арт терапия для аутистов с чего начать
Как АВА-терапия помогает детям с РАС
АВА-терапевт и психолог Алена Кожанова рассказывает, как устроены методики ABA-терапии, по которым занимаются дети с РАС — расстройствами аутистического спектра.
Алена, для каких деток подойдут методики, о которых сегодня пойдет речь?
Я обучаю детей с расстройствами аутистического спектра (сокращено РАС) новым навыкам. У таких деток помимо основного диагноза могут быть сопутствующие диагнозы, которые также сопровождаются задержкой психического и речевого развития.
Диагноз «РАС» обычно ставят детям старше трех лет на консультации у психиатра. Родители начинают искать ребенку терапию, и чаще всего выбирают АВА-терапию и сенсорную интеграцию.
В чем заключается терапия?
Терапия заключается в том, чтобы обучить ребенка отсутствующим навыкам, которые должны быть у него в этом возрасте, максимально приблизить его к типично развивающимся сверстникам. Название этой научной дисциплины — Прикладной Анализ Поведения, Applied Behavior Analysis или сокращенно ABA-терапия.
Чаще всего ко мне приходят с запросом на развитие речи, либо когда у детей есть трудности в поведении, имеется нежелательное (мешающее) поведение. Ребенок хочет что-то получить или от чего-то избавиться, но начинает «плохо себя вести» вместо того, чтобы приемлемым способом объяснить, что ему нужно. Он кричит, дерется, щипается, закатывает истерики, убегает. Такое поведение чаще встречается у «неговорящих» детей, которые не могут озвучить просьбу и объяснить, что хотят.
Так как дети с диагнозом «аутизм» обычно начинают говорить позже, чем сверстники, они, как правило, не используют языковые навыки для коммуникации. Такие детки не замотивированы на социальные взаимосвязи и на коммуникацию. Чтобы наладить сотрудничество с ребенком, можно использовать сенсорную интеграцию, сенсорные и двигательные поощрения, игрушки — все, что может замотивировать ребенка контактировать и заниматься со специалистом.
Работая в рамках метода Прикладного Анализа Поведения для детей с аутизмом, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься. Мотивация и поощрения напрямую способствуют обучению. Если ребенок не замотивирован, он будет избегать занятий, а значит не будет учиться ничему новому.
То есть суть в том, чтобы ребенок захотел идти на контакт?
Конечно! Мы должны замотивировать ребенка, это задача специалиста. Все занятие построено на мотивации и поощрении, и я постоянно поддерживаю их актуальность для ребенка.
Это не означает, что ребенок всегда делает то, что ему хочется. Специалист ищет поощрения, за которые ребенок будет готов заниматься без нежелательного поведения, тогда процесс обучения новым навыкам будет проходить быстрее.
Работая в рамках методики Прикладного Анализа Поведения, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься.
Как проходит работа, если ребенок не говорит?
Я наблюдаю за ребенком и выявляю, что его интересует, какая у него мотивация. Важно разобраться, как он воспринимает обращенную речь, использует ли речь сам, чтобы коммуницировать со взрослыми, и как именно он это делает.
Для начала нужно определить цель, которую мы преследуем. Специалист выявляет существующие навыки, индивидуальные особенности, преграды в обучении, определяет, имеется ли у ребенка имитация. Проводится анализ, соответствуют ли имеющиеся навыки навыкам типично развивающихся детей этого возраста.
На основании этих данных будут определены «риски» и «успехи», с которыми может столкнуться ребенок, прописаны цели и программа для обучения ребенка новым навыкам. Здесь же учитываются данные о «команде» людей, помимо специалиста, которые будут помогать ребенку обобщать полученные навыки и поддерживать их вне учебных занятий.
Когда индивидуальные навыки ребенка относительно вербальной коммуникации определены, специалист выбирает между вербальной или альтернативной коммуникацией — с помощью карточек «ПЕКС» (PECS) или жестов.
Карточки «ПЕКС» (PECS) — инструмент альтернативной коммуникации. На карточках изображен предмет или действие, с которыми «неговорящие» дети могут обратиться ко взрослому, чтобы что-то попросить или прокомментировать.
Какие еще есть навыки?
Есть навыки говорящего и слушающего. Навыки просьбы, наименования, визуального восприятия, игровые навыки, навыки крупной и мелкой моторики, навыки имитации, навыки сопоставления, социальные навыки, групповые навыки, навыки ответа на вопрос (интравербальные навыки), графомоторики, счета и многие другие.
Почему ребенок не выполняет инструкции?
Причин может быть много. Ребенок может не понимать речь в принципе, конкретное предложение или его часть. Ребенок может не хотеть выполнять то, что его просят. Это естественно, если ребенок занят чем-то интересным.
Также у ребенка могут быть физиологические трудности с восприятием речи. Об этом можно узнать у ЛОРа или сурдолога, которые проверяют наличие и качество слуха ребенка.
Выходит, если у ребенка отсутствует навык, он не зарегистрирован в его психике?
Все, что мы умеем делать в жизни — наученное поведение. Речь и выполнение инструкций в том числе.
Мы все когда-то учились самым простым вещам. Смотрели на движущиеся предметы, тянулись к ним, смотрели, как кто-то стучит, и стучали сами, видели, как кто-то хлопает, и тоже хлопали. Радовались, когда вся семья тебе хлопает, потому что ты танцуешь первый раз в свои полтора года.
Ребенок начинает танцевать, чтобы получить социальную похвалу — аплодисменты и похвалу «Молодец!». Добавляет новое движение — получает поощрение. Так типично развивающийся ребенок обучается новым движениям «танца» получая похвалу от взрослого.
Почему у деток с аутизмом не происходит такой реакции?
Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.
При работе с навыками, мы всегда ориентируемся на типично развивающихся сверстников, какие навыки есть у них. К определенному возрасту у ребенка должны быть развиты определенные навыки. Мы выявляем отсутствующие навыки ребенка, определяем, как мы будем их развивать, кто будет «работать в команде» со специалистом, какие навыки уже присутствуют у ребенка. Важно учесть индивидуальные особенности, преграды в обучении и особенности развития.
Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.
Правильно, что аутисты учатся всю жизнь?
Чтобы максимально приблизиться к типично развивающимся сверстникам, ребенок должен с раннего возраста заниматься по курсу АВА-терапии не менее сорока часов в неделю в течение трех лет. Без перерывов, без выходных, без отпусков. Три года — при условии, что у ребенка нет органических нарушений ЦНС. Это научно подтверждено в исследованиях американских специалистов. Таким детям даже могут снять диагноз «аутизм». Конечно, все дети разные, и все очень индивидуально.
Также для успеха терапии важно, чтобы с ребенком занимались не только на индивидуальных занятиях, но и дома, и в учебных учреждениях.
Необходима отлаженная команда:
Перечень специалистов зависит от целей, которые мы ставим при обучении ребенка.
Если ребенок ходит в детский сад, как выстраивается работа?
Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки. Это распространяется и на работу с нежелательным поведением.
Перед тем, как приступить к курсам ABA-терапии, специалисту необходимо изучить окружающую среду сада. В программу в придачу к особенностям ребенка должны быть включены особенности детского сада, возможности и включенность воспитателей и других специалистов, которые там работают.
Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки.
Как проходит работа с нежелательным поведением? Как отучить ребенка с РАС что-то делать?
При работе с нежелательным поведением необходимо провести Функциональный Анализ поведения (ФА), а именно выяснить цель, которую достигает ребенок, когда ведет себя «плохо». При длительном прямом наблюдении специалист собирает данные о поведении, окружающей среде, а также изменениях в ней, которые могут влиять на поведение ребенка. Определяются имеющиеся навыки, определяются риски относительно данного поведения.
Далее строится работа по обучению новому социально одобряемому обществом поведению, параллельно ведется работа по поддержанию нового поведения. Это далеко не весь перечень работы, которая проводится при функциональном анализе. Она имеет большее количество нюансов и очень индивидуальна для каждого ребенка.
Функциональный Анализ — это очень сложная работа, которая требует большого опыта и слаженной работы команды специалистов и родителей по индивидуально разработанному плану коррекции.
Получается задача — найти «ошибки» поведения и индивидуально составить программу?
Это не ошибки поведения. Окружающая среда и те изменения, которые в ней происходят, запускают или останавливают наше поведение, впоследствии его формируя.
Сидите вы, вяжете, например, и вдруг звонит городской телефон. Изменения в окружающей среде, а именно звонок телефона, заставляют вас изменить поведение — остановиться, встать, подойти к телефону и взять трубку. Ваше поведение изменилось, потому что появился некий объект в окружающей среде, который остановил поведение «вязать» и одновременно запустил поведение «встать и подойти к телефону».
Другой пример: в момент звонка телефона вы не вяжете, а, например, купаете в ванной свою трехлетнюю дочь. Тут вы скорее всего не пойдете в другую комнату, чтобы взять телефонную трубку. Вы не оставите дочь одну в ванной.
Появление или исчезновение стимулов (объектов, действий) в окружающей среде может менять наше поведение. Все изменения в окружающей среде так или иначе изменяют наше поведение. Для написания индивидуальной программы и проведения функционального анализа специалисту необходимо выявить стимулы окружающей среды, которые влияют на поведение ребенка, и риски, с которыми может столкнуться «команда».
Арт терапия для аутистов с чего начать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Положительный эффект оказывает арт-терапия. Она объединяет психокоррекционные действия, социальную адаптацию и развитие навыков ребенка.
Статья:
При заболевании аутистического характера страдает эмоциональное, социальное и когнитивное развитие человека. Проявляется РАС до трех лет, и уже тогда принимается решение о лечении. Однако исключительно медикаментозными методами тут не обойтись, что подтверждается назначением коррекционной работы и психологической помощи.
Лечение должно быть направлено на преодоление симптомов не только комплексно, но и по отдельности.
Положительный эффект оказывает арт-терапия. Она объединяет психокоррекционные действия, социальную адаптацию и развитие навыков ребенка.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия для детей с аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.
Необходимо разграничить простые занятия рисованием и арт-терапию. Первое относится к категории уроков. Цель таких занятий – приобретение навыков и получение конкретного результата.
Арт-терапия сосредотачивается на процессе, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку больного. Путем творческой работы специалист создает атмосферу доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность.
Поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору.
Все эти методики развивают у детей-аутистов воображение, помогают концентрировать внимание. Идет активное развитие мелкой моторики рук. Проходят даже самые начальные стадия творчества – малыша учат держать карандаш, правильно пользоваться ножницами, красками и другими материалами.
Как выбрать вид арт-терапии?
Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Следующие категории также входят в состав арт-терапии:
Подбирается методика в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое. Важность этого условия диктуется тем, что арт-терапия приносит новый опыт.
Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.
Однако разнообразие методик должно соотноситься с возможностями – надо отталкиваться от простоты процесса.
Техника должна завлекать, развлекать и быть приятной. Если же она вызывает негативные эмоции, такие как раздражение, недовольство, злость, то модель была подобрана некорректно.
Естественно, при подборе методики важно позаботится о том, чтобы условия, в которых работает ребенок, были безопасными и способствовали активности и самовыражению. Таким образом, повышается познавательная активность. Это способствует одновременному применению комплексной реабилитации больного.
Специалисты рекомендуют прибегать к педагогической коррекции с помощью арт-терапии. Тут важно учитывать степень зрелости всех психических и физических показателей. Путем применения творческих методик, например рисования гуашью, детей обучают цветам. Карандаши помогут в изучении цифр и простейшей арифметике.
Плюсы и минусы методики
Положительные
Отрицательные
Подойдет любому пациенту. Разнообразие видов искусства сопровождается фантазией и креативностью специалиста. Так можно найти подход к каждому, и бороться с индивидуальными проблемами.
Ребенок может не проявлять интерес к предложенным методикам. Новое может пугать.
Дети с аутизмом плохо соотносят чувства со словами и редко говорят о своих эмоциях. Творчество – это возможность выразить состояние без слов.
Иногда приходится начинать с банальных вещей (как держать карандаш), а скука может отпугнуть ребенка или не привлечь его внимания.
Обходятся блокирующие и защитные стороны сознания аутиста. Арт-терапия стимулирует быть открытым.
Эффективность в регулярности. Необходимо помнить о повторении для закрепления навыка – на это иногда уходят месяцы.
Ребенок-аутист социализируется, учится доверять.
Как проводить арт-терапию?
Необходимо решить, будут проходить занятия в группе или индивидуально. Для обоих видов есть квалифицированные инструкции:
Оба варианта должны включать уже упомянутые условия: простота, безопасность, креативность, необычность.
В среднем, каждое занятие должно длиться от 10 до 30 минут. Этот промежуток оптимален для качества занятия, чтобы не заставить малыша чувствовать себя уставшим, а концентрация внимания не была принудительной. Важно не вынуждать пациента работать в конкретной технике – он сам проявит интерес, и на это стоит ориентироваться в первую очередь. Можно дать ребенку возможность выбрать методику и материалы.
Как научить работать с новыми материалами?
Во-первых, давать инструкции. Важно, чтобы был налажен контакт с ребенком, тогда он будет проще воспринимать указания. Для того, чтобы установить доверие, как к специалисту, так и к материалу, можно показывать пример, сначала пробуя все самостоятельно.
Во-вторых, начать можно с заданий, не требующих следования каким-то нормам. Свободные техники, вроде акварель по мокрой бумаге, помогут ребенку выразить себя, и не будут его ограничивать.
Во-вторых, метод арт-терапии основан на повторении. Каждое новое занятие начинается с повторения тех упражнений, которые связаны у ребенка с положительным опытом и эмоциями.
Регулярность – правило, которого хорошо придерживаться во всех сферах жизни людей, страдающих аутизмом – это способствует эмоциональному спокойствию и уверенности. Повторение в обучении стимулирует к закреплению навыка.
Вывод
Работа с ребенком должна быть построена на наглядности и лаконичности. Аутистические заболевания приводят к тому, что пациент использует только один тип мышления по восприятию окружающего мира. У детей отсутствует широкое абстрактное восприятие, а значит понять ненаглядные формы и сюжеты им сложно.
Специалист, проводящий арт-терапию, обязан принимать пациента таким, какой он есть и не требовать от него большего, чем он может дать. Более того, есть выбор, который ребенок делает и с этим надо считаться. Арт-терапия стимулирует к тому, чтобы делать самостоятельный выбор, а значит, учит независимости.
Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми
Известно, что возможности использования рисунка в практике психологической коррекционной работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, очень широки. Однако, чаще используются традиционные техники прожективной психодиагностики и психотерапевтическая работа в русле арт-терапии. Основные задачи, которые при этом решаются – установление и развитие контакта с ребенком, повышение его психического тонуса и, соответственно, активности, облегчение вывода вовне его внутренних переживаний, уменьшение аффективной напряженности, тревожности и страхов и т.д. Обязательным условием является такая организация ситуации взаимодействия, при которой ребенок начинает рисовать сам, при этом может происходить самовыражение в цвете, в интенсивности неоформленных в какой-то образ линий. Терапевт может побуждать ребенка к рисованию, интерпретировать изображаемое, однако сам он активно не вмешивается в этот процесс.
Постараемся определить, каковы принципиальные отличия использования рисунка в представляемой системе психологической коррекционной помощи детям с аутизмом, направленной на последовательное формирование механизмов аффективной регуляции поведения и на преодоление искажения развития.
Совместное с ребенком сюжетное рисование предполагает, что по крайней мере, на начальных этапах рисует для него взрослый. При этом он берет на себя инициативу и в одновременном с рисованием эмоциональном комментировании изображаемого, задавая смысл, общий для участников этого взаимодействия. Хотя, конечно, поддерживаются любые попытки ребенка присоединиться к этому процессу.
По сути дела, взрослый проговаривает, изображает и, тем самым, структурирует события из жизни ребенка и значимые для него впечатления. Именно поэтому сюжетное рисование по своему содержанию является аналогом формирования сюжетной игры и сочетается с ней (или в некоторых случаях, о которых речь пойдет ниже, может заменять ее).
Сформулируем некоторые общие требования, которые следует соблюдать при организации процесса совместного рисования с ребенком, страдающим аутизмом.
Содержательные требования
Таким образом, оба направления могут в случаях работы с детьми с разной глубиной аутизма использоваться в различных целях и, соответственно им, иметь свою специфику. На этом мы остановимся ниже, рассматривая подробнее особенности развития сюжетного рисования в коррекционных занятиях с аутичными детьми разных групп.
«Технические» требования, являющиеся особенно актуальными при взаимодействии с детьми с наиболее глубокими формами аутизма:
Это дает возможность прокомментировать то, что нарисовано еще раз (рассказать и показать в присутствии ребенка родителям нарисованную историю в конце или после занятия), вспомнить о рисунке на следующем занятии и, возможно, внести в него какое-то дополнение или подпись, а если в нем уже достаточно много подробностей – попробовать продолжить развивать сюжет на новом листе. Часто мы используем большой лист или, еще лучше, – рулон бумаги, на котором можно последовательно рисовать на нескольких занятиях фрагменты одного сюжета (тем самым разворачивая историю в картинках, имеющую начало, промежуточные события и конец).
Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра
Людмила Белоусова
Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра
Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра
В последние годы в число детей, страдающих аутизмом (или расстройствами аутистического спектра, значительно увеличилось. В нашем детском саду работают две группы с такими детьми. Что такое расстройства аутистического спектра (РАС? Категория детей с РАС представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.
Нарушение социальных контактов и взаимодействий является основной характеристикой поведения детей с аутизмом и встречается в 100 процентах. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Они некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников.
Симптомы аутизма включают повторяющееся или компульсивное поведение, социальные нарушения, проблемы со связью и проблемы с обработкой сенсорной информации (например, повышенная чувствительность к звукам). Наиболее популярным методом коррекции поведения является терапия с изменением поведения, целью которой является формирование поведения посредством системы вознаграждений и последствий.
Мы постоянно находимся в поисках различным методов взаимодействия с детьми с РАС. Одним из альтернативных методов коррекции проявлений аутизма является арт-терапия.
Арт-терапия способствует умственному и эмоциональному росту посредством художественного творчества. В отличие от художественного обучения, арт-терапия проводится с целью формирования жизненных навыков, устранения недостатков и проблемного поведения, а также формированию приемлемого самовыражения. Детям предлагается исследовать и выражать себя, используя художественные материалы; создание привлекательных художественных работ не является целью (хотя это может быть удачным побочным продуктом).
Искусство как средство общения
Арт-терапия естественным образом подходит для детей с РАС по нескольким причинам. Одним из признаков аутизма является нарушение общения. Вербальное самовыражение и речь часто затруднены, есть совсем неговорящие дети. Искусство предлагает детям, испытывающим затруднения в высказывании свое мнения словами, выразить себя напрямую, без слов. Часто визуальными мышление является их сильной стороной, и многие сообщают, что они «думают в картинках». Выражение чувств и идей с помощью изображений очень естественно для таких детей и может значительно облегчить коммуникацию.
Арт-терапия может помочь в формировании социальных навыков
Аутичные дети также сталкиваются с социальными проблемами, такими как интерпретация тона голоса и выражения лица, и могут чувствовать себя некомфортно по отношению к другим. Взаимодействия один на один, такие как беседы, часто бывают чрезвычайно пугающими и стрессовыми.
Искусство также может быть прекрасным помощником в установлении связей со сверстниками. Сотрудничество, участие, уважение различий и другие социальные навыки могут практиковаться в приятной, естественной обстановке. Люди с аутизмом могут также изо всех сил пытаться понять перспективы других людей; взгляд на произведение сверстника предлагает конкретный способ «увидеть» точку зрения другого человека. Совместная работа над групповыми проектами способствует сотрудничеству, командной работе и чувству единения.
Арт-терапия может устранить проблемы сенсорной обработки
Арт-терапия идеально подходит для лечения расстройства сенсорной обработки, широко распространенной проблемы аутизма, которая способствует возникновению множества сложных эмоций и нежелательного поведения, но о ней слишком часто забывают. Кажущиеся безобидными ощущения, такие как текстура ковра, флуоресцентное освещение, хрустящая еда, гул холодильника, могут раздражать или даже мучать людей с аутизмом. При такой сенсорной гиперчувствительности дети с РАС могут стать беспокойными, избегающими или просто «Отсутствующими», чтобы избежать неприятного раздражителя.
Одной из наиболее распространенных целей арт-терапии является повышение терпимости к неприятным раздражителям, в то же время направляя самостимулирующее поведение в более творческую деятельность. Поскольку искусство, естественно, доставляет удовольствие почти всем детям, страдающим аутизмом или нет, они с большей вероятностью переносят текстуры и запахи, которых иначе могли бы избежать, когда они являются частью веселого художественного процесса. Ребенок может обнаружить, что он или она действительно может справиться с обработкой скользких, покрытых пастой полосок газеты, например, когда это является частью забавного проекта бумажного папье-маше. Постоянное противодействие раздражителям, которых они предпочитают избегать, помогает снизить чувствительность к ним, делая их более терпимыми, когда они сталкиваются с этими ощущениями в повседневной жизни. Например, ребенок, который научился обращаться с папье-маше, мог бы обнаружить, что обращение со скользким мылом для рук больше не было таким неприятным.
В дополнение к своей эффективности в улучшении сенсорного, социального и эмоционального функционирования, арт-терапия является отличным средством коррекции аутизма, потому что она по своей природе укрепляет. Дети получают удовольствие, снимают стресс и повышают свою самооценку, занимаясь художественными проектами или просто изучая художественные материалы. То, что они практикуют жизненные навыки, не приходит им в голову.
Арт-терапия является уникальной формой коррекции аутизма, так как она помогает смягчить симптомы, а также направить аутистическое поведение в творчество. Она способствует общению, эмоциональному росту и сенсорной интеграции, а также способствует социальному взаимодействию в веселой обстановке.
Игра-практикум «Мой дом — моя крепость» с элементами арт-терапии для детей 10–14 лет Цель: показать важность единства семьи и отношений в ней; продолжать развивать чувство эмпатии; развивать креативность в процессе моделирования.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.
Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.
Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.
Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.
Развивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.
Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.