авиньонское пленение пап что такое
Пленение папства
На протяжении всего Средневековья в Западной Европе продолжалась борьба папства и светской власти.
Понтифики того времени были не просто главами церкви, они являлись влиятельными политическими фигурами. В XIV веке начался новый этап в истории взаимоотношений Святого Престола с императорами и королями. 7 сентября 1303 года папа Бонифаций VIII был взят в плен вассалами французского монарха Филиппа IV Красивого. А уже через несколько лет преемник Бонифация Климент V переехал во французский Авиньон, чем негласно закрепил зависимость понтификов от светской власти в Париже. Началось Авиньонское пленение пап, сильно повлиявшее на престиж и значимость католической церкви.
Переезд в Авиньон
Начало понтификата Климента V в 1305 году омрачилось трагедией. Во время инаугурационной церемонии рухнула стена, на которую залезли зрители-простолюдины. Папа свалился с коня и получил несколько царапин, но были и погибшие, в том числе герцог Бретонский. Это символичное событие не сулило Святому Престолу ничего хорошего.
Раймон Бертран де Го (настоящее имя Климента V) был французом, родился в Гаскони, а значит считался подданным короля Филиппа IV. Монарх постоянно оказывал давление на папу. После избрания Климент оставался во Франции. Формально — для того чтобы помочь остановить войну с Англией. Глава церкви надеялся, что все европейские монархи вновь объединятся для нового крестового похода в Святую землю.
Но уже в 1309 году Климент принял решение поселиться в Авиньоне. Он так и не вернулся в Рим, за ним же последовали все кардиналы, большинство которых также стали французами. Небольшой город на берегу Роны на почти семьдесят лет стал резиденцией папства.
Папа на королевской службе
Сделав понтифика своей марионеткой, Филипп Красивый использовал все ресурсы католической церкви для атаки на орден тамплиеров. Эта организация монахов-воителей появилась в XII веке. Она была создана на волне энтузиазма по отношению к крестовым походам. Однако к XIV столетию западные рыцари растеряли свои владения в Палестине. Орден вернулся в Европу. Он славился богатством и могуществом. Наибольшим влиянием тамплиеры пользовались во Франции.
Филипп решил приструнить орден и прибрать к рукам его имущество. Тамплиеров обвинили в ереси: отречении от Христа, мужеложстве, поклонении Бафомету. Великого магистра Жака де Моле сожгли на костре. Климент упразднил орден в 1312 году. На судебном процессе он был слепым исполнителем воли Филиппа. Поведение понтифика было беспрецедентным. Католическая церковь всегда относилась к светской власти свысока. Если эпизод в Канносе стал символом вершины могущества пап, то начало Авиньонского пленения ознаменовало их небывалое унижение.
Во Франции папы растеряли свое политическое влияние. Но внутри самой церкви их власть усилилась. Они стали по своему смотрению назначать епископов и аббатов (ранее те избирались местным духовенством). Увеличился масштаб торговли индульгенциями, разросся бюрократический аппарат курий. Все эти перемены сильно били по престижу церкви. Роскошь папского двора одних озадачивала, других откровенно раздражала.
Роскошь новой резиденции
Формально Авиньон не был частью Франции, он стал собственностью папства. Однако юридические тонкости не влияли на людей, живших на этой территории. Население Авиньона считало себя французским или провансальским (что к тому времени стало почти одним и тем же). С переносом резиденции понтификов город значительно вырос. Население приблизилось к 30 тысячам человек. Париж был в четыре раза больше, но Авиньон по многим критериям на равных соперничал со столицей. Здесь находилась престижная школа права и не менее важная школа богословия, богатая библиотека, сюда стали стекаться богатые банкиры. Разросшийся торговый квартал привлекал купцов со всей Европы.
Папский дворец в Авиньоне. Источник: wikipedia.org
До появления в Авиньоне Климента это был старый и зловонный город. Следующие папы жили в процветающем месте, которое в отличие от Рима не раздирали междоусобицы властной аристократии. Правда в 1348 году сюда добралась эпидемия чумы. Она выкосила три четверти местного населения. Эта печальная судьба ждала всю Западную Европу. Но благодаря папам Авиньон сравнительно быстро пришел в себя. Из него по-прежнему было удобно вести посредничество в англо-французских делах. Однако в Италии у Святого Престола оставалось собственное государство, управлять которым из Франции было крайне затруднительно.
Первым попытался вернуться в Рим Урбан V. Он уехал из Авиньона в 1367 году. Однако уже через три года глава церкви вернулся на берега Роны. Вечный город сотрясали солдатские бунты, а местные жители не желали ничего знать о папе-французе. Более того, многие из состава двора от кардиналов до секретарей вообще не знали итальянского. В Риме они были чужаками.
Обратно домой
Больше Урбана в вопросе возвращения на историческую и духовную родину преуспел его преемник Григорий XI. Это был глубоко религиозный и аскетичный человек. Склонный к мистицизму, он твердо уверовал в необходимость переехать в Рим, чего бы того не стоило. В юности он учился в Перудже, знал итальянский язык и в отличие от многих своих подчиненных искренне любил Италию.
Французские короли были ослаблены многолетней войной с Англией, последствия которой продолжали сказываться и десятилетия спустя. Светская власть даже если бы хотела, не могла остановить папу. Сложности были другого характера. После неудачного путешествия Урбана в казне понтифика не осталось денег, чтобы оплатить переезд огромного двора. Пришлось занять 60 тысяч золотых флоринов у герцога Анжуйского.
Возвращение папы Григория XI в Рим. Источник: wikipedia.org
Неприятности ждали и в пути. Папские корабли отправились к берегам Италии из Марселя. В море флотилия попала в шторм, несколько судов затонуло. Наконец в начале 1377 года Григорий вернулся в Рим. Больше папы никогда не покидали его. Григорий XI стал первым, кто сделал своей резиденцией Ватикан. До него таковой считался Латеранский дворец. В начале XIV века он сильно пострадал при пожаре.
За семьдесят лет отсутствия понтификов Италия сильно изменилась. Ее раздирала гражданская война гвельфов и гибеллинов. Но самое главное, именно здесь в XIV веке началось Возрождение. Папство долгое время препятствовало прогрессу. Ограничения церкви ослабли, что стало толчком к развитию культуры, науки и искусства. Италия прослыла центром нарождавшегося европейского гуманизма. Даже возвращение пап теперь не могло остановить наступления Ренессанса.
Великий раскол
После смерти переехавшего обратно в Рим Григория в Авиньоне появились антипапы — французские претенденты, которые называли себя законными главами церкви. Еще почти на сорок лет (1378 — 1417) католический мир раскололся. Авиньонцев поддерживали во Франции, Неаполе, Шотландии, Арагоне Понтифики-противники предали друг друга анафеме, ставили своих кардиналов, имели собственные курии. Длительная неразбериха еще сильнее ударила по престижу папства.
Современная католическая церковь считает авиньоских пап после Григория XI самозванцами.
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП
Период в истории папства (1309–1377 гг.), когда резиденция пап римских находилась в Авиньоне, во Франции.
Авиньонское пленение может быть лишь условно названо пленением, поскольку переезд папы Климента VII в Авиньон состоялся добровольно. Вскоре после поражения Бонифация VIII в конфликте французским королем Филиппом IV Красивым римским папой был избран француз Климент V (1305–1314 гг.). Под давлением Филиппа IV новый папа решил перенести свою резиденцию из Рима во Францию.
Местом нового пребывания стал Авиньон, принадлежавший графам Прованса и выкупленный папством в 1348 г. В Авиньоне папы находились под большим влиянием французского короля. В 1311–1312 гг. Климент V санкционировал на Вьеннском соборе роспуск ордена тамплиеров.
Во время Авиньонского пленения папы значительно увеличили денежные поборы (особенно при Иоанне XXII (1316–1334 гг.)), однако политическое значение пап, находившихся под безраздельным влиянием французских королей, неуклонно падало. Папы стали выполнять важные дипломатические миссии в интересах французской короны. Несмотря на ослабление папства в международном масштабе, внутренняя власть пап в церкви укрепилась.
Аббаты и епископы стали напрямую назначаться папами без всякого участия местного духовенства. К возвращению в Рим пап побудило два обстоятельства. Во-первых, ослабление Франции в Столетней войне сделало союз с французской короной не столь выгодным, во-вторых, отсутствие пап в Риме привело к анархии в итальянских владениях папы.
В 1367–1370 гг. резиденция папы была временно возвращена в Рим, а в 1377 г. окончательно.
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП
Полезное
Смотреть что такое «АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП» в других словарях:
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — вынужденное (под давлением французских королей) пребывание римских пап в Авиньоне в 1309 77 (с перерывом в 1367 70) … Большой Энциклопедический словарь
Авиньонское пленение пап — Папский дворец в Авиньоне Авиньонское пленение пап период с 1309 по … Википедия
Авиньонское пленение пап — вавилонское пленение пап, вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне в марте 1309 январе 1377 (с перерывом в 1367 70). Пленению предшествовала победа французского короля Филиппа IV над папой Бонифацием VIII в споре о прерогативах… … Большая советская энциклопедия
Авиньонское пленение пап — период с 1309 по 1377 г., когда резиденция глав католич. церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 г. Климент V (француз), ставший папой вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королем Франции Филиппом IV Красивым,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — (1309 1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке. Почерпнутая им из Свящ. Писания метафора «вавилонского пленения» поначалу выражала недовольство патриотически настроенных итальянцев пребыванием папы во… … Православная энциклопедия
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — вавилонский плен (март 1309 янв. 1377, с перерывом 1367 70), пребывание римских пап в Авиньоне (Avignon, Франция) в политич. зависимости от франц. короля; привело к обострению отношений между европ. странами. Предпосылкой А. п. п. была политич.… … Советская историческая энциклопедия
Авиньонское пленение пап — период в истории папства с 1305 по 1377, в течение которого резиденция Папы Римского находилась во Франции (с 1309 в Авиньоне), а политика пап во многом зависела от политики франц. королей. Термин А.п.п. в ист. науке появился по аналогии с… … Католическая энциклопедия
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ — период пребывания пап римск. в Авиньоне (Южн. Франция), куда резиденция папы была перенесена по требованию франц. короля Филиппа IV. А. п. продолжалось с 1309 по 1377. В этот период папство использовалось франц. монархами в политич. целях … Атеистический словарь
Вавилонское пленение пап — («Вавилонское пленение пап», ) встречающееся в литературе другое название Авиньонского пленения пап (См. Авиньонское пленение пап) (по аналогии с Вавилонским пленом (См. Вавилонский плен)) … Большая советская энциклопедия
«ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП» — см. Авиньонское пленение пап (1309 77) … Советская историческая энциклопедия
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП
Папский дворец в Авиньоне
Не успели папы разобраться с ненавистными Гогенштауфенами, как им пришлось вступить в борьбу с другим могущественным монархом — королем Франции. Причем последний действовал, пожалуй, еще более решительно, чем его германские коллеги. Папу Римского он попросту взял в плен.
Вступив в 1294 г. в войну с Англией, Филипп IV Красивый потребовал для покрытия военных расходов введения специального налога, который он распространил и на духовенство. Ранее для обложения налогом духовенства требовалось согласие Рима. Папа Бонифаций VIII резко выступил против мероприятий Филиппа и угрожал церковными карами всем, кто будет взимать или платить не разрешенные папой налоги. В ответ на это король запретил вывоз из Франции золота, серебра и всяких драгоценностей за границу, и Бонифаций лишился возможности получать средства из Франции. Пришлось ему идти на уступки, разрешив «отдельным духовным представителям во Франции добровольно платить…»
Однако по мере того, как Филипп увеличивал поборы с церкви, Бонифаций ожесточался. Он вызвал в Рим некоторых французских прелатов, чтобы обсудить меры борьбы против королевской политики. Французское правительство усмотрело в этих действиях попытку превратить их страну в «папский лен». Началась горячая полемика. Король снова запретил вывоз золота, были созваны представители разных сословий, которые должны были поддержать авторитет короля в его борьбе против «чрезмерных притязаний» папства. В ответ в ноябре 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», в которой говорилось, что существует единая святая католическая церковь, которая имеет лишь одно тело и одну главу — Христа и его наместника на земле — Петра и преемников последнего на папском престоле. В руках папы, согласно булле, находится два меча, один из которых — светский, который подчиняется духовному. Все короли должны подчиняться папе. «Мы торжественно заявляем… что подчинение римскому первосвященнику есть для каждого человеческого существа необходимым условием его спасения», — писал Бонифаций VIII. В своей борьбе с Филиппом папа рассчитывал на помощь Альбрехта Австрийского, которому предлагал императорскую корону и призывал к войне с «французскими собаками».
Следующий ход был за французами. После 11-месячной борьбы они возвели на папский престол архиепископа Бордо Бертрана де Го под именем Климента V. Этот человек выполнял все приказы Филиппа IV. Он передал королю право на сбор церковной десятины сроком на пять лет, принял непосредственное участие в разгроме ордена тамплиеров. Вначале Климент отложил свою поездку в Рим из-за переговоров с Филиппом Красивым, затем последовала подготовка к Вьеннскому собору 1311–1312 гг. После этого германский король Генрих VII вторгся в Италию. Таким образом, за все время своего понтификата Климент V ни разу не выехал в Италию. И конечно, он не сопротивлялся, когда Филипп потребовал переноса главной папской резиденции из Рима в город Авиньон, принадлежавший неаполитанскому королю, но находившийся на французской территории. (Папа купил Авиньон в 1348 г.) Переезд состоялся в марте 1309 г. Папа сразу же назначил в кардинальскую коллегию несколько французов, обеспечив, таким образом, избрание и в будущем «французских» пап. Так начался 70-летний период «Авиньонского (или вавилонского) пленения пап», во время которого глава католической церкви «работал на Францию». Он выполнял различные поручения французского монарха, при королевском дворе находилось немало кардиналов.
Со временем папы обосновались в огромном укрепленном дворце за городскими стенами, создав великолепный двор. Роскошная жизнь папы за Альпами была предметом постоянной критики. Например, со стороны Петрарки и св. Екатерины Сиенской. Папство утратило свой безусловный авторитет и никогда уже не восстановило его полностью. С другой стороны, понтифик был освобожден от давления со стороны итальянских аристократических родов. Значительная часть христиан теперь добиралась до папского суда гораздо быстрее. Авиньонский период характеризовался большой дипломатической активностью папства. Если в межгосударственных отношениях папа потерял былое значение, то внутри самой церкви его власть усилилась в связи с рядом административных реформ, проведенных авиньонскими папами. В Авиньоне папы впервые смогли создать постоянно действующее и эффективное финансовое ведомство. Именно авиньонские папы перешли к щирокой продаже индульгенций.
Авиньонское пленение и фискальная политика жадных французских понтификов вызвали к жизни и распространение идей об отделении церкви от государства. Ее выразителями стали сторонники империи, Уильям Оккам, Марсилий Падуанский, Данте. В Англии большой популярностью пользовались воззрения Джона Уиклифа, считавшего, что католическая церковь и папа лишь отдаляют человека от подлинного христианства, заключенного в Евангелии. Сочинения Уиклифа распространились по всей Европе. Его активным последователем стал магистр Пражского университета Ян Гус, также выступавший за реформу церкви.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Пленение Сейтека
Пленение Сейтека При всех первых успехах в закреплении территории Сибирского ханства надо было что-то делать с Сейтеком. Его столица и войско находились в сотне верст к северо-востоку от Чингидина, переименованного в Тюмень, но он ничего не предпринимал.В 1587 году в Тюмень
11 | ПЛЕНЕНИЕ ЁРИТОМО
11 | ПЛЕНЕНИЕ ЁРИТОМО В девятый день второй луны Яхэй-бёэ-но Мунэкиё, служивший у правителя Овари Ёримори, схватил и препроводил в Рокухара третьего сына Ёситомо, прежнего младшего военачальника Правой дворцовой стражи Ёритомо.Когда из Овари ехали в столицу и проезжали
4. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ
4. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ Именем «вавилонское пленение», то есть «имперское пленение» в Библии названо несколько событий. Первое, самое древнее, вавилонское пленение XIV века, — то есть как раз эпохи «монгольского» завоевания, — отражено в истории католической церкви как
12. Вавилонское пленение
12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое — вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически
12. Вавилонское пленение
12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое – вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП Папский дворец в АвиньонеНе успели папы разобраться с ненавистными Гогенштауфенами, как им пришлось вступить в борьбу с другим могущественным монархом — королем Франции. Причем последний действовал, пожалуй, еще более решительно, чем его
6.8. Вавилонское пленение
6.8. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением», то есть «имперским пленением», в Библии названо несколько событий. Первое — самое древнее — вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское
Вавилонское пленение
Вавилонское пленение Этому периоду в истории иудеев и израильтян посвящено немало трудов. Основным источником информации является Библия, но в ней отсутствуют детали и причины так называемого пленения. В ней имеется еще один случай описания рабства в Египте, когда
1309–1377 Авиньонское пленение римских пап
1309–1377 Авиньонское пленение римских пап К этому моменту в Европе образовалось несколько сильных централизованных государств, которые стали тяготиться властью Рима над ними. Началось все с того, что король Филипп IV вступил в острую борьбу с папой Бонифацием VIII по поводу
Авиньонское пленение
Авиньонское пленение Иоанн XXII 1316-1334Бенедикт XII 1334-1342Климент VI 1342-1352Иннокентий VI 1352–1362Урбан V 1362–1370Григорий XI
Авиньонское пленение пап
Авиньонское пленение пап Люди XIV в. не отдавали себе отчета в том, что, как это ясно нам, понтификат Бонифация VIII был неудачным и одновременно поворотным эпизодом в истории средневекового папства. Внешне авиньонские папы располагали большей властью, чем когда бы то ни
Пленение княгинь
Пленение княгинь Из бельведера цинандальского дома, в котором укрылись княжеские семьи, было видно, как имение наполнилось всадниками, как они собирали у родника пленных, как разоряли их дома. Настала очередь княжеского особняка. Горцы заполнили двор, разглядывая
Пленение княгинь
Пленение княгинь Из бельведера цинандальского дома, в котором укрылись княжеские семьи, было видно, как имение наполнилось всадниками, как они собирали у родника пленных, как разоряли их дома. Настала очередь княжеского особняка. Горцы заполнили двор, разглядывая
Авиньонское пленение
Авиньонское пленение В 1309–1376 гг. центр западного христианства находился в Авиньоне. В это время папы не жили в Риме и оставались в орбите влияния Франции. Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил авиньонскую курию в Чистилище в виде «нагой блудницы», которую
Авиньонское пленение пап что такое
История Авиньона началась с незапяматных времен. В древности Авиньон был столицей галльского племени каваров и ещё до сих пор сохранил многие остатки римской эпохи.
Авиньон в античный период
Археологические находки, сделанные в городе, позволяют считать, что первое поселение на месте современного Авиньона возникло около 3000 года до н.э. К 2000 году до н.э. крупный город эпохи неолита занимал уже несколько гектаров.
В античный период город был крупным торговым центром и даже печатал собственную монету. В 120 г. до н.э. поселение, тогда именовавшееся Avennio или Avenio, было присоединено к Риму (в статусе «союзника»), став частью Нарбонской Галлии.
В течение всего римского владычества, продолжавшегося более 500 лет, город оставался богатым и процветающим, регулярно упоминался в документах. К моменту заката Римской Империи (4-5 века н.э.) население города составляло около 27 000 человек.
В 3 веке недалеко от городских стен обосновывается небольшая христианская община. Точная дата христианизации города не известна, но уже в 439 году в Авиньоне существовало епископство.
История Авиньона после падения Рима:
С падением Римской Империи Авиньон несколько раз подвергается разорению племенами варваров (готами, франками, бургундами), неоднократно переходит из рук в руки, даже был завоеван арабами в начале 8 века. Наконец, в 1003 году в составе Арльского королевства Авиньон вошел в состав германской Священной Римской империи.
Слабость графов Прованса и Тулузы, под управлением которых находился город, позволила Авиньону в 1129 установить местное самоуправление (коммуну). Город управлялся местной аристократией и богатыми горожанами под эгидой епископа.
Во время крестового похода против альбигойцев город поддержал тулузского графа-еретика Раймунда IV, и в 1226 году был захвачен войсками французского короля Людовика VIII, после чего потерял свою независимость.
В 1303 году здесь был основан один из первых университетов в Европе.
История Авиньона в средневековье:
К началу 14 века Авиньон принадлежал Анжуйскому дому, владевшему также обширными территориями на юге Италии (Неаполь, Сицилия), и был тихим, но зажиточным городом. В 1309 году произошло событие, изменившее ход истории Авиньона — его выбрал римский папа Климент V для своей резиденции.
Одним из самых важных факторов, определяющих ход истории, в средние века была борьба императоров Священной Римской империи и Римских пап за лидерство в христианском мире. Противостояние это продолжалось с переменным успехом несколько столетий. Однако во второй половине 13 века, после того, как на императорском престоле Гогенштауфенов сменили Габсбурги, в имперской политике произошли серьезные изменения. Новые властители решили отказаться от итальянских амбиций, дорого обошедшихся их предшественникам, и сосредоточиться на своих немецких делах. Рудольфу Габсбургу даже приписывают выражение: «Рим подобен пещере льва, туда ведет множество следов, но не видно, чтобы кто-то возвращался».
Казалось, папы одержали столь долгожданную победу и могут теперь спокойно заняться укреплением своего государства и своей власти в католической церкви. Однако завершение противостояния с императорами только ухудшило положение пап.
Анархия в Италии
После исчезновения германской угрозы в Италии началась настоящая анархия. Если раньше города и сословия вынуждены были объединяться перед общей угрозой, то теперь их ничего не сдерживало. Между собой воевали соседние города, почти в каждом городе аристократия сражалась с горожанами, один клан с другим. И Рим не был исключением.
Во второй половине 13 века папы вынуждены были несколько раз убегать из Вечного города, опасаясь то войск соседнего государства, то взбунтовавшихся римских граждан. Некоторые из пап стали выбирать местом своих резиденций не Рим, а Перуджу, Аквилу, Ананьи или Неаполь. В самой коллегии кардиналов также не было единства. Выборы нового папы превращались в столкновение кланов. Новый папа старался назначить кардиналами своих родственников и сторонников, а с проигравшей партией стремился расправиться.
При этом папа продолжал вести себя как глава христианского мира, стоящий над светскими государями. Такая политика в начале 14 века привела к обострению отношений между папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом IV Красивым. И тут проявилась вся слабость земной, светской власти папы.
Унижение папства
Когда противостояние в 1303 достигло апогея, и папа собирался предать короля анафеме, тот направил своего канцлера Гильома Ногарэ в Италию. За день до предполагаемого отлучения Ногарэ во главе нескольких сотен рыцарей, большинство из которых были итальянцами из партии противников папы, ворвался в папский дворец, стащил Бонифация VIII с трона, избивая и унижая 86-летнего старика. Бонифаций, не вынеся позора и избиений, через месяц скончался. И хотя перед смертью он проклял и Ногарэ и Филиппа, его преемник Бенедикт IX немедленно объявил нападавших на Бонифация VIII невиновными.
Случилось то, что до этого трудно было даже представить: по приказу христианского короля папа был избит, унижен, фактически сведен в могилу. При этом королю даже не потребовалась армия, а виновные были немедленно прощены. Стало очевидно, что без поддержки светской власти папа больше не сможет исполнять свою роль в католической церкви. За поддержкой папы обратились к самому сильному государству того времени – Франции.
Авиньон — новая резиденция папы римского
Если за короткий период своего понтификата (1303 — 1304) Бенедикт IX еще пытался обосноваться в Риме (откуда был изгнан горожанами и вынужден был разместить свой двор в Перудже), то его приемник Климент V, бывший кардинал Бордосский, за всю свою жизнь ни разу даже не побывал в Италии. Необходимо было выбрать новое место для папской резиденции, откуда он мог спокойно, не опасаясь ни внутренних, ни внешних врагов, управлять католической церковью.
С одной стороны, для обеспечения безопасности папского престола, ему необходимо находиться поближе к французским границам. С другой, нахождение на французской территории могло быть негативно воспринято не только на Аппенинском полуострове (где привыкли считать папский престол своей собственностью), но в других государствах. Кроме того, папы традиционно считали, что должны быть сюзеренами в своих землях, а получив для своего государства территорию во Франции или другом государстве, папы неминуемо становились вассалами короля.
Авиньонское пленение пап
Идеальным вариантом для пап стал небольшой город Авиньон в Провансе. Вместе с графством Авиньон он относился к владениям империи, переданным императором в феод неаполитанскому королю. Папа помог в свое время неаполитанскому королю занять престол, за что тот признал папу своим сюзереном. Так что формально папа располагался на землях своего вассала, а не на французской территории.
Переехав в Авиньон в 1309 году, папы останутся здесь на много десятилетий, сделав небольшой город на берегу Роны столицей католического мира. Хотя впоследствии этот период назовут «авиньонским пленением пап», переезд этот был добровольным, а пребывание в Авиньоне куда более спокойным и комфортным, чем в Риме.
Сначала казалось, что это лишь временное пристанище, но выгодное положение и статус города сделали пребывание здесь пап более спокойным, чем в Риме, поэтому папы надолго обосновались в Авиньоне. Более того, в 1348 папа Климент VI выкупает город у неаполитанской королевы Джованны I. История этой покупки весьма интересна.
Покупка Авиньона
Муж Джованны, королевы Неаполя и графини Прованса, Андрей Венгерский был в 1345 году задушен в собственном дворце. Общественное мнение открыто называло убийцами кузенов королевы, действовавших по её приказанию. Более того, за одного из них королева в 1346 вышла замуж, только усилив подозрения. Брат убитого, венгерский король Лайош I (в европейской традиции, Людовик I Великий), решил отомстить убийцам. Сначала он хотел добиться справедливости с помощью силы, но потом согласился на независимое расследование под патронажем римского папы. Вердикт папы был поистине удивителен: «Джованна участвовала в убийстве, но она невиновна, так как её действиями руководил дьявол». Лайош I вынужден был признать вердикт, и возвратиться ни с чем. А вскоре королева уступила папе город Авиньон за очень скромную сумму.
Расцвет Авиньона
Переезд папского двора мгновенно изменил облик города. За несколько десятилетий Авиньон стал одним из самых крупных и богатых городов Европы. Его население к концу 14 века превышало 100 000 человек (для сравнения, в Риме в то время насчитывалось менее 20 000 жителей). Сюда приезжали короли и императоры, многие известные художники и писатели (например, при папском дворе в Авиньоне некоторое время жил Петрарка).
В 1376 папа Григорий XI покидает Авиньон и переезжает в Рим.
Однако вскоре после его смерти в 1378 произошел великий раскол католической церкви, и в 1379 в Авиньоне вновь появился папа – Климент VII. Хотя впоследствии авиньонские папы буду признаны антипапами, в течение более 30 лет они руководили половиной католического мира, их двор по богатству и роскоши не уступал римскому.
Когда наконец в 1417 году раскол был преодолен, папы окончательно вернулись в Рим. Авиньон же, оставаясь территорией папского государства, управлялся легатами. Граница между Авиньоном и Францией проходила по Роне, причем река считалась территорией короны. Рассказывают анекдот, что во время наводнений в затопленных кварталах города появлялись королевские чиновники и требовали уплаты французских налогов.
Авиньон во время французской революции
Во время Французской революции Декретом Национального собрания от 14 сентября 1791 года Авиньон был присоединен к Франции на основании желания «торжественно изъявленного большинством коммун и граждан». Хотя ни папа, ни остальные европейские государства не признали сразу это присоединение, военные победы Франции заставили это сделать. В 1796году войска генерала Бонапарта после громких побед в Северной Италии вошли в Папскую область. Папа Пий VI был вынужден подписать мир в Толентино. Договор в числе прочего признавал отторжение Авиньона в пользу Франции.
Рядом с городом находятся залежи песка хорошего качества, который и сегодня судами вывозят на экспорт в Италию для производства стекла. В Средние века продажа песка для стекла приносила папству хороший доход.