аспекты личности что это
Что такое теневые аспекты личности и как вернуться к себе истинному
Основная линия проекта Ключи Мастерства в разрезе личной трансформации – принятие себя и исцеление своих теневых аспектов. На эту тему мы часто говорим, написано много статей и есть базовый курс – семинар-трансформация “Танец с Тенью 3.0”.
Несмотря на это от наших читателей и участников проекта поступает множество вопросов о самом понятии Тень, что такое теневые аспекты личности и как это все работает.
В этой статье мы разберем матчасть. Вы узнаете, что такое теневые части вас, что такое маски и роли, как происходит высвечивание теневых аспектов, и главное, как это вам поможет вернуться к вашему истинному Я.
Понятие истинного Я и что такое тень, маски и роли
Существует истинный вы – ваше истинное Я. Одновременно существует все то, что не является вашим истинным Я.
Отсюда можно выделить две категории.
С одной стороны, есть ваше истинное Я. К нему стремятся все, кто становится на путь духовного развития. Духовный искатель стремится стать им, соединиться, слиться с ним.
С другой стороны, есть множество вещей, которые не дают вам быть этим истинным Я. Это ваши теневые/непризнанные части вас, маски, роли.
Теневые аспекты личности
К ним относится все то, что вы в себе подавили, спрятали от самого себя, – все, что вы не признаете, отрицаете, отвергаете (как плохое, так и хорошее).
Это Тень в классическом понимании.
Именно эти непризнанные части вызывают резкую эмоциональную реакцию в других людях, так как там, как в зеркале, вы видите себя.
Тень – это одно из проявлений вас неистинного.
Главный признак «голоса» Тени – ваши негативные эмоциональные реакции на что-либо.
Читайте, что делать со своими Тенями и какая практика поможет их принять.
Ваши маски
К неистинному Я относятся маски, которые носит каждый человек и которые часто оказываются ужасными, а не прекрасными карнавальными масками.
Например, внутри вы испытываете боль, слезы, обиду, а снаружи вы демонстрируете невозмутимость и спокойствие.
Такая маска кажется приемлемой для рабочих ситуаций.
Печально, когда вы продолжаете носить маску невозмутимости в ситуациях, где вы как женщина имеете право транслировать свою уязвимость, слабость и просить о помощи и поддержке.
Ваши роли
Также к сфере, лежащей за пределами вашего истинного Я, относятся роли, которые вы разыгрываете по жизни.
Роль не означает что-то плохое. Это то, что вы приняли по умолчанию как должное, – вот так должно быть.
Как правило, человек даже не задается вопросом и не позволяет себе усомниться:
К этой сфере относятся все установки и ожидания на тему, какой должна быть мать, что требуется от ребенка, как должен вести себя мужчина в браке и т.п.
Ролей много, и часто, даже осознавая абсурдность ролевых «сводов законов», человек послушно следует им.
В текущих реалиях ролевое устройство игры неизбежно растворяется. Постепенно роли отваливаются.
Периоды высвечивания теневых аспектов личности
Сейчас высшие силы направляют большие потоки энергии для того, чтобы высветить всё неистинное.
Есть ваше истинное Я и есть вы сейчас – где-то тени, где-то маски, где-то роли – такой себе «винегрет», который не дает вам быть истинным.
Всё это активно высвечивается, как в энергетически заряженные периоды, так и в обычные дни. У каждого есть своя болевая точка – некий триггер, который запускает негативную реакцию.
В кривых зеркалах, которые вам показывают ваши близкие, вы видите себя, но не признаете этого. Вы считаете, что поведение другого имеет отношение только к нему самому.
Периоды высвечивания, тем более через близкое окружение, могут восприниматься тяжело, особенно эмоционально. Это обычная жизнь Тени.
Эта жизнь активно выходит на первый план в энергетически заряженные периоды, когда высшие силы направляют усиленный луч прожектора на вашу жизнь.
Соответственно, в такие периоды то, что было в полутонах, полумраке, то, что вы предпочитали не замечать, вдруг встает перед вами в полный рост.
Периоды активизации личной Тени проживаются разными людьми по-разному.
У первопроходцев, которые усиленно занимаются собой, Тень может заявлять о себе в пределах энергетически заряженных порталов.
Есть те, кто уже разрешил многие вопросы, связанные с собственной Тенью, и «теневые порталы» эти люди проживают спокойно, в обычном режиме.
Текущие энергии таковы, что постепенно все большее количество людей охватывается лучом прожектора.
Земля и человечество идет путем, когда все блоки, препятствия и преграды, не дающие человеку быть самим собой, должны быть высвечены.
Многое из того, чтобы было скрыто от себя внутри и продолжает скрываться, будет проявлено каждому.
Смотрите запись эфира, на основе которого написана эта статья, чтобы подробнее узнать о процессе высвечивания теневых аспектов – #59 Портал Теневого “Я”.
Работа с Тенью: нужно ли оценивать свои «успехи»
Если вы проживаете без изменений теневые порталы, не спешите оценивать ситуацию от ума: «раз за день ничего не случилось, значит, я отличница, а колбасит только «двоечников».
Стремление оценивать себя растет из программки, которая сидит внутри вас. Эта программка способна выдавать вам только два варианта: «либо я в дамках», «либо я полный лузер».
Откажитесь от оценивания. Перестаньте оценивать себя, тем более через призму каких-то духовных вещей.
Классно так, как у вас есть сейчас. Если вас не колбасит, просто радуйтесь этому, просто кайфуйте – без оценивания.
Если вам плохо, просто доставайте свой чемоданчик инструментов и занимайтесь работой – без оценивания.
Родители как зеркала Тени
Зеркальные отражения бывают прямыми. Часто прямое отзеркаливание можно наблюдать в отношениях с родителями.
К примеру, взрослая женщина всю жизнь может отрицать свою мать (качества, присущие ей), пока однажды не осознает, что многими из этих качеств обладает сама.
В отношении родителей часто срабатывают клятвы, которые вы неосознанно даете себе: «я никогда не буду таким же, как они».
С момента клятвы вы начинаете вести себя точно так, как делают ваши родители, и не замечаете этого.
Три вопроса для перефокусировки на истинное Я
Есть три вопроса, которые помогут вам лучше осознавать, когда вы проявляете себя из неистинного Я, переключать себя на истинное Я.
Они будут особенно эффективны в работе с масками.
1. Что находится передо мной и не является мною?
Первый вопрос: что находится передо мной и не является мною?
Многие зависают на первом вопросе, не понимая, о чем это.
Часто, вместо того, чтобы работать и решать те вопросы, которые находятся прямо перед вами, вы цепляетесь умом за то, что вообще не имеет к вам никакого отношения.
К примеру, на дворе осень, скоро зима.
Вместо того чтобы решать вопросы, связанные с текущей подготовкой к зиме, сделать ревизию зимних вещей или необходимые закупки, т.п., внимание человека сосредоточено на событиях в Америке. Вся его энергия уходит в этом направлении.
Вместо того чтобы решать те задачи, которые находятся прямо перед человеком, фокусом внимания он находится в другом месте.
Или, женщина читает пост о несправедливом отношении к котикам и собачкам. И понеслось… – «я же сострадательная, я тону в этой несправедливости!».
В этом примере человек также отказывается решать те вопросы, которые находятся прямо перед ним.
Вместо того чтобы искать решение текущих вопросов, ум начинает цепляться за что угодно.
Таким образом он «увиливает» от решения тех задач, которые в данный момент есть в вашем пространстве и требуют вашего непосредственного участия.
Спрашивайте себя постоянно: что сейчас находится передо мной и не является мною?
Как только вы обнаруживаете то, что «не является вами», сразу вычеркивайте. Не давайте своему уму уводить вас от того, что вам на самом деле необходимо.
Если вы выбираете идти на поводу у ума, не стоит удивляться, что у вас не остается времени на себя и свои дела.
Энергия/время уплывает в другое место, и вы остаетесь с нулевым результатом.
Схожее явление описывается в тайм-менеджменте. С утра вы принимаетесь за важное задание, которое, к примеру, может принести вам ощутимый доход, но в процессе его выполнения вы неосознанно отвлекаетесь на все, что параллельно входит в ваше пространство.
В результате вы вбухиваете в выполнение задачи кучу времени, но на выходе задача оказывается нерешенной.
Будьте внимательны: саботажник внутри вас всегда на чеку.
Он всегда охотно занимается решением чужих вопросов, чтобы не дать вам заняться собой, а значит, сфокусироваться на себе истинном.
2. В чем я сейчас действую так, что это не является тем, кто я есть?
Второй вопрос пересекается с первым. Он звучит следующим образом: в чем я сейчас действую так, что это не является тем, кто я есть?
Этот вопрос включает разные вариации, в том числе такие:
Каждый раз, когда вы «в угоду им» ломаете себя, вы делаете шаг в обратном от своего Я направлении, вы отдаляетесь от себя.
Проверяйте мотивацию каждого своего действия с помощью этого вопроса. Какой мотив стоит за вашим действием? Для чего вы это делаете? Вы это делаете «чтобы что»?
3. Где я действую по обязательствам, а не по своему выбору?
Третий вопрос, который возвращает вас к себе истинному, звучит так: где я действую по обязательствам, а не по своему выбору?
Обязательства бывают внешние, когда вам действительно приходится что-то делать. И бывают внутренние обязательства, когда вы убедили себя в том, что вы что-то должны.
Обязательства растут из ролей и ваших ролевых установок.
У вас может быть определенное представление о том, как должна вести себя хорошая мать и т.п. При этом большинство из тех, кто разыгрывает хороших мам, неосознанно наносят много вреда своим детям.
Если вы испытываете резкую отрицательную реакцию (агрессия, раздражение, гнев) на поведение близкого человека, определите, что конкретно возмущает вас в его поведении.
К примеру, вас, как мать, раздражает поведение вашего взрослого ребенка. Прописав подробно свои претензии (дочь – неряха, не слушает вас, игнорирует то, что для вас важно и т.п.), вы с удивлением обнаружите, что на такого ребенка нужно молиться.
В отличие от вас, дочь делает то, что ей удобно, чего она хочет, что она выбирает.
Спросите себя: где вы действуете по обязательствам, а не по своему выбору. Скорее всего, в отличие от вас, ваша дочь действует по своему выбору.
Чтобы разобрать свою ситуацию и лучше понять ее, вам нужно ее подробно прописать. Пока ответы на вопросы не прописаны, они находятся в голове в виде бесформенной мыслемешалки.
Когда вы запишите свои ответы, вы сможете увидеть, где вы себе не позволяете быть собой.
Основная масса претензий родителей к детям, особенно к подросткам, именно про это: они себе позволяют, а вы – нет. Это – чистая Тень.
Вы себе не позволяете, потому что считаете, что вы должны. А ваши дети – нет, и это их дар, который они принесли вам (если это ваш случай).
Дополните свой чемоданчик инструментов этими тремя вопросами.
Если вы вляпываетесь во что-то неприятное, не откладывая, проверяйте себя по трем пунктам.
Вы можете проживать периоды активизации неистинного Я достаточно спокойно.
Кому-то может мощно высвечиваться, и тогда человек будет реагировать эмоционально остро. Кому-то достаточно в конце каждого дня тестировать себя (ситуации дня) с помощью трех вопросов.
Если в период высвечивания Тени у вас обостряется чувствование, не запирайте свои чувства, позволяйте себе чувствовать. Если повышенная чувствительность сильно мешает, ставьте защиту, отключайтесь от людей.
В такие периоды давайте себе больше отдыха. Учитесь озвучивать свои желания и потребности.
Если вы знаете, какой именно перегруз усиливает вашу чувствительность, старайтесь избегать этой повышенной нагрузки.
Понятие личности в психологии: сущность и структура
Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.
Суть понятия личности
Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.
Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.
Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.
Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:
Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.
Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:
Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.
Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.
Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.
Структура личности
В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.
Направленность личности
В ее состав входят:
Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».
Темперамент
Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.
Характер
Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.
Способности
Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.
Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
Потребности – побудительная сила деятельности личности.
Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.
Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:
Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.
Аспекты личности
Личность можно рассматривать в 3 категориях:
Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.
Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.
Сложности понимания человека как личности
Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:
Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.
Послесловие
Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.
В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.
Социально-психологические аспекты личности
В социальной психологии изучаются стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека: Я-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Например, локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация.
В социальной психологии сложилась своя типология личности. В рамках этой типологии называются следующие типы личностей: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа А и типа Б и другие.
Социально-психологические качества личности – это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. Оба ряда качеств формируются в условиях реальных социальных групп, в которых функционирует личность.
Вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности.
Предметом анализа перечня качеств часто являются качества, изучаемые при помощи личностных тестов (тесты Г. Айзенка, Р. Кеттелла). В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов. Во многих зарубежных исследованиях при описании методик для выявления качеств личности употребляется термин «прилагательные», где в одном ряду перечисляются такие характеристики как «умный», «трудолюбивый», «добрый», «подозрительный» и т.п.
Иногда выделяется особая группа качеств. Так, социально-психологические свойства личности рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам. Эти социально-психологические свойства сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей;
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству);
4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.) (Бобнева, 1979, С. 42-43).
Социализация личности
Термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Он употребляется в широком и узком смыслах.
В узком смысле под социализацией понимают процесс и результат освоения человеком доступного и необходимого ему социального опыта, превращение его в полноценного члена общества или какой-либо социальной группы.
Социализация в узком смысле является важным для общества и различных группсоциальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей. Эти механизмы связаны в основном с действием социальных институтов общества и специальных средствгруппового влияния и контроля.
Институциональная и групповая социализация преследуют цели, определяемые общим типом социально-экономической формации, идеологическими и политическими системами общества. В соответствии с их характером и требованиями она задает общие направление, характер и рамки формирования человека как представителя данной общности, группы.
Социализация специфична в том, что только социальные механизмы не могут обеспечить достижение заданных обществом или группой целей. Необходимо еще «срабатывание» сложных механизмов, связанных с социальной регуляцией поведения человека, интернализацией им норм и ценностей и т.п. Включение этих механизмов «переводит» социальный процесс на инойуровень социально-психологических процессов и закономерностей. На этом уровне социальное развитие личности не сводится к процессам социализации.
Важнейшей закономерностью процесса социального развития личности является наличие в нем двух противоположных тенденций – типизации и индивидуализации. Они по-разному проявляются на стадиях социального развития личности, в отношении форм развития и у различныхиндивидов.
К ведущим феноменам социализации относят усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации личности:
· конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Психоаналитики выделяют четыре психологических механизма социализации:
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.
Стадии социализаци
Процесс социализации начинается с рождения человека и непрерывно продолжается в течение всей его жизни.
В отечественной социальной психологии сделан акцент на том, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Согласно этому выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
Содержание понятий «социальная установка личности и «аттитюд»
М. Смитразработал трехкомпонентную структуру социальной установки (1942). В структуре социальной установки выделены:
1) когнитивный компонент (знания человека об объекте, к которому относится его социальная установка);
2) аффективный компонент (эмоции, переживаемые человеком в связи с данным объектом);
3) поведенческий компонент (реальные или потенциальные действия в отношении объекта).
В структуре одной социальной установки эти компоненты могут быть согласованными и рассогласованными. В согласованных социальных установках, их составляющие не противоречат друг другу. Например, социальная установка, которая содержит позитивные знания, благоприятное эмоциональное отношение и положительные действия в отношении объекта установки. По отношению к человеку вызывает последовательные положительные или отрицательные действия по отношению к нему. В рассогласованной социальной установке отрицательная информация об объекте сочетается с положительным к нему отношением и нейтральными действиями в отношении его. Она порождает противоречивое отношение, амбивалентные чувства и непоследовательные (противоречивые) действия по отношению к человеку.
В ходе изучения социальных установок выделены три основные функции, которые они выполняют в обществе:
1. познавательная.Установки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как они будут познаны. Реализуется через когнитивную составляющую;
2. выразительная.Установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу. Реализуется через эмоциональный компонент;
3. приспособительная. Установки (если они соответствуют реальному состоянию общества, группы) позволяют индивиду адаптироваться в обществе, в данной группе. Реализуется через поведенческий компонент.
Целостность социальной установки представлена в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» В.А. Ядова (1975).
Понятием, аналогичным понятию «социальная установка», является «аттитюд». Это создавало некоторые сложности и требовало разграничения с понятием установки. Основные различия касаются самого объекта установки, возможности ее осознания, наличия или отсутствия знакового опосредования. В.Я. Ядов предложил иерархическую диспозиционную модель, в которой аттитюд (как фиксированная социальная установка) помещается на уровне между элементарными фиксированными установками (в понимании Узнадзе) и более высокими уровнями: базовыми социальными установками (в которых фиксируется общая направленность интересов личности) и ценностными ориентациями.
В традиционной психологии личности аттитюд рассматривался как внутренняя эффективная ориентация (предварительная настройка), зависящая от прошлого опыта, которая могла бы объяснять действия личности.
Многие аттитюды формируются в детстве и воспринимаются детьми от своего ближайшего социального окружения. Дети моделируют свои аттитюды, копируя тех, кто им нравится, кого они уважают и боятся. Наблюдая за отношением родителей к различным событиям и явлениям, они формируют к ним собственное отношение. Особой привлекательностью для молодежи обладают поведение, внешний облик и аттитюды популярных певцов и актеров, которые нередко выступают безусловным образцом для подражания. Неустойчивость аттитюдов активно и часто недобросовестно используют рекламные компании.