артхаус что это за жанр в кино
Артхаус
Артхаус
Содержание
Истоки
С ранних художественных фильмов, включая произведения Жоржа Мельеса, Дэвида Гриффита и Сергея Эйзенштейна, наметилось то, что называют языком кино; а в работах создателей испанского авангарда, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, а также Жана Кокто оно осмысленно разрабатывалось как вид изобразительного искусства.
Артхаус продолжает традиции кинематографического авангарда экспериментального кинематографа, сформировавшегося в 20-30-е годы XX века. Именно тогда сформировалась идея о том, что фильмы могут быть разделены на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию и на серьезное искусство кино, направленное на интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создали Общество Фильмов и импортировали фильмы, которые, по их мнению, были «художественными достижениями» (такие, как «советские фильмы диалектического монтажа» и экспрессионистские фильмы студии Universum film AG (UFA) в Германии».
В 1920-1930-х годах французское авангардное движение фильмов Чистого Кино (Cinéma Pur) также оказало влияние на развитие идеи «арт фильма». Дадаисты, Рене Клер и Марсель Дюшан стали отменять традиционные методы описательного и буржуазного искусства и привычных со времён Аристотеля понятий времени и пространства путем создания гибкого монтажа времени и пространства. Чистое Кино повлияло на немецкое «абсолютное» кино Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна и Викинга Эггелинга.
Само же понятие Артхаус возникло в 1940-х годах в США, где арт-хаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (т. е. не американского) и местного независимого производства.
Термин «Арт-фильм» гораздо более широко используется в США, чем в Европе. Киноведы там, как правило, определяют «арт» фильм с помощью тех качеств, которые отличают его канон от «массовых», «голливудских» фильмов. Киновед Дэвид Бордвэлл (Bordwell) утверждает, что «арт-кино само по себе является жанром [фильма], со своими отдельными конвенциями».
В Европе «Арт-фильм» не входит в категорию коммерческого киноискусства и не является развлекательным жанром. Обычно фильмы такого рода показывают в скромных моноэкранных кинотеатрах, за небольшую цену.
Послевоенный период
В 1955 году в Париже основана Международная конфедерация артхаусных кинотеатров CICAE (фр. Confédération Internationale des Cinémas d’Art et d’Essai ). Членом CICAE является основанное в 1992 году объединение Europa Cinemas, в которое входят кинотеатры, поддерживающие европейское кино.
В России членами CICAE (через Europa Cinemas) являются московский кинотеатр «Пионер» и «35мм», петербургский «Дом Кино», нижегородский «Орлёнок» и калининградский «Заря».
Дистрибуцией артхаусных фильмов на территории России занимаются компании:
Артхаус
Capolavoro — пародия на артхаус в GTA V
Артхаус (или арт-хаус, от англ. art house — буквально «дом искусства», а по смыслу «художественный кинотеатр») — кинематографический жанр, характеризующийся большим процентом вывиха мозга, философии и размышлений режиссёра о вечном. Изначально не рассчитан на массового зрителя, зато очень любим всякими кинофестивалями, типа Каннского и Венецианского (один из поджанров артхауса так и называется — фестивальное кино). Любит эксплуатировать темы этнических и сексуальных меньшинств, «маленького человека», экспериментировать с формой, поднимать экзистенциальные вопросы, адаптировать на экран спорные литературные произведения и другими способами не давать зрителю расслабиться в удобном кресле с попкорном и кока-колой. К облегчению широких масс, обычно показывается в специальных артхаусных кинотеатрах, а в массовых — один-два сеанса пару раз в неделю в неудобное время, если показывается вообще.
Типа я Тарковский — подтроп артхауса, при котором в артхаус, полный духовности и символизма, превращают основу, которая им, по идее, быть не должна.
Содержание
Да что ты такое? [ править ]
Изначально так вообще назывались американские кинотеатры, крутившие «высокохудожественное» кино с ограниченным спросом, особенно европейское (московский кинотеатр «Художественный», можно сказать, именно что такой «арт-хаус» даже по названию). Кстати, похожие кинотеатры, крутившие полный трэш, назывались «грайндхаус», и нередко это были одни и те же кинотеатры. Потом так стали называть фильмы, которые тут крутят. При этом многие из них у себя на родине считались вполне себе мейнстримом (например, работы Куросавы), а «артхаусом» вдруг стали только в Америке.
Границы артхауса довольно размыты. Но можно попробовать выделить несколько основных составляющих.
Так что из этого артхаус? Спорить можно бесконечно, но проще всего считать так: если фильму подходит сразу несколько таких определений — его смело можно называть артхаусом.
Это плохо? [ править ]
Как и любой жанр, не хорош и не плох сам по себе.
Из плюсов — артхаусные фильмы, как правило, менее шаблонны. Хотя и тут есть свои штампы — например, делать всё ме-е-едленным или чёрно-белым, потому что именно такое кино критики считают «серьёзным». Но для того, кто устал от голливудских штампов, это действительно глоток свежего воздуха. Кроме того, многие артхаусные режиссёры, не имея крутых спецэффектов, стараются хотя бы сделать картинку красивой саму по себе — снимают красивые пейзажи и интерьеры, красивых женщин в красивых платьях и без них…
Ну и главное — артхаус бывает разный. Самым лютым артхаусом можно назвать «Трудно быть Богом» Алексея Германа, бессюжетная, наполненная грязью, дерьмом, противным звуковым сопровождением — адская вакханалия, так еще и длящееся 3 часа (. ). Также мозговыносящий авангард, вроде работ Ходоровски, тошнотворные фильмы-пощёчины какого-нибудь Белы Тара или Светланы Басковой (хотя с её работ можно и поугарать). Но в то же время есть вполне популярное эстетское кино Джима Джармуша, Стэнли Кубрика, Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана и старых французских режиссёров, которое отпугнуть может разве что медлительностью.
Значимые режиссёры артхауса [ править ]
Примеры артхаусных фильмов [ править ]
Штампы артхауса [ править ]
Неофиты, впервые приобщившиеся к высокохудожественному кино, поначалу считают, что оно-то свободно от штампов этого вашего Голливуда и открыто любому творчеству. Нет, от голливудских жанр и правда свободен, зато полон своих, которые начинаешь замечать, если смотришь такие фильмы часто. Штампы встречаются не во всех артхаусных фильмах, но встречаются часто.
Как понимать артхаус. Ответ в шести карточках
Отвечаем на самые «стыдные» вопросы о том, что такое артхаусное кино, почему его скучно смотреть и на каких фильмах можно потренироваться.
Я часто слышу термин «артхаус», но никак не могу уловить, что он значит. Это стыдно?
Нет. Строгого научного определения «артхауса» вообще не существует, а границы термина максимально размыты. Так, например, артхаусом часто называют фильмы, рассчитанные не на широкую аудиторию. В этом случае используется, пожалуй, самое расхожее толкование — «не для всех». Но под этот критерий собирают и фестивальное кино, и экспериментальные картины, и вообще каждый иностранный фильм не на английском языке. Кто-то еще включит в список артхаусного все малобюджетное кино в мире. Но определенности от этого не добавится.
Ок. А откуда взялось это понятие?
Все началось в 1940-е гг. в США. Артхаусом тогда называли кинотеатры, репертуар которых состоял из всего того, что нельзя было увидеть в обычных кинотеатрах: это и классические довоенные голливудские ленты, и радикальныхе киноэксперименты, а еще фильмы иностранного (не американского) и местного независимого производства. Главный критерий отбора — непривычность, редкость фильма. В основном это достигалось за счет простого метода — отказа в историческом контексте: репертуар артхауса должен был сравниваться только с текущим кинопроцессом. И тогда какой-нибудь вырванный из контекста Первой мировой войны «Кабинет доктора Калигари» (1920), оставшийся ожидаемо далеким и непонятным для зрителей 60-х гг., позволял этим зрителям списать его непонятность (то есть ту самую «непривычность») на присутствие ценного художественного качества.
Допустим. А как все это связано с современностью?
В двух словах: артхаусы исчезли, а слово, обозначавшее их репертуар — «арт-кино», осталось. Вся эта история с артхаусами сформировала новый способ восприятия кино: современного или ушедших эпох — неважно. Отныне непонятность отдельных моментов фильма становится сигналом не для судорожного поиска контекста (в каких социально-политических условиях фильм был создан), а для поиска особой художественности. В конце концов, искусство кино или нет?
Ну ладно. Про высокохудожественность, наверное, ясно. Но дайте что ли хоть какие-то критерии арт-фильма?
Американский киновед Дэвид Бордуэлл говорит, что основной признак любого арт-фильма — это его непохожесть на классическое голливудское кино. Если сюжет в голливудских фильмах всегда действует по формуле «причина — следствие» или «проблема — решение», то арт-фильм отличается большими пробелами в сюжете, где далеко не на каждое «почему?» дается ответ. Для артхауса более характерно приближение к фиксации потока существования. Отсюда и скука, которую часто вызывают такие фильмы.Вспомним для примера картину И. Бергмана «Земляничная поляна» (1957). Вместо того, чтобы четко обозначить источник экзистенциального кризиса главного героя, автор предлагает зрителю лишь серию неопределенных воспоминаний и сновидений. В противовес такому нелинейному повествованию арт-фильма, где герой пассивно скользит от одной ситуации к другой, персонаж голливудского фильма всегда мчится по прямой к разрешению главного конфликта ленты.
Ага, то есть нужно просто понять, голливудский передо мной фильм или нет? Звучит легко.
Нет, и тут не все просто. Уже в рамках деления на голливудские и артхаусные фильмы возникает такое гибридное понятия, как, например, голливудский артхаус (или еще его называют «артстримом» — от слова «мейнстрим»). Эти фильмы стоят одной ногой в мире авторского кино, а с другой стороны — это такие большие проекты с голливудским бюджетом и серьезными сборами. Попробуйте доказать, что «Криминальное чтиво» (1994) К. Тарантино — это однозначно артхаус или не артхаус!
Ладно. Вы там про скуку говорили. На днях я посмотрел артхаус и мне не понравилось. Что делать?
Во-первых, запомните, что арт-фильм можно отличить от всех других еще и по роли зрителя. Артхаус требует активного просмотра, а тот же голливудский блокбастер поощряет пассивную аудиторию. Проще говоря, артхаус всегда спрашивает зрителя, что тот думает, а не говорит ему, что думать.Во-вторых, вспомните про артхаусы 1940-х гг. Если изначально главная особенность арт-фильма в отсутствии какого-либо конкретного контекста, значит у просмотренного вами артхауса есть возможность быть вписанным в любой контекст, интересный вам. Поиграйте со смыслами, подставьте на место, которое осталось необъясненным, ту или иную жизненную ситуацию, искусствоведческую проблему или даже философскую теорию.
А на чем я могу потренироваться?
Попробуйте посмотреть фильмы Карла Теодора Дрейера, Ингмара Бергмана или, например, Апичатпонга Вирасетакула — с ними не прогадаете. Если же вспомните, что артхаус может быть не только определенным видом фильма, но еще и способом просмотра кино, то тренируйтесь на всем подряд.
Что такое артхаус
Прокатчик СЭМ КЛЕБАНОВ объясняет, почему самое любимое слово российских киноманов почти лишено смысла
Читать!
Есть несколько разных определений. Одно, например, дает журнал Variety в своем Slanguage Dictionary: артхаус — это неанглоязычное и не мейнстримовское независимое кино, которое идет в специализированных кинотеатрах. Такое вот широкое определение, скорее из области кинопроката, индустрии, чем искусствоведения. Те же, кто пытается определить артхаус исходя из художественных особенностей фильмов, составляют целые списки условий, при соблюдении которых кино считается артхаусом — то есть искусством, а не циничным проектом по зарабатыванию денег.
Этих признаков очень много, но ни один из них не является решающим. Пример: говорят, в мейнстримовском кино история — линейная, а в артхаусном — сложная, запутанная, нелинейная, в ней часто перепутаны местами прошлое и настоящее. Да, такое бывает, но есть и очень простые, линейные артхаусные истории — «Гавр» Аки Каурисмяки или почти все фильмы братьев Дарденн. Не скажешь, что в них нет сюжета.
Сейчас придумали еще один отличительный признак артхаусного кино — в нем, мол, обычно речь идет о конфликтах, обусловленных текущими политическими событиями или социальными проблемами, это кино, которое отличается особой симпатией к самым обездоленным, к социальным низам — как это происходит в «Розетте» или в фильме «Дитя». Опять же это нельзя назвать универсальным определением — кино о страданиях молодого аристократа вполне может быть артхаусным. Нельзя сказать, что в фильме Франсуа Озона «Бассейн» речь идет о социальных низах. Или в фильмах Висконти. Или в «Опасном методе» Кроненберга — там персонажи тоже вполне обеспеченные люди. В общем, все это не работает.
Я бы раскрыл понятие «артхаус» так: это кино, где определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир, пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает, как к произведению искусства. Оно может и не получиться: артхаус — это не всегда знак качества. Это просто указание на то, что люди пытались как-то по-особенному сказать о чем-то важном.
Из-за того, что артхаус настолько разнообразен, очень сложно представить себе и типичную артхаусную публику. Например, «Теорема» Пазолини явно апеллирует к достаточно узкой интеллектуальной прослойке, к людям, которым интересно разгадывать загадки, копаться в переплетении сложных смыслов. С другой стороны, то же «Дитя» братьев Дарденн или, например, фильм Ханы Махмальбаф «Будда рухнул от стыда» настолько просты, что не требуют от публики никакой подготовки. Они рассчитаны на любого зрителя, который тем или иным образом попал в кинотеатр. Когда я смотрел «Будда рухнул от стыда» в Риме, там ползала было детьми, которых привели на фестиваль из окрестных школ. Они все смотрели очень внимательно и очень эмоционально, было видно, что это кино — для них. Поэтому, когда мы говорим, что «артхаус — это кино не для всех», мы больше говорим об ожиданиях аудитории и поводах, по которым она идет в кинотеатр. Понятно, что в Москве на артхаусное кино выбирается достаточно специфическая публика.
Кино, которое считается мейнстримом в одной стране, может превращаться в артхаус в другой. Так, например, произошло с фильмами Лукаса Мудиссона Fucking Åmål и «Вместе». Каждая из этих картин становилась дома главным прокатным хитом года. «Вместе» шел первым в топе 10 самых прибыльных фильмов года в Швеции, а вторым шел «Гладиатор», и между первым и вторым местами разрыв был больше, чем между вторым и десятым.
Так называемая широкая аудитория артхаусное кино просто изначально не выбирает, она идет на фильмы, которые не требуют от зрителя никакой ответной работы, которые дают чистое, незамутненное развлечение. Но и большинство артхаусных картин тоже общаются со зрителем на уровне чувств, они не вводят никаких особенных образовательных цензов. Тут уместно вспомнить слова Ингмара Бергмана, который как-то сказал, что его фильмы должны взаимодействовать со зрителем эмоционально, а не интеллектуально. Поэтому если человек уж забрел на артхаусный фильм, то, как правило, он там для себя что-то находит. Прекрасную короткометражку об этом, кстати, сняли братья Коэн для альманаха «У каждого свое кино» — это новелла о ковбое, который забредает на фильм Нури Бильге Джейлана «Времена года» и выходит совершенно потрясенным.
Читать!
То есть мы тут опять возвращаемся к определению индустрии: можно сказать, что артхаусное кино — это то кино, которое идет в кинотеатрах и залах, называющих себя артхаусными. Но сегодня и это определение будет размытым. Укрупнение сетей, появление мультиплексов тоже стирает эту грань. Часто артхаус показывают через стенку от голливудского блокбастера.
Исчезнет ли термин «артхаус» в будущем в связи с новыми каналами распространения контента? Не думаю. Скорее наоборот: чем больше свобода выбора, тем больше нужда в ярлыках и метках, маяках и указателях. И таких ярлыков будет все больше: понятие артхауса будет дробиться, будет появляться «экстремальный артхаус», «интеллектуальный артхаус», такой артхаус, сякой артхаус.
Что такое артхаус и как его смотреть
Когда изобретение братьев Люмьер начинало активно использоваться, среди интеллектуальной элиты долго шли споры отом, станетли кино называться искусством, будетли оно также популярно, как, например, театр. Многие неверили вто, что оно вообще будет пользоваться каким-либо спросом. Нокиноиндустрия развивалась сневероятной скоростью. Ибуквально через пару десятков лет кинотеатры стали собирать сотни людей напремьеры фильмов, апублика жаждала все новых иновых представлений кинематографа.
Кино, как илюбой другой вид искусства, современем разделилось надва вида: массовое иэлитарное, недля всех. Исегодня, когда неточто немодно, нодаже стыдно быть несведущим вискусстве, врядли найдется человек, который если несмотрел, тохотябы неслышал слово артхаус. Однако что это такое, невсе знают, хоть идогадываются. Попробуем вместе свами разобраться вэтом термине.
Что такое артхаус
Несмотря нато, что этот термин широко используется, точного определения ему досих пор недали. Буквально артхаус (art house) переводится как дом искусства. В годах прошлого века вСША появились дома, которые демонстрировали небольшому количеству публики фильмы, снятые невмерике исочевидно небольшим бюджетом. Эти места истали называть домами искусства. Постепенно артхаус стал эвфемизмом для названия фильмов, которые демонстрировали втаких домашних кинотеатрах.
Сегодня артхаусом называют фильмы, которые показывают лишь в некоторых кинотеатрах. Артхаусное— это противопоставленное голливудскому, рассчитанное ненаширокую публику, снятое небольшой киностудией или любителями кино. По-другому говорят, что артхаусное кино— это авторское независимое кино. Иэто, пожалуй, самое короткое ичеткое определение.
Чем артхаус отличается отдругих фильмов
Многие кинокритики говорят, что сейчас уже сложно найти артхаусное кино втом виде, вкотором оно представлялось изначально. Идействительно, уже достаточно много фильмов, поправу называемых артхаусом, снимают наприличный бюджет, вних участвуют знаменитые актеры. Многие критерии, покоторым совсем недавно можно было отнести тот или иной фильм картхаусу, уже не актуальны, амногие еще невыработаны. Однако есть ряд отличительных признаков, покоторым высможете понять, что вотон, артхаус вовсей красе.
Своя атмосфера
Уартхаусного фильма всегда своя особая атмосфера. Вынисчем еенеспутаете. Она близка кмедитативной. Создается такая атмосфера засчет монтажа. Первым такую атмосферу воссоздал российский режиссер Эйзенштейн вфильме «Броненосец Потемкин». Онпервым предположил, что монтаж фильма может оказать сильнейшее влияние наэмоции человека. Критики сравнивают атмосферу артхаусного кино савторскими духами, запах откоторых держится навас еще долго после того, как выпокинули кинозал.
Условное место
Действие артхаусного фильма разворачивается вусловном месте. Все происходит как втеатре. Самое главное – негде, акак искем все случилось. Основной конфликт невовнешних обстоятельствах, авнутри персонажа. Поэтому вынередко можете встретить картины, где герой полтора часа кинопленки небудет, как поБродскому, выходить изкомнаты, или интерьер игород будут условно нарисованы мелом наасфальте.
Никогда незнаешь, что может быть дальше
Отсутствие главных героев
Вартхаусе нет главных героев. Вфильме они все стоят навтором плане. Главное – показать зрителю нечто трансцендентальное инаболевшее. То, что будет чувствоваться импочти наподсознательном уровне. Так что выдаже невсегда сможете понять сходу, так кто все-таки важнее, банка колы или условный Йозеф.
Постоянная рефлексия
Личность вкадре постоянно рефлексирует. Именно личность, сосвоим устоявшимся взглядом намир, сосвоей теорией. Да, все почти как уДостоевского, только одна теория может разворачиваться напротяжении нескольких часов фильма. Ида, еще отличие— это необязательно человек, это может быть верблюд, конь, стол, дверной скрип. Но поверьте, вартхаусном кино все они— личности.
Скаких фильмов начать знакомство сартхаусом
Как и в любом направлении кино, уартхауса есть режиссеры-классики ифильмы, ставшие культовыми вэтой нише.
Догвилль
Страны: Нидерланды, Дания, Великобритания
Режиссер: Ларс фон Триер
Вглавных ролях: Николь Кидман, Пол Беттани, Харриет Андерссон
Надворе условные годы. Молодая девушка Грейс, спасаясь отгангстеров, попадает взатерянный вгорах город Догвилль, где живет всего 22человека. Все действие происходит насъемочной площадке, накоторой нет ниодной декорации. Все ихзаменяют мелованные рисунки наполу.
Приветливые горожане соглашаются помочь Грейс спрятаться отпреступников, охотно впускают еевсвои дома иразрешают работать уних занебольшую плату. Кажется, будто жизнь девушки вот-вот начинает налаживаться. Однако все меняется, когда вгород приезжает полиция иобъявляет орозыске Грейс. Сэтих пор девушке придется столкнуться сочень многими неприятностями инеожиданностями. Фильм показывает, что слюдьми может сделать страх вкупе свластью, начто они готовы будут пойти ради собственной безопасности исохранения своей зоны комфорта.
Чай сМуссолини
Страны: Италия, Великобритания
Режиссер: Франко Дзеффирелли
Вглавных ролях: Джуди Денч, Мэгги Смит, Шер
Фильм представляет собой идраму, икомедию, ивоенную хронику одновременно. Надвигающаяся война идет фоном, втовремя как напереднем плане светские беседы богемы Англии сбудущим союзником Гитлера Муссолини. Здесь идет игра набагаже знаний зрителя, апоказывают ему исключительно человеческие отношения, любовь иинтриги, незаостряя внимания натом, что перед нами идейный основатель фашистской идеологии.
Малхолланд Драйв
Страны: Франция, США
Режиссёр: Дэвид Линч
Вглавных ролях: Наоми Уоттс, Джинн Бейтс, Дэн Бернбаум
Весь фильм мынаблюдаем замолодой девушкой, потерявшей память. Она выбирает себе имя, которое случайно увидела набилборде. Ритой Хейворт отправляется вГолливуд, чтобы начать новую жизнь, нопрошлое неотпускаетее, ипридется сперва разобраться совсеми всплывающими воспоминаниями.
Заводной апельсин
Страны: Великобритания, США
Режиссёр: Стэнли Кубрик
Вглавных ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс
Стенли Кубрик пытается найти ответ навопрос, вчемже все-таки причина возросшей среди молодежи непрекращающейся преступности, как получилось, что привычные моральные устои иценности ничего незначат всовременном обществе.
Мынаблюдаем загероем— лидером банды подростков, которая творит бесчинства вовсем городе. Онпопадает втюрьму, однако даже почти жестокие меры, принятые там, немогут повлиять нанего после выхода изколонии.
Быть Джоном Малковичем
Страна: США
Режиссёр: Спайк Джонз
Вглавных ролях: Джон Кьюсак, Кэмерон Диаз,Нед Беллами
Действие картины происходит вофисе на7,5этаже. Все работники передвигаются попомещению наполусогнутых ногах. Именно туда устраивается неудачник кукольник Швартц. Однажды герой находит потайную дверь, которая ведет прямо вголову известному актеру Джону Малковичу. Швартц решает немного подзаработать иводить туда непрерывно экскурсии. Как навсе это отреагирует хозяин головы? Ответ наэтот вопрос неинтересует затейника.