аудиотекст зарегистрирована оаэ что это
Аудиотекст зарегистрирована оаэ что это
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) представляет собой звуки низкой интенсивности, которые генерируются улиткой и распространяются через среднее ухо в наружный слуховой проход. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ), вероятно, не так необходима для слуха, но является побочным продуктом активных процессов, происходящих в наружных волосковых клетках.
С клинической точки зрения она интересна тем, что присутствует при нормальной работе наружных волосковых клеток, и отсутствует в случае их повреждения. Таким образом, отоакустическая эмиссия (ОАЭ) с достаточной точностью определяет состоятельность функции наружных волосковых клеток.
Различают два вида отоакустической эмиссии: спонтанную и вызванную. Спонтанная ОАЭ (СОАЭ) является узкополосными сигналами, которые самопроизвольно возникают в наружном слуховом проходе без какого-либо стимула. Спонтанная эмиссия присутствует более чем в половине нормально слышащих ушей и отсутствует во всех ушах на частотах, где сенсоневральная тугоухость превышает 30 дБ. Считается, что СОАЭ возникает во внешних волосковых клетках, соответствующих тому отрезку базальной мембраны, которая настроена на эту частоту.
Для регистрации спонтанной отоакустической эмиссии (СОАЭ) используется помещенный в насадку высокочувствительный микрофон с низким уровнем шума. Насадка закрепляется в наружном слуховом проходе эластичной манжетой. Сигналы, фиксируемые микрофоном, направляются в спектральный анализатор, который обеспечивает частотный анализ сигнала. Обычно частоты, представляющие интерес, определяются несколько раз, а результаты усредняются, чтобы убрать фоновый шум. СОАЭ, если она возникает, проявляется несколькими пиками на частотном спектре.
Из-за того, что спонтанная отоакустическая эмиссия (СОАЭ) в норме отсутствует у многих людей, она не нашла клинического применения в практике. Попытки связать СОАЭ с шумом в ушах в некоторых случаях обнаруживали взаимосвязь, однако лишь в небольшом количестве наблюдений отмечалось присутствие и СОАЭ и шума.
Вызванная отоакустическая эмиссия (ОАЭ) вызывается стимулом и возникает в период и после подачи сигнала. Вызванная ОАЭ имеет схожесть с вызывающим стимулом. Существует несколько видов вызванной АОЭ, два из которых оказались полезными в клиническом плане: ОАЭ на частоте стимуляции (ТЕОАЕ) и ОАЭ на частоте продукта искажения (DPOAE).
ТЕОАЕ получают путем подачи временных сигналов или щелчков. Серия стимулов — щелчков — подается обычно на уровнях интенсивности равных 80-85 дБ. Полученный от микрофона сигнал усредняется, обычно в течение временного окна в 20 мс. Согласно клинической парадигме, чередующиеся выбросы эмиссии помещаются в отдельные ячейки памяти, так что итоговый результат содержит два следа ответа для сравнительных целей.
ТЕОАЕ возникает примерно после 4 мс после стимула и продолжается около 10 мс. Из-за того, что щелчок является сигналом широкого спектра, его ответ также имеет широкий спектр. По условиям, эти формы сигналов подвергаются спектральному анализу, результаты которого обычно представлены в виде графика отражающего амплитудно-частотные характеристики эмиссии. Одним важным аспектом ТЕОАЕ является схожесть ответа.
Это сходство или воспроизводимость последовательной выборки ответов выражается в процентах, где 100% принимается за идентичность. Наличие эмиссии определяется, когда ее объем превышает объем шума и воспроизводимость выше заданного уровня. Если эмиссия имеет место быть, то вполне вероятно, что наружные слуховые клетки функционируют на области частот эмиссии.
DPOAE возникает в результате нелинейных процессов в улитке. Когда два тона подаются на улитку, возникает искажение в виде возникновения других тонов, которые не присутствовали в двух подающихся сигналах. Это искажение представляет сочетание тонов или гармонику, которая соотносится с с математически прогнозируемыми тонами.
Два тона, используемые для получения DPOAE, по общепринятому положению, обозначаются как f1 и f2. Наиболее явный продукт искажения возникает на уровне частот 2f1-f2. Как и в случае с ТЕОАЕ, для обеспечения доставки пары тонов и записи ответа используется специальный зонд. Пары тонов для получения продукта искажения подаются на всем диапазоне частот от 1000 до 6000 Гц. Пары тонов обычно имеют фиксированную частоту и взаимосвязь относительно интенсивности.
Как правило, пары представлены высокой и низкой частотой. После подачи пары тонов для определения амплитуды отоакустической эмиссии (ОАЭ) на частоте продукта искажения, производится расчет частоты по формуле а также близлежащих частот, для оценки порогового шума на тот момент времени.
DPOAE, как правило, описывается как зависимость интенсивности продукта искажения (2f1-f2), от частоты стимуляции (f2). Если амплитуда превышает фоновый шум, говорят, что эмиссия присутствует. Если эмиссия присутствует, то скорее всего, наружные волосковые клетки функционируют в частотном диапазоне f2 тона.
Результаты ТЕОАЕ и DPOAE тестирования, позволяют оценить сохранность функции наружных волосковых клеток. Оба подхода нашли успешное применение в клинике, как объективный показатель функционирования улитки.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Отоакустическая эмиссия
Для оценки качества слуха, выявления нарушений у взрослых и новорожденных проводится регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ). Преимущество данного метода скрининга в том, что он позволяет своевременно обнаруживать ранние отклонения.
Во время исследования регистрируется акустический ответ, который отражается от слухового рецептора. Посредством специального микрофона можно зафиксировать даже слабые колебания улитки внутреннего уха.
Под отоакустической эмиссией подразумевают способность человека, связанную с чувствительностью волосковых клеток в улитке уха.
При отсутствии отоакустической эмиссии специалисты подозревают у пациента нейросенсорную тугоухость или другие серьезные нарушения.
История
Томас Голдом впервые изучил принцип отоакустической эмиссии в 1948 году. В 1978 году Девид Кемп использовал метод на практике. В то время отоакустическая эмиссия была рассмотрена как уникальный феномен, а ее регистрация – как метод, позволяющий с точностью определить способность «работы» внутреннего уха.
В настоящие дни регистрация ОАЭ считается одним из самых точных, безопасных и высокоинформативных видов тестирования. Противопоказания к использованию данной системы отсутствуют.
Статистика
Ученые обратили внимание, что на одну тысячу новорожденных в среднем приходится около 20-40 детей с нарушениями слуха и 1-2 ребенка с глухотой. Это подчеркивает значение аудиологического скрининга новорожденных в родильном доме.
Виды отоакустической эмиссии
ЭВОАЭ (задержанная вызванная отоакустическая эмиссия) формируется при колебательных движениях клеток улитки после воздействия широкополосного звукового щелчка.
Известно, что нужно некоторое время, чтобы звук «дошел» до внутреннего уха и смог отразиться обратно. Данный сигнал создается в наружном слуховом проходе. Это происходит с небольшой задержкой.
ЭЧПИ (эмиссия на частоте продукта искажения) создается под воздействием чистых тонов (частоты f1 и f2), подаваемых в слуховой проход.
Стоит отметить особенность улитки: у нее нелинейные свойства, поэтому помимо акустических тонов в ухе могут возникать искажения. Посредством специального устройства фиксируется самый мощный сигнал.
Как выполняется тест?
Производители часто выпускают аппараты для регистрации ОАЭ со встроенным термопринтером, что позволяет сразу распечатывать полученные данные.
Системы регистрации отоакустической эмиссии
Какими стали современные устройства для осуществления регистрации отоакустической эмиссии? Что их отличает? В чем их особенность и преимущество?
Автоматизированная система и высокая эргономика
Современные приборы для регистрации ОАЭ работают с помощью автоматических функций, что значительно облегчает и упрощает процесс исследования. Устройство можно оставить на подставке или держать в руке. Его расположение во время скрининга никак не повлияет на качество диагностики.
Расширенные возможности
Преимущество заключается не только в возможности получения точной и достоверной информации о состоянии слуха пациента, но и в возможности проведения клинических и скрининговых исследований.
Легкое обучение
Специалистам не нужно проходить долгое обучение, чтобы понять принцип работы прибора для регистрации ОАЭ.
Зачем проводится тестирование?
Как работает внутреннее ухо?
Для понимания физиологических основ метода следует подробнее изучить принципы работы внутреннего уха.
После передачи звукового сигнала в наружный проход уха происходит мгновенное изменение акустической волны. Появляется колебание барабанной перепонки, которое «проходит» к овальному окну через слуховые косточки.
При колебаниях перегородки формируется так называемая бегущая волна в улитке уха. Под ее воздействием мембрана (перегородка улитки) колеблется.
Важно отметить, что все части мембраны реагируют на определенные звуковые волны. Возможность восприятия высоких звуков напрямую зависит от расположения мембраны по отношению к овальному окну.
Чем ближе она к нему находится, тем лучше воспринимаются высокие звуки. Считается, что данная зона чувствительна к снижению частоты стимулов.
Если записывается отоакустическая эмиссия, первой «реагирует» зона, которая воспринимает высокие звуки. При этом от отдаленных областей мембраны, которые воспринимают низкие звуки, реакция появляется чуть позже.
С помощью компьютера специалист может наблюдать за всеми особенностями данных процессов.
В чем заключается суть методики?
Измерение ОАЭ реализуется в наружном слуховом проходе. Таким образом, можно говорить об отоакустической эмиссии, как о микромеханическом ответе структур улитки.
Эмиссия происходит за счет наружных волосковых клеток, которые находятся на спиральном органе внутри мембраны.
При воздействии звука наблюдается естественный процесс колебания клеток-волосков. Если воздействует громкий звук, мембрана сильно смещается.
Для подавления возбуждения появляется защитная реакция организма от возможных повреждений: происходит колебание и сокращение клеток, чтобы замедлить и устранить движение органа.
Колебание волосковых клеток формирует особую звуковую волну, которая передается по мембране окон улитки, косточкам и перепонке.
Используемый специалистом чувствительный микрофон позволяет регистрировать звуковые сигналы в наружном проходе.
Эксперт будет оценивать отоакустическую эмиссию по амплитуде ответа на раздражающий фактор.
Посредством данной амплитуды можно определить уровень звукового давления, передаваемого клетками обратно в слуховой проход.
Посредством теста оценивается работа внутреннего уха. Если результаты соответствуют норме, в повторном исследовании необходимости не будет.
При выявлении отклонений потребуется постоянное наблюдение за пациентом и КСВП (регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов).
Аппараты для исследования отоакустической эмиссии
В настоящее время популярны системы отоакустической эмиссии от таких известных брендов, как Interacoustics, Maico, Amplivox, Otometrics, Entomed, Ритм.
Портативная система для регистрации отоакустической эмиссии с принтером и одноразовыми вкладышами в комплектации.
Компактная система регистрации ОАЭ с различными вариантами модификации и быстрым автоматическим тестом (7 секунд).
Что может помешать диагностике?
От результатов исследования напрямую зависит выбор методов лечения и восстановления слуха. Терапия не может быть назначена пациенту без их предварительного изучения.
Некоторые факторы могут исказить результат исследования. К ним относятся:
Современные аппараты, используемые для регистрации отоакустической эмиссии, обычно имеют специальную систему оповещения. С ее помощью специалист может своевременно узнавать о случившейся ошибке.
Это важно, так как неправильное проведение манипуляции может исказить результат тестирования.
Какие заболевания могут повлиять на результат?
Отклонения от нормы могут быть также выявлены при следующих патологических процессах в организме пациента:
В некоторых случаях при отсутствии реакции на звук результаты исследования могут соответствовать норме. Это возможно при аутизме, некоторых функциональных расстройствах и нейропатии слухового нерва.
Отоакустическая эмиссия у новорожденных
Роль программ для скрининговых исследований, применяемых сегодня в роддомах и специализированных отделениях для диагностики слуха новорожденных, огромна.
Чем раньше выявятся нарушения, тем больше шансов их устранить с помощью программ реабилитации. Поэтому в настоящее время в России диагностика слуха является обязательной для наблюдения за новорожденными.
Что вызывает глухоту и тугоухость в раннем возрасте?
Также специалисты отдельно выделяют наследственный фактор, малый вес новорожденного, недоношенность.
Особенности ОАЭ у новорожденных
Процедура подразумевает два ключевых этапа: определение возможного риска глухоты или тугоухости в условиях роддома и анализ поведенческих реакций новорожденного на звуки в детской поликлинике.
Повторный скрининг нужно проводить в 1, 4 и 6 месяц. Если в процессе диагностики специалист замечает у ребенка отсутствие реакции, возникает необходимость в проведении исследований в сурдологическом центре.
Проводить исследование ребенка в первые месяцы жизни важно, так как в дальнейшем при нарушениях слуха у него будут возникать проблемы с пониманием речи и языковым развитием.
При запоздалом проведении скрининга (после 6 месяцев) риск возможных осложнений будет значительно выше.
Какие аппараты используются для скрининга новорожденных?
Для диагностики используются аудиометры с гибким зондом и ушным вкладышем на конце трубки, который вводится в ухо.
Посредством такого устройства создаются особые звуковые сигналы, которые направляются через зонд в орган слуха посредством микрофона. Наружные волосковые клетки должны улавливать и усиливать колебания звука, генерируя звуковые импульсы.
Аппарат скрининговых исследований слуха новорожденных для любой комбинации измерений отоакустической эмиссии. Отличается простым меню и расширенным функционалом.
Современные аудиометры для новорожденных позволяют мгновенно фиксировать и определять результаты. Данные выводятся на экране. По времени манипуляция занимает около 1-2 минут. Ребенок не чувствует дискомфортных ощущений. Процедура полностью безопасна.
Спонтанная отоакустическая эмиссия у новорожденных
Явление, при котором наблюдается возникновение колебаний наружных волосковых клеток без раздражающего фактора, принято называть спонтанной отоакустической эмиссией.
Если у ребенка была ответная реакция и колебания были зарегистрированы, показатели слуха будут считаться соответствующими норме. В зависимости от возраста новорожденного меняется звуковой стимул:
Условные обозначения в записи результатов скрининга:
Скрининг у новорожденных позволяет обнаруживать возможные нарушения уже в первые месяцы жизни и своевременно приступать к лечению. Это повышает шансы устранить отклонения и восстановить слух.
Отоакустическая эмиссия
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) или отоакустический тест — это простой, широко используемый диагностический метод в оториноларингологии и других отраслях медицины (неонатологии, сурдологии). Его применяют у детей с рождения и взрослых для исследования слуховых функций.
Отоакустическая эмиссия: что это?
ОАЭ свидетельствует о правильном функционировании слухового аппарата и подразумевает под собой звуковой феномен, который воспроизводится улиткой внутреннего уха. Этот отдел органа слуха генерирует низкочастотные звуки в ответ на акустические раздражители.
Впервые низкочастотные колебания были зарегистрированы еще в 70-х годах XX столетия. Сегодня современное оборудование позволяет фиксировать два основных типа ОАЭ:
В свою очередь, вызванная ОАЭ подразделяется на несколько подтипов:
Противопоказаний к проведению диагностической процедуры нет.
Как проходит обследование
Проведение отоакустического теста дает возможность быстро и точно оценить функции периферического отдела слуховой системы, причем без активного участия пациента (обследование может осуществляться даже во сне). Это стало возможным благодаря применению специальной новейшей аппаратуры:
При проведении обследования в наружный слуховой проход вставляется зонд. Для каждой возрастной категории, будь то взрослый или ребенок, используются зонды различного диаметра, сделанные из гибкого материала. У детей обеспечивается более высокое давление звука в связи с тем, что у них узкий слуховой проход.
Во время исследования пациент должен неподвижно и молча сидеть. Если испытуемым является ребенок, соблюдение данных требований не всегда возможно. Поэтому время исследования может затянуться.
Компьютер анализирует полученную информацию и выдает результат в виде кривых ОАЭ и спектров ее частот.
Особенности проведения ОАЭ-теста у детей
Родителям не всегда удается определить слуховые нарушения у своих новорожденных малышей. Одним ухом ребенок может слышать, что затрудняет своевременную диагностику. Даже при двухстороннем поражении проблема может остаться незамеченной, так как дети сверхчувствительны к вибрации и показывают «ложную» слуховую реакцию. Поздняя диагностика приводит к задержке речевого и психического развития ребенка. И впоследствии корректировать данное состояние становится гораздо тяжелее.
Сейчас в России ОАЭ-тест проводится всем новорожденным еще в родильном доме. Однако, существует категория детей, которым следует проводить обследование в динамике, каждые три месяца на протяжении первого года жизни. Данная рекомендация применима к недоношенным, маловесным малышам, у которых диагностировалось поражение центральной нервной системы или другие серьезные заболевания при рождении.
Если ваш ребенок не проходил аудиологический скрининг, либо у вас имеются подозрения на снижение слуха, обратитесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ для проведения обследования, установления точного диагноза и эффективного лечения.
Трактовка результатов
Регистрация спонтанной ОАЭ (от 1 до 2 кГц) без внешних раздражителей подтверждает полноценное функционирование органа слуха. Этот вид эмиссии чувствителен к нехватке кислорода, шуму и лекарственным средствам, отрицательно влияющих на слух. При этом чаще наблюдается у женской половины человечества.
Задержанная вызванная ОАЭ применяется для диагностики слуховых нарушений у детей и может выявлять нарушения на 3-4 сутки жизни. У взрослых, при отсутствии патологии, амплитуда эмиссии становится меньше.
ОАЭ на частоте продукта искажения оценивает состояние органа, воспринимающего звуковые колебания — улитку.
Почему следует остановить свой выбор на клинике ЦЭЛТ
У нас работают профессионалы своего дела — врачи высокой квалификации с огромным багажом теоретических знаний и практических умений. Кроме того, диагносты клиники — отличные психологи, они найдут подход к любому ребенку, обеспечив быструю и точную диагностику.
Стоит сказать также об оснащенности клиники современным оборудованием, которое значительно упрощает методику обследования и повышает его результативность. Будьте внимательны к своему здоровью — доверьтесь настоящим специалистам!
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ)
Что такое отоакустическая эмиссия
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – это очень слабые звуки, регистрируемые в наружном слуховом проходе, но происходящие из улитки внутреннего уха как побочный продукт работы наружных волосковых клеток по усилению колебаний базилярной мембраны улитки.
СОДЕРЖАНИЕ
Природа возникновения ОАЭ
Как электронные усилители производят искажение электрических колебаний, так и НВК, усиливая колебания базилярной мембраны, искажают эти колебания и вносят дополнительные колебания, которых не было в звуковом стимуле, поступившем в ухо. Кроме того, как механические и электрические колебания не затухают мгновенно после прекращения действия вызвавшей их силы, так и колебания НВК, а вместе с ними и базилярной мембраны, не затухают мгновенно, а длятся некоторое время после прекращения звукового стимула.
Дополнительные колебания базилярной мембраны смещают жидкости внутреннего уха, перилимфа лестницы преддверия улитки колеблет стремечко, а от стремечка механические колебания распространяются через наковальню, молоточек и барабанную перепонку обратно в наружный слуховой проход в виде звука. Этот звук и называется отоакустической эмиссией (ОАЭ). Он очень слабый – от 0 до 20 дБ УЗД, а поэтому зарегистрировать ОАЭ можно только в герметически закрытом слуховом проходе, с помощью высокочувствительного микрофона. А выделить его из звукового стимула и окружающего шума можно только с помощью специального цифрового анализатора звука.
Ученые обнаружили несколько видов ОАЭ, но клиническое применение пока нашли только два ее вида – ОАЭ на частоте продуктов искажения (ОАЭПИ) и задержанная вызванная ОАЭ (ЗВОАЭ). Колебания базилярной мембраны на дополнительных частотах, отсутствовавших в звуком стимуле, называются продуктами искажения (ПИ). А вызываемая ими ОАЭ называется ОАЭ на частоте продуктов искажения (ОАЭПИ).
Отоакустическая эмиссия зарегистрирована у новорожденного
Проверка слуха у новорожденного или аудиологический скрининг
Начиная с 2008 года в России, всем новорожденным детям проводится аудиологический скрининг или проще говоря проверка слуха.
Аудиоскрининг позволяет выявить нарушения слуха на самых ранних этапах, а значит своевременно вылечить или скорректировать их, с помощью слухового аппарата. Почему это так важно? Потому что, без нормального слуха, у ребенка не будут нормально развиваться речевые функции.
Проблема раннего выявления нарушений слуха у детей была поставлена на государственный уровень. Так В 2007 году в рамках национального проекта «ЗДОРОВЬЕ» в перечень выявляемых заболеваний был включен аудиологический скрининг детей первого года жизни. В этом же году был издан Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ №307 от 28.04.2007 года «О стандарте диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни».
С 2008 года родильные дома и детские поликлиники начали оснащаться приборами для регистрации вызванной отоакустической эмиссии для проведения аудиологического скрининга новорожденного объективным методом.
Согласно Письму Минздравсоцразвития России от 01.04.2008 года программа аудиологического скрининга состоит из двух этапов.
Первый этап — скрининговый. На данном этапе аудиологическое обследование проводится в роддомах у всех новорожденных в возрасте 3-4 дней, с помощью регистрации ВОАЭ специальным прибором.
Второй этап — диагностический. Он проводится детям, у которых отоакустическая эмиссия не была зарегистрирована на первом этапе (то есть, тем детям у которых были отрицательные результаты), а также всем детям, которые имеют факторы риска по тугоухости и нарушению слуха.
Когда проводят аудискрининг новорожденным?
Данное обследование проводят всем новорожденным на 3-4 сутки жизни. Обследование в более ранний период менее достоверно. Если ребенок находятся на лечении в отделении патологии новорожденных, то тестирование лучше проводить перед выпиской ребенка из стационара.
При отрицательном результате аудиологического скрининга, его проводят повторно — через 4-6 недель после первичного скрининга.
При повторном отрицательном результате ребенка направляют на диагностическое обследование слуха в сурдологический центр. Данное обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни ребенка.
Также повторное аудиологическое обследование рекомендуется проводить тем новорожденным, которые были госпитализированы в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией (высоким уровнем билирубина в крови), даже если первый скрининг был успешно пройден.
Раннее выявление нарушений слуха очень важно. Многочисленные исследования показывают, что если детей с тугоухостью 3-4 степени протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6 месяцев, то из речевое и языковое развитие будет практически такое же, как у детей с нормальным слухом. Если же коррекцию тугоухости проводить после 6 месяцев, то даже при самой эффективной и упopной коррекционной работе, ребенок всё равно будет отставать в развитии речи от сверстников.
Как проводят аудиологический скрининг?
Обследование проводят специальным прибором — аудиометром. Прибор портативный, переносной, поэтому процедуру можно проводит прямо в палате. Аппарат снабжен гибким зондом, на который одевается ушной вкладыш и вводится в ухо малышу.
Прибор генерирует тестовые звуковые импульсы, после чего он анализирует результаты обследования и отображает их на экране. Процедypa занимает 5-10 минут.
Для более точного обследования нужно, чтобы малыш был спокоен, неподвижен и сыт. Удобнее всего проводит обследование во время сна.
Процедypa безболезненна и не имеет противопоказаний.
В выписке из родильного дома обязательно указываются результаты аудиологического скрининга. Обычно это выглядит примерно так:
Аудиоскрининг от такого числа: D (+); S (+)
D – это значит правое ухо;
(+) — занчит тест положительный и слух у ребенка есть.
(- ) — значит прибор звуковых импульсов не уловил и тест отрицательный.
Либо вместо знаков +/- пишут: «Pass” — что значит «прошел» или «Reffer” — «не прошел» или сомнительный результат.
Если тест положительный, то на этом аудиологический скрининг для этого малыша заканчивается.
Если отрицательный, то детям проводят повторный аудиологический скрининг в детской поликлинике в 1 месяц.
Если у малыша два отрицательных результата аудилогического скрининга, не впадайте сразу в отчаянье, это еще не является достоверным доказательством, что ребенок не слышит. Просто нужно более тщательное обследование. Для этого ребенка направляют на полное аудиологическое обследование.
Аудиологический скрининг. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ-тест). Диагностика нарушений слуха у детей.
По данным исследований, своевременная диагностика глухоты и тугоухости у детей практически не проводится. Только 4% младенцев до года и 34% детей 3-7 лет диагностируются вовремя. А ведь чем позже будет поставлен диагноз, тем меньше шансов у ребенка на излечение. Поэтому во всех регионах разработаны программы скрининговых исследований новорожденных и маленьких детей для определения нарушений слуха в раннем возрасте. Аудиологический скрининг новорожденных сейчас в России входит в обязательную программу медицинского наблюдения ребенка.
Слух у ребенка может меняться как в лучшую, так и в худшую стороны. Наблюдайте за развитием ваших детей на всех этапах взросления.
Факторы, вызывающие глухоту или тугоухость у детей
Для того, чтобы с большей вероятностью определить детей с возможными нарушениями в слуховом аппарате, медиками проводится опрос-анкетирование мам, что позволяет выделить наиболее вероятные факторы, способные повлиять на развитие слуха у детей. При обнаружении одного из таких факторов, ребенок заносится в группу риска и должен пройти специальные обследования для уточнения диагноза.
Ниже мы приводим некоторые факторы, способные вызвать глухоту или тугоухость у новорожденного:
Наследственная глухота, в случае, если один или оба родителя глухие;
Вирусные или инфекционные болезни матери в период беременности;
Инфекционные заболевания новорожденных;
Осложненное протекание беременности;
Травмы черепа во время родов;
Болезни крови ребенка;
Крайне малый вес новорожденного (до 1500 граммов);
Прием матерью антибиотических препаратов в период беременности.
Сюда же можно отнести и возраст роженицы свыше 35 лет, и социальную нeблагополучность семьи, в которой рождается ребенок.
Если возникли подозрения на нарушение слуха, доверьте ребенка специалисту. Недостаточность слуха невозможно диагностировать в домашних условиях.
Как проходит исследование нарушений развития слуха у детей?
Регистрация отоакустической эмиссии представляет собой регистрацию акустического ответа, отраженного от нормально действующего слухового рецептора. Высокочувствительный микрофон улавливает в наружном слуховом канале слабейшие колебания улитки внутреннего уха.
Отоакустическая эмиссия бывает спонтанной и вызванной. Последняя регистрируется только в ответ на звуковую стимуляцию органа слуха и делится на несколько различных подтипов. Так, отоакустическая эмиссия у новорожденных регистрируется только при помощи метода ЗВОАЭ—задержанной вызванной отоакустической эмиссии.
Регистрация отоакустической эмиссии считается среди специалистов наиболее подходящим методом диагностики слуха у детей, поскольку он абсолютно безболезнен, безопасен и максимально точен.
Если отоакустическая эмиссия зарегистрирована у новорожденного, а не в более позднем возрасте, то программы реабилитации слуха действуют на много эффективнее. Поэтому в первые три дня жизни ребенка врач неонатолог проводит анкетирование с целью выявления возможных факторов риска и делает соответствующую отметку в карточке малыша. При выявлении одного из факторов риска младенец проходит полное скрининговое обследование, а если патологических предпосылок не выявлено, то ребенок проходит процедуру регистрации вызванной отоакустической эмиссии, и объективным диагнозом служит ее подтверждение или полное отсутствие. В нашем центре отоакустическая эмиссии входит в комплекс исследований при покупке годовой медицинской программы для недоношенных детей.
При подтверждении нарушения слуха у ребенка, специалисты Центра естественного развития и здоровья ребенка оценят общее и речевое развитие малыша, дадут важные советы родителям на всех стадиях лечения или реабилитации.
Центр естественного развития и здоровья ребенка гарантирует качественное аудиологическое исследование вашего малыша. При необходимости, наши специалисты дадут профессиональные рекомендации по улучшению слуха ребенка. Будьте внимательны к вашим детям и их здоровью.
Записаться на прием к врачу Центра можно через:
либо по телефонам Центра В Москве:
+7 (495) 229-44-10 или +7 (495) 954-00-46
в рабочие часы Центра (ежедневно, без выходных и праздников, с 9.00 до 21.00)
Детишки и их проблемы
02.05.2019 admin Комментарии Нет комментариев
На правах рукописи
Гарбарук Екатерина Сергеевна
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТОАКУСТИЧЕСКОЙ ЭМИССИИ У ДОНОШЕННЫХ И НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата биологических наук
Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичным методам лечения Российской федерации»
Научный руководитель: доктор психологических наук
Королева Инна Васильевна
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, проф., чл.-корр. РАН
Альтман Яков Абрамович
Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
доктор биологических наук, проф.
Вартанян Инна Арамаисовна
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН
Ведущая организация: Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Защита диссертации состоится 24 декабря 2007 г. в 13 часов на заседании Диссертационного Совета Д 002.020.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук при Институте физиологии им. И.П. Павлова РАН (199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института физиологии им. И.П. Павлова РАН
Автореферат разослан 23 ноября 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор биологических наук Н.Э. Ордян
Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. Исследование слуховой функции человека в онтогенезе является одним из актуальных и интенсивно разpaбатываемых направлений физиологии сенсорных систем. Многочисленные морфологические и электрофизиологические работы, посвященные изучению структур улитки внутреннего уха в онтогенезе, проводились в основном на животных [Woolf et al., 1986; McGuirt et al., 1995; He et al., 1994; Henson et al., 1996; Overstreet et al., 2002; Woolf, Ryan, 1988; Moore, 1981 и др.]. Это обусловлено инвазивностью методов, используемых в этих исследованиях. Между тем, изучение особенностей созревания слуховой системы у человека позволяет выявить общебиологические и специфичные для человека закономерности онтогенетических процессов. Эти исследования приобретают особое значение в связи с развитием технологии выхаживания недоношенных детей, что привело к повышению выживания детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении. Так доля детей, родившихся недоношенными, составляет 510% от общего числа новорожденных [Шабалов, 1997; Bohm et al., 2002]. Эта группа детей характеризуется наибольшим количеством факторов риска по нарушениям слуховой функции, связанным как с общей функциональной незрелостью центральной нервной системы, так и с наличием ряда заболеваний, являющихся результатом использования методов интенсивной терапии.
Формирование органа слуха (внутреннего уха) человека начинается с 5 недели беременности [Тарасов и др., 1984; Lavigne-Rebillard, 1986]. Начиная с 26 недели беременности, плод начинает воспринимать звуки и реагировать на них, находясь еще во внутриутробном состоянии [Birnholz, 1983; Ruben, 1992; Pujol, 1992]. Данные регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов у недоношенных новорожденных, родившихся на 25-26 неделях беременности, также подтверждают этот факт [Morlet, 1999; Pujol, 1999; Eggermont, 1992]. Морфологическая дифференциация органа Корти завершается к возрасту 30 недель беременности [Pujol, 1991], при этом процесс формирования структур улитки внутреннего уха продолжается еще несколько недель после начала ее функционирования [Morlet, 1999; Brienesse et al., 1998].
Возможность неинвазивного физиологического исследования рецепторного отдела слуховой системы у человека, начиная с первых дней жизни, появилась благодаря открытию отоакустической эмиссии (ОАЭ) [Kemp, 1978]. В основе генерации ОАЭ лежит свойство электромотильности наружных волосковых клеток (НВК) – их способность изменять свою длину при акустическом или электрическом воздействии [Brownell, 1985; Kemp, 2002]. В результате этих сокращений возникает ОАЭ — слабые звуковые колебания, которые можно зарегистрировать в наружном слуховом проходе с помощью высокочувствительного микрофона.
Использование метода регистрации ОАЭ у недоношенных и доношенных новорожденных дает возможность исследовать рецепторный отдел слуховой системы, начиная с 25-26 недель от начала беременности [Burns et al., 1992; Bonfils et al., 1992; van Zanten et al., 1995; Eshraghi et al., 1996; Brienesse et al., 1998; Morlet, 1999; Tognola et al., 2005; Chabert et al., 2006]. Однако характеристики различных классов ОАЭ у недоношенных детей в первые недели жизни пока не достаточно изучены.
Цель работы: выявить особенности ОАЭ и закономерности ее изменения в раннем онтогенезе у недоношенных и доношенных новорожденных.
Задачи исследования:
Научная новизна исследования. Впервые произведено комплексное исследование характеристик различных классов ОАЭ у недоношенных новорожденных, требующих проведения интенсивной терапии. Установлено, что в неонатальном периоде у недоношенных новорожденных амплитудные и частотные характеристики ЗВОАЭ и СОАЭ достоверно ниже, чем у доношенных детей. После рождения у недоношенных новорожденных наблюдается увеличение амплитуды и частотного диапазона ЗВОАЭ и СОАЭ, что указывает на продолжение процессов созревания рецепторного отдела слуховой системы младенцев, по крайней мере, до 37 недели от начала беременности. Выявлено влияние различных патологических факторов на состояние рецепторного отдела слуховой системы и слуховой функции в целом у недоношенных детей.
Теоретическое и практическое значение работы. В результате проведенных исследований определены особенности характеристик ЗВОАЭ и СОАЭ у недоношенных и доношенных новорожденных детей. Установлено, что процесс созревания структур улитки внутреннего уха продолжается, по крайней мере, до 37 недели гестации. Выявлен сходный характер изменений характеристик ЗВОАЭ и СОАЭ в неонатальный период у недоношенных новорожденных, что свидетельствует об общности структур, участвующих в их генерации. Показано, что патологические факторы достоверно различны у недоношенных детей с повреждением структур улитки, участвующих в генерации ОАЭ, и у недоношенных детей с другим периферическим поражением слуховой системы слуховой нейропатией, при которой наружные волосковые клетки сохранны. Полученные результаты расширяют представления о процессах созревания периферического отдела слуховой системы в онтогенезе и этиопатогенетических механизмах нарушения слуховой функции у новорожденных. На основании результатов исследования разработаны рекомендации по созданию протоколов аудиологических скринингов недоношенных новорожденных, а также рекомендации по минимизации воздействия нeблагоприятных факторов на их слуховую систему.
Положения, выносимые на защиту:
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены на 12 российских и международных конференциях, из которых наиболее значимыми являются: IV симпозиум «Современные проблемы физиологии и патологии слуха» (Суздаль, 2001), Х съезд отоларингологов Украины (Судак, 2005), IV школа-конференция «Физиология слуха и речи» (СПб, 2005), конференция молодых ученых «Механизмы регуляции и взаимодействия физиологических систем человека и животных в процессах приспособления к условиям окружающей среды» (СПб, 2007).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, из них 4 статьи в журнале из списка ВАК.
Объем и структура работы. Диссертация изложена на 124 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания методики исследования, 3 глав изложения экспериментальных данных, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложения и списка литературы. Работа иллюстрирована 43 рисунками и 19 таблицами. Указатель литературы содержит 32 отечественных и 156 иностранных источника.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе отделения интенсивной терапии и отделения патологии новорожденных детской городской больницы №17 г. Санкт-Петербурга.
Было обследовано 365 новорожденных, из них 272 недоношенных младенца (срок гестации менее 37 недель) и 93 доношенных ребенка. Гестационный возраст осмотренных новорожденных находился в диапазоне от 23 до 42 недель беременности, масса тела при рождении варьировала от 530 до 4030 г. В соответствии с задачами исследования было выделено три группы детей.
Группа 1. Исследование особенностей характеристик ЗВОАЭ и СОАЭ проводилось у 96 недоношенных и 93 доношенных младенцев. Средний посконцептуальный возраст недоношенных детей на момент осмотра составил 35,4 ± 2,8 недель, доношенных детей — 41,2 ± 1,5 недели.
Группа 2. Изучение возрастных изменений ОАЭ проводилось при динамическом наблюдении характеристик ЗВОАЭ у 25 недоношенных и 30 доношенных новорожденных, СОАЭ — у 12 недоношенных и 21 доношенных. Для каждого ребенка из этих групп регистрация ОАЭ проводилась 2-3 раза с интервалом примерно в 2 недели. Средний посконцептуальный возраст на момент первого осмотра составил для недоношенных детей 34,0±1,8 недель, для доношенных — 40,2±1,4 недель. На момент второго осмотра — 36,6±2,2 недель для недоношенных младенцев и 42,0±1,5 недель для доношенных.
Группа 3. Для изучения влияния различных патологических факторов на слуховую функцию у новорожденных было обследовано 337 младенцев методами регистрации ЗВОАЭ, стационарных и коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (СВП). Из этих детей 272 младенца родились недоношенными и 65 доношенными.
Регистрация ОАЭ проводилась с использованием прибора DPEchoPort с программным обеспечением ILO92 (Otodynamics Ltd., Великобритания). При анализе ОАЭ принимались во внимание только данные, полученные при нормальной функции наружного и среднего уха (нормальной тимпанограмме). Статистическому анализу подверглись следующие характеристики ЗВОАЭ: амплитуда на частотах 1,0 кГц, 1,4 кГц, 2,0 кГц, 2,8 кГц и 4 кГц, количество полуоктавных частотных полос, в которых была зарегистрирована ЗВОАЭ, общая мощность ответа. В качестве характеристик СОАЭ анализировались: количество регистрируемых пиков, амплитуда ответа (средняя мощность) и частотный диапазон (fmin, fmax) СОАЭ.
Для регистрации коротколатентных СВП использовалось оборудование ABR EP 15 (Interacoustics, Дания) с внутриушными телефонами Ear Tone 3A ABR. При этом оценивался порог обнаружения волны V. Стационарные СВП регистрировались с помощью скринингового оборудования MB 11 (MAICO, Германия), снабженного зондом BERA-phone и автоматическим алгоритмом регистрации стационарных СВП при быстром режиме стимуляции с единственной интенсивностью 40 дБ нПС. Функция наружного и среднего уха исследовалась с помощью прибора MT 10 (Interacoustics, Дания). Обследование детей проводилось в состоянии естественного сна.
При статистическом анализе данных применялись следующие тесты: tкритерий Стьюдента или критерий МаннаУитни, критерий 2 или точный критерий Фишера, расчет корреляций по Пирсону и Спирмену, одномерный и многомерный дисперсионный анализ, факторный анализ. Расчеты проводились при помощи программного комплекса SPSS с участием группы прикладной математики Института физиологии им. И.П. Павлова РАН.
РЕЗУЛЬТАТЫ исследований И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Характеристики ОАЭ у доношенных и недоношенных младенцев. При исследовании характеристик ЗВОАЭ были выявлены статистически значимые отличия между доношенными и недоношенными новорожденными для амплитуды ЗВОАЭ во всем частотном диапазоне, за исключением частоты f = 1 кГц при отведении слева (Рис. 1), для общей мощности ответа и для количества полуоктавных частотных полос, в которых регистрировалась ЗВОАЭ, на левом и правом ухе (Рис. 2).
Рис. 1. Средняя амплитуда ЗВОАЭ. I – недоношенные дети, II – доношенные. Звездочка обозначает достоверное отличие данных (p
Отоакустическая эмиссия
Заключение врача;Отоакустическая эмиссия с обеих сторон регистрируется частично.У ребенка имеются признаки двухстороннего сенсоневрального нарушения слуха с вторичной задержкой речевого развития.По данным тимпанометрии патологии среднего уха с обеих сторон нет. Читать далее →
Вчера наконец-то мы с Гошей съездили на прием в Морозовскую больницу проверить аденоиды. Были на приеме у Сусанны Романовны Эдгем (Люмановой), осмотр+эндоскопия. Диагноз: гипертрофия аденоидов 3 степени, двусторонний экссудативный средний отит. Воспалительного процесса нет, но экссудат стоит в ушах. Грозит это все потерей слуха. Показана аденотомия. Консервативное лечение по словам врача бесполезно. Но чтобы не говорить, что не попробовали бороться, прописала из лекарств: Мирамистин, Виброцил, Изофра, Назонекс, Эриус. Из физиопроцедур: пневмомассаж баpaбанных перепонок, электрофарез эндоурально с 2% KI или лидазой. Читать далее →
В этом 2013 годЕ мы начали активную реабилитацию нашей Юлиаськи, начиная с 16 января и заканчивая 10 декабря, прошли 5 реа-курсов, полежали 1 разок в больничке с бронхитом (еще была аспирационная пневмония легкая), сделали операцию по устранению причин кондуктивной (как оказалось) тугоухости, попробовали заниматься по Войту, обкалывание, ну про всю остальную классику жанра не пишу..У Юли 11 зубов! как же они нам тяжело дались, и самое примечательное — резались они после активного курса сразу кучкой) с ничем не сбиваемой температурой. Читать далее →
БЫЛИ НА МЕДОСМОТРЕ У ЛОРА. ПРОВОДИЛИ АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ. ЛОР-ВРАЧ ВЫПИСАЛА НАПРАВЛЕНИЕ К СУРДОЛОГУ, Я ОЧЕНЬ РАССТРОИЛАСЬ, ИСПУГАЛАСЬ. НЕУЖЕЛИ У МОЕГО МАЛЫША ПРОБЛЕМЫ СО СЛУХОМ, ОН ВЕДЬ У МЕНЯ СЛЫШИТ ЗВУКИ- ВЗДРАГИВАЕТ ОТ РЕЗКИХ ЗВУКОВ, СЛЫШИТ ПОГРЕМУШКУ, РЕАГИРУЕТ НА НАШИ ГОЛОСА. ПОЧЕМУ НАПРАВЛЕНИЕ К СУРДОЛОГУ. НА МОЙ ВОПРОС — У МАЛЫША ЧТО-ТО НЕ В ПОРЯДКЕ СО СЛУХОМ, ЛОР-ВРАЧ ОТВЕТИЛА:ВОТ СХОДИТЕ К СУРДОЛОГУ И ОН СДЕЛАЕТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВСЁ. А Я ДОЛЖНА ХОДИТЬ И ПЕРЕЖИВАТЬ?! К СУРДОЛОГУ МЫ ЗАПИСАЛИСЬ НА ПОНЕДЕЛЬНИК, БУДЕМ. Читать далее →
Хочу спросить совета у мамочек с «опытом». Нам 1,5. Физически все прекрасно. В принципе, интеллектуально тоже. Давно ставит пирамидки из кубиков (больше пяти) и кольца одевает (не по размеру). Сама кушает ложкой и пьет из чашки. Но вот все, что связанно с просьбами у нас идет тяжело. Максимум выполняет «дай», «на», «нельзя». Если скажу пойдем купи-купи, купаться — поведет в ванную, если скажу пойдем ням-ням, кушать — поведет в кухню. НО не принесет, что я попрошу и не покажет части. Читать далее →
Консультация врача-психиатра Филипп Ушаков, 2 года 11 мес. (28 февраля 2012 г.р.) Жалобы: 1) задержка речевого развития — говорил отдельными словами, использует в речи обращаясь к другим около 10 слов; 2) не понимает обращенную речь — часто не выполняет обращенные инструкции, делает только хорошо знакомые инструкции; 3) очень подвижный и активный — постоянно находится в движении, очень нетерпеливый, постоянно прыгает; 4) может быть агрессивным — бьет родителей тогда, когда не выполняются его просьбы, когда его заставляют делать то, что он. Читать далее →
Консультация врача-психиатра Филипп Ушаков, 2 года 11 мес. (28 февраля 2012 г.р.) Жалобы: 1) задержка речевого развития — говорил отдельными словами, использует в речи обращаясь к другим около 10 слов; 2) не понимает обращенную речь — часто не выполняет обращенные инструкции, делает только хорошо знакомые инструкции; 3) очень подвижный и активный — постоянно находится в движении, очень нетерпеливый, постоянно прыгает; 4) может быть агрессивным — бьет родителей тогда, когда не выполняются его просьбы, когда его заставляют делать то, что он. Читать далее →
Пролетел месяц после рождения Софочки И пришла пора посетит всех специалистов Читать далее →
Методы проверки слуха у младенцев: ABR и ОАЭ тестирования
Слух у младенцев проверяется с помощью двух различных методов : оценки реакции слухового ствола мозга (ABR) или отоакустической эмиссии (ОАЭ). Оба теста являются точными, неинвазивными, автоматизированными и не требует каких-либо поведенческих реакций от ребенка. Какой тест будет использоваться, зависит от выбора программы скрининга, наличия контрольно-измерительных приборов и профессиональной подготовки врача. Оба названных метода весьма эффективны. Однако есть некоторые различия между ними.
Что такое ABR?
Для того чтобы доставить звук, электрические импульсы передаются по слуховому нерву в головной мозг. Ответ ствола мозга на слуховые раздражения (ABR) — это физиологическая мера реагирования мозга на звук.
В этом тестировании проверяется целостность слухового аппарата. Испытание проводится путем размещения четырех-пяти электродов на голове ребенка, после чего разнообразные звуки передаются через небольшие наушники.
Электрическая активность, выpaбатываемая нервом, записывается посредством электродов и передается на экран компьютера. Отоларинголог может контролировать громкость каждого звука и определяет самый тихий звук, который ребенок слышит. Для проверки слуха младенцев группы риска используется только один звук, который обычно называется «щелчок». Щелчок – это сочетание из нескольких звуков для тестирования широкой области органов слуха одновременно. Если записывается ответ, соответствующий норме, то младенец «прошел» проверку. Тестирование обычно занимает от 5 до 15 минут.
Что такое ОАЭ?
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – это акустический ответ, который получают путем проверки внутреннего уха (улитки), которое реагирует на звуковой раздражитель.
Какой тест более точный OAE или ABR?
Оба теста имеют свои преимущества и недостатки и используются в зависимости от программы и опыта отоларинголога вместе, либо отдельно.
ОАЭ – простой и эффективный. Тем не менее, ложно-положительный показатель (например, ребенок не прошел тест, но на самом деле имеет нормальный слух) при ОАЭ тестировании превышают показатели ABR. Ложно-положительный показатель при ABR тестировании составляют 4%, если тестирование проводится в течение первых трех дней жизни. Ложно-положительный показатель при ОАЭ тестирования составляется от 5% до 21%, если тестирование проводится в течение первых трех дней жизни. Это большая разница отражает повышенную чувствительность ОАЭ устройства на остатки амниотической жидкости, которые обычно бывают в ушном канале новорожденных.
Эти два теста рассчитаны на различные механизмы проверки слуха. Для более глубокого тестирования и полной оценки слуха младенцев, рекомендуется пройти оба теста.
Что значит, когда ребенок не проходит скрининг?
Новорожденный, который не прошел первый скрининг, не обязательно имеет дефект слуха или глух. Существует много причин, по которым младенец может не пройти эту проверку слуха.
Одной из распространенных причин является то, что в ушном канале все еще может находиться амниотическая жидкость. Эта жидкость блокирует звуковой раздражитель, не давая ему попасть во внутреннее ухо, и поэтому новорожденный не проходит тест.
Кроме того, жидкость в среднем ухе, (прострaнcтво за баpaбанной перепонкой) может блокировать звуковой раздражитель и привести к ложно-положительному показателю. После решения этой проблемы, ребенок обычно проходит повторный скриниг. Таким образом, важно, чтобы прошла, как минимум неделя после первого скрининга, чтобы дать возможность жидкости испариться.
Другой возможной причиной ложно-положительного показателя является чрезмерный шум или движение ребенка во время теста. Любое движение или плач ребенка может помешать уловить ответ. Поэтому важно, чтобы новорожденный спал во время тестирования. Оба теста абсолютно безболезненные.
Если выяснится, что у ребенка проблемы со слухом, степень снижения слуха определяется посредством полного диагностического обследования.
В чем разница между первоначальным скринингом и полной диагностикой слуха?
Основное различие между полной диагностикой и скринингом – это количество информации, собираемой в ходе сессии. Например, если ребенок не проходит скрининг, это еще не доказывает наличие тугоухости, и не определяет степени снижения слуха в настоящий момент, а также не устанавливает, является ли снижение слуха постоянным или временным. Полная диагностика, как правило, дает ответы на эти вопросы. Полная диагностика занимает больше времени и требует более тесного взаимодействия с младенцем. Как правило, это более интенсивный тест ABR с использованием различных раздражителей. Для перекрестной проверки результатов ABR проводится OAE. Для успешного проведения этого исследования ребенок должен спать более 45 минут.
Если у ребенка обнаружено снижение слуха, что делать дальше?
Способность ребенка к компенсации потери слуха будет зависеть от типа и степени потери слуха.
Тип потери слуха определяется причиной повреждения органов слуха. Существует два основных вида нарушения слуха, проводящее снижение слуха и сенсоневральное снижение слуха.
Проводящее снижение связано с проблемами во внешнем или среднем ухе. Это вид тугоухости, возникает вследствие инфекции в среднем ухе или пороков развития уха и связанных с ними структур. Как правило, такие повреждения корректируются медикаментозным лечением или хирургическим вмешательством.
Иногда, проводящее снижение слуха не может быть исправлено хирургическим методом. В этом случае для коррекции слуха успешно используются слуховые аппараты.
Нейросенсорное снижение слуха указывает на проблемы во внутреннем ухе или на проблемы с ушным нервом (слуховым нервом). Такого рода снижение слуха, как правило, не лечится. В таких случаях для коррекции слуха используются слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты.
Степень снижения с луха может варьироваться от легкой до абсолютной. Если потеря слуха обусловлена проводящим снижением слуха или нейросенсорным снижением слуха, или их сочетанием, и не может быть вылечена, то следующим шагом будет подбор слухового аппарата для ребенка. Отоларинголог поможет выбрать и настроить слуховой аппарат в соответствии со степенью потери слуха ребенка, и будет следить за развитием ребенка в ходе регулярных обследований.
Большое значение в дополнение к раннему медикаментозному или хирургическому лечению потери слуха играет участие родителей. Родители должны следить за развитием ребенка, содействовать и поощрять использование слуховых аппаратов и других терапевтических средств, которые призваны помочь ребенку стать внимательным слушателем и собеседником. Исследование показало, что существует общий знаменатель успешного развития слабослышащих детей — это готовность родителей помогать ребенку.