аспт ржд что это
АСПТ РЖД
Автоматизированная система оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», предназначенная для проверки знаний и квалификации сотрудников РЖД в специализированных учебных классах.
На основании распоряжения начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» С.А.Кобзева специалистами отдела АСУТ ПКБ ЦТ при участии специалистов Департамента управления персоналом разработана система оценки профессиональных знаний работников локомотивного хозяйства ОАО «РЖД». Система способна взаимодействовать с другими информационными системами и обеспечивает выполнение различных функций связанных с проверкой знаний работников, выявлением пробелов в их знаниях и подготовкой программ для обучения работников, показавших недостаточный уровень знаний.
На основе данных, полученных в результате проведения опытного тестирования руководителей подразделений локомотивного хозяйства, специалистами ПКБ ЦТ была разработана методика расчета оценки уровня знаний для системы АСПТ. Данная методика учитывает наиболее значимые факторы, влияющие на оценку уровня знаний работников локомотивного хозяйства.
Система оценок: неудовлетворительный результат (0-56 баллов), удовлетворительный результат (56-75 баллов), хороший результат (75-100 баллов).
Для того, чтобы повысить свой результат мы предлагаем проходить тренировку на нашем сайте, перед очередным тестированием в учебном классе. У нас вы можете пройти любую тему в режиме теста или запустить единый тест по должностям.
Вопросы
Найти нужный вопрос
Тесты
Пройти учебный тест
Единый тест
Тест по должностям
Вернуться на главную страницу Я устал, хочу отдохнуть Покажите мне интересные товары Мне срочно нужны деньги Застраховать себя и свою семью от коронавируса Мне мешает реклама, отключите её Пожаловаться, написать нам сообщение
АСПТ РЖД
Автоматизированная система оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», предназначенная для проверки знаний и квалификации сотрудников РЖД в специализированных учебных классах.
На основании распоряжения начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» С.А.Кобзева специалистами отдела АСУТ ПКБ ЦТ при участии специалистов Департамента управления персоналом разработана система оценки профессиональных знаний работников локомотивного хозяйства ОАО «РЖД». Система способна взаимодействовать с другими информационными системами и обеспечивает выполнение различных функций связанных с проверкой знаний работников, выявлением пробелов в их знаниях и подготовкой программ для обучения работников, показавших недостаточный уровень знаний.
На основе данных, полученных в результате проведения опытного тестирования руководителей подразделений локомотивного хозяйства, специалистами ПКБ ЦТ была разработана методика расчета оценки уровня знаний для системы АСПТ. Данная методика учитывает наиболее значимые факторы, влияющие на оценку уровня знаний работников локомотивного хозяйства.
Система оценок: неудовлетворительный результат (0-56 баллов), удовлетворительный результат (56-75 баллов), хороший результат (75-100 баллов).
Для того, чтобы повысить свой результат мы предлагаем проходить тренировку на нашем сайте, перед очередным тестированием в учебном классе. У нас вы можете пройти любую тему в режиме теста или запустить единый тест по должностям.
Ученье — свет! В конце тоннеля… АСПТ, СДО и человеческий фактор: кто, на что и зачем тестирует машинистов РЖД
Мы много писали о том, что в существующих реалиях работы на ж.д. голова у машиниста забита чем угодно, только не безопасностью движения. Причина большинства проездов запрещающих сигналов — отвлечение, переключение внимание на что-то ещё. Иными словами, человеческий фактор — недоученность, растерянность.
На ж.д. существует целая система технической учёбы. Цель её – максимальное исключение человеческого фактора. Подкован – есть шанс, что в нештатной ситуации не растеряешься. Испокон веков техучёба проводилась машинистами-инструкторами по обучению, в большинстве своём — опытными машинистами в прошлом. С развитием компьютерных технологий в РЖД посчитали, что не использовать их в обучении — грех.
Для того чтобы забыть об АСПТ на три месяца, достаточно угадать 56% ответов.
