аудиоскрининг новорожденных не прошли в роддоме что делать
Ребенок не прошел аудиоскрининг, что делать
Всем новорожденным детям на 3-5 день жизни обязательно делают аудиологический скрининг – регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ). Аудиоскрининг — это очень простой и безболезненный тест, занимающий не более 5-ти минут. В ухо малыша вставляют датчик, который подает определенные сигналы, а неповрежденные клетки внутреннего уха, в свою очередь, генерируют ответный стимул, который и называется отоакустической эмиссией. Этот тест позволяет определить, есть ли какая-то патология в системе слуха, но не позволяет уточнить, какая именно.
К сожалению, так случается, что ребенок может родиться с нарушением слуха. Причины для этого могут быть различными. Вне зависимости от этого дальнейшая тактика обследования и реабилитации должна быть следующей:
Принципы раннего вмешательства
• Не позднее 1-го месяца надо выполнить аудиоскрининг слуха (ОАЭ);
• Не позднее 2-х месяцев нужно выполнить углубленное обследование слуха (КСВП);
• Коррекцию слуха необходимо начинать не позднее 4-6 месяцев.
Причин для отрицательного результата скрининга слуха у новорожденных может быть несколько:
• Наличие жидкости в барабанной полости (околоплодные воды, отит);
• Наличие серы в наружном слуховом проходе;
• Неидеальные условия обследования (метод очень чувствителен к шуму);
• Наличие стойкого снижения слуха (тугоухость).
Если ребенок не прошел аудиоскрининг, что нужно делать
1. Запишитесь на прием к врачу-сурдологу через 1 месяц после рождения. На приеме врач-сурдолог выполнит:
Это необходимо сделать, даже если тест не пройден всего с одной стороны.
2. Если обнаружена какая-то патология, запишитесь на КСВП в возрасте 2-х месяцев. Если ребенок родился раньше срока, обследование необходимо провести не ранее, чем он достигнет возраста 8 корректированных недель (40 полных недель гестации + 8 недель). Это очень важно для исключения отложенного созревания системы слуха.
3. Если было обнаружено отклонение от нормы, необходимо выполнить повторную регистрацию КСВП в возрасте 4 месяцев. Дальнейший план реабилитации будет разработан в зависимости от результатов обследования. Если слух малыша улучшился, потребуется дальнейшее динамическое наблюдение. Если же пороги слуха остались неизменными, мы изготовим малышу индивидуальные ушные вкладыши, и начнем путь к хорошему слуху, используя современные детские слуховые технологии.
Отдельно следуют упомянуть сложную комплексную патологию системы слуха – расстройство спектра аудиторных нейропатий. При этой патологии тест ОАЭ может быть пройден, однако ребенок будет нуждаться в дальнейшем обследовании и его слух, скорее всего, необходимо будет корректировать. Детям, имеющим факторы риска развития аудиторной нейропатии, регистрацию КСВП необходимо выполнять, даже если ОАЭ пройдена с обеих сторон.
Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?
Сегодня любому новорожденному ребенку проверяют слух. Это обязательное тестирование должно затронуть каждого, ведь тугоухость встречается достаточно часто – 1-3 случая на 1000 родившихся (в развитых странах). Подавляющее большинство нарушений слуха успешно реабилитируются или лечатся, но критическим фактором для успеха являются сроки выявления. Чем раньше нашелся малыш с тугоухостью, тем эффективнее будет помощь. Поэтому в большинстве стран существует программа аудиологического скрининга.
По регионам России есть отличия в регламенте исследований слуха у новорожденных, но они незначительны, и я буду описывать общую схему.
Еще до проведения каких-либо тестов родившийся ребенок относится к одной из двух групп: с факторами риска по тугоухости и без них. К первой относятся глубоко недоношенные дети, малыши, пострадавшие от асфиксии, имеющие родственников с нарушениями слуха, перенесшие внутричерепную родовую травму или другие состояния, которые могут привести к тугоухости. Отметка о наличии факторов риска по тугоухости и глухоте делается в медицинской документации, которую родители получают при выписке из родильного дома.
В России обеим группам в родильном доме или поликлинике по месту жительства выполняется тест, который называется – регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ). При этом родители могут встретиться с различными аббревиатурами этого теста – ЗВОАЭ, ЭЧПИ, DPOAE и др.
Если у ребенка без рисков нарушения слуха ОАЭ регистрируется («ПРОШЕЛ»), то дальше его не обследуют, считают, что слух абсолютно нормальный. Дети же из группы риска вне зависимости от результатов теста направляются к сурдологу для дальнейшего обследования, туда же отправляются дети, у которых ОАЭ не зарегистрирована («НЕ ПРОШЕЛ»).
В идеале аудиологический скрининг должен выполнятся на 2-3 день рождения в родильном доме. Если же по каким-то причинам этого не произошло, то он делается в сроки от 14 дней до 1 месяца жизни в поликлинике по месту жительства или в другом медицинском учреждении. Обследование у сурдолога должно закончится до 3-6 месячного возраста ребенка.
Почему ребенок может не пройти аудиологический скрининг?
Каждый метод исследования обладает чувствительностью и специфичностью. У регистрации ОАЭ очень высокая специфичность – до 98,8% (Jaleh Yousefi, Mohammad Ajalloueyan, 2013), т.е. если ребенок проходит этот тест, то в 98,8% случаев у него нет нарушений слуха. При этом нужно понимать, что некоторые патологии работы слухового анализатора при помощи его не выявить (например, слуховая нейропатия).
С чувствительностью у ОАЭ дело обстоит не так хорошо – до 66,7% (Jaleh Yousefi, Mohammad Ajalloueyan, 2013), т.е. если малыш не прошел тест, то это всего лишь в 66,7% случаев означает проблему, а в 33,3% окажется, что все со слухом хорошо.
Несмотря на такую статистику в случае, если ребенок не прошел аудиологический скрининг необходимо обращение к специалисту – врачу сурдологу-оториноларингологу. Как правило, нужно обратится к педиатру, семейному врачу, оториноларингологу для получения направления.
Причины не прохождения аудиологического скрининга могут быть вполне безобидными или легко/относительно легко излечимыми:
Но могут быть и серьезные причины результата «НЕ ПРОШЕЛ» при проведении аудиологического скрининга:
Для выявления причины, по которой ОАЭ не регистрируется, в распоряжении сурдолога есть множество методов исследования – тимпанометрия, КСВП, ASSR, регистрация акустического рефлекса, КТ, МРТ и т.д.
Аудиологический скрининг в корне изменил ситуацию с выявляемостью нарушений слуха в детском возрасте. Я имел возможность работать в этой системе и без нее. После введения скрининга мы начали «находить» детей, которым требуется помощь намного раньше. Но надо понимать, что это колоссальная работа. В России по состоянию на 3-4 года назад обеспеченность сурдологами была менее 30%, сейчас ситуация вряд ли намного лучше. Этот дефицит и проблемы в первичном звене приводят к тому, что в реальности система работает не так, как хотелось бы. Но дорогу осилит идущий!
Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.
Как проверяют слух у новорожденных
Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:
Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.
Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.
Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.
К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.
Что такое аудиологический скрининг
Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Обследование включает в себя:
Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.
Проверка слуха у детей раннего возраста
После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:
Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.
При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.
Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.
Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.
Кречетов Владимир Васильевич
Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX
Скрининг слуха в период новорожденности – как это делается и кто в зоне риска
Своевременный скрининг слуха в период новорожденности имеет важное значение как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Ведь снижение слуха у ребенка приводит к нарушениям развития его речи, а также – к отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом.
О методах проверки слуха у грудничка врачами и родителями – в домашних условиях, а также о том, что могут и должны делать родители малыша, чтобы избежать возникновения нарушений слуха у ребенка, рассказывает детский отоларинголог клиники ISIDA Виктория Халимовская.
Первая проверка слуха у новорожденного – в роддоме
Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.
Интересный факт: к 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека.
Аудиологический скрининг проводится всем новорожденным в роддомах методом ОАЭ (отоакустической эмиссии), который позволяет выявить даже небольшое снижение слуха. Если по каким-то причинам скрининг в роддоме не проводился (это бывает, например, в случае, если новорожденный сразу после появления на свет был переведен в реанимацию), то таким детям аудиотест проводится в возрасте 1 месяца. Повторно – в возрасте трех месяцев.
