арысь поле что за зверь
Арысь-поле – славянское предание о матери-оборотне
В славянском фольклоре есть немало преданий о таинственных или печальных превращениях, но легенде об Арысь-поле я бы отвела отдельное место.
Священным и необычным животным наши предки считали рысь. Этот красивый хищник символизировал грацию, силу и заботу, что наиболее ярко отражено в сказании. Народ верил, что в рысь может превратиться волчица, у которой пять раз родятся детёныши, или даже заколдованная женщина. Что за Арысь-поле открывает нам предание о нём? И как красавица стала лесным зверем?
Арысь-поле – загадочная легенда
Предание об Арысь-поле вошло в сборник А.Н.Афанасьева, где было представлено как пересказ одной из русских сказок.
На мой взгляд, повествование очень точно передаёт мировоззрение наших предков, ведь изначально легенда эта считалась не просто сказкой, а мифической историей. Без сомнения, со временем рассказ об Арысь-поле был дополнен людьми, что передавали его устно из поколения в поколение.
Считается, что некогда сказание об Арысь-поле было более известным и распространённым, нежели поверья об утопленницах, что превращаются в русалок. Впрочем, и здесь смена облика, оборотничество занимает центральное место.
Интересно и то, что точное значение слова «Арысь» до сих пор не установлено. Фольклористы провели ассоциацию со словом «рысь», животное, в которое могла превращаться героиня, но есть и другие версии. Например, Арысь – название реки в Казахстане, где рыси никогда не водились.
Кроме того, «Арысь» напоминает имя Марыся, которое было распространено в Польше и Украине. Быть может, это просто имя героини легенды. В своём пересказе я буду придерживаться классической версии сказания.
Предположительно Арысь-поле рассказывает о рыси
Добрый отец и мачеха-ведьма
Итак, предание это начинается с того, что у одинокого старика-лесоруба была дочь. Девочка потеряла мать в раннем детстве, но отец старался окружить её заботой и вниманием.
Выросла девица настоящей красавицей. Мирно и тихо жил старик с дочерью, да вот надумал жениться. И, как часто бывает, вторая жена оказалась неместной женщиной, склонной к колдовству, злой и сварливой.
Мачеха с первого же дня своего пребывания в доме мужа невзлюбила его дочь. Сначала ругала девушку, но та всё стойко переносила. Потом женщина стала твердить старику, что должен он прогнать свою дочь. Конечно, он отказывался совершить подобное зло.
Мачеха же начала искать причину сделать мужа сговорчивее. Как указано в пересказе Афанасьева, причина нашлась, но уже никто не помнит, в чём она заключалась. Мне кажется, коварная женщина просто стала угрожать мужу, предъявляя ему немыслимые условия.
Здесь надо отдать должное старику. Несмотря на привязанность к новой супруге, он не спешил выполнять её требования. Не переставал он обдумывать, как удачно поступить: чтобы и жена успокоилась, и дочь не осталась одна-одинёшенька.
Конечно, решение оказалось гениальным и простым. Девушку отец выдал замуж за трудолюбивого и хорошего человека. Дочь его браку этому не противилась – по сердцу пришёлся ей муж.
Превращение в Арысь-поле
Вскоре у молодой пары родился сын. И родители, и старик радовались первенцу и счастливой жизни семьи. Старая ведьма ещё больше разозлилась. Да, теперь падчерица не жила с ней под одной крышей, но зато она была молода и красива, да ещё и стала матерью.
У самой же ведьмы тоже была дочь – некрасивая и заносчивая, отчего её и замуж брать никто не хотел. Не могла злая старуха вынести зависть и ненависть к падчерице.
Однажды ночью ведьма вышла из дома и направилась к соседскому двору, туда, где жила молодая семья. Принялась она легонько стучать в окошко. Маленький сын проснулся, а мать поднялась, чтобы успокоить его. Когда ребёнок снова задремал, услышала она, как что-то негромко постукивает по раме. Выглянула в окно женщина на свою беду.
В тот же миг ведьма обратила её в зверя Арысь-поле, который в испуге бросился через дворы к лесу. Вместо падчерицы привела она свою дочь, нарядила её в чужое платье. Сильными были чары колдуньи, а потому никто не смог распознать обмана – ни муж, ни отец, ни соседи.
Догадки и возвращение матери
Одна только свекровь несчастной женщины-оборотня догадалась, что дело неладно. Заметила пожилая женщина, что ребёнок кричит, а та, что притворяется его матерью, и близко к нему не подходит.
Тогда понесла свекровь малыша на окраину леса. Стала у тропки и принялась звать: «Арысь-поле! Арысь-поле, вернись! Дитя есть просит!». В тот же миг появился зверь лесной.
Ловко обратился он в молодую женщину, которая покормила младенца, а затем снова обратилась в рысь. Во время превращения Арысь-поле оставляла свою шкуру неподалёку от места встречи со свекровью.
Конечно, такое поведение матери встревожило и мужа заколдованной женщины. Он проследил за женщиной, что каждый день относила ребёнка к лесу, и всё понял.
Пока его жена-оборотень кормила сына, подкрался он к её шкуре и сжёг её. В тот же миг, когда мех полностью сгорел в огне, Арысь-поле приняла свой истинный облик. В слезах рассказала она всё мужу и свекрови.
Арысь-поле рассказывает о необыкновенном оборотне
Как вы заметили, в предании об Арысь-поле не указано, в какого конкретно зверя превратилась женщина под чарами ведьмы. Но разве это так важно? На мой взгляд, основа этого предания открывает нам силу любви, которая превращает в человека даже лесного грозного зверя. Кроме этого, сказ об Арысь-поле – редкий пример фольклора, где оборотень показан заботливой матерью.
Арысь-поле – лучший талисман для материнства
Арысь-поле (Мать-рысь, Матушка-рысь) — один из самых древних образов в славянской мифологии. Она — обычная молодая женщина, превращенная ведьмой в рысь. Наши предки считали ее покровительницей всех мамочек и их детей.
Легенда гласит:
Вдовец-лесоруб, вырастивший дочь-красавицу, женился. Новая женушка оказалась ведьмой, невзлюбила падчерицу. И оборотила ее в рысь, прогнав в лес. Да еще время-то какое выбрала: девушка только замуж вышла и дитя родила. А в платье падчерицы колдунья обрядила свою родную дочурку — и никто подмены не заметил. Кроме старой няньки, которая брала плачущего младенца, сына девушки-рыси, шла к опушке леса и пела: «Арысь-поле! Дитя кричит! Дитя кричит, хочет пить-есть».
Бедная мамаша приносилась на зов, скидывала рысью шкурку и кормила сына. Кончилось все так: муж заколдованной женщины проследил за нянькой и сжег сброшенную шкуру. Красавица вернулась в дом, а мачеху-ведьму и ее дочь постигла кара. Хоть шкурку хищницы уничтожили, но образ Матери-рыси остался жить в славянской мифологии, и популярен даже в наши дни.
Что означает символ рысь
Для наших предков рысь — это символ материнства и храбрости. Она осмеливается нападать даже на медведя! А уж забота этой большой дикой кошки о своих детенышах не знает аналогов.
В древности женщины на сносях шли в лес и оставляли на пне угощение для Матушки-рыси: лепешки, мясо, плошки с молоком. И просили покровительницу о легких родах и здоровом младенце: «Матушка-рысь, гостинцы отведай да отведи от меня беды! Дай легко разрешиться от бремени! Пошли мне дитя здоровое да красивое, спокойное да сильное!»
Как узнать пол ребенка по народным приметам – онлайн тест
Оберег Лунница – небесный помощник женщин
А один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребенка был таким: мать обносила малыша вокруг очага, а идущий за ней по пятам муж спрашивал: «Что несешь?»
Женщина отвечала: «Рысь и спящего зайца! Зайчик спит, Мать-рысь по кругу водит».
Если же ребенок болел, мать садилась у его колыбели или кроватки и пела: «Арысь-поле рыщет, в поле ветер свищет, в лесу дерева шумят, тебе (имя), здороветь велят!»
После этого выносили на крыльцо мисочку с молоком и говорили: «Мать-рысь, за дитя мое заступись. Исцели от хвори да от злой боли!»
Если наутро молока в плошке не было, значит, малыш скоро поправится. Если же угощение оставалось нетронутым, обряд проводили снова.
Как попросить Матушку-рысь о помощи
Если ваш малыш заболеет, положите портрет Арысь-поле ему под подушку и произнесите шепоток: «Арысь-поле, (имя) исцели, мягкой шкуркой согрей, чтобы выздоравливал(а) скорей! Аминь. Аминь. Аминь.»
Если вы ждете ребенка, почаще прикладывайте волшебное изображение к животу, представляя, как его наполняет теплая живая энергия.
А еще очень хорошо завести дома кошку — если, конечно, никто из ваших домочадцев не страдает аллергией. Все кошачьи имеют ярко выраженный материнский инстинкт — можно сказать, что в каждой домашней кошке живет частичка Матушки-рыси. Замечательно, если вашу питомицу вы назовете Рыськой, Марысей. Но не Арысью — а то Арысь-поле обидится. Киска станет не только другом вашему чаду, но и диагностом, и врачом.
Если сын или дочка могут в скором времени заболеть, то домашняя кошка становится вялой, перестает играть, много спит, спрятав нос в лапы. А прихворнувшего малыша она будет лечить, укладываясь на него сверху. Увидев это, не вздумайте ее сгонять! Иначе Арысь-поле может отвернуться от вас и вашего ребенка.
Арысь-поле надо чаще выгуливать — ведь она любит природу, лес, свежий воздух. Отправляясь на прогулку, положите ее портрет в сумку или карман. Если присели на скамейку, пристройте изображение рядом с собой.
Найдите картинку или открытку с изображением маленьких детей. И еще одну — на которой запечатлены котята. Разместите их рядом с портретом Матушки-рыси. Можно прикрепить картинки к стене, а сверху пришпилить изображение Арысь-поле. Ведь она тоскует по своим малышам. А поскольку она — полуженщина-полурысь, то и дети, и котята будут согревать и радовать ее материнскую душу. И Арысь-поле отплатит вам добром!
Арысь-поле
Арысь-поле – один из самых древних образов славянской мифологии. Арысь-поле – дикое лесное божество, которое воплощает в себе сакральный символ матери-рыси, проявляющей постоянную заботу о своих детенышах. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив утопления красавицы и превращения ее в рыбу или русалку.
Рысь – вообще таинственное животное. Причем это не обязательно реальное существо. Например, рысью становится волчица, которая принесет потомство пять раз. То есть матерая волчица приобретает какие-то особенные, может быть, даже волшебные черты.
Некоторые мифы и сказки рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги. При этом мифы превозносят ее заботливость о своих детенышах. Так, один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребенка таков: его надо обнести вокруг очага и на вопрос идущего следом: «Что несешь?» – ответить: «Рысь, волка и спящего зайца!»
Алексей Ремизов. Рассказ «Заколдованная мать».
У старика была дочь-красавица. Жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на одной бабе. А та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику: «Прогони ее из дому, чтобы я ее и в глаза не видела!» Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека. Живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика.
А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает. Улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала ее в дремучий лес. В падчерильно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены. Всем глаза отвела – ведьма же во что хошь, в то и заставит людей поверить! – ни муж, ни люди, никто обмана не распознал.
Ведьмина дочка к ребенку и близко не подходила, не кормила его. Тут старая мамка одна и смекнула, что беда случилась. А сказать боится.
С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:
Арысь-поле! Дитя кричит, Дитя кричит, есть-пить просит.
Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит. После наденет опять шкурку и убежит в лес.
«Куда это мамка с ребенком ходит?» – думает муж. Стал за нею присматривать и увидел, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.
— Ах, что-то дымом пахнет. Никак моя шкурка горит? – говорит Арысь-поле.
— Нет, это дровосеки лес подожгли, – отвечает мамка. Шкурка и сгорела.
Арысь-поле приняла прежний вид и обо всем рассказала своему мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли ее вместе с дочерью.
Арысь-поле
В древние времена рысь во многих культурах являлась священным и крайне почитаемым животным. Следы древнего культа этого сильного и прекрасного зверя дошли до нас в немногочисленных сказках, мифах и иных свидетельствах архаики.
В славянской мифологии архаичный образ некогда почитаемой дикой кошки соответствует персонажу Арысь-поле, известному нам ныне по одноимённой сказке. Арысь-поле (Мать-рысь) — русская народная сказка о матери, превращенной ведьмой в рысь, а мужем — обратно в человека. Один из самых известных её пересказов — Заколдованная мать, Алексея Ремизова.
Известно и древнее именование рыси славянами — лютозверь. Также в отдельных северных районах считалось, что рысь — это не совсем рысь, а волчица, которая пять раз принесла потомство. Так что несмотря на такое грозное прозвище, рысь воспринималась как символ материнской силы и способности к произведению сильного потомства, глава рода, мать.
В Древнем Египте особенно почиталась воинственная богиня Мафдет. Это женщина с кошачьей головой или, по мнению некоторых исследователей, с головой рыси. Волосы Мафдет, согласно уцелевшим изображениям, а главным атрибутом её был острый кинжал. Именно её место, Мафдет, впоследствии заняла хорошо известная всем Баст. Мафдет, как и другие боги должна была защищать великого солярного бога и его земную персонификацию — фараона. При этом рысеголовая богиня была беспощадна к врагам. Функции богини, помимо защиты солярного культа и фараона, — месть и правосудие, баланс между ними, а также сопровождение усопших в загробный мир. Одной из форм Мафдет была Менхит — богиня войны, предводительница армии фараона.
Скандинавской мифологии также рысь не чужда. Как известно, животными Фрейи были рыси, которые несли её колесницу. Фрейя, как и египетская Мафдет, к слову, тоже имела отношение к войне. Всех павших в бою воинов делили на две части. Половину брал в свои чертоги великий Один, а другую — Фрейя.
Индейцы с Великих Озер с трепетом почитали божественное создание по имени Mishibizhiw — Велика Рысь (дословно). Она, по преданиям, обитала в воде и под землей, посему, вероятно, она обладала и чертами рептилии. Великая Рысь повелевала всеми подводными существами, а также змеями. Врагом Великой Рыси были Громовые Птицы. Mishibizhiw каждому давала по заслугам и по справедливости. Великой Рыси приносились жертвы, индейцы задабривали её, чтобы та не вытянула из них души.
Якутская богиня-шаманка, связанная с культом плодородия, — Айысыт — облачена в шкуру рыси и связана непосредственно с этим зверем. Якутские женщины обращались к Айысыт, испрашивая себе дитя. Даровать ребенка или нет — решала Айсысыт. Не всегда её решения были положительными. Если милостью одаривала она женщину, то самолично заворачивала дитя в рысью шкуру.
На Балканах известно божество смерти, именуемое местными Жан Алыучу. Жан Алыучу — наполовину человек, наполовину рысь. Бог этот забирал души у людей. В тех краях даже бытовало выражение — кого задрала рысь, тот не поправится.
Арысь-поле – один из самых древних образов славянской мифологии. Арысь-поле – дикое лесное божество, которое воплощает в себе сакральный символ матери-рыси, проявляющей постоянную заботу о своих детёнышах. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив утопления красавицы и превращения её в рыбу или русалку.
Рысь – вообще таинственное животное. Причем это не обязательно реальное существо. Например, рысью становится волчица, которая принесёт потомство пять раз. То есть матерая волчица приобретает какие-то особенные, может быть, даже волшебные черты.
Некоторые мифы и сказки рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги. При этом мифы превозносят её заботливость о своих детенышах. Так, один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребенка таков: его надо обнести вокруг очага и на вопрос идущего следом: «Что несешь?» – ответить: «Рысь, волка и спящего зайца!»
Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта
Славянская мифология : Арысь-поле
Арысь – поле — женщина оборотень которая превращается в рысь.
А вот и сама сказка выходцем из которой является этот персонаж:
Ведьмина же дочка к ребенку и близко не подходила, не кормила его. Тут то и заметила свекровь — старая мамка одна и смекнула, что беда случилась. А сказать то боится. С того самого дня, как только внучок проголодается, бабка сразу понесет его к лесу и запоет:
Арысь-поле! Дитя кричит, Дитя кричит, есть-пить просит.
Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит. После наденет опять шкурку и убежит в лес.
Тут уже неладное и супруг начел замечать :
«Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает он. Один раз пошел он за нею и увидел, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.
— Ах, что-то дымом пахнет. Никак моя шкурка горит? — говорит Арысь-поле.
— Нет, это дровосеки лес подожгли, — отвечает бабка.
Так и кончается эта сказка.
Что интересно происхождение слова «Арысь-поле» для науки не ясно. Дело в том, что в сказке не указано в какого именно зверя превращается женщина, вывод о том, что это рысь, делается исключительно из её имени. С другой стороны, в Казахстане, например, есть город поселкового типа Арысь и одноименная река, однако рыси в Казахстане не водятся. Кроме того у славян существовало женское имя Марыся (на Украине существует и сейчас), как вариант имени «Маруся», а значит «Арысь» может быть производным от него. Таким образом нет однозначных фактов, говорящих о том, что данное имя имеет отношение к рысям.