авария на норникеле что случилось
ЧС с разливом дизеля в Норильске. Что важно знать
Что случилось
29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. Электростанция принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля», крупнейшими акционерами которого выступают «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду.
Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норникеля» и WWF, нефтепродукты пока не попали в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку.
Размер дизельного пятна в водных ресурсах — 1 км на 150 м, рассказал «Известиям» начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев. По его данным, в реки попало около 18 тыс. т дизеля.
Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Задержан подозреваемый — начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 НТЭК (его имя не раскрывается). Гендиректору компании Сергею Липину объявлено предостережение.
Кто виноват
По версии «Норникеля» и властей Красноярского края, авария произошла из-за погодных условий. 29 мая «внезапно» просели фундамент и опоры, на которых стоял резервуар с дизелем на территории ТЭЦ-3, и у него «оторвалось днище». «Опоры служили более 30 лет без нареканий», — отметила пресс-служба «Норникеля». Компания использовала резервуары бережно, а опоры могли просесть из-за таяния мерзлого грунта в результате аномально мягких температур, заявил первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко.
При этом краевые власти и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации. МЧС якобы узнало обо всем только спустя два дня, доложил глава МЧС Путину. «Норникель» это опроверг. В первой половине дня 29 мая, через 15 минут после того, как об инциденте стало известно диспетчеру самой ТЭЦ, НТЭК передала информацию в единую дежурную диспетчерскую службу управления по делам гражданской обороны и ЧС администрации Норильска. Затем в течение часа сведения были направлены в ситуационно-аналитические центры Минэнерго и «Системного оператора» (единый диспетчер энергосистемы России), утверждают в компании.
«Информация о возгорании поступила утром 29 мая (из-за вытекшего на дорогу дизеля вблизи ТЭЦ-3 загорелся автомобиль. — РБК), и, по имеющимся у нас сведениям, последствий для электроснабжения потребителей не было», — сказал РБК представитель «Системного оператора».
РБК направил запрос в Минэнерго.
Как устраняют последствия аварии
Во вторник, 2 июня, зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, осмотрев место аварии, заявил, что «Норникель» сможет ликвидировать последствия самостоятельно: «У компании есть все необходимые для этого ресурсы». Липин сообщил, что ситуация «находится под контролем».
«Норникель» вызвал спасателей ФГБУ «Морская спасательная служба» («Морспасслужба») и развернул лагерь спасателей, на месте работали 90 человек. «Очень грамотные специалисты, привезли специализированное оборудование, установили боны — заграждения в реке Амбарная, которые локализовали облако дизельного топлива. Главная задача — не пустить его дальше в озеро Пясино», — передал РБК через представителя Дяченко.
Но руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников сказал РБК, что «Морспасслужбу» в ночь с 31 мая на 1 июня вызвали сотрудники WWF. По его словам, боны — правильная технология. Спасатели перекрыли реку Амбарную заграждениями в 5 км от места впадения в озеро Пясино. Это значит, что худшее позади и нефтепродукты не попадут в море, утверждает эколог.
Сейчас под влиянием течения пятно дизеля смещается к одному из берегов, с берега можно с помощью насосов-скиннеров откачать топливо в емкости, говорит Книжников. «Спасатели привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают», — рассказывал Горлаев. Очаг разлива можно будет убрать за 8–10 дней, а очистить берега — за 30 дней, добавил он.
На ликвидацию аварии направят и федеральные силы МЧС. Зиничев намерен приехать на место происшествия, чтобы лично проконтролировать ситуацию с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов. Спецборт МЧС вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский в Новосибирск, где заберет группу из 100 человек Сибирского спасательного центра и доставит в Норильск, сообщила пресс-служба ведомства.
А министр энергетики Александр Новак обещал «переговорить» с нефтяными компаниями, которые ранее могли сталкиваться с подобными ситуациями, чтобы они оказали содействие и поддержку в реализации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии. На следующий день, 4 июня, пресс-служба «Газпром нефти» заявила, что ее аварийно-спасательный отряд из 70 профессиональных спасателей вылетел в Норильск для участия в ликвидации ЧС. Компания перебрасывает транспортными самолетами специализированную технику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, а также палаточный городок и автономные системы обеспечения — в общей сложности более 85 т грузов.
Чем авария грозит экологии и «Норникелю»
Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды, считает глава программ Greenpeace Иван Блоков, дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. По его словам, нужно откачивать топливо вместе с водой, но сейчас в Норильске для этого нет емкостей.
«Небольшой остаток дизеля растворится в воде и будет находиться там годы, — добавляет Книжников. — Это токсичные вещества, и они будут оказывать негативное воздействие на рыб и другие водные организмы. Еще часть топлива испарится с поверхности за несколько недель». Последствия аварии будут еще долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, это может поменять жизнь коренных народов и повлиять на здоровье людей, считают в Greenpeace.
Менеджеры НТЭК смогут избежать уголовной ответственности, если подтвердится, что причиной аварии стали климатические причины, а не действия сотрудников компании, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
На стоимости «Норникеля» авария и даже публичная критика со стороны Путина почти не отразились. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?» — возмутился президент, обращаясь к главе НТЭК Липину. После этих слов акции «Норникеля», головной компании НТЭК, упали на Московской бирже лишь на 1%, к концу дня снижение замедлилось до 0,7%. Капитализация компании составила около 3,5 трлн руб.
Однако на следующий день, в четверг, «Норникель» подешевел значительнее — его капитализация потеряла около 280 млрд руб. (упав до 3,2 трлн руб.), акции снижались на 7,3% утром, днем падение замедлилось до 6,5%.
Эксперты расходятся во мнении, во сколько «Норникелю» могут обойтись штрафы и расходы на ликвидацию последствий аварии. Цыкалов оценил ущерб в «миллиарды». Глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что ликвидация может стоить «не один десяток, а может быть, и сотни миллиардов рублей».
По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам может превышать 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
«Норникель» может потратить на ликвидацию около 1 млрд руб. и выплатить в качестве штрафа несколько десятков миллионов рублей, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.
Сотни лет восстановления: что известно о разливе нефти в Норильске и его последствиях
В Норильске ввели ЧС федерального уровня. Шесть дней назад на местной ТЭЦ произошла авария, которую называют экологической катастрофой. «Афиша Daily» разобралась в том, что случилось, и узнала у представителя Гринписа, насколько ситуация опасна для экосистемы и людей.
В Норильске, на ТЭЦ-3, которую использует дочерняя компания «Норильского никеля», 29 мая случилась авария: лопнула цистерна, и произошел большой разлив дизельного топлива. По официальным данным, в почву и реки Амбарную и Далдыкан попало более 20 тыс. тонн нефтепродуктов.
Вода в реках окрасилась в красный цвет. На них установили боновые ограждения, чтобы не допустить попадания токсичных веществ в озеро Пясино, реку с одноименным названием, а потом и в Карское море.
Причина аварии
Изначально сообщалось, что на промышленной дороге на территории ТЭЦ загорелся легковой автомобиль, из‑за этого вспыхнул пожар, который и повредил резервуар с топливом. Также была версия, что машина врезалась в цистерну.
Позже в «Норникеле» это опровергли и назвали реальную причину аварии: «Из‑за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива, в результате произошла утечка топлива. Проезжающий в это время за пределами хранилища автомобиль загорелся от соприкосновения с проливами дизельного топлива, что вызвало пожар».
Как борются с последствиями аварии
На этих снимках из космоса видно, как перемещается пятно загрязнения по руслу реки Амбарной
На этих снимках из космоса видно, как перемещается пятно загрязнения по руслу реки Амбарной
Возбуждены уголовные дела
По факту аварии возбуждено три уголовных дела по статьям «Порча земли», «Загрязнение вод» и «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». В качестве подозреваемого задержан начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3, а генеральному директору предприятия объявлено предостережение.
4 июня СК возбудил уголовное дело о халатности из‑за несвоевременного информирования о ЧП, а начальника цеха ТЭЦ-3, где произошла авария, арестовали до 31 июля.
Что говорят экологи
Российское отделение Гринписа обратилось к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой поручить Росприроднадзору и Ростехнадзору провести внеплановую проверку соблюдения законодательства и технических нормативов на всех объектах в Арктике, содержащих большое количество нефти и нефтепродуктов.
Организация также предлагает обязать экологические надзорные органы проводить проверки при получении информации о том, что существует возможная угроза населению и окружающей среде. Сейчас, как отмечают экологи, надзорные органы вынуждены согласовывать проверки опасных объектов с прокуратурой. Это согласование предлагают отменить.
Иван Блоков
Директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе Гринписа в России
Каков реальный ущерб
К примеру, в 1989 году произошел разлив танкера компании «Эксон Валдиз» — тогда в залив у берегов Аляски вылилось 40,9 миллионов литров нефти. Когда его ликвидировали, общая стоимость уборки и ущерба превысила шесть миллиардов долларов. Чтобы представить себе сложность такой уборки, можно привести один пример: для полной очистки берегов они были вынуждены обрабатывать песок водяным паром для удаления нефти. И хотя большую часть они все-таки вычистили, до конца ликвидировать последствия не удалось. И у нас сейчас получается подобная ситуация. Нам тоже нужно будет очищать почву, если мы хотим восстановить экосистему. В тундре все процессы идут очень медленно, и восстановление может затянуться на десятки и даже сотни лет. Сейчас нужно все это убирать как можно скорее, иначе у нас останется просто мертвый кусок земли.
Какое может быть влияние на человека
Серьезного загрязнения воздуха от разлитых нефтепродуктов в городе, скорее всего, не будет. Учитывая, что Норильск — это и так один из самых грязных городов мира, какое‑то дополнительное воздействие может быть, но не думаю, что оно будет заметным по сравнению с существующим. Это, конечно, при условии, если нефтепродукты не начнут сжигать.
Как будут ликвидировать последствия аварии
Руководитель МЧС сказал, что они нашли какой‑то способ, поэтому, насколько мне известно, глава Росприроднадзора Светлана Радионова сегодня вновь полетела туда. В этот раз на самолете МЧС, а вчера она летела на самолете «Норникеля». К слову, жители сообщали нам, что в 2018 году Ростехнадзор давал разрешение на продление эксплуатации ТЭЦ, в том числе этих емкостей. А Радионова тогда была замруководителя Ростехнадзора и курировала строительный надзор, а ранее — топливно-энергетический сектор.
Насчет того, сколько времени на ликвидацию придется потратить, сказать сложно. Мы пока не решаемся давать какую‑то оценку без экспертизы, но зато сотрудники «Норникеля» уже начали прогнозировать сроки полной уборки — говорят, что за 14 дней приведут все в порядок. Компания «Эксон Валдиз» потратила на ликвидацию аварии около четырех лет. Поэтому две недели — нереальные цифры. Это не 20 тонн, это 20 тыс. тонн — на уборку и восстановление уйдет много времени и средств.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Место посадки вертолета около разлива топлива в Норильске
С момента разлива топлива в Норильске прошел месяц. На ликвидацию последствий аварии уйдут годы. Росприроднадзор оценил ущерб в 148 млрд рублей.
6 июля Росприроднадзор сообщил, что в результате разлива топлива в Норильске на предприятии «Норникеля» природе был нанесен ущерб в размере почти 148 млрд рублей (2 млрд долларов). Ведомство направило «Норильско-Таймырской энергетической компании» (АО «НТЭК») требования о добровольном возмещении ущерба, говорится в сообщении ведомства.
Акции «Норникеля» на торгах 6 июля упали на 6% до 17,9 тыс. рублей. В этот же день «Норникель» опубликовал очередной отчет о ликвидации последствий аварии. Об оценке ущерба в нем не упоминается.
Ранее глава «Норникеля» Владимир Потанин заявлял, что на ликвидацию последствий аварии придется потратить «10 миллиардов [рублей] и более».
Росприроднадзор при своих расчетах использовал слишком высокий коэффициент, учитывающий «длительность негативного воздействия загрязняющих веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации», считает «Норникель».
Также руководство компании полагает, что масса нефтепродуктов, попавших в воду, определена некорректно.
3 июля Росприроднадзор опубликовал результаты внеплановой проверки АО «НТЭК». Ведомство установило, что компания нарушила природоохранное законодательство, а также предоставила недостоверную информацию в декларации о воздействии на окружающую среду.
«Кроме того, АО «НТЭК» не обеспечило содержание в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременное проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов,» – говорится в отчете.
Русская служба Би-би-си собрала главное, что на сегодняшний день известно о ЧП, которое экологи называют крупнейшей экологической катастрофой в Заполярье.
Что случилось в Норильске и на предприятиях «Норникеля»
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 вытекло около 21 тыс. тонн дизельного топлива. Нефтепродукты попали на проезжую часть технологической дороги, в результате загорелся ехавший по ней автомобиль. Пожар потушили за два часа, никто не пострадал, однако разлившиеся горюче-смазочные материалы попали в местные реки Амбарная и Далдыкан, а также в их притоки.
Экологическая катастрофа в Норильске: видео с дрона и фото из космоса
За день до этого загорелась кровля подстанции НТЭК, контрольным пакетом которой владеет «Норникель». В результате инцидента жители Норильска и обсерватор для приезжих на день остались без электричества.
Что происходит на месте разлива сейчас?
В работах по ликвидации последствий ЧП в Норильске были задействованы сотрудники «Норникеля», МЧС, «Транснефти» и «Газпромнефти». 30 июня операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко сообщил, что за месяц специалистам удалось собрать более 90% разлитого топлива.
По информации «Норникеля», топливно-водяную смесь с поверхности реки Амбарной собирают в резервуары, а затем отводят по временному трубопроводу на специальную технологическую площадку. Работы планируется завершить к началу сентября.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Работы по ликвидации последстий разлива топлива, 16 июня 2020 года
Кроме того, береговую линию обрабатывают сорбентами (впитывающими веществами), а на реках в районе Норильска устанавливают так называемые боновые (плавучие) заграждения, которые сдерживают дальнейший разлив нефти по водной поверхности.
Споры по поводу масштаба ЧП и его возможных последствий продолжаются до сих пор. В «Норникеле» сообщают, что намерены к августу дать оценку влияния разлива топлива на окружающую среду.
Предварительные оценки экологов и чиновников пока довольно пессимистичны.
По прогнозу координатора проектов по климату и энергетике Greenpeace Василия Яблокова, устранение последствий аварии на ТЭЦ-3 в Норильске займет более десяти лет, но экосистема за этот срок вряд ли сможет восстановиться. 29 июня проектный директор Greenpeace Владимир Чупров назвал невозможной полную ликвидацию последствий аварии – по его словам, в конечном итоге речь может идти «только о самовосстановлении окружающей среды».
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Дизельное топливо в воде, июнь 2020 года
В Росрыболовстве в начале июня заявили, что масштабы катастрофы недооцениваются, и спрогнозировали, что восстановление экологического баланса пострадавшей в результате аварии водной системы займет десятки лет.
Урон может коснуться и других, смежных сфер. Так, в конце июня директор Центральносибирского заповедника Павел Кочкарев заявил, что северные олени, пасущиеся в районе разлива топлива под Норильском, могут быть отравлены нефтепродуктами.
28 июня Комиссия по недопущению дальнейшей деградации экосистем Красноярского края на базе минприроды признала, что нефтепродукты попали не только в реки Далдыкан и Амбарную, но и в акваторию Карского моря, что усугубляет размеры экологической катастрофы.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Ликвидация последствий разлива топлива
Чтобы попытаться оценить масштаб трагедии, в конце июня в Норильск приехали журналисты «Новой газеты» и депутат Мосгордумы от «Яблока» Сергей Митрохин. Журналисты передали Митрохину пробы воды и грунта, взятые экологами на месте разлива топлива. Планировалось, что он отправит их на независимую экспертизу. Однако в аэропорту Норильска все пробы у депутата отобрали.
Сам Митрохин позднее рассказал, что сотрудники аэропорта ссылались на якобы введенный «Норникелем» запрет вывозить из города какие-либо пробы. «Запрет» распространялся и на территорию городского аэропорта, который, как оказалось, тоже принадлежит предприятию, отмечал Митрохин.
Кого винят в катастрофе?
3 июня генпрокуратура возбудила первые уголовные дела и задержала начальника котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 Вячеслава Старостина. Через несколько дней ему было предъявлено обвинение по ст. 246 УК РФ – «нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ».
10 июня были задержаны директор ТЭЦ Павел Смирнов, главный инженер Алексей Степанов и его заместитель Юрий Кузнецов. В «Норильском никеле» назвали задержание сотрудников предприятия неоправданно жесткой мерой.
На следующий день СКР завел дело на мэра Норильска Рината Ахметчина по статье о халатности. Следователи пришли к выводу, что градоначальник не организовал координацию деятельности управления по делам ГО и ЧС администрации Норильска и не обеспечил взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления.
Еще одной фигуранткой дела о халатности стала сотрудница отдела Ростехнадзора в Норильске Елена Новожилова: по данным следствия, она не проверила резервуар на ТЭЦ-3, из которого произошла утечка. В тот же день было возбуждено дело из-за сброса отходов Талнахской обогатительной фабрики в реку около Норильска, который произошел еще в 2017–2019 годах.
В пресс-службе Ростехнадзора 5 июня сообщили, что аварийный топливный резервуар на ТЭЦ-3 находился на ремонте с 2016 года по решению администрации компании, и это исключало возможность его проверки. Судя по конкурсу на сайте госзакупок, ремонт резервуара должен был начаться как раз в июне 2020 года. Судя по информации на том же сайте, в 2019 году по крайней мере один конкурс на ремонт защитных сооружений (обваловки) аварийного резервуара №5 ТЭЦ-3 был признан несостоявшимся.
Почему произошла авария и возможны ли новые?
«Норникель» сразу после аварии называл причиной разлива топлива таяние вечной мерзлоты.
Он исключил фактор эксплуатационной небрежности в обращении с резервуаром.
Тем не менее 9 июня Росприроднадзор приостановил эксплуатацию всех резервуаров АО «Норильско-Таймырской энергетической компании», которой принадлежит аварийная ТЭЦ-3. В эксплуатации находятся еще три таких резервуара.
В то же время экологические организации, такие как Greenpeace и WWF, обвинили компанию в том, что деградация вечной мерзлоты якобы стала лишь прикрытием для компании, а «настоящей» причиной был недостаток менеджмента.
Так, в комментарии для Би-би-си руководитель программы по экологической ответственности бизнеса компании WWF Алексей Книжников возлагал вину экологическую катастрофу на менеджмент «Норникеля».
Книжников считает, что разрушение резервуара связано с неправильной эксплуатацией и несоблюдением ключевых мер безопасности таких резервуаров.
К официальной причине, которую назвал «Норникель», Книжников отнесся скептически: «Тема климатических изменений действительно активно обсуждается. Компания сделала попытку прикрыться именно этим фактом. Если говорить о влиянии состояния вечной мерзлоты на надежность тех или иных объектов, то она может снизиться или привести к разрушению объекта в случае, опять же, если нарушаются правила эксплуатации».
«Норникель» признавал, что до аварии на ТЭЦ-3 не осуществлял мониторинг состояния вечной мерзлоты в Норильске. Об этом в ходе телефонной конференции заявил операционный директор компании Сергей Дяченко (его цитировал «Коммерсант»).
По словам Дяченко, после аварии компания планирует установить систему мониторинга под всеми объектами в Норильске.
Случались ли масштабные экологические катастрофы в Арктике ранее и как их ликвидировали?
Утечку топлива под Норильском сравнивают с аварией танкера Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году. Тогда в море вылилось около 35 тыс. тонн нефти.
Ущерб от той аварии можно оценивать по размерам судебных исков, которые были поданы к компании Exxon. К 2010 году Exxon потратила миллиарды долларов на очистку территории и урегулирование судебных претензий. По решениям суда компания должна была заплатить 5 миллиардов долларов за ущерб. После многих лет разбирательств сумма была снижена до 500 млн долларов.
Вскоре крупный разлив топлива произошел и в русской Арктике. В 1994 году в республике Коми из нефтепровода компании «Коминефть» вылилось 94 тыс. тонн сырой нефти (оценка ТАСС со ссылкой на МЧС России).
Загрязненная территория включала в себя восемь населенных пунктов и достигла 270 гектаров. По реке Печоре нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км.
Как рассказывал в интервью порталу 7х7 министр природных ресурсов Коми Роман Полшведкин, ликвидировать аварию тогда начинала компания Hartec Limited на средства кредита Всемирного банка, который Российская Федерация получила при условии, что на ликвидации аварии будут работать западные компании.
В 1994 году путем выделения госпакетов акций «Коминефть», Ухтинского НПЗ и «Коминефтепродукта» была образована компания «Коми ТЭК», которая в 1999 году вошла в группу «Лукойл».
Автор фото, REUTERS
Исследований о влиянии на окружающую среду взрыва на платформе BP в 2010 году больше, чем исследований о российских авариях такого типа
«Лукойл» взял на себя обязательства по ликвидации последствий разлива. По данным компании, он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшая экологическая катастрофа на суше. Только в начале 2000-х годов с территории Усинского района сняли статус зоны экологического бедствия.
Данные, основанные на исследованиях местности после взрыва на нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в США, говорят о том, что влияние на биосферу может быть не только краткосрочным – непосредственно от пленки на воде – так и долгосрочным, поясняет Каваносян. Исследования показывают, что растворенные углеводороды попадают в эмбрионы, в личинки, в икру, а это приводит и к изменению генома.
«Те исследования, которые мне удалось прочитать по Мексиканскому заливу, говорят, что у сельди, которая там была, до 32% мутации у новых поколений. То есть воздействие может быть длительным – это и в первый год, когда рыба и птицы умирают от гипоксии, и в последующие десятилетия, когда происходят мутации, и так далее», – говорит Каваносян.
По словам эколога, почвы в береговой зоне полностью восстанавливаются примерно через 30 лет, около 10 – 12 лет восстанавливается качество воды.
При этом в Арктике небольшое биологическое разнообразие, поэтому урон может быть безвозвратным.