Под маминым контролем
Если аудиологический скрининг в роддоме по каким-либо причинам не проводился, но у Вас возникают подозрения, что Ваш ребенок плохо слышит, проверьте слух малыша в домашних условиях (не раньше 5 дня после родов). Для этого незаметно похлопайте в ладоши рядом с ушком малыша. Звук не должен быть слишком громким. Сделайте тест сначала на правое, затем на левое ушко.
Отсутствие реакции ребенка на домашний слуховой тест – повод для немедленного визита к врачу!
Но имейте в виду, что слух у недоношенных детей развивается позже. Если ваш малыш появился на свет раньше срока, пройдите полное обследование, чтобы исключить патологии.
Слуховой аппарат развивается так, что в первые дни жизни кроха реагирует только на определенные вибрации, резкие звуки. На незначительные шумы в спокойной обстановке он не обращает внимания. К месяцу слух полностью развивается. Об этом говорят такие признаки:
Малыш начинает слышать и распознавать некоторые звуки.
В конце второго месяца он узнает на слух маму, привыкает к голосам других близких.
К 4 месяцу кроха осознанно поворачивает голову в сторону источников звука.
К полугоду кроха реагирует на свое имя и своеобразно откликается движениями. Он может улыбаться, если с ним разговаривать.
Под наблюдением врача
Некоторым малышам показано пристальное наблюдение врача-отоларинголога. В такую «группу риска» входят малыши, у которых наблюдаются следующие особенности:
у малыша диагностированы пороки развития;
в семье существует генетическая предрасположенность к глухоте;
у малютки зафиксирована низкая масса тела при рождении;
ребенок родился в состоянии асфиксии (недостаток кислорода во время родов);
Какие осложнения беременности могут повлиять на слух ребенка
Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами, а также некоторыми осложнениями во время беременности. А именно:
краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности.
Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить здоровье своего ребенка? Доверьтесь специалистам клиники ISIDA. Возникли вопросы? Мы с радостью ответим на них, если Вы позвоните в клинику ISIDA по телефонам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11. Или задайте нам свой вопрос на нашем сайте и мы обязательно на него ответим.
Проблемы слуха и болезни уха у детей, рожденных раньше срока. Стенограмма прямого эфира с оториноларингологом, сурдологом Зинаидой Морозовой
Прямой эфир с Зинаидой Николаевной Морозовой – врачом-оториноларингологом- сурдологом, научным сотрудником отдела оториноларингологических заболеваний детского возраста ГБУЗ НИКИО им. Л.И. Свержевского ДЗМ.
Прямой эфир с Зинаидой Николаевной состоялся 1 июня в социальных сетях фонда “Право на чудо”, видеозапись эфира доступна на YouTube.
Наталья Зоткина, учредитель и директор фонда помощи недоношенным детям “Право на чудо”:
– Зинаида Николаевна, расскажите пожалуйста, с какими проблемами слуха сталкиваются дети, рожденные раньше срока.
– В среднем от 10 до 16% недоношенных детей имеют нарушения слуха. Напрямую корреляции определенных сроков с нарушениями слуха нет. Все связано с проблемами, с которыми сталкиваются малыши – прежде всего, это гипоксические состояния и состояния центральной нервной системы, которые оказывают влияние и на формирование слуховой системы тоже.
Есть определенные группы риска: дети, рожденные ранее 24 недели, с критической массой 500-1000 граммов – конечно, первые в группе риска. Состояние его слуха будет напрямую зависеть от того, как ребенок восстанавливается, как сказалось раннее появление на свет на его нервной системе.
Почему 22-24 неделя в группе риска: слуховая улитка – наше внутреннее ухо, которое воспринимает звук, формируется до 20 недели. На 20 неделе она такая же, как у взрослого. Но малыш внутриутробно начинает слушать звук где-то с 30-33 недели. Это связано с тем, что мы начинаем слышать, анализировать звук не только слуховой улиткой, но и корой головного мозга, височными долями. Процессы слуха связаны напрямую с миелинизацией, когда нервы покрываются специальным веществом миелином, который ускоряет передачу сигнала – для этого важно, чтобы максимально проходил кислород к мозгу, чтобы не было никаких внутрижелудочковых кровоизлияний. Где-то с 30 недели, когда начинается активная миелинизация, центры слуха начинают функционировать, и внутриутробно малыш начинает слышать голос мамы, различать интонации.
У детей, рожденных раньше срока, миелинизация будет проходить уже после рождения. Очень сильно на этот процесс будет влиять такой фактор как нахождение на ИВЛ. Нахождение на ИВЛ больше четырех дней также будет сказываться – не сама интубация, а бронхолегочная дисплазия в дальнейшем может накладываться на проверку слуха, так как шумное дыхание мешает проведению исследования слуха, и мы не можем точно понять, слышит малыш или нет.
Как мы устанавливаем как слышит малыш? Ярких реакций нет. Мы говорим прежде всего о рефлекторной реакции – рефлексе Маро, когда на громкий звук малыш вздрагивает. Малыши-торопыжки этой реакции еще не имеют, мы ждем, когда они подойдут к этим рефлексам. Поэтому ведем аудиологический скрининг, или текст отоакустической эмиссии (ОАЭ) – это аппарат, который пищит в ушко. На аппарате будет написано: тест пройден или не пройден. Иногда бывает результат “шумно”. Этот аппарат регистрирует звук внутри улитки – пищит на разных частотах, и в ответ регистрирует звук изнутри улитки, клетки-рецепторы дают звуковой ответ. Мы не ждем того, что ребенок зашевелится – беспокоиться, что нет ответа [телесного] у малыша не нужно. Доношенным детям тест проводится на 3-5 день от рождения, а для недоношенных мы обычно просим ориентироваться на срок ПДР, то есть берем скорректированный возраст.
У нас в больнице им. Сперанского есть два инфекционных отделения новорожденных, мы проводим тестирование там чуть раньше, и вместе с неонатологами решаем: если ребенок достаточно вырос, состояние стабилизировалось, нет хрипов, то мы можем попробовать проверить слух. У детей уже на 34 неделе очень часто тест проходит. Если тест положительный, мы условно успокаиваемся, но не говорим о том, что ребенку на 100% проверили слух. Мы проверили только улитку – что звук воспринимается. То, что касается вышележащих слуховых путей, нервов, головного мозга – это быстро проверить мы не можем.
Если тест не пройден, это ни в коем случае не значит, что ребенок глухой. Это значит, что есть какая-то проблема. У недоношенных детей это может быть связано с тем, что слуховые проходы еще очень маленькие, извитые, и звук не может пройти. Часто это бывает проблема слущенного эпителия, который скапливается в слуховом проходе. Иногда мешает первородная смазка. Это может быть проблема срыгиваний, поскольку срыгивания могут попадать в слуховую трубу и среднее ухо. Это может быть так называемая миксоидная ткань – среднее ухо у недоношенных малышей заполнено такими клеточками, которые как только малыш начинает сосать, начинают постепенно уходить из среднего уха. Все эти моменты накладываются, поэтому если малыш не проходит тест, мы просим повторить его через месяц после выписки – по месту жительства. Желательно провести скрининг по ПДР, или, если это ребенок рожденный
НЗ: – Вы говорите, что ребенок начинает воспринимать какие-то звуки примерно на 30 неделе беременности. Моя дочь родилась на 26 неделе, получается, до 30 недели она ничего не слышала?
ЗМ: – Мы можем сказать это только экспериментально, поскольку по опытам, которые проводились с исследованием малышей внутриутробно, было показано, что частота сердечных сокращений с 30 недели меняется в ответ на изменения речи мамы, на музыку. Конечно, все индивидуально, и говорить о том, что если малыш родился на 26 неделе, то он не слышит – это некорректно. Есть еще очень важный момент: когда мы даем речевую нагрузку. Есть такое понятие – материнская речь. Более медленная, спокойная, ласковая, с интонационными повторениями. Материнская речь будет стимулировать развитие слуховых центров в головном мозге ребенка. Принцип обратной связи: мы с ребенком общаемся, и таким образом поступают эти стимулы, и это развитие будет ускоряться. Даже если малыш родился раньше, мы должны разговаривать с ним, стимулировать слуховые центры, которые находятся в височных долях.
НЗ: – Мне кажется, я с 12 недель беременности начала с детьми общаться, когда увидела их на УЗИ. Мы все-таки надеемся, что они нас слышат, хотя бы интонации, пусть не понимают речь. И важно, когда мама общается с ребенком у кювеза.
ЗМ: – Улитка на 20 неделе сформирована, восприятие звука есть, а анализ звуков начинается вместе с развитием нервной системы. В первый год жизни малыша слухоречевое развитие ребенка идет вместе с моторным: обогащаются реакции подвижные и, соответственно, слуховые. К первому месяцу малыш фиксирует взор, потом начинает фиксировать звук – то есть, все идет вместе, нельзя делить: это все головной мозг, о развивается совместно. Поэтому однозначно: читаем сказки, общаемся – это все помогает развитию. Ребенок держит голову – гулит, ползет – лепечет, идет – говорит.
НЗ: – Тогда давайте вернемся к скринингам. Если первый скрининг мы не прошли, через месяц мама с ребенком обращаются для повторного исследования. В каком возрасте и что должно происходить, когда мама должна начать бить тревогу?
ЗМ: – Поскольку все индивидуально, мы говорим о том, что ребенку, рожденного от 22 до 27 недели, мы должны выполнить аудиологические тесты в 6 месяцев жизни. Неважно, есть у него кислородная поддержка, какое-то угнетенное состояние ЦНС или нет. Нам будет непросто разобраться, поскольку малыш особенный, требует наблюдения и коррекции. В три месяца жизни должны пройти скрининг дети, рожденные от 28 до 32 недели гестации. Дети старше 32 недель должны пройти тестирование где-то в 2 месяца.
Если тест не пройдет или шумно, для этого существуют объективные исследования слуха – это исследования слуха во сне, похожи чем-то на ЭЭГ, называется оно КСВП и параллельно проводится исследование ASSR. Малыш спит, мы ставим или наушники и надеваем датчики на лоб или за ухом. Подается сигнал, и м снимаем ответ головного мозга. Это исследование дает нам понять, есть ли нарушение слуха, одностороннее или двухстороннее, какой оно степени. Кислородная поддержка при таком исследовании обычно не мешает. По результатам мы можем говорить о плане дальнейшей слуховой реабилитации ребенку, если он в ней нуждается.
Дважды отрицательный ответ при аудиологических тестах – это повод насторожиться и обратиться к сурдологу. Врачи осмотрит ребенка и назначит исследование слуха во сне.
НЗ: – Нам часто пишут мамы, что им не делали аудиологический скрининг в роддоме. При этом, ребенок не реагирует – нет ни рефлекса Маро, ничего. В таком случае мы идем куда?
ЗМ: – Начинаем мы в любом случае с опытного невролога, потому что моторное развитие – это номер один. Если невролога будет что-то смущать, он порекомендует сурдолога.
Еще один момент: дети, у которых при рождении была диагностирована цитомегаловирусная инфекция, находятся в группе риска. Им важно перепроверять слух, так как могут быть отдаленные потери слуха. Если на этапе выхаживания скрининг был пройден, в 3 месяца его лучше повторить. Дополнительно – в полгода.
Также в группе риска дети, в семье которых есть люди с нарушениями слуха.
Если у ребенка было внутрижелудочковое кровоизлияние, если у вас есть какие-то сомнения, лучше также повторить исследование слуха. Главное, чтобы во время него малыш был спокоен, не кричал, так как микрофон очень чувствительный, и он может просто не записать исследование. Такая же проблема с детьми с БЛД – микрофон не может записать исследование, так как из-за кислородной поддержки идет шум.
НЗ: – Возвращаясь к первому вопросу, основные проблемы, с которыми недоношенные дети могут столкнуться – полная или частичная потеря слуха?
ЗМ: – Если малыш родился раньше срока, была интенсивная терапия в отделении реанимации, если мы видим какие-то логопедические проблемы – например, нет шипящих или ребенок не до конца воспроизводит звук, или на громкие звуки реагирует очень болезненно, это также повод обратится к лору и проверить слух. У недоношенных деток часто встречается аудиторная нейропатия – проблема, связанная с передачей сигнала по слуховым путям. Восприятие звука может быть нарушено: дети то слышат, то нет, могут быть нарушены частоты.
Если у вас есть сомнения, лучше обратиться за вторым мнением к специалисту, чем находиться в неведении.
На консультацию у сурдологу лучше принести выписки из роддома, реанимации, чтобы у врач ознакомился с полным анамнезом малыша.
НЗ: – Спасибо! Зинаида Николаевна, расскажите пожалуйста еще как ухаживать за ушками детей?
ЗМ: – Первое – совершенно точно не пользоваться ватными палочками. Лучше стерильной ватой протереть ушко, и если вы видите серу на входе в слуховой проход, также аккуратно ваткой ее убрать. Ватные палочки не стерильны – можно занести инфекцию, и утрамбовать серу только еще глубже или травмировать барабанную перепонку. Для чистки можно добавлять вазелиновое масло или перекись водорода. Все, что касается свечей и капель для растворения серы – их я крайне не рекомендую, так как они могут вызвать аллергическую реакцию.
Также старайтесь убирать мелкие предметы – фасолинки, батарейки, потому что все это может оказаться у ребенка в ушах в силу их любознательности. Если ваш ребенок что-то засунул в ухо или у нос, можно вызвать скорую и приехать в любое лор-отделение больницы, где вам быстро этот предмет вытащат.
НЗ: – Вопросы от родителей. Дочка родилась в 30 недель. В первые недели жизни было 5 кубиков… из-за пневмонии, поздно залепетала, речь началась только к трем годам. Порог 40 Дб, по этому исследования вставили нейросенсорную тугоухость 1-2 степени, чуть не запротезировали. В 3,5 года по показаниям сделали аденотомию, потом в 3,9 в другом городе снова повторили исследования слуха и сделали дополнительную аудиограмму. Итог: слух идеальный, нас отпустили и сняли с учета. Объясните, что это это было: ошибка протезирования или аденоиды?
ЗМ: – Совершенно правильно, что проверили слух. Есть два типа нарушений слуха – нейросенсорная и сенсоневральная тугоухость. Это проблема, связанная со слуховым нервом. И есть проблема среднего уха, так называемая кондуктивная тугоухость. По первому исследованию у малыша была нейросенсорная тугоухость двусторонняя. Вполне возможно, что это была погрешность исследования. При 1 степени слухопротезирование не показано, можно обойтись только помощью дефектолога, хорошего логопеда и сурдопедагога. Аденоиды могут закрывать слуховую трубу и вызывать кондуктивную тугоухость, то есть связанную со средним ухом. Скорее всего в данном случае тугоухость не была связана с аденоидами, но точно сейчас сказать сложно. Хорошо, что сейчас у ребенка все хорошо.
НЗ: – В каких случаях показано протезирование?
ЗМ: – Протезирование показано детям со среднетяжелой и тяжелой степенью снижения слуха. Это детки, которые слышат меньше 50 Дб – это достаточно громкий голос. Наши центры, анализирующие звук, стимулируются благодаря звуку. Если малыш не будет воспринимать звук, то дети к 1,5-2 годам дети с тяжелыми нарушениями слуха и глухие, замолкают. Поэтому идеально для детей, после того как проведено исследование, с 3-4 степенью тугоухости, глухота, им показаны либо слуховые аппараты или кохлеарная имплантация, при которой мы вживляем в слуховую улитку специальный электрод, который будет стимулировать улитку и давать звуки. Если мы это сделаем до двух лет – момента, когда слуховые центры окончательно формируются, эффект будет значительно выше. Однако, мы иногда монтируем и позже, и затем работаем совместно с дефектологом и сурдопедагогом, которые учат ребенка ориентировать и локализовать звук.
НЗ: – Спасибо большое за супер-интересный и полезный эфир! Друзья, мы с вами прощаемся, до новых встреч!
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов