автобус с валидатором что это
Как подтвердить контролеру, что заплатил за проезд через валидатор?
42 автобуса «Автоколонны № 1456», оснащенных валидаторами (устройствами для бесконтактной оплаты проезда), выходят на линии. Это маршруты № 5, 6, 9, 13 и 19. На прошлой неделе часть автобусов с валидаторами перекинули и на маршрут № 7. Количество контролеров увеличивается, к февралю их будет 20. Пока что безбилетников не штрафуют, однако вежливо просят оплатить проезд любым из удобных способов – картой через валидатор или наличными у водителя. «Голос…» задал сотрудникам автоколонны житейские вопросы о нюансах оплаты проезда в общественном транспорте.
Все кондукторы в автобусах стали контролерами?
Сейчас контролеров 14, к февралю их будет 20. Переобучение кондукторов, желающих стать контролерами, продолжается. Автобусы, не оборудованные валидаторами, выходят на линии с кондукторами. О наличии валидаторов и отсутствии кондукторов сообщают таблички на автобусах. Внутри салонов по громкоговорителю пассажирам напоминают, что оплатить проезд нужно через валидаторы или у водителя, при оплате за проезд наличными он выдаст чек.
Контролеры проверяют только автобусы с валидаторами? Как часто?
Контролеры проверяют автобусы с валидаторами и без них. Проверки проходят ежедневно. В один и тот же автобус в течение дня могут зайти разные контролеры.
Как контролер проверяет оплату проезда через валидатор и у водителя?
Контролер заходит в автобус, просит пассажиров для проверки приготовить банковские или транспортные карты, которыми они оплатили поездку. Специальной картой контролер блокирует работу платежных терминалов. На валидаторах появляется надпись: «Терминал заблокирован контрольно-ревизионной службой». В этот момент оплатить проезд через него нельзя. Затем платежные карты пассажиров прикладываются к переносной консоли-терминалу. Консоль считывает информацию о последних платежах. После проверки контролер разблокирует валидатор, чтобы открыть его для оплаты проезда новых пассажиров, зашедших в автобус. У пассажиров, оплативших наличными у водителя, на бумажном чеке проверят реквизиты рейса.
Как узнать контролера?
У контролера есть удостоверение сотрудника МУП «Автоколонна № 1456» с печатью. Он предъявляет его пассажирам. Вопрос о форме для сотрудников прорабатывается.
Если пассажир приложит карту к консоли контролера, могут ли снова списаться деньги за проезд?
Нет. Консоль покажет, что проезд оплачен, списать через нее средства с карты невозможно.
Должен ли льготник – обладатель транспортной карты или электронного проездного, привязанного к банковской карте системы «МИР», — показывать контролеру документы о праве на льготу?
Да, так как бывают случаи, когда этими картами льготника оплатить проезд пытаются другие люди. Это же правило касается и школьников старшего возраста. Транспортные карты для школьников именные, но ребята передают их друг другу, это неправильно. Контролеру нужно показать справку из школы.
СМС о списании денег с карты будет являться подтверждением об оплате, если показать его контролеру?
Нет, так как системы оповещения банков могут быть настроены так, что СМС о списании со счета приходят спустя много дней. Поэтому нельзя сказать, что пришедшая СМС относится к этому конкретному проезду, а не к вчерашнему или еще более раннему.
Что делать, если банковская карта привязана к смартфону с функцией NFC, а телефон при проверке контролера разрядился или же пропала интернет-связь?
Советуем пассажирам заранее продумать этот момент. Если телефон вот-вот разрядится, лучше воспользоваться банковской картой или оплатить проезд у водителя наличными.
Что грозит безбилетникам?
Контролер вежливо попросит оплатить проезд – через валидатор или, если не получилось, наличными у водителя. Штраф за безбилетный проезд составит 500 рублей. Пока мы не штрафуем пассажиров. Однако у нас уже был прецедент: полицейские составили протокол на мужчину за мелкое хулиганство. Заседание суда состоится в феврале. Пассажир не смог заплатить картой через валидатор — карта оказалась в стоп-листе. Наши сотрудники предложили пассажиру оплатить наличными. Хотя деньги у мужчины были, платить или покидать автобус он отказался, вел себя агрессивно. Водитель вызвал полицию. Остальных пассажиров пришлось пересадить в другой автобус.
Сколько поездок можно оплатить за один раз по банковской карте, сколько – по транспортной?
По карте любого банка – пять раз, по транспортной (льготной, студенческой, проездной, обычной) — можно оплатить только одну поездку в этом автобусе. Просим обратить внимание: были случаи, когда пассажир, у которого льготный электронный проездной привязан к банковской карте, платил за себя и, например, за внучку. В первом случае списывали 24 рубля, а потом – 30 рублей. Повторимся — льготник в этом случае только один.
Обычную транспортную карту по-прежнему можно купить в киосках «Издательского дома «Череповецъ»? А есть ли еще время сделать это льготникам, которые не успели до конца прошлого года оформить в МФЦ транспортную карту или электронный проездной, привязанный к банковской карте «МИР»?
Да, обычная транспортная карта в продаже, она не именная, с неограниченным сроком действия. После покупки нужно пополнить ее счет через банкомат, личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение. Льготники, пожелавшие оформить транспортную карту или привязать проездной к карте «МИР», могут оформить ее в МФЦ, который сейчас работает в режиме предварительной записи, телефон кол-центра Повторим: пассажиры могут сами выбрать, нужна ли им такая карта. При ее использовании валидатор спишет именно 24 рубля за поездку, так как карта будет зарегистрирована в системе.
Выдают ли валидаторы чеки?
Нет. Чек в электронном виде, соответствующем законодательству, можно найти в бесплатном мобильном приложении «Транспортная карта» или на аналогичном сайте. Сайтом лучше пользоваться со стационарного компьютера. Можно зарегистрироваться и в личном кабинете и отслеживать все истории своих поездок.
Пассажиры едут вдвоем, один из них заплатил банковской картой за двоих, но вышел раньше. На следующей остановке в автобус зашел контролер. Как второму пассажиру доказать факт оплаты?
Доказательство оплаты проезда для контролера – это карта, если оплачено через валидатор, и бумажный чек, если оплачено у водителя. Поэтому эти моменты пассажиры должны продумать сами: например, каждый может заплатить за себя любым удобным способом. Напомним, есть случаи, когда с ребенком-инвалидом едет родитель. Тогда проезд оплачивается льготной картой ребенка только один раз. Родитель при этом показывает подтверждающие родство документы.
Валидатор написал, что карта в стоп-листе. Что делать?
Воспользоваться другой картой или же оплатить проезд наличными у водителя. Чаще всего карты попадают в стоп-лист, когда на них заканчиваются деньги. Вывести карту из стоп-листа помогут специалисты (в рабочие дни с 8 до 17 часов) по телефонам: 54−60−75, 54−28−50.
Как оплачивать проезд, если валидатор сломался?
Если человек только зашел в автобус в этот момент, он оплачивает проезд наличными у водителя. Автобус с неисправным валидатором начинает работать только на высадку или посадку при оплате наличными. То есть открывает на остановке только переднюю дверь. При этом водитель предупредит новых пассажиров о неисправности. Если у них не будет наличных, придется ждать другой автобус. Закончив рейс, водитель вернется в парк для устранения неполадок.
Придется ли платить дважды за проезд, если в автобусе сломалось в пути что-то и пассажиров решено пересадить в другой?
Нет. Перед выходом водитель попросит пассажиров приложить карты, которыми они оплачивали проезд через валидатор, к консоли, то есть соберет информацию об оплаченном проезде и пересадит пассажиров в следующий автобус. При посадке в другой автобус платить не нужно.
Имеет ли право водитель принимать оплату наличными во время движения?
Нет, водитель обилечивает только на остановках. Пассажиры обязаны оплатить проезд за время стоянки, чтобы не задерживать движение транспорта.
Нужно ли льготнику показывать документы о праве на льготу водителю при оплате?
Да, так как это является подтверждением, что пассажир должен заплатить за проезд именно такую сумму.
У водителя есть терминал. Примет ли он банковскую или транспортную карту, если оплатить через валидатор не получится?
Нет. Терминал водителя настроен только на выдачу бумажных чеков при оплате наличными.
Газета «Речь»
«Еду утром на работу в автобусе с валидатором. Проезд оплатил сразу. А тут контролер. Прикладываю свою карту к устройству контролера — подтверждения оплаты нет. Как быть?» — спрашивает «Речь» наш читатель Валерий. Давайте разбираться.
Прежде ситуация, в которой может оказаться каждый из нас.
— На работу я еду из Заречья в город. Из дому выхожу рано, мне к восьми утра на работу. Чаще всего езжу на автобусе № 31. Здесь проблем нет: кондуктор берет деньги за проезд, выдает мне билет. Я расплачиваюсь банковской картой «Мир», — рассказывает «Речи» Валерий. — А тут как-то сел на автобус № 2, он с валидатором. Прикладываю карту, валидатор громко оповещает: «Проезд оплачен». Я со спокойной совестью еду дальше. Через несколько остановок в автобус заходит контролер. Прикладываю к терминалу контролера свою банковскую карту, а терминал не подтверждает оплаты. Сообщение из банка онлайн еще не пришло. Объясняю контролеру, что проезд оплачен, — он мне верит. Но через две остановки уже на Советском проспекте заходит еще один контролер. Повторяется та же история. Объясняю контролеру, что проезд мною оплачен. Он мне верит. Вот самому мне не очень приятно каждый раз убеждать проверяющих в том, что я законопослушный гражданин, проезд оплачиваю, не медля ни минуты. Как быть в такой ситуации?
Так что же произошло: контролер поверил на слово пассажиру?
— Нет, скорее всего контролер убедился в том, что проезд оплачен, — говорит «Речи» Ирина, оператор «Электротранса». — Как действует контролер? Он заходит в автобус или трамвай, прикладывает свой терминал к валидатору и получает информацию об оплате проезда пассажирами этого автобуса. Далее контролер идет по салону и проверяет факт оплаты проезда: прикладывал пассажир свою банковскую карту к валидатору или нет. Контролер не проверяет, дошли деньги или не дошли.
Как объяснила Ирина, плату за проезд в автобусе или в трамвае могут снять не моментально, а через некоторое время: снятие денежных средств с банковской карты может произойти через несколько минут, часов или даже несколько дней. Оплата в транспорте происходит не как в магазине — на кассе расплатился, деньги с карточки сняли моментально. В автобусе сначала выходит чек, если есть кондуктор, или фиксация оплаты, если есть валидатор. Потом идет запрос денежных средств и только потом уже их списание.
Вы прикладываете свою карту к терминалу контролера, и он видит: зафиксирован факт оплаты или нет.
Удобство не для всех: что не так с новой бескондукторной системой в автобусах Сыктывкара
Фото: Виктор Конюхов
Большой материал о важнейшем нововведении
С 9 сентября в сыктывкарских автобусах маршрута №46 ввели новую систему оплаты через валидаторы. Портал PG11.ru разобрался, как это работает, зачем это нужно и почему для некоторых категорий граждан такие нововведения только усложняют жизнь.
Что такое «валидатор»?
А зачем они вообще нужны?
Напомним, что с начала пандемии коронавируса «Коминавтотранс» несет огромные убытки. Это влияет на работу общественного транспорта в Сыктывкаре. Поэтому введение бескондукторной системы оплаты должно помочь предприятию справиться с этим кризисом.
Как это работает?
На входе пассажиров встречают три валидатора, которые установлены на поручнях — два на центральной площадке и один в конце автобуса. Для оплаты проезда безналичным способом (банковской / транспортной (общегражданской и льготной) картой, а также смартфоном) достаточно приложить носитель к валидатору. Подробнее читайте здесь.
Если у вас нет карты и вы хотите оплатить проезд наличными, то не стоит отвлекать водителя от управления автобусом. Дождитесь остановки.
Получится ли «проехать зайцем»?
Рисковать не стоит. Контроль за оплатой проезда по-прежнему будет у контрольно-ревизионной службы предприятия.
В момент входа КРС в автобус, сотрудники службы блокируют стационарный валидатор и снимают данные об оплате проезда. Затем контролер подойдет к каждому пассажиру, а тот в свою очередь должен приложить свою карту или устройство к его терминалу. На экране появится сообщение, была с этой карты оплата или нет. Если, например, с банковской карты платили за трех человек, то на терминале это отобразится.
Кстати, в много сыктывкарцев сомневаются, что люди будут честно платить за проезд. В ответ на это «Комиавтотранс» сообщает, что усилит контрольную службу.
Не всем по душе такое нововведение
Мы решили проверить, насколько удобны валидаторы для маломобильной категории граждан и пригласили известного активиста Илью Костина, чтобы узнать, легко ли пользоваться новой системой.
Илья просто не может проехать к водителю
Илья, вместе с отзывчивым гражданином, измеряют высоту валидатора
Впрочем, Илья Костин уверен, что в «Комиавтотрансе» оперативно отреагируют на выявленную проблему и устранят ее. С ним уже связался перевозчик и заявил, что они «спустят» валидатор, чтобы маломобильным людям было оплачивать проезд.
Да, в первое время изменения могут вызывать недопонимания. Именно поэтому «Комиавтотранс» проводит разъяснительную работу.
Пассажиропотоки мегаполисов требуют применения современных валидаторов в автобусах, метро, трамваях и других видах общественного транспорта. Организациям, ответственным за пассажирские перевозки, нужны недорогие и технологичные валидаторы-терминалы с фискализацией согласно 54-ФЗ для внедрения бескондукторных систем оплаты проезда на транспорте. Основываясь на опыте успешной реализации подобных проектов в Европе, Азии и России, мы дадим рекомендации по выбору валидатора в автобус или трамвай с онлайн кассой, терминала в турникет с фискализацией на станции метро или электропоездов.
Современные валидаторы представляют собой микрокомпьютеры с процессором, памятью, электронной платой, системой электропитания, модулем для сим-карты 4G для онлайн фискализации, разъемами для подключения питания и сети Ethernet, несколькими SAM модулями и возможностями шифрования для обеспечения безопасности платежей. В зависимости от модели и назначения в них могут применяться современные сенсорные панели или простейшие дисплеи.
Валидаторы для наземного транспорта имеют кардинальные отличия от встраиваемых в турникеты терминалов, POS-терминалов, терминалов для вендинга и обычных считывателей банковских карт. Разница состоит в принципиально иной схемотехнике электропитания, обеспечивающей подключение к бортовой сети автобусов, трамваев, троллейбусов, электробусов.
Валидаторы для транспорта являются важной частью Автоматизированных Систем Оплаты Проезда, включающих в себя решения для сбора платежей, контроля и учета, управления пассажиропотоками. Правильный выбор платежных устройств обуславливает успех или неудачу бескондукторной системы проезда, так как только качественная и специально адаптированная электроника способна выдержать постоянную работу в салонах наземного транспорта, на турникетах метро или станциях электропоездов.
Применяются технологии бесконтактной оплаты по NFC, основанные на радиочастотной идентификации HF. Посредством миниатюрной антенны валидатор принимает электромагнитный сигнал с закодированном электронным номером (UID) транспортной карты или проводит банковскую транзакцию с дебетовыми картами или смартфонами.
В отличие от обычного POS-терминала, валидатор в автобусе или трамвае не требует наличия кондуктора. Автоматизация при бескондукторной оплате проезда на транспорте оптимизирует затраты и минимизирует влияние человеческого фактора.
VENDOTEK T (valitek) Lite (ведомые) валидаторы монтируются при необходимости около остальных входов транспортного средства и подключаются по Ethernet к ведущему валидатору VENDOTEK (valitek) Full A. В результате значительно снижается стоимость бескондукторной системы оплаты проезда, что делает ее доступной даже для регионов и транспортных предприятий с очень небольшими бюджетами.
Цифровые сервисы «Умного города» создают все больше комфорта для пассажиров. Крупные города давно отказались от бумажных билетов, произошел переход на транспортные карты или RFID брелоки MIFARE. Теперь не надо собирать наличные с участием кондуктора в салоне автобуса, передавать сдачу с крупной купюры, можно сразу получать безналичные платежи на счет транспортного предприятия или дирекции пассажирских перевозок.
Но среди бонусных карт, пропусков и визиток можно и забыть транспортную карту или совсем потерять в суматохе толпы. Интеграция различных идентификаторов на мобильном телефоне становится востребованной тенденцией, и нам становится намного удобнее платить смартфоном не только на кассе, но и в метро, МЦК, МЦД, автобусе, трамвае.
Современным трендом стала оплата любых услуг и товаров банковскими картами МИР, MasterCard, Visa, смартфонами с NFC через Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Особенно важно использование банковских карт для туристов или спешащих пассажиров. Обязательная покупка или пополнение транспортной карты в кассе приводит к созданию очередей. При этом банковская карта может быть токенизирована на разных носителях: RFID брелоках, RFID браслетах, NFC кольцах.
Оплата по QR-кодам широко распространена в Китае. В России уже давно применяется контроль оплаты проезда на турникетах по QR на билетах, купленных в кассе или в специализированном киоске самообслуживания. Но с запуском Системы Быстрых Платежей стало возможно оплатить любые товары и услуги по димнамическому QR-коду, отображаемому на экране платежного терминала или валидатора на транспорте. Для этого достаточно отсканировать код через мобильное приложение Вашего банка и подтвердить платеж.
В условиях массового распространения инфекций, особенно при пандемии коронавируса, крайне важно заменить очереди на кассах на современные цифровые сервисы. Именно поэтому так удобно оплачивать проезд не только транспортными, но и банковскими картами, смартфонами, по QR-кодам, а также RFID брелоками, браслетами, кольцами. Создание бескондукторной автоматизированной системы оплаты проезда на базе бесконтактных терминалов повышает комфорт и облегчает жизнь горожан. Снижается риск распространения вирусов и бактерий через наличные, не надо искать в салоне транспорта кондуктора и ждать сдачу. Чем быстрее и удобнее оплата на турникете или в валидаторе, тем меньше очереди и выше скорость передвижения горожан!
Хотя пассажиры уже давно платят за проезд бесконтактными картами, не все валидаторы универсальны. Многие платежные терминалы в транспорте не принимают банковские карты либо проводят банковскую транзакцию в течение нескольких секунд. Недостаточная функциональность недоработанных азиатских валидаторов вызывает не только негатив оплачивающего поездку пассажира, но и раздражает ждущую очередь за спиной, провоцирует конфликты и напряженность в автобусах, метро и других видах транспорта.
Построение Автоматизированных Систем Оплаты Проезда на оборудовании с плохим считыванием транспортных карт приводит к срыву сроков запуска новых транспортных проектов и значительным убыткам перевозчиков и транспортных дирекций. При этом суммы убытков многократно превышают призрачную экономию на качестве валидаторов для транспорта или платежных терминалов для турникетов.
Современные валидаторы для автобусов, метро, электропоездов и трамваев кардинально отличаются от устаревших моделей с точки зрения платежей. Примером успешной реализации бесконтактных банковских транзакций в Москве является Аэроэкспресс, где применяются широко известные в Европе и Азии встраиваемые валидаторы для турникетов TRANSITEK, представляющие собой компактные платежные терминалы, разработка и производство – Зеленоград. Российские инженеры, окончившие лучшие отечественные вузы, создали считыватели бесконтактных банковских и транспортных карт, адаптированные к российским условиями.
Именно на линиях электропоездов Аэроэкспресс была внедрена одна из первых автоматизированных систем оплаты проезда в России с быстрым приемом банковских карт на турникетах, созданная на базе зеленоградских TRANSITEK от ГК «Терминальные Технологии». Возможность быстро платить как транспортными, так и банковскими картами облегчила проезд туристам и оптимизировала пассажиропотоки российской столицы.
Автоматизированная система контроля проезда
Автоматизированная система контроля проезда (АСКП) — название автоматизированной система учёта пассажиропотока, разработанной компанией «Группа Смарт Технологии». Система была впервые в порядке эксперимента применена в 2001 году на автобусном маршруте № 16 в Зеленоградском административном округе Москвы, к середине 2002 года распространена на все зеленоградские маршруты, а в сентябре 2007 года на весь наземный общественный транспорт Москвы.
Содержание
Устройство
Автобус (трамвай, троллейбус), работающий в рамках системы, оборудован турникетом и валидатором для считывания билетов. Войти в автобус пассажиры могут только через турникет в передней части салона, а выйти — через любую дверь, кроме передней. Турникет препятствует проходу в салон без билета, но избавляет от необходимости содержать штат билетных контролёров. Кроме того, система позволяет достаточно точно учитывать пассажиропоток.
Так как проход через турникет без билета невозможен (точнее, сильно затруднён), не имеющим билетов пассажирам приходится покупать их у водителя. Это заметно увеличивает время посадки пассажиров и отвлекает водителя от его прямых обязанностей. Чтобы стимулировать пассажиров приобретать билеты на остановках, цена билета при покупке у водителя искусственно завышена (по состоянию на июнь 2012 года в Москве билет на одну поездку на остановке стоит 25 рублей, а у водителя 28).
Преимущества
Система позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом и подделкой проездных документов. Вместо разнообразия льготных проездных документов (подделки которых трудно распознать на месте) вводится единый электронный билет. Электронный билет по сути является записью в централизованной базе данных, поэтому кустарная подделка его исключена. После истечения срока действия билет автоматически перестаёт работать. Необходимость получения льготного билета теперь возлагается на самого пассажира.
Система позволяет точно учитывать число льготных поездок. Эти сведения используются для выставления счетов организациям, предоставляющим льготы на проезд.
Автоматическая система контроля позволяет резко уменьшить число билетных контролёров, но не позволяет полностью отказаться от их деятельности.
Также система позволяет водителю выполнять остановки только по требованию пассажиров или если есть пассажиры на остановке. Тем самым увеличивается скорость транспортного средства и сокращается время в пути.
Недостатки
Основным недостатком системы является сильное замедление посадки пассажиров (особенно на загруженных остановках). Это связано с ограничением входа только передней дверью, необходимостью проходить турникет и покупкой билетов у водителя. Малое пространство перед турникетом не позволяет водителