы часто переходят в сферу видеоарта. Режиссёр использует любой имеющийся в его распоряжении инструмент и создаёт кино, выдержанное в традициях таких экстремальных экспериментаторов, как Тэраяма, Пазолини, Мацумото.

В фильмах Гранрийе откровенно разбирает темы женоненавистничества, мизантропии и самоуничтожения. За это одни обозреватели нещадно критикуют режиссёра, а другие ценят его радикальную открытость к мрачным порывам человеческой психологии и его стремление сделать кино инструментом, адекватно выражающим эту мрачность. Так при минимальном количестве диалогов сюжет «Новой жизни» вовлекает зрителя в историю о молодом американце, одержимом таинственной проституткой.

Лиля навсегда / Lilja 4-ever (2002, Лукас Мудиссон)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,9

После комедии «Вместе» (2000) едва ли кто-нибудь ожидал, что Лукас Мудиссон снимет один из самых безжалостных фильмов 21-го века. Сюжет, пронизанный отчаянием и безысходностью, основан на реальной истории.

Эта пронзительная драма шведского режиссёра о 16-летней девушке Лиле, которая живёт в безымянном постсоветском городе. Сначала она верит и ждёт, что мама, уехавшая в Америку с любовником, заберёт её к себе. Но опекунша выставляет девушку из квартиры и вскоре она пополняет ряды проституток. Фильм не только потрясает депрессивным фоном социальной деградации, но и несёт широкое социальное послание на тему сексуального рабства и торговли людьми.

Белая лента / Das weiße Band (2009, Михаэль Ханеке)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,8

«Белая лента» – совершенно правдоподобная реконструкция небольшого немецкого городка на пороге нацистской эпохи. В 1913 году, незадолго до Первой мировой войны, в немецком посёлке происходит ряд загадочных происшествий, напоминающих ритуалы наказания. Атмосфера всеобщего страха нарастает. События, в которые втянуты многие взрослые и дети, похоже, странным образом связаны между собой. Разобраться в них пытается местный учитель. Это фильм о природе зла и воспитании детей, которым суждено стать нацистским поколением.

Клык / Κυνόδοντας (2009, Йоргос Лантимос )

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7,3

Сразу после выхода фильм объявили шедевром современного европейского кино, а Йоргоса Лантимоса начали сравнивать с Ларсом фон Триером и Михаэлем Ханеке. «Клык» имел международный успех и стал лауреатом программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.

Режиссёр предложил щекотливый взгляд на идею домашнего обучения. Супружеская пара, рассказывая своим детям жуткие истории о внешнем мире, держит их в пределах дома и двора с бассейном и садом, никого не выпуская за забор. Воспитание этих детей, мягко говоря, необычно. Они никогда не видели внешний мир. Покинуть семейный дом смогут лишь тогда, когда у них выпадет клык. Из внешнего мира в семью вхожа лишь девушка, приглашённая для удовлетворения сексуальных потребностей старшего сына. А покидать дом может лишь отец семейства. Несмотря на кошмарность происходящего от фильма невозможно отвести взгляд.

Необратимость / Irréversible (2002, Гаспар Ноэ)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,4

Французский режиссёр Гаспар Ноэ владеет крайней формой кинематографической выразительности. Его фильмы предназначены для аудитории 21-го века, ищущей полномасштабных впечатлений. Сюжет разворачивается в обратном хронологическом порядке, поэтому зритель сначала видит результаты событий, а затем их причину. Например, один человек огнетушителем проламывает голову другого, а позже выясняется, по какой причине он это сделал. И в этой драме зрителей ждёт одна из самых длинных и жестоких сцен изнасилования, жертвой которого становится героиня Моники Беллуччи.

Залечь на дно в Брюгге / In Bruges (2008, Мартин Макдонах)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,9

Комедия «Залечь на дно в Брюгге» достаточно чёрная, чтобы заслужить место в этом списке. Запоров задание, двое наёмных убийц, Рэй и Кен (Колин Фаррелл и Брендан Глисон), по приказу босса по имени Гарри (Рэйф Файнс) должны отсидеться в Брюгге. Кен с интересом погружается в историю и архитектуру старинного бельгийского города, а Рэй мечтает из него убраться.

Это забавная и кровавая комедия с блестящей актёрской игрой, остроумными диалогами и размышлениями о человеческом духе, о его принципах, достоинствах и недостатках, о чувстве вины и экзистенциализме.

Ты, живущий / Du Levande (2007, Рой Андерссон)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,5

Это фильм о человеческом существовании во всей полноте, о его величие и низости, радости и печали, его самоуверенности и беспокойстве, о желании любить и быть любимым.

«Ты, живущий» очень близок «Песни со второго этажа» (2000), продолжая тему жизненной сущности. Действие разворачивается всё в том же сером и мрачном скандинавском городе с такими же подавленными жителями и льющим дождём. И структура та же: горькие комические миниатюры, вызывающие больше смущения, чем смеха. Мирские сцены, перемежающиеся всплесками сюрреализма, обличают комичность человека, трагичность жизни и абсурдность существования. В одной из сцен звучит одно и величайших гитарных соло в кино.

Импорт-экспорт / Import Export (2007, Ульрих Зайдль)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,1

Австрийский кинорежиссёр Ульрих Зайдль заявил о себе фильмом «Собачьи дни» (2001), отмеченным гран-при Венецианского кинофестиваля. С тех пор он не перестаёт вызывать дискуссии. Одни осуждают его за эксплуатацию мизантропии, а другие восхваляют за бесстрашное изображение общественных (и кинематографических) нежелательностей: ожирение, уродливость, скука, тлен.

Название служит отсылкой к раздвоенной структуре фильма. Одна часть сфокусирована на Ольге, матери-одиночке из Украины, не сумевшей выжить на зарплату медсестры и уехавшей в Вену, где сначала становится домработницей в богатой семье, затем работает в доме престарелых. Вторая половина фильма посвящена Паулю, молодому человеку из Вены, который отправляется в Украину к отчиму Михаилу, где собирается устанавливать игровые автоматы.

Если обе части фильма по отдельности кажутся тупиковыми, то вместе они формируют грустную и временами горькую картину разделённости между Восточной и Западной Европой.

Время волков / Le Temps du loup (2003, Михаэль Ханеке)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 6,6

Похоже, действие происходит в постапокалиптической Европе, хотя причины бедствий не озвучены. Героиня Изабель Юппер приезжает в загородный дом со своей семьёй, чтобы обнаружить, что жилище, занято вооруженными незнакомцами. Они вынуждены бежать в поисках спасения. Электричество отключено, поэтому с наступлением ночи экран почти чёрный, что нервирует и вызывает чувство абсолютного страха, которым так славится Ханеке. Начавшись как история одной семьи, сюжет обретает глобальный масштаб, взбадривает сознание и предлагает задуматься о простых ценностях, рисуя условия за гранью цивилизации, когда становится ясно, что уже ничто не будет так, как прежде.

Славные ублюдки / Les salauds (2013, Клер Дени)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 5,4; IMDb – 6,1

Яркая представительница французского авторского кино никогда не уклонялась от мрачных реалий. На протяжении всей карьеры Клер Дени смело обращается к самым актуальным проблемам современности. Тема фильма «Славные ублюдки» в этом отношении имеет менее глобальный охват.

Фильм позаимствовал некоторые элементы из романа Уильяма Фолкнера «Святилище» и получился таким же резким и брутальным, из-за чего некоторые критики восприняли его поверхностно. Другие же видят в нём увлекательный эксперимент в современном нуаре.

Незнакомец у озера / L’Inconnu du lac (2013, Ален Гироди)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 6,9

Откровенные сексуальные сцены, не обременённые моралью неразборчивые связи и множество обнажённых мужчин во всевозможных позах не должны отвлечь зрителя от мастерски продуманного сюжета эротического триллера Алена Гироди. Режиссёр создал настоящую гей-идиллию, в основе которой история, разворачивающаяся на берегу озера, где-то на юге Франции. Однако тему секса он использует не только как примитивный источник острых ощущений. Это убедительное повествование о том, как страстное влечение легко может затмить здравый смысл и затуманить рассудок.

Меланхолия / Melancholia (2011, Ларс фон Триер)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,1

Это второй фильм в «трилогии депрессии» режиссёра и сценариста Ларса фон Триера (два других – «Антихрист» и «Нимфоманка»). Главные роли исполнили Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур. Первая часть фильма посвящена свадьбе одной из героинь, но настроение наполняется тревожностью на фоне неопределённости и стремительно переходит в обречённость перед неизбежным. К Земле приближается гигантская газовая планета Меланхолия, грозящая гибелью для всего живого.

Ларс фон Триер сам написал сценарий к «Меланхолии», полагаясь на собственный опыт лечения депрессии. Идея фильма зародилась у него во время сеанса психотерапии, когда врач сказал ему, что подверженные депрессии люди спокойнее действуют в стрессовой ситуации, потому что они и так ожидают плохого. Тогда кинематографист решил изобразить апокалипсис, сосредоточившись на изучении психики человека во время катастрофы.

Вне Сатаны / Hors Satan (2011, Брюно Дюмон)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,4

Первый полнометражный фильм Брюно Дюмона – социальная драма «Жизнь Иисуса» (1997), в которой режиссёр предложил бескомпромиссный взгляд на жизнь маленького французского городка. Фильмография Дюмона характеризуется веяниями «нового французского экстремизма» и созерцательного кино, «Вне Сатаны» – не исключение.

Кожа, в которой я живу / La piel que habito (2011, Педро Альмодовар)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,6

В этом научно-фантастическом фильме Антонио Бандерас играет талантливого пластического хирурга-психопата, который разрабатывает новую форму человеческой кожи, устойчивую к травмам. А Елена Анайя исполняет роль его подопытной, которую он тайно держит взаперти. После гибели жены в автокатастрофе хирург начинает свои зловещие эксперименты.

Эта работа не похожа на другие творения Педро Альмодовара. Она более сложная, так как сочетает в себе элементы мистики, ужасов, сдвиги во времени, тему сумасшедшего доктора, историю любви и секреты, которые зрителю предстоит разгадать.

Антихрист / Antichrist (2009, Ларс фон Триер)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 6,6

«Антихрист» – самый скандальный фильм мастера эпатажа Ларса фон Триера. В главных ролях – блистательные Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо. В центре сюжета – несчастная пара, которая отчаянно пытается оправиться от трагичной гибели ребёнка.

Каталин Варга / Katalin Varga (2009, Питер Стриклэнд)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 7

Ещё до создания психологического фильма ужасов «Студия звукозаписи «Берберян»» (2011), с которым Питер Стриклэнд получил широкую известность, он снял в Румынии малобюджетную кинокартину «Каталин Варга», пустив на производство дядино наследство. Газета «The Guardian» причислила эту работу к лучшим дебютам года.

Сюжет не претендует на оригинальность, но игра ведущий актрисы, безупречное звуковое оформление и трансильванские пейзажи заслуживают исключительного внимания. Когда муж Каталин узнаёт, что их сын вовсе не его, он выставляет их из дома. Теперь героине, годами скрывавшей свой позор, нет места в родном посёлке. Она отправляется на поиски насильника, ставшего биологическим отцом её ребёнка. Как и в жизни, между чёрным и белым есть ещё масса оттенков, поэтому большинство историй о мести сталкиваются с гораздо большими сложностями, чем планировалось изначально.

29 пальм / Twentynine Palms (2003, Брюно Дюмон)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 4,6; IMDb – 5,2

Сценарист и режиссёр Бруно Дюмон исследует первичные импульсы, которые управляют человеческим взаимодействием и формируют романтическую любовь. Он изображает интимную близость людей как отражение той же биологической функции у диких животных.

Американский фотограф Дэвид (Дэвид Уиссак) и его русская подружка Катя (Екатерина Голубева) отправляются в путешествие по калифорнийской пустыни, чтобы разведать места для съёмки. Он не говорит по-русски, а она – по-английски. Пара пытается общаться по-французски, хотя ни один из них языком не владеет. Дэвид и Катя постоянно конфликтуют, а ссоры улаживают страстным сексом.

Размеренно снятые размышления о любви, сексе и насилии. Некоторые зрители считают большую часть фильма слишком растянутой, но финал – неожиданность для всех.

В моей коже / Dans ma peau (2002, Марина де Ван)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 5,6; IMDb – 6,3

Моей сестре! / À ma soeur! (2001, Катрин Брейя)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6,5

Скандально известная Катрин Брейя показала взросление под микроскопом, взаимоотношения сестёр и то, насколько важна красота, чтобы вызывать любовь других людей и даже чтобы самим любить себя.

Анаис и её старшая сестра Елена проводят лето на французском морском курорте с родителями. Елена – привлекательная девушка с большим опытом общения с мальчиками, хотя пока бережёт свою девственность, чего не понимает пухленькая 12-летняя Анаис, уверенная, что от этого нужно поскорее избавиться. Она подглядывает за развитием отношений между Еленой и итальянским студентом Фернандо. А поскольку сёстры делят одну спальню, ночью она становится свидетелем их сексуальной активности, что влияет на отношение к любви и сексу и приводит к трэшевой развязке.

Песни со второго этажа / Sånger från andra våningen (2000, Рой Андерссон)

арт хаус кино что это. Смотреть фото арт хаус кино что это. Смотреть картинку арт хаус кино что это. Картинка про арт хаус кино что это. Фото арт хаус кино что это

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,7

Рой Андерссон большую часть карьеры снимал рекламные ролики (около трёхсот), и делал это с большим успехом. Его фильмы не похожи на рекламу по интонации, но их необычная структура, возможно, намекает на влияние коммерческой работы. «Песни со второго этажа» – первый фильм в экзистенциальной трилогии Андерссона. Здесь нет центрального сюжета. Это скорее серия причудливых и невозмутимых миниатюр, отражающих пародию на безнадёжную серость типичного шведского города. Повторяющиеся темы связывают сцены в единое полотно. Хотя фильм явно комедийный, от большей части его юмора зритель скорее вздрогнет, чем посмеётся.

Источник

Арт-хаус

Содержание

Различия с мейнстримовым кино

По мнению исследователя кинематографа Дэвида Бордвелла, (статья 1979 г. под названием «Артхаус как проявление кино») голливудское кино использует сюжетную линию как основу, которая делит фильм на ряд эпизодов, каждый из которых движется к собственной цели. В замысле фильма обычно фигурирует один четко обозначенный главный герой и несколько явно второстепенных, а вся история развивается по принципу «вопрос-ответ», «проблема-решение» от начала и до пика, где происходит главное сюжетное событие. Фильм сопровождает музыкальная линия, призванная подсказать аудитории нужные эмоции в нужных местах, а монтаж делается гладким без пересечений. Мейнстримовые фильмы обычно используют узкий хорошо узнаваемый спектр характеров, сюжетов, съемочных мест и даже словарный запас героев укладывается в привычные рамки.

Напротив, в арт-кино, по мнению Бордвелла, сюжетная линия строится на основе реалистичности и авторского видения режиссёра. История делится на несколько эпизодов, между которыми ослаблена или отсутствует причинно-временная связь. Кроме того, значительное внимание уделяется внутренней драме персонажа: его самоидентификации, унаследованным социальным и сексуальным конфликтам, моральной дилемме или личностному кризису.

Хотя мейнстримовое кино также использует изображение моральной дилеммы и личностных кризисов, они, как правило, разрешаются до окончания фильма. В арт-хаусном кино эти сложные проблемы лишь исследуются, но без явного решения. Переживания главных героев, которых, как и в реальной жизни, могут мучать сомнения, преступные соблазны, враждебность окружающего мира, могут быть показаны в фильме в явном виде, в форме внутренних диалогов, мыслей вслух, фантазий и сновидений. В некоторых арт-фильмах авторы включают в сюжет, казалось бы, бессмысленные действия героев, призванные отразить сущность бытия.

Сюжетные повороты в арт-кино зачастую оказываются менее важны, чем наблюдение за развитием персонажей, исследование их идей, выраженных в богатых диалогах. Фильм может использовать необъясненные пропуски во времени, эпизоды, переставленные в нехронологическом порядке, длительные отступления от основной линии повествования, что подталкивает зрителя к собственному пониманию и интерпретации смысла.

В арт-фильме, как правило, прослеживается авторская манера подачи материала режиссёра, и нет четкого деления на «плохое» и «хорошее», а взамен зрителю предлагается самому найти ответы на вопросы «как именно история рассказана?», «почему именно в такой манере?».

Бордвелл заявляет, что арт-хаус — самостоятельный жанр кино, со своими собственными условиями. Теоретик кинематографа Роберт Стэм также считает арт-хаус отдельным жанром и считает, что фильм можно отнести к этой категории на основании его художественной ценности так же, как другие фильмы оценивают по бюджету («блокбастеры») или участию звезд (фильмы с Леонардо Ди Каприо).

Истоки

С ранних художественных фильмов, включая произведения Жоржа Мельеса, Дэвида Гриффита и Сергея Эйзенштейна, наметилось то, что называют языком кино; а в работах создателей испанского авангарда, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, а также Жана Кокто оно осмысленно разрабатывалось как вид изобразительного искусства.

Артхаус продолжает традиции кинематографического авангарда экспериментального кинематографа, сформировавшегося в 20-30-е годы XX века. Именно тогда сформировалась идея о том, что фильмы могут быть разделены на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и на серьёзное искусство кино, направленное на интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создали Общество Фильмов и импортировали фильмы, которые, по их мнению, были «художественными достижениями» (такие, как «советские фильмы диалектического монтажа» и экспрессионистские фильмы студии Universum film AG (UFA) в Германии).

В 1920-1930-х годах французское авангардное движение фильмов Чистого Кино (Cinéma Pur) также оказало влияние на развитие идеи «арт фильма». Дадаисты Рене Клер и Марсель Дюшан стали отменять традиционные методы описательного и буржуазного искусства и привычных со времён Аристотеля понятий времени и пространства путем создания гибкого монтажа времени и пространства. Чистое Кино повлияло на немецкое «абсолютное» кино Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна и Викинга Эггелинга.

Само же понятие Артхаус возникло в 1940-х годах в США, где арт-хаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (то есть не американского) и местного независимого производства.

Термин «Арт-фильм» гораздо более широко используется в США, чем в Европе. Киноведы там, как правило, определяют «арт» фильм с помощью тех качеств, которые отличают его канон от «массовых», «голливудских» фильмов. Киновед Дэвид Бордвэлл (Bordwell) утверждает, что «арт-кино само по себе является жанром [фильма], со своими отдельными конвенциями». Сами же фильмы, снятые в жанре «арт-хаус», нельзя в большинстве случаев отнести ни к одному классическому жанру современного кинематографа.

В Европе «Арт-фильм» не входит в категорию коммерческого киноискусства и не является развлекательным жанром. Обычно фильмы такого рода показывают в скромных моноэкранных кинотеатрах, за небольшую цену.

Послевоенный период

В 1955 году в Париже основана Международная конфедерация артхаусных кинотеатров CICAE (фр. Confédération Internationale des Cinémas d’Art et d’Essai ). Членом CICAE является основанное в 1992 году объединение Europa Cinemas, в которое входят кинотеатры, поддерживающие европейское кино.

В России членами CICAE (через Europa Cinemas) являются московский кинотеатр «Пионер» и «35мм», петербургский «Дом Кино», нижегородский «Орлёнок» и калининградский «Заря».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *