Михаи́л Петро́вич Арцыба́шев (24 октября (5 ноября) 1878, хутор Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии — 3 марта 1927, Варшава) — русский писатель, драматург, публицист.
Содержание
Биография
Происходит из поместного дворянства, отец был уездным начальником полиции. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897—1898). С 1894 сотрудничал в провинциальных газетах (харьковская газета «Южный край»), публикуя заметки, репортажи, рассказы. В 1898 переехал в Санкт-Петербург. Публиковал обзоры выставок, карикатуры, юмористические рассказы в «Петербургской газете», «Петербургском листке», журнале «Шут». В 1899 году в Харькове у Михаила Арцыбашева родился сын Борис, впоследствии ставший известным американским иллюстратором.
Творчество
Первой значительной публикацией был рассказ «Встреча» в «Журнале для всех» (1901). Лучшим своим произведением считал повесть «Смерть Ланде» («Журнал для всех», 1904; после её успеха Арцыбашев отказался от карьеры художника). Первая книга — сборник «Рассказы» (т. 1—2, Петербург, 1905—1906). Автор романа «У последней черты» (1910—1912), повести «Миллионы» (1908), «Рабочий Шевырёв» (1909), драм «Ревность» (1913) и «Закон дикаря» (1915). Сборник размышлений «Вечный мираж», написанный в 1919, издан в 1922 в Берлине.
Роман «Санин»
Молодёжь увлеченно читала произведение, организовывала общества «санинцев». Роман был переведен на многие языки и опубликован в Германии, Италии, Бельгии, Франции, Дании, Болгарии, Венгрии и Японии.
Драматург и киносценарист
Пьеса «Ревность», вышедшая в 1913 году имела огромный успех у зрителей России, а позже — на сценах Европы. Ею заинтересовалось также кино. В 1914 году состоялась премьера фильма «Ревность», снятого режиссёром А. Ханжонковым.
В 1914 году Арцыбашев написав пьесу «Война», а в 1916, полемизируя с Горьким — «Враги»,
Драму «Закон дикаря» Арцыбашев написал в ответ на пьесу Андреева «Анфиса». Писатель сам написал сценарий, и появилась кинемодрама «Муж». Фильм, запрещенный цензурой, собирал полные залы зрителей. Киножурнал начинался стихами:
Из глубины седых времён
В двадцатый век принёс мужчина
Свой унизительный закон
Раба, скота и властелина.
До Октябрьской революции 1917 года в России по киносценариям Арцыбашева вышли фильмы: «Позор разврата», «Дневник соблазнённой» («Трагедия соблазнённой»), «Мститель». Был экранизирован и роман «У последней черты». Экранизированные произведения автора не сохранились.
Своё последнее произведение — четырёхактную драму «Дьявол» (1925) — Арцыбашев назвал «трагическим фарсом», героями которого стали социалисты, рабочие, представители интеллигенции и т. д. Общая идея пьесы — осуждение революции с её методами и последствиями.
Эмиграция
Под предлогом лечения за границей, в 1923 году Арцыбашев выехал в Польшу. Там получил польское гражданство, поскольку мать была полькой по происхождению. Свою дальнейшую жизнь в СССР считал невозможной, свой переезд за границу объяснял тем, что своеволие большевиков терпеть стало невозможно. «Что такое эмигранты?… Это люди, которые не могли примириться с большевицкой тиранией и тяжкую свободу изгнания предпочли существованию под бичами кремлёвских палачей. Честь им и хвала. », — пишет автор в статье «Эмигрантская вобла».
В Польше Арцыбашев стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя». Здесь, в период с 1923 по 1927 год Арцыбашев опубликовал около сотни статей, снискав славу первого зарубежного российского публициста. Основной темой этих материалов является разоблачение большевизма. Также автор пишет о революции, касается тем эмиграции, социальной жизни общества, критики СМИ в СССР, литературной жизни России и т. д. (статьи: «Показания по делу Конради», «Или-или», «Суд», «Пощечина», «Завоевания революции», «Смерть Ленина», «Наш третий клад», «Последний царь», «Жгучий вопрос», «Соблазн», «Слово о русской литературе», «Ответ на письма г-жи Н.» и др.).
В Варшаве изданы сборник «Под солнцем» (1924), пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925). Статьи из газеты «За Свободу!» собраны в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925).
Смерть
Посмертно вышла книга «Черёмуха» (Варшава, 1927). Для русской эмиграции в Польше был образцом непримиримости к большевистскому режиму; годовщины его смерти отмечались собраниями и траурными митингами. В СССР произведения Арцыбашева до конца 1980-х гг. не переиздавались и творчество его в школах и вузах не изучалось.
Отзывы современников о публицистической деятельности Арцыбашева
П. Коган: «Он враг бессилия и певец силы. Он клеймит презрением неуверенность и отчаяние, наносит беспощадные удары пошлости и инертности. Он — серьезный и объективный, а потому тем более опасный обличитель обанкротившегося общества»;
А. Куприн (о «Записках писателя»): «Эти записки насквозь пронизаны знакомыми чертами: ума, характера и большого таланта Арцыбашева; беспощадной правдивостью, безоглядной смелостью, цепкой логикой… И вот теперь все, что ни пишет Арцыбашев, полно мужественной скорбью о России, неутомимой ненавистью к её случайным — да! Случайным! — поработителям…»;
П. Пильский: «В нем вообще жил дух противоречия и борьбы. Он любил не соглашаться. Ему нравилось быть одному, в стороне, при своем собственном особом мнении»;
З. Гиппиус: «Да, Арцыбашев „единственный“ из писателей; если и есть у других такая же беспримесная, чистая ненависть к убийцам России, такая же готовность на всякую борьбу, на всякую жертву ради воскресения родины, — эти чувства — увы — слишком часто соединяются с тоской о России прошлой, невозвратимой и ненужной».
Нездоровый интерес Митьки Коршунова к его сестре и нездоровый интерес Владимира Санина к его сестре.
«Санин», гл. VII, с. 71-72
«Тихий Дон», часть вторая, глава 16; ТДДРР, с. 281; ФЭБ, с. 62
И далее в поступках Митьки Коршунова отражаются поступки Санина. Санин овладевает Зиной Карсавиной после совместного катания на лодке, и Митька овладевает Лизой Моховой после возвращения с рыбалки на лодке («Санин», с. 299-300; «Тихий Дон», глава II второй части).
Купеческая дочь Лиза Трегулова в романе «У последней черты» и купеческая дочь Лиза Мохова в «Тихом доне».
«У последней черты», часть I, глава XXIV, с. 493
«Тихий Дон», часть первая, «вставная глава»; ТДДРР, с. 39; ФЭБ, с. 11
lex/td/?pid=012121&oid=01212, оказывается тройственной после присоединения к ней двух фрагментов текста Арцыбашева, один из которых идет сразу за описанием переживаний Лиды и Владимира Саниных (см. выше).
«Тихий Дон», часть третья, гл. 22, ТДДРР, с. 526; ФЭБ, с. 112
Ф. Крюков, «Зыбь», гл. III
«У последней черты», часть I, гл. VIII с. 380
живи так, чтобы вся кровь кипела, чтобы ни одна минута даром не пропала, чтобы потом не пожалеть: вот, мол, мог взять от жизни и не взял
Правда у Крюкова в сжатом виде этот мотив есть уже в ранней повести «Казачка» (1896): «Мы сами себе иногда создаем муки, вместо того, чтобы брать от жизни, не задумываясь, все светлое и радостное, что она дает.»
Художник Михайлов и Михаил Кошевой.
«Тихий Дон»,часть четвертая, гл.21, ТДДРР, с. 715; ФЭБ, с. 122
Весь мир наполнен их сладострастными прекрасными телами, вся земля опутана сетью их ласкающих нежных голых рук. Не видеть их, отказаться навсегда, всю жизнь слить с одной, почему-то выбранной из всех, было бы глупо и скучно
«Тихий Дон», часть первая, глава 10; ТДДРР, с. 59; ФЭБ, с. 30
Умирающий ребенок в романе «У последней черты» и умирающая дочка Аксиньи и Григория. Подробности мы опустим, отсылая читателя к обоим романам (с. 364 у Арцыбашева и гл. XXII третьей части ТД).
Пожарный двор у Арцыбашева и пожарный сарай в «Тихом доне» как будто бы не оставляют сомнения в заимствовании.
«У последней черты», с. 342
«Тихий Дон», часть первая, «вставная глава»; ТДДРР, с. 38; ФЭБ, с. 10
Попытка женщины уклониться от объятий.
«У последней черты», с. 557
«Тихий Дон», часть первая, глава 20; ТДДРР, с. 101; ФЭБ, с. 72
Когда писатель Михаил Арцыбашев (1878-1927) умер, на родной сторонушке его вспомнил лишь журнал «Огонек», проводив в последний путь словами: «За границей умер М. П. Арцыбашев. Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти этого столь знаменитого в свое время русского беллетриста. »
К тому моменту Арцыбашев был прочно забыт, и даже странным казалось поколению новых читателей, что когда-то из-за него ломались критические копья, устраивались диспуты, организовывались общества «санинцев».
Мы уже упоминали этого писателя, говоря об Анатолии Каменском (КАК ЗАКОНЧИЛ СВОИ ДНИ АВТОР, СДЕЛАВШИЙ КАРЬЕРУ НА ПРИЗЫВАХ К ЖЕНЩИНАМ РАЗДЕТЬСЯ), Арцыбашев проходил в критике по тому же разряду «порнографов», «ниспровергателей общественных мнений», «воспевателей сверхчеловека».
Арцыбашев был посложнее своего эпигона Каменского. Он искренне (на первых порах) искал смысл жизни и не найдя его решился на самоубийство. Один из свидетелей юношеского максимализма Арцыбашева вспоминал, что «покушение произошло на почве тяжелой семейной драмы, положение стрелявшегося тяжелое, почти безнадежное, в рану вошло и белье, опасаются заражения крови. ».
Нельзя сказать, чтобы ничего не предвещало. Уже первый рассказ шестнадцатилетнего юноши, опубликованный в газетке «Южный край», повествовал о суициде.
Что касается «тяжелой семейной драмы» сам Арцыбашев будет впоследствии (может и рисуясь) рассказывать как его, напоив обманом до невменоза, обвенчали с нелюбимой женщиной. После брачной ночи он ее покинул и больше никогда не видал, хотя она родила ему сына.
Оклемавшись, парень уехал учиться в харьковскую школу рисования, где пробыл всего сезон. Как и провинциала Каменского, его манили питерские набережные.
Популярности «Санина» способствовала конфискация второго издания, он приобрел еще и сладость запретного плода.
Что Арцыбашев точно чувствовал так это необходимость подогревать интерес к литературе методами не литературными. Он постоянно искал повод попасть на первые страницы газет, учиняя скандалы в ресторанах, вызывая на дуэль критика Чуковского за статью о «Санине» метко названной «Геометрический роман». Прозвище «Писатель-хулиган» приклеилось к нему когда в Балаклаве, не получив заранее заказанного места в первом театральном ряду (плохой слух, да), Арцыбашев выбросил в море столик кассирши со всей выручкой и не проданными билетами, после чего уплатил полный сбор и удалился. Объясняя Сергееву-Ценскому свой поступок, Арцыбашев ликовал: «…всего только полтораста рублей стоит, а сколько написали и в скольких газетах! Ни об одном романе моем, даже о «Санине» так дружно не писали!»
Читатель воспринял философию Арцыбашева всерьез, отождествив автора с Саниным. Меж тем, как не было ничего более далекого от физической силы и половой распущенности, нежели Арцыбашев.
Писатель Скиталец вспоминал:
«По внешности это был маленького роста чахоточный молодой человек, которому на почве туберкулеза когда-то была сделана трепанация черепа, наделившая его большим физическим недостатком – неизлечимой глухотой и неприятно звучавшим, несколько гнусавым голосом.
Правда, лицом он был недурен, но лицу своему с холеной, подстриженной бородкой и с подкрученными маленькими усиками, желая хоть отчасти походить на «автора Санина», он старался придавать фатоватый оттенок, что, однако, ему мало удавалось, потому что на самом деле Арцыбашев совсем не был фатом. Ходил всегда в коротенькой студенческой косоворотке, студенческих форменных рейтузах и смазных сапогах, хотя никогда студентом не был, а учился в училище живописи, намереваясь сделаться художником».
После «Санина» Арцыбашев схватился за тему суицида. Роман «У последней черты» так и тянет переименовать в «Клуб самоубийств». Арцыбашев описал семерых суицидников из интеллигенции. Снова вспыхнула полемика, посыпались тиражи, но выхлоп был заметно тише, нежели в случае с «Саниным».
Литература вообще давала денег меньше, чем драматургия, потому следующий успех Арцыбашев начал искать в театре. Пьесы «Ревность» и «Закон дикаря» снова вывели его в топ писателей. Они ставились по всей России, были экранизированы.
Революцию 1917 года Арцыбашев не принял. Его перестали издавать, отбрасывая в реликты прошлого.
Как ни странно, у Арцыбашева были шансы на второе дыхание. С НЭПом проблема пола вновь начала русское общество волновать, появились советские «порнографы» и «воспеватели самоубийств» вроде (забытого ныне более прочно, чем Арцыбашев) писателя Сергея Малашкина. Но Арцыбашев к тому времени переместился в Польшу, где занял непримиримую позицию врага СССР. В этом качестве он вполне ожидаемо удостоился похвал до этого саркастично к нему настроенных Гиппиус, Куприна и прочих белоэмигрантов. Симптоматично, однако, что переиздать скандальные свои произведения Арцыбашев не мог не только в СССР, за границей тоже. Интерес к ним был потерян.
Умер писатель в Варшаве.
Как отреагировали на хулимой им Родине, я уже сказал выше.
Нездоровый интерес Митьки Коршунова к его сестре и нездоровый интерес Владимира Санина к его сестре.
«Санин», гл. VII, с. 71-72
«Тихий Дон», часть вторая, глава 16; ТДДРР, с. 281; ФЭБ, с. 62
И далее в поступках Митьки Коршунова отражаются поступки Санина. Санин овладевает Зиной Карсавиной после совместного катания на лодке, и Митька овладевает Лизой Моховой после возвращения с рыбалки на лодке («Санин», с. 299-300; «Тихий Дон», глава II второй части).
Купеческая дочь Лиза Трегулова в романе «У последней черты» и купеческая дочь Лиза Мохова в «Тихом доне».
«У последней черты», часть I, глава XXIV, с. 493
..близость ее здорового свежего тела, закрытого только легкой, почти прозрачной материей, волновала его. Близко перед глазами была ее голая крепкая стройная шея с легким загаром, а там, где кончался вырез платья, виднелась и таинственно скрывалась белая полоска незагорелого здорового тела. Глаз невольно скользил по этой маленькой наготе и томился, что не видно дальше, там, где все тело, упругое и свежее, скрыто в своей молодой прелести. Когда Лиза двигалась, видно было, как под платьем мягко ходили изгибы спины, мягкой талии и круглых плеч.
«Тихий Дон», часть первая, «вставная глава»; ТДДРР, с. 39; ФЭБ, с. 11
lex/td/?pid=012121&oid=01212, оказывается тройственной после присоединения к ней двух фрагментов текста Арцыбашева, один из которых идет сразу за описанием переживаний Лиды и Владимира Саниных (см. выше).
«Санин», гл. VII с. 73 Все ее молодое сильное тело властно говорило о том, что она имеет право брать от жизни все, что интересно, приятно, нужно ей, и что она имеет право делать все, что хочет, со своим, ей одной принадлежащим, прекрасным, сильным, живым телом
«У последней черты», часть I, гл. VIII с. 380
живи так, чтобы вся кровь кипела, чтобы ни одна минута даром не пропала, чтобы потом не пожалеть: вот, мол, мог взять от жизни и не взял
«Тихий Дон», часть третья, гл. 22, ТДДРР, с. 526; ФЭБ, с. 112
поднялся на террасу дома, засмеялся радостно, довольно. Его подмывало бодрящее веселье Я обворовал ближнего. но ведь там, на фронте, я рисковал жизнью. Надо с жадностью жить каждый миг.
Ф. Крюков, «Зыбь», гл. III
Радостное чувство молодого самодовольства отдавалось беспокойной игрой в сердце. Хотелось крикнуть гулко и резко, засмеяться, запеть. Пусть догадаются, что идет он от чужой жены и весь охвачен ликующим ощущением великолепной жизни. Так весело, так хорошо было жить в весеннюю светлую ночь, не задумываясь брать от жизни сладкий мед ее цветов, вдыхать их пьяный аромат и не вспоминать о бесчисленных удручающих ее закоулках
Правда у Крюкова в сжатом виде этот мотив есть уже в ранней повести «Казачка» (1896): «Мы сами себе иногда создаем муки, вместо того, чтобы брать от жизни, не задумываясь, все светлое и радостное, что она дает.»
Художник Михайлов и Михаил Кошевой.
Весь мир наполнен их сладострастными прекрасными телами, вся земля опутана сетью их ласкающих нежных голых рук. Не видеть их, отказаться навсегда, всю жизнь слить с одной, почему-то выбранной из всех, было бы глупо и скучно
«Тихий Дон»,часть четвертая, гл.21, ТДДРР, с. 715; ФЭБ, с. 122
«Тихий Дон», часть первая, глава 10; ТДДРР, с. 59; ФЭБ, с. 30
Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел; оттого, что на душе вот такой-же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу.
Умирающий ребенок в романе «У последней черты» и умирающая дочка Аксиньи и Григория. Подробности мы опустим, отсылая читателя к обоим романам (с. 364 у Арцыбашева и гл. XXII третьей части ТД).
Пожарный двор у Арцыбашева и пожарный сарай в «Тихом доне» как будто бы не оставляют сомнения в заимствовании.
«У последней черты», с. 342
В открытое окно ему был виден обширный пожарный двор. Оттуда душно пахло разопрелым навозом и пыльным сеном. Под длинным навесом стояли бочки с беспомощно задранными оглоблями и, казалось, тоже изнывали от жары.
«Тихий Дон», часть первая, «вставная глава»; ТДДРР, с. 38; ФЭБ, с. 10
Взвизгивающая сабля (шашка). «У последней черты» (с. 542): «поручик Тоцкий быстро выхватил взвизгнувшую саблю». ТД (часть первая, гл. 1, ТДДРР, с. 31, ФЭБ, с. 3): «Пластая над головой визг мерцающей стали, Прокофий. » По первой публикации, «Октябрь, 1928, № 1, с. 80: «Пластая над головой мерцающий визг шашки, Прокофий. «. В издании 1933 г. (и поныне): «Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий. » В » Корпусе русского языка» по состоянию к 1927 г. аналогов нет.
Лицо, высеченное из камня. «У последней черты» (с. 427): » Но лицо молодой беременной женщины не тронулось, точно оно было высечено из камня». ТД: (часть четвертая, гл. 14, ТДДРР, с. 675, ФЭБ, с. 93): «Какое лицо! Как высеченное из самородного камня.» В «Корпусе. » единственный дополнительный пример у Б. Савинкова, «То, чего не было» (1918).
Попытка женщины уклониться от объятий.
«У последней черты», с. 557
Его руки охватили ее талию, перегнули назад все тело и прижали к сильной твердой груди. Близко-близко они видели глаза друг друга, и эти глаза смотрели, подстерегая каждое движение, как будто они были враги, схватившиеся в смертельной схватке. Но она не давалась. Перегнувшись назад, бледная, с затуманенным взглядом, она упиралась руками ему в грудь и молчала.
«Тихий Дон», часть первая, глава 20; ТДДРР, с. 101; ФЭБ, с. 72 Григорий нерешительно притянул ее к себе, хотел поцеловать полураскрытые губы, но она с силой уперлась ему в грудь руками, гибко перегнулась назад и со страхом метнула глазами на окна дома.
Писателя второго ряда Михаила Арцыбашева очень ценили в интеллигентских кругах начала прошлого века. Среди молодежи он был особенно популярен, а в литературе того времени благодаря ему создались такие понятия, как «арцыбашевщина» и «санинщина». Последнее связано с его романом «Санин», опубликованным через два года после поражения России в Революции 1905 года в журнале «Современный мир». Автор делает здесь главным героем «естественного» человека начала XX в., чья ценность, по мнению автора, заключается, в том числе, в его биологическом существовании.
Арцыбашев считал человека человеком, если в том не нарушено гармоничное сочетание тела и духа. А нарушено оно может быть только естественным образом, то есть близостью смерти. Но человек при этом таков, что сам же все и разрушает своим «уродливым миросозерцанием».
«Все прозаические произведения Арцыбашева — короткие и длинные — тенденциозны, и тенденция одна и та же: показать бессмысленность человеческой жизни, нереальность искусственной цивилизации и реальность только двух вещей — пола и смерти».
Критики называли Арцыбашева «ренегатом», «порнографом», разрушителем «демократических и нравственных идеалов русской литературы» за анархический индивидуализм его героев и призыв наслаждаться жизнью, забыв про социальные обязанности.
Известные писатели (Короленко, Горький, Куприн) тоже его не любили. Хотя некоторым он нравился. Например, Блоку: «Утреннее чувство заражает читателя. Вот — в Санине, первом «герое» Арцыбашева, ощутился настоящий человек, с непреклонной волей, сдержанно улыбающийся, к чему-то готовый, молодой, крепкий, свободный. И думаешь — то ли еще будет?»
В электронном каталоге Библиотеки им. Н.А. Некрасова можно найти и почитать разные произведения Михаила Арцыбашева. Мы выбрали некоторые, самые знаковые из них, и сделали специальные дайджест.
Рассказ «Паша Туманов», 1901
История про то, как отчисленный гимназист убивает директора. Воздействие идей позднего Льва Толстого. Цензуре этот рассказ не понравился, но позже его все-таки опубликовали.
Приказчик взял револьвер, высыпал на стекло из коробки хорошенькие желтые патроны и зарядил, ловко щелкая затвором. Подавая револьвер Паше, он спросил:
— Больше ничего не прикажете? Паша покачал отрицательно головой.
— Десять рублей двенадцать копеек, — сказал приказчик, указывая на кассу.
Паша Туманов положил револьвер в карман шинели и подошел к кассе.
Молоденькая, с бескровным лицом кассирша взяла от него деньги, дала ему тридцать восемь копеек сдачи и внимательно поглядела ему вслед.
Повесть «Смерть Ланде», 1904
Раннее произведение Арцыбашева, которое очень нравилось ему самому, принесло автору успех и заставило отказаться от карьеры художника. Героя (студента и праведника) сравнивают с персонажем князя Мышкина, а его гибель — с авторским отказом от нравственной доктрины Льва Толстого.
— Если хочешь знать, — резко и пылко заговорил Шишмарев, перебивая, — так такая любовь просто бессмысленна. Любить надо того, кто достоин любви или хоть жалости; а кто достоин одного презрения, того надо презирать и уничтожать, как уничтожают болезнетворные начала для того, чтобы очистить и оздоровить воздух, которым дышат все. Эта знаменитая любовь к ближним, безразличная, бессмысленная любовь, повела только к тому, что культивируется и поддерживается масса безусловно обреченного на уничтожение, вредного, злого!
— Нет, не верю! — покачал головой Ланде. — Если и есть злые люди, то они не вредные люди. Не будь их зла, не могли бы проявиться и вырасти самые лучшие и святые стороны человеческого духа: самоотвержение, прощение, самопожертвование, чистая любовь. то, что должно было явиться и без чего жизнь была бы бессмысленным существованием.
Роман «У последней черты» («Клуб самоубийц»), 1910–1912
Здесь автор продолжает волнующую и личную для него тему самоубийств. Именно в этом романе он пишет о таких людях, которые разочаровались в идеалах, революции и хотят вечного покоя.
— Огромное большинство людей, очень несчастных и решительно недовольных своей жизнью, именно потому и живет, что верит, будто жизнь сама по себе прекрасна. Им кажется, что это только им не везет, а раз жизнь полна прекрасных возможностей, то ведь может в одно прекрасное утро и повезти. Каждый думает, в конце концов, удачей или силой восторжествовать над злом и завоевать блага жизни. Этой глупенькой, ни на чем не основанной надеждишкой и живут. Всю жизнь страдают и жалуются; тонут в грязи и крови, но все живут и живут, уповая, что вот-вот, не нынче завтра, все переменится, и они попадут прямо в рай.
Роман «Женщина, стоящая посреди», 1912
Одни утверждали, что этот роман «развенчивает женщину», другие видели в нем описание «низости и бездуховности мужчин, горестную поэму о женской недоле, воспевшую крушение романтически-возвышенных представлений о любви».
Возле гамака, прямо на земле, поджав одну ногу и опершись рукой на горячие жесткие иголки, сидел студент Коля Вязовкин. У него было круглое, как-то все книзу, действительно баранье лицо, с выпуклым лбом и глупыми влюбленными глазами. Сидеть ему было жарко и неудобно, и он жестоко страдал от любви. Боже, какой прелестной казалась ему Нина, висящая в тонкой сетке гамака, сквозь которую ему были видны все линии ее молодого тела и нежный профиль, золотившийся мягким солнечным загаром. Коля Вязовкин сильно потел в своей черной кургузой тужурке с инженерными наплечниками и терзался невыносимо, но ничего путного о своей любви сказать не мог. Во-первых, он страшно боялся Нины, а во-вторых, не выговаривал буквы «л». Вместо «люблю» у него вышло бы «вубью», и это лишало его последней энергии.
Критик и писатель Пильский так говорил об этом романе: «Путь от «Смерти Ланде» к «Санину» — не восхождение, даже не нисхождение — это срыв». Другие находили в нем влияние на автора идей Ницще о «сверхчеловеке» и начало нигилистического этапа в творчестве автора.
— «Запить, что ли?» — спросил он себя, и бледный длинный призрак долгой бесцветной жизни пошел с ним в трактир.
Я живу и хочу, чтобы жизнь не была для меня мучением. Для этого надо прежде всего удовлетворять свои естественные желания. Желание — это все: когда в человеке умирают желания, умирает и его жизнь, а когда он убивает желания — убивает себя!
Рассказ «Сильнее смерти», 1912
Про ученого, который исследует мозг человека и ставит эксперимент над собой: ему должны отрубить голову, а он пытается силой мысли избежать смерти.
Рассказ «Из дневника одного покойника», 1905
Про мертвеца, которому надоело лежать в земле и разлагаться. И поэтому он решает выйти из могилы и пообщаться с пришедшими на кладбище.
Последнее художественное произведение Арцыбашева, которое он сам называет «трагическим фарсом» и осуждает там революцию. Автор пишет свою версию легенды о Фаусте, а героями делает простых рабочих, социалистов и представителей интеллигенции.
Кратко про Арцыбашева
Родился в бедной дворянской семье, рано потерял мать.
Оглох на одно ухо в детстве.
Бросил гимназию после 5 класса.
В 16 лет пытался застрелиться.
В 17 лет работал письмоводителем у земского агента, в 19 учился один год в харьковской Школе рисования и живописи.
В 20 лет не смог поступить в Петербургскую Академию художеств из-за отсутствия школьного аттестата.
Писал рассказы, повести, пьесы.
Жил в Петербурге, рисовал карикатуры для бульварных газет, писал обзоры для выставок, играл в бильярд на деньги.
Женился и через три года развелся.
Не принял Октябрьскую революцию 1917 и в 45 лет уехал жить в Польшу. Занимался там публицистикой: разоблачал и критиковал большевизм, размышлял о революции, писал об эмигрантах, анализировал литературную жизнь России и ее критиков.
Умер в Варшаве в возрасте 49 лет от туберкулеза.
В России ему посвятили такой некролог: «За границей умер М.П. Арцыбашев. Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти этого столь знаменитого в свое время русского беллетриста. » (журнал «Огонек». 23 марта 1927)
«Да, Арцыбашев “единственный” из писателей; если и есть у других такая же беспримесная, чистая ненависть к убийцам России, такая же готовность на всякую борьбу, на всякую жертву ради воскресения родины, — эти чувства — увы — слишком часто соединяются с тоской о России прошлой, невозвратимой и ненужной». (Зинаида Гиппиус. «По Арцыбашеву»)
Фильмы «Позор разврата», «Дневник соблазнённой» («Трагедия соблазнённой»), «Мститель», а также экранизация романа «У последней черты» по киносценариям Арцыбашева вышли в российский кинопрокат до Октябрьской революции 1917 года. Но посмотреть их невозможно, поскольку они не сохранились.