арт парк что это такое
Арт парк что это такое
«Вилла ПО-2» одновременно арт-объект фестиваля Архстояние и жилой дом, созданный художником и архитектором Александром Бродским.
Четырехместный дом для семьи или компании друзей. Большая двуспальная кровать, зона гостиной с диваном, кухонная зона с электрической плитой, холодильником и набором посуды, ванная комната с душем и набором косметики. Возможна установка дополнительных мест.
Место для катания в рампе за много километров от города на природе. Три спальных места (с возможностью организации дополнительного), душ, туалет и конечно-же рампа. Штаб расположен в березовом лесу напротив пруда у кафе «Угра».
Два отапливаемых дома — большой и малый с отдельными комнатами, с удобствами и без.
В кафе «Угра» представлена простая еда каждый день на каждый день и авторская кухня с большими застольями. В меню есть завтраки, блюда на мангале и вегетарианские позиции. Работает WI-FI, можно зарядить технику и отдохнуть, глядя на пруд.
Также работает кафе «Ферма Никола-Ленивец». Здесь готовят из местных продуктов, можно посмотреть и покормить животных, купить овощи и продукты собственного производства.
На территории арт-парка круглый год и каждый день работает кафе «Угра» с едой от шеф-повара. Посмотреть меню.
Режим работы с 1 сентября 2021:
с 8:30 до 20:30 (последний заказ принимается в 20:00
Если вы приехали к нам на несколько дней и хотите дополнить свои впечатления от арт-объектов чем-то еще, то вы можете заказать экскурсию и узнать что-то новое про коллекцию, посетить пасеку и попробовать наш фирменный мед, сходить на мастер-класс никола-ленивецких промыслов и уйти оттуда с сувениром, попробовать фермерские продукты, покататься на лошадях или объехать парк на велосипеде.
Все сервисы можно заказать при въезде в парк на ресепшн или по телефону.
C 19 по 22 августа у наших гостей будет возможность арендовать велосипеды на целый день с 9:00 до 20:30 ежедневно.
Стоимость проката: 2500 рублей.
Залог осуществляется на каждый велосипед.
«Люди начали искать глубокие смыслы» Как Никола-Ленивец полюбился туристам, рейверам и ценителям искусства
Фото: предоставлено пресс-службой арт-парка Никола-Ленивец
C 23 по 25 июля состоится международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», а местом его проведения традиционно станет самый крупный арт-парк Европы Никола Ленивец, история которого началась еще в 1990-х годах — именно тогда в Калужскую область перебрался московский архитектор Василий Щетинин, за которым чуть позже последовали и художник Николай Полисский, и архитектор Анна Щетинина с дочерью Юлией Бычковой, и дизайнер Василий Копейко. В 2006-м Полисский провел первое «Архстояние», которое навсегда изменило это место: из необустроенной деревушки под Калугой Никола-Ленивец превратился в центр притяжения для ценителей искусства, простых туристов и любителей рейвов на природе. «Лента.ру» рассказывает, какие трансформации пережил проект за последние 20 лет, чего ждать от 16-го «Архстояния» и почему сегодня Никола-Ленивец по-прежнему остается одной из самых необычных достопримечательностей России.
Территория праздности
Впрочем, если вернуться к идеологу проекта Полисскому и его единомышленникам, то становится ясно, что в их случае ни о какой праздности речь не идет. Переехав в место, где их окружало всего лишь семь старых ветхих домов, они стремительно начали оживлять окружающую территорию. В 1995 году в деревню перебрался бизнесмен Игорь Киреев, который отреставрировал Троицкий храм, а три года спустя появилась дорога к Никола-Ленивцу. В 2002-м на территории парка был размещен первый лэнд-арт — «Снеговики». Заручившись поддержкой жителей близлежащих деревень, Полисский создал в Никола-Ленивце целую армию снежных фигурок, а через несколько лет сумел привлечь в это важное для себя место гостей из других городов и стран, художников, архитекторов и заинтересованных людей, причастных к появлению «Архстояния». К работе над территорией были подключены и выходцы из Версальской высшей садовой школы, однако, как вспоминал куратор фестиваля Антон Кочуркин, их идеи не сразу нашли отклик у руководства национального парка «Угра», частью которого является Никола-Ленивец. У стремительно расширяющегося мероприятия поначалу возникали конфликты с парком, а позднее представители «Угры» хоть и пошли навстречу, но препятствовали воплощению некоторых идей — например, просили не трогать территорию у реки, которая, по словам Кочуркина, могла зарасти и значительно снизить ценность места.
Сын Николая Полисского и управляющий партнер арт-парка Никола Ленивец Иван Полисский рассказал, что теперь эти конфликты позади, а их с «Угрой» связывает давняя дружба. «Сейчас делаем много совместных проектов, поскольку Никола-Ленивец формирует существенный вклад в туристический интерес к природным территориям национального парка и при этом заинтересован в построении деятельности на принципах экологичности», — отметил Иван Полисский.
Творцы всех стран, объединяйтесь
В 2006-м «Архстояние» собрало 17 архитекторов, которые построили на территории Никола-Ленивца первые объекты. Некоторые их них дожили до наших дней, включая «Николино ухо» Влада Савинкина и Владимира Кузьмина или «Блиндаж» Алексея Козыря, некоторые — растворились под гнетом природы. Уже тогда, задолго до прихода моды на экологичность, создатели фестиваля озаботились вопросом бережного отношения к территории и потому работали исключительно с натуральными материалами вроде дерева или сена. В 2009 году был возведен и, пожалуй, один из наиболее запоминающихся объектов арт-парка — двухэтажное здание с 21-й дверью «Ротонда», созданное по проекту Александра Бродского.
Как сделать фестиваль: рассказывает один из создателей «Архстояния»
В 2022 году в парке «Никола-Ленивец» сожгут гигантский деревянный арт-объект «Вавилонская башня». Помимо традиционной Масленицы, организаторами «Никола-Ленивца» проводятся «Архстояние», «Архстояние детское» и небольшие мероприятия. Управляющий партнер арт-парка Иван Полисский рассказал про организационные тонкости и экономику фестиваля.
Управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец»
От походной бани до главного арт-события года
Сегодня парк-деревня в Калужской области под названием «Никола-Ленивец» каждое лето становится самым ярким арт-событием. Одно из главных событий — «Архстояние», международный фестиваль, который соединяет искусство с ландшафтами русской деревни.
Фестиваль «Архстояние» возник в 2006 году, благодаря другому фестивалю «Арт-Клязьма». Тогда художник Николай Полисский был приглашен как участник, чтобы сделать арт-пространство, и для него был организован выезд в деревню «Никола-Ленивец». Всех желающих приглашали поехать потусоваться на природе, попариться в походной бане, и это возымело колоссальный успех. Оказалось, что московская художественная тусовка отлично втягивается в деревенски-походный образ жизни. Это было в 2004 году, и тогда стало понятно, что это может быть успешным проектом, а спустя два года было организовано первое «Архстояние».
Как готовится фестиваль
Фестиваль складывается из нескольких вещей, начинается все с программы. Самая объемная и затратная по времени часть — постройка арт-объектов, инсталляций, произведений искусства, которые мы представляем на «Архстоянии». Также в программе есть часть, связанная с перформативным искусством, образовательной и музыкальной частью, необходимо заранее договориться с художниками и другими участниками.
В самом «Никола-Ленивце» есть еще такая особенность, что создание некоторых арт-объектов финансируется из бюджета самого парка, потому что, по сути, фестиваль в том числе занимается территориальным развитием парка, и это наше ноу-хау, которое мы придумали и рекомендуем другим парковым пространствам. В случаях, когда у парка нет каких‑то серьезных амбиций в этой области, мы все равно создаем уникальные пользовательские опыты и работаем с зонами и ландшафтом так, чтобы посетители получили необычные впечатления от фестиваля, каждый год по-новому открывая для себя «Никола-Ленивец». Музыка в лесу, перформансы в новых локациях — там, где их меньше всего ожидаешь. Сцена, стоящая посреди поляны, где что‑то играет и вокруг собрались люди, — не наш формат.
Процесс организации разделен по командам. Если коротко, то есть техническая дирекция, которая отвечает за то, чтобы музыка играла, арт-объекты стояли и все необходимые вопросы, связанные с жизнью гостей на фестивале, были решены. Помимо этого, есть организационные процессы, связанные непосредственно с людьми: команда фестиваля, команда волонтеров, кто чем занимается. Потом очень важна коммуникация и то, как про фестиваль будут узнавать. И, соответственно, есть административно-финансовый отдел, который должен сделать так, чтобы фестиваль окупился и принес доход, а расходы соответствовали утвержденному плану. Все это вместе формирует структуру фестиваля.
О команде арт-парка
Команды организаторов «Архстояния» и «Никола-Ленивца» — одни и те же люди. Происходит просто разделение обязанностей, парк ориентирован на посетителей, которые приезжают каждый день, круглый год, и таких больше. Кажется, что «Архстояние» очень масштабное, но, если сравнивать с общим потоком гостей, на фестиваль приезжают не больше 15% от всех посетителей.
Если говорить непосредственно о ролях, которые нужны для организации фестиваля, — это в первую очередь исполнительный директор, который собирает всю фестивальную деятельность по частям. Затем есть кураторы программ, которые общаются с художниками, организовывают образовательную часть, те, кто коммуницирует с партнерами и спонсорами фестиваля, технический директор, который отвечает за воплощение всех задумок, есть пиар-менеджер и менеджер по диджиталу и, конечно, люди, которые отвечают за продажи, финансы и администрирование всех процессов.
Об экономике фестиваля
Мы придерживаемся того, что фестиваль должен окупать сам себя и деньги должны идти с продажи билетов.
Конечно, есть еще спонсоры, некая магическая сущность, которую сложно спрогнозировать. Но фестивали, которые существуют несколько лет, вполне способны найти спонсоров на проведение. Кроме того, есть сервисы, которые тоже могут приносить деньги, не такие большие, например фуд-корт, мерч и так далее.
Цена билета — математический расчет, который учитывает предполагаемый объем посетителей и портрет целевой аудитории. Сочетание математики и социологии дает нужный результат. «Архстояние» ориентировано на очень широкую аудиторию: архитекторы, художники, дизайнеры, молодежь среднего и выше среднего дохода, бизнесмены, политики, студенты творческих вузов, общественные деятели, местные жители.
В этом смысле мы сами себе задрали планку достаточно высоко и этим отличаемся от других проектов. В целом современное искусство и архитектура не так уж мотивирует людей на героический подвиг в виде поездки за 200 километров и жизни в палатке несколько дней. В этом плане мы находимся в зоне риска фестивального бизнеса.
Одна из важных частей организации любого мероприятия — в том числе фестиваля — реклама и коммуникации, но так сложилось, что команда «Архстояния» практически не вкладывается в рекламу и продвижение. Большая часть гостей узнают о нас благодаря сарафанному радио. Есть люди, которые регулярно посещают сам арт-парк «Никола-Ленивец» и хотят просто попасть на какое‑то мероприятие в очередной из приездов. Вообще, мы имеем хорошее освещение в прессе, блогах, социальных сетях. Стараемся коммуницировать с аудиторией в телеграм-каналах, например, но оценить эффективность этого довольно сложно. Многие приезжают к нам благодаря каким‑то содержательным материалам или глубинным интервью, где мы рассказываем про фестиваль. Но, конечно, мы планируем улучшать количество контактной аудитории, развивать соцсети.
Большую часть бюджета всегда забирают арт-объекты, в зависимости от ситуации, эта статья расходов может занимать около 50% всех денег. Случается, что некоторые арт-объекты требуют очень больших инвестиций, например, в этом году мы с партнерами построили дом-проект архитектора Сергея Кузнецова «Русское идеальное» — дорогой проект, который мы не смогли бы себе позволить без спонсорской поддержки, эта работа вышла дороже бюджета фестиваля. Музыкальная программа занимает около 15% бюджета, техническая часть — около 25%, а все остальное — команда.
В целом «Архстояние» коммерчески успешный проект, хотя, как и везде, какие‑то годы были прибыльными, некоторые нет, но после финансовых «провалов» в последующие годы фестиваль снова возвращал предыдущие вложения, благодаря такой стабильности он и существует так долго. За нами пытаются повторять, подражать, но за годы существования «Архстояния» мы наработали много уникальных решений, сформировали свой образ. Мне кажется, что интерес к искусству в России растет с каждым годом, подрастает аудитория тех, кто активно участвует и интересуется художественной жизнью, поэтому имеет смысл делать такие мероприятия, будут появляться новые фестивали, главное — находить свою уникальную нишу.
Никола-Ленивец и его новые чудеса
— Первое, что замечаем, въезд стал платным. Цена удовольствия 250 рублей на человека. Арт-парк открыт ежедневно и круглосуточно, визит-центр работает с 9.00 до 21.00. Ремарка: за два дня нашего пребывания билетов никто не проверял.
При въезде «копилка». Добровольные пожертвования на развитие парка приветствуются, все купюры обозначены.
Дорога от Звизжи до Никола-Ленивца в том же состоянии, что и пять лет назад 🙂 Ухабы и пылища.
Что касается карты объектов… В визит-центре её можно было только сфотографировать, никаких бумажных версий на руки. Причём карта у них в старой версии, половины объектов на ней попросту нет 🙁
Осматривать парк можно пешком, на велике (прокат есть! 3 часа — 500 рублей), а можно как мы на машине — семь ключевых парковок (Белые ворота, Бобур, Город солнца, Церковь, Кемпинг, Угруан, Музей сельского труда) плюс трекинг по полям, лесам и весям.
Идём от арки в лес, переходим болото по Мосту АБ WOWHAUS…
На самом деле, все направления в Никола-Ленивце из разряда « Пойди туда — не знаю куда ». Каждый раз, приезжая, понимаем, что ходить по стрелкам бесполезно — объекты будут находить вас сами или не находить :))) Это уж как повезёт!
За мостом в лесу притаилось «Обитаемое вещество». О но появилось в Никола-Ленивце в 2016 году. По задумке авторов, внутри этого белого гибрида можно почувствовать себя живым существом внутри другого существа, слегка оторваться от земной тверди и социальной суеты.
Навещаем любимый Бобур со смотровой площадкой, построенный в далёком 2013 году. Это нечто! Кто-то видит в нём голову богатыря Святогора с расфуфыренной бородой, который стоит на страже Яви и не пускает в наш мир всякую нечисть, кто-то спрута Средней полосы… Но своё название Бобур получил от парижского музея Помпиду (Бобура), фасад которого украшают вентиляционные трубы.
Фото Помпиду прилагаю. Источник фото etotam.com.
Угруан! Он должен был стать хитом «Архстояния-2019», но что-то, видимо, пошло не так… Не доделали. В название хитросплетение реки Угры и французского Руана, палитра будто с полотен Клода Моне, величие сродни Руанскому собору, ветки лозы с ближайшего болота. Это не мои фантазии, это авторская идея. К Угруану пока нет указателей, но такую радужную махину сложно не заметить с дороги, он совсем недалеко от Бобура.
Кажется, мы нахально подсмотрели рождение очередного шедевра Никола-Ленивца, чему несказанно рады.
За все время существования арт-парка на его территории создано более 100 объектов современного искусства.
«Маяк» — старожил Никола-Ленивца, напоминает гигантское вертикальное гнездо. Построен в 2004 году на изгибе реки Угры у подножия холма, на котором деревня, церковь, Кровать Бродского, Николино ухо и много чего интересного. Трава вокруг Маяка обычно скошена в форме круга, как в правильном фильме про инопланетян. Когда подходишь к нему, сложно предположить, что на его вершину можно забраться по «винтовой лестнице». А когда забираешься, понимаешь — вот она вершина мира! Хотя, в высоту сооружение метров 15, не больше.
Это не хаос веток, это лестница внутри Маяка :)))
Прикольно, что «Кровать Бродского» стоит в Никола-Ленивце с 2006 года, совсем недалеко от церкви, а мы нашли её только сейчас. Причём она не имеет прямого отношения к поэту и названа в честь одного из авторов — Александра Саввича Бродского, советского и российского архитектора, художника, основоположника направления «бумажная архитектура».
Ротонду авторства того же Бродского возвели в 2009 году. Для одних она — телепорт, ожившая иллюстрация фантастических романов, возможность перемещения между мирами, для других — история про мотивацию, право выбора и упущенные возможности.
Реалисты зачем-то подписали все двери. Вандализм настиг и Никола-Ленивец 🙁
В последний свой визит мы видели её абсолютно белой и одинокой, сейчас в неё вплетена радуга, а из дверей тянутся селфи-руки :))
Естественно мы навестили всех своих старых любимцев. Город Солнца начал зарастать берёзами, и я совсем не уверена, что это ему к лицу.
Вселенский Разум тоже уже не торт 🙁 Для сравнения можете прогуляться по ссылке — в Гульбарий 2013 года.
А вот Скорая тропа (Fast track) ничуть не изменилась :))) На 51-метровом резиновом батуте, натянутом над оврагом, по-прежнему визг, писк и цирковые импровизации. Самое весёлое место в Никола-Ленивце. Её создали эстонцы: «Скорая тропа дает человеку совершенно новый опыт движения и восприятия окружающей среды». Подтверждаю!
Музей сельского хозяйства. Только мне кажется, что это большой болт, который забили? :))) Внутри, кстати, забавно. Фотографии не показываю, пусть будет сюрпризом, когда поедете.
На осмотр всех местных чудес одного дня будет точно мало, а на осмысление и целой жизни, возможно. :)))
Поэтому в Никола-Ленивце построен целый город для тех, кто захочет пожить на «другой планете». Цены на размещение варьируются от 500 до 4000 рублей в сутки.
Гостевые домики, как и положено, — сплошь шедевры архитектуры и полный вынос мозга :))) Я реально не верила, что в некоторых из них можно жить, пока не прочитала объявление. Думала, просто арт-объекты. Ну, вот, например, Вилла ПО-2. Как вам?
Дом-скейтер Штаб.
Дом с Люстрой. Люстра одновременно служит и для домашнего, и для уличного освещения.
Дом Клевер на общем фоне показался слишком обычным 🙂
Так тоже можно. Но и обычные палатки на земной поверхности никто не отменял :))
Территория кемпинга, кстати, очень не скучная — имеется ресторан, велопрокат, спортивные площадки, мангальные зоны, детские городки. Повсюду проложены деревянные дорожки — так что даже если дождь, не смоет.
Но мы хитрые, мы выехали за пределы парка и поставили палатку на берегу Угры там, где не было запрещающих знаков.
По-моему, отличный маршрут на выходные! И от Тулы всего-то 176 километров. Главное, погоду правильную поймать.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