авар что это значит
АВАРЫ
Аварский каганат |
Авары (греч. Αβαροι, древнерус. обърѣ], союз кочевых племен, вероятно монголо-тюркского происхождения.
История
Появление на исторической сцене
История аваров до середины VI века практически неизвестна; отдельные сведения об их предках (в частности, о среднеазиатских жужанях) встречаются в китайских хрониках. В связи с ростом могущества Тюркского каганата, подчинившего большую часть Центральной Азии, авары, среди других кочевых народов, оказались оттеснены к западу. Численность аваров в то время, после включения в их союз племен Приуралья и Поволжья составила около 10 тысяч всадников. В 550-х годах, нанеся поражение сабирам, авары вышли на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье, где покорили славанские племена, в том числе союз антов [1], и таким образом подошли к северным границам Восточной Римской империи.
Авары и Восточно-Римская империя. Пик могущества
Аварская экспансия шла и на запад, где они, покорив хорватов и сербов, в 595 году, в союзе со словенами, они вступили в войну с баварцами, а затем и с франками. Франки потерпели ряд серьезных поражений от авар, настолько сильных, что даже король франков Зигиберт II побывал в аварском плену. Ему удалось выйти на свободу только за обещание не поддерживать христиан, подвластных каганату, и женить своего наследника Дагобера I на аварской принцессе — Рахили. Молодожены получили в удел приморский городок, впоследствии названный Ля Рошель.
Находясь в начале VII века в пике могущества, авары вступили в союз с персами против империи, вскоре оказавшейся на грани гибели: войска аваров появлялись в окрестностях Константинополя; при попытке договориться с ними едва не попал в плен император Ираклий. В то время когда он боролся против персов на Востоке, авары и подвластные им славянские племена осадили Константинополь, но потерпели сокрушительное поражение в 626 году. Как утверждают византийские источники, от захвата и уничтожения Константинополь спасло непосредственное вмешательство самой Богородицы, с которым связано создание в Византии кондака «Взбранной Воеводе». Это поражение подорвало могущество аварской державы.
Закат аварского государства
В византийско-аварских войнах ясно проявлялась разрозненность аварских войск, составленных из разноплеменных элементов: когда визнатийцам удавалось обратить вспять войска кагана, часть аварского войска переходила на сторону противника. С поражением авар от их государства стали отпадать зависимые племена: хорваты и сербы выступили на стороне Византии, в Моравии образовалось славянское государство Само, а в Северном Причерноморье хан протоболгар Куврат возглавил самостоятельное объединение кочевых племен Великая Болгария около 635 года. Упадок каганата усугублялся внутренними раздорами среди преемников аварского кагана Баяна. С целью овладения золотым троном кагана кутригуро-болгары подняли восстание внутри страны. Они были подавлены и вскоре вытеснены с земель каганата. В 670-х годах влияние авар практически схошло на нет с появлением на Дунае значительных сил протоболгар, образовавших государство в современной Северной Болгарии и поддерживавшее до IX века дружеские отношения с аварами. Как сообщается в одной из византийских хроник, один из сыновей бóлгарского хана Куврата был вынужден со своим народом вновь переселиться на аварскую территорию, что дает некоторые основания говорить о смешении авар и протоболгар. Территория Аварского каганата сократилась до границ современной Венгрии, Северо-Западной Румынии и Восточной Австрии. С 680 года сведений о внутреннем положении Аварского каганата за целый век не встречается в источниках.
В 780 году авары появляются на страницах западных хроник уже в связи с завоевательными походами Карла Великого. Авары были для франков наиболее опасными противниками. Поэтому вначале они пытались установить с ними дружеские отношения. Для этого они обменялись посольствами: в 780 году в Вормс прибыли аварские послы, а затем посольство франков посетило каганат. Тем не менее в 788 году баварскому князю Тассилон удалось заключить с аварами союз против франков. Однако войско их было разбито. Тогда Карл разработал план окончательной расправы с аварами. Для этого он предварительно укрепил ряд городов, в том числе пограничный Регенсбург.
В 791 году Карл начал войну против аварского кагана, разбил его и вынудил заключить мир. Побежденные, но окончательно не покоренные саксы решили поддержать авар, отправили к ним посольство, а затем подняли восстание у себя на родине, в тылу франков. Но авар, однако, это уже не могло спасти, так как в самом каганате начались раздоры. В ходе внутренней смуты был убит югур, а позже и сам каган. В 795 году тудун уже пытался принять Христианство и в связи с этим отправил послов к франкам. В 796 году он лично прибыл в Аахен и присягнул на верность королю.
В этом же году войско франков во главе с Пипином захватило резиденцию аварских каганов Ринг, по-видимому, находившуюся возле реки Тисы [4]. Множество авар спаслось бегством за Тису, но еще больше попало в плен. Франки одержали полную победу, ликвидировавшую политическую самостоятельность Аварского каганата. В Аахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий.
В одном византийском источнике IX века сохранились любопытные подробности о причинах разложения позднеаварского общества: рассказы старых аварских воинов, находившихся в болгарском плену у хана Крума. Хан спросил у них: «Что вы думаете, почему были разорены ваши господа и ваш народ?» Они ответили так:
Этногенез
Реконструкция черепов из одних могильников аварской эпохи позволяет отнести их к монголоидам, но в других могильниках этот тип встречается редко, а в иных, относящихся к той же эпохе, и вовсе отсутствует: в них были погребены исключительно европеоиды (североевропейского, средиземноморского, восточно-балтийского типов).
В Аварский каганат вошло множество обитавших здесь племен, в том числе многочисленные славяне и германцы-гепиды. Почти столетие власть кагана распространялась на часть территории южнорусской степи, населенной кочевниками. Кроме того, в конце VI веке. в Аварский каганат влились преследуемые тюрками племена кутригуров, тарниахов и забендеров. Среди древнего населения Центральной Венгрии были потомки сарматов и населения древнеримских провинций, жившие здесь еще до прихода авар. Все эти группы, взаимно смешиваясь, составляли и преобразовывали аварский народ.
Аварское общество
Знать хоронили иногда в гробах из скрепленных досок. Бедняков, по-видимому, заворачивали в циновки или какой-нибудь другой быстро истлевающий в земле материал.
Форма могил была различной. Известны, хотя и крайне редко, могилы с подбоем: от основной ямы отходило мешкообразное углубление для умершего. Иногда это углубление шло параллельно основной яме, где хоронили лошадь. Различные формы могил свидетельствуют о том, что авары смешивались с другими народами постепенно, сохраняя старые обычаи и подчеркивая тем самым, какие этнические элементы имеют перевес в тех или иных родах. Описанный обычай захоронения показывает преобладание монголоидных элементов. Захоронения в стоячем или сидячем положении свидетельствуют о том, что могильник принадлежит потомкам сарматов или же выходцам из Средней Азии.
Авары, как и другие кочевые народы, не знали развитого института рабства. Лишь в качестве домашних рабов они использовали попавших в плен иноплеменных воинов и разорившихся соплеменников.
Поселения и хозяйство
Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно полукочевой образ жизни сменялся оседлым. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием.
Большую роль в аварском быту играла лошадь. По костным остаткам установлено, что это были лошади в основном восточных кровей, быстрые, пригодные для передвижения в степи и на песчаных почвах. Именно таких лошадей изобразили резчики по кости и серебру раннеаварской эпохи.
Исследование костей свиньи, найденных среди остатков пищи, которой снабжали умершего в дальнее путешествие по загробному миру, показало, что славянские животноводы аварской эпохи скрестили выведенную еще в неолите южноевропейскую породу домашней свиньи с североевропейской. Именно с тех пор и существует широкораспространенная в середине XX веке алфёльдская жироносная порода свиньи.
Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с IX века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.
В большинстве погребений обнаружены хорошего качества глиняные сосуды, значительная часть которых в позднеаварский период изготовлялась на гончарном круге. Некоторые сосуды ввозились из окрестных мест, не издалека, поскольку глиняные изделия не выдерживают длительной перевозки.
Товары производились не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для обмена. В аварских погребениях находится много вещей, ввезенных из других мест. Среди них золотые, серебряные и бронзовые серьги, браслеты, перстни, пряжки, головные уборы, цветные стеклянные бусы. Очевидно, привозились шелковые ткани и другой материал для одежды, не сохранившийся до наших дней. За все это платили, по-видимому, скотом, лошадьми, кожами, шерстью.
В Аварский каганат приезжали купцы издалека, с Востока. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути на Запад. По обычаю всех кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину. В результате престиж правителей отдельных областей страны и самого кагана значительно увеличивался.
Сами авары не чеканили своих денег. Некоторые исследователи полагают, что авары занимались подделкой византийских золотых монет. Однако на всей территории каганата обнаружено не более дюжины таких подделок, а этого недостаточно для окончательного решения вопроса, тем более что поддельные деньги найдены и у соседних народов.
Письменность
Археологические данные свидетельствуют о том, что авары знали руническое письмо: они высекали и выцарапывали различные заклинания, чтобы уберечься от бед, и именные знаки собственности (тамги) на различных предметах. Однако нет данных, что эта письменность использовалась в переписке или в создании литературных памятников.
О языке авар также мало известно. Мы можем получить о нем некоторое представление только по личным именам и названиям титулов, хотя и имена и титулы могли быть и не аварского происхождения. Причем и их сохранилось немного: имена послов были Кандик, Солак, Кок, одного из шаманов звали Боколаброй. Вероятно, это имена тюркского происхождения, равно как и титулы кагана, тудуна, югура, тарханов.
Верования
О верованиях авар и других народов Аварского каганата известно очень мало. В одном из источников упоминается главный шаман; другой свидетельствует, что авары были идолопоклонниками.
Перед погребальным обрядом или во время него могильные ямы «очищались» от злых духов с помощью огня или горящих угольев.
Искусство аварской эпохи
Глиняная посуда (возле г. Сексарда обнаружены гончарные печи) была слабо орнаментирована.
См. также
Использованные материалы
[4] Согласно иным источникам она располагалась на Дунае на месте современного болгарского города Преслав или, как в русских летописях, Переяславец-на-Дунае — то место, где франки «переяли славу обров». Великий русский князь Святослав I Игоревич называет этот город столицей всей земли, на которую он претендует и считает своей по праву.
[5] Annales Iuvavenses maiores; Annales s. Emmerammi maiores, a. 805 / Ed. H. Bresslau // MGH, SS. 1934. T. 30/2. P. 738-739.
[6] ПСРЛ. 1997р. Т. 1. Стб. 12
[7] Феофилакт. Ист. VII 7-8.
[8] Так же располагались жилища на Эльбе и в Молдавии.
К вопросу о происхождении этнонима аwar
Каким образом возникло название одного из кавказских народов?
Дискуссии о происхождении этнонима аwar на Кавказе велись с самого начала возникновения интереса в русском научном сообществе к данному вопросу, то есть еще с XIX в.
В настоящее время наибольшее признание получила научная гипотеза, согласно которой некоторые исследователи считают вполне допустимым соотнесение современного этнонима аварцы с именем кочевого народа авар, который появился на Северном Кавказе в VI в. На взгляд Н. Г. Волковой, не исключено продвижение отдельных небольших групп аваров в горные районы, где они со временем ассимилировались местным кавказоязычным населением. По ее мнению, несмотря на их растворение среди местного населения, след этого народа сохранился в названии аварцев [13, с. 109].
История авар
Во-первых, эта мысль не нова, поскольку зафиксирована в грузинском средневековом историческом источнике «Картлис Цховреба», а во-вторых, не отвечает на вопрос о происхождении самих аваров. В грузинском источнике излагается версия о переселении на Северный Кавказ аваров в конце VI в., во время правления в Картли Гурама-Куропалата (византийский титул сановника), и подчинении ими населения горного Дагестана. Для уточнения хронологии процесса важно пояснить, что пришедший к власти Гурам (годы правления – 568–600) при помощи Византии в 575 г. смог взять под контроль всю территорию Грузии и освободить ее от власти Ирана [12, с. 185–186].
У аваров, согласно грузинским источникам, возникла война с Гурамом, в ходе которой посредником между двумя враждующими сторонами выступил император Византии Юстиниан (527–565 гг.). После этого они «помирились», и тогда Гурам якобы «расселил их в горных ущельях Кавказа, а также в Хунзахе, они и ныне называются аварами» [20, с. 21]. Здесь мы, скорее всего, имеем дело с поздней попыткой осмысления грузинским историком наличия по соседству с ними неких аваров и имеющихся сведений о конфликте одноименного народа с Грузией в VI в. Думается, что данные предания были записаны гораздо позже и вряд ли могут рассматриваться как достоверные источники. К примеру, согласно С. С. Какабадзе, предание о том, что ксанские эриставы «пришли вместе с аварцами из Туркестана во время этого Гварама», записано в 1799 г. Иоанном Багратиони [29, с. 42]. Таким образом, скорее всего, мы имеем дело с «книжной легендой», получившей в дальнейшем широкое распространение.
На основании вышеизложенных сведений грузинского источника кавказовед Т. М. Айтберов считает, что в VI в. часть «имперских авар» переселилась на Хунзахское плато и смешалась с местным населением. В дальнейшем название это становится именем собственным, по крайней мере, одного из правителей Сарира. Таким образом, он выдвигает версию, что авары, осев в незначительном количестве в центральной части современной Аварии, сформировали значительную часть ее правящей элиты, но сами растворились среди количественно преобладавшего местного населения [6, с. 25–30].
Идентично мнение и А. А. Мамедовой – одного из современных азербайджанских авторов, обратившихся к этой проблематике: «Таким образом, взгляд на историю аваров (истинных и псевдоаваров) дает нам возможность выдвинуть предположение о причинах названия аварами народа, предками которого мы считаем лпинов и силвов [38, с. 14–24]. По нашему мнению, хотя авары не оставались долго в степях Северного Кавказа, они оказали определенное влияние на местные племена. Возможно, что во время переселения в Европу часть их осталась и смешалась с местными северокавказскими племенами. Ведь в истории немало таких фактов. И именно они оставили свое название силвам и лпинам» [23, с. 69–71].
По данному вопросу выдвигались и другие версии, которые также имели под собой реальную фактологическую базу. На взгляд азербайджанского исследователя Г. Гейбуллаева, этноним «лбин», «лпин», был, очевидно, названием той части аварцев, которые жили в Албании и были христианами. Другая часть аварцев, обитавшая севернее – в южном Дагестане, называлась силв (в армянских источниках – чилб). Этноним «лбин», «лпин» как самоназвание не сохранился, потому что ныне потомки лпинов называют себя «авар». Но это не является их настоящим самоназванием» [15, с. 154].
Вместе с тем вышеуказанный азербайджанский исследователь Г. Гейбуллаев в связи с вопросом происхождения данного этнонима высказывает еще одно предположение, на которое мы считаем особенно важным обратить внимание: «Некоторые исследователи допускают, что кавказский этноним «авар» восходит к тюркскому этнониму «авар». Но это вряд ли верно. Впервые этот этноним в соседстве с удинами (в данном случае с удинами северо-западной Албании, живущими в соседстве с аварцами) упоминается у Стефана Византийского [22, с. 271], т. е. в то время, когда тюркские авары (вернее, абары) не могли быть в Албании» [15, с. 154]. Отметим, что в науке принято считать упоминаемых Стефаном Византийским «оваренов» (owarene) предками современных аварцев [26, с. 40], так же как авар-hазк, упоминаемые в древнеармянских источниках [34, с. 144].
Еще до Г. А. Гейбуллаева высказанное им мнение обосновывал советский востоковед В. М. Бейлис. Он полагал, что предки аварцев были известны под названием авгар или авхар (аwhar) – этноним, который затем преобразовался в известный арабским источникам аwar, в то время как арабской передачей названия среднеазиатских аваров является «ал-Абар» [10, с. 144]. В этой связи можно вспомнить русский этноним «обры», в котором также встречается «б», а не «в».
Титульный лист первого печатного издания сочинения Ахмада ал-Балазури
Арабские источники
На взгляд В. М. Бейлиса, этноним Аwar впервые встречается в арабских источниках в качестве титула правителя Сарира [10, с. 255].
Средневековые персидские историки Ибн-Русте (ученый-энциклопедист 1-й пол. Х в.) и Гардизи (XI в.) называют этого правителя [راوا – awar] и [زاوا – awaz] [40, с. 447]. Исходя из этого сообщения, некоторые дагестанские исследователи (М. Агларов, О. Давудов и др.) полагают, что Awar было «династическим именем» царя Сарира. К примеру, согласно О. М. Давудову, аварцами народ Сарира стал называться лишь после IX в., когда это имя было перенесено на народ [16, с. 232].
Выводы В. М. Бейлиса приобретают еще большую значимость, если учесть, что известные в Европе авары пробыли на Северном Кавказе всего лишь несколько лет. Известно, что в 560-х гг. «авары, пришедшие к Дунаю и Саве, продвигались с северных берегов Каспия и южнорусских степей» [30, с. 322]. Впервые появившись на востоке северокавказских степей, в 558 г. при посредничестве аланского «царя» Сарозия, авары вступают в союз с Византией, находившейся в состоянии войны с Ираном. А в 560–561 гг. авары перешли Дон, разгромили славян и в конце концов стали оседать на среднем течении Дуная, где и образовали Аварский каганат, который объединил различные племена, не имевшие общего языка [19, с. 98–99]. Между тем, согласно вышеприведенным данным, уже в 530-х гг. на Восточном Кавказе существовало государственное образование, известное в средневековых персидских источниках как Auhar.
Таким образом, получается, что якобы авары, прибыв из Средней Азии, всего лишь на несколько лет задержались в степях Северного Кавказа и за это время успели подчинить себе лишенную больших богатств и потому малопривлекательную и к тому же труднодоступную горную область, которую не смогли надолго подчинить в дальнейшем ни арабы, ни монголы, ни Тимур, ни другие завоеватели. Потому теория, согласно которой какое-то кочевое племя, спасавшееся бегством от своих преследователей, «мимоходом» могло захватить и на долгие века подчинить себе вышеуказанный регион, выглядит явно надуманной и лишена какой-либо логики.
Лист 196 сочинения ал-Балазури (Китаб футух ал-булдан), в котором упоминается шах Аваров
Этимология слова аwar
Между тем, исследуя этноним аwar, все исследователи даже не задумываются о возможности собственно аварской этимологии этого слова, хотя аварская лексика в сравнении с другими родственными языками говорит о возможности его объяснения на основе кавказских языков.
В этой связи обращает на себя внимание наличие в хурритском языке слова аварии – «поле», которое было свойственно прежде для широкого круга языков Восточного Кавказа, но сохранилось, на взгляд И. М. Дьяконова, в рутульском языке со значением «лужайка» и в аварском языке со значением «целина» [17, с. 10]. Н. Нозадзе в своей монографии, посвященной хурритской лексике, также отмечает данное слово авари в значении «поле» [27, с. 106]. При этом она также приводит и другой термин, связанный с этим словом – аwar—uhli (другая форма – ав.р.гъ.л) в значении «надзиратель полей» [27, с. 106], что имеет аналогию с аварским магъи-гIел с тем же значением. Наличие в хурритском языке подобного слова гарантирует нам то, что это слово относится к исконному лексическому фонду восточнокавказских языков, а не является заимствованием.
В южных диалектах аварского языка и в местной топонимии широко распространен термин авахI в значении «пустошь» [39, с. 106; 7, с. 202; 28, с. 101], в то время как «целина» в них означает скорее аллахI [32, с. 43]. Вместе с этим в аварском языке есть слово гIалах («глушь, неосвоенная земля, пастбище») [32, с. 136], которое распространено в северном наречии и вошло в литературную норму этого языка. Очевидно, что авар, авахI, алахI и гIалах – различные формы одного и того же слова, позднее обретшие различную семантику и звучание в диалектах и литературной норме аварского языка. От алахI и гIалах произошли различные формы слова «дикий»: гIалхул, гIалхил, улхIол [32, с. 136]. При помощи суффикса -лав от слова гIалах в литературной норме аварского образовался антропонимический термин «дикарь» – гIалхулав (гIалхилав) [31, с. 189]. Однако вместе с этой негативной семантикой у данного слова есть и такое значение – «обитатель пустошей, отшельник», также оно употребимо в качестве имени мужского. Аварское имя ГIалхулав (варианты – АлхIулав, ГIалхилав, Архулав) возникло, согласно И. Х. Абдуллаеву, от гIалах («степь») и означает «степной, дикий» [3, с. 105]. Э. Я. Сафаралиева считает, что это имя «в переводе означает дикий, т. е. выходец из необжитых мест» [33, с. 163].
В аварском языке понятия гIалах и мегIер («гора») имели схожую семантику и значение (пастбища) в хозяйственном освоении территории. М. Агларов переводит их как «зимние пригревы» (гIалах) и «летние пастбища» (мегIер), определяя их как земли третьей категории, вслед за землями под поселением (росу) и сельхозугодьями (мегъ) [5, с. 36].
О происхождении слова аwarag
В связи с рассматриваемым вопросом следует обратить внимание на схожесть этнонима аwar и собственного аварского обозначения пророка – аwarag. Этимология данного слова поможет понять принцип формирования этнонима аwar. Как мне представляется, в этом же ряду стоит и термин авараг с изначальным смыслом «отшельник», живущий вдали от общества и занимающийся богослужением. Состоит термин из двух слов – Авар («пустошь, целина»; вариант – авахI) и лаг («человек»; вариант раг, лак) и означает «человек [из] пустоши, пустыни».
Происхождения аварского слова awarag в той или иной мере коснулись П. К. Услар, Н. Я. Марр, Л. И. Жирков. По мнению П. К. Услара, это слово, вероятно, происходит от тюрк. аwara – «обездоленный, отшельник» [35, с. 36]. Н. Я. Марр связывал его с армянским мargarey – «пророк» – и грузинским memarаge – «звездочет» [24, с. 1157–1158]. Но, как показал И. Х. Абдуллаев, подобное соотнесение представляется проблематичным [2, с. 339–348], поскольку грузинская и армянская формы по происхождению являются среднеиранскими: грузинская восходит к ср.-перс. мarаg, армянская идет, по мнению Р. Ачаряна, от пехлев (мargar) [8, с. 76].
В «Аварско-русском словаре» Л. И. Жирков авар. awarag – «пророк» – соотносит со словом aparag – «пришелец» (и «скиталец») – и приписывает это же значение и форме awarag, т. е. для Л. И. Жиркова обе формы являются как бы этимологическими дублетами [18, с. 14, 16]. Но для такой увязки оснований нет, поскольку тщательная проверка, проведенная известным лингвистом-кавказоведом И. Х. Абдуллаевым, показала, что слово awarag в аварском языке имеет только значение «пророк» и не употребляется в значении «пришелец» («скиталец») [2, с. 339–348]. Соотнесению Л. И. Жирковым этих слов способствовала, видимо, народная этимология, по которой awarag возводилось к aparag (получилась как бы контаминация awara с awarag), т. е. «скиталец» («пришелец») > «пророк». Таким образом, awarag увязывается с распространенным во многих дагестанских языках aparag – «пришелец, скиталец, чужак». Данное слово некоторые исследователи соотносят с «кавказским» словом abrag (abreg) – «абрек» – и возводят к ср.-перс., пехлев. aparak, apartan – «грабить» [8, с. 76].
Однако такая увязка, как логично объясняет И. Х. Абдуллаев, встречает ряд препятствий: необъясним на аварской почве переход р > w, семантическое развитие «пришелец» («скиталец») > «пророк» не убедительно [2, с. 339–348]. К тому же этим сближением авар. awarag отрывается от остальных дагестанских названий пророка, которые можно и следует рассматривать в одном ряду. В большинстве дагестанских горских языков (в аварском, андийских, цезских, даргинском, лакском, арчинском, цахурском) в качестве обозначений пророка употребляются следующие термины: авар., анд., дид. awarag; дарг. (акуш. и урах. д.) idbag; дарг. (кубач. д.) ibadag; дарг. (цудах. и хайдак. д.) iwarak; арчин. idbag—ttu; цахур. idāg; лакск. idaws (idows) [2, с. 339–348].
На взгляд И. Х. Абдуллаева, автора исследования, посвященного названиям пророка в дагестанских языках, «данная лексема не связана ни с арабским, ни с персидским, ни с тюркскими языками, из которых идет религиозная терминология дагестанских языков, и не связана с распространением ислама. Этот термин (в различных вариантах по языкам) существовал в дагестанских языках, несомненно, еще в доисламскую эпоху и был впоследствии перенесен на пророков, признаваемых» исламом [2, с. 339–348].
Важно отметить также, что этот термин был распространен во всех группах дагестанских языков: аварско-андо-цезской, даргинской, лакской, лезгинской (цахурский и рутульский?) и говорит об общности религиозных воззрений (да и исторических судеб) всех дагестанских народов еще в домусульманскую эпоху. В дагестанских языках этот термин появился в одно и то же время и по-разному адаптировался в различных языках. К тому же он не заимствован из одного дагестанского языка другим (за исключением аварской формы для андийских и цезских языков), например авар. awarag не может дать лакск. idaws, а лакск. idaws не может дать дарг. idabag и iwarak [2, с. 339–348].
Явную аналогию с образованием термина аwarag имеют несколько подобных слов в аварском языке: авар-раг (авар. – «пророк» = авар (?) + [л]аг «человек»); биса-рахъ (тлядал. – «рыбак» = биса «рыба» + рахъ «человек»?) и т. д. Схожая форма образования терминов есть и в даргинском языке (к примеру, шагьар-лан – «горожанин», дубур-лан – «горец» и т. д.).
От названия «человек» к этнониму
Необходимо здесь обратить внимание на то, что и в настоящее время происходит своего рода «упрощение» этих терминов. К примеру, слово ункъгIал все чаще произносится в форме ункъал или ункъалай, или вацгIал стало употребляться в форме вацал, вацалав в закатальском диалекте аварского языка и в бежтинском языке со смыслом «близкий друг» (аналог русского жаргонного «браток»). Вероятно, таким образом сложились следующие социальные термины Дагестана: нуцал, шамхал, чIахIал («старшина» – закат. диал.; отсюда общеаварское чIухIби – «старшины»), гIасасал («стражник» – закат. диал.).
Э. Бенвенистом, Н. Трубецким, В. Минорским высказано предположение, что название lăg является древним восточнокавказским словом со значением «человек» [11, с. 69; 41, с. 172; 25, с. 112]. Еще в ХIХ в. небезынтересное предположение сделал П. К. Услар: «. не в связи ли оно (осет. lag «человек». – И. А., К. М.) с легами, лезги, лезгинами?» [35, с. 18]. Однако, если оно носило интуитивный характер, то замечание по этому поводу В. И. Абаева основано на исследовании большого объема материала кавказских языков: «Слово lag («человек», «крестьянин», «раб») представляется нам исконно кавказским. В осетинском оно сохранилось как одно из ярких отложений кавказского субстрата» [1, с. 315]. Со ссылкой на Н. Трубецкого эту же мысль проводит и Э. Бенвенист [11, с. 127]. Данный элемент лак В. Ф. Минорский считает по происхождению местным, дагестанским, и соотносит со словом лаг, означающим в ряде языков Северного Кавказа «человек». Форму же лезг-(ин) он считает полученной в результате метатезы [25, с. 134].
Видимо, эти авторы приходят к такому выводу, исходя из того, что осетинское слово lag (лаег) – «человек», «мужчина» – не является по происхождению иранским и считается вошедшим в осетинский язык из северокавказских языков, причем это слово сопоставлялось многими учеными (П. К. Услар, В. И. Абаев, Э. Бенвенист и др.) с этническими названиями лак, leg.
Интересна дальнейшая судьба этого, уже ставшего осетинским, слова – оно снова появляется в дагестанских языках. Кроме того, мы видим его и в нахских языках, чеченском и ингушском. Мало того, в составе различных слов абхазского и абазинского языков В. И. Абаев также обнаруживает анализируемую лексему [1, с. 315], т. е. из осетинского оно перекочевало в большинство горских языков Северного Кавказа. Правда, новое его значение в этих языках – «прислуга», «холоп», «раб». Аналогичные случаи известны и в других языках [4, с. 13–26]. И, конечно, трудно на фоне этих фактов что-либо возразить В. И. Абаеву, когда он говорит: «От понятия «человек» до названия сословия – дистанция небольшая. » [1, с. 315].
Резюме
Таким образом, этноним аwar вполне может иметь и собственно кавказскую, аварскую этимологию, что, возможно, прольет свет на этнические процессы, происходившие в раннем средневековье на Восточном Кавказе. Их результатом стало возникновение народа с таким названием. Изначально, как полагают некоторые исследователи, слово имело форму аwhar (авахI + ар/ал, т. е. «суффикс множественного числа»?), а в последующем вошло в письменные источники в форме аwar, хотя даже в отдельных источниках XIV–XV вв. этот этноним сохраняет форму аwhar. Значение его можно определить как «люди из целины, необжитых мест» и связать с самоидентификацией их как пришельцев с прикаспийских равнин, опустевших в начале нашей эры в результате нашествий племен пришельцев. Этот процесс, как нам кажется, отражен в «Картлис Цховреба». Согласно данному источнику, наиболее значительная часть леков, называемая хунзы (под которыми, вероятно, следует понимать центральных аварцев), мигрировала в районы Горного Дагестана [14, с. 125]. В источнике говорится об усилении каких-то кочевых племен, обозначенных летописцем как «хазары» (исследователи считают, что это анахронизм), которые подчинили себе весь Северный Кавказ. В связи с этим говорится, что «Хозаних, будучи знатнее остальных потомков Лека, пошел и сел в расселине горы, построил там город и нарек его своим именем – Хозанихети» [21, с. 18]. Датировать данные события позволяет то, что, согласно «Картлис Цховреба», эти события произошли до усиления персов, т. е. Сасанидской империи, которые построили «город у Морских ворот и назвали его Дербентом» [21, с. 18]. Поскольку усиление персов, т. е. создание Сасанидской империи, имело место в III в. н. э., а постройка Дербентской крепости – в V в., то переселение «Хозаниха» произошло ранее, возможно, на рубеже н. э.
По схожему географическому, а точнее рельефному, принципу сформировался этноним лъарагIал – «жители равнины» (в современном понимании – «кумыки»). Может, таким же образом сформировался этноним «аварал» – «жители степей, пустошей»?
В пользу этого говорит и еще одно наше наблюдение. Самоназвание андийцев – одного из самых крупных аварских субэтносов (гъванал), совпадает в смысловом значении с этнонимом аwar. Об этом говорит язык творчества аварского классика Гамзата Цадасы, который использовал слова гъванил уммат (также однокоренное слово гъваниллъи) в значении «люди из диких, необжитых мест» (гIалхулал, ракъ жубалареб къавм) [37, с. 52], т. е. из пустошей или целины. В словарях аварского языка отсутствует это слово, однако есть однокоренные слова со схожим смыслом: гванзу – «пустырь, пустошь» [31, с. 147]; гванзих – «очень далеко» [32, с. 96]; гванзаб – «грубый, невежливый» [32, с. 96].
Литература:
1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.–Л., 1909. Вып. I. – 315 с.
2. Абдуллаев И.Х. К истории названий пророка в дагестанских языках // Этимология. 1970. М., 1972. С. 339–348.
3. Абдуллаев И.Х. Междагестанские языковые схождения // Материалы и исследования по аварско-лакским языковым взаимоотношениям. Махачкала, 2013. С. 105.
4. Абдуллаев И.Х., Микаилов К.Ш. К истории дагестанских этнонимов Лезг и Лак // Этнография имен. М., 1971. С. 13–26.
5. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале ХIХ в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М.: Наука, 1988. – 243 с.
6. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990. – 177 с.
7. Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. Елису и Горный магал в XII – XIX вв. (очерки истории и ономастики). Махачкала, 2011. – 390 с.
8. Андроникашвили М.К. Очерки по иранско-грузинским языковым взаимоотношениям. Тбилиси, 1966. – 76 с. (на груз. яз.).
9. Ахмедов А.А. Термины родства у томарских аварцев (Анцухский диалект, сел. Камилух (Къамилухъ) Тляратинского района ДАССР) // Отраслевая лексика дагестанских языков. Материалы и исследования. Махачкала, 1984. С. 69–73.
10. Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI–XI вв. (Сарир) // Исторические записки. Вып. 73. М., 1963. С. 256.
11. Бенвенист Э. Очерки по осетинскому языку. М., 1965. – 170 с.
12. Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // Пер., пред., слов. и ук. Н.Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976. – 197 с.
13. Волкова Н.Г. Из кавказской этнонимии // Материалы по этнографии Грузии. Вып. XXII. Хелеури (Сборник). Тбилиси, 1985. С. 109.
14. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. – 460 с.
15. Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. Баку, 1991. Т. I. С. 154.
16. Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Махачкала, 1996. – 40 с.
17. Дьяконов И.М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Алародии (этногенетические исследования). Махачкала, 1995. С. 10.
18. Жирков Л.И. Аварско-русский словарь. М., 1936. – 326 с.
19. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988. – 554 с.
20. Картлис Цховреба. История Грузии // Пер. с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г.В. Цулая. М., 1982. – 76 с.
21. Картлис Цховреба. История Грузии // Под ред. Р. Метревели. Тбилиси, 2008. – 268 с.
22. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. СПб., 1893. Т. I. Вып. I. С. 271–279.
23. Мамедова А.А. Авары в Азии, на Кавказе и в Европе // VI-е Дзагуровские чтения «От античности к возрождению». Материалы международной научно-методической конференции. Махачкала, 2007. С. 69–71.
24. Марр Н.Я. Яфетическое происхождение армянского слова margarey «пророк» // ИАН. 1909. VI серия. Т. III. С. 1157–1158.
25. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. – 270 с.
26. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма: (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972. – 231 с.
27. Нозадзе Н.А. Лексика хурритского языка. Тбилиси, 2007. – 159 с.
28. Омаров М.М. Анкьракь (Семиземелье). Махачкала, 2006. – 127 с.
29. Памятник эриставов // Пер., исслед. и прим. С.С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. – 42 с.
30. Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. 2011. – 420 с.
31. Саидов М. Аварско-русский словарь. М., 1967. – 480 с.
32. Саидова П.А. Диалектологический словарь аварского языка. М., 2008. – 450 с.
33. Сафаралиева Э.Я. Как тебя зовут? Махачкала, 1994. – 266 с.
34. Товма Артсруни. История дома Артсруни. Тифлис, 1917. С. 144–167.
35. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. IV. Лакский язык. Тифлис, 1890. С. 18.
36. Услар. П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. III. Аварский язык. Тифлис, 1889. С. 36. (Сборник слов).
37. ХIамзатил ХIажияв. ЦIадаса ХIамзатил адабияб ирс. Баянал. МахIачхъала, 2010. Гь. 52 (на авар. яз.).
38. Хапизов Ш.М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье). Махачкала, 2011. – 272 с.
39. Хапизов Ш.М. Тлейсерух (Кьесер): историко-этнографический очерк. Махачкала, 2008. – 291 с.
40. Hudud al-Alam. The Regions of the World (A Persian Geography 372 a.h. – 982 a.d.) / translated and explained by V. Minorsky. London, 1937. Р. 447.
41. Trubetskoy N. Melanges J. van Ginneken, Paris, 1937. С. 172;