аудит пожарной безопасности что это
Проведение аудита пожарной безопасности
Любой объект, где производится предпринимательская деятельность, должен соответствовать требованиям противопожарной безопасности – это одна из важнейших задач, государственного значения. Надзорные органы МЧС активно участвуют в анализе соответствия объектов противопожарным условиям и предписаниям, производят проверки, принимают различные меры.
Однако уровень вмешательства государства в эту сферу должен быть снижен, ведь в противопожарной безопасности прежде всего заинтересованы сами предприниматели. Повышение их личной ответственности возможно благодаря внедрению права предпринимателей на независимую оценку пожарных рисков (НОР), то есть аудит пожарной безопасности.
Рассмотрим, чем такой тип проверки отличается от государственной, какова цель пожарного аудитора, какие задачи помогает решить НОР и по какой процедуре проводится.
Законодательный аспект
Обеспечение безопасности со стороны возможных бед от огня регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В январе 2016 года в него были внесены правки, которые разрешают снизить государственную нагрузку на пожарные проверки и регулирование, но не декларативно, а за счет внедрения других форм контроля.
Данной законодательной нормой наряду с госпроверками предпринимателям разрешено предпринимать независимую оценку рисков пожара – НОР, или аудит пожарной безопасности. Проверка происходит по регламенту «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных Постановлением РФ от 07.04.2009 года, № 304 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 года № 777).
ВАЖНО! Организации, осуществляющие экспертизу, должны входить в перечень прошедших аккредитацию МЧС Российской Федерации.
Государственный пожарный надзор или аудит?
То, что объект должен регулярно проверяться на соответствие противопожарной безопасности, обсуждению не подлежит. Но предприниматель вправе выбирать, кто будет осуществлять этот контроль: государственный пожарный инспектор или независимый аудитор. Рассмотрим альтернативу подробнее.
Государственный контроль
Визит пожарного инспектора – испытание не из самых приятных для собственника. Нежданный гость может явиться в любое время, руководствуясь государственным планом проверок. Предприниматель в один прекрасный день обнаружит свою фирму в качестве запланированной для визита инспектора ГПН без всякого приглашения. Отказаться или как-либо иначе избежать проверки невозможно.
Если инспектор найдет несоответствия требованиям, он выдаст предписание, которые обязательно придется выполнять, иначе предприятие может быть остановлено на трехмесячный срок. Естественно, в ближайшем времени предстоит новая проверка: насколько выполнено предписание. Кроме того, предприниматель получит солидный штраф за выявленные нарушения и дополнительный, если вовремя не сделает всего обозначенного в предписании.
Зато у государственной проверки есть ощутимый плюс – она абсолютно бесплатна.
Аудит: его плюсы для владельца бизнеса
НОР проигрывает государственной проверке только в одном: это платная услуга, оказываемая по договору. Аудит проводит организация, имеющая такое право согласно аккредитации МЧС РФ.
К СВЕДЕНИЮ! Поскольку компания-аудитор уже получила «добро» на проведение такого рода экспертиз, Государственный пожарный надзор не вправе подвергать сомнению полноту и истинность выданного аудитором заключения о пожарной безопасности.
В результате предприниматель станет обладателем заключения с реальной оценкой пожарного состояния своей собственности.
Очевидные преимущества аудита пожарной безопасности для собственника бизнеса:
Цели и функции пожарного аудита
Цель проведения независимого аудита пожарного состояния предпринимательского объекта – вовлечь хозяев бизнеса в процесс действительного контроля над обеспечением безопасности, снизив административные барьеры и подняв уровень ответственности. Независимая оценка позволяет:
Этапы проведения пожарного аудита
После того как между предпринимателем-собственником и организацией аудитором заключен договор о предстоящей проверке, в котором согласованы ее стоимость, сроки и условия, осуществляются следующие процедуры:
Потенциальные проблемы независимого пожарного аудита
Как и любой новый метод, независимая оценка пожарных рисков имеет некоторые слабые места, о которых предпринимателю лучше знать заранее:
Аудит пожарной безопасности. Для чего и почему?
Действующим законодательством Российской Федерации наряду с федеральным государственным пожарным надзором, предусмотрены также и иные формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Одной из альтернативных форм соответствия объекта защиты, в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является независимая оценка пожарного риска (далее – НОР) (аудит пожарной безопасности). Тем самым, МЧС России, в рамках реформирования надзорной деятельности и профилактической работы, проводит работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. Одним из ключевых моментов в данном направлении и явилось создание института независимой оценки пожарного риска (риск-ориентированного подхода к организации надзорных функций). Система независимой оценки рисков создавалась с целью повышения уровня защищенности общества, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, положительного заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН положительного заключения НОР (исключение составляют объекты защиты, используемые организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности – в отношении таких объектов плановые проверки планируются по истечении одного года).
Таким образом, положительное заключение НОР, освобождает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от проведения в отношении объектов защиты, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, плановых проверок в области пожарной безопасности.
В свою очередь НОР проводится экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области независимой оценки пожарного риска. При этом, очень важно помнить, что экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, если данной организацией на указанном объекте выполнялись другие работы и услуги в области пожарной безопасности, а также если данный объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Положительное заключение, по результатам проведенной НОР, необходимо направить в орган ГПН в срок до 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, то есть до момента окончательного формирования и направления ежегодного плана проверок в органы прокуратуры.
Проведенная работа по НОР и получение положительного заключения, свидетельствуют о пожаробезопасном состоянии объекта защиты и полном выполнении требований пожарной безопасности.
При этом, при проведении НОР, решаются следующие задачи:
— снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, в результате вывода их из сферы контроля государственных надзорных органов;
— освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
— обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
В случаях, если в период с момента утверждения плана плановых проверок и до момента непосредственного проведения проверки будет представлен НОР с проведенным расчетом по оценке пожарного риска на объект защиты, включенный в план плановых проверок на предстоящий год, то указанная плановая проверка проводится в части определения соответствия исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования. При несоответствии расчета по оценке пожарного риска, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах.
Аудит пожарной безопасности. Независимая оценка рисков НОР
Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) позволяет руководителям того или иного предприятия не проходить проверку в Государственных органах надзора. Оценка или экспертиза выявляют реальное положение объекта на соответствие его противопожарной безопасности. О том, что это такое, какие организации по пожарной безопасности сюда относятся, кто проверяет пожарную безопасность в организациях и прочие вопросы рассмотрим далее.
Что такое аудит пожарной безопасности и зачем он нужен
Под оценкой пожарного риска понимается целая система действий, направленная на приведение объекта проверки в соответствие нормам и требованиям пожарной безопасности. Проводится такая процедура в соответствии с правилами, изложенными в ст. 144 ФЗ-123.
Независимая экспертная компания привлекается для проверки объектов ввиду множества преимуществ такого действия:
Пожарный аудит и независимая оценка
Аудит пожарной безопасности осуществляется экспертом путем подписания с ним договора проверяемой организацией. Экспертная организация должна осуществлять работу как основной вид своей деятельности.
Какие организации проводят пожарный аудит
Организации, претендующие на получение аттестата, должны подходить по следующим требованиям:
Получившие аккредитацию на осуществление работ в области пожарного аудита организации имеют право ею заниматься 5 лет. После этого срока необходимо снова подтверждать свои знания путем аккредитования.
Внимание! Аудиторской компании запрещено осуществлять экспертизу на том объекте, на котором уже проводилась данная проверка. Нельзя проводить оценку на предприятии, которое даже косвенно относится к компании. Например, если у нее имеется доля акций с этой компанией.
Кому нужен расчет пожарных рисков
Расчет необходим практически всем предприятиям вне зависимости от даты ввода их в эксплуатацию. Воспользоваться услугами независимого аудита по своему желанию можно в любой срок и период. Оценка состояния особенно важна тем объектам, которые самостоятельно обнаружили незначительные или существенные отступления состояния пожарной безопасности от требований, изложенных во входящей документации.
Расчету пожарного риска подвергаются все предприятия производственного и непроизводственного назначения:
Этапы и порядок проведения пожарного аудита
Этапы проведения пожарного аудита в последовательности таковы:
При выявлении на объекте проверки нарушений, эксперты должны предоставить способы их устранения. При этом выдвигаются жесткие сроки их ликвидации. Основные принципы пожарной безопасности, которыми руководствуются эксперты, являются следующие:
Заказать пожарный аудит в НПО Пульс
Наши специалисты готовы ответить на все интересующие вопросы. Они помогут вам определиться со сроками и подготовят все документы. Заказав пожарный аудит у нас, вы получите качественную помощь и последующие рекомендации по улучшению противопожарной безопасности в случае, если будут обнаружены недочеты.
Наши преимущества
Сотрудники НПО Пульс имеют аттестат аккредитации, подтверждающий прохождение обучения в МЧС России, и членство в СРО «СтройПроектБезопасность». Эксперты являются штатными работниками с высшим пожарно-техническим образованием, и имеют опыт работы в органах пожарного надзора свыше 5 лет.
У каждого на руках имеется свидетельство, подтверждающее повышение квалификации в заданные сроки. Неоспоримым преимуществом заказа услуги в нашей компании является гибкая цена и получение скидок при выполнении одновременно независимой оценки и других услуг.
При рассмотрении в органах ГПН результатов и заключений происходит сопровождение и пояснительная работа. Аудит пожарной безопасности является ключевой нашей сферой, в которой мы имеем огромный опыт работы, поэтому гарантируем качественную и максимально открытую проверку вашего предприятия в короткие сроки.
Вопросы и ответы
1. Сколько по времени займет независимая оценка риска на одном объекте?
В среднем уходит от 10 до 15 дней. Сроки зависят от удаленности объекта и сложности проведения работ.
2. Какова стоимость ваших услуг?
Работа оценивается в зависимости от возникающих в ходе изучения объекта сложностей.
3. Если проверка покажет положительный результат, то потребуется ли повторный аудит?
Да, для каждого предприятия срок разный. Это оговорено в противопожарной документации. Временной интервал повторного аудита составляет 3, 4, 7 или 10 лет.
4. Если выявлены нарушения, то срок очередного пожарного аудита меняется?
Да, сроки последующих проверок зависят от того, к какой категории риска причислено в ходе проверки ваше предприятие. При значительном риске периодичность аудита устанавливается раз в 4 года, для среднего риска этот срок составляет один раз в 7 лет.
Независимая оценка пожарного риска
В каких случаях должна проводиться независимая оценка пожарного риска? Кто имеет право проводить данную процедуру? В чем преимущества этой услуги? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».
Оглавление
Оценка пожарного риска подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, которые установлены федеральными законами и техническими регламентами.
Если объект запроектирован с отступлением от норм по пожарной безопасности, производится расчет пожарного риска. При этом, уровень пожарной безопасности объекта не снижается, а оценка риска констатирует реальное состояние объекта и предлагает комплекс противопожарных мероприятий повышающих уровень безопасности объекта.
Оценку пожарных рисков имеет право проводить эксперт, аккредитованный ГУ МЧС России по субъекту и входящий в состав реестра экспертов России в области независимой оценки пожарного риска.
Эта процедура позволяет:
Экспертная оценка пожарных рисков ― обязательная или добровольная процедура?
Расчет пожарных рисков ― не обязательная процедура. Она нужна, чтобы привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности и реже видеть представителей надзорных органов. К примеру, назначение здания изменилось и, чтобы не оплачивать бесконечные штрафы при проверках инспектора, имеет смысл посчитать пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия.
В каких случаях требуется расчет пожарного риска?
Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:
Независимая оценка пожарных рисков поможет:
У кого есть право проводить оценку рисков?
Ответ на этот вопрос дан в Постановлении Правительства от 07.04.09 №304.Согласно документу, такой возможностью наделены исключительно независимые аудиторы, имеющие лицензию и аккредитацию МЧС. Никто другой официально этого делать не может. Остерегайтесь недобросовестных подрядчиков, утверждающих обратное.
Дело в том, что каждый аудитор внесен в специальный реестр, что помогает подтвердить законность деятельности проверяющего. Стоимость и сроки определяются на основании ключевых характеристик объекта: класс пожарной безопасности, планировка, этажность, целевое использование, количество сотрудников и посетителей.
Цена за оценку может расти, если требуется разработать дополнительные противопожарные мероприятия, способ построения полей опасных факторов, модели дополнительного времени и пути эвакуации. Кроме этого, если государственный пожарный надзор выявил нарушения при проверке, то они тоже принимаются в аудит. В этом случае оценка будет максимально корректной, но стоимость увеличится.
Какие компенсирующие мероприятия можно обосновать с помощью пожарного аудита?
Когда здание не соответствует заявленному классу функциональной пожарной опасности и нарушения устранить невозможно, разрабатываются компенсирующие мероприятия. К отступлениям относятся:
Почему услуга оценки пожарных рисков востребована и какие вопросы она решает?
С введением независимой пожарной экспертизы у собственников зданий и сооружений появился ряд возможностей, облегчающих отношения с надзорными органами:
Порядок проведения независимой оценки пожарного риска
Организация, проводящая пожарный аудит, выполняет следующие процедуры:
Если на объекте не обнаружены отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, освобождающее вас от дальнейших проверок.
Для решения спорных вопросов мы можем предложить:
На протяжении многих лет мы успешно оказываем услуги по экспертной оценке пожарных рисков для самых разнообразных объектов. Наши специалисты рассказывают:
Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.
Аудит пожарной безопасности в 2021 году
Аудит пожарной безопасности – это проверка здания или организации по нормативам противопожарной безопасности. Пожаудит проводится независимой организацией, что гарантирует объективность результатов обследований и анализа документации. По результатам процедуры оформляется заключение, которое подтверждает соответствие пожарным нормативам, либо свидетельствует о выявленных недостатках и замечаниях. Устранив нарушения, можно избежать предписаний и штрафов при инспекциях МЧС.
Читайте в статье, кто может и должен заказывать независимую оценку пожарных рисков, что проверяется в ходе пожаудита, как можно использовать заключение при взаимодействии с пожнадзором МЧС.
Что такое пожарный аудит
В Законе № 123-ФЗ (скачать), который является основным руководящим актом в сфере пож. безопасности, описаны возможные формы оценки соответствия недвижимости, предприятий, товаров, оборудования. В их список входит и независимая оценка рисков. Вот основные моменты, связанные с проведением этой проверки:
Так как аудит является официально признаваемой проверкой состояния пожарной защиты, заключение по его завершении нужно передавать в МЧС. Сделать это можно в письменной или электронной форме.
Комментарий эксперта. Предприятие не обязано заказывать и проходить независимую оценку пожарных рисков. Но в этом случае нельзя быть уверенным, что пожарники МЧС не выявят серьезные нарушения при предстоящей проверке, не вынесут представление и не взыщут штраф. Хотя заказ аудита в независимой компании влечет дополнительные расходы, это в итоге сэкономит деньги и время на устранении замечаний пожнадзора, позволит предотвратить пожароопасные ситуации. Наша компания МБРсма оказывает услуги по аудиту любых зданий и предприятий, отвечает за качество и результат процедуры.
Цели проведения аудита
Пока объект не возведен и находится в стадии проектирования, аудит пожбезопасности проводить не имеет смысла. Обеспечить соответствие пожарным нормативам обязан проектировщик, а проверять документы будут в ходе экспертизы, выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Для существующего объекта или фирмы независимая оценка может потребоваться:
Аудит можно заказать и для продукции, выпускаемой в розничную продажу. Перечни товаров, подлежащих пожарной сертификации, указаны в Постановлении № 241, техрегламенте ЕАЭС 043/2017. Прежде чем обращаться на сертификацию, можно пройти предварительную независимую проверку, что изделия отвечают пожарным нормативам.
Законодательство для проведения пожарного аудита
Главными руководящими актами в сфере противопожарной защиты являются Законы № 123-ФЗ и 69-ФЗ (скачать). В них описаны не только форматы подтверждения пожарным требованиям, но и нормативы по рискам, классам опасности, степени огнезащиты, иным показателям. Алгоритм проведения независимой оценки и оформления заключений по ее итогам регламентированы Постановлением Правительства РФ № 304.
В ходе пожаудита эксперты будут использовать нормативные значения из СП, ГОСТ, НПБ, приказов МЧС, других руководящих документов. Их список зависит от типа и функционального назначения строения, сферы деятельности компании, других факторов. Ссылки на законодательные и подзаконные акты будут указаны в заключении экспертов, в выданных расчетах, актах. других документах.