атф что это в машине
Загадочная ATF
Приветствую.
Сегодня решил написать свои мысли о таком загадочном масле/жидкости как АТФ. Ходит о ней много слухов и домыслов. Сам я тоже многое не знал, не понимал и верил. Но картина для меня немного прояснилась. Сразу скажу, что претендую на безоговорочную истину.
Собственно атф – это обычная трасмиссионка с вязкостью около 7-8 сСт при 100 С и классом GL-4, а так же тупо гидравлическое мало МГ–32–В по ГОСТ 17479.3, а так же моторка М-8А (старый добрый автол) или SAE 20, как вам больше нравится.
А почему именно 7-8 сСт при 100 градусах? А потому что эта вязкость оптимальна для работы гидротрансформатора и смазки зубчатых колёс. С повышением вязкости так же увеличивается склонность к вспениванию мала. В эпоху минеральных масел тех годов когда все эти декстроны и мерконы разрабатывались, менее вязкие масла не были способны создавать устойчивую защитную плёнку для зубьев шестерёнчатых передач. И в тоже время более высокая вязкость отрицательно сказывалась на КПД гидротрансформатора, для которого вязкость 4-5 сСт была оптимальной.
Они вполне стандартны:
Антипенная присадка — полиметилсиликатная жидкость
Антиокислительная — гидрохиол, анилин
Антифрикционные те же что и в трансмиссионке.
А как быть с муфтами переключения передач и их фрикционными свойствами? Дескать масло должно ещё и обладать сцепными свойствами. Сцепления в маслянной ванне не спроста имеют пакет из фрикционных элементов, а не всего одну пару трения как в сухих. Это сделано как раз для того, чтобы увеличить коэффициент сцепления ослабленный действием масла. Это можно объяснить таким примером: На обледенелой дороге задние колеса буксуют, мы задействуем ещё одну пару колёс, включая полный привод тем самым увеличив площадь соприкосновения а следовательно и силу трения.
Так что все эти различные допуски и торговые наименования только для запутывания клиента и впаривания ему простой товар за дорого. Капитализм — детка.
Интересная информация по ATF (Automatic Transmission Fluide) 1. История создания.
Впервые автоматическую трансмиссию создали в 1938 году. Эта конструкция получила название Hydramatic. Она отличалась вакуумной системой переключения передач. Данный агрегат был создан силами инженеров Pontiac. Уже тогда компания являлась частью автоконцерна General Motors.
Так как в General Motors перед запуском любой инновационной разработки предпочитали предварительно ее проверять и всячески тестировать, новая АКПП была установлена на Oldsmobile. Тесты прошли удачно. И вот уже в 39 году «Гидроматик» устанавливался в качестве опции на автомобиль Oldsmobile Custom 8 Cruiser. Стоила такая опция 57 долларов.
К концу 40-х годов АКПП успела стать привычной частью автомобилей. И не удивительно, что первое ATF-масло для АКПП было создано именно специалистами General Motors. Это была самая первая в мире спецификация для трансмиссионной жидкости. Она называлась Type A. Жидкость была создана в 1949 году. Затем в GM начали разрабатывать трансмиссионные масла, а позже и классифицировать, выдвигать самые жесткие требования к ним. Продукты, которые создавались в лабораториях General Motots, ввиду отсутствия конкуренции, стали международным стандартом рабочих жидкостей для любого типа АКПП.
История создания ATF.
Эксперименты по созданию автоматических трансмиссий начались в массовом порядке в 20х годах 20 века, но в те времена никто серьезно не задумывался об изменении свойств, применяемых в них гидравлических жидкостей. Первый большой прорыв произошел в 1949 году, когда компания General Motors представила первую в мире серийную разработку ATF, получившую индекс Type A. Основу его составляло нефтяное минеральное масло, а в качестве единственной присадки использовался спермацетовый жир кита кашалота. Спермацетовый жир выделялся из несчастного животного специальной железой и накапливался в двух * мешках, располагавшихся в углублениях между костями в верхней части черепа. Эти мешки служили киту в качестве резонаторов испускаемых им ультразвуковых сигналов. После убийства и разделки кита спермацетовый жир вымораживался из содержимого спермацетовых мешков гидратировался, в результате получалось вещество под названием Цетин, химическая формула которого С15Н31СООС16Н33, которая и применялась как основная составляющая первой ATF.
Качество ATF Type A получилось настолько высоким, что смесь практически не требовала никаких доработок, исходя из того, что на тот момент трансмиссии были низкооборотистые, и рабочая температура не превышала 70-90 С. Со временем мощности и крутящие моменты увеличивались, и исходный Type A перестал удовлетворять требованиям, поскольку окислялся при более высоких температурах и вспенивался, не выдерживая высоких оборотов.
Следующей * в разработке ATF была созданная в 1957 году жидкость Type A Suffix A с улучшенными характеристиками. В ней впервые стали в минимальных количествах (около 6,2%) применяться присадки, содержащие вещества на основе фосфора, цинка и серы, которые позволили улучшить антиоксидантные и другие свойства ATF.
После этого в течение десяти лет ничего нового не было, и лишь в 1967 году GM сделала следующий шаг, создав ATF с индексом B. С этого момента была введена классификация под названием DEXRON, и жидкость называлась DEXRON В. Её принципиальное отличие было в том, что в её состав было введено значительное количество (около 9%) веществ на основе бария, цинка, фосфора, серы, кальция и бора, которые можно назвать пакетом присадок. * всё было хорошо, но бурно развивающийся автопром требовал производства всё больших объемов ATF, и к началу 70х годов потребление спермацетового жира *
V. Ничем не ограниченная добыча китов поставила их на грань вымирания, и в 1972 году правительство США было вынуждено принять закон «О сохранении исчезающих видов животных и птиц», полностью запрещающий охоту на китов. У производителей ATF начались черные дни. В течение нескольких лет не удавалось найти замену спермацетовому жиру. При использовании оставшихся в распоряжении производителей жидкостей количество отказов автоматических трансмиссий увеличилось в США в 8 раз, и дело запахло катастрофой. Лишь к середине 70х компания International Lubricants в сотрудничестве с известным химиком-органиком Филиппом * разработала жидкий синтетический восковой эфир под названием LIQUID WAXESTER, запатентованный под торговой маркой LXE®, что позволило в среднем на 50% улучшить необходимые свойства ATF. Полученные жидкости даже стали превосходить по ряду характеристик ATF на базе спермацета. На базе этой технологии в 1975 году GM был создан DEXRON II индекс С с содержанием присадок 10,5%. Но вскоре выяснилось, что ATF получилась довольно агрессивной и стала вызывать коррозию металлических поверхностей, поэтому через год был создан DEXRON II индекс D, в состав которого были введены дополнительные присадки-подавители коррозии. Следующий шаг в 1990 году — DEXRON II индекс Е, в его составе появились стабилизаторы вязкости при низких температурах и стабилизаторы * при высоких температурах. Венцом всех творений стал в 1995 году DEXRON III, в составе которого были учтены все современные требования и введен сложный пакет присадок. На данный момент GM создал DEXRON IV, DEXRON V и DEXRON VI. Параллельно с GM собственные разработчики вели целый ряд фирм, таких как:
Ford, создавших целый ряд собственных ATF, объединенных классификацией MERCON,
TOYOTA — классификация Tyret (DTT).
Daimler — chrysler MOPAR ATF PLUS (+2, +3 и т.д.)
Эллисон класс С (3,4 и т.д.)
Caterpillar — ТО (3,4 …)
Automatic Transmission Fluid (ATF)
История создания и основные функции
Жидкости для автоматических коробок передач (Automatic Transmission Fluid — ATF) наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же из автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов.
К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов — гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления — спектр функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя температура жидкости в картере автоматической коробки передач составляет 80-90ºС, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150ºС.
Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение жидкости, которая еще больше нагревается. Высокие скорости движения жидкости в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления жидкости и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь, бронза, металлокерамика, фрикционные прокладки, эластомеры) затрудняет подбор антифрикционных присадок, а также создает электрохимические пары, в которых при наличии кислорода и воды активизируется коррозионный износ. В таких условиях жидкость должна сохранять не только свои эксплуатационные свойства, но и как передающая крутящий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии.
Поэтому жидкость для автоматических трансмиссий называют именно ЖИДКОСТЬЮ, а не маслом. Казалось бы, какая разница — жидкость или масло? Однако будьте уверены: разница есть, и весьма существенная.
Маслом в технике принято называть вещество, используемое в первую очередь для смазывания трущихся поверхностей деталей и механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет множество иных функций, не свойственных маслам. Да и работает она в запредельных для масел условиях.
Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль сцепления здесь возложена на гидротрансформатор. Именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Главным связующим звеном, т.е. рабочим телом, является ATF.
Кроме того, ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи в автоматической коробке.
Таким образом, использование каких-либо иных смазывающих материалов в качестве трансмиссионной жидкости для автоматической коробки недопустимо, т.к. они не отвечают описанным выше требованиям, и в большинстве случаев их использование приводит к быстрой поломке трансмиссии. Тип используемой жидкости, как правило, указан на масляном щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля. В большинстве автомобилей с АКПП используется жидкость типа DEXR0N — DEXR0N II, DEXR0N III и т.п.
DEXRON I, II, III — действующие в настоящее время спецификации жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Чем выше по значению римская цифра после слова DEXRON, тем более современной в плане требований является трансмиссионная жидкость. Она не только включает в себя все предыдущие спецификации, но и ужесточает их.
Помимо спецификаций DEXRON, несмотря на их популярность, существует великое множество иных типов трансмиссионных жидкостей для автоматических коробок, отличающихся по своим требованиям. К примеру, фирма Ford (тип жидкостей Mercon) отдает предпочтение коэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors в данном случае требует снижения коэффициента трения.
Выбор AFT — дело не такое уж простое. Вы спросите: почему, если название необходимой жидкости указано на масляном щупе автоматической трансмиссии? Ответ прост: потому что всегда существует право выбора.
__________________________________________________________________________
Исторически сложилось так, что законодателем в области стандартов на жидкости для автоматических трансмиссий являются корпорации General Motors и Ford. Европейские производители, как автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, не имеют своих собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных к применению General Motors и Ford. Аналогичным образом поступают и японские автомобильные концерны.
Первоначально в «автоматах» использовались обычные моторные масла, которые приходилось часто менять. При этом качество переключения передач было крайне низким.
В 1949 г. компания General Motors разработала специальную жидкость для автоматических трансмиссий — ATF-А, которая применялась во всех АКП, выпускаемых в мире.
В 1957 г. спецификация была пересмотрена и получила название Type A Suffix A (ATF TASA). Одним из компонентов при производстве этих жидкостей являлся продукт животного происхождения, получаемый в результате переработки китов. В связи с возросшими объемами потребления масел и запретом охоты на китов, были разработаны ATF полностью на минеральной, а позднее и на синтетической основах.
В конце 1967 года General Motors ввело новую спецификацию Dexron В, позднее Dexron II, Dexron III и Dexron IV. Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к жидкостям для электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора.
Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4 (Allison — отделение General Motors по производству трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.
Долгое время у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и фордовские инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959 году компания разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В. Наибольшее распространение получили жидкости стандарта ESW-M2C33-F (ATF-F).
В 1961 году Ford издал спецификацию M2С33-D, учитывающую новые требования по фрикционным свойствам, а в 80-х годах — спецификацию Mercon. Жидкости, соответствующие спецификации Mercon, максимально приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы с ними. Основные различия между спецификациями компаний General Motors и Ford — разные требования к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на первом месте плавность переключения передач, у Ford — скорость их переключения).
______________________________________________________________________________
Спецификация ATF
GENERAL MOTORS
Год введения Наименование спецификации
1949 Type A
1957 Type A Suffix A (ATF TASA)
1967 Dexron В
1973 Dexron II C
1981 Dexron II D
1991 Dexron II E
1994 Dexron III
1999 Dexron IV
Жидкости устаревших спецификаций до сих пор используются во многих европейских автомобилях, причем очень часто в качестве масел для механических коробок передач.
В автоматических трансмиссиях большинством производителей современных автомобилей рекомендованы масла, отвечающие требованиям спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как правило, взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующе спецификации Dexron II, а в некоторых случаях и ATF-A. Обратная замена масел не допустима.
____________________________________________________________________________
Индикаторы уровня ATF
Производитель Цвет индикатора AT Вид индикатора АТ
Toyota Нет Он ничем не отличается, однако имеет защелку. Имеет вид обычного стержня
Nissan Желтый или нет Есть как с индикатором, так и без него
Honda Желтый —
Mitsubishi Белый Имеет вид шарика
Mazda Оранжевый или нет Больше таких, которые не имеют индикатора
Daihatsu Оранжевый или нет Обычно он желтый или имеет вид обычного стержня
Suzuki Нет Имеет вид обычного стержня
Isuzu Нет Имеет вид обычного стержня
Fuji Желтый * * Внимание: индикатор уровня масла в двигателе также желтого цвета
Mercedes-Benz Красный или черный Можно отличить, поскольку имеется замочек
BMW Красный —
Volkswagen Желто-красный или желтый —
Audi Желто-красный или желтый —
Opel Нет Можно отличить, поскольку имеется рычажок
Volvo Желтый —
Saab Желтый или черный В модели 900 — он черного цвета (в автомобиле с поперечным двигателем находится на лицевой стороне, с продольным двигателем — на его правой стороне)
В модели 9000 — он желтый
Peugeot Ярко оранжевый —
Citroen Красный —
Renault Зеленый В моделях 4 АТ цвета нет, а в моделях 3 АТ он зеленый
Fiat Желтый Индикатор масла в двигателе — красного цвета
General Motors Красный или желтый —
Ford Нет Имеет вид обычного стержня
Chrysler Нет Имеет вид обычного стержня
_____________________________________________________________________________
Выбор AFT
Выбор AFT — дело не такое уж простое. Вы спросите: почему, если название необходимой жидкости указано на масляном щупе автоматической трансмиссии? Ответ прост: потому что всегда существует право выбора.
Итак, речь идет о выборе между вариантом первым — «рекомендованная производителем ATF» и вариантом вторым — «качественная универсальная ATF»:
«Надо заливать только то, что написано в инструкции к автомобилю». Так отвечают те владельцы автомобилей, которые:
— готовы регулярно переплачивать определенную сумму денег за спокойствие, происходящее от использования рекомендованных производителем жидкостей;
— имеют возможность приобрести качественную рекомендованную производителем ATF»;
— точно знают, что до сих пор АКПП его автомобиля работала исключительно на рекомендованной производителем жидкости и работала без проблем;
— точно знают, что именно написано на щупе АКПП его машины (т.е. не обобщенные «Dexron» или «ТТ», а конкретные DIII-H или T-IV).
«Используй просто хорошую универсальную трансмиссионную жидкость». Так говорят те, у кого:
— нет желания и возможности отдавать лишние деньги за «оригинал»;
— ограничен выбор ATF (рекомендованную жидкость придется искать, и даже если найдешь, есть сомнения в ее подлинности);
— нет возможности выяснить, что именно нужно заливать;
— АКПП до сих пор прекрасно обходилась без «оригинальных ATF», а также те, кто не знает, что именно раньше заливалось в его АКПП.
Какой вариант из двух предпочесть? Однозначного и единственно верного ответа на этот вопрос нет и быть не может.
Что это такое ATF масло: тип, свойства и проверка уровня жидкости автоматических трансмиссий
Масло ATF — «кровь» автоматической коробки передач. По свойствам и назначению жидкость для автомата отличается от масла для механики или двигателя. Если залить неправильную жидкость, коробка встанет через 10 километров после старта. Но даже с «правильным» маслом автомат обслуживают по регламенту производителя или чаще, ориентируясь на поведение машины.
Что такое трансмиссионная жидкость ATF
ATF используется, как жидкость для АКПП, а также применяется в вариаторах, DSG, гидравлических системах. Флюиды для 4-, 6-, 8-, 12-ступенчатых коробок различаются по составу и свойствам. Производители подбирают ATF масло для АКПП с учётом конструкций трансмиссии, допустимых нагрузок двигателя машины.
В вариатор заливают масла с пометкой CVT oil или fluid. Маркировка указывает, что такая ATF работает в специфических условиях. В жидкостях для CVT присутствуют добавки, которые помогают ремню работать без проскальзывания, а смазочные свойства изменяются при высоких контактных нагрузках.
Свойства
В отличие от других машинных жидкостей вязкость масла АТФ — 6 — 8 сСт. При таком показателе смесь свободно прокачивается, и передаёт крутящий момент между насосным и турбинным колесом гидротрансформатора с минимальными потерями.
Смазка способна переносить давление до 5 бар, необходимых для сжимания фрикционных дисков. Кроме того, трансмиссионная жидкость содержит присадки, которые исключают пробуксовку фрикционных тормозов, помогая им надёжно сцепляться.
Свойства масла для автоматов определяются спецификациями Dextron, Mercon, Allison и др. Требования Allison разработаны для смазки автоматов в грузовиках и внедорожной технике, а значит для высоких нагрузок и температурных перепадов. Mercon создан для фордовских АКПП, и главный параметр стандарта — быстрый набор скорости.
Общие свойства всех типов ATF:
Чтобы достичь сбалансированной формулы, в химических лабораториях тщательно подбирают состав жидкости.
Состав
В основу трансмиссионной жидкости для АКПП входит минеральное, синтетическое масло или их смесь. Минеральные смазки на 90% состоят из нефтяных фракций. Эти масла дешёвые, но недолговечные. Синтетика при изменении температуры ведёт себя стабильно, поэтому её срок службы дольше.
Помимо основы в масла добавляют элементы, которые и придают смеси рабочие свойства:
Присадки
Флюид со временем загрязняется, испаряется, стареет под действием перепадов температур и активной эксплуатации. Коробка становится проблемной: переключается рывками, перегревается, быстрее изнашивается. Чтобы восстановить работу АКПП, производители смазочных материалов предлагают специальные присадки:
По мнению разработчиков добавки восполнят состав ATF, а коробка будет плавнее переключаться. Снизится шумность, восстановится эластичность и герметичности резиновых уплотнителей.
В реальности «излечение» имеет ограничения по применению. Нужно учитывать изношенность коробки, тип используемой АТФ, общее состояние автомобиля, качество присадки.
История создания ATF
Первое трансмиссионное масло под названием ATF-А разработала компания General Motors в 1949 году. До этого, в автоматах использовали моторные масла, и работа коробки была крайне трудной и недолгой.
С развитием автомобилестроения менялись технологии и стандарты. В 1967 году GM ввёл первый стандарт— Dexron type В. Чтобы было легче обнаружить утечку, жидкость окрашивали в красный цвет.
Следующей спецификацией стал Dexron II. Масло обладало слабыми антикоррозионными свойствами: металлические детали АКПП быстро ржавели. К 1990 годам смазку перевели на синтетическую основу.
С появлением в автоматах ЭБУ и гидроблоков требования к маслу ужесточились. GM разработал новые стандарты Dexron III, VI. Совершенствовалась основа, улучшились фрикционные свойства, обновился пакет модификаторов.
General Motors также внедрил спецификацию Allison С4 с требованиями к смазке, работающей в трансмиссиях грузовиков и тяжёлой техники.
Для своих коробок Ford разработал спецификацию М2С33 в 1959 году. А в 1980-х появился стандарт Mercon. Масла, соответствующие требованиям этих спецификаций, схожи по свои характеристикам с Dexron.
Типы трансмиссионных масел ATF
Самые известные типы жидкостей для автоматов: Dexron и Mercon. На основе требований этих стандартов производители АКПП разработали свои спецификации:
Наиболее популярные специализированные масла с артикулами для заказа сведены в таблицу.
Наименование | Спецификации | Объём/Цена |
Repsol Matic III ATF Dexron III, арт. RP026V51 | Dexron IIIG; Allison C4, Tes 389; Mercon V; Man 339 Type V2/Z2; MB 236.9; ZF TE-ML 16L, 4D, 14B; Volvo 97341; Voith 55.6336 | 1л/500 р. |
Eneos ATF Dexron II, арт. 8801252021506 | Dexron II; Allison C4; Ford EPS-M2C 138-CJ/166-H; GM 613714 | 0,94 л/440 р. |
Shell Spirax S6 ATF Х, арт. 550046519 | Dexron VI; Toyota WS; Mercon LV | 1 л/490 р. |
ZIC ATF SP 3, арт. 162627 | Mitsubishi SP III; Hyundai/Kia SP III | 4 л/1700 р. |
Hyundai ATF SP III, арт. 04500-00400 | Hyundai/Kia SP III | 4 л/2000 р. |
Mitsubishi ATF SP III, арт. 402 4610 | Mitsubishi SP III | 4 л/3200 р. |
Toyota ATF WS, арт. 08886-02305 | Toyota WS | 1 л/750 р. |
Mobil ATF LT 71141, арт. 151009 | MB 236.11; ZF TE-ML 17С, 16L, 4D, 11/14B; Voith Turbo H55.6336; VW TL52162 | 1 л/650 р. |
VAG ATF DSG, арт. G 052 182 А2 | G 052 182 А2 | 1 л/1250 р. |
Honda ATF DW-1 Fluid, арт. 08200-9008 | DW-1 | 1 л/800 р. |
Помимо специальных жидкостей производители смазочных материалов создали Multi ATF. Как заявляют этикетки, смесь учитывает требования многих спецификаций и подходит для большинства автоматов. Наиболее известными «мультами» являются:
Когда менять трансмиссионную смесь
Жидкость для автоматических трансмиссий изнашивается к 60 000 км, или раньше, если машина активно эксплуатируется по бездорожью, в пробках, в жарком климате. Коробка со старым маслом чаще перегревается, больше тупит, быстрее ломается. Предотвратить дорогостоящий ремонт поможет регулярное техобслуживание: проверка уровня и замена смазки.
Признаки отработанного трансмиссионного масла:
Если уровень жидкости оказался ниже нормы, нужно проверить днище на вероятность утечки. Затем долить ту же ATF или сделать замену, чтобы избежать непредсказуемой химической реакции разных смесей.
Превышение нормы приводит к вспениванию флюида и росту давления в коробке. Если не слить излишки, смазка потеряет рабочие свойства, и переключение передач будет происходит с рывками.
Проверка трансмиссионного масла в АКПП
Ненормальный уровень масла ATF может быть связан с неправильной методикой проверки. В разных типах АКПП температура при контроле смазки отличается, поэтому перед самостоятельным техобслуживанием нужно читать мануал к автомобилю.
Проверка по уровню щупа
В автомобилях со щупом трансмиссионное масло АТФ проверяют на непрогретом и прогретом заведённом двигателе. «На холодную» температура смазки 30 — 50℃, а «на горячую» — 60 — 90℃. При остывании жидкость уменьшается в объёме, поэтому проверка с непрогретым двигателем будет ориентировочной.
Чтобы разогреть масло, прокачивают систему, переключая селектор по всем режимам. Затем проезжают 15 — 30 км на средних оборотах, и останавливают машину на ровном участке. Двигатель не глушат, иначе масляный насос отключится. Далее:
Проверка по контрольной пробке
В автомобилях без щупа ATF проверяют по пробке на дне АКПП. Для работы понадобятся:
В некоторые АКПП — DP0, DP2, A6MF и др. — перед проверкой добавляют от 0,5 до 1,0 л чистой жидкости. Заливная пробка находится под капотом.
Машину разогревают, селектор оставляют в режиме «Р». Масло в коробке доводят до рабочей температуры, указанной в инструкции к автомобилю. Показатель контролируют по сканеру. Затем поднимают машину с включенным двигателем на подъёмнике:
Если уровень масла в норме, заливную и сливную пробки закручивают с новой прокладкой.
Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF
Чтобы узнать, какая жидкость применяется в АКПП, нужно посмотреть мануал к автомобилю или поискать информацию на табличке под капотом. Также нужно учитывать климатические условия региона:
На работу коробки передач влияют вязкостные характеристики масла при +100℃. Оптимальный показатель рабочей вязкости — 7 — 8 сСт. Низкая вязкость снижает КПД гидротрансформатора, а высокая ухудшает качество смазки зубчатых передач.
Как правильно смешивать жидкости разных типов
Сложный состав масел АТФ при смешении может давать непредсказуемую реакцию, в результате которой время переключения передач увеличится, появятся толчки и удары. Давление в системе упадёт, а расход топлива вырастет.
Чтобы перейти на новую жидкость, нужно учесть следующие моменты:
Эксперименты с маслами могут привести к дорогостоящему ремонту трансмиссии, поэтому безопасный способ смены жидкости — полная замена с промывкой системы.
Заключение
Жидкость ATF — сложная химическая смесь, предназначенная для плавной работы и защиты деталей автоматов, DSG, гидравлических систем. Рынок предлагает разные типы масел, но выбирать нужно рекомендованное производителем автомобиля. Проверка и замена ATF через 40 — 60 000 км пробега поможет увеличить ресурс трансмиссии и обезопасить машину от неожиданных отказов.