Организация техучёбы работников РЖД регламентирована СТО РЖД 08.020-2014, утверждённым распоряжением ОАО «РЖД» от 11 декабря 2014г. № 2940р. Один из программных продуктов — АСПТ, т.е. автоматизированная система оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства ОАО «РЖД». Приходит раз в квартал машинист в техкласс, и из нескольких вариантов ответов пытается угадать правильный. Вопросов — 300, но за отведённые 40 минут ответить на все мало кто успевает. Для того чтобы забыть об АСПТ на три месяца, достаточно угадать 56% ответов.
Вроде всё гладко? Посмотрите на один из вопросов АСПТ и скажите, какое отношение это всё имеет к работе локомотивной бригады?
Второе «изобретение» — СДО, система дистанционного обучения, она же — самоподготовка. Если прохождение АСПТ оплачивается, как техучёба, то за СДО никто платить не собирается, ибо СДО — та самая самоподготовка.
В своё личное время с домашнего компьютера машинист заходит на сайт или вот сюда и погружается в учёбу. Давайте составим ему компанию.
Рисунок, надо полагать, остался в воображении авторов текста
Очевидно, что многие вопросы, которые выведены на самоподготовку, никакого отношения к работе машиниста или помощника не имеют. Отсюда и их нежелание тратить драгоценное семейное время на бесполезные тесты.
Этот вопрос мы сочли фейком, но нет. Полученные с разных дорог разные фотографии свидетельствуют: всё правда.
Кстати, о тестовой форме вопросов. Любой психолог расскажет, что от тестов, кроме вреда, никакой пользы. Мозг воспринимает все варианты ответов, как верные, так и неверные. В экстремальной ситуации, когда на раздумья времени не будет, он может в качестве руководства к действию «подкинуть» и неверный вариант. Поколение ЕГЭ, построенного именно на тестах, мы уже вырастили, а о вреде этой формы экзамена, не предусматривающей знания материала, не писал только ленивый. В РЖД воодушевились «успехом» государства?
Вы не задались вопросом, почему сайтов СДО два — старый и новый? Отвечаем: на старом сайте нашлись добрые люди, которые за долю малую делали так, чтобы сдача тестов СДО происходила… в автоматическом режиме. Предложений — огромное количество. Переход на новый сайт проблему не решил: уже другие добрые люди просто пройдут за вас СДО. За чуть большую плату.
Хотя, возможно, наша информация устарела, и народные «умельцы» сумели сломать и этот сайт.
Наверняка вы задались ещё одним вопросом: а зачем машинисту или помощнику платить за сдачу СДО третьим лицам? Действительно, СДО — вещь рекомендованная, то есть не обязательная:
Как бы ни так. Взгляните:
Всё верно. Работников локомотивных бригад повсеместно вынуждают проходить тестирование (его результаты может отследить машинист-инструктор по обучению) в нарушение собственного стандарта ОАО «РЖД».
Есть тренажёры и на ж/д, но участок обслуживания может не совпадать с тем, на котором работает бригада.
…Для максимального исключения человеческого фактора придумано много чего. Пилоты нарабатывают навыки на тренажёрах, которые по ощущениям неотличимы от настоящих самолётов. В метро проводят «аварийные игры»: машинист-инструктор на действующей машине сделает «неисправность», а машинист должен её отыскать и устранить. Когда такая же неисправность случится в реальной поездке, руки сами вспомнят, за что хвататься.
Справедливости ради стоит сказать, что есть тренажёры и на ж.д., но картинка на мониторе не даёт забыть, что это тренажёр, а участок обслуживания может не совпадать с тем, на котором работает бригада. Офисные стулья на полу техклассов, где установлены тренажёры, дополнят отрыв от реальности.
Программный продукт, о котором мы рассказали, использование которого введено в обязаловку, повышению технической грамотности машинистов не способствует никак. А может, и цели такой никто не ставил, просто нужно было бюджет освоить?
1220 АСПТ: система оценки знаний
Система оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (АСПТ) разработана Проектно-конструкторским бюро (ПКБ) ЦТ в 2006 г. по заданию Департамента локомотивного хозяйства. В настоящие время АСПТ введена в эксплуатацию на всех предприятиях Дирекции тяги (ЦТ) и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) и охватывает более 200 должностей
— от руководителей структурных подразделений до машинистов локомотива и слесарей тягового подвижного состава.
С момента создания системы и до настоящего времени специалистами ПКБ ЦТ, Дирекций тяги и по ремонту тягового подвижного состава ведется непрерывная работа по ее улучшению и расширению, а также совершенствованию учебного и экзаменационного материалов.
Так, из системы тестирования, позволяющей оценивать знания работников только по основным нормативным документам ОАО «РЖД» в 2007 г., АСПТ сейчас стала одним из элементов сквозного технологического процесса, которая может осуществлять не только проверки знаний различного типа, но и обучение работников в зависимости от результатов тестирований и выявленных нарушений в работе. На рис. 1 представлена структурная схема многоуровневой системы обучения и проверки знаний локомотивных бригад.
Мультимедийный блок АСПТ позволяет ознакомиться с учебным материалом по действиям в различных поездных ситуациях и работе отдельных узлов тягового подвижного состава (ТПС). Такой учебный материал представлен в виде графических анимированных роликов. На рис. 2 и 3 представлены его фрагменты по порядку действий локомотивной бригады во время грозы и по системе «Толчок в пути».
На данный момент АСПТ содержит 20 учебных роликов по работе отдельных узлов электровозов и 13 роликов по действиям в поездных ситуациях. В ней реализованы следующие виды проверок:
— тестирование кандидатов на замещение должностей, которые должны проходить все работники перед назначением на должность, включая руководителей региональных дирекций;
— периодическое тестирование, результаты которого могут учитываться комиссией при аттестации работников;
— тестирование по темам технической учебы. Вопросы данного тестирования соответствуют утвержденным планам технической учебы и формируются на трех уровнях — центральная дирекция тяги, региональная дирекция тяги и эксплуатационное депо;
— техническая учеба и тестирование слесарей по ремонту ТПС. Вопросы данного тестирования вводятся в систему централизованно в соответствии с тематикой учебных материалов, которые разработаны специалистами ПКБ ЦТ;
— тестирование машинистов на класс квалификации;
— тестирование курсантов дорожных технических школ;
— внеплановое тестирование по выявленным нарушениям в работе, назначаемое работникам индивидуально по темам нарушений.
В АСПТ реализовано тестирование для 103 должностей ЦТ и 100 — ЦТР. Для каждой должности сформированы индивидуальные перечни вопросов. Кроме того, при формировании теста учитываются серия локомотива и типы систем безопасности, применяемые на них.
В ПКБ ЦТ на постоянной основе ведется работа по корректировке и дополнению базы вопросов с учетом изменений нормативных документов ОАО «РЖД». На данный момент она составляет около 8000 вопросов, в том числе для локомотивных бригад — более 4000.
В 2011 г. для ЦТР создан блок технической учебы слесарей ремонтных депо и ведется его наполнение учебным материалом. Так, учебный и экзаменационный материалы разработаны для технической учебы по следующим темам:
— конструкция и назначение основных узлов тепловозного тягового электродвигателя постоянного тока;
— правила ремонта тягового электродвигателя ЭД-118А (Б);
— конструкция крана машиниста № 394 (395), организация ремонта и испытаний.
В 2012 г. уже созданы и проходят согласование в ЦТР учебные и экзаменационные материалы по темам:
— классификация и техническая характеристика локомотивных компрессоров и регуляторов давления для слесарей по ремонту тормозного оборудования локомотивов;
— виды и предназначение слесарного инструмента: категория напильники для работников заготовительного цеха.
В 2011 г. выполнена интеграция АСПТ с системой управления локомотивным хозяйством (АСУТ) в части обмена информацией о тестированиях локомотивных бригад. Теперь отчеты по всем типам их проверок доступны в АРМ АСУТ, а также реализована возможность назначения внепланового тестирования бригадам по выявленным нарушениям в ходе выполнения контрольно-инструкторской проверки (КИП) прямо на рабочем месте машиниста-ин-структора (АРМ ТЧМИ), что позволило значительно сократить время машинистов-инструкторов на выполнение этой задачи.
В текущем году планируется расширение интеграционных функций АСУТ в части получения информации о сериях локомотивов, на которых прошли обкатку машинисты. Это необходимо для более точной подготовки тестовых заданий, плеч обкатки, а также индивидуализации вопросов по TPA станций при проведении технической учебы.
«Положение о проверке результатов технического обучения работников ОАО “РЖД”, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой» утверждено
27.05.2010 № 9355 вице-президентом ОАО «РЖД» А.Г. Тишаниным. Для его выполнения принято решение об интеграции систем дистанционного обучения СДО (КАСКОР) и АСПТ в части передачи из АСПТ отчетных данных о результатах тестирования локомотивных бригад, а также реализации функции самоподготовки к тестированию средствами СДО (КАСКОР) через Интернет.
В настоящее время ведется работа по согласованию регламента взаимодействия этих систем, а также корректировка перечня вопросов системы АСПТ для реализации алгоритма тестирования и подсчета результатов идентичного СДО (КАСКОР).
Выполнение этой работы позволит реализовать единый для всех хозяйств подход к оценке знаний работников и обеспечит возможность максимально объективно оценить уровень подготовки персонала, непосредственно связанного с движением поездов и обеспечением безопасности движения.
Кроме того, выполнение указанных задач позволит провести тщательный анализ, на основании которого возможна корректировка программ обучения работников хозяйств, планирование совместного обучения работников ЦТ, ЦТР, Дирекции по управлению движением и взаимодействие в вопросах, по которым наблюдается недостаточный уровень знаний, не позволяющий обеспечить безусловное выполнение требований безопасности движения.
В рамках реализации Системы дистанционного технического обучения локомотивных бригад (ДТО-ЦТ) выполняются работы по формированию единого тестового задания систем СДО и АСПТ для локомотивных бригад по темам технической учебы. На базе Дирекции тяги создан методический координационный центр, в задачи которого входит создание единого плана технической учебы для локомотивных бригад и формирование учебного материала для дистанционной учебы в СДО.
В процессе дистанционной технической учебы в СДО ежемесячно будет производиться оценка полученных знаний работников. При этом обучение и тестирование будут доступны как в компьютерных классах депо в корпоративной сети передачи данных, так и в сети Интернет с домашних компьютеров работников.
Ежеквартальные зачеты как в практической части — на действующем локомотиве или тренажере, так и в теоретической части — тестирование в системе АСПТ будут проводиться в эксплуатационном локомотивном депо с обязательной личной явкой работников.
В рамках программы научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2012 г. специалистами ПКБ ЦТ и ЦТ выполняется работа по созданию Комплексной системы учета и анализа показателей работы локомотивных бригад в процессе их обучения и проверки знаний, которая аккумулирует в себе данные систем АСУТ-НБД, АСПТ и тренажерных комплексов. Ее внедрение позволит провести оптимизацию и контроль процесса формирования обучающих заданий на тренажерных комплексах с учетом допущенных нарушений в работе локомотивных бригад, выявленных при расшифровке скоростемерных лент.
Кроме того, такая система установит единый порядок проверки теоретических знаний локомотивных бригад по выявленным нарушениям и позволит создать индивидуальную карту обучения машиниста. Она будет содержать историю проверок его знаний, обеспечит систематизацию допускаемых ошибок и нарушений, а также назначение индивидуальных тем технических занятий для устранения пробелов в знаниях.
Таким образом, данная система учета и анализа объединит в единой справке информации по нарушениям, о принимаемых мерах по повышению уровня знаний работников и результатах обучения. Это значительно сократит временные затраты и вероятность ошибок персонала, ответственного за процесс обучения.
В настоящее время специалистами ПКБ ЦТ разработаны:
— перечень и методика анализа показателей работы локомотивных бригад, учитываемых при назначении им индивидуальных занятий и проверки знаний по допущенным нарушениям в работе;
— регламент обмена информацией между АСУТ НБД и комплексной системой учета и анализа показателей работы локомотивных бригад в процессе их обучения и проверки знаний (КСОП);
— методика формирования индивидуального учебного и экзаменационного задания с учетом выявленных нарушений в работе;
— программное обеспечение взаимодействия КСОП и АСУТ-НБД.
В данное время ведется отладка разработанного программного обеспечения и алгоритмов работы системы. В конце 2012 г. планируется внедрение КСОП на опытном полигоне Северной дирекции тяги в эксплуатационном депо Ярославль-Главный.
Комплексную систему учета и анализа показателей работы локомотивных бригад планируется использовать во всех эксплуатационных депо для обучения машинистов на тренажерных комплексах, с учетом допущенных ими нарушений в работе, которые зафиксированы в АСУТ-НБД, проведения индивидуальных проверок знаний в системе АСПТ и формирования индивидуальной карты обучения машиниста.
Перспективным направлением развития КСОП и АСПТ является расширение их функций за счет интеграции с такими системами, как АСУ ЦТР, KACAHT и других в части корректировки программы обучения как локомотивных бригад, так и слесарей по ремонту ТПС в зависимости от повторяемости однотипных отказов технических средств и их тяжести.
По материалам ПКБ ЦТ ОАО «РЖД»
«Абсурд и беспредел» техучёбы РЖД. Народные корреспонденты vgudok.com искали плюсы технической учёбы в монополии — нашли минусы
О технической учёбе локомотивных бригад можно слагать грустные поэмы. В одном из недавних материалов мы рассказали о методе обучения «Провокатор», применяемом на Октябрьской дороге. Сегодня — рассказ о зачётах по знанию техническо-распорядительных актов станций (ТРА).
Зачёты в АС ГРАТ (автоматизированная система графического тестирования) сдают несколько лет. Именно сдают, а не учатся. Где и когда машинист будет изучать нумерацию путей, расположение и обозначение сигналов, скорости движения — никого не волнует. В идеале это всё должно происходить во время контрольно-заключительных поездок (КЗП) под наблюдением машиниста-инструктора (ТЧМИ), но в реальности инструктор «работает» только в АРМ ТЧМИ (автоматизированном рабочем месте), полностью заменившем живой труд и не несущем никакой пользы для машиниста.
Перед машинистом или помощником на компьютере открывается схема станции, на которой обозначены объекты инфраструктуры: светофоры, стрелки, воздушные промежутки и т.п. Нескольких объектов не хватает. Каких — нужно вспомнить и дополнить.
На первый взгляд, такой метод куда результативнее «угадаек» с закрытыми вопросами и тестами.
На удачу здесь не понадеешься — нужны реальные знания. Что же тогда не так? А «не так» — объём сдаваемого материала. На схемах станций по 100–200 символов. С укрупнением участков обслуживания количество станций, по которым машинисты обкатаны, доходит до 180–200 (пример по Окт Т). Умножили? Удержит это всё человек в голове? Между тем система прощает лишь три ошибки. Не сдал — вторая попытка, следующий раз — только через сутки.
«Что немаловажно, — рассказали vgudok.com машинисты, — за ошибку считается не только неверный выбор символов из выпадающего списка для каждого пропущенного объекта, но и простой пропуск, т.е. оставление пустого места незаполненным, а это немудрено, когда после двух-четырёх часов работы перед экраном глаза уже «квадратные»… В общем, иначе, как форменным издевательством, всё это назвать сложно».
На одну станцию требуется около 15 минут. Сдавать можно только с деповских компьютеров, никакой удалёнки.
«Длительное нахождение в техклассе как сдающих, так и ожидающих своей очереди, варварски нивелирует все карантинные мероприятия», — отметили рабкоры.
Хоть в выходной приходи, хоть перед поездкой или после её окончания сиди. Время-то у машинистов казённое, семей нет, да и внимание в кабине никуда не девается, если перед поездкой пару часов за компьютером просидел. Деталь: во время сдачи можно пользоваться распечатками из ТРА станций. Что там с результативностью «метода»?
Ещё деталь: оплачивается такая «учёба» из расчёта восемь часов в квартал. «Закрыть» ТРА нужно в течение первого квартала, в противном случае часть обкаток будет заблокирована. Правда, есть лазейка. В каждом депо все, вплоть до его начальника, прекрасно понимают всю абсурдность и физическую неисполнимость затеи, поэтому находится способ, как логические запреты, выдаваемые различными программами, благополучно обойти. Что там с эффективностью расходования средств на обучающие программы и оборудование для них? Помните, в одном из депо Окт Т обошли логический запрет как на выезд из депо без помощника, так и многие другие? Получили Рябово, о котором мы подробно рассказали в этом тексте.
Наши рабкоры рассказали о том, что в условиях большого количества командированных машинистов на Октябрьской ж.д. некоторые машинисты-инструкторы по обучению, в угоду скорейшего «закрытия» тестирования, ставят им упрощённые тесты. Быстрей «сдаст» — быстрей пойдёт в поезда. Свои при этом отдуваются по полной.
«Абсурд — это первое. Сам по себе этот вид контроля знаний — чистая фикция, потому что вместо акцента на местах со сниженной скоростью, маленьким расстоянием между светофорами и т.п. предлагается лишь выбрать из выпадающего списка литеры и наименования объектов.
Это абсолютно не заменяет знания реальных станций!
Во-вторых, прикомандированным требуется более тщательное изучение ТРА, чем местным, а они сдают по упрощённой программе», — напоминают наши собеседники.
Проблема качественной подготовки командированных машинистов имеет ещё один аспект. Их решили… не обкатывать по сложному питерскому узлу, выставляя только под транзитные поезда. Такой вот «подарочек» смежникам-движенцам: диспетчер теперь должен думать, может машинист конкретного поезда заехать на узел или нет. Ну и «забота» о местных, которые вместо нормальной работы вынуждены «поднимать» брошенные перед узлом поезда.
Наши рабкоры, как люди неравнодушные, очень сильно любящие свою работу, хотят вернуть ей здравый смысл, давно потерянный от нововведений «эффективных манагеров» всех уровней. Они предлагают, во-первых, организовать удалённую сдачу с домашнего ПК или мобильного устройства. Все же понимают, что используются подсказки и выписки. Ну и про пандемию не забываем.
Во-вторых, если исходить из того, что отказаться от никчёмной сдачи ТРА уже не получится, нужно полностью переработать тесты, сделав упор на проблемных местах и убрав бездумную расстановку символов. Кроме этого, грамотные машинисты обращают внимание на то, что существующая система графического тестирования по ТРА несёт в себе прямую угрозу безопасности движения, и вот почему:
— Многие ответы противоречат действующим ТРА. Неверные ответы заложены как верные. Не отражены многие местные условия, незнание которых может привести к трагическим последствиям;
— ТРА приходится сдавать в ущерб отдыху до или после поездки;
— Длительное время работы за компьютером несёт прямой ущерб здоровью локомотивщиков, особенно страдает зрение — важнейший ресурс здоровья машиниста.
Обращают наши рабкоры внимание и на ещё одну проблему. С компьютерами «дружат» далеко не все. Ну, вот не нужен человеку в его обычной жизни компьютер и всё тут! Таких немало среди молодых, а уж среди старшего поколения — каждый второй. Выход нашли и из этой ситуации. Четыре тысячи рублей — и за тебя всё пройдут. Или более шустрые товарищи, или… те самые инструкторы, у которых нет времени на работу с бригадами.
«Абсурд и беспредел!» — возмущаются наши народные корреспонденты.
Вывод печален: машиниста-инструктора по обучению, как, впрочем, и любого другого ТЧМИ, не интересует конечный результат в виде знаний машинистов. Важно только своевременное «закрытие» всех видов обучения и тестирования.
Машинист-инструктор по обучению, опытнейший из инструкторов, стоящий у плаката в техклассе с указкой в руках, давно канул в Лету. После таких занятий любой машинист или помощник мог чётко ответить, какие знания он получил и как они ему помогут на практике. Сегодня всё перевернуто с ног на голову. АСПТ, СДО, теперь вот АС ГРАТ — всё завязано на компьютеры, но компьютер выступает не удобным инструментом, а средством общения с аудиторией тех, кого машинист или помощник в глаза никогда не увидит — разработчиков программ.
Конечный результат нововведений: ни один машинист не ответит, какие знания он получил посредством новомодных систем.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok