аврат в исламе что такое
Что является авратом у мужчин?
У аврата мужчины есть несколько уровней:
1. Аврат по отношению к самому себе. В этом случае человек не имеет права быть полностью голым без причины. Он должен прикрыть хотя бы половые органы.
2. Аврат человека, когда он совершает намаз или находится рядом со своими махрамами. Авратом является участок тела между пупком и коленом: от нижнего края пупка (пупок не входит в аврат) до колена (коленная чашечка не входит в аврат). Если эту область не прикрыть, то намаз не принимается. Но это не значит, что мужчине нужно совершать намаз в шортах. Желательно закрыть тело полностью, кроме лица и кистей рук.
3. Аврат рядом с посторонними женщинами. В этом случае все тело и волосы мужчины являются авратом. Без объективной причины мужчина не имеет права показывать какую-либо часть своего тела, поэтому, выходя на улицу или находясь дома в присутствии не махрамов, необходимо носить рубашки с длинными рукавами, брюки и головной убор, а не футболки и шорты.
4. Аврат наедине с супругой. В этом случае нет аврата, можно полностью обнажаться.
По материалам видео «Аурат мужчины. Детальный разбор вопроса».
ИНФОГРАФИКА
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Правило «аврата»: перед кем мусульманские женщины имеют право открыть лицо
Ислам — одна из авраамических религий, последователей которой в мире насчитывается более 2 млрд человек. Известно, что женщины в мусульманских странах следуют традициям, предполагающим сокрытие лица от посторонних. Но древний закон имеет свои нюансы — женщина может открыть лицо только в присутствии определенных людей.
Степень обнажённости женщины перед родственниками и слугами
В Коране сказано о женщинах: «Пусть… не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщины» (24:31).
Речь в данном отрывке идёт не только о лице, но о всех частях тела, которые, по воззрениям большинства мусульманских законоведов, находятся ниже колен и выше пупка. Дан исчерпывающий перечень категорий мужчин, перед которыми мусульманка может обнажать эти части тела, не боясь обвинений в непристойности. Это, прежде всего, муж, отец, свёкор, племянники.
«Сыновья своих мужей» это не только пасынки. Ведь жена у мусульманина может быть не одна, так что это могут быть и сыновья других здравствующих жён её мужа. Таким образом, сын мусульманина может видеть тело (кроме прелестей) той жены своего отца, которая не является ему матерью – в шариатском праве она не обязательно мачеха.
Не возбраняется также частично обнажаться перед не достигшими зрелости мальчиками, не обязательно являющимися родственниками или свойственниками, а также перед рабами и перед слугами-евнухами. Последние выделены особо, так как евнухи не обязательно были невольниками.
Следует пояснить выражение «своих женщин». Дело в том, что исламские улемы (богословы) различают степень открытости (аврат) мусульманки перед правоверными женщинами и перед немусульманками. Под «своими женщинами» как раз и следует иметь в виду единоверок. Аврат же мусульманки перед неверной женщиной заключает в себе, как считается, только те части тела, которые требуются для совершения домашних дел.
Но слова «своих женщин» можно понимать и в совокупности с предыдущими «сыновей своих сестёр» и последующими «или невольников». Общество эпохи записи Корана было рабовладельческим. Так что сюда могут относиться сыновья рабынь данной женщины, следовательно – тоже рабы по своей природе. Рабы в древнем обществе считались равными не человеку, а животному, на них не распространялись этические нормы межчеловеческих отношений.
Разные толки ислама о степени открытости женского тела
Сторонники шафиитского мазхаба (толка) суннитского ислама, широко распространённого в многих странах, в том числе в России, считают, что указанная выше степень открытости мусульманки допустима в отношениях не только с перечисленными категориями мужчин, но и с любыми махрамами. Махрам это родственник, за которого нельзя выходить замуж из-за близкого родства. Кроме перечисленных, это также родной дядя, зять и отчим.
Шафииты считают, что аврат женщины перед махрамом аналогичен аврату двух мужчин или двух женщин между собой, то есть следует прикрывать только то, что от пупка до колен. Приверженцы же другого широко распространённого мазхаба – ханафитского – настаивают на том, что аврат женщины перед махрамом, не упомянутым в цитированном выше аяте, должен быть более строгим. Так, нельзя показывать спину и живот. Есть и такие толки, которые включают эти части тела в женские «красы», запрещённые к показу даже перед мужем и ближайшими родственниками.
Ислам предписывает женщине закрывать шею и волосы, но не лицо
Наверное, многие удивятся, что ни в одном из мазхабов суннитского ислама, а также у шиитов, лицо не исключается из аврата перед посторонними мужчинами. «Как же так? – наверняка удивитесь вы. – А почему же тогда мусульманки закрывают лицо?» Вот давайте теперь разберёмся с этим.
Все знают, конечно, что степень открытости лица у мусульманок традиционно очень сильно различается от страны к стране. Есть разные виды женских покрывал, скрывающих мусульманку от нескромных взоров. Самыми глухими являются никаб и чачван. Никаб это плотный головной убор, полностью закрывающий лицо и оставляющий только узкую прорезь для глаз. Чачван это густая сплошная сетка из конского волоса. В Средней Азии её традиционно надевали вместе с паранджой.
Здесь следует заметить, что паранджа это не женское покрывало, скрывающее лицо, а верхняя одежда, типа плаща с капюшоном, надеваемого на голову, причём в старину её носили не только женщины, но и мужчины. Такое распространённое покрывало, как чадра, закрывая волосы, оставляет открытым лицо. Чадра может, при желании, сочетаться с никабом, а может носиться и без него.
Ношение никаба и чачвана не устанавливается нормами шариата. Мусульманкам предписывается хиджаб. А что такое хиджаб? Это одеяние с головы до пят. Мы привыкли понимать под этим термином головной платок. Он, конечно, составляет неотъемлемую часть хиджаба, но не исчерпывает его весь.
Итак, перед посторонними мужчинами мусульманка обязана оставлять закрытым всё, кроме кистей рук и лица (волосы должны быть убраны, конечно, под платок). Непривычно? Но это именно так, и это не какое-то нововведение, а традиционная норма ислама.
Правда, тут есть один нюанс. Дело в том, что мужчинам в исламе не дозволяется смотреть на женский аврат (выше мы пояснили, что это такое) с вожделением и страстью. Вот эта оговорка послужила к тому, что в некоторых странах ислама стал внедряться обычай надевать на лицо женщины, идущей на улицу, никаб или чачван – дабы «не вводить мужчин в соблазн».
Подчеркнём ещё раз. Ношение головного убора, полностью скрывающего лицо женщины, регулируется нормами не ислама, а национальными традициями в некоторых мусульманских странах. То же самое относится и ещё к некоторым обычаям (не рассматриваемым в данной статье), которые также неправильно считаются исламскими.
Аурат
Аура́т, авра́т – определенная часть тела, которая должна быть прикрыта в присутствии чужих людей (тех, с которыми потенциально разрешено вступать в брак), при совершении намаза и при чтении Корана в оригинале (на арабском языке).
Аурат у мужчин — от пупка до колен включительно.
Аурат у женщин — все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног. Ученые-ханафиты не относят к женскому аурату стопы, однако из-за существования других позиций по данному вопросу, чтобы быть полностью уверенной в прикрытии собственного аурата, лучше при выполнении молитвы-намаза надевать носки. Перед близкими родственниками-мужчинами (махрамами) могут быть открыты руки, волосы, шея, голень и уши. Друг перед другом для женщин допустим такой же аурат, как у мужчин (от пупка и до колен включительно).
Запрещено смотреть на аурат других, как мужчин, так и женщин.
Аурат может быть открыт перед супругой (супругом) и некоторыми близкими родственниками. Нет необходимости соблюдать аурат при совершении малого омовения.
Если аурат во время совершения молитвы-намаза случайно оголился, молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся часть тела. Если это произошло по вине верующего (например, выбрана одежда, которая задирается при совершении поклонов и оголяет поясницу) и / или повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва становится недействительной и ее необходимо совершить повторно.
Обнажение аурата при лечении или по иной необходимости
Женщине лучше проходить лечение/проходить медкомиссию у врачей-женщин, а мужчине – у врачей-мужчин, но если такой возможности нет, то допустимо обращаться к врачам противоположного пола и обнажать перед ними аурат в случае медицинской необходимости. Также в целях лечения женщина может дотрагиваться до постороннего мужчины, а мужчина – до посторонней женщины.
Детский аурат
Аурат детей отличается от аурата совершеннолетних:
– у маленьких детей до 4 лет аурата нет
– c 4 лет до возраста совершеннолетия (полового созревания) необходимо прикрывать половые органы.
Совершеннолетие в исламе наступает не в 18 лет, а с половым созреванием, которое зависит от физического развития человека. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте 12-15 лет, а девочки – в 9-15 лет. Если у человека еще не появились признаки совершеннолетия до 15-ти лунных лет (примерно 14,5 лет по солнечному календарю), то он считается мукалляфом с этого возраста и обязан полностью покрывать аурат.
Аурат
Аурат / аврат (араб. عورة — слабое незащищенное место, половые органы) — часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для мужчины и для женщины аурат отличается, также при определенных обстоятельствах мужчины и женщины могут показывать свой аурат.
Для женщины
Аурат женщины можно подразделить на следующие виды:
Во время намаза
Во время молитвы у женщины должны быть закрыты все части тела, за исключением:
Аурат молящейся должен быть закрыт вне зависимости совершает или она молитву коллективно или в одиночестве, при свете или в темноте.
Единогласны ученные в том что:
Разногласие ученых:
Кисти рук и нижняя часть ступни ног в молитве, можно открывать их или нет, примыкают ли они к лицу как аврат в молитве и смотр, или аврат смотра только, или не то и не другое.
В одиночестве
Согласно ханафитскому мазхабу, необходимо (ваджиб), а по другому мнению, желательно закрывать область от пупка до колен, даже находясь в уединении, но все же стоит заметить, что прикрывавшие своей наготы в уединении является предпочтительным, но не обязательным.
Исключения составляют случаи, когда женщина обнажает аурат по необходимости, например, чтобы принять душ, сходить в туалет или переодеться.
Перед мужем
Супругам дозволено смотреть на любые части тела друг друга, то есть перед мужем для жены не существует аурата. Дозволено супругам также принимать совместно душ, исходя из нижеприведенного хадиса мусульманские ученые сообщают, что мужу и жене можно смотреть на половые органы друг друга:
Ложные и слабые хадисы об аурате жены перед мужем
Данные хадисы нельзя распространять, также как и придерживаться их в своей практике, противореча сунне Пророка ﷺ.
Перед посторонними мужчинами
Часть мусульманских ученых, считает что женщине надо закрывать полностью свое тело, включая кисти рук и лицо от посторонних мужчин, но если есть фитна, то женщине желательно или обязательно закрываться полностью. Также необходимо учитывать обычаи и традиции общества, в котором проживает мусульманка, если в определенной местности или регионе женщины покрываются полностью, одевая никаб, либо паранджу, то мусульманке также необходимо покрыться полностью, чтобы не выделяться среди людей. Если же в обществе принято носить только хиджаб, то мусульманка должна смотреть на свои обстоятельства и стараться не выделяться своей одеждой, привлекая внимание посторонних мужчин, но также не переходя границы запретного в нормах мусульманской женской одежды (закрыв основной аурат, кроме кистей рук и овала лица, не одевая обтягивающую фигуру или прозрачную, либо привлекающую внимание одежду).
Перед махрамами-мужчинами
Исходя из этого 31 аята суры Ан-Нур, ученые единогласны в том, что женщина не обязана скрывать от махрамов те места, которые обычно показываются в домашних условиях. Однако их мнения разошлись при определении этих мест:
Перед махрамами-мужчинами не мусульманами
Мусульманка может открывать свой аурат перед своим отцом, братом, дядей и другими махрамами не мусульманами по тем же условиям, что и с махрамами мусульманами.
Однако ей запрещено открывать свой аурат перед махрамами не мусульманами, если:
Перед мусульманками
Авратом женщины перед мусульманкой является часть тела между коленом и пупком. Женщине разрешается смотреть на остальные части тела при отсутствии опасности искушения. По мнению имама Абу Ханифы, аврат женщин между собой подобен аврату женщины при махраме и женщинам запрещается смотреть на живот и спину друг друга.
Перед женщиной не мусульманкой
Исходя из нижеприведенных доводов, можно сделать вывод, что мусульманке без необходимости не следует открывать свой аурат перед женщиной-немусульманкой, который находится от груди до колен и разрешено не скрывать те части тела, которые обычно не скрывают женщины в домашних условиях перед мусульманками или махрамами-мужчинами (голову, волосы, шею, руки, плечи, ноги до колен).
Согласно мазхабу Абу Ханифы, достоверному мнению Шафиитов, некоторых ученых Маликитов и в одном из преданий от имама Ахамада авратом мусульманки перед немусульманкой считается все тело, кроме тех частей, которые выявляются обычно при работе и в домашних условиях. При этом они ссылаются на аят: «…и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…или своих женщин» (Коран 24:31) Свои женщины в этом аяте распространяется только на мусульманок, так как в обратном случае было бы сказано просто женщины.
Имам Куртуби приводит, что это мнение большинства предшественников, и это мнение Ибн Аббаса, Муджахида и Ибн Джарира. Приводится что Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу Убейде: «До меня дошло, что женщины ахлу зимма заходят в общие бани с мусульманками. Запрети им это делать. Поистине такой женщине не дозволяется видеть наготу мусульманки».
Этот запрет еще объясняется тем, что неверующая может описать красоту и тело мусульманки своему мужу или кому то другому, что делать недопустимо и запрещено мусульманкам.
Некоторые Маликиты и некоторые Шафииты считают за аврат в этом вопросе все тело женщины кроме лица и кистей рук.
Перед несовершеннолетними детьми
Если ребёнок достиг возраста, позволяющего различать женские красоты, то по мнению ханбалитов и некоторых шафиитов, он приравнивается к махраму и ему разрешается смотреть на то, что разрешено махраму.
Аурат мужчины
В аврат мужчины входит область тела от колен до пупка — эта часть тела должна быть закрыта от других мужчин.
Аурат в Коране
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят.
Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете» (сура Ан-Нур (Свет), 30-31 аяты).
«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура Аль-Ахзаб | Союзники, 59 аят).
Аврат: кто грешнее, смотрящий или показывающий?
Предписания религии предусматривают гармоничное существование человека в обществе. Если все люди будут исполнять эти предписания, в обществе не будет нарушения прав, и никто из его членов не будет чувствовать себя униженным.
Одним из предписаний Всевышнего, которое сохраняет общество от многих смут, является веление не смотреть на чужой аврат, а также закрывать свой аврат от чужих глаз. Соблюдение этих правил относительно аврата мужчин и женщин особенно актуально в жаркое время года.
Что такое аврат?
Аврат – это те части тела человека, которые он должен скрывать от других. К аврату относятся все части тела, обнажение которых, как правило, вызывает стыд у нормального человека. Поэтому Всевышний Аллах повелевает нам скрывать свой аврат от посторонних глаз, а также потуплять взор, чтобы не видеть аврат других людей.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ۚ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
(смысл): «Скажи, о Пророк, верующим мужчинам, пусть они опускают свои взоры (пусть не смотрят на чужих женщин, которые им не махрамы, ибо это сеет страсть в сердцах, а страсть часто приводит к печали), и пусть берегут свои половые органы (от прелюбодеяния и от оголения); это – чище для их сердец. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают, и ничего для Него не остаётся скрытым!
И скажи, о Пророк, верующим женщинам, пусть они опускают свои взоры (от того, на что им не дозволено смотреть) и берегут свои половые органы [от прелюбодеяния и аврат от оголения], и пусть не показывают (посторонним мужчинам) свою красоту, кроме того, что видно (лицо и кисти рук)». («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нур: 31)
Аврат мужчины и женщины меняется в зависимости от того, кто может его видеть. В основном различают пять уровня аврата:
1. аврат человека по отношению к самому себе;
2. аврат человека, когда он совершает намаз;
3. аврат рядом со своими махрамами;
3. аврат рядом с посторонними женщинами (мужчинами);
4. аврат наедине с супругой (супругом).
Если более подробно остановиться на этом вопросе, можно сюда добавить ещё несколько уровней. Однако тема нашей статьи касается только аврата рядом с посторонними мужчинами (женщинами), следовательно, у нас нет необходимости в таком подробном разъяснении.
Повеление отвернуть свои взоры от аврата других и не оголять свой было предписано верующим ещё в ту эпоху, когда люди не обнажали откровенно своё тело, если не считать некоторых исключений. Иначе говоря, по сравнению с современными реалиями люди того времени одевались более чем скромно. Что же касается сегодняшней одежды, то большинство людей, за исключением верующих, абсолютно не заботятся об этом. Они полностью потеряли чувство стыда и чести. То, что раньше считалось мерзостью, для них стало нормой жизни и даже гордостью.
Так как эта проблема распространена повсеместно и приняла массовый характер даже среди верующих, которые соблюдают религиозные предписания и сохраняют общечеловеческие ценности, очень трудно в совершенстве соблюдать предписания, связанные с укрытием аврата.
Когда что-то происходит повсеместно и вдобавок к этому идёт массовая пропаганда против укрытия аврата и других религиозных ценностей, человеческая бдительность снижается.
Дело доходит до того, что даже соблюдающие мусульмане со временем привыкают к этому явлению и перестают обращать внимание на аврат посторонних людей, говоря, что испытывают к ним абсолютное равнодушие. Вследствие такого, мягко говоря, небрежного отношения к этой проблеме возникает смута, ибо обнажённый аврат представителя противоположного пола возбуждает страсти.
Однако запрет на оголение аврата предписан Всевышним не только с целью предотвращения низменных желаний, которые зачастую приводят к греху. Укрытие аврата является показателем воспитанности и высокого статуса человека, которого Всевышний Аллах создал в прекраснейшем облике и гармоничных пропорциях, прямоходящего, со слаженно работающими органами.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ
(смысл): «Ведь Мы сотворили человека в прекраснейшей форме, с самыми красивыми и совершенными качествами – гармоничный вид, прямохождение, пропорции между частями тела – и дали ему знания и разум, ум и здравый смысл, речь и воспитание». («Сафват ат-тафасир», сура Ат-Тин: 4)
Искренний верующий никогда не искусится запретным, даже если все вокруг будут грешить, считая это допустимым. Даже если все вокруг будут ходить обнажёнными, у него есть выбор: потупить свой взор и не смотреть на запретное.
Что касается нашего вопроса, кто грешнее: смотрящий или показывающий, то он чаще всего возникает у тех, кто старается переложить ответственность за свой грех на других. Человек задаёт этот вопрос, намекая, что он не виноват, раз грешат другие. Он думает: «Разве я виноват, пускай не смотрят!» или «В чём моя вина, если они ходят перед моими глазами?»
На эти и подобные вопросы можно ответить хадисом, который указывает на тяжесть греха и тех, и других. От Аль-Хасана аль-Басри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
بَلَغَنِي أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: لَعَنَ اللهُ النَّاظِرَ والْمَنْظُورَ إِلَيْهِ
«До меня дошла весть от сахабов, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах проклял смотрящего, который смотрит преднамеренно и добровольно, а также того, на кого смотрят, без уважительной причины и принуждения»». (Байхаки, «Шуаб аль-иман», 7399)
Иначе говоря, пока люди будут смотреть на запретное и не отводить взор, показывая своё несогласие, будут те, кто показывает запретное, и этот грех станет восприниматься как норма и распространится повсеместно.
Из этого мы понимаем, что смута относительно аврата берёт своё начало в бесстыжих глазах. Потому что, пока будут те, кто не стыдится смотреть на запретное, будут те, кто не постыдится и показывать. Но это никак не облегчает грех и не снимает ответственности с тех, кто показывает.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».