артефакт в культурологии что такое
АРТЕФАКТ
Полезное
Смотреть что такое «АРТЕФАКТ» в других словарях:
артефакт — артефакт … Орфографический словарь-справочник
артефакт — (от лат. artefactum искусственно сделанное) факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой изучения процесса и на … Большая психологическая энциклопедия
Артефакт — (лат. artеfactus жасанды істелген) табиғилықтан тыс, қолдан жасалған нәрсе, мәдениеттің жемісі. Артефакт ретінде тек денелік белгілері емес, сонымен бірге таңбалық, рәміздік мазмұны бар кез келген жасанды нәрсе қарастырылана алады. Мәдени… … Философиялық терминдердің сөздігі
АРТЕФАКТ — [ Словарь иностранных слов русского языка
Артефакт — (от лат. artefactum искусственно сделанное) экспериментальный результат, возникающий из за отклонений в проведении эксперимента или из за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения … Психологический словарь
АРТЕФАКТ — ( от лат. artefactum искусственно сделанное), процесс или образованне, не свойственные организму в норме, а вызываемые самим методом исследования. А. обычно обусловлен методич. и технич. погрешностями или случайными факторами. Напр., при… … Биологический энциклопедический словарь
Артефакт — (микробиол.) несвойственное наблюдаемому объекту явление, приводящее к искажению результатов исследования. При микроскоп, методе исследования А возникает вследствие нарушения методики забора материала, приготовления мазка, особенно его фиксации и … Словарь микробиологии
артефакт — сущ., кол во синонимов: 4 • памятник (17) • процесс (55) • фактор (29) • … Словарь синонимов
АРТЕФАКТ — (от лат. artefactum искусственно сделанное) англ. artefact/artifact; нем. Artefact. 1. Созданный человеком объект. 2. Обработанное доисторическим человеком орудие труда. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Артефакт — это.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Многие знакомые и малоизвестные слова на самом деле произошли от латыни — так называемого мертвого языка, который хоть и не используется в обиходной жизни, но оказывает большое влияние на наш словарный запас.
В числе позаимствованных из латинского языка терминов значится и «артефакт» — достаточное интересное словечко, которое приобретает разные значения в зависимости от контекста, в котором оно употребляется.
Что такое артефакт
Артефакт — это слово, которое произошло от латинского «artefactum»: лат. «arte» — «искусство» или «искусственный», лат. «factum» или «factus» — «сделанный». Следовательно, артефакт — это что-то, сделанное искусственно или по законам искусства.
Фактически артефакт приравнивается эпитету «рукотворный», и в действительности именно это значение изначально применялось в археологии как единственно верное.
Таким образом во время раскопок находки археологов можно было как-то разграничить, разделив природные «сокровища» от тех, которые были созданы людьми.
Артефактом могли называть:
Впрочем, говорить о том, что артефакт — исключительно археологический термин, будет тоже неверно. На самом деле, им может выступать любой рукотворный предмет (необязательно древний), от глиняного горшка из прошлого тысячелетия до современного смартфона.
Другое дело — в каком контексте это слово принято использовать и где оно прижилось больше всего.
Другие значения слова
Наиболее обобщенное определение слова «артефакт» — это явление, процесс, объект, свойство предмета или процесса, возникновение которого по естественным причинам просто невозможно или маловероятно.
Многие наверняка слышали слово «артефакт», что такое оно собой представляет — тоже знают, но даже не догадываются, какое количество значений у него есть в теории. Если заглянуть практически в любой толковый словарь, вы увидите, что слово «артефакт» очень многозначно и зависит от сферы его применения:
В этом контексте это нечто по-настоящему уникальное и существующее в единственном экземпляре, часто наделенное магическими свойствами.
Оно функционирует в среде культурно-семантического поля (например, в литературе) и представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в различных контекстах использования (на примере транскультурного образа Дон Кихота).
Это наиболее часто встречающиеся определения слова «артефакт», которые можно встретить на просторах интернета и в словарях, однако в действительности их гораздо больше. Археология, различные направления в науке и медицине, менеджмент — далеко не весь список ниш, где фигурирует данный термин.
Артефакты в массовой культуре
Не обошлось и без заимствования слов в качестве названия. В частности, широкую известность приобрели такие «артефакты»:
Слово «артефакт» многогранно, из-за чего можно сделать неправильный вывод и не понять его точное определение в том или ином контексте. В целом же это понятие обычно применяют по отношению к уникальному объекту, который привлекает интерес окружающих своими необычными качествами или свойствами.
Таким образом, наиболее популярное значение артефакта — именно то, которое имеет археологические корни, а также косвенно связанное с жанром фэнтези.
В обиходе и обычной разговорной речи никто не будет использовать термин из биологического, эстетического или научного контекста, ограничившись тем, что это нечто сделанное руками человека, а также нечто, отличающее его от заурядного объекта в той нише, о которой идет речь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
В современном мире термин «артефакт» все больше ассоциируется с искажением качества фотографии, в то время, как раньше, этот термин ассоциировался ни с чем иным, как с древними сокровищами 🙂
Если вы найдёте что-то старинное, ценное, то не думайте сразу, что нашли артефакт. Государство обязательно попытается у вас это забрать, назвав вещь кладом!
Понятие культурного артефакта и культурной формы
Тема 5. Морфология культуры
1. Понятие культурного артефакта и культурной формы как элементарных единиц культурного мира.
2. Структура культуры в свете деятельностной концепции.
3. Обыденная и специализированная культура.
4. Функции культуры.
Культура представляет собой сложную системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи. Изучением структуры культурного пространства, внутренней структуры культуры, ее организационно-функционального строения занимается раздел культурологии, называемый морфологией культуры.
В различных словарях и энциклопедиях термин «морфология» (от греч. morphe – форма) означает знание о форме и строении познаваемого объекта. В самом общем виде морфология – это знание о формах. Уместно также говорить, что морфология изучает структуру.
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать формами, типами, видами, отраслями культуры, сформировалось множество концепций, делящих культуру по разным основаниям. Так, существует достаточно устоявшийся подход деления культуры на материальную и духовную. Однако и он имеет разные варианты. Например, в концепции М.С. Кагана как отдельная структурная часть выделяется художественная культура. Иные авторы вовсе отказываются от принципа построения морфологии культуры на основании духовного и материального уровней. Существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной форме. Они представляют собой как бы «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
Однако в рамках любого подхода к морфологии культуры мы не можем обойти стороной ее базовые понятия – культурный артефакт и культурная форма.
Артефакт (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный) – это мельчайшая и неделимая частица культуры, то, что отличает культуру (мир искусственного) от природы (мира естественного). С понятием артефакта мы уже встречались (См. тему 1. «Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии»).
Артефакт – это продукт человеческой деятельности. Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую, «сверхприродную» среду обитания. Нас с детства и до старости окружает эта «сверхприродная» культурная среда (вспомним пример с рождением человека, из материнского лона попадающего в объятия культуры, пеленающей его в пеленки или одевающей в распашонки).
Но не всякая человеческая деятельность приводит к созданию артефактов. Их создает только та деятельность, которая связана с поиском смыслов. Человек вносит в результаты деятельности свою «человечность», т. е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество: способность заключать в себе некий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека. П.А. Флоренский приводил интересный пример. Когда мы смотрим на звездное небо, то видим там, не звезды вообще, а например, семь звезд Большой Медведицы такой-то величины. И тут же философ вспоминает анекдот об умном мужике, который спросил у астронома: «Я понимаю… что можно было сосчитать звезды и определить их расстояния, но скажите, Бога ради, как вы узнали их названия?» [79, c.376]. Названия звезд – продукт культурного творчества (как, например расстояние между ними или закон всемирного тяготения). Поэтому «Большая медведица» выступает для нас уже не как физическое тело, а как культурный артефакт.
Артефакты делятся на материальные и духовные, хотя, бесспорно, четкой границы между ними провести нельзя. Мир материальных артефактов – предметный мир – от палки-копалки до космической ракеты, современного технического оснащения, компьютерных технологий и пр. Однако, бесспорно, в этих артефактах воплотился дух человеческий, знания, умения, ценности. Материальные артефакты составляют материальную культуру, а она, по меткому выражению А.А. Радугина, есть «человеческое «Я», переодетое в вещь» [22, с. 67].
Артефакты духовной культуры выражены в человеческих представлениях и знаниях, взглядах и убеждениях, идеях, моральных нормах и ценностях. Такие понятия, как добро, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность, смысл жизни, счастье и пр. являются духовными артефактами.
Любой артефакт есть единство материальной формы и духовного содержания. Например, одна и та же книга может быть напечатанной на бумаге или быть представленной в электронном варианте. Изменение материальной формы не изменило ее духовного содержания (хотя ценители бумажной книги говорят, что чтение с экрана компьютера изменяет восприятие содержания текста).
Артефакты являются воплощением какой-либо культурной формы. Культурная форма – это своеобразная оболочка, в которой представлен тот или иной культурный объект (артефакт), в которой создаётся, хранится и передаётся из поколения в поколение информационно-знаковое содержание общественной жизни (знания, ценности и регулятивы). Одну и ту же форму могут воплощать разные артефакты. Например, такая культурная форма, как жилище, может быть представлена разными артефактами – хатой белорусского крестьянина, юртой скотовода-кочевника, дворцом падишаха или, например, типовой постройкой советской эпохи, без которой не было бы фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».
Мы познакомились с первичными понятиями морфологии культуры. Теперь рассмотрим наиболее известные подходы к описанию строения культуры.
Артефакт
Артефакт (лат. arte factum — искусственно сделанное) — это любая вещь, сделанная человеком, представляющая собой предмет исторического интереса. Культурный артефакт создается путем наблюдения чего-то научным способом исследования. Это элемент, в котором исторические события, ситуации, развлечения, наследие могут быть идентифицированы человеком. Артефакты включают в себя функцию, архитектуру, дизайн и т.д. для идентификации культурных влияний. Это исторические инструменты, которые могут описать культурную среду ранних народностей. Культурные артефакты имеют глубокие корни в представлении философии, религии и экономики более ранней культуры.
В случае с африканской культурой музыка была главным артефактом. Их общество и регионы вносят свой вклад в развитие музыкальных традиций. Музыка оказала лучшее влияние на африканскую культуру, на их наследие, развлечения и социальные перспективы. Раньше африканцы говорили на многих языках, и эти языки имели связь с музыкой в местных культурах. Африканская музыка повлияла на язык, окружающую среду, политику, разнообразие культур и движение населения африканцев.
В африканской культуре музыкальные практики оказали влияние на социальные, экономические и политические структуры. Музыкальные традиции Африки были динамичными и изменяли культуру на протяжении всего творческого процесса. Традиции были сформулированы между поколениями. На музыкальные традиции Африки оказали влияние различные факторы, такие как торговля, колониализм, религиозная экспансия и миграция.
Африканские народы традиционно обеспечивали передачу культурных обычаев от одного поколения к другому. Исторические описания музыки и танца можно найти в устной литературе африканской культуры. Эстетические и утилитарные функции выполнялись традициями. Функции, связанные с повседневной деятельностью африканского народа, такие как практика воспитания детей, национальные церемонии, правила инициации и сельскохозяйственная деятельность, рассматривались как исторические корни африканских музыкальных традиций. Музыкальные практики африканцев играли жизненно важную роль в случае религиозного влияния.
Культурный артефакт
Культурный артефакт — это более общий термин к понятиям социальный артефакт и археологический артефакт. Культурные артефакты могут включать в себя объекты, полученные из археологических раскопок (археологические артефакты), а также могут включать в себя объекты современного общества или недавнего прошлого (социальные артефакты). Например, для антропологии токарный станок XVII-го века, кусок фаянса или телевизор являются богатыми источниками информации о времени, в котором они были произведены и использованы.
Культурные артефакты, будь то древние или нынешние, имеют значение, поскольку помимо прочего они дают представление о технологических процессах, экономическом развитии и социальной структуре. По словам Маркса Вартофского, «артефакт является для эволюции культуры тем же, чем ген является для биологической эволюции». Согласно Кеннету Боулдингу, экономическое развитие представляет собой эволюцию человеческих артефактов.
Вартофский классифицирует артефакты следующим образом:
* первичные артефакты: используемые в производстве (например, молоток, вилка, лампа или камера);
* вторичные артефакты: артефакты, производные от первичных (например, пользовательская инструкция для камеры);
третичные артефакты: представления вторичных артефактов (такие, как скульптура пользовательской инструкции для камеры).Социальные артефакты, в отличие от археологических артефактов, не обязательно имеют физическую форму (см., например, виртуальный артефакт), также они не обязательно имеют историческую ценность (предметы, созданные несколько секунд назад, могут быть классифицированы как социальные артефакты).