аварийный комиссар в чем подвох
Комиссарское дело: как мошенники наживаются на оформлении ДТП
В ГИБДД предупредили о мошенниках, берущих деньги за помощь при оформлении ДТП. Доверяя таким «помощникам» составление европротокола, автомобилисты рискуют. Чем отличаются настоящие аварийные комиссары от тех, кто просто хочет нажиться на беде, — разбирались «Известия».
Возмездная помощь
ГИБДД предупредила о мошенниках, предлагающих попавшим в ДТП автомобилистам помочь за определенную плату оформить документы для страховой компании. Как правило, мошенники предлагают составить схему ДТП или написать объяснение за деньги. Инспекция просит проявлять в таких случаях осторожность и осмотрительность.
«При оформлении незначительных ДТП с материальным ущербом имеют место случаи навязывания гражданам платных услуг лицами, которые не имеют отношения к полиции, например, рекомендуют воспользоваться помощью аварийных комиссаров. В данной ситуации важно понимать, оказывает ли страховая компания подобные услуги. Если да, то причин для беспокойства нет. В противном случае под видом аварийных комиссаров на месте ДТП могут оказаться мошенники или недобросовестные дельцы», — сообщают в Госавтоинспекции.
Отвечать будет всё равно автовладелец
Опыт самостоятельного составления документа об аварии Россия переняла от стран Евросоюза, поэтому упрощенную схему оформления неофициально называют европротоколом. В 2019 году вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, разрешающие оформлять всё через специальное приложение.
Тем не менее многие автовладельцы до сих пор боятся самостоятельно заполнять документы и дожидаются инспекторов ГИБДД на месте ДТП. Это провоцирует искателей легкой наживы предлагать свои возмездные услуги в качестве аварийных комиссаров.
Юристы советуют заполнять все документы самостоятельно, ведь при передаче их посторонним автолюбитель очень рискует. Автоюрист Михаил Никитин отмечает, что ответственность за заполненный бланк в любом случае несет участник ДТП. Нет никакой гарантии, что «помогальщик» заполнит документы правильно, и при ошибках в оформлении пенять водителю придется только на себя.
«Не стоит пользоваться услугами «доброжелательных посредников»: есть вероятность, что подобной схемой может заинтересоваться служба безопасности страховой или правоохранительные органы», — отметил Никитин.
Последствия действительно могут быть серьезными. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) предупредили, что неправильно оформленные документы могут повлиять на решение о выплате по страховому случаю.
«Извещения о ДТП, оформленные некорректно или не полностью, не позволяют страховщику установить достоверные обстоятельства происшествия и размер причиненных убытков и, соответственно, не могут быть приняты к рассмотрению. В случае выявления неверных сведений в извещении о ДТП — например, результаты осмотра не соответствуют обстоятельствам ДТП, описанным в извещении, — страховщик также вправе отказать в выплате страхового возмещения», — пояснили «Известиям» в РСА.
Дорожный патруль и его подражатели
Так что же делать людям, попавшим в ДТП без пострадавших и серьезного ущерба имуществу? Во-первых, сразу переставить автомобили в безопасное место, чтобы не случилось повторное ДТП. Во-вторых, если происшествие случилось на платной трассе — вызвать настоящих аварийных комиссаров, которые обслуживают конкретный участок дороги.
В столице работает служба Дорожного патруля ЦОДД, сотрудники которой не только проверяют дорожную инфраструктуру, но и регулируют движение, помогают сотрудникам ГИБДД, в случае тяжелых ДТП выполняют задачи прикрытия и координации действий городских служб.
«Важным направлением работы являются задачи помощи участникам движения в случае сложных ситуаций на дороге. Это и помощь при неисправностях автомобиля, и помощь при ДТП. При авариях, подпадающих под условия европротокола, Дорожный патруль поможет участникам правильно классифицировать случившееся ДТП и правильно оформить соответствующие документы. Эта задача выполняется бесплатно. Основная цель работы патруля — помощь, предупреждение аварийных и заторовых ситуаций на дороге. Ежедневно на улицах Москвы работает около 20 экипажей Дорожного патруля, патрулирование ведется на самых напряженных и важных для движения участках дорог Москвы. Управление и координацию работы Дорожного патруля ведет Ситуационный центр ЦОДД», — комментирует руководитель ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин.
Сотрудники Дорожного патруля ЦОДД хорошо узнаваемы на дороге. У них своя форма и автомобили в специальной окраске.
Евсин напоминает, что случаи мимикрии под патруль с целью наживы уже были. А в 2018 году на дорогах впервые были замечены самозваные «комиссары», которые за деньги предлагали оформить европротокол.
«Это не мошенничество, но весьма спорная услуга, ведь европротокол можно заполнить самостоятельно и бесплатно. ЦОДД было выдвинуто требование к некоторым лицам не использовать название «Дорожный патруль» и ссылки на якобы принадлежность к Центру. Это требование выполнено, и более в Москве такие случаи не фиксировались», — подытоживает Евсин.
Доверчивые россияне
Источники в ГИБДД отмечают, что сейчас фальшивые аварийные комиссары встречаются не так часто, как раньше.
— Раньше людей, желающих помочь за плату, было очень много, сейчас же чаще встречаются автоподставщики, которые намеренно совершают ДТП, чтобы «разводить» страховые или людей. Это уже может считаться вымогательством или мошенничеством. К сожалению, наши сограждане очень доверчивы. Они могут поверить человеку, который предложил оформить ДТП за небольшую плату, а могут и машину купить в «кривом» автосалоне. На это и расчет у мошенников. В итоге всё зависит от человека, попавшего в кризисную ситуацию, в каком он состоянии и насколько он доверчив.
Почему вызов аварийного комиссара может обернуться огромными проблемами
Дорожно-транспортное происшествие — это всегда стресс. На внештатную и зачастую очень опасную ситуацию, которую переживают водители, накладывается еще и необходимость правильно оформить все документы.
И поскольку автомобилисты страшно боятся допустить какие-либо ошибки, которые в последствии лишах их законных выплат по ОСАГО, они готовы часами ждать сотрудников ГИБДД, создавая помехи для других участников движения. Вот тут-то и приходят на помощь аварийные комиссары, готовые взять всю бумажную волокиту на себя.
Сегодня услуги аваркомов предлагают все уважающие себя страховщики. В их числе — «Ингосстрах», «Альфа-страхование», «Росгосстрах» и другие. Как правило, за работу таких экспертов просят немного. К примеру, тот же «Ингосстрах» берет за выезд специалиста в столице 1000 рублей.
Трудно спорить с тем, что аварийный комиссар — это удобно. Особенно для тех, кто отличает радиаторную решетку от бампера. Эксперт, в отличие от взволнованных водителей, сохраняет спокойствие, он наверняка знает, что и в какой последовательности нужно делать. К тому же, аварком проводит, как мы уже сказали, первичный осмотр повреждений прямо на месте — автомобилисту не нужно потом вызывать специалиста для оценки ущерба.
Однако если участники аварии могут и сами, не накосячив, заполнить Европротокол, а времени на дополнительные манипуляции — проведение оценки повреждений и доставку документов страховщику — предостаточно, то аварком будет, скорее, бесполезной тратой денег.
Да, некоторые полагают, что его присутствие гарантирует пострадавшей стороне адекватную выплату. Мол, раз на место приехал сам представитель страховой компании, то наверняка можно будет рассчитывать и на увеличенную до 400 000 рублей компенсацию. Но это заблужение — эксперт, напротив, может сделать все для того, чтобы лишить водителя этой возможности. Как? Разберемся на живом примере.
Как оформить европротокол, чтобы страховая не отказала в выплатах: пошаговая инструкция
Страховщики перестали платить по ОСАГО, если ДТП случилось не по месту регистрации водителя
Как рассказала порталу «АвтоВзгляд» преданная читательница, угодившая по вине другого водителя в ДТП, ей предложили услуги аваркома при первом же обращении, когда она уведомила компанию о наступлении страхового случая по ОСАГО. Поскольку наша героиня не сильна ни в технических, ни в юридических тонкостях, от эксперта она не отказалась. Тогда оператор пообещал, что специалист прибудет на место ДТП в течение часа.
Аварком подъехал уже через 40 минут: еще бы за 1000 «деверянных» он не уложился в срок. Побеседовал с водителями, проверил по базе РСА полис ОСАГО виновника, после чего приступил к осмотру и фиксации повреждений машин. В результате эксперт составил Европротокол, в котором участники ДТП поставили свои подписи, и даже предложил бесплатно отвезти его в офис, чтобы клиентка не тратила на это свое время.
Но курьерская услуга не понадобилась, поскольку водители решили дождаться сотрудников ГИБДД. И это, как ни странно, оказалось очень правильной идеей.
Дело в том, что автовладельцы могут рассчитывать на крупную (более 100 000 рублей) выплату в двух случаях: если авария оформлена сотрудниками ГИБДД или когда водители, не имея разногласий, заполняют Европротокол не только на бумаге, но и в мобильном приложении. К слову, для получения увеличенной компенсации им необязательно привязывать данные с системы «Глонасс» — достаточно фотографий.
Но аварийные комиссары не могут регистрировать ДТП в электронном виде за клиентов, поскольку от водителей требуется авторизация на портале «Госуслуг». Максимум — они рекомендуют установить приложение, а затем помогают сделать правильные снимки. Любопытно, что эксперт, прибывший на место по вызову нашей героини, ни слова о фиксации посредством смартфона не сказал.
Не исключено, конечно, что она в стрессовом состоянии попросту этого не запомнила. Однако наиболее вероятно, что аварком умолчал о приложении сознательно, чтобы в случае чего клиентка не требовала от страховой компании больше 100 000 рублей. А повреждения ее машины, кстати, как раз «тянули» на куда большую сумму.
Почему даже при мелком ДТП не стоит договариваться с оппонентом на месте происшествия
Что все-таки лучше взять по ОСАГО: деньги на ремонт или направление на СТО
По совету юридически подкованных знакомых, несмотря на имеющийся Европротокол, героиня этой истории дождалась сотрудников ГИБДД, тем самым оставив за собой право получить при необходимости увеличенную выплату. А если у водителя не окажется близких, разбирающихся в правовых тонкостях?
По рекомендации комиссара — эдакого рыцаря, примчавшегося на помощь по первому требованию — участники аварии, получившие свои экземпляры Европротокола, разъедутся. А потом, когда в сервисе найдут серьезные скрытые повреждения, сильно об этом пожалеют, но пожаловаться не смогут. Да, эксперт о приложении умолчал, но он ведь никого, по сути, не обманывал.
Мораль сей басни такова: реальная польза аварийного комиссара заключается лишь в том, что он сразу же проводит оценку ущерба. Повреждения незначительны и явно ограничены парой царапин на бампере? Составляйте Европротокол — с экспертом или без него — и разъезжайтесь. А подозреваете, что ремонт обойдется больше чем в 100 000 рублей — вызывайте сотрудников ГИБДД. И проверьте на месте полис ОСАГО второго участника — но об этом, полагаем, вы и так знаете.
внимание: служба аварийных комиссаров — развод! (репост)
Начну с главного:
Если у вас произошло мелкое ДТП, и даже на место приехал инспектор ДПС и предлагает вызвать аварийных комиссаров — ни в коем случае не соглашайтесь! Заставляйте оформлять его лично!
А теперь по порядку «печальный личный опыт».
Итак, месяц назад сижу я у нотариуса, заходит мой коллега по работе, говорит «выходи к тебе там приехали».
И действительно «приехали» — СТИ2Мовский бампер снова под замену.
Звоню в 112. Соединяют с 02. Сообщают, что на место отправлен экипаж. Ждем.
Не прошло и часа приезжает «экипаж» на автомобиле ДПС в лице 1 единственного инспектора, бегло осматривает масштаб бедствия и констатирует: «у вас тут не большие повреждения, давайте я вам вызову аварийных комиссаров, они подъедут в ближайшее время, составят европротокол и все оформят.»
Спрашиваю что такое европротокол?!(теперь то я знаю, что это такое/тогда еще был не в курсе)
Получаю ответ: вам все разъяснят.
Ну хорошо.
Через пол часа приезжает нива с оранжевыми мигалками и наклейками Аварийные Комиссары России.
Я как человек редко бывающий в дтп(стучим по дереву) думаю
«а меняется же что то в стране! инспектор приехал не через 3-4 часа как раньше, служба появилась, которая за тебя оформляет мелкие дтп и не надо как раньше ехать за свои же деньги ездить собирать бумажки сначала в ГИБДД(мало ли, где то закорючку не поставят или оформят не так) потом в страховую, очереди отстаивать километровые, потом машину на осмотр. итд»
Помню попадал лет 7-8 назад в дтп — за свои же бабосы потом еще все эти унижения и распинания по всем инстанциям… Запомнилось отчетливо! Да на столько, что когда мне кто то притирает какую нибудь деталь, я либо «по-человечески» пытаюсь с человеком договориться, либо «так его отпускаю», ибо унижаться из-за 5-10тыс. рублей и тратить свое время в этой «возне» просто не вижу смысла.
(Но вот в последнем случае ущерб тянул явно больше чем на 20р, по этому пришлось связаться!)
В общем заполнили все бумажки.
Через день приехал к ним в офис.
Сделал им доверку представлять мои интересы.
Сделали независимую экспертизу.
Назначили осмотр со страховой.
Первый тревожный звонок был когда я приехал на осмотр, а из страховой никто не появился и мне сообщают: «Все в порядке, значит страховая со всем согласна, можете теперь ремонтировать автомобиль, в течении 20 рабочих дней поступят деньги на ваш счет».
Ну ремонтировать пока все равно нечего(ибо бампер только выехал из Хабаровска), ну и 20 дней подождем.
Неделю назад звонок(второй тревожный):
«Павел, здравствуйте, служба аварийных комиссаров беспокоит, извините, вам срочно нужно еще раз предоставить машину на осмотр(теперь уже в компанию ингосстрах) страховая не согласовывает выплату!»
Я немного взбешенный таким разъ*байством вру в ответ:
«Позвольте, мне ваш сотрудник сказал, что машину можно делать и я ее сделал, предоставить могу только сделанный авто».
В ответ: ой, мы теперь не получим выплаты без согласования. мы вам не могли такого сказать!
Отвечаю: ну может и не могли, а сказали. и рассказываю про разговор у них в офисе при первом «осмотре».
Девушка на том конце провода в замешательстве мнется, я говорою: ладно, вам повезло(и как теперь выясняется действительно им повезло), не сделал я машину. Но срочно не могу. На след. неделе если будет время подъеду к ним!(в ингосстрах)
Девушка просит ей сообщить когда пройду сею процедуру.
(сохраняю ее номер)
За сим откланиваемся.
Сегодня доехал до страховой.
Предоставил машину на осмотр. Про*рал кучу времени и в страховой и в пробках.
Еду на работу и вспоминаю, что обещал перезвонить в службу аварийных комиссаров!
Набираю по номерам на визитке — либо никто не отвечают, либо номера не существует, либо номер выключен!
ОПА!
Звоню той барышне, с которой разговаривал. Со второго раза трубка поднимается: и девушка сообщает, что 2-3 недели уже как не работает в той конторе!
Вот тут то и пришло понимание!(жаль, что набрал после осмотра, а не до!)
Ну и как же ты милая моя говорю не работаешь там, если с твоего номера на той неделе мне звонила какая то овца(может и не ты) и приглашала проехать в мою страховую!
Давай, говорю, присылай телефоны всех, с кем работала, а то я поеду к тебе и будем вместе искать!
Номера мне были присланы.
В интернете они засвечены, но на связь никто не выходит.
Конторку навещал тоже закрыта.(соседи говорят переехали/ну я бы на их месте тоже переехал)
Можно ли что то в этой ситуации сделать?!
Завтра поеду к знакомым юрикам, попробую единственный честный вариант подать по бырому в суд на расторжение договора и если уложусь до НГ — есть шанс, что бабло комиссарам не успеет успасть.
Ну и еще может на днях доеду до страховой, объясню ситуацию, и попрошу их «сделать вид» и «потерять бумаги», что осмотр не состоялся.
Дело принципа, пусть уж эта выплата никому не достается! Все лучше чем 3.14дорасам!
И самое паршивое в этой всей истории, на что я лично и купился, что и мусора(да да, именно мусора, не инспектора, не стражи правопорядка, а именно те самые 3.14дорасы с полосатой палкой) тоже кормятся с этой темы!
Чем закончилась эта история расскажу уже в новом году.
Держите ушки на макушке.
Не попадайте!
(по возможности репостните)
Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?
Аварийный комиссар при ДТП
Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.
Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2021 год?
Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.
Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.
При этом, сама схема работы может быть двух видов:
Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.
Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.
Какая разница в порядке оформления ДТП?
Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.
Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.
Без А/К | С помощью А/К |
---|---|
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. | Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. |
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников. | Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает. |
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение. | Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах. |
Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола
Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?
Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.
Регресс виновнику от страховой
Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.
Дело здесь в том, что Федеральный закон «Об ОСАГО» предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.
Схема в этом случае выглядит так:
Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.
Как избежать?
Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей
Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.
В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2021 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.
Риск в случае договора цессии
Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.
Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.
При этом, вам могут предложить:
В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под «соусом» формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.
Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.