атолл мидуэй что это
Мидуэй
Содержание
История
Острова были открыты американским капитаном Бруксом в 1859 и названы «Острова Брукса». С 1867 официально принадлежат США. Своё название (англ. Midway — середина пути) атолл получил потому, что находится на полпути между Калифорнией и Японией.
Первые жители — с 1903 года, когда прокладывался транстихоокеанский телеграфный кабель. С 1935 по 1947 — пункт заправки топливом для межконтинентальных авиаперелётов.
С 1941 до 1993 на острове располагалась военно-морская база США. В середине 1942 года неподалёку от атолла произошла битва за Мидуэй, в ходе которой войска США потопили 4 японских авианосца.
Сейчас атолл имеет статус национального заповедника США. Сохраняется в эксплуатационном состоянии одна взлётно-посадочная полоса (2400 м) и запас авиатоплива — на случай экстренной посадки самолётов.
География и геология
В атолл входят острова Санд (Песчаный) и Истерн (Восточный), а также небольшой островок Спит между ними.
Остров | км² |
---|---|
Остров Санд | 4,86 |
Остров Истерн | 1,35 |
Остров Спит | 0,06 |
Атолл Мидуэй | 6,27 |
Лагуна | 60 |
Мидуэй имеет вулканическое происхождение, является бывшим щитовым вулканом. Наибольшая высота над уровнем моря — 13 м.
Население
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мидуэй» в других словарях:
Мидуэй — коралловый атолл в Тихом океане, в сев. зап. группе Гавайских о вов; США. Название Мидуэй (Midway) англ, половина пути присвоено атоллу Гидрографической службой США в 1860 г. в связи с планировавшимся тогда строительством порта для судов,… … Географическая энциклопедия
мидуэй — сущ., кол во синонимов: 2 • атолл (9) • остров (218) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
мидуэй — Группа палеоцена третичной системы [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN Midway … Справочник технического переводчика
Мидуэй — (Midway), коралловый атолл в Тихом океане, в северо западной группе Гавайских островов. 5,2 км2. Население около 2 тыс. человек. Аэропорт на воздушном пути между США и странами Азии. Во время 2 й мировой войны, 4 6 июня 1942, близ Мидуэя силы… … Энциклопедический словарь
МИДУЭЙ — (Midway) Официальное название Острова Мидуэй (Midway Islands). Расположены в центральной части Тихого океана. Площадь 6,2 км2. Географические координаты: 28°13 северной широты и 177°22 западной долготы. Атолл М. принадлежит к северо западной… … Энциклопедия стран мира
Мидуэй — коралловый атолл в Тихом океане, в сев. зап. группе Гавайских о вов; США. Название Мидуэй (Midway) англ, половина пути присвоено атоллу Гидрографической службой США в 1860 г. в связи с планировавшимся тогда строительством порта для судов,… … Топонимический словарь
Мидуэй — (Midway) коралловый атолл в Тихом океане, в северо западной группе Гавайских островов. Возник на базальтовом основании разрушенного вулкана. В лагуне атолла несколько мелких островов; два наибольших Сэнд (Песчаный) и Истерн (Восточный)… … Большая советская энциклопедия
Мидуэй (остров) — Мидуэй англ. Midway Atoll Местонахождение Подветренные Гавайские острова Страна … Википедия
Мидуэй (значения) — Мидуэй атолл в Тихом oкеане, близ которого произошла Битва за Мидуэй. Мидуэй (англ.) художественный фильм о битве за Мидуэй. Авианосцы типа «Мидуэй» серия авианосцев США. USS Midway (CV 41) авианосец США, головной корабль… … Википедия
Мидуэй (авианосец) — «Мидуэй» USS Midway (CV 41) USS Midway (CV 41) в Тихом океане, 30 Ноября 1974. Основная информация Тип … Википедия
Мидуэй: «морской Сталинград» адмирала Нимица
Автор фото, Getty Images
75 лет назад произошло морское сражение между США и Японией у тихоокеанского атолла Мидуэй.
Точнее было бы называть его воздушным, поскольку бой с обеих сторон вела в основном авиация.
Мидуэй положил начало новой эре в военно-морском деле, а по влиянию на ход Второй мировой войны сравним со Сталинградской битвой.
На Волге произошел перелом в ходе боевых действий на главном сухопутном фронте. С тех пор вермахт, несмотря на отдельные попытки наступать и даже локальные успехи, в целом только пятился.
Точно так же Мидуэй коренным образом изменил соотношение сил на Тихом океане, сделав поражение Японии вопросом времени, окончательно обезопасив советский Дальний Восток и лишив Берлин и Токио даже теоретической возможности координировать свои действия.
Сперва бой шел с переменным успехом, но, в отличие от Перл-Харбора, японцам не удалось добиться внезапности. Отчасти можно сказать, что битву еще до начала выиграли американские криптографы. Кроме того, большую роль сыграло везение.
Где и когда?
После Перл-Харбора и захвата Юго-Восточной Азии следующей целью Японии сделались Гавайи. В Токио надеялись, что второе тяжелое поражение и потеря пусть островной, но части национальной территории заставит Вашингтон искать мира на любых условиях.
Стратегическую ценность для удара по Гавайям имел атолл Мидуэй (вернее, три крохотных островка общей площадью всего 6,23 кв.км) в 2134 км к северо-западу от Гонолулу.
Необитаемый остров, открытый в 1859 году американским капитаном Бруксом и названный Midway («Середина пути»), поскольку находился ровно на полдороге от Калифорнии до Японии, США в 1867 году объявили своим из-за имевшихся там больших запасов гуано (птичьего помета, использовавшегося как удобрение). Возражений никто не выдвигал.
В 1941 году американцы построили на Мидуэе военный порт и аэродром. Овладей ими японцы, Гавайи оказались бы в зоне поражения не только палубными, но и дальними наземными бомбардировщиками.
Другими потенциальными целями Японии летом 1942 года могли быть Алеутские острова с прицелом на Аляску, а также Самоа и Фиджи.
Таинственный AF
В мае американская разведка взломала японский военно-морской шифр и узнала из прочитанных радиопередач сначала время, а затем и место следующий атаки.
Проблема заключалась в том, что, помимо шифра, слово «Мидуэй» было скрыто еще и кодовым названием «AF».
Американцы нарочно передали открытым текстом сообщение об аварии водопровода на Мидуэе, и вскоре перехватили японскую шифрованную разведсводку, в которой упоминались «неполадки с водой на AF».
Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц, назначенный на этот пост через 10 дней после Перл-Харбора, скрытно вывел в район северо-западнее Мидуэя авианосцы «Йорктаун», «Энтерпрайз» и «Хорнет» (участвовавший в апреле в «рейде Дулиттла»).
Автор фото, Getty Images
Адмирал Честер Нимиц принял в 1945 году капитуляцию Японии
В состав эскадры входили также 7 тяжелых и 1 легкий крейсер, 15 эсминцев и 16 подлодок. Три авианосца несли в общей сложности 233 самолета. Кроме того, 127 машин базировались на наземном аэродроме на Мидуэе.
Навстречу, напрасно надеясь на внезапность, поспешал командующий ВМФ Японии адмирал Исороку Ямамото с авианосцами «Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю», 264 самолетами, двумя линкорами, двумя тяжелыми и одним легким крейсером, 12 эсминцами.
Авианосной группой командовал адмирал Тюити Нагумо. Шестью месяцами раньше все четыре корабля участвовали в нападении на Перл-Харбор, также под водительством Нагумо.
Обмен ударами
В 9:25 (здесь и далее время местное) 3 июня пилот взлетевшего с Мидуэя разведывательного гидросамолета «Каталина» младший лейтенант Джек Редд обнаружил неприятельскую эскадру и передал радиограмму из двух слов: «Главные силы».
В 16:23 девять «летающих крепостей» В-17 с Мидуэя сбросили бомбы на японские корабли, но ни в один из них не попали.
Автор фото, Getty Images
Торпедоносцы «Девастейтер» на палубе «Энтерпрайза»
Губительное решение
До сих пор японская эскадра сталкивалась только с самолетами наземного базирования с Мидуэя. О присутствии неподалеку крупных сил американского флота адмирал Нагумо по-прежнему не догадывался.
В 07:15 4 июня он отдал, как выяснилось впоследствии, роковой приказ: снять со всех самолетов «Накадзима» торпеды и перевооружить их бомбами для усиления повторной атаки на остров.
Автор фото, Getty Images
Адмирал Нагумо собирался застрелиться после поражения при Мидуэе, и сделал это ровно через два года, проиграв сражение за стратегически важный остров Сайпан
На палубах кипела работа, когда в 07:40 японский пилот-разведчик доложил, что обнаружил американские корабли. К самолетам на борту авианосцев снова начали подвешивать торпеды.
Через полчаса от воздушной разведки поступило ошибочное сообщение, что авианосец у американцев всего один. Нагумо приказал продолжить перевооружение.
Эта неразбериха привела к тому, что ко времени появления в воздухе американских бомбардировщиков торпеды не успели убрать с палуб в бронированные погреба, и при первых попаданиях они сдетонировали.
Между 07:50 и 10:15 группы американских самолетов, как наземного, так и палубного базирования, атаковали японские авианосцы, словно гончие медведей. Восемь раз они были отбиты с большими потерями. Но, в конце концов, случилось то, что должно было случиться.
Победоносная атака
Удача выпала на долю авиагрупп капитана Кларенса Маккласки и лейтенанта Ричарда Беста с «Энтерпрайза» и капитана Макса Лесли с «Йорктауна». Всего в их составе было 47 пикировщиков «Даунтлесс».
В 10:05 они обнаружили «Акаги», «Кага» и «Сорю».
Автор фото, Getty Images
Пикировщики «Даунтлесс» в воздухе
Японцы как раз закончили перевооружение своих торпедоносцев. На 10:20 адмирал Нагумо назначил старт нового налета на Мидуэй. Корабли разворачивались по ветру. На их палубах стояли в готовности к взлету 93 машины с подвешенными бомбами и лежали неубранные торпеды.
В неразберихе боя осталось неизвестным, кто из американских пилотов кого бомбил. Все три авианосца получили тяжелейшие повреждения. «Кага» и «Сорю» спустя несколько часов пошли на дно. «Акаги» остался на плаву, но в сражении больше не участвовал.
Американцы полагали, что «Сорю» около двух часов дня добила тремя торпедами их подводная лодка «Наутилус» под командой капитана 3-го ранга Билла Брокмана. Японцы утверждали, что торпеды прошли мимо, и «Сорю» затонул от пробоин, полученных в результате воздушного налета. Впрочем, большого практического значения это не имело.
Финал
В 11:45 и в 14:20 самолеты с единственного оставшегося в строю японского авианосца «Хирю» атаковали «Йорктаун» и добились в общей сложности пяти попаданий. 7 июня поврежденный корабль был потоплен японской субмариной во время буксировки в Перл-Харбор.
Мидуэй-1942: тщательно подготовленная удача
Илья Крамник, обозреватель РГРК «Голос России», специально для РИА Новости.
Четырехдневное сражение у атолла Мидуэй, которое закончилось 6 июня 1942 года, является одним из самых интересных эпизодов Второй мировой войны, да и мировой военной истории в целом. В истории есть немало сражений, исход которых вызывает вопросы «почему так?» и «а что было бы, если?», и среди морских баталий Мидуэй уверенно входит в первую десятку (если не в пятерку) битв, вокруг которых постоянно кипят жаркие споры.
Расчет на победу
Захват Мидуэя должен был стать очередным шагом по расширению защитного периметра, но одновременно японское командование преследовало еще одну цель: выманить в бой и уничтожить американские авианосцы.
В результате Первый воздушный флот шел к Мидуэю с урезанным на треть потенциалом, но, по мнению командования, этого должно было хватить. Мнение рядовых летчиков было таким же. В конце концов, пятой дивизии, летчики которой имели меньший опыт и худшую подготовку по сравнению с ветеранами первой и второй, несмотря на потери, удалось потопить американский авианосец «Лексингтон» и тяжело повредить «Йорктаун» (некоторое время он вообще считался уничтоженным). Выводы летчиков Дай-ичи Коку Кантай о результатах первого боя с американскими авианосцами выразились в поговорке, бродившей в кубриках летного состава: «если уж сыновья наложниц добились успеха, законные сыновья должны победить».
Японский объединенный флот шел за решительной победой, которая лишила бы американцев главных сил, способных эффективно противодействовать комбинированной морской и воздушной наступательной мощи Империи.
Чужие секреты и игра на опережение
Штаб командующего американскими силами в Тихоокеанской зоне располагался в Перл-Харборе. Адмирал Честер Уильям Нимиц приказал перенести штаб на Гавайи из безопасного далека континентальных США с тем, чтобы находиться как можно ближе к театру военных действий. В конце мая 1942 года перед ним стояли две главные задачи: предугадать дальнейшие действия японцев и суметь, наконец, прервать затянувшуюся череду поражений.
В начале мая в радиограммах японцев начали все чаще встречаться указания на подготовку крупной операции в центральной части Тихого океана. К 15 мая не оставалось сомнений, что целью операции является Мидуэй, и Нимиц решил сыграть на опережение. Имеющиеся скудные силы должны были в тайне для противника развернуться в районе Мидуэя, загодя обнаружить врага, атаковать и уничтожить его.
Колокола судьбы
Начиная с семи утра 4 июня японские авианосцы подвергались непрерывным атакам самолетов с Мидуэя. Американские авианосцы полным ходом шли на сближение с противником, но японцы еще не обнаружили их. Несмотря на это, по приказу Нагумо 36 торпедоносцев, 36 пикировщиков и 36 истребителей держались в постоянной готовности на случай обнаружения главных сил противника.
Эти старые военные истины были подтверждены в водах близ атолла Мидуэй, не в первый, и не в последний раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Мидуэй (остров)
Мидуэй (остров)
Острова Мидуэй (англ. Midway atoll ) — атолл площадью 6,2 км², расположенный в северной половине Тихого океана (в западной группе Гавайского архипелага). Территория принадлежит США.
География и геология
В атолл входят острова Санд (Песчаный) и Истерн (Восточный), а также небольшой островок Спит между ними.
Остров | км² |
---|---|
Остров Санд | 4,86 |
Остров Истерн | 1,35 |
Остров Спит | 0,06 |
Атолл Мидуэй | 6,23 |
Лагуна | 60 |
Мидуэй имеет вулканическое происхождение, является бывшим щитовым вулканом. Наибольшая высота над уровнем моря — 13 м.
История
Острова были открыты американским капитаном Бруксом в 1859. С 1867 официально принадлежат США. Своё название (англ. Midway — середина пути) атолл получил потому, что находится на полпути между Калифорнией и Японией.
Первые жители — с 1903 года, когда прокладывался транс-тихоокеанский телеграфный кабель. С 1935 по 1947 — пункт заправки топливом для межконтинентальных авиаперелётов.
С 1941 до 1993 на острове располагалась военно-морская база США. Сейчас атолл имеет статус национального заповедника США.
Сохраняется в эксплуатационном состоянии одна взлётно-посадочная полоса (2400 м) и запас авиатоплива — на случай экстренной посадки самолётов.
Население
В 1940-70-е годы численность временного населения (персонал базы) достигала 2 тыс. чел. Сейчас на Мидуэе проживают около 40 сменных сотрудников заповедника.
Битва за Мидуэй
К лету 1942 года Япония серьёзно укрепила свои позиции в Тихоокеанском регионе. Императорский флот пытался выполнить две задачи: продвинуть «защитный барьер» дальше от страны и одновременно полностью разгромить флот противника в генеральном сражении. Насколько у него это получалось и что произошло у атолла Мидуэй 4–7 июня 1942 года, рассказывают наши коллеги с портала worldofwarships.ru.
Обе поставленные задачи стало возможно выполнить разом, когда взгляд японского командования пал на небольшой атолл Мидуэй в составе Гавайского архипелага. Тут находился аэродром с твёрдым покрытием, захватив который японцы получали прекрасную промежуточную базу под носом у американцев, тем самым открывая себе дорогу к Пёрл-Харбору.
В конце мая 1942 года адмирал Ямамото приказал приступить к началу операции. Одно за другим в море стали выходить ударные соединения. Японцы делали ставку на внезапность своей атаки и превосходство в силах. Однако у командующего Тихоокеанским флотом США Честера Нимица был свой козырь в рукаве. Офицер разведки Эдвин Лейтон и его криптоаналитики во главе с Джозефом Рошфором смогли расшифровать японский код и получили возможность читать часть сообщений противника. Американцы предположили, что японцы используют сокращение AF для кодового обозначения атолла Мидуэй. Чтобы подтвердить свою догадку, они решили отправить фальшивую радиограмму о том, что на атолле сломался опреснитель воды. Как и ожидалось, спустя пару дней американцы перехватили шифровку, сообщавшую, что на AF проблемы с пресной водой. Поимо шифровок в штаб флота, дополняя картину происходящего, стекалось множество рапортов о ходе движения сил Ямамото.
Основной ударной силой японцев в предстоящей операции было Первое мобильное соединение адмирала Нагумо, эскадренные авианосцы которого — Akagi, Kaga, Hiryu̅ и So̅ryu̅ — уже попортили союзникам немало крови. Им противостояли два оперативных соединения, 16-е и 17-е, под командованием адмиралов Спрюэнса и Флетчера, имевших на двоих три авианосца: Enterprise, Hornet и Yorktown. Перед началом битвы за Мидуэй Спрюэнс возглавил 16-е оперативное соединение, сменив на посту адмирала Холси, который отправился в госпиталь с тяжёлым дерматитом — сказалось нервное напряжение последних шести месяцев, проведённых в море. Позже Холси прокомментировал своё вынужденное отстранение: «Это было самым скорбным разочарованием в моей карьере».
Первый контакт состоялся 3 июня в 9:04 по местному времени, когда патрульный самолёт засёк японское транспортное соединение в 500 милях к юго-западу от Мидуэя. Вскоре другой разведчик обнаружил главные силы японцев в 700 милях к западу от острова. Уже в 12 часов на перехват главных сил вылетели шесть тяжёлых бомбардировщиков B-17. Около 16:40 они произвели атаку с большой высоты, но попаданий не добились. Ночью четыре «Каталины» из состава 44-й патрульной эскадрильи по показаниям радаров вышли в атаку на транспортное соединение японцев, повредив торпедой танкер Akebono Maru.
В предрассветных сумерках 4 июня на авианосцах адмирала Нагумо вовсю кипела работа по подготовке первой волны самолётов, которые, по замыслу командования, должны были уничтожить всю американскую авиацию, находившуюся на островном аэродроме. В 4:30 утра, получив отмашку на старт, взмыли первые самолёты, а спустя 15 минут в небе находилось уже 108 машин. Выполнив боевое построение и описав круг над авианосцами, первая волна атакующих ушла в направлении Мидуэя.
В 5:45 от одной из летающих лодок пришло сообщение: «Много самолётов направляется к Мидуэю, пеленг 320, дистанция 150». Недолго думая, американцы подняли в воздух с Мидуэя всё, что могло летать, чтобы не подвергать опасности самолёты на земле. Попытка сорвать японскую атаку силами 27 истребителей Корпуса морской пехоты закончилась неудачно: 15 самолётов были сбиты, ещё семь — повреждены. Тем не менее, когда японская волна вышла в атаку на аэродром, она смогла лишь незначительно повредить взлётную полосу, а также разрушить часть построек. Из вылета, закончившегося практически впустую, не вернулось десять палубников.
Всё это время американцы напряжённо ждали главного сообщения об обнаружении ударной группы Императорского флота. В 5:52 с борта одного из патрульных самолётов доложили: «Обнаружили два авианосца и корабли главной группы, курс 135, скорость 25». В короткий промежуток времени одна за другой последовали атаки береговой авиации на авианосный ордер Нагумо, но ни один самолёт не смог добиться каких-либо успехов. Американцы в ходе этих атак, действуя без прикрытия истребителей, потеряли 14 самолётов. В 7:28 японский самолёт-разведчик с крейсера Tone установил контакт с американским соединением. Дуэль авианосцев началась.
Когда Нагумо узнал о местоположении американцев, их самолёты уже направлялись к его соединению. В это время на японских авианосцах готовили самолёты второй волны, намереваясь добить остатки американской авиации на островном аэродроме. Для отражения возможной атаки в воздух были поняты дополнительные истребители. Получив донесение разведки, Нагумо оказался перед сложным выбором: либо поднять имеющиеся на палубе самолёты с бомбами, подготовленные для атаки Мидуэя, и без прикрытия отправить их на американское соединение, либо дать возможность сесть первой волне палубников, так как их горючее было на исходе, а после, собрав всю ударную мощь, броситься на врага. Нагумо решил не рисковать и выбрал второй, более надёжный, вариант.
Первые взлетевшие американские торпедоносцы и истребители потеряли друг друга, из-за чего атака на японское соединение началась нескоординированно. Сначала на японские авианосцы над кромкой воды вышли 15 торпедоносцев TBD-1 с Hornet, а чуть позже — 14 торпедоносцев с Enterprise. Не имея ни одного самолёта прикрытия, они отчаянно бросились в атаку. Практически все торпедоносцы, кроме четырёх, были потеряны. Следом подоспели 12 торпедоносцев с Yorktown в сопровождении шести истребителей F4F-4. Стоит упомянуть важный факт: в момент атаки самолётов с Yorktown в воздухе находилось 42 японских истребителя «Зеро», обеспечивавших воздушное прикрытие. Шесть «Уайлдкэтов» эскорта под командованием лейтенант-коммандера Тача отвлекли на себя значительные силы японцев. В завязавшейся схватке американские лётчики смогли сбить семь и тяжело повредить ещё несколько A6M. Однако и эта группа не добилась попаданий. Обратно смогли вернуться только два торпедоносца и четыре истребителя.
Всё это время японцы старались как можно быстрее подготовить ударную волну для атаки американского соединения, параллельно принимая самолёты. Когда атаки американских торпедоносцев были отбиты, из облаков прямо на головы японцев с рёвом вывалились 50 пикировщиков. Японским истребителям, не успевшим набрать высоту для отражения налёта, оставалось только наблюдать атаку из партера.
Первыми на цель вышли эскадрильи «Даунтлессов» с Enterprise под командованием Кларенса «Уэйда» МакКласки. Топливо в баках его группы стремительно заканчивалось, как вдруг в просвете облаков американцы заметили уходивший на север японский эсминец. МакКласки решил последовать за ним. Риск оправдался — пикировщики вышли прямо на японские авианосцы. У нескольких самолётов, включая командира 6-й бомбардировочной эскадрильи Ричарда «Дика» Беста ещё во время набора высоты возникли проблемы с кислородным оборудованием, из-за чего они были вынуждены идти немного ниже основной группы в хвосте. В соответствии с правилами, эскадрилья Беста как замыкающая должна была атаковать ближнюю цель — авианосец Kaga. К этому Бест и приступил. Однако и МакКласки устремился к нему, уводя за собой порядка 25 самолётов. Мгновенно оценив обстановку, Бест прервал атаку и повернул в сторону Akagi. В это время на Kaga обрушилась лавина пикировщиков МакКласки, за мгновения превратив японский авианосец в пылающие руины. Через несколько минут уже Бест со своей эскадрильей начал пикировать на японского флагмана. Несмотря на малочисленность, американцы смогли провести точное бомбометание, впоследствии оказавшееся фатальным для корабля. Практически в это же время эскадрилья пикировщиков с Yorktown под командованием Максвелла Лесли атаковала So̅ryu̅ и добилась прямых попаданий.
В течение пяти минут «Даунтлессы» совершили чудо. Все три японских авианосца были заранее обречены. Заправленные самолёты на палубах, заполненные бензопроводы, а также находившийся на палубе арсенал сделали своё дело — вспыхнули опустошающие пожары с последующей детонацией боеприпасов. К утру следующего дня Akagi, Kaga и So̅ryu̅ лежали на морском дне.
После выхода из боя флагмана Akagi командование палубной авиацией принял командующий 2-й дивизией авианосцев контр-адмирал Ямагути. В его распоряжении невредимым оставался только Hiryu̅, отошедший севернее от основной группы во время уклонения от атак торпедоносцев. В 10:40 он начал поднимать ударную группу в составе 18 пикирующих бомбардировщиков D3A и шести истребителей A6M. Несмотря на явный перевес сил не в пользу японцев, другого выхода не было. Спустя час на подходе к Yorktown завязался ожесточённый воздушный бой. Понеся потери, японские пикировщики смогли добиться попаданий в корабль тремя бомбами. Авианосец на короткое время лишился хода, но к 13:50 аварийные партии локализовали пожары и устранили повреждения. Корабль начал делать 19 узлов и продолжил приём-выпуск самолётов.
Получив неубедительные данные от восьми вернувшихся из вылета самолётов, Ямагути отправил вторую волну, состоявшую из десяти торпедоносцев B5N и шести истребителей A6M. В 14:26 авиагруппа под командованием капитан-лейтенанта Томонага, предварительно связав боем истребители прикрытия, начала атаку Yorktown с разных направлений и добилась двух попаданий торпед. Машины корабля остановились, постепенно начал увеличиваться крен, а к 15:00 корабли эскорта сняли экипаж авианосца. Несмотря на полученные повреждения, Yorktown остался на плаву, а вернувшиеся аварийные партии на следующий день попытались возобновить спасение корабля. Однако тут в очередной раз вмешалась судьба. 6 июня неподвижный авианосец атаковала японская подводная лодка I 168. Получив новые повреждения, авианосец почти сутки держался на поверхности. Его агония началась только утром следующего дня.
В это же время разведчики с Yorktown обнаружили в 72 милях к северо-западу Hiryu̅ в сопровождении десятка кораблей, включая линкоры Haruna и Kirishima. Ямагути намеревался атаковать оставшиеся американские авианосцы в сумерках, а пока команда получила короткую передышку на приём пищи и подготовку самолётов. В 17:03 тишину нарушил крик сигнальщика Hiryu̅: «Прямо над нами пикирующие бомбардировщики противника!». Пока японцы в очередной раз готовились к атаке, Enterprise и Hornet выслали свои пикировщики, успевшие к этому моменту заправиться и перевооружиться. Группа с Enterprise уложила четыре бомбы в носовую часть японского авианосца. Последовали взрывы огромной мощности, после чего треть полётной палубы завалилась внутрь ангаров. Вспыхнули пожары.
К ночи стало понятно, что все попытки потушить обречённый корабль безрезультатны. Около 2:50 остатки команды собрались на полётной палубе, где к ним с прощальной речью обратился командир корабля Каку, а затем и Ямагути — оба офицера решили остаться вместе с кораблём. Подошедшие эсминцы эскорта сняли команду с авианосца и, выполняя последний приказ адмирала, в 5:10 дали торпедный залп в Hiryu̅. Раздались взрывы. Авианосец стал тонуть. Корабль продержался на поверхности до 8:20, а затем ушёл на дно.
Поражение в битве за Мидуэй стало для Японии катастрофой и лишило её основной ударной силы — авианосцев. Восполнить эти потери было нечем. В это время на американских верфях строились три эскадренных и девять лёгких авианосцев, а на японских — лишь один эскадренный, один лёгкий и один перестраивался из пассажирского лайнера. Так в регионе было остановлено японское цунами. Началась война на истощение, в которой у империи из-за подавляющего превосходства США в ресурсах и индустриальной мощи не было шансов.