асса кино о чем
«АССА»: Интересные факты о фильме.
В сентябре 1988 года в прокат вышел фильм Сергея Соловьева «Асса», премьера которого прошла еще 1 апреля 1988 года в московском ДК МЭЛЗ.
В фильме приняли участие, снявшись в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х.
Сюжет
Действие фильма происходит в 1980 году, зимой в Ялте. Молодая медсестра Алика (Татьяна Друбич) сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается цеховиком и бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого по имени Бананан.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая его ревность и раздражение.
Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов».
Можно также указать на небольшую неточность в фильме. Крымов и Бананан едут из Ялты на Симферопольский ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как в Симферополе ипподром прекратил существование еще в начале 1970-х годов. Эпизод снимали на московском ипподроме.
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности. Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.
Киноляпы
На фуникулёр Алика и Бананан вместе садятся в красную кабинку на гору. Но зрителя сбивают с толку регулярно мелькающие кадры съёмки движения подъемника вниз. При крупных планах Алика сидит в красной кабинке, а Бананан почему-то в синей.
Интересные факты
* Имя главного героя фильма «Бананан» было у персонажа песни «Здравствуй, мальчик Бананан» (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме «Банановые острова», который был записан в феврале 1983 года.
* Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил увековечить память о возлюбленной, впоследствии ставшей его женой. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».
* По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
Фраза Бананана: «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден»)
* В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Тихая улица» с участием Чарли Чаплина.
* Крымов цитирует «Песню о друге» Высоцкого:
* Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
* В сцене прогулки Крымова, Альберта и Зои по Никитскому ботаническому саду звучит хоральная прелюдия фа-минор «Ich ruf zu dir Herr Jesus Christ» И.С. Баха.
* Негр Витя, изображая иностранного артиста, в вестибюле гостиницы напевает песни Бобби Дарина «Beyond the Sea» и Стинга «Moon over Bourbon Street» (хотя альбом «The Dream of the Blue Turtles» с этой песней вышел только в 1985 году, то есть после событий, описанных в фильме).
* Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова, который не смог запомнить текст, написанный в сценарии.
* Отказ администрации гостиницы «Ореанда» в проведении съёмок удалось уладить только после телеграммы, в отчаянии отправленной Сергеем Соловьёвым на адрес генсека Михаила Горбачёва. Дошедшая по воле случая непосредственно до адресата, телеграмма привела его в такую ярость, что вопрос был немедленно улажен.
* Портрет Брежнева, мимо которого идут персонажи фильма, изготовлен специально для съёмок местным художником. Появление портрета на набережной спустя несколько лет после смерти генсека вызвало у местного населения самые невероятные предположения.
* Идею поместить пальму на вращающийся проигрыватель у Бананана авторы фильма взяли, побывав на шоу-концерте группы «Кабинет», первой группы в СССР, игравшей в стиле ска в середине 1980-х годов.
«Здравствуй, мальчик Бананан»: Как смотрится «АССА» 30 лет спустя Почему главный фильм перестройки все еще актуален
С 29 марта по 1 апреля в рамках цикла «Юность/80-е» Синематека «Искусства кино» и «Каро.арт» покажут три важных поколенческих фильма конца 80-х: «АССА», «Курьер» и «Маленькая Вера».
Ровесница фильма «АССА» Алиса Таёжная пытается посмотреть на перестроечную классику из марта 2018 года и объяснить, почему «АССА» Сергея Соловьева — это важнейшее кино о настоящем времени, несмотря на то, что оно снято больше 30 лет назад.
«АССА», снятая в 1987 году, формально — фильм о 1980 годе и самом конце застоя. Коррупционеры, пронырливые как коростель, воруют миллионы на взятки и живут в отеле первой береговой линии. Контркультурщики сидят в отделении рядом с настоящими душегубами по милицейскому приводу за ненадлежащий внешний вид. Паренек со случайной работой, в странных шмотках с чужого плеча и тусклой комнате, похожей на сарай, спит в Ялте и смотрит сны. Сны Бананана — самый нездешний видеоряд в советском массовом кино, не то чтобы украденный, а скорее случайно скопированный у Стэна Брекеджа — сводили с ума зрителей конца 80-х не меньше лирики Гребенщикова и Цоя.
В документальном романе «АССА. Книга перемен» Бориса Барабанова и воспоминаниях режиссера фильма Сергея Соловьева через мемуары очевидцев передано уникальное столкновение миров, которое дало «АССЕ» столько недопонимания, честного драйва, искренности и абсурда. Синтез, невообразимый и, кажется, больше ни в одном русскоязычном фильме невозможный — взрослые и дети, подполье и официоз, поэты и функционеры через одно рукопожатие договариваются, чтобы снять какое-то новое кино, которого никогда не было.
Все началось с соловьевской идеи о массовом развлекательном мюзикле, похожем на индийский, где есть харизматичный злодей, юная красавица и молодой беззаботный соперник. Сам Соловьев, состоявший в хороших отношениями с советскими кинофункционерами и имевший международное признание, получил карт-бланш от системы на съемки вообще чего угодно.
Татьяна Друбич, напрочь лишенная нарциссизма и честолюбия, до и после съемок работала врачом в обычной поликлинике. Дикую эстрадную песню про мальчика Бананана написали придворные авторы Аллы Пугачевой и Софии Ротару. Питерские подпольщики, ходившие в КГБ на допрос как на работу, придумали предметный мир альтернативной культуры — не постановочный, а настоящий, выживающий вопреки. Борис Гребенщиков в зените славы и образе пророка пел о рае на земле. Юный сценарист взял нездешнее имя «Алика» у реальной девушки, в которую был влюблен. Виктор Цой попал на экраны почти прямиком из кочегарки. Мающийся без работы и денег Бугаев «Африка» спасся от статьи за тунеядство благодаря приглашению на главную роль. Режиссер народных хитов «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя» сыграл негодяя, которого в культуре еще даже не сформулировали — то ли постаревшего Гэтсби, то ли Корейко. В анамнезе его противоречивой биографии — отличие в институте, безупречное поведение в тюрьме, стихи в журнале «Юность» и любовь к «Евгению Онегину» и исторической беллетристике. Очевидцы любят рассказывать о том, что на съемках все совпало: и зимняя Ялта, и Цой в черном пальто, и Александр Баширов, и «Сильва» Имре Кальмана. «АССА» — точка экстремума нескольких десятков карьер, где ни один участник не поступился идентичностью: от любимых песен и политических взглядов до реплик и полезных знакомых.
Можно много спекулировать на том, что было и стало со всеми людьми, сделавшими «АССУ» — этому было посвящено слишком много эфиров и интервью. «Было — стало» — неработающий формат именно в случае этого фильма: каждый участник «АССЫ» сделал не один, а несколько десятков небольших выборов, которые разбросали их даже не по нескольким лагерям, а по необъятной системе координат — от Калифорнии до Госдумы. Соловьев снял еще десяток фильмов, в том числе пропущенный и совершенно недооцененный сиквел «АССЫ» «2-АССА-2» — одновременно чудовищный и пронзительный китч о крахе перестроечных иллюзий и дичи жирных нулевых. Татьяна Друбич, продолжавшая работать врачом, вошла в попечительский совет фонда «Вера». Прикормленные советские композиторы переехали жить в Лос-Анджелес. Сергей Курехин, вокруг которого выросла авангардная сцена, умер молодым, а десятки независимых музыкантов бросили или продолжили заниматься смелой музыкой не для всех в небольших сообществах. Цой разбился насмерть слишком рано. БГ выпустил две дюжины альбомов и продолжает давать лукавые дзен-интервью. Сценарист Сергей Ливнев, автор диких «Кикса» и «Серпа и молота», в последние годы спродюсировал «Служебный роман. Наше время» и «Гитлер капут!». Станислав Говорухин председательствует в комитете Госдумы по культуре и рассматривает законы об ограничении кинопроката. Бугаева «Африку» зарегистрировали доверенным лицом Путина, а несколько лет назад он стал фигурантом скандала о незаконном владении картинами своих когда-то соратников, ленинградских «Новых художников». Ялта, которая и в «АССЕ» выглядит как бегство и ничья земля, за эти годы побыла и СССР, и Украиной, и Россией, а сейчас — это все еще призрачное место между прошлым и будущим, замирающее зимой. С дачей Чехова и той самой канатной дорогой.
Развивая классический сюжет о конфликте молодости, которая не знает, и старости, которая не может, «АССА» выводит узнаваемый эскапистский мир, где хочется жить, когда сгущаются тучи: там плещутся рифы в янтарной волне, там классная музыка и добрые друзья, модные вещи и тайное знание, глупые выходки и широкие жесты
Едва ли не в каждом разговоре, посвященном «АССЕ», звучит ожидаемый тезис о том, как поколение перестройки не отстояло протест, а 2017-й по ощущениям в воздухе не то чтобы отличался от 1987 года. А был ли вообще мальчик Бананан? Сергей Соловьев ответил на все эти вопросы в продолжении фильма, где сидящая в тюрьме Алика становится Анной Карениной наших дней. Бананан там перерождается в современного то ли Франкенштейна, то ли Шарикова, с головой одного и телом другого (очень ироничная роль Сергея Бугаева): спустя 30 лет субкультурная легенда торгует семечками в олигархических масштабах с ходовой точкой на рынке, а в момент печали играет на флейте, как меланхоличный герой Леонида Филатова. За диванную революцию с кряхтящими ударными в «2-АССА-2» отвечает Сергей Шнуров, давно вышедший из возраста несогласия. Объединяющей песни нет, но Надежда Кадышева с плоским голосом готова дать «Переменам» удобоваримую обертку для зрителей канала «Россия» — и ожидаемо собрать комментарии коллективного покаяния: «Витя, прости, мы все *** [потеряли]!» Цой стал не только народным артистом, но еще и удобной валютой, а советская эстетика воспроизводится и возвращается в симулякрах из лживого телевизора и ностальгической тоски. Вроде бы все герои и иллюзии умерли, а мы остались — и как быть с этим дальше?
«На хороший вопрос готовы ответить мычанием» — потому что сил умничать нет, есть желание только дурачиться. Их зыбкая свобода под надзором ментов и гэбэшников — на улицах слежка, любой человек в форме может потребовать снять серьгу, выступать можно, только соответствуя десятку параметров, — соткана из принципиально другого сознания, ощущения, что терять нечего.
Современные банананы так же щедро сыплют англицизмами, захватывают интернет, ведут личные информационные каналы с альтернативными точками зрения, пишут музыку… И нет ничего страшного в том, что на хороший вопрос они все еще готовы ответить мычанием
Мальчика Бананана можно мокнуть в ледяную воду, ему можно посулить денег — но он точно не уйдет добровольно. «Здесь, где полгода зима и много других привходящих обстоятельств, надо уметь противопоставлять им что-то очень серьезное, чтобы быть счастливым», — говорит Татьяна Друбич о мире через 30 лет после «АССЫ». Бананана давно бросили умирать на провинциальной дороге, но его сны продолжили сниться другим меломанам, художникам, спасателям, трикстерам, энтузиастам, идеалистам и основателям сообществ. Просто потому, что свобода заразна.
Пароль «Асса»: как фильм Сергея Соловьева стал манифестом поколения Цоя
Елена Стишова
Культовый советский фильм «Асса» с 28 марта выходит в повторный прокат (это заслуга синематеки «Искусство кино» при поддержке «Мосфильма»). Елена Стишова, редактор отдела российского кино журнала «Искусство кино», пытается разобраться, как так получилось, что фильм, созданный как бы по наитию и случайно, вдруг становится программным для страны, которой уже совсем скоро не стало.
Двухсерийная «Асса» — всего лишь часть, и, возможно, не самая главная, причудливой мифологии, сложившейся вокруг и около артефакта за три десятилетия после его скандальной премьеры в ДК МЭЛЗ. Фильм оброс тяжелым шлейфом смыcлов, домыслов, апокрифов и прочими румянами-белилами, поток которых не иссякает по сей день.
Недавно я слушала (на каком СМИ — не помню и ссылки не дам) режиссера-постановщика «Ассы» и выдающегося спикера Сергея Соловьева. Согласно его последней версии, фильм рождался импровизационно, типа хэппенинг. Методом «с миру по нитке». Сергей Александрович едва ли не клялся, что ни политических демонстраций, ни фиги в кармане, словом, ничего крамольного он не замышлял, не имел в виду.
Просто: он поручил дрожащему дебютанту, 19-летнему студенту Сереже Ливневу, написать сценарий, обозначив некоторые параметры — романтическая любовь, два-три криминальных эпизода, все происходит в Ялте.
Просто: своим студентам он дал задание привести в мастерскую модных современных музыкантов (в то время во ВГИКе у Соловьева была казахская мастерская, из которой взметнется вскоре новая казахская волна, но это уже другой сюжет). Рашид Нугманов привел Виктора Цоя — от его песен уже фанатели толпы, а Сергей Александрович признался как на духу, что понятия не имел ни о Цое, ни о его группе «Кино». До такой степени, что, увидев красивого нацмена в группе, обеспокоился, поняв, что такое лицо в массовке не годится: будет доминировать. Подошел к нему, сказал комплименты и намекнул, мол, вы нам не подходите. Цой даже обрадовался такому повороту дела, собрался на выход, но Нугманов зашептал на ухо мастеру, что этот парень — рок-звезда, и без него никак. И тот, кто выкрикнет в финале слоган фильма «Мы ждем перемен!» и даст «Ассе» статус манифеста, не слишком охотно, но остался.
«Стихи не пишутся — случаются» Из Андрея Вознесенского. Вслед за поэтом Соловьев декларирует поэтику случайностей, но при этом чудесным образом у него каждое лыко в строку: великий Ульянов не смог сниматься в роли Крымова, график не позволил, и тогда режиссер пригласил друга — Станислава Говорухина, и роль подпольного миллионера села на него, как влитая. В «собрание случайностей» добавим зимнюю Ялту, придуманную сценаристом, труппу лилипутов, случайно встреченных им на пляже, неслыханное имя главной героини Алика в честь Алики Смеховой, сразившей молодого сценариста на крымском берегу, опять же, случайно.
И дальше все шло как в сказке про репку: бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку и так далее. Борис Гребенщиков познакомился с Сергеем Соловьевым на лестничной площадке московского телецентра, куда он вышел покурить. Б.Б. пришел в группу и привел Сергея Бугаева (Африку), и пошло-поехало. А костяк соловьевской труппы — Таня Друбич, Александр Баширов, Илья Иванов — следовал за ним из проекта в проект.
Как гоголевский Плюшкин, режиссер на всякий случай тащил на стройку фильма валявшийся на дороге ржавый гвоздь, любую пустяковину, — авось пригодится. И годилось. Все шло в дело. Небезуспешно примеряемый на себя имидж художника-импрессиониста, чьи миры рождаются в момент созерцания заката, рушится в прах, стоит лишь обратить внимание на железную режиссерскую хватку Сергея Александровича. Благодаря ей он управился с реальностями, о которых ничего не знал до того, как пустился на новый проект.
Любимец и неоднократный призер Венецианского фестиваля, в 1986 году он в очередной раз вернулся его триумфатором за фильм «Чужая белая и рябой» (специальный приз жюри). А в это время среди родных осин сарафанное радио тиражировало народную частушку на злобу дня:
Соловьев, адепт русской классики, тонкий и виртуозный ее интерпретатор и незаурядный стилист, стал искать новый материал, новые сценарии для инновационного проекта, и в руки ему случайно попались первые опыты Сергея Ливнева. Нежный возраст соискателя привлекал молодого мэтра. Сергей Соловьев был впереди, на лихом коне, не пришло еще его время, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Зато было острое чутье на новое. Племя младое, незнакомое неумолимо вторгалось в жизнь на волне перестройки. Постановщик «Ста дней после детства» и друг детей распахнул им дверь.
«Асса» была снята фантастически быстро. От неясно различаемого замысла до премьеры прошло всего два года. Пушкинским «магическим кристаллом» оказалась все-таки перестройка. Внутренний цензор скоропостижно скончался, открыв поле для постмодернистской игры. Цензор в лице Госкино отреагировал на новую политику гласности. Ничто не мешало свести в одном сюжете звезд музыкального андеграунда, реальных кумиров молодежи (они же истопники и кочегары), утонченного мальчика по прозвищу Бананан, матерого супермена-цеховика и разыграть их соперничество за кроткую медсестричку в духе жестокого романса, исполненного Борисом Гребенщиковым. Подвешенные в дождливом небе в кабинке фуникулера Алика с Банананом парили над землей, над гигантским портретом Брежнева, который одиноко мок на набережной.
Художник модернистского сознания оказался автором первого постмодернистского опуса в российском кино в ту пору, когда понятие «постмодерн» еще не бытовало в нашей культуре. По остроумному замечанию киноведа Сергея Кудрявцева, «Асса» — «Понизовая вольница» постперестроечного кино. Первый игровой фильм с восьмиминутным хронометражем, от которого ведет отсчет русское кино, «Понизовая вольница» — про Стеньку Разина, народного героя, который однажды пришел дать нам волю. «Асса» — про молодых людей, отвергнутых режимом как опасных для него агентов свободы.
«Асса» больше, чем фильм. «Асса» — это Путь.
Как ни высокопарно это прозвучит, но финальные планы с Виктором Цоем, его лицо пророка, его рокочущий тембр, веющий над толпой, подпевавшей ему «Пе-ре-мен! Мы ждем перемен!», — то был редчайший в кино миг, когда рамки экрана размыкались в зрительный зал и сливались с ним, образуя естественный и мощный перформанс. Я использую неходовой тогда термин из словаря совриска, потому что «Асса» — это по всем статьям авангард, заявленный уже в названии.
С названием тоже засада. Иные полагают, что это аббревиатура, другие читают его как акростих, третьи — как тайное послание, кто-то припомнил, будто ветхозаветный Ной, ступив на земную твердь после потопа, промолвил именно это заветное слово. Однако большинство русскоговорящих держали в памяти «ассу» как молодецкий покрик танцоров лезгинки.
А потом и спорить перестали. Сошлись на том, что «Асса» — пароль, на который откликаются свои.
Содержание фильма «Асса». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Криминальная драма от режиссера Сергея Соловьёва.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая у того ревность и раздражение. Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя он говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов». В это же время в самом театре проходят гастроли труппы артистов-лилипутов. Один из них, Альберт, является давним другом и бывшим сообщником Крымова.
Один из сообщников передаёт Крымову снимок Алики и Бананана, сфотографировавшихся вместе в фотоавтомате, что выводит его из себя. Сначала Крымов пытается запугать Бананана, чуть не утопив его во время дальнего заплыва в море, а после пытается подкупить, подстраивая ему крупный выигрыш на скачках и предлагая на пару недель покинуть Ялту, пока он с Аликой не уедет. Но Бананан отказывается и тем самым подписывает себе смертный приговор: подручные Крымова убивают его, а тело бросают в море.
Крымов уговаривает Алику уехать с ним, но, получив отказ, сообщает об убийстве Бананана. Потрясённая Алика в состоянии аффекта стреляет в Крымова из пистолета и убивает его, а затем звонит в милицию (звонок остаётся за кадром). Приехавшие сотрудники спецслужб производят осмотр места происшествия и личный досмотр, после чего уводят арестованную. Перед тем как покинуть номер, она ставит кассету с песней Жанны Агузаровой «Чудесная страна», которую когда-то дал ей Бананан, и плачет.
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности.
кадры из фильма «Асса»
Режиссер: Сергей Соловьев;
Сценаристы: Сергей Ливнев, Сергей Соловьев, Натан Эйдельман;
Оператор: Павел Лебешев;
Художники: Марксэн Гаухман-Свердлов, Альберт Рудаченко;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм (студия «Круг»);
Год: 1987;
Премьера: 1 апреля 1988 года в московском ДК МЭЛЗ;
Cерий: 2
Фильмы и Сериалы 12+
Фильм сделал «Асса» больше, чем просто кавказским восклицанием
Существует несколько версий появления названия «Асса», ни одно из них нельзя считать стопроцентно достоверным, потому что в показаниях расходятся даже непосредственные участники создания фильма. Исполнитель роли Бананана Алексей «Африка» Бугаев утверждал, что «Асса» — часть названия крымской «Массандры», вина, которое в изобилии употребляли на съемках. Сергей Соловьев вспоминает, что тот же Африка убеждал его назвать фильм именно «Асса», потому что это слово выкрикнул Ной, выйдя из ковчега. А отчаявшись убедить режиссера, предложил ему воспринимать название, как аббревиатуру «Автор Соловьев Сергей Александрович».
Рабочее название картины, под которым проходили пробы и часть съемок, — «Здравствуй, мальчик Бананан!». Имя героя и название картины позаимствовали из песни Юрия Чернавского, Сергея Рыжова и Владимира Матецкого с альбома «Банановые острова» 1983 года. Композиция вошла в саундтрек фильма.
Станислав Говорухин сыграл свою лучшую роль
К моменту, когда Сергей Соловьев задумал снимать Станислава Говорухина в главной роли в своей новой картине, тот успел выпустить такие культовые фильмы как «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя», написать сценарий к «Пиратам XX века» и получить звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР». В кадре Говорухин появлялся редко и актером себя не видел совершенно, поэтому Соловьеву пришлось долго и мучительно уговаривать друга сыграть предпринимателя Крымова.
В итоге Говорухин создал точный и запоминающийся образ беспощадного дельца, человека новой формации, погибшего за любовь. Андрей Валентинович казался героем скорее отрицательным, но его защищали многие, в том числе и сам актер, считавший Крымова «великолепной, мощной, трагической фигурой, значительнейшим человеком, которого отвергла минувшая эпоха».
Именно «Асса» сделала музыку рок-клуба культовой
Борис Гребенщиков изначально должен был появиться в «Ассе» в роли мальчика Бананана. Но это предложение Сергея Соловьева лидер «Аквариума» отмел сразу — по возрасту он был слишком далек от героя и актером себя не считал, — зато договорился с режиссером о том, что будет отвечать за музыку к фильму. Кстати, именно БГ «Асса» обязана одним из главных героев: он не только отказался играть Бананана сам, но и привел на замену Сергея Бугаева, которому фильм принес широкую известность.
Пластинка «Асса» была одним из первых официальных релизов независимой рок-музыки в СССР. В итоговый саундтрек вошли пять песен «Аквариума», «Здравствуй, мальчик Бананан» Чернавского, «ВВС» Александра Синицына, «Чудесная страна» в исполнении Жанны Агузаровой и «Браво». Но самым запоминающимся — не только на пластинке, но и в фильме — стало выступление группы «Кино» с песней «Хочу перемен». Впервые появившийся на экране Виктор Цой исполнил гимн поколения и сам стал его героем.
Впервые в советском кино на экране появились объекты нонконформистского искусства
Другу Бориса Гребенщикова, «Африке», на момент съемок фильма едва исполнилось 20 лет. Но он уже тогда был видным участником групп «Поп-механика», «Новые художники» и «Клуба друзей В. В. Маяковского». Вместе с Бугаевым в фильме появился и лидер «Новых художников» Тимур Новиков, а в оформлении картины использованы работы группы московских концептуалистов «Гнездо» — Communication tube и Iron curtain из комнаты Бананана создал Михаил Рошаль. Специально для съемок местные крымские художники нарисовали огромный портрет Брежнева. Инсталляции, кадры картин Евгения Кондратьева и фантазии самого Бугаева появляются и в снах Бананана, которые тоже можно считать полноценными арт-объектами.
Выставка неформальных художников сопровождала и премьерный показ фильма в московском ДК МЭЛЗ. «Асса», таким образом, была единственной легальной возможностью для советского зрителя увидеть работы запрещенных художников.
Бананан (Сергей «Африка» Бугаев) и Алика (Татьяна Друбич) с Communication tube
Сергей Соловьев использовал свою «обойму» актеров, но кардинально поменялся сам
Сергей Соловьев в 1987 году — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей и обладатель Государственной премии. В «Ассу» режиссер позвал команду, с которой работал на предыдущих картинах. Татьяна Друбич впервые сыграла у Соловьева всего в 14 лет, а на момент съемок «Ассы» была его женой и музой. Александр Баширов исполнил у Соловьева свою первую роль (в драме «Чужая Белая и Рябой»), а из «Ассы» едва не вылетел за неспособность выучить текст (известный монолог о Гагарине, полностью сымпровизированный Башировым, спас его от увольнения из картины). Оператор фильмов «Белорусский вокзал», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» Павел Лебешев работал с Соловьевым уже на третьей картине.
Будучи настоящим мэтром и опираясь на проверенную команду, Соловьев в то же время открыл для широкого зрителя музыкантов, художников и артистов, вдвое моложе себя и снял совершенно несвойственный ему постмодернистский фильм, ставший манифестом новой эпохи.