асоциальная семья что это

Асоциальная семья

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

Это семья, где у родителей имеются преступные наклонности. Поэтому рано или поздно ребенок оказывается втянутым в систему преступных манипуляций с их стороны (так как копирует их стереотипы поведения, а в некоторых случаях и мышления). Сначала ребенок учиться оказывать мелкие услуги (например, проникнуть в форточку квартиры, а затем открыть дверь взрослым ворам, постоять в стороне, наблюдая за поведением окружающих, подать сигнал в случае опасности и т.д.). Затем ребенку предлагается самому нарушить закон под присмотром родителей. В случае неподчинения его ждут оскорбления и угрозы лишить возможности ночевать дома. Привлекая детей к совершению преступлений, родители ограничивают их возможности в получении нормального образования, являются катализаторами нарушений отношений ребенка со сверстниками, в результате чего ребенок попадает в группы с преступной направленностью. Будущее такого ребенка заранее запрограммировано: ничего хорошего в этой жизни его не ждет.

Специалисты выделяют следующие формы насилия над детьми:.

Специальная же статистика случаев насилия в семье не ведется. О них становится известно тогда, когда ребенок попадает в больницу с тяжелыми травмами или совершает правонарушения.

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

Общие признаки любого вида насилия над детьми:

· проблемы с памятью;

· низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе, что способствует формированию комплекса неполноценности;

· недоверие к взрослым;

· необъяснимые приступы гнева, агрессии, импульсивное поведение;

· постоянно испытываемое чувство стыда, страха, вины;

· неспособность испытывать удовольствие от чего-либо;

· одиночество, отчужденность и др.

Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства детей и подростков.

Исследователи считают, что сегодня каждому второму школьнику в возрасте от 13 до 15 лет хотя бы раз был предложен одурманивающий препарат. Приблизительно треть из них воспользовалась таким предложением.

Источник

Неблагополучная семья – что это такое, основные типы, особенности, признаки, причины и проблемы

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

Для гармоничного развития детей необходима здоровая атмосфера в доме, воспитание и уход. Неблагополучная семья оказывает негативное влияние на психологическое и физическое развитие ребенка. По этой причине социальные службы должны следить за такими ячейками общества, чтобы вовремя реагировать на возникающие проблемы.

Что такое неблагополучная семья?

В общественном представлении это понятие тесно связано с алкоголизмом, наркоманией и недостатком материальных средств. В широком смысле неблагополучная семья – это та, которая не справляется со своими функциями по воспитанию ребенка. Дети испытывают сложности в развитии, сталкиваются со снижением умственных и физических способностей. Семья с низким социальным статусом не обязательно малоимущая. Она может не испытывать материальных проблем, но из-за нездорового климата, физического или психологического насилия на ребенком иметь статус неблагополучной.

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

Типы неблагополучных семей

Классификация проводится по видам деструктивных факторов, воздействующих на детей. К неблагополучным семьям относятся следующие типы:

Особенности неблагополучных семей

По внешним признакам не всегда можно определить точный социальный статус ячейки общества. Чтобы понять, что значит неблагополучная семья и как ее выявить, социальные работники используют несколько критериев. К ним относятся как внешний вид ребенка, так и его психологическое состояние. Ряд особенностей и характерных признаков помогает осуществить выявление неблагополучных семей, которые подлежат постановке на учет и наблюдению со стороны социальных служб.

Признаки неблагополучной семьи

Определить социальный статус ячейки общества можно по внешним проявлениям. Характеристика неблагополучной семьи включает в себя один или несколько признаков:

Причины появления неблагополучных семей

Источником ухудшения положения ребенка и его родителей могут служить разные факторы. Социально неблагополучие семьи возникают по следующим причинам:

Проблемы неблагополучных семей

Конфликтная обстановка в доме, отсутствие заботы, ухода и воспитания приводят к многочисленным нарушениям в развитии ребенка. Неблагополучная семья – это источник физических и психологических травм:

Кто занимается неблагополучными семьями?

Обязанности по выявлению и проведению работы возложены на органы опеки и попечительства. Они должны регулярно проверять социально неблагополучные и конфликтные семьи. Если установлены случаи жестокого обращения с ребенком или пренебрежение родительскими обязанностями, органы опеки обязаны забрать детей в интернат. Для помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, работают специальные социально-реабилитационные учреждения.

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

Методы выявления неблагополучных семей

Чтобы определить социальный статус, работники служб опеки используют несколько способов:

Формы работы с неблагополучными семьями

Чтобы исправить ситуацию и наладить отношения между родителями и детьми, социальные работники используют разные методы:

Помощь неблагополучным семьям

Для поддержки используются разные виды мероприятий, направленные на повышение социального статуса:

Советы неблагополучным семьям

Педагоги и психологи дают несколько рекомендаций для поддержания здоровой атмосферы в доме:

Куда забирают детей из неблагополучных семей?

Если сотрудники социальных служб установили, что условия содержания представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, его забирают на временное содержание органы опеки и попечительства. Затем дело передается в суд, где выносится решение о лишении родительских прав. Дети из неблагополучных семей попадают в детские дома или передаются под опеку ближайшим родственникам, способным обеспечить уход.

Знаменитости из неблагополучных семей

Многие известные люди провели детство в плохих условиях, что не помешало им добиться успеха:

Фильмы о неблагополучных семьях

Проблема воспитания детей нашла отражение и в кинематографе. Понятие «неблагополучная семья» раскрывается во многих фильмах:

Источник

Понятие «неблагополучная семья», ее основные характеристики. Типология неблагополучных семей

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной виктимизации детей и формирования их девиантного поведения (И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.). Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности.

В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи.

М.М. Буянов : «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку» (Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.).

Таким образом, неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.

Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают:

1) характер семейного общения и стиль отношений;

2) структурная деформация семьи;

3) типы детско-родительских отношений;

4) содержание переживания ребенка;

5) особенности дисгармоничных супружеских отношений;

6) сам стиль семейного воспитания.

Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия.

Автор выделяет:

— привычно конфликтные семьи. В таких семьях по причинам психологического порядка – неумения или нежелания людей общаться конструктивно, считаться друг с другом, учитывать настроение, интересы, вкусы, привычки – разрушаются межличностные отношения членов семьи;

асоциальная семья что это. Смотреть фото асоциальная семья что это. Смотреть картинку асоциальная семья что это. Картинка про асоциальная семья что это. Фото асоциальная семья что это

— педагогически несостоятельные семьи. Родители в таких семьях не имеют необходимых педагогических знаний, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу развития личности ребенка. У родителей при этом, по словам А.С. Макаренко, «нет ни ясной цели, ни программы воспитания»;

— аморальные семьи. В условиях этих семей личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными нормами и правилами поведения. Безнравственность, пьянство и другие пороки взрослых получают такие уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения;

— асоциальные семьи. Главной особенностью таких семей является несоответствие жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворение базисных потребностей ребенка, отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни.

Ведущие признаки асоциальной семьи:

— неудовлетворительные бытовые условия;

— вовлечение детей в противоправную деятельность;

— конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером;

— социальная изоляция семьи.

Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи косвенно оказывают десоциализирующее влияние на детей и подростков. Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутрисемейного характера утратить свое влияние на детей. В этих семьях мы можем увидеть следующие негативные проявления: расхождение представлений членов семьи о значимости ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительные отношения и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать возникающие трудности.

Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях:

— общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми;

— отсутствует совместная деятельность;

— дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей.

Таким образом, эти семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Наличие собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем у родителей, их повышенная тревожность, заниженная самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной ненужности и малоценности, к заниженной самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи является в этом случае важнейшей причиной нарушения личности ребенка.

Помощь конфликтным и педагогически несостоятельным семьям со стороны социального педагога заключается в глубоком изучении и коррекции методики семейного воспитания.

Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основываются:

1) на методической помощи семье (профилактическая работа в образовательной и социальной среде);

2) на принципах гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многоаспектности; на междисциплинарном взаимодействии специалистов различных областей (учителей, психологов, социальных педагогов) путем согласования их усилий.

Большую озабоченность социальных педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали. Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства.

Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны: заниженная самооценка, замкнутость, отсутствие общности с другими людьми, повышенная степень тревоги, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей.

В результате дефекта семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою социальную и психологическую «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности, обусловленной нарушением семейных отношений, личность становится жертвой отклоняющегося поведения – наступает девиантная виктимизация ребенка.

Цель работы социального педагога с аморальными и асоциальными семьями – оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов. Сделать это очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. Необходимо заставить родителей самих оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки. Однако эта позиция более приемлема для аморальных семей. Работа же социального педагога с асоциальными семьями должна вестись в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка.

Подпрограмма предусматривала решение следующих задач:

1) создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных формах семейного жизнеустройства (приемные семьи, опека, патронат, усыновление и др.);

2) развитие системы постинтернатной адаптации;

3) мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время проблемы социального сиротства и их решение раскрываются в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (разделы «Семейное воспитание», «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся»).

Источник

Социальная работа с асоциальной семьей

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Социальная работа с асоциальной семьей

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Представитель социологического подхода Е.М. Черняк выделяет следующие функции семьи :

духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

сфера первоначального социального контроля ;

Функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести функции, которые выявлены у всех трех подходов:

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и так далее).В зависимости от выполнения или невыполнения своих функций семьи условно можно разделить на два больших блока: нормальная (благополучная) и неблагополучная семья.

Нормальная семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека»);

с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

В своей работе мы рассмотрим следующие типы неблагополучных семей, представленные С.Г. Шуманом и А.Н. Елизаровым: конфликтные, кризисные, проблемные, асоциальные.

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Асоциальная семья — тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Такая семья опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением взрослых и детей. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д. Данное определение используется в психологической литературе.

По определению доктора педагогических наук Т.В. Лодкиной, асоциальная семья – это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни.

В рамках социономического подхода к определению асоциальной семьи мы наблюдаем наличие всех вышеизложенных аспектов: психологического, педагогического и социологического, что в очередной раз указывает намеждисциплинарный характер социальной работы. Определяя асоциальную семью как объект исследования многих наук, следует отметить, что в области социальной работы она занимает одно из первых мест.

В.Е. Летунова выделяет следующие условия как факторы формирования асоциальной семьи :

нарушения в психическом и физическом развитии;

условия рождения ребенка;

заболевания матери и ее образ жизни;

пример родительской семьи, ведущей аморальный образ жизни;

неприспособленность к жизни в обществе.

медико-социальные причины : (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

социально – экономические причины (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

социально-демографические причины (неполные; многодетные; повторный брак);

социально-психологические причины (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).

пьянство одного или обоих родителей;

асоциальное поведение родителей;

устройство притонов для криминальных и асоциальных элементов;

жестокое обращение с детьми.

Как отмечают исследователи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную и/ или криминальную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

М.Е. Егорова дополняет характеристики асоциальные семьи следующими признаками :

сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощённостью;

нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в микрорайоне;

проживающие в такой семье дети испытывают различные формы давления :

а) разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей;

в) они соизмеряют своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»;

г) они стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *