арт завод что это
СпецпроектыТворчество в порядке: Как построить первый российский арт-завод в Иркутске
Евгений Ефремов о том, как совместить бизнес, культуру и формирование городской среды
Арт-завод «Доренберг» (по имени Федора Доренберга, владельца располагавшегося здесь до революции пивовареного завода) открылся летом 2017 года и уже стал одним из городских центров притяжения. Здесь проводят фестивали, презентации, занимаются творчеством, ведут бизнес и собирают тысячи горожан на мероприятия. Сейчас практически все офисные помещения здесь заселены резидентами, а event-площадки пользуются стабильным спросом.
Мы поговорили с создателем «Доренберга» Евгением Ефремовым о том, как ему удалось сформировать общественное пространство для событий, отдыха и творчески ориентированных предпринимателей.
О пространстве
У нас два основных event-пространства — это Fedor Hall и Loft Pixel. Fedor Hall — единственная в своем роде площадка на 1250 квадратных метров в городе. Иркутск нуждался в подобном месте. Сейчас мы единственные, кто может предложить провести корпоратив или свадьбу с большим количеством гостей: вместимость «Фёдора» — до 1000 человек.
Loft Pixel — это площадка для лекций, презентаций, воркшопов, фотосессий. Раньше мы сдавали его под праздники, но перестали это делать — не хотим смешивать задачи. При всем множестве лекционных площадок, Loft Pixel уникален. Это двухуровневое, камерное, зонированное и очень стильное пространство. В этом наша концепция — площадки-трансформеры, которые можно адаптировать под любую идею.
Мы стараемся сделать акцент на том, что «Доренберг» — это, прежде всего, общественное пространство. В ближайшем будущем планируем создать парковую зону, площадку для игры в баскетбол. Хотим, чтобы люди могли комфортно проводить время на территории. И одна из наших главных задач — создавать постоянный поток различных мероприятий, чтобы гости могли выбрать что-то интересное для себя.
О мероприятиях
В сентябре 2017-го мы провели кинопоказ в рамках Фестиваля Уличного Кино. Очень волновались: буквально за 20 минут до начала сеанса почти все места были свободны. Команда уже отчаялась, но спустя пару минут хлынул огромный поток людей! Они приходили пешком, приезжали на машинах и даже на скейтбордах. Всего нам удалось привлечь около 750 человек. Незадолго до этого Фестиваль Уличного Кино прошел на набережной у памятника Александру III. Тогда гостей собралось больше, но основной трафик состоял из проходящих мимо людей, в то время как к нам гости ехали целенаправленно. На наш фестиваль гик-культуры КОМИКОН БАЙКАЛ пришло более двух тысяч человек. Новогоднюю ярмарку «Елки-Палки» в 2018 году посетили более полутора тысяч человек за один день.
О резидентах
Резидент — это житель арт-завода, который не просто арендует пространство, он разделяет наши идеи и планы. Есть принципиальная разница между понятиями «арендатор» и «резидент». Арендатор просто платит за площадь и пользуется ею. Резидент — это часть нашей большой семьи, где всегда можно рассчитывать на помощь и поддержку.
Каждый резидент имеет круглосуточный доступ на территорию арт-завода и, главное, получает возможность коммуникации с людьми, близкими по духу. Мы всегда поддерживаем с связь с резидентами, а они — друг с другом. Мы даем жителям «Доренберга» доступ на все проходящие у нас мероприятия, просим у организаторов билеты для них.
Резиденты имеют возможность участвовать в образовательном проекте «Школа на Заводе», который состоит из курсов теоретических и практических занятий на актуальные темы. Мы всегда поддерживаем креативные начинания резидентов. Разрешаем им делать все, что нужно для обустройства их рабочего пространства. Хоть здание сносите и стройте новое! В Иркутске привыкли к офисным центрам, но у нас совершенно другой подход. Поэтому сейчас пространство завода почти заполнено резидентами.
О рабочем процессе
Многим кажется, что мы тут дни напролет пьем смузи и курим кальян. На самом деле вся команда офиса, 11 человек, постоянно разрабатывает проекты и генерирует идеи, которые мы пытаемся донести до горожан. Мы формируем информированного потребителя. Огромный поток энергии и работы направлен на то, чтобы людей не пугало наше местоположение.
Еще год назад у жителей Иркутска отдых и развлечения никак не пересекались с улицей Баррикад. А сегодня на арт-заводе кипит жизнь. Нам удалось заселить завод креативными, прогрессивными и талантливыми людьми, с каждым днем к нам приезжает все больше людей. Это достижение.
О сообществе
Главное, что мы здесь делаем — формируем сообщество, привлекая горожан и работая с нашими резидентами. Здесь нет конкуренции. Мы хотим, чтобы резиденты объединяли усилия для создания чего-то нового. Например, на нашей территории работает мастерская «Дед Михась», которая занимается производством изделий из кожи. И есть другой проект — Z.wood, они производят изделия из дерева. Объединив усилия, им удалось создать совместный продукт — изделия из кожи, которые поставлялись в деревянных шкатулках ручной работы.
Допустим, у вас есть завод в провинции. Как сделать из него креативный кластер
В Москве творческие кластеры появились около десяти лет назад. В регионах — на шесть лет позже, в 2014 году, но всё равно преждевременно. Тогда рынок креативных индустрий за пределами столицы не мог похвастаться интересными и прибыльными проектами. Сейчас ситуация изменилась, и открывать творческий кластер в регионах имеет смысл. Расскажу, где и как это сделать.
Это вам не Москва
Чтобы избежать провалов, обратите внимание на региональные особенности. Самое главное — изучите местный рынок: кто будет вашим резидентом, кто — аудиторией, а кто — конкурентом? Если вы не можете ответить на первые два вопроса, то лучше и не начинать. И если конкурентов больше одного — тоже. Двух кластеров провинциальному городу хватит. Например, в Туле уже есть «Октава» и «Искра» — на мой взгляд, этого достаточно.
Креативные кластеры в регионах в основном появляются двумя способами. Первый: собственник перестаёт зарабатывать на своей недвижимости. Например, у него был завод и обанкротился, сейчас ничего не производит. Если у собственника есть средства, а в городе — интересные проекты, которые могут стать резидентами, и аудитория, то завод может стать креативным кластером. Именно так появились, например, арт-завод «Доренберг» в Иркутске и Центр креативных индустрий Svoboda2 в Челябинске.
Второй способ: инициатива снизу. Люди насмотрелись на европейские или московские арт-центры и хотят, чтобы подобное появилось в их родном городе. Бывает, что они просто арендуют какой-то цех на свой страх и риск и заселяют проектами. У меня был такой опыт: мы делали креативные кластеры на арендованных площадях (Creative Space в Ростове-на-Дону, «Хохловка» в Москве) просто потому, что очень хотелось. Ещё один пример — «Корпус 8» в Минске.
Сейчас кластерами заинтересовались муниципальные власти, в основном молодые чиновники из провинции — пустующие фабрики надо кому-то переделывать. Например, губернатор Нижегородской области поручил Flacon-X создать Центр творческих индустрий. Область обратилась во Flacon-X, купила у нас компетенцию, и сейчас мы работаем над этим проектом.
Власти покупают здание «Контактора» за 148 млн и открывают «Арт-завод»
Региональное правительство планирует купить здание завода «Контактор» на улице Карла Маркса в Ульяновске и организовать там креативное пространство. Объект оценили в 148 млн рублей. В дальнейшем для развития проекта нужны инвесторы, которых вызвался искать председатель областного отделения «Опоры России», член проектной команды Николай Солодовников. Эксперты к планам властей относятся скептически: по их мнению, приобретение не окупится.
В 2022 году завода «Контактор» планирует полностью освободить помещения в центре Ульяновска и переехать в новое здание в заволжской промзоне. Освободившийся объект региональные власти намерены выкупить для открытия креативного пространства «Арт-завод». В правительстве области планы подтвердили. Сумма сделки — 148 миллионов рублей.
Руководитель фонда «Ульяновск — культурная столица» Татьяна Ившина рассказала, что этажи с третьего по пятый станут открытым пространством, объединяющим искусство и технологии. Его займут более 50 резидентов творческих и не только бизнесов: представители IT, музыкальной и модной индустрий, легкой промышленности, медиа- и ивент-отраслей, ремесленники, фото- и видеолаборатории. Большой запрос у резидентов на помещение, где сейчас располагается один из цехов — его площадь составляет порядка 3000 квадратных метров. «Его будут использовать для проведения крупных мероприятий», — уточнила Ившина.
Председатель регионального отделения «Опоры России» Николай Солодовников считает, что без якорных инвесторов реализовать проект будет невозможно.
— В регионе нет предпринимателей, которые могли бы инвестировать и управлять пространством, а нам самим не хватит ни команды, ни финансирования. В ближайшее время я буду подбирать и пытаться заинтересовать федеральных инвесторов. Регион очень специфичный, понятно, что для них он не будет приоритетным, но плюс в том, что правительство дает высокие гарантии, — говорит Солодовников.
По словам гендиректора компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрия Цибизова, это красивая идея со слабым экономическим обоснованием. Инвестора будет найти проблематично, а тратить бюджетные деньги нецелесообразно.
— Для любого региона, кроме Москвы, эта история нежизнеспособна с коммерческой точки зрения. Сейчас это похоже на попытку провернуть сделку с заинтересованными людьми по неликвидному объекту. Иначе было бы уже как минимум несколько предложений от тех, кто готов купить здание, — отмечает Цибизов.
Располагавшееся в здание производство продолжит работу на новой площадке «Легран Волга» в промышленной зоне «Заволжье» в Ульяновске. Общий объем инвестиций в строительство нового объекта составил более 1 млрд рублей. Осенью 2021 года состоится техническое открытие, а в первой половине 2022 планируется окончательный запуск производства. «Переезд позволит нам расширить производственные мощности Legrand в области. Мы ожидаем, что за счет новой производственной площадки сможем создать более 450 новых рабочих мест. Чтобы обеспечить максимальное удобство переезда, для наших сотрудников будет предоставлен ежедневный трансфер из всех районов Ульяновска», — прокомментировали в пресс-службе завода.
Генеральный директор АО «Контактор» — Людмила Некрасова. В 2007 году акции завода приобрела французская группа компаний Legrand — один из мировых лидеров по производству электропродукции, электросистем низкого напряжения и информационных систем.
Арт Завод
Арт Завод запись закреплена
Друзья, уже завтра играем в электричестве. Всех ждём.
ART Завод рекомендует
Арт Завод запись закреплена
Квартирник N7 от 27.11.2021
Бессменный ведущий Дмитрий Михеенко
Арт Завод запись закреплена
Квартирник N7 от 27.11.2021
Дмитрия Михеенко Михей и его собеседников
Алексея Чусова и группы «Верю»
Арт Завод запись закреплена
Квартирник N7 от 27.11.2021
Арт Завод запись закреплена
Квартирник N7 от 27.11.2021
Логичная нежность прозы Людмилы Ромашкиной Людмила
Нежность без логики поэзии Ольги Плюсниной ПЭМ
Арт Завод запись закреплена
Квартирник N7 от 27.11.2021
Звукосочетания группы «Седьмой сентябрь» Седьмой Сентябрь
Лиричность проекта Другие Азат
Арт Завод запись закреплена
Квартирник N7 от 27.11.2021
Оригинальный тембр голоса Евгения Ахметшина Евгений
Андеграунд краснодарской поэзии Даниила Даргара DARGAR
Арт Завод запись закреплена
Квартирник N7 от 27.11. Арт Завод
Людмила Ромашкина Людмила
Группа «Верю» Алексей Чусов
Спасибо за атмосферу и драйв
Арт Завод запись закреплена
Седьмой квартирник Арт Завод
Как это было.
Даниил Даргар Даниил
Евгений Ахметшин Евгений
Благодарю вас, вы неповторимы.
Как превратить промышленные зоны в арт-кластеры и заработать на этом
Превращение промышленных зон в творческие пространства — тренд, уже давно распространившийся по всему миру. В Лондоне в качестве примера сразу вспоминается музей Tate и район Сохо. Москва идет по этому пути с небольшим опозданием и немного иначе.
Преобразование фабричных и индустриальных территорий в арт-кластеры в Москве приобретает характер модного тренда. В столице промзоны составляют около четверти городской территории и часто занимают очень выгодное расположение практически в центре. Например, рядом с метро «Курская» находятся сразу три кластера, созданные на месте индустриальных объектов: ARTPLAY, «Винзавод», «Арма», «Кристалл. Точка сборки».
В столице развитие арт-площадок идет планомерно и не представляет собой стихийные захваты богемой тех или иных кварталов, как это часто бывает в европейских городах. Хотя попытки пойти по западному пути Москва переживала совсем небольшой период времени в 90-е годы, когда отдельные арт-коммуны стихийно захватывали здания и формировали вокруг них целые кварталы со своей самобытной жизнью. Но на сегодняшний день такой практики в столице нет. Все больше входит в моду индустриальная недвижимость.
Станки и мольберты
Как же производственные цеха превращаются в творческие пространства?
Первый этап — это освобождение или частичное освобождение от производства. Фабрика либо полностью закрывается, и недвижимость освобождается для непроизводственных целей, либо арт-кластер существует параллельно с рабочими цехами. После того как производство покидает площадку, недвижимость сдается представителям арт-сообщества. Помещения полностью оборудуются и приводятся в порядок силами арендаторов, владельцы зданий предпочитают не вкладываться в ремонт.
Сегодня индустриальная недвижимость все чаще преобразовывается в необычные офисные и выставочные центры, где собраны компании, связанные искусством, медиа, архитектурой и дизайном, наукой. В обиходе даже появился новый термин «креативная недвижимость». Самые известные на сегодня московские креативные пространства: «Винзавод», «Красный Октябрь», «Арма», ARTPLAY, FLACON. Здесь проходят лучшие лекции и семинары, работают самые модные рестораны и клубы. Если компания снимает офис в арт-кластере, значит, она находится в тренде.
Московские креативные кластеры разнообразны. Некоторые состоят из выставочных пространств, другие — из офисов, третьи пытаются сделать сложный центр с элементами торговли. Создав имидж арт-объекта и инвестировав средства в ремонт, девелопер не несет убытки, а, наоборот, получает доход, пусть и меньший, чем при создании традиционного бизнес-парка или офисного центра. Часто, как это, например, было в «Красном Октябре», девелоперы предоставляют льготные условия для арендаторов: льготные ставки и арендные каникулы на четыре-пять месяцев, чтобы компенсировать их затраты на отделку заводских помещений. Место быстро становится популярным и за счет сарафанного радио привлекает к себе арендаторов из мира культуры и искусства. Именно они больше других ценят необычную архитектуру и высокие потолки фабрик.
Серийные арт-девелоперы
В качестве примера успешной синергии торговли и искусства можно привести компанию ARTPLAY, которая с 2003 года создает в Москве креативные кластеры. За девять лет команда ARTPLAY обустроила два одноименных арт-центра. Бизнес компании с первых дней ее существования включал в себя три направления: мебельный шоу-рум, архитектурное бюро и выставочную деятельность. Первые два приносили доход. Выставки формировали имидж и были магнитом для привлечения новых клиентов. Получался синергетический эффект, который позволял создавать модное место и одновременно бойко торговать дорогими предметами интерьера.
По этой же схеме и был организован первый центр ARTPLAY. Галерея площадью всего 600 кв. м находилась в 2003 году в районе улицы Александра Невского. Однако уже в 2004-м компания сформировала полноценный креативный кластер: арендовала 10 000 квадратов площадей в здании фабрики «Красная Роза». Порядка 10% из них ARTPLAY использовала для собственных нужд — организации выставок и продажи мебели, а 90% сдавалось в субаренду. Под крышей ARTPLAY удалось собрать около 20 ведущих архитектурных бюро Москвы. Архитекторы были своеобразными якорями, офисы им сдавались с существенным дисконтом. Основной доход компания получала от сдачи площадей под бутики, которые торговали мебелью, керамической плиткой и сантехникой.
В 2008 году ARTPLAY пришлось вновь поменять дислокацию. Владелец фабрики (компания KR Properties) не стал продлевать договор аренды. Это, к сожалению, типичная ситуация на рынке. Художники приходят, открывают вторую жизнь для того или иного обычного промышленного места, и цены на здешнюю недвижимость начинают расти. В результате художникам место становится не по карману, они уходят осваивать новые пространства. А в их обжитые офисы переезжают банкиры и бизнесмены. Сегодня в построенном на месте фабрики «Красная Роза» бизнес-центре снимают площади респектабельные арендаторы: банк «Открытие», «Яндекс», агентство недвижимости Knight Frank, французская компания Lafarge и другие.
ARTPLAY освоила новую индустриальную площадку — территорию завода «Манометр», который принадлежит компании «Аллтек». Поменяв место жительства, менеджеры ARTPLAY решили, что зарабатывать деньги по схеме «аренда — капитальный ремонт — сдача площадей в субаренду» — слишком рискованный и затратный бизнес. На «Манометре» компания выступила оператором проекта. Все здания завода, общая площадь которых составляет порядка 75 000 кв. м, были переданы в управление ARTPLAY, которая решила реконструировать всю территорию завода в рамках общей концепции «Центр дизайна ARTPLAY». За прошедшие три года освоена лишь половина бывших заводских пространств. Все реконструированные площади уже сданы в аренду: на 35 000 кв. м разместились почти 500 компаний. Окончание реконструкции всей территории планируется к 2015 году.
ARTPLAY отличается от большинства многофункциональных комплексов «фейсконтролем» арендаторов. Потенциальные обитатели центра должны соответствовать концепции места, в которой основополагающее слово — «дизайн». Различные дизайнерские школы и курсы могут рассчитывать на льготную арендную плату. Сегодня один из якорных арендаторов ARTPLAY — Британская школа дизайна, занимающая офис площадью 5000 кв. м. Молодые дизайнеры, с одной стороны, генерируют поток клиентов для шоу-румов, с другой — сами являются потенциальными арендаторами центра. В будущем для привлечения начинающих специалистов планируется открыть пространство для совместной работы — коворкинг-центр. У такой инициативы может быть светлое будущее. Главные факторы успеха: хорошее местоположение и удачная концепция. Особенно ценно, что в районе метро «Курская» обосновались также арт-центры «Винзавод» и «Арма». Получился крупный кластер, в результате синергии выиграют все.
Креативный тренд
Арт-кластеры крайне важны для современного города, именно в них бурлит творческая жизнь. Москва включилась в мировой тренд ревитализации индустриальных пространств менее десяти лет назад, и потому полдюжины креативных пространств нового типа — это не так уж и плохо.
В ближайшее время к процессу хочет подключиться и столичное правительство: творческий кластер будет создан на территории ЗИЛа. Творческие территории существуют не только в Москве, но и, например, в Санкт Петербурге, где подобным примером может служить «Фабрика ткачей». Тенденция превращения промышленных зон в креативную недвижимость в ближайшее время станет еще более популярной.
Марина Кирилина, куратор выставочной программы и работы с художниками проекта MediaNovation