артикулярный аппарат что это

Артикуляционный аппарат

Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Часть нарушений артикуляционного аппарата является нарушением прикуса. Нормальным считается прикус ортогнатический.

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

Содержание

Подробнее

Ортогнатия (др.-греч. ορθο- + γγαθος «верхняя челюсть») — прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы прикрывают одноимённые нижние (вариант нормального прикуса).

Носоглотка — верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскотью, в которой лежит твердое небо. Носовой ход — часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами.

Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) — четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса.

Нарушения (дефекты) артикуляционного аппарата

Любые нарушения в строении А. А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобретенные дефекты А. А., как правило, не приводят к тяжелой речевой патологии, но могут существенно влиять на качество и отдельные характеристики устной речи.

Варианты нарушений артикуляционного аппарата

Расщелина верхней челюсти (gnathoschisis) — аномалия развития: расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти вследствие несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и голоса (ринофонии).

Расщелина губы — (labium fissum; cheiloschisis; син.: заячья губа, незаращение губы, хейлосхизис) — аномалия развития: наличие щели верхней губы, идущей от её красной каймы к носу. При изолированном дефекте может быть нарушение или затруднения в артикуляции губно-зубных звуков.

Прогения (pro- + γενους «нижняя челюсть») — дефект прикуса, при котором нижняя челюсть выступает вперед (по сравнению с верхней) вследствие её чрезмерного развития.

Прогнатия (pro- + γγαθος «верхняя челюсть») — нарушение прикуса, при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного развития верхней челюсти или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти. Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Источник

Артикулярный аппарат что это

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата

1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Рис. 2. Профиль органов артикуляции

1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.

Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.

Источник

Артикулярный аппарат что это

Артикуляционный аппарат — это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), участвующие в производстве звуков речи и голоса.

Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, порождающая человеческую речь, называется артикуляцией. Артикуляция (от лат. articulo — «расчленяю») — многоступенчатый акт, состоящий из трех последовательных фаз:

Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:

Анатомическое строение артикуляционного аппарата и его физиологическая сущность

Речевой аппарат представлен центральным и периферическим отделами. Функцией центрального аппарата является р егуляция процесса речи. Он включает в себя:

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и звукопроизводящего отделов. В образовании звуковой волны участвует ряд органов, которые в совокупности составляют периферию речевого аппарат человека. Этот аппарат представлен:

Артикуляционный аппарат входит в структуру периферического речевого аппарата, который совместно с дыхательным (воздухообразующим) и голосовым (придает индивидуальную окраску и силу голосу) отделом играет основную роль при звукообразовании.

Источник звукообразования

Источником звукообразования является надставная труба или резонатор, в котором образуются обертоны и резонаторные тоны, а также всевозможные шумы от трения воздушной струи о сближенные органы артикуляции или от взрыва сомкнутых.

Надставная труба берет начало полостью глотки (фаринкс), в которой находится надгортанный хрящ, и затем делится на две выходные полости: ротовую и носовую. Эти полости разделяются между собой небо, передняя часть которого твердая, а задняя — мягкая (небная занавеска, оканчивающаяся маленьким язычком).

Основное условие нормальной работы артикуляционного аппарата — естественность и подвижность. У лиц с нарушенной речевой функцией наблюдается недостаточная подвижность артикуляционного аппарата в результате мышечных зажимов или органических дефектов. Корректируются данные проблемы посредством артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Упражнения на развитие артикуляторных возможностей входят в комплекс мероприятий, которые помогают ребенку учиться говорить.

Особенности строения и функции артикуляционного аппарата у лиц с речевыми недостатками

В ходе диагностики строения и моторной функции артикуляционного аппарата у логопатов наблюдаются анатомические аномалии (укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т.д.) или функциональная невозможность выполнения отдельных артикуляционных укладов. Например, не могут поднять язык к небу при широко открытом рте, надуть щеки, пощелкать языком и другие упражнения). Даже, если удается выполнить некоторые движения, качества выполнения этих движений заметно страдает. Отмечается неполнота действий, снижение тонуса мышц, кратковременность удержания заданной позы. Это и ведет к искажению звуков, смешению их и ухудшению дикции.

Источник

Артикулярный аппарат что это

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

За речевую функцию отвечают:

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Источник

Артикуляционный аппарат: строение, функции и дефекты

Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной системы, конечным итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успехи в освоении школьной программы и социальной адаптации.

Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласованная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

Что такое артикуляционный аппарат

Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), которые участвуют в производстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз:

Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки), глотка и гортань.

Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

Функции артикуляционного аппарата

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отдел. Функция центрального отдела – это регуляция процесса речи. Он включает в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, задачей которых является провождение импульса, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам (артикуляторным, голосовым и дыхательным).

Артикуляционный аппарат входит в периферический речевой аппарат, и его основная функция – это образование звуков (совместно с голосовым и дыхательным отделом).

Основные дефекты

Любые дефекты артикуляционного аппарата (врожденные или приобретенные) так или иначе негативно влияют на формирование и развитие речевой функции.

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

К основным дефектам относятся:

артикулярный аппарат что это. Смотреть фото артикулярный аппарат что это. Смотреть картинку артикулярный аппарат что это. Картинка про артикулярный аппарат что это. Фото артикулярный аппарат что это

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Существует большое количество упражнений, но мы укажем несколько из них. Их можно выполнять не только с логопедом, но и дома.

Упражнение «Дудочка»: Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой. Способствует укреплению мышц языка, а также учит ребенка вытягивать губы в трубочку.

Упражнение «Лошадка». Необходимо присосать язык к нёбу, после чего щелкнуть языком. Цокать нужно сильно и медленно, тянув при этом подъязычную связку.

Для детей раннего возраста подходят простые артикуляционные упражнения, вроде надувания щек, вытягивания языка, сдувания ваты и других легких предметов, движений языка, которые имитируют облизывание губ, и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *