авиахаб в красноярске что это
«Аэрофлот» открыл международный авиахаб в Красноярске
Компания «Аэрофлот» открыла на базе аэропорта Красноярска новый международный авиахаб, сообщил гендиректор авиакомпании Михаил Полубояринов, передает ТАСС.
«Сегодня знаковый день для нашей компании и для региона. Мы открываем второй международный хаб после Шереметьево», — сказал он на церемонии открытия. По его словам, одним из главных международных направлений хаба станут республики СНГ и Китай, полеты в который из Красноярска планируют открыть к 2022 году.
Полубояринов отметил, что на первом этапе авиакомпания начнет выполнять полеты из Красноярска в Сочи, Симферополь, Краснодар, Иркутск и Благовещенск. Гендиректор «Аэрофлота» также уточнил, что первоначально в Красноярске будут базироваться три самолета Boeing 737, а затем будут размещаться до пяти Superjet 100.
Губернатор края Александр Усс добавил, что в аэропорту открыли новую магистральную рулежную дорожку, которая увеличивает количество взлетов-посадок более чем в два раза.
«Аэрофлот» и международный аэропорт Красноярск подписали соглашение о создании хаба в конце марта 2019 года, однако из-за пандемии коронавируса официальный запуск полетов перенесли на год.
Красноярск стал для «Аэрофлота» вторым базовым аэропортом после столичного Шереметьево. Планировалось, что к 2023 году годовой пассажиропоток авиакомпании в Красноярске сможет достичь 1 млн человек.
Небо за Уралом: авиахабам Сибири и Дальнего Востока нужна модернизация
Развитие Сибири и Дальнего Востока, эффективное сотрудничество с азиатскими странами невозможны сегодня без современных хабов и сети воздушных коммуникаций
Сегодня успешное развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, а также расширение сотрудничества России со странами Азии невозможно без развития воздушных транспортных связей на территориях Зауралья. Такое развитие означает прежде всего модернизацию и современное техническое оснащение расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке аэропортов.
Именно такую задачу поставили перед собой государство и отечественный крупный бизнес. Понятно однако, что столь масштабные проекты с момента начала их реализации сталкиваются с целым набором сложностей и проблем самого разного характера и масштаба. Некоторые из них уже удалось решить, другие остаются актуальными и сегодня.
Красноярск: хаб, центр ОЭЗ и выход из ПАТовой ситуации
Одним из самых масштабных проектов в рамках программы развития сибирско-дальневосточного воздушного транспортного сектора стала модернизация международного аэропорта Красноярска.
Важность этой задачи обусловлена тем, что Красноярск — стратегический транспортный узел воздушного сообщения между Европой и Азией, центр Енисейской Сибири — макрорегиона, объединяющего Красноярский край, Хакассию и Тыву. Енисейская Сибирь служит площадкой для множества масштабных бизнес-проектов, способных сыграть роль драйверов для устойчивого экономического роста страны в целом. И вся деловая и общественная активность макрорегиона опирается прежде всего на воздушную транспортную систему, чьим флагманом является международный аэропорт Красноярск (МАК).
Идея интеграции нескольких бизнесов и создания на базе аэропорта Красноярск территории перспективного развития, который осуществляется в рамках комплексной инвестиционной программы «Енисейская Сибирь», принадлежит ключевому инвестору региона — бизнесмену Олегу Дерипаске. Его интерес к проекту связан прежде всего с тем, что инвестиции в воздушную гавань Красноярска будут напрямую способствовать развитию промышленного и туристического потенциала как минимум трех регионов — Красноярского края, Хакассии и Тувы.
Перед вводом в эксплуатацию нового терминала предстояло решить обязательный вопрос утверждения приаэродромных территорий (ПАТ) — эта процедура обусловлена специальным постановлением правительства РФ. После согласования проекта ПАТ с Роспотребнадзором, администрацией Емельяновского района, парламентом и министерством транспорта Красноярского края, приказом Росавиации N 1003-П от 21 октября 2019 года приаэродромная территория Красноярского аэропорта была утверждена.
Однако уже после утверждения от муниципалитета Емельяновского района всё чаще стали поступать обращения, касающиеся сложностей со строительством социально-значимых объектов (детского сада и поликлиники) на территориях,
попавших в зону ПАТ. Также участились обращения подобного характера и от частных лиц — в связи с невозможностью получить разрешение на строительство жилья на садовых участках, оказавшихся в зоне приаэродромной территории.
«Понимая всю сложность ситуации и крайне высокую необходимость её решения, аэропорт добровольно заключил контракт с организацией-проектировщиком на подготовку нового проекта решений ПАТ с учётом самых последних методик расчёта границ 7-ой подзоны», — сообщил заместитель министра транспорта Красноярского края Дмитрий Зотин.
Внесла свои коррективы в темпы модернизации красноярской транспортной гавани и пандемия COVID-19. В частности, оказались сдвинутыми сроки строительства и сдачи в эксплуатацию магистральной рулежной дорожки. Между тем, реализация этого проекта позволяет аэропорту Красноярска вдвое увеличить количество взлетно-посадочных операций в час. Понимая важность этой задачи, правительство РФ выделило администрации Красноярского края из резервного фонда 600 миллионов — почти треть от общей стоимости МРД. Локдаун, введённый в Европе в связи с коронавирусом, не позволил поставщикам светосигнального оборудования для магистральной рулежной дорожки выполнить условия контракта досрочно: произошёл сдвиг сроков строительства с конца 2020 на осень 2021 года. 15 сентября МРД была открыта и начала работать.
«Стоит отметить, что все инфраструктурные объекты в аэропорту Красноярска реализованы в соответствии с установленными законодательством сроками. К сожалению, пандемия повлияла на сроки запуска проекта хаба ПАО “Аэрофлот”, но, благодаря совместным усилиям, хаб был запущен 1 июня 2021 года, и уже сейчас его маршрутная сеть развивается стратегическими темпами, в том числе, при прямой поддержке Красноярского края» — заключил Дмитрий Зотин.
Владивосток: нужна вторая полоса
Ещё один участок, задача модернизации которого требовала непременного решения — сектор воздушных перевозок Дальнего Востока, где ключевым аэропортом остается воздушная гавань Владивостока.
Надо сказать, что аэропорт уже был серьезно модернизирован в 2012 году, когда к форуму АТЭС были построены новая взлётно-посадочная полоса и аэровокзальный комплекс.
Теперь в планах оператора аэропорта — АО «Международный аэропорт Владивосток» (с 2017 года им владеет международный консорциум в составе Сбера, компании «Аэродинамика», РФПИ и сингапурского аэропорта Changi) — значатся модернизация пассажирского терминала, увеличение доли трансферта на 10%, наращивание мощностей по обслуживанию аэропорта, создание производственных мощностей для обработки всех категорий грузов, а также повышение качества предлагаемых услуг.
Надо отметить, что до начала пандемии международный аэропорт Владивосток был лидером по пассажиропотоку на Дальнем Востоке. В 2019 году он вышел на пиковые показатели, обслужив более 3 млн пассажиров и 21,5 тысячи тонн грузов. Доля международного трафика аэропорта в последний доковидный год составила 47 процентов, а доля трансфера — 10. Это свидетельствует о выраженной тенденции формирования на базе аэропорта МАВ регионального хаба международного авиасообщения.
Чтобы этот тренд стал реальностью, аэропорт необходимо серьезно модернизировать. Это подразумевает изменение конфигурации существующего аэровокзального комплекса и строительство дополнительных мощностей для обслуживания всех категорий пассажиров. Но действующая аэродромная инфраструктура требует особого внимания уже сегодня.
Аэропорт Владивостока располагает двумя взлетно-посадочными полосами. Первая ВПП введена в эксплуатацию в 2011 году — именно с нее сейчас осуществляются все взлеты и посадки. Вторая выведена из эксплуатации в 2012 году. Первая ВПП находится в исправном состоянии, но уже в 2024 году ей потребуется плановый ремонт. Это означает, что на какое-то время полеты могут прекратиться.
Есть два пути решения проблемы. Первый и самый простой — на время ремонта первой ВПП ограничить прием широкофюзеляжных судов (Boeing-777, Ил-96, Airbus-330 и т.п.). Но в этом случае столица Дальнего Востока будет отрезана
от прямого сообщения с европейской частью России — Санкт-Петербургом, Сочи, Симферополем и др. Чтобы добраться, например, из Владивостока в Москву, пассажирам придется делать одну-две пересадки. Помимо неизбежного удорожания билетов, такая мера еще больше обострит социальную проблему извечной «оторванности» Дальнего Востока от федерального центра. К тому же, это создаст неудобства для военной авиации Тихоокеанского флота, которая также базируется на территории аэропорта.
Второй путь — более затратный, но куда более перспективный для всего Приморья. Это капитальный ремонт ВПП-2, которая бездействует уже 10 лет.
Дело в том, что даже в условиях строгих коронавирусных ограничений внутренний пассажиропоток неуклонно увеличивается. В 2021 году МАВ вышел на допандемийные показатели перевозки на внутренних авиалиниях. А с открытием границ произойдет взрывной рост международных рейсов. По оценкам аналитиков, к 2025 году аэропорт Владивостока приблизится к показателю 4 млн пассажиров, 60 процентов которых придется на международные авиаперевозки. Поэтому аэропорту, чтобы справиться с таким пассажиропотоком, как воздух нужна вторая полноценная ВПП. Это позволит не только сохранить прямое авиасообщение с федеральным центром, но и обеспечить бесперебойные воздушные коммуникации с центрами деловой активности Азиатско-Тихоокеанского региона.
На решение проблемы взлетно-посадочной полосы у аэропорта осталось всего 2-3 года. В противном случае столица Дальнего Востока потеряет и без того немногочисленные шансы на ускоренное развитие.
Новокузнецк: в поисках альтернативы
Аэропорт Новокузнецка стал ещё одним пунктом программы модернизации воздушно-транспортной сферы Зауралья. Особое внимание этому воздушному порту было уделено ещё и потому, что зимой 2023 года в городах южного Кузбасса — Новокузнецке, Междуреченске, Таштаголе — пройдут международные спортивные игры «Дети Азии». Львиную долю гостей из почти полусотни стран мира должен будет принимать именно новокузнецкий аэропорт.
В июле 2021 года контрольный пакет акций ООО «АэроКузбасс», главного оператора аэропорта Новокузнецка, приобрела компания ООО «Сибирские аэропорты», («СибАэро»), входящая в периметр основанной Олегом Дерипаской промышленной группы En+ Group. Цель «СибАэро» — инвестиции в развитие инфраструктуры аэропортовых активов Сибирского федерального округа. Применительно к Новокузнецку это будет означать создание высокотехнологичного аэропорта с высоким уровнем сервиса, обладающего обширной современной инфраструктурой.
Планируется возведение нового аэровокзального комплекса площадью около 20 000 квадратных метров: он будет отвечать всем современным международным требованиям по качеству обслуживания и комфорту для пассажиров, а пропускная способность аэропорта увеличится вдвое, достигнув миллиона пассажиров в год. В июне 2021 года между En+ Group и правительством Кемеровской области было подписано соглашение о сотрудничестве, предполагающее введение нового аэровокзала в эксплуатацию до января 2023 года.
Развитие инфраструктуры аэропорта будет включать в себя благоустройство привокзальной площади с созданием зон отдыха пассажиров и комфортных транспортных развязок, а также открытие новых объектов коммерческой торговли и общепита и создание парковочных зон для арендованных автомобилей и машин такси — то есть, активизация связанной с аэропортом бизнес-среды. Среди других целей развития — создание маршрутной сети совместно с авиакомпаниями, ориентированными на разные типы пассажирских перевозок — регулярные, чартерные и лоукост.
Надо сказать, что в Новокузнецке тоже не обошлось без определенных проблем, хотя и несколько иного характера. Дело в том, что правительство Кузбасса поддерживает планы холдинга «Новопорт» по созданию международного аэропорта вблизи курорта Шерегеш. Реализация этого проекта, конечно же, будет содействовать развитию туристического потенциала региона, но этот аэропорт перетянет на себя значительную часть трафика Новокузнецка, что сможет серьезно сказаться на экономических показателях последнего. То есть, существует большая вероятность того, что такая конкуренция сильно ударит по обоим аэропортам: Шерегеш рискует недополучить пассажиропоток, а Новокузнецк — лишиться перспектив развития.
Между тем разумная альтернатива строительству аэропорта в Шерегеше, по мнению ряда экспертов, существует. Это модернизация посадочной площадки в Таштаголе — районном центре, расположенном в 25 км юго-западнее курорта. Посадочная площадка Таштагол приписана к аэропорту Новокузнецк и управляется оператором ООО «АэроКузбасс». Её модернизация, по мнению специалистов «СибАэро», позволила бы создать силами инвестора малый аэропорт с современными стандартами обслуживания и эффективной экономической моделью.
По мнению представителей компании-инвестора, оптимальным планом развития транспортной доступности курорта Шегергеш стало бы строительство в Таштаголе нового современного комфортабельного терминала с последующим запуском регулярного авиасообщения между хабовыми аэропортами региона. Целевым типом воздушного судна для развития этой воздушной сети стал бы самолёт Л-410, способный перевозить до 20 пассажиров на расстояние до 1000 км.
Учитывая, что туристы, посещающие Шерегеш, это, в основном, жители СФО, более логичным представляется развитие уже имеющейся посадочной площадки в Таштаголе, нежели строительство «с нуля» нового аэропорта рядом с горнолыжным курортом. Более того, полагает инвестор: в случае успешности таштагольского варианта, его опыт можно будет использовать для создания и эксплуатации малых аэропортов с эффективной экономической моделью по всей Сибири и Дальнему Востоку, сформировать таким образом устойчивый спрос на использование малой авиации.
Хаб с глобальными амбициями
В феврале 2019 года правительство РФ утвердило «Стратегию пространственного развития страны на период до 2025 года». Одним из основных направлений в ней названа ликвидация инфраструктурных ограничений, в числе важнейших — задача сокращения межрегиональной дифференциации по социально-экономическому уровню. На это же нацелен «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года», ставший тринадцатым национальным проектом. Стоимость плана — 6,35 трлн руб. Это почти четверть всех средств, заложенных правительством на реализацию всех нацпроектов. В «Стратегии пространственного развития…» особо отмечено, что сохраняется «высокий уровень централизации авиационных пассажирских перевозок вследствие недостаточного развития крупных узловых аэропортов». Решать транспортные проблемы предполагается в том числе за счет формирования международных аэропортов-хабов, создания и развития узловых аэропортов в крупных городских агломерациях, реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву.
Шанс для регионов
Мировой и российский опыт показывает, что ни один регион не может быстро расти при слабой транспортной связанности с другими территориями. Возможность принимать большой пассажиро— и грузопоток сама по себе стимулирует деловую активность и туристическую отрасль. «Если аэропорт маломощный, то рейсов в нем будет мало, но если это хаб, то можно иметь расписание с высокой частотой рейсов, а значит, и пассажиров будет много. Это абсолютно другая экономика. Вокруг этого хаба будет развиваться жизнь», — уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
«В России 16 городов с населением более 1 млн человек. Половину из них можно превратить в региональные хабы. Есть поток через Москву, который надо «спрямить», и это может дать экономию в несколько тысяч рублей на билет. А удешевление и спрямление рейсов, в свою очередь, увеличит спрос», — рассуждает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс». Правда, по его оценке, может не хватить времени, чтобы купить необходимое количество самолетов и подготовить экипажи, восполнить недостаток инфраструктуры — аэропортовой, топливной, авиационной. Чтобы сделать хаб, должны договориться авиакомпании, местные власти, федеральные, частные заправщики, собственники аэропорта. Это очень сложный и длительный процесс, отмечает Георгий Ващенко.
Михаил Блинкин полагает, что в России вряд ли скоро появятся гигантские аэропортополисы, как вокруг крупнейших транспортных узлов в Северной Америке, Европе и Азии, «хотя то, что построено вокруг аэропорта Новосибирска, похоже на североамериканские аналоги». Новосибирские результаты красноречивы: аэропорт Толмачево в прошлом году увеличил пассажиропоток на 900 тыс. человек, до 5,9 млн. В ближайшие годы запланированы капитальный ремонт одной из двух взлетно-посадочных полос, реконструкция аэровокзального комплекса и прочие работы стоимостью свыше 20 млрд руб. Новосибирск станет одним из региональных узловых аэропортов «Аэрофлота». Показателен и пример Крыма. В прошлом году благодаря новому аэропортовому комплексу Симферополя и открытию движения по Крымскому мосту полуостров принял рекордное число туристов — 6,8 млн человек, это рекордный показатель за весь постсоветский период. Пассажиропоток симферопольского аэропорта в прошлом году составил 5,146 млн человек (примерно поровну на прилет и вылет), а 30 декабря был поставлен суточный рекорд по трафику с момента присоединения Крыма к России — 10,5 тыс. пассажиров. Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко недавно рассказал, что туристы оставили на полуострове в прошлом сезоне около 500 млрд руб.
Новый аэропортовый комплекс Ростова-на-Дону Платов, открытый к ЧМ-2018 в декабре 2017 года, в 2018-м обслужил 3,2 млн пассажиров, что на 19% выше показателя предыдущего года. Пресс-служба Платова сообщала, что основной прирост трафика дали межрегиональные перевозки. «Чемпионы по этому показателю — Сочи, Екатеринбург и Казань», — отметили в Платове. В этом году должна быть введена в эксплуатацию новая четырехполосная автодорога с освещением, соединяющая аэропорт с городом, а территорию старого аэропорта планируется отдать под реконструкцию и жилую застройку.
Красноярские ворота
В аэропортах Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга «Аэрофлот» предполагает до 2023 года создать свои региональные базы. А в Красноярске лидер российской гражданской авиации организует международный хаб. Такие решения записаны в стратегии развития группы до 2023 года, которая называется «100 миллионов пассажиров к 100-летию «Аэрофлота». В числе основных целей — втрое увеличить региональные перевозки, с 7 млн пассажиров в 2017 году до 19 млн в 2023-м. Еще одна задача — нарастить международный транзитный пассажиропоток с 5 млн пассажиров в 2017 году до 10–15 млн в 2023-м. Ведущая российская авиакомпания выигрывает до трех часов времени транзита по сравнению с конкурентами, имеет самые низкие затраты в коридоре Европа — Азия и уже занимает первое место по перевозкам на ряде направлений из крупных европейских центров в города Китая.
В конце марта «Аэрофлот» подписал соглашение с аэропортом Красноярск о создании авиационного хаба. Красноярск станет для «Аэрофлота» вторым базовым аэропортом, в нем будут базироваться современные самолеты, включая отечественные Superjet 100. Начало работы международного хаба запланировано на 2020 год, а к 2023-му годовой пассажиропоток «Аэрофлота» в Красноярске может достичь 1 млн человек.
«В соответствии с новой стратегией группы «Аэрофлот» мы приступаем к созданию международного хаба в Красноярске. Бизнес-модель хаба с комфортными стыковками позволит нам привлекать транзитный пассажиропоток на внутренних и международных линиях, а наши перспективные планы предусматривают создание ряда региональных баз в России», — сказал заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ПАО «Аэрофлот» Андрей Панов.
В Красноярске планируется создать хаб, играющий глобальную роль. «Нарастает транзитный пассажиропоток из Китая. Они уже сейчас массово летают через Россию в Европу. Но пропускная способность воздушного пространства над Москвой ограниченна. Поэтому Красноярск и рассматривается как альтернатива Москве. Он удачно расположен, и часть рейсов можно заводить туда. Китайцы будут слетаться в Красноярск, а дальше разлетаться в Европу и китайские города», — поясняет Роман Гусаров, руководитель портала Avia.ru.
Губернатор Красноярского края Александр Усс видит в сотрудничестве с «Аэрофлотом» много преимуществ. Он напомнил, что новый аэропорт открылся в краевой столице полтора года назад и «он должен жить и развиваться, а для этого требуется надежный базовый перевозчик». «Сегодня во главу угла поставлена тема Енисейской Сибири — огромной территории, которой необходима надежная транспортная система. В создании хаба я вижу перспективы увеличения доступности территории края, российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также создания рабочих мест и дополнительных сервисов», — отметил Александр Усс, комментируя подписание совместного документа.
«Енисейская Сибирь» — это комплексный инвестиционный проект, который объединяет Красноярский край, Хакасию и Туву. В него включены 32 инвестпрограммы. Директор Корпорации развития Енисейской Сибири Сергей Ладыженко рассказывал на пресс-конференции в апреле текущего года, что в результате только в Красноярском крае может быть создано порядка 40 тыс. рабочих мест. Одна из программ — создание грузового хаба в Емельяново, этот проект был представлен в 2018 году на Красноярском экономическом форуме (помимо пассажирского хаба, который создается в сотрудничестве с «Аэрофлотом»). Он займет 245 га, а площадь логистических и промышленных площадей может достичь 830 тыс. кв. м, инвестиции оцениваются в 65 млрд руб. Генеральный директор аэропорта Андрей Метцлер говорил журналистам, что проект ориентирован на грузопоток из Юго-Восточной Азии в Европу.
Таким образом, международный пассажирский хаб, создаваемый «Аэрофлотом», будет работать в комплексе с грузовым, в результате Красноярский край должен выйти на новый уровень развития.
«Планируем перевезти за лето более ста тысяч пассажиров»: как в Красноярске открывали авиахаб компании «Аэрофлот»
Новые направления, скидки на билеты и меньше пересадок
Новые направления, скидки на билеты и меньше пересадок
Предыстория
Далее на КЭФ-2019 правительство края, авиакомпания «Аэрофлот» и аэропорт Красноярск подписали меморандум о создании авиахаба. И всё шло прекрасно, пока не началась пандемия, которая могла стать серьезным поводом вовсе отказаться от намеченных планов. Однако, несмотря на все трудности, 31 мая 2021 года авиахаб официально заработал, а уже 1 июня «Аэрофлот» совершит свой первый рейс из нового домашнего аэропорта.
«Сегодня у нас долгожданное событие. Мы благодарны руководству страны и компании „Аэрофлот“ за решение сделать национального перевозчика базовым для нас. На это повлияло не только удачное географическое положение края и его роль в социально-экономическом развитии Сибири и России в целом, но и сам аэропорт. Это один из самых современных, красивых и удобных аэропортов страны. Кроме того, немногие аэропорты в стране могут соблюдать такие высокие технологические требования в плане стерильности, что особенно важно с учетом пандемии», — сказал на церемонии запуска авиахаба губернатор Красноярского края Александр Усс.
Больше возможностей для пассажиров
Авиахаб — это, прежде всего, новые возможности для пассажиров. Теперь из Красноярска будут летать пять дополнительных регулярных рейсов: в Иркутск, Благовещенск, Симферополь, Краснодар и Сочи. Попасть в пункт назначения можно напрямую, минуя Москву. Таким образом, время в пути, как и срок ожидания подходящего рейса, сократится.
Как сообщил генеральный директор компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» Михаил Полубояринов, в перспективе маршрутная сеть будет расширяться, в том числе и по международным направлениям. Со временем красноярцы также могут рассчитывать на уменьшение цены билетов в среднем на 10%.
В аэропорту Красноярска открыли первый сибирский авиахаб компании «Аэрофлот»
Александр Усс, губернатор Красноярского края
Михаил Полубояринов, генеральный директор компании «Аэрофлот»
Созданию международного транспортно-логистического хаба на базе аэропорта Красноярск предшествовала масштабная работа: был построен новый пассажирский терминал, реконструирован терминал для обслуживания официальных делегаций.
Справка
Реализация проекта по созданию хаба на базе красноярского аэропорта направлена на развитие межрегиональных регулярных пассажирских авиамаршрутов. Теперь из Красноярска, минуя Москву, можно улететь в Благовещенск, Иркутск, Краснодар, Симферополь и Сочи. Маршрутная сеть будет расширяться, в том числе и по международным направлениям.
Планы по развитию главного авиаузла края губернатор обсудил с президентом в мае 2021 года в рамках рабочей встречи в Москве. Александр Усс попросил Владимира Путина поддержать проект по соединению двух параллельных взлетно-посадочных полос аэропортов Красноярск и Черемшанка.