аудиовизуальное искусство что это
HiSoUR История культуры
Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.
Аудиовизуальное искусство
Изобразительное искусство — это искусство, которое выражается визуально и звуком одновременно, создавая шоу, показывающие, что человеческий образ передается не с глазу на глаз, а с помощью машин. Они включают в себя звуковое и изобразительное искусство, видео-танец, кино и телевидение, например, являющиеся произведениями этого искусства — фильм, телевизионную фантастику, музыкальное видео или рекламную рекламу, а также более абстрактные произведения искусства, такие как видеоарт, звуковая скульптура и звуковые инсталляции в целом и так далее.
Аудиовизуальное искусство — это исследование кинетического абстрактного искусства и музыкального или звукового набора по отношению друг к другу. Это включает визуальную музыку, абстрактный фильм, аудиовизуальные представления и инсталляции. Аудиовизуальное искусство разделяет больше с выступлениями, чем с любым традиционным определением музыкального концерта. Действительно, идея переменной длительности, импровизации и растяжения структуры почти до неузнаваемости звуковой среды вне времени. Аудиовизуальные художественные представления развивались и извлекали выгоду из сделанных на заказ площадок, специально предназначенных для прослушивания. Часть борьбы с определением звукового искусства обусловлена распространенным чувством иерархии, в котором искусство должно находиться где-то выше музыки, перформанса, антропологии или картографии. Они могут иметь отношение к другим художественным дисциплинам, особенно к исполнительским видам искусства, таким как видео танец и изобразительное искусство.
Аудиовизуальное искусство — это видеоарт со звуком, произведения искусства о звуке, произведения искусства композиторов, звуковая скульптура и музыка художников: любое из них может быть воспринято или отвергнуто как звуковое искусство в зависимости от кураторской программы, личных предпочтений или таксономической строгости, но все же Определение звукового искусства — сложная и сложная задача.
обзор
В книге «Искусство и чувства» итальянские художники-футуристы Фортунато Деперо и Луиджи Руссоло в 1915 году разрабатывали художественные машины для создания мультисенсорного опыта звука, движения и цвета. В 1970-х годах Гарри Бертойя создал звуковые скульптуры объектов, чтобы иметь мультисенсорный эффект, исследуя взаимосвязи между звуком, исходным событием и материальными свойствами объектов. В примере с явными музыкальными связями в Оксфордском справочнике по новой аудиовизуальной эстетике цитируется музыкант Брайан Уильямс (он же Lustmord) как человек, чья практика пересекает аудиовизуальное искусство и основные средства массовой информации, где его работа «не является традиционно« музыкальной »и имеет« четко визуальную » аспекты».
«Освобождение» звука через его готовность переносить является еще одним признаком его распада. Проявляющиеся артефакты звука и музыки исчезают: компакт-диски, кассеты, записи и множество мимолетно инновационных альтернатив являются исчезающими видами. Ритуалы, сопровождающие наше использование звука, наделяют его интеллектуальной и физической идентичностью.
Аудиовизуальное искусство сводит звук к жанрам и категориям и вместо этого сосредотачивается на его воспитании в качестве средства, позволяющего использовать его преимущества, которые так долго дарились изобразительному искусству: среды одитинга, в которых жизненный хаос приостановлен на достаточно долгое время, чтобы позволить прямое столкновение с работа и возможность понять ее смысл, намерение, идентичность и наше отношение к ней. Важно, что галереи должны быть спроектированы и работать с пониманием поведения и восприятием звука.
Сам факт, что аудиовизуальное искусство — это отдельные зоны визуального отделения от этого банального хаоса, позволяет искусству и нашим отношениям к нему. Давайте культивировать звук в зонах аудиовизуальных художественных шоу, воспитывающих его верность и наше внимание, и создадим среду, дающую ключ, необходимый для восстановления телесного, культурного осознания всего звука.
Исполнительское искусство: исполнительское искусство и аудиовизуальное искусство
Аудиовизуальное и исполнительское искусство — это зрелищное искусство. Что касается топологии шоу, фундаментальное различие между аудиовизуальным и исполнительским искусством заключается в том, что в последнем случае человек фактически участвует во плоти и крови, живет, как в случае с лирикой, танцами, театром и т. Д.
В аудиовизуальном искусстве, с другой стороны, существует «сцена призрака», что означает, что зритель имеет доступ ко всем углам восприятия, если он этого хочет. Связь отличается, потому что механические процедуры всегда направляют зрителя, позволяя ему видеть детали капающей капли пота или не слышать, например, рев шкафа, лежащего на полу. Творческий процесс очень отличается, как с точки зрения исполнителей или актеров, так и остальной части компании или команды. В исполнительском искусстве место представления влияет на создание шоу, в том числе потому, что расстояние между сценой и комнатой может привести к потере коммуникативных навыков.
В настоящее время аудиовизуальные материалы часто присутствуют на многих шоу исполнительских искусств.
Категории аудиовизуального
Характеризуя аудиовизуальное, мы должны понять, в какой среде этот феномен появляется, как он взаимодействует со своими разнохарактерными соседями, как в результате этих взаимодействий формируется очевидная специфика и социокультурная предназначенность интересующего нас объекта.
Любое новое явление возникает на базе уже существующего, даже если оно изначально радикально отличается от последнего. И действует оно как некий «функциональный последователь» своего предшественника. По этой закономерности в культурном сознании интересующая нас категория аудиовизуального связана, прежде всего, с кинокультурой. Появляется все больше аудиовизуальных продуктов, которые поначалу соседствуют с аналогичными феноменами кинокультуры, а потом замещают их. Такие новые объекты наделяются поначалу некими приблизительными обозначениями, семантическая размытость которых неизбежна на этапе обнаружения и становления их специфических признаков.
Рассмотрим два таких обозначения: аудиовизуальное и электронография.
При этом, конечно, дается необходимая информация для понимания генезиса явления, но, с другой стороны, тормозится, затрудняется, иногда искажается выявление его специфики и логики функционирования. Конечно, семантика одного только аудиовизуального тоже достаточно расплывчата. Ведь если следовать точному смыслу этого слова, речь идет о том, что обращено к слуху и зрению человека. То есть это по сути дела любой природный или искусственный объект (за исключением тех, что постигаемы только осязанием или обонянием).
Локализуя эту область, следует иметь в виду искусственно созданные объекты, в которых осмысленно объединены звук и изображение, предназначенные для тиражирования, трансляции, распространения на разных носителях и по разным каналам.
В связи с тем, что благодаря техническим достижениям огромный массив художественной продукции, накопленной человечеством за всю его историю, получает новые каналы распространения и потребления, возникает немало проблем, затрагивающих не только новые формы бытования произведений искусства, но их видовую специфику, а в какой-то мере и их онтологические характеристики.
Скажем, возникает существенная разница между «живым» симфоническим концертом, им же, но переданным в эфир или записанным на аудио-, видеокассете или на интерактивном компакт-диске.
Следует ли включать в разряд «аудиовизуального» грампластинку, CD-диск сами по себе или же только в комплексе с соответствующим образом оформленным конвертом как некую звукозрительную целостность?
Подобные вопросы связаны с реальной практикой выпуска новых комбинированных культурных товаров из соответствующих компонентов: книга, журнал дополняются CD-диском, видеокассетой, электронной игрой и т. п.
С аудиовизуальным тесно связано понятие электронографии.
Речь идет о новой технологии записи сигналов не только звуковых и зрительных, но, возможно, и осязательных, обонятельных и даже сигналов виртуальной реальности, о чем подробнее пойдет речь ниже.
Все эти процессы формируют механизмы технологического опосредования продуктивной деятельности человека, способов и возможностей опредмечивания не только художественно-творческой деятельности, но также и самого мыслительного процесса в целом.
Появляется возможность реализации того, к чему с самого момента своего возникновения стремилась кинотехника.
Напомним некоторые лозунги первых лет кино: «Захватить жизнь врасплох», «Создать фильм, равный самой жизни». Но наряду с реализацией таких люмьеровских идей возникает перспектива и для мельесовской оппозиции: «В жизни такого не бывает».
Термин «компьютерная графика» появился в России потому, что явление это возникло в сфере компьютерного проектирования и только позже стало использоваться в рекламе, мультипликации и в целом в художественном творчестве. Теперь все большее распространение получает термин «компьютерное одушевление».
При определении категории «аудиовизуальная культура» следует учитывать, что перед нами достаточно четко локализованная область со своим устойчивым набором определенных предметов, процессов, форм активности и взаимосвязей. Но, с другой стороны, в западной культуре устоялось понятие audiovisual, которое охватывает область с менее четкими границами. Любому исследователю этого пространства культурного поля так или иначе приходится проделывать работу по согласованию, уточнению основных рабочих терминов, чтобы ненароком не оказаться на «чужой территории».
Аудиовизуальное охватывает обширную область звукозрительных феноменов всего «видимо-слышимого», произведенного человеком. Как правило, важным отличительным признаком аудиовизуального полагается непременное использование новых технологий в процессах фиксации, продуцирования, распространения и пользования этого продукта.
Поэтому театральный спектакль или публичный концерт до последнего времени исключались из этой сферы. Конечно, и традиционные формы художественной активности не могут избежать влияния новых технологий: аудио- и видеозаписи стали не просто подсобными средствами, но иногда и основными смыслообразующими компонентами новых произведений (как, например, в итальянском театральном коллективе катет astratta, где одновременно на сцене присутствуют живые актеры и их изображения на экранах телевизоров), театральных представлений, концертов, инсталляций и перформансов.
Наряду с аудиовизуальным используется понятие видеокультура.
Нарастающий приток все новых возможностей не только размывает определенность границ художественной культуры, но и обогащает палитру преобразования реальности, инструментарий ее образного постижения и представления. При этом множество проявлений, кажущихся чуждыми художественной культуре, но остающихся при этом органичными агентами видеокультуры, оказываются настолько обще-культурно значимыми, что их исследование, характеристики и оценки уже не укладываются в компетенцию отдельных дисциплин.
Выполнение видеокультурой множества разнохарактерных обязанностей в обществе, ее полифункциональность требуют междисциплинарного, комплексного, системного подхода для ее изучения.
Нередко синонимом аудиовизуальной культуры выступает понятие экранной культуры. В этом случае именно экран оказывается центральным составляющим аудиовизуального. Это огромный киноэкран и миниатюрный дисплей мобильного телефона или миникомпьютера, экран телевизора и монитор ПК, «видеостена» и рекламный дисплей, и, наконец, «экран» газетной или печатной страницы. В последнем случае кавычки носят временный характер, так как уже производятся гибкие пластиковые дисплеи, по внешнему виду быстро приближающиеся к бумажной странице.
Появление такой экзотической технологической новинки оказывается закономерным результатом эволюции все более разнообразных форм контакта современного человека с экраном телевизора (позже компьютера) уже не просто как с «окном в мир» или как с источником удовлетворения до-суговых потребностей, но как с дисплеем информационного терминала, служащего постоянно расширяющимся возможностям человеческой активности.
Все более полифункциональный, экран вторгается и в образование, и в трудовую деятельность, и в информацию, и в здравоохранение, и в матримониальную сферу, и, конечно же, в область художественного творчества.
Растущей привязанности потребителя к экрану способствует и множество других факторов: быстро растет число производителей информации, наряду с эфирным телевидением возникают все новые кабельные и спутниковые сети, видеолюбительство, видео- и компьютерные игры. Обыватель становится не только потребителем, но и создателем видеоинформации благодаря быстрому совершенствованию и демократизации любительской видеотехники.
При этом сам экран оказывается не просто пассивным техническим компонентом в процессе создания аудиовизуальных артефактов, но и специфическим средством художественной выразительности. Например, в творчестве американского видеохудожника Билла Виолы используется в качестве экрана сложная движущаяся конструкция, в которой объединены непрозрачные, прозрачные и зеркальные плоскости. Современные технологии обеспечивают не только разнообразие форм экрана, но и его исключение из процесса репрезентации аудиовизуальных произведений.
В этом процессе следует различать эволюцию еще одного важного для аудиовизуальной культуры понятия потребление.
Возникают новые формы активности, которые приходят на смену традиционного для кинокультуры феномена фильмопотребления. Такова например, ситуация с появлением новой категории людей, иронично названных американскими социологами Читроном и О’Тулом «видиотами». По многочисленным фото и карикатурам в массовой прессе сложился стереотип такого персонажа: молодой парень с наушниками часами находится перед экраном цифрового телевизора, на котором можно одновременно смотреть несколько программ; рядом с телевизором стоит несколько видеомагнитофонов, записывающих программы впрок.
Речь идет о растущей привязанности среднестатистического пользователя (потребителя) к нарастающему потоку аудиовизуальной информации как по традиционным каналам видеокультуры, так и по новым (CD-диски, Internet).
Культура буквально перенасыщена аудиовизуальной информацией. Огромные тиражи видеокассет, специализация по видам, жанрам, тематике спутниковых и кабельных ТВ-каналов уже достигла, как кажется, предела. Именно эти возможности и обусловили прежде всего радикальные перестановки в иерархии индивидуальных и коллективных форм фильмопотребления. Уже со второй половины 80-х гг., скажем, в Англии зритель покупал в год только один кинобилет, а дома у себя за это же время смотрел более 200 фильмов. Аудиовизуальный продукт становится все более доступным. Полнометражный фильм может храниться на половине 8-миллиметровой видеокассеты весом в несколько десятков грамм, а стоимость такой копии не превышает цены недорогой книги. Перестраивается вся система доставки фильма потребителю. Прежде она в какой-то мере зависела от покупателя, но в значительной мере сама определяла выбор последнего. Сейчас именно видеопотребитель определяет выбор, тем более что технические возможности удовлетворения его запросов постоянно расширяются.
Новые технологии всегда меняли характер любых форм человеческой активности: правомерно рассматривать в одном эволюционном ряду такие разномасштабные явления, как, скажем, переход от устной речи к письму, изменение места и условий театрального представления, появление тюбиков с красками после открытых чашек (что оказалось важным фактором для работы на пленэре импрессионистов), переход массовой прессы с бумажных носителей на электронные: CD-ROM, Интернет.
Когда новые технологии в условиях глобализации меняют привычные формы жизнедеятельности в сферах труда, досуга, творчества, приходится традиционный искусствоведческий, культурологический подход переориентировать на все большее разнообразие параэстетических, внехудоже-ственных продуктов и процессов. И это в первую очередь относится к тем проявлениям художественной жизни, которая все активнее пользуется каналами mass media, используя аудиовизуальные, мультимедийные технологии.
Такие процессы уже с рубежа 1970-1980-х гг. заставляют искусствоведов и культурологов все чаще обращаться к технико-экономическим и организационным аспектам художественно-эстетической активности.
Итак, мы обозначили основные силовые линии и категории того участка современной культуры, на котором осуществлялось взаимодействие новых технологий с художественно-эстетическими факторами на протяжении второй половины XX в. В этих условиях сформировались в качестве завершенных социокультурных феноменов аудиовизуальное и как часть последнего видеокультура.
Что такое аудиовизуальное?
Какие проблемы возникают в связи с новыми технологиями распространения и потребления произведений искусства?
Что такое технологическое опосредование творческой деятельности?
Какие новые возможности творчества дает художнику технология компьютерного искусства?
Как смысл термина связан с социокультурными качествами обозначаемого им феномена?
Что такое видеокультура и каковы ее составляющие?
В чем необходимость междисциплинарного изучения видеокультуры?
Что такое современный экран?
Охарактеризуйте феномен «видиотизма».
Какие изменения происходят в формах фильмопотребления?
Видимость незримого. СПб., 1996.
Иоскевич Я. Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры. СПб., 2003.
Искусство и новые технологии / Отв. ред. А. Н.Сохор. СПб., 2001.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА: НЕМОЙ ПЕРИОД
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА ЗВУКОВОГО ПЕРИОДА: СССР, ЕВРОПА, АМЕРИКА В 1930-40-е ГОДЫ
Методические рекомендации для самостоятельной работе
студентов 1-го и 2 курса ФФиТД
Специальности: 071301 «народное художественное творчество» специализация: «художественный руководитель кино- фото- видеотворчества»
Авторы-составители доцент, кандидат искусствоведения С. В. Хлыстунова,
доцент, кандидат искусствоведения М.Б. Капрелова
Рецензент: доцент, кандидат искусствоведения Е.Д. Еременко
Рекомендовано к изданию в качества методических рекомендаций кафедрой искусствознания.
Протокол № ____ от __________ 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Методические рекомендации в помощь самостоятельной работе студентов по дисциплине «История и теория аудиовизуальных искусств» предназначены для студентов факультета ФФиТД, обучающихся по специальности 071301 «народное художественное творчество», специализация: «художественный руководитель кино- фото- видеотворчества».
В процессе обучения студентов творческих профессий одной из важных задач является умение анализировать художественное произведение. Поэтому и будущий художественный руководитель кино- фото- видеотворчества должен иметь четкое представление о творческом процессе создания аудиовизуальных произведений различных видов, жанров, композиций и об общем процессе развития мирового аудиовизуального пространства.
Преподавание дисциплины предполагает рассмотрение аудиовизуальных искусств в историческом аспекте, в сопоставлении достижений немого и современного кино, на примерах творчества ведущих мастеров отечественного и зарубежного экрана. Факты истории и теории кино, телевидения, видео, творчество крупнейших мастеров, их теоретические концепции изучаются в их взаимодействии, в контексте внутренних законов искусства, в связи с эстетическими и философскими проблемами ХХ столетия – века глобальной аудиовизуальной культуры.
В ходе ознакомления с каждой темой курса студенты должны посмотреть и проанализировать аудиовизуальные произведения, созданные ведущими мастерами мирового экранного искусства. С целью лучшего усвоения отсмотренного материала студентам рекомендуется вести Дневник просмотра – учиться анализировать, фиксировать свои мысли, впечатления по ходу и после просмотра фильма. Ведение Дневника просмотра закрепляет навык самостоятельного анализа произведения, помогает системно мыслить. Общая информация о фильме, а также ряд деталей впоследствии могут оказаться ценными при сдаче зачета (экзамена). Дневником просмотра не возбраняется пользоваться на экзамене, так как он является показателем самостоятельной работы студента. В ходе ознакомления с произведениями экранного искусства ведения Дневника просмотра позволяет закрепить усвоение материала лекций и поможет студентам лучше подготовиться к тестированию и сдаче итоговых зачетов и экзаменов по дисциплине.
Программой курса отведено большое количество времени на самостоятельную работу студентов. Ряд тем дисциплины подразумевает, что учащиеся изучают их во внеаудиторное время. В ходе ведения Дневника просмотра студенты смогут правильно организовать свою самостоятельную работу, выработать и закрепить навыки по анализу аудиовизуального произведения, формулированию собственного мнения, работе с искусствоведческой литературой, контекстному поиску информации.
В процессе подготовки к сдаче зачетов и экзаменов по дисциплине «История и теория аудиовизуальных искусств» студент должен научиться:
— самостоятельно анализировать аудиовизуальное произведение, выделяя его центральную идею, режиссерский замысел;
— находить общие смыслообразующие, стилистические черты, присущие тому или иному автору;
— определять режиссерскую задачу в конкретном историческом, временном аспекте;
— контекстному специализированному поиску информации в сети Интернет;
— умению ставить перед собой конкретные задачи и решать их.
В данных Методических рекомендациях представлены примерные рекомендации по ведению Дневника просмотра, даются советы по формированию навыков анализа аудиовизуального произведения, корректного цитирования материалов искусствоведческого профиля. Внимание учащихся акцентируется на рассмотрении каждого произведения в историческом и культурном контексте. Помимо этого в пособии предложен список литературы (книг и материалов из сети Интернет), которые могут быть использованы для составления Дневника просмотра, а также список фильмов для просмотра (обязательного и факультативного).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРОСМОТРА
Ведение Дневника просмотра поможет студенту систематизировать свои впечатления после просмотра картин, правильно организовать свою самостоятельную работу, выработать и закрепить навыки по анализу аудиовизуального произведения, формулированию собственного мнения, работе с искусствоведческой литературой, контекстному поиску информации.
Дневник просмотра также может служить дополнительным подспорьем при подготовке к сдаче зачета и экзамена по дисциплине. Помимо фильмов из списка для обязательного просмотра, студент может включать в дневник другие ленты, соответствующие выбранной теме.
Дневник просмотра может быть оформлен как в письменном или печатном виде, так и в виде электронного документа. После проверки Дневника просмотра преподавателем, студент получает право пользоваться им при сдаче зачетов и экзамена.
Примерная структура Дневника просмотра:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Аудиовизуальное произведение
Право интеллектуальной собственности |
Основные институты |
Авторское право Смежные права Презумпция авторства Патентное право Изобретение Полезная модель Промышленный образец Фирменное наименование Товарный знак Наименование места происхождения товара Коммерческое обозначение Ноу-хау (секрет производства) Охрана новых сортов растений |
Права особого рода |
Базы данных Топологии интегральных микросхем Селекционное достижение |
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Аудиовизуа́льное произведе́ние — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. (статья 1263 Гражданского кодекса РФ) Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. СодержаниеИсторияТермин «аудиовизуальные произведения» в общегражданском законодательстве впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства СССР и республик 1991 года (ст. 134). До этого закон говорил о кинофильмах и телевизионных фильмах, которые ныне охватываются более широким понятием аудиовизуальных произведений. В соответствии с законодательством об авторском праве, действовавшим в РСФСР до 1 октября 1964 года, первоначальное авторское право на киноленты признавалось за выпустившим их в свет кинопроизводственным предприятием. Авторы аудиовизуального произведенияАвторами аудиовизуального произведения являются: Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера [2] ), определяются в соответствии со статьей 1240 Гражданского кодекса РФ. Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом. Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведенийАвторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителям, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений.
|