ассимиляция в психологии что это

ассимиляция

Полезное

Смотреть что такое «ассимиляция» в других словарях:

АССИМИЛЯЦИЯ — (лат. assimilatio, от assimilare уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиологии уподобление веществ, поглощенных животным, веществам собственного тела. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

АССИМИЛЯЦИЯ — (от лат. ad к и simi lis подобный), такая переработка попадающих извне в растительный или животный организм веществ, в результате к рой последние становятся составной частью клеток организма. А. белков с хим. стороны наиболее загадочная стадия… … Большая медицинская энциклопедия

АССИМИЛЯЦИЯ — (от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов); усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их превращение в результате биохимической реакций в… … Современная энциклопедия

АССИМИЛЯЦИЯ — АССИМИЛЯЦИЯ, ассимиляции, жен. (лат. assimilatio) (книжн.). Действие по гл. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; линг.). Ассимиляция народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Ассимиляция — (лат. assimilatio сіңісу, ұқсасу, теңдесу) үлкен этникалық ортада саны кем және саяси мәдениеті мен әлеуметтік жағдайы төмен халықтың өзінің ұлттық болмысынан айырылып, басым халық арасында сіңіп кетуі құбылысы. Философия этностардың, халықтардың … Философиялық терминдердің сөздігі

Ассимиляция — [assimilatio уподобление] в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы,… … Геологическая энциклопедия

АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате к рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к рой они находятся в непос редств. контакте. Этот процесс может происходить… … Энциклопедия культурологии

ассимиляция — расплавление, слияние, усваивание, усвоение, уподобление, ассимилирование Словарь русских синонимов. ассимиляция сущ., кол во синонимов: 7 • ассимилирование (4) • … Словарь синонимов

Источник

Что такое АССИМИЛЯЦИЯ опыта в психологии

ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что этоАссимиляция – это психологический термин, который относится к одной из частей процесса адаптации. Термин ассимиляция был впервые введен профессором Жаном Пиаже.

В процессе ассимиляции мы вбираем в себя новую информацию или опыт и вплетаем их в уже существующие у нас идеи. Процесс ассимиляции в какой-то мере субъективен, потому что у нас есть тенденция модифицировать опыт или информацию таким образом, чтобы она подходила к уже существующим у нас представлениям, идеям, верованиям.

В раннем детстве дети постоянно ассимилируют новую информацию и опыт в уже существующее у них знание о мире. Однако, этот процесс не прекращается в процессе роста, он продолжается и у взрослых людей. Встречаясь с новизной и интерпретируя этот опыт, люди постоянно вносят маленькие и большие поправки в существующие у них идеи об окружающем мире.

Давайте подробнее рассмотрим ассимиляцию и ее роль в процессе обучения.

Как работает ассимиляция

Пиаже считал, что существует 2 основных способа того, как мы адаптируемся к новому опыту и информации. Ассимиляция – это самый легкий метод, потому что он не требует большого объема подстройки. С помощью этого процесса мы добавляем новую информацию к существующей базе знаний, иногда при этом давая другую интерпретацию этому новому опыту таким образом, чтобы он подходил к уже существующей информации.

ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что этоК примеру, давайте представим, что у ваших соседей есть дочь, которую вы всегда воспринимали как милую, вежливую и добрую.

Однажды вы выглядываете в окно и видите, как эта девочка кидает снежком в вашу машину. Вы воспринимаете это как нечто грубое и недоброе, совсем не то, что вы ожидали бы от этой девочки. Как вы интерпретируете эту новую информацию? Если вы прибегаете к процессу ассимиляции, вы не будете зацикливаться на поведении девочки, предположив, что она сделала то, что видела, как делают ее одноклассники, и что она не хотела быть невежливой.

Вы не станете в корне пересматривать свое мнение о девочке, вы просто добавите новую информацию к существующему у вас знанию. Она добрая девочка, но теперь вы знаете, что у нее есть и «шкодная» часть ее личности.

Если б вы применили второй метод адаптации, описанный Пиаже, поведение девочки заставило бы вас переменить свое мнение о ней. Это процесс, который Пиаже назвал аккомодация, в котором старые идеи заменяются новой информацией.

Ассимиляция и аккомодация работают в тандеме как часть процесса обучения. Некоторая информация просто инкорпорируется в существующие схемы с помощью процесса ассимиляции, а некоторая информация приводит к развитию новых схем или полностью трансформирует старые при помощи процесса аккомодации.

Еще примеры ассимиляции

В каждом из этих примеров человек добавляет новую информацию к существующей схеме. Поэтому это описывается психологическим термином “ассимиляция”. Эти люди не изменяют и не полностью модифицируют существующие представления, как это происходило бы при аккомодации.

Источник

Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры

Ассимиляция в психологии возникла как проекция биологических процессов ассимиляции человека на его психическую составляющую. Это в первую очередь процесс познания, который возник как средство адаптации человека в мире, к окружающей его материальной и социальной среде.

Поскольку окружающие условия постоянно меняются, изменяются и его адаптационные способности. Процесс ассимиляции в сознании человека — жизненно важная функция, которая позволяет выживать ему в различных условиях.

Понятие ассимиляции в психологии. Основные термины

Ассимиляция в психологии — это процесс приобретения нового опыта и знаний через призму уже существующего мировоззрения человека и его ранее накопленного опыта и знаний об окружающем мире. Это понятие впервые было введено Жаном Пиаже. По его мнению, существует несколько этапов адаптации человека к окружающей среде, одним из которых является ассимиляция. ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что это

Восприятие одной и той же информации разными людьми различно. Сознание каждого человека индивидуально и восприятие новой информации зависит от уже существующих в его сознании идей, целей и понимания мира, как с физической, так и с социальной точки зрения. Получаемая человеком извне информация, модифицируется в сознании соответственно его представлениям, опыту и знаниям.

Как работают механизмы по версии Пиаже

В процессе взросления человек может многократно менять одни и те же представления о мире в результате получения новой информации. ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что это

Механизм ассимиляции, по мнению Пиаже, работает следующим образом:

Если во время сопоставления, преобразование существующей информации согласно новым полученным сведениям является нецелесообразным, происходит не интерпретирование, а полное ее замещение согласно содержанию новой информации.

В психологии этот механизм обработки информации называется аккомодацией. По версии Пиаже принцип построения психической ассимиляции основан на принципе биологической ассимиляции.

Ассимиляция и аккомодация связаны между собой и всегда работают последовательно. Бывают ситуации, когда человек находится в состоянии логического противоречия, которое возникает по причине конфликта между ассимиляцией и аккомодацией в отношении определенного объекта, опыта или какой-либо информации.

Чтобы выйти из подобного психического напряжения ему необходимо принять решение в пользу одного из механизмов преобразования. После того, как решение будет принято, напряженность спадает и человек переходит в состояние когнитивного равновесия.

Признаки ассимиляции

Ассимиляция играет существенную роль в развитии человека. Она влияет на формирование знаний, представлений о мире, умений, которые человек приобретает в течение жизни. В процессе развития у человека возникают новые механизмы познания мира, меняется структура понятий и их взаимосвязь в сознании.

Основные признаки ассимиляции в процессе развития:

Ассимиляция – сложный процесс, который формирует не только представление о мире, но и влияет на самореализацию человека в социуме.

Причины ассимиляции

Ассимиляция в психологии — это способность человека встраивать получаемую информацию в уже существующие информационные схемы в сознании. Основной причиной возникновения такого явления является необходимость индивидуума адаптироваться к окружающей физической и социальной среде.

С рождения человек становится заложником окружающих его обстоятельств, в результате чего у него возникает стремление познать как можно больше объектов, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для успешной адаптации и существования в соответствующих условиях. Изменение условий в дальнейшем также может служить причиной следующего этапа ассимиляции.

Кроме адаптации, у человека существуют и другие причины, побуждающие его к ассимиляции. К ним можно отнести его основные потребности (физические и социальные), различного вида мотивации (возникшие на основе его мировоззрения и целей в жизни), внешние стимулы деятельности.

Примеры ассимиляции

В процессе ассимиляции человек добавляет получаемую информацию к уже существующей информации того же типа в его сознании.

Причем эта новая информация может видоизменить определенные представления человека об изучаемом вопросе, изменить схему взаимодействия понятий в отношении какого-либо объекта и отношение к самому объекту. В процессе ассимиляции существующие представления модифицируются, но не заменяются полностью новыми представлениями. ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что это

Процесс ассимиляции иллюстрируется следующими примерами:

Связь аккомодации и ассимиляции

Ассимиляция в психологии — это процесс добавления нового знания о каком-либо объекте или явлении к уже существующему знанию о нем. В процессе получения нового опыта или новой информации в отношении какого-либо объекта человек пытается осмыслить эту информацию в соответствии с уже имеющимися в его сознании сведениями о подобных объектах (ассимиляция).

Если же имеющихся сведений недостаточно для подобного осмысления, включается новый алгоритм адаптации — аккомодация. В результате аккомодации у человека появляются совершенно новые представления об объекте.

Ассимиляция и аккомодация являются дополняющими друг друга средствами адаптации человека в окружающем мире.

В таблице приведен пример использования этих 2-х методов:

СобытиеАссимиляцияАккомодация
Друзья рассказали об отличном приключенческом фильме и позитивно отзывались о режиссере этого фильмаЭтот режиссер знает свою работу, снимает хорошие фильмы в соответствующем жанре
После просмотра фильма стало ясно, что это совсем не то, что ожидалосьЭтот режиссер знает свою работу, но иногда делает свою работу некачественно
После ознакомления с фильмографией этого режиссера и просмотра большого количества его фильмов выяснилось, что почти все его фильмы оставляют желать лучшегоЭтот режиссер совершенно не умеет снимать фильмы в этом жанре

ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что это

Аккомодация происходит, когда человек получает какую-либо новую информацию, и не может ее сопоставить с уже имеющейся. Далее, узнавая новое о ранее полученной информации, происходит ее модификация (ассимиляция).

Если же со временем окажется, что все эти дополнения к этой информации ложны, произойдет снова аккомодация и представление об этом объекте будет полностью пересмотрено и изменено.

Если бы в предложенном примере оказалось, что большинство фильмов предполагаемого режиссера снято качественно, то повторная аккомодация по отношению к этому режиссеру в сознании зрителя уже бы не случилась.

Чем ассимиляция отличается от диссимиляции?

Диссимиляция является обратным процессом по отношению к ассимиляции. ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что этоЕсли результатом ассимиляции является добавление информации к уже сформированным каким-либо понятиям в сознании человека, то диссимиляцией называется устранение части информации о каком-либо понятии или объекте.

Модель ассимиляции проблемного опыта

Процесс ассимиляции может быть применен для решения психологических проблем человека. Известный британский психолог Вильям Стайлс, исследуя эту тему, определил 8 уровней осознания проблемы человеком, пройдя которые, он сможет избавиться от своей проблемы.

Уровень 0: отвращение проблемы

Человек, не осознавая причин возникновения проблемы, просто избегает таких ситуаций или тем для разговора, которые подсознательно выводят его из эмоционального равновесия.

Для того, чтобы человек смог перейти на следующий уровень решения проблемы он должен определить в какие моменты (в каких ситуациях и во время каких тем разговора с людьми) у него возникает тревожное состояние и меняется эмоциональный фон.

Уровень 1: нежелательные мысли

После определения момента возникновения тревоги, у человека возникают мысли, связанные с проблемой. Эти мысли вызывают массу негативных чувств (страх, гнев, тревогу), которые могут спровоцировать возврат человека на предыдущий уровень.

Чтобы этого не случилось необходимо изначально быть готовым к преодолению этой ступени и проявить волевое усилие. Если самому это сделать сложно, в этом может помочь психотерапевт.

Уровень 2: смутное осознание проблемы

Вначале мысли о проблеме вызывают чувство глубокого дискомфорта и переживаний, но ее осознание и анализ помогают прояснить детали проблемы, а далее и предпосылки к формулировке самой проблемы. Прояснение ситуации приводит к снижению негативных эмоций, связанных с решаемой проблемой.

Уровень 3: формулировка и прояснение проблемы

На данном этапе человек может уже четко сформулировать свою проблему, что уже является половиной ее решения. Ведь с этого момента он может начать работу над ее устранением. Более детальная проработка причин ее появления позволит найти метод, который может повлиять на причины ее возникновения или исправить следствие этих причин.

Уровень 4: понимание/инсайт

В результате осмысления проблемы, поиска фактов и событий, которые стали причиной ее возникновения, а также связей между ними, возникает более глубокое понимание проблемы. Дальнейшее изучение этих составляющих приводит к способу ее решения, который может быть получен с помощью логических выводов или внезапно (инсайт). ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что это

В процессе этого осмысления могут возникать как негативные, так и позитивные чувства, но как только достигается необходимая ясность в рассуждениях, позитивные эмоции существенно возрастают по отношению к негативным.

Уровень 5: опробование на практике/проработка

На данном уровне предпринимаются первые попытки применения найденного решения по устранению рассматриваемой проблемы. Если в результате этих действий проблема не решается, или решается не полностью, рассматриваются дополнительные или альтернативные способы ее решения.

Для успешного поиска эффективных методов, настрой человека должен быть оптимистичным и позитивным. Возникающие препятствия на пути решения, человек должен рассматривать не как причину остановки, а как толчок к более эффективному поиску ее решения.

Уровень 6: решение проблемы

Происходит достижение поставленной задачи, проблема решается, и человек испытывает гордость и удовлетворение за проделанную работу. Он начинает понимать, что этот опыт можно использовать и в решении других проблемных ситуаций. Эмоции человека становятся более позитивными.

Уровень 7: овладение

Приобретенный опыт в решении конкретной проблемы успешно используется в других схожих ситуациях. Это умение применяется уже подсознательно, а при возникновении подобных проблем, эмоции человека носят нейтральный характер и уже не вызывают страха или тревоги.

Явления, возникающие вследствие ассимиляции бессознательного

Ассимиляция в психологии — это процесс расширения сведений в сознании человека о явлении, объекте или опыте, соответственно новой полученной информации.

В процессе ассимиляции человек может использовать не только информацию, поступающую извне, но и внутреннее содержание своего сознания, а также подсознания. В результате ассимиляции бессознательного могут наблюдаться как позитивные, так и негативные явления, связанные с психическим развитием человека.

Подсознание человека состоит из 2-х частей: коллективной и индивидуальной. Коллективное бессознательное представляет собой опыт всего человечества, накопленный тысячелетиями. В этот опыт входит как культурное, так и духовное наследие, а также информация о материальной стороне окружающего мира.

Индивидуальное бессознательное включает в себя индивидуальный опыт человека, его знания и навыки, личное миропонимание и мировоззрение, а также уникальные черты характера и нравственного развития.

В результате ассимиляции коллективного бессознательного человек может безмерно увеличить свое Эго и присвоить себе некоторые заслуги человечества или их часть. В таком случае, человек искусственно расширяет область своей личности и происходит самовозвеличивание человека над всеми, вследствие чего возникает психическая патология — мания величия. ассимиляция в психологии что это. Смотреть фото ассимиляция в психологии что это. Смотреть картинку ассимиляция в психологии что это. Картинка про ассимиляция в психологии что это. Фото ассимиляция в психологии что это

В таком состоянии индивидуальная составляющая человека регрессирует, он становится беспомощным, слабым, хотя внешне он демонстрирует всевластие.

Существует и противоположная психическая патология — комплекс неполноценности, которая может возникнуть, если человек, ознакомившись с огромным информационным объемом коллективного бессознательного, начинает чувствовать себя подавлено.

В таком человеке появляется неуверенность и не желание тратить усилие на восприятие и изучение этой информации, в результате чего он доходит до простого глупого смирения в отношении происходящего.

Внешне, такие люди выглядят слабыми и неуверенными в себе, хотя на самом деле, это достаточно волевые люди, но с гипертрофированным Эго. Они никак не могут смириться с тем, что коллективное психическое их подсознания на несколько порядков больше, выше и сильнее их индивидуального.

Возникающие затруднения и что с ними делать?

В процессе изучения коллективного наследия прошлого, коллективная психическая составляющая сознания на какое-то время объединяется с психологией индивидуальной. По сути, сама индивидуальная сторона человека возникла из коллективного опыта, который доминировал над индивидуальным сознанием во времена первобытнообщинного строя.

Первобытный человек был более коллективным, нежели обладал какой-либо индивидуальностью. Люди того времени мало отличались друг от друга и их жизнь проходила как одно целое в интересах всего племени или коллектива. Со временем, человек стал менее зависим от какого-либо конкретного общества, и приобрел индивидуальные и уникальные черты.

Но все же, чтобы начать развитие своей индивидуальной личности, человек вначале должен ознакомиться с наследием и опытом прошлого, накопленного нашими предками. И тут могут возникать проблемы, связанные с замещением индивидуального содержания личности коллективным содержанием.

Если это происходит:

Чтобы исключить эту проблему, следует всегда помнить о том, что во время анализа и изучения коллективного опыта, нельзя допускать замещения своего индивидуального сознания какими-бы то ни было постулатами или коллективными установками прошлого (а также настоящего).

Человек находится в постоянном процессе развития, и догматическое следование по какому-либо коллективному пути может в некоторой степени притормозить его индивидуальное развитие.

На каких-то этапах следование выбранным коллективным установкам может и помочь человеку в его развитии, но достигнув определенного этапа развития, он должен уметь направлять свое индивидуальное психическое развитие в необходимом ему русле.

Ассимиляция — это одна из важнейших способностей человеческого сознания, которая позволяет познавать и изучать окружающий мир. Процесс ассимиляции начинается с раннего детства и не прекращается в течение всей жизни. В психологии это явление играет существенную роль.

Изучая материальную, социальную и духовную сферы направления жизнедеятельности, человек познает мир, создает новые материальные и духовные ценности, улучшает качество жизни, а также способствует развитию сознания людей, передавая свой опыт новым поколениям.

Видео об ассимиляции

Ассимиляция и психология завершения:

Источник

Ассимиляция

Ассимиляция (от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — в концепции развития интеллекта Жана Пиаже — атрибут, аспект адаптации.

Содержанием ассимиляции является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная ассимиляция принципиально не отличается от биологической. Ассимиляция неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: ассимиляцией и аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм ассимиляции и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации. При установлении гармонии между двумя тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, по Пиаже, — это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией, и такая ситуация биологически неизбежна.

Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление к чему-либо) — в концепции интеллекта Жана Пиаже —.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Источник

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — в концепции развития интеллекта Ж. Пиаже — атрибут, аспект адаптации. Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, по Пиаже, — это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)

Смотреть что такое АССИМИЛЯЦИЯ в других словарях:

АССИМИЛЯЦИЯ

или уподобление — усвоение веществ растением или животным. См. статьи Физиология животных и Физиология растений. Некоторыми фитофизиологами А. углерода. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

ассимиляция ж. 1) Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике). 2) Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа (в этнографии).

АССИМИЛЯЦИЯ

ассимиляция ж.assimilation способный к ассимиляции — assimilative

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ, или анаболизм (биол.), присущий всему живому процесс, одна из сторон обмена веществ; А.- образование сложных веществ, составляющих орган. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ в петрографии, процесс взаимодействия магмы с вмещающими породами. В результате А. магма полностью или частично растворяет вещество вмеща. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (этнографич.), слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, нац. самосознания. Во многих странах в услов. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение.

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культур. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к-рой они находятся в непос-редств. контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае А. может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин «А.» используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей нац. группы в отношении этнич. меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при к-рых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы.
Понятие А. стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом: «А. есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе к-рого индивиды или группы приобретают истор. память, чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь». До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения А. привлекалась преимущественно теория «плавильного тигля»: амер. об-во рассматривалось как огромная «творческая лаборатория», где разл. культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетич. целое.
Во вт. пол. 20 в. проводились многочисл. исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дёр Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теор. осмысление этого феномена. Ван дёр Занден различал одностороннюю А., при к-рой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы А. в амер. об-ве, пришел к выводу, что А. резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту т.зр. разделяют большинство ученых. Случаи полной А. встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиц. культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнич. группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса А.: замену старых культурых паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д.
Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.).
В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина «А.» в связи с его полит, коннотациями. Кроме того, доми
нирует понимание А. как сложного и многогранного процесса, разл. аспекты к-рого (расовые, этнич., полит., демогр., психол. и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности.
Лит.: Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chi., 1929; Berry B. Race Relations; the Interaction of Ethnic and Racial Groups. Boston, 1951; Eisenstadt S.N. The Absorption of Immigrants. Glencoe (111.), 1955;
Bierstedt R. The Social Order. N.Y., 1957; Wagley Ch., Hams M. Minorities in the New World. N.Y., 1958; Lee R.H. The Chinese in the United States of America. Hong Kong; N.Y.; Oxf., 1960; Herskovits M. The Human Factor in Changing Africa. N.Y., 1962; Van der Zanden J. American Minority Relations: The Sociology of Race and Ethnic Groups. N.Y., 1963; Gordon M. Assimilation in American Life. N.Y., 1964.
В. Г. Николаев

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

[assimilatio — уподобление] — в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы, кристаллизация которой вызывает появление г. п., обладающих признаками гибридных образований.А. может происходить у контакта интрузии или на глубине вследствие опускания обрушающихся частей кровли в магму. Вопрос о масштабах А. спорный, хотя процессу А. некоторые исследователи приписывают важную роль как фактора металлогенической специализации (Абдуллаев и др.). По В. Николаеву, процесс А. является резко эндотермическим и поэтому не может проявляться в значительных масштабах из-за ограниченных запасов тепла в магме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *