Что нового в недавно утвержденных аудиторских правилах независимости
В новых правилах вместо ОЗХС фигурируют ОЗО, а вместо аудируемого лица – «клиент по заданию».
В конце прошлого года, как в общих чертах уже сообщалось, обновлены правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Отметим, что это – не корректировка прежних правил, это принятие абсолютно нового свода правил в полном объеме. Он числится как одобренный Советом по аудиторской деятельности 19 декабря 2019 года.
Новые правила вступят в силу с 1 марта, а пока еще действуют прежние, одобренные еще в 2012 году и в последний раз подправленные летом 2018-го.
В новых правилах вместо ОЗХС фигурируют ОЗО (общественно значимые организации). То есть – с прицелом на изменения, предусмотренные вызвавшими широкий резонанс поправками в аудиторский закон, которые зависли в Госдуме после первого чтения и, кстати, до сих пор висят без изменений.
Под общественно значимыми организациями в новых правилах независимости понимаются фактически все те же организации, которые перечислены в пункте 3 статьи 5 закона об аудиторской деятельности и в «старых» правилах называются «ОЗХС».
Если в течение двух лет подряд сумма вознаграждений, полученных от ОЗО и ее связанных сторон, превысила 15% общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией, то надо привлечь к контролю стороннего аудитора или напроситься на проверку со стороны СРО. При этом если указанный предел превышен значительно, эти меры должны быть приняты перед представлением АЗ, в иных случаях можно и после. Аналогичные правила предусмотрены и «старыми» правилами для ОЗХС.
Что касается других аудируемых лиц, то по нынешним правилам обеспокоенность вызывает, если вознаграждение составляет «большую» часть от всех вознаграждений, получаемых аудиторской организацией. По новым правилам эта часть должна быть «существенной». Уточнений в процентном соотношении не приводится, но, видимо, теперь станет больше поводов для беспокойства.
В целом, раздел новых правил, посвященный вознаграждениям, по существу изменился мало. Как и прежде, предусмотрены меры на случай, если аудит прошлого года не оплачен, а новый аудит уже пора проводить (против угрозы личной заинтересованности). Не должно быть условных вознаграждений (зависящих от результата аудита).
Немного расширен раздел о подарках и знаках внимания, но по-прежнему разрешены незначительные подарки. Уточнено, что они должны быть еще и «не имеющими последствий».
Аудируемое лицо в новых правилах в ряде случаев заменено на «клиента по заданию».
Минфин сообщал, что правила независимости стали жестче, а чтобы узнать, в чем именно, можно зайти на сайт ведомства. Новые правила опубликованы здесь.
О проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 и 2022 годы общественно значимых организаций (ОЗО) и общественно значимых организаций на финансовом рынке (ОЗО ФР) 30 сентября 2021 15:34 Разъяснение позиции Комитета по правовым вопросам аудиторской деятельности
Позиция Комитета: 1.1. Осуществлять аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР начиная с отчётности за 2023 год вправе только аудиторские организации, включенные в соответствующий реестр. Указанное требование законодатель не связывает с периодом проведения аудита отчётности (в 2023 году проводится аудит отчётности за 2022 год).
1.2. Требования к численности штатных сотрудников – аудиторов для включения аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, определены на период до 01.01.2023 г и после 01.01.2023 для целей формирования соответствующих реестров.
1.3. Проводить аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР за 2021 и 2022 годы вправе аудиторские организации, не включенные в соответствующий реестр. При этом дополнительные требования к численности штатных сотрудников – аудиторов, установленные для внесения аудиторской организации в указанные реестры, не применяются.
1.4. Руководителем аудита отчётности ОЗО со дня вступления в силу Закона №359-ФЗ (с 01.01.2022) может быть назначен аудитор, являющийся работником аудиторской организации по основному месту работы, а также имеющий квалификационный аттестат аудитора, выданный после 01.01.2011 года. Правовое обоснование: Федеральным законом от 02 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – «Закон №359-ФЗ») внесены изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (далее – «Закон №307-ФЗ»), в частности, касающиеся требований к проведению аудита ОЗО и ОЗО ФР. Согласно ч.1 ст.16 Закона №359-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
В соответствии ч.6 ст.16 Закона №359-ФЗ начиная с отчетности за 2023 год в отношении услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО и ОЗО ФР начиная с 1 января 2023 года в отношении сопутствующих аудиту услуг, оказываемых ОЗО и ОЗО ФР, будут применяться положения частей 2 и 3 статьи 5.1 Закона №307-ФЗ об оказании аудиторских услуг ОЗО и ОЗО ФР только теми аудиторскими организациями, сведения о которых будут внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, ведение которых предусмотрено статьей 5.4 Закона №307-ФЗ.
Соответственно, условием проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО и ОЗО ФР начиная с отчетности за 2023 год будет являться внесение сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5.3 Закона №307-ФЗ одним из условий внесения сведений об аудиторских организациях в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям является: численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее трех, с 1 января 2023 года не менее пяти. В соответствии с п.1 ч.2 ст.5.3 Закона №307-ФЗ одним из условий внесения сведений об аудиторских организациях в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке является: численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года не менее двенадцати.
Согласно ч.1 ст.5.2. Закона №307-ФЗ руководитель аудита ОЗО должен соответствовать следующим требованиям: 1) являться работником аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, по основному месту работы; 2) иметь опыт участия в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги. Статьей 16 Закона №359-ФЗ специальный срок для вступления в силу указанных положений не предусмотрен.
В Информационном сообщении № ИС-аудит-46/2 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии» Минфин России отметил, что «руководителем аудита общественно значимой организации может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», т.е. лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с этим Федеральным законом, и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не может быть назначен руководителем аудита общественно значимой организации.».
Обращаем внимание, что настоящее разъяснение носит исключительно информационный характер и было подготовлено только для целей содействия члену СРО ААС в применении положений законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ применительно к фактам и обстоятельствам, указанным в запросе. При изменении таких фактов или обстоятельств, содержание ответа может измениться.
Позиция СРО ААС не может рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора, руководствуясь которым, аудитор может прийти к выводам, отличным от изложенных в настоящем письме, поскольку в его распоряжении может иметься более детальная информация относительно фактов и обстоятельств, связанных с заданным вопросом.
Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.
Комитет СРО дал разъяснения насчет аудита отчетности ОЗО за 2021 и 2022 годы
Проводить аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР за 2021 и 2022 годы вправе аудиторские организации, не включенные в соответствующий реестр. При этом дополнительные требования к численности штатных сотрудников – аудиторов, установленные для внесения организации в указанные реестры, не применяются.
СРО опубликовала разъяснение позиции комитета по правовым вопросам аудиторской деятельности о проведении аудита отчетности за 2021 и 2022 годы общественно значимых организаций (ОЗО) и общественно значимых организаций на финансовом рынке (ОЗО ФР).
Проводить такой аудит начиная с отчётности за 2023 год вправе только аудиторские организации, включенные в соответствующий реестр. Указанное требование законодатель не связывает с временем проведения аудита.
Требования к численности штатных сотрудников – аудиторов для включения аудиторской организации в реестры по ОЗО и ОЗО ФР, установлены на периоды до 1 января 2023 года и после этой даты.
Проводить аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР за 2021 и 2022 годы вправе аудиторские организации, не включенные в соответствующий реестр. При этом дополнительные требования к численности штатных сотрудников – аудиторов, установленные для внесения организации в указанные реестры, не применяются.
Руководителем аудита отчётности ОЗО с 1 января 2022 года может быть назначен аудитор, являющийся работником аудиторской организации по основному месту работы, а также имеющий аттестат, выданный после 1 января 2011 года.
Начиная с отчетности за 2023 год в отношении услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО и ОЗО ФР, начиная с 1 января 2023 года в отношении сопутствующих услуг, оказываемых ОЗО и ОЗО ФР, будут применяться положения об оказании аудиторских услуг ОЗО и ОЗО ФР только теми аудиторскими организациями, сведения о которых будут внесены в соответствующие реестры.
Значит, условием проведения аудита ОЗО и ОЗО ФР начиная с отчетности за 2023 год будет являться внесение сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр.
Для внесения в реестр надо соблюсти условия:
Руководитель аудита ОЗО должен соответствовать следующим требованиям:
Специальный срок для вступления в силу указанных положений не предусмотрен. Минфин разъяснял, что руководителем аудита ОЗО может быть только аудитор с новым аттестатом. Аудитор, имеющий старый аттестат, не может быть назначен руководителем аудита ОЗО. В первоничальном разъяснении Минфин выдвинул такие трулования к любым руководителям аудита, а позднее уточнил свои инструкции.
Позиция СРО не может рассматриваться как официальное толкование нормативных актов, «заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора, руководствуясь которым, аудитор может прийти к выводам, отличным от изложенных в настоящем письме, поскольку в его распоряжении может иметься более детальная информация относительно фактов и обстоятельств, связанных с заданным вопросом», – пишет СРО. Также СРО отмечает, что озиция органов Федерального казначейства, Минфина или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.
5 раз за год замечена в демпинге: из-за этого уровень риска аудиторской фирмы повысится
Минфин утвердил список индикаторов риска в целях контроля за деятельностью фирм, аудирующих ОЗО.
Минфин утвердил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в целях внешнего контроля деятельности (ВКД) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Приказ от 23.06.2021 N 90н, которым это сделано, на прошлой неделе зарегистрирован Минюстом, а в силу вступит с 1 января 2022 года.
Реформа на реформе
Напомним, что ВКД придет на смену нынешнему ВККР. Такое изменение в рамках аудиторской реформа предусмотрено принятым этим летом законом 359-ФЗ, которым, среди прочего, в число регуляторов аудиторской отрасли введен ЦБ. Причем, поправки в существующее положение о ВККР пока что находятся в стадии проекта. В итоге оно также будет касаться фирм, аудирующих любые общественнозначимые организации (ОЗО), полный перечень которых включает 21 тип по минфиновскому списку.
Само по себе действующее положение о ВККР принято летом этого года в связи с глобальной надзорной реформой. Ввведены профилактические визиты, а весь контроль завязан на группы риска. Именно от них теперь зависит частота плановых проверок:
Врали и демпинговали
Во исполнение этого, а также с целью увязать контроль с новым субъектным составом, который изменится с нового года, и принят приказ 90н. Индикаторы риска будут такими:
Старые аттестаты смогут участвовать в аудите общественно значимых организаций
Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов. Повышение критериев для обязательного аудита неизбежно, но будет ступенчатым. Новый аттестат будет необходим руководителю аудита ОЗО. Индивидуальных аудиторов полностью отлучат от обязательного аудита. В течение четырех лет для попадания в реестр ЦБ фирме достаточно будет иметь в штате 7 аудиторов. На АЗ должна будет присутствовать одна подпись.
Мы уже рассказали о том, как и под каким соусом ЦБ будет регулировать аудиторскую отрасль согласно законопроекту № 273179-7, который подготовлен Госдумой ко второму чтению. Но этим, как известно, новшества не исчерпываются, и теперь сообщим о поправках, которые ждет закон об аудиторской деятельности.
Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России. К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).
Новый перечень случаев обязательного аудита таков:
Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.
Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.
Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО). Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ. Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется. Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.
Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может «вылететь» из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости, а также другие прегрешения.
Упраздняется пункт 2 статьи 6 об обязательном содержимом АЗ. Остается пункт 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания). Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.
В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.
СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.
Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.
Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год. Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год. Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.
ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом. Так что еще не известно, каковы шансы у новой модели экзамена, разработанной ЕАК.
Вносится еще и огромное количество других поправок.