авто кдм что это
Новинки рынка комбинированных дорожных машин
Дорожные машины комбинированного использования или просто КДМ – это грузовые машины и тракторная техника, предназначенные для круглогодичной поддержки автодорог в являются одним из самых востребованных видов коммунальной техники в эксплуатационном состоянии. В настоящее время они благодаря своей универсальности и экономичности.
Данные машины способны выполнять целый спектр уборочно-восстановительных работ, что в большинстве случаев избавляет их владельца от приобретения нескольких узкоспециализированных типов спецтехники. Безусловно, машиностроительным предприятиям очень выгодно заниматься их разработкой и выпуском. Поэтому рынок ежегодно пополняется новейшими образцами КДМ.
Современные КДМ
Современные комбинированные дорожные машины, как уже отмечалось, достаточно широко применяются в коммунальной сфере. С помощью различного навесного оборудования они легко превращаются зимой в снегоуборочную и противогололедную, а в весенне-осенний и летний периоды – в моечную и подметальную технику. И все это благодаря пяти основным видам сменных агрегатов: отвалы, грейдерные ножи, щетки, приспособления для помывки и оборудование для сыпучих материалов.
Производимая в России отечественная и ввозимая из-за рубежа импортная комбинированная техника чаще всего монтируется на проверенные временем и зарекомендовавшие себя во всем мире шасси ЗИЛ и КАМАЗ.
КДМ по своим весовым характеристикам бывают трех типов: малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Разбег грузоподъемности: от 10 до 14 тонн. По своему виду делятся на кузовные и цистерные. Оснащаются, чаще всего, дизельными двигателями мощностью от 130 до 280 л. с.
Максимальную эффективность и надежность КДМ демонстрируют в весьма широком диапазоне температур: от –20 до +40 °С. Но, конечно, машины способны качественно работать и за этими пределами.
Отечественные новинки дорожных машин
В данном обзоре речь пойдет о машинах, разработанных и запущенных в серийное производство в 2013 году. Сегодня эта техника – воплощение самых передовых разработок в области производства КДМ.
И так, начнем с российских аппаратов. Пожалуй, одной из наиболее доступных дорожных комбинированных моделей сейчас можно назвать СААЗ МДК-432932, выпускаемую Скопинским автоагрегатным заводом. За 1,9 млн рублей заказчик получает машину, предназначенную для всесезонного ухода за твердым дорожным покрытием.
С помощью электронного пульта в кабине водителя и гидравлического привода оборудования можно осуществлять управление:
– солепескоразбрасывающим агрегатом с системой увлажнения соли, системой распределения по ширине и поддержки постоянной плотности реагентов;
– поливомоечным высоконапорным оборудованием с поворотными соплами и гребенкой с форсунками;
– четырьмя видами отвалов (в комплекте) и двумя видами щеток (в комплекте), плюс – дополнительным оборудованием для забора воды из водоёмов.
Более дорогую, но и более функциональную технику подобного типа выпускает сегодня Арзамасский завод коммунального машиностроения. Машина КО-829Б1 является на текущий момент лидером продаж среди КДМ российского производства. За 3,1 млн рублей заказчик получает 280-сильный дизельный аппарат на базовом шасси «КАМАЗ». В комплекте машины: цистерна объемом 12 куб. м. и поливомоечное оборудование с дальностью выброса 20 м; кузов распределителя противогололедных материалов на 8 куб. м, а также щетка и отвал с шириной рабочей зоны 2,5 м.
Чуть дороже обойдется аналогичная комбинированная дорожная машина ЭД-405 завода КДМ им. М. И. Калинина. Аппарат на шасси КАМАЗ 65115-62 стоимостью 3,3 млн. рублей оснащается: цистерной на 13,5 куб. м. (дальность выброса воды от 4 до 18 м) и аналогичным арзамасскому кузовом пескоразбрасывателя на 8 куб. м. (распределение ПГМ от 2 до 10 м). Так же в комплекте есть щетка и отвал с шириной рабочей зоны от 2,5 до 3 м.
Импортные новинки
Одну из самых дешевых импортных моделей предлагает чешская компания KOBIT. Машина КДМ Kobit РЖХ стоит всего 365 тысяч рублей. Однако её функциональность за такие деньги ограничивается лишь распределением жидких противогололедных материалов – зимой и поливомоечными работами – летом. При необходимости машину можно задействовать в плужной очистке снега, т. к. базовой техникой для этой модели является трактор «Беларус 320» (MT3-80/82). РЖХ оснащается мобильным резервуаром на 1500 л и насосом с производительностью 120 л/мин. Преимущество именно этого аппарата над аналогами – в оснащении его узлами европейского производства и, что не маловажно в городской среде, – отличной компактности.
Нельзя не отметить немецкую компанию SCHMIDT – одного из ведущих в мире производителей спецтехники. На их новейшую КДМ Stratos 50 цена, конечно, «кусается» – почти 5 млн рублей, но и качество за эти деньги надо полагать соответствующее. Агрегат может использоваться как самосвал или машина для разбрасывания реагентов. Объем кузова ПГМ – 10 куб. м. Есть система увлажнения материалов, а ширина распределения – до 12 м. Так же в комплекте – 3-метровый электрогидравлический отвал СP3.
Ну и, наконец, самый дорогой представитель в линейке импортных КДМ. МН-90 ирландского производителя Multihog – мультифункциональная машина стоимостью около 6 млн рублей. Универсальный аппарат выполняет полный спектр работ по обслуживанию дорог, тротуаров, аэродромов, а также для фрезерования дорожного покрытия при ямочном ремонте. Модель оснащается широким набором навесного оборудования: пескоразбрасывателем, ковшом, прямым отвалом, цилиндрической щеткой с бункером и зимней щеткой.
Вся правда о комбинированных дорожных машинах
КДМ или комбинированная дорожная машина – это специальная техника, которая очень востребована в наше время. Использование данного агрегата практикуется в самых разных сферах деятельности, среди которых:
Следует признать, что данная коммунальная техника отличается чрезвычайно высокой универсальностью и оптимальными техническими характеристиками. Если прибавить к этому огромный выбор всевозможного навесного оборудования, то получится многофункциональная и простая в обслуживании машина, выполняющая самые разные задачи.
Универсальность КДМ
Для чего вообще нужны КДМ? Дорожные покрытия нуждаются в регулярном и тщательном обслуживании. Если использовать стандартную технику, обычные средства и простое оборудование, то процесс обслуживания будет замедляться. Естественно, при подобном подходе исключается возможность осуществления сразу нескольких задач.
С помощью КДМ – специального агрегата, на который устанавливается комбинированное навесное оборудование, обслуживание дорог значительным образом упрощается и облегчается. У грузовых автомобилей, которые используются в качестве «базы» для КДМ есть три основных базы, на которые может быть установлено навесное оборудование: передняя база, задняя, а также промежуточная. Чтобы избежать критических перегрузок и выхода из строя используемого агрегата, не следует использовать не специализированное навесное оборудование. Оптимальным вариантом будут являться изделия, которые одобряет непосредственно производитель.
Как правильно выбрать КДМ?
Сегодня большое количество заводов и предприятий выпускают комбинированную технику, с помощью которой удобно обслуживать дорожные покрытия. Открыв каталог можно увидеть большое количество моделей, однако не все одинаково хороши и в равной степени могут использоваться. Дело в том, что определённые изделия не подходят для работы на небольших просёлочных дорогах, а другие нельзя использовать на многополосных автомобильных магистралях. Выбор зависит от того, какие работы будут осуществляться данным агрегатом чаще всего.
Однако есть и другие нюансы, определяющие потенциальный выбор подобной специальной техники. К подобным моментам относится:
В виду того, что базой для КДМ может послужить любой из следующих грузовых автомобилей: «КамаЗ», «Маз», «ЗиЛ», «Урал», важно учесть каждый из перечисленных выше пунктов, прежде чем сделать окончательный выбор и купить коммунальную дорожную машину.
Сезонное использование КДМ
Отдельное внимание важно уделить сезонности, ведь от того, когда будет задействована машина, зависит очень многое. Предположим, что спецтехника приобретается для работы в зимнее время. Это подразумевает использование промежуточной базы, для установки навесного оборудования. В зимнее время года самым популярным навесным оборудованием являются отвалы, щётки и пескоразбрасыватель.
Цена на КДМ для летних работ будет немного отличаться от зимних, так как данные агрегаты дополнительно комплектуются специальными цистернами. С их помощью значительно упрощается уборка дорожных покрытий и прилегающих территорий.
Новые коммунальные дорожные машины прослужат очень долго, а за счёт дополнительного оборудования, они позволят выполнить огромное количество различных работ.
Обзор комбинированных дорожных машин
Принцип комбинированности, заложенный в основу этого вида техники, прост: на базу автомобильного шасси в зависимости от сезона устанавливается сменное навесное оборудование для содержания дорог в чистоте летом и уборки от снега в зимнее время года. Один и тот же автомобиль легко превращается в летний период в моечную или подметальную машину, а зимой в снегоуборочную или противогололедную. Перечислять производителей этих коммунальных машин можно долго – это ОАО «Ряжский авторемонтный завод», АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения», ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод», ОАО «Завод КДМ», АО «Мценский завод коммунального машиностроения», завод «Смолмаш», ОАО «Тосненский механический завод», компания «Меркатор-Холдинг», «РГ-Техно». Делают такую технику и гиганты автомобильной индустрии, такие как КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КрАЗ. Комбинированные дорожные надстройки устанавливаются как на «родные» шасси, так и на шасси VOLVO, MAN, Scania, Ford и многих других. Давайте посмотрим, что нового появилось на рынке этой спецтехники.
В кабине водителя установлен датчик наличия подачи смеси в лотке разбрасывателя. На приборной панели система автоматического дозирования ПГМ, автоматика поддерживает заданные параметры ширины, плотности посыпки и увлажнения смеси. Причем это не зависит от скорости движения автомобиля – транспортер и разбрасывающий диск отключаются, если скорость движения становится меньше 5 км/ч.
Поворотный отвал шириной от 3 м имеет рабочий угол 30° и эффективно применяется на скорости до 30 км/ч. Он снабжен системой защиты при наезде на препятствия, камни, мусор и проч.)
Средняя щетка – с возможностью прижима, обрабатывает полосу дороги на ширину до 2,67 м, для увеличения жесткости при колейности на трассе в ней установлены поочередно диски с металлическим и пролипропиленовым ворсом. Дополнительно машина может быть оснащена другими видами оборудования, такими как скоростной отвал (ширина 3,1 м) боковой отвал (2 м), или высокопроизводительным роторным снегоочистителем отечественного производства. Радует, что данная КДМ была изготовлена при тесном участии в разработке АО «УралАвтодор».
Примерно в это же время «РИАТ» и «Меркатор Холдинг» анонсировали модель ЭД600АК.
Эта новая комбинированная дорожная машина – их совместная разработка. В качестве базы используется шасси полноприводного самосвала КАМАЗ-ВАНКОР 6522-RT с мотором Cummins ISL, развивающим мощность 400 л.с. Название спецшасси происходит от Ванкорского нефтегазового месторождения в Красноярском крае, именно для эксплуатации в том регионе и был создан самосвал на базе КАМАЗ-6522. Этот «северный» вариант предназначен специально для работы в условиях, максимально «недружелюбных» для автомобильной техники. С учетом сурового климата Якутии и была создана специализированная КДМ для обслуживания местных автодорог. Но если убрать «северные опции», то ЭД600АК подходит и для более теплых климатических условий.
ЭД600АК способна работать круглогодично, нести на себе весь комплекс навесного оборудования, необходимого для поддержания в порядке дорожной инфраструктуры, а при необходимости эта КДМ может прокладывать и поддерживать в рабочем состоянии дороги-зимники. Гарантией надежности оборудования является применение навесного оборудования производства компании Bucher. Кроме бокового и переднего отвалов, а также распределителя противогололедных реагентов на КДМ устанавливается еще фрезерно-роторный снегоочиститель от Bucher производительностью 2800 м 3 /ч. Без него очистить дорогу в Сибири весьма сложно, ведь снег нужно не просто сдвинуть в сторону обочины – его нужно еще отбросить. Из отечественного навесного оборудования машина комплектуется только фронтальным моечным агрегатом МФ-300 и мойкой для ограждений барьерного типа ОМБ-1М от «Меркатор Холдинга». Испытания новинки в реальных условиях Якутии полностью удовлетворили первого заказчика – МУАД АК «АЛРОСА».
АО «Великолукский завод «Лесхозмаш», известный производством гидроманипуляторов и машин для лесного хозяйства, не смог пройти мимо столь популярной техники, предлагая свои версии комбинированных дорожных машин. Среди стандартных КДМ этот завод предлагает оригинальные модели, оснащенные манипулятором собственной конструкции, с помощью которого осуществляется погрузка-разгрузка сыпучих, штучных или длинномерных грузов, причем параметры установки позволяют перемещать грузы как на свою, так и на рядом стоящую машину.
Дополнительно можно заказать скоростной или передний отвал, а также переднюю и среднюю щетки. Для навесного оборудования установлен гидравлический привод. Снаряженная масса КДМ 12,5 т, полная – 25 т, манипулятор может работать с грузами длиной до 7,6 м.
АО «Тосненский механический завод» кроме стандартных комбинированных дорожных машин выпускает КДМ, работающую на газе. Одна из популярных моделей завода МКДУ-2 в метановой версии получила индекс ГМ и оснащается газовым двигателем КАМАЗ-820.60-260 мощностью 260 л.с. База – самосвальное шасси КАМАЗ-65115-30. Машина полностью гидрофицирована. Отбор мощности для привода гидронасоса осуществляется специальной коробкой отбора мощности без использования карданного вала, что существенно повышает надежность и КПД гидропривода. Все оборудование быстросъемное и смонтировано на раме с металлическими опорами.
Управление работой навесного оборудования осуществляется пультом из кабины водителя или дополнительным выносным пультом. В базовой комплектации распределитель твердых реагентов с автономным двигателем, центральная щетка и передний поворотный отвал. КДМ с газобаллонным оборудованием отлично подходит для всесезонного содержания автомобильных дорог, а учитывая работу двигателя на метане, еще и существенно снижает расходы на топливо. Газовых баллонов восемь, из них четыре на 80 л и четыре на 100 л, общий объем составляет 720 л.
Распределитель реагентов автоматический, нового поколения, с компактными размерами и низко расположенным центром тяжести. Впереди установлена плита – быстродействующий адаптер для навесного оборудования, управление которым осуществляется из кабины с помощью одного джойстика. Передний отвал из серии HPD, устанавливаемый на эту модель, признан на сегодня одним из самых «тихих» и быстрых в мире. Предназначенный для скоростной уборки загородных магистралей, во всех сравнительных тестах с аналогичным оборудованием других производителей он показал лучший результат уборки.
К плюсам переднего отвала также можно отнести отполированное изнутри полиэтиленовое крыло, гибкие вставки ножа, копирующие сегментами ножа профиль дорожного полотна, а также низкий уровень шума и отсутствие передачи вибрации на шасси. Боковой отвал на всех скоростях имеет возможность плавной регулировки угла раскрытия. В наличии механическая система плавающего режима в продольном и поперечном направлении. Учитывая массу отвалов и острые углы ножей, КДМ, оснащенная ими, может эффективно работать при скорости до 90 км/ч.
Как видим, все чаще и чаще на рынок выходят новые модели востребованных повсеместно комбинированных дорожных машин, разработанных в тесной связке с представителями организаций, эксплуатирующих КДМ при обслуживании дорожной инфраструктуры. Хочется надеяться, что такой тандем позволит получить действительно качественную и надежную технику, с помощью которой наши дороги и автомагистрали в течение всего года будут поддерживаться в надлежащей чистоте. А армия настоящих трудяг-автомобилей, рядовых дорожной службы, будет пополняться новыми улучшенными моделями – дороги будут очищаться более качественно, ездить по ним будет удобнее, и количество аварий радикально уменьшится.
Обзор отечественных комбинированных дорожных машин
Существующие комбинированные дорожные машины можно разделить на две большие группы по типу базового шасси. Первые – это КДМ, которые установлены на отечественные или импортные шасси с колесной формулой 6х4 или 6х6, основное предназначение таких машин – работа по обслуживанию широких улиц и автомагистралей, там, где не требуется высокая маневренность, а важны скорость и производительность. Вторые – КДМ на автомобильном шасси 4х2, для работы в условиях плотной городской застройки, с учетом узких дворовых проездов и малым количеством мест для разворота техники.
Подразумевается также деление комбинированных дорожных машин по типу использования навесного оборудования. Так, машины, выполненные по стандартной схеме, используют один тип навески на одно шасси, например, только автоцистерну или только бункер пескоразбрасывателя. Для сезонной замены одного вида навесного оборудования на другое потребуется кран. КДМ с самосвальным кузовом предполагает установку того же пескоразбрасывателя или цистерны для воды непосредственно в кузов с креплением специальными скобами, являясь довольно выгодным вариантом: ведь в отсутствие работ для КДМ, сняв навесное оборудование, машину можно использовать как обычный самосвал.
Техника с системой «мультилифт» обладает лучшими характеристиками по времени замены одного типа навесного оборудования на другое, переоснащение машины производится буквально за считаные минуты – погрузочный механизм с помощью тросов и лебедки просто затягивает на раму нужную надстройку.
ОАО «Ряжский авторемонтный завод» предлагает российским заказчикам комбинированные дорожные машины трех различных типов. Так мод. МК-4432-08 – КДМ стандартного исполнения, изготовленная на шасси КАМАЗ-65115 и предназначенная для круглогодичных работ по содержанию дорог с твердым покрытием. Поливочно-моечное оборудование, применяемое на этой машине, состоит из нескольких наборных полиэтиленовых емкостей, изготовленных из устойчивого к коррозии материала. Распределитель жидких реагентов состоит из трех отдельных групп аппарелей с форсунками, размещенных параллельно. Каждая такая группа включает в себя одну центральную аппарель и по одной угловой аппарели слева и справа. Форсунки у них имеют разный диаметр сопла, за счет чего можно регулировать плотность распределения реагентов.
В линейке продукции есть и КДМ, выполненная на самосвальном кузове – МК-3435-10. В зависимости от потребности машина может работать как обычный самосвал, а для обслуживания дорог предусмотрен монтаж навесного оборудования непосредственно в кузов, тем более, что кузов самосвала имеет ровный пол и может оснащаться поливочно-моечным или пескоразбрасывающим оборудованием.
Из новинок, сделанных в Ряжске, можно выделить КДМ с оригинальным техническим решением, когда базой для навесного оборудования является контейнерный мусоровоз. Особенность такой установки – возможность быстрой замены оборудования за счет погрузочного устройства, которое самостоятельно снимает или ставит на кузов нужную навеску, работая по принципу бункеровоза, без необходимости привлечения дополнительной грузоподъемной техники.
АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» на сегодняшний день выпускает 13 моделей КДМ. Новая мод. КО-829N с пескорасбрасывающим, плужно-щеточным и поливочно-моечным оборудованием предназначена для содержания в чистоте городских дорог с бетонным и асфальтовым покрытием. Установленная на шасси «ГАЗон Next», эта КДМ может использоваться зимой для очистки дорог от снега и их последующей обработки противогололедными материалами, а летом – для чистки и мойки улиц. Кузов новинки повышенной жесткости, с «европейской» формой сечения и геометрией, исключающей зависание песко-соляной смеси на его стенках. Диск пескоразбрасывателя сделан из полиуретана, ширину зоны разброса можно регулировать от 2 до 9 м с помощью простейших механических переключателей. Управление работой остального навесного оборудования можно осуществлять с помощью пультов в кабине, причем параметры, например, распределения реагентов, не меняются от скорости автомобиля. Такая небольшая машина – очень интересный вариант для маленьких городов или поселков.
При производстве КДМ применяется высоконадежная гидравлика Binotto. Плотность и ширина посыпки реагентов регулируются изменением скорости движения транспортера и вращения разбрасывающего диска, величины открытия заслонки и высоты положения разбрасывающего диска. Снежный отвал с функцией подъема и поворота крепится к универсальной монтажной плите. Монтаж и демонтаж оборудования при смене сезона не требует применения грузоподъемных механизмов и осуществляется за короткий промежуток времени.
Штатная комплектация машины – зимняя, летняя навески предлагаются как опции, среди которых кроме переднего и бокового отвалов есть щетки, мойки под давлением и поливочно-моечное оборудование. Есть и специальная щетка для мытья бордюров, автоматическая система управления шириной и плотностью посыпки, увлажнитель твердых реагентов, а также навигационная система GPS/ ГЛОНАСС.
ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» специализируется на разработке и производстве новой дорожной и коммунальной техники. В линейке КДМ компания предлагает семь различных моделей. Универсальная машина ДМК-80 – одна из популярных моделей. В качестве шасси используется КАМАЗ-65115, в базовой комплектации комплект быстросъемного навесного оборудования для зимнего и летнего содержания автодорог. По своей конструкции эта КДМ относится к типу скоростных дорожных машин, а гидравлический привод обеспечивает работоспособность оборудования во всех режимах эксплуатации в районах умеренного климата с температурой окружающего воздуха от –40 до +40 °С.
Механизм отбора мощности позволяет беспрепятственно переключать передачи в КП на любых режимах работы установленного навесного оборудования, а также производить манипуляции самим навесным оборудованием независимо от включенной передачи в КП. Управление всем оборудованием электрогидравлическое, осуществляется из кабины водителя. Завод предлагает версию этой модели с двигателем на метане, что добавляет плюсов при выборе машины, так как газомоторная КДМ, кроме снижения расходов на топливо, более экологична.
ОАО «Тосненский механический завод», созданный в 1982 г., является одним из крупнейших производителей комбинированных дорожных машин в России. На сегодняшний день в линейке КДМ этого предприятия 17 различных моделей, устанавливаемых как на отечественные шасси КАМАЗ или МАЗ, так и на шасси импортные, от Volvo и Mercedes-Benz.
Среди такой гаммы моделей выделяется универсальная машина «Сокол», представляющая собой погрузочно-разгрузочный механизм типа «мультилифт» с гидравлическим приводом и крюковым захватывающим устройством. Базой является автомобильное шасси КАМАЗ-65115. КДМ предназначена для быстрой смены различных кузовов, цистерн, контейнеров, поливочно-моечного или распределительного оборудования, а также для перевозки сыпучих материалов с последующей самосвальной разгрузкой. Гидрооборудование отечественного производства, как опция возможно комплектование импортной гидравликой.
Крюковой механизм позволяет водителю в автономном режиме оперативно заменить сменное навесное оборудование в зависимости от проводимых работ. Времени на такую операцию потребуется не более 3 мин. Управление подъемом или опусканием, а также всем сменным оборудованием осуществляется из кабины с помощью пульта. КДМ по желанию заказчика комплектуется навесным снегоуборочным и щеточным оборудованием и может использоваться в коммунальном или сельском хозяйстве, при строительстве и обслуживании дорог.
Для тех, кому требуется техника с минимальными техническими характеристиками, но выполняющая все операции стандартной КДМ, завод предлагает КДМ на базе трактора МТЗ. Многофункциональная прицепная машина может быть укомплектована поливочно-моечным оборудованием, пескоразбрасывателем, снегоуборочным отвалом и коммунальными щетками и подходит для круглогодичного использования.
Завод «Смолмаш» выпускает КДМ марки КДМ-7881 на базе российских и импортных шасси с широким спектром навесного оборудования. Бункер и пескоразбрасыватель с усиленной конструкцией изготавливаются из нержавеющей стали толщиной 4 мм. Распределяющее оборудование предназначено для установки на шасси и самосвалы грузоподъемностью от 13 000 до 20 000 кг и оптимально подходит для использования таких сыпучих материалов, как соль или смесь соли и песка. Редуктор обеспечивает необходимую мощность и скорость движения транспортера, а электрический привод механизма изменения симметрии посыпки дает возможность оператору менять направление распределения антигололедной смеси в процессе движения.
Внутри кузова установлен цепной скребковый транспортер, который ссыпает смесь на диск-разбрасыватель диаметром 508 мм, изготовленный из нержавеющей стали. Ширина распределения регулируется от 1,2 до 12 м. В задней части машины установлены жидкостные баки для смачивания высыпаемой на дорожное полотно смеси. Широкий выбор навесного оборудования типичен для этого производителя, например, предлагаются гидроповоротные отвалы из обычной и нержавеющей стали со сменными ножами, с подпружиненной подвеской или подпружиненной полосой.
Еще одна компания из Смоленска – ОАО «Завод КДМ» специализируется на производстве дорожной техники и навесного оборудования на шасси КАМАЗ, МАЗ, Volvo, Iveco, Mercedes-Benz. Завод изготавливает комбинированные дорожные машины 23-х моделей, которые комплектуются более чем 20-ю видами навесного оборудования. КДМ, выпускаемые заводом, разделены на группы по техническим параметрам: для работы в городе или на трассе. «Городская» ЭД-244КМГ – машина, работающая на метане, предназначена для круглогодичной эксплуатации. Благодаря своим небольшим габаритам и высокой маневренности она отлично справляется с работами по содержанию дорог и улиц в городе.
Установленная на шасси КАМАЗ-53605 КДМ оснащена газомоторным двигателем, который существенно снижает затраты на топливо по сравнению с дизельным мотором. Заказчик может самостоятельно подобрать к базовой машине необходимое оборудование из обширного списка: поливочно-моечное, пескоразбрасывающее, плужное, щеточное. Управление оборудованием позволяет осуществлять раздельную и одновременную работу, возможна работа сменного оборудования как в движении, так и на стоянке.
Курганское ООО «Дормаш-К» с 1997 г. производит широкую линейку КДМ на базе автомобильных шасси ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, Scania и других грузовых автомобилей. Клиент может, взяв за основу базовую машину, добавлять к ней по принципу конструктора необходимые агрегаты или исключить ненужное оборудование. КДМ марки КМД-3309 на шасси ГАЗ-3309 комплектуется сменной навеской, которая включает в себя пескоразбрасывающее, поливочно-моечное и плужно-щеточное оборудование.
Компания «Меркатор-Холдинг» в своей гамме КДМ предлагает отечественному рынку машины для обслуживания автомобильных дорог с навесным оборудованием фирмы Bucher, выступая как официальный дилер известного европейского бренда коммунальной техники с 2004 г. На производстве в Калуге машины для всесезонного обслуживания автодорог устанавливаются на шасси грузовиков КАМАЗ, Volvo, Mercedes-Benz, Scania, Mitsubishi Fuso.
В качестве навесного оборудования используются распределители твердых и жидких реагентов, фронтальные и боковые плуги, подметальные и моющие щетки, поливочно-моечное оборудование. Машины могут оснащаться автоматической системой управления навесным оборудованием из кабины водителя во время движения. Для поливочно-моечного и пескосолераспределяющего оборудования используются пластиковые емкости Е-2000. Универсальная передняя монтажная плита позволяет устанавливать полный спектр фронтального плужного и щеточного оборудования.
«РГ-Техно» предлагает российским заказчикам КДМ собственного производства, с импортной надстройкой, монтируемые на шасси Mercedes-Benz. КДМ РГ-1.U.2 – универсальная модель премиум-класса, одинаково подходящая для обслуживания городских улиц и скоростных автодорог. Сочетание надежного и эффективного навесного оборудования Schmidt и шасси Mercedes-Benz дало в итоге отличную коммунальную технику, мощную и маневренную, незаменимую для работ по очистке снега, распределению реагентов, сметания мусора и мойки дорожного полотна. Использование высокоскоростного поворотного снегового отвала позволяет проводить снегоуборку шириной до 4 м при скорости до 60 км/ч. При работе щеточного оборудования в теплое время года ширина уборки составляет 2,8 м.
Благодаря удачной компоновке шасси возможна установка разного навесного оборудования. Все оборудование быстросъемное. Богатый выбор навесного сменного оборудования позволяет эффективно использовать машину для всесезонного содержания дорог. Управление навесным оборудованием осуществляется из кабины водителя. Автомобиль оборудован дополнительными фарами ближнего света, указателями поворота и проблесковым маячком.
Кроме привычных видов КДМ некоторые российские производители предлагают новые необычные машины. По пути всем известного Unimog пошли создатели отечественного универсального транспортного средства SILANT. Разработка его началась в НАМИ в далеком уже 2006 г., позже производство было налажено в Великом Новгороде. Сегодня среди нескольких модификаций нашлось место и коммунальной версии, под маркой SILANT 1450 выпускается специализированный многофункциональный автомобиль высокой проходимости, предназначенный для подметания, мойки дорог и площадей.
Еще одна непривычная версия КДМ – экспериментальные мини-машины марки «Мультимобиль» производства компании «Спецкомплект» из Санкт-Петербурга. Интернациональный продукт разработан итальянской фирмой Durso и доработан под российские условия инжиниринговой компанией МТМ из Чехии. Полноприводные машины грузоподъемностью 1500 кг имеют самосвальный кузов с трехсторонней разгрузкой. Под кабиной из пластика размещен дизельный двигатель Perkins мощностью 50 л.с.
Предусмотрены разнообразные гидравлические выводы для подключения навесного оборудования, расположенные под передним бампером. В комплектации летнее и зимнее коммунальное оборудование, среди которого отвал для снега, пескоразбрасыватель, щетки, поливочно-моечное оборудование. Благодаря понижающему редуктору в трансмиссии рабочая скорость регулируется от 0,6 до 40 км/ч.
Наличие КДМ в коммунальном хозяйстве позволяет экономить значительные средства на приобретение и обслуживание узкоспециализированной техники. КДМ в наше время – обязательный атрибут любого городского или районного коммунального хозяйства. Совместимость с различным навесным оборудованием позволяет использовать их в любых условиях – городских, сельских, а также на дорогах и стройплощадках, а многофункциональность и возможность работы практически круглый год гарантируют поддержание чистоты на дороге и зимой, и летом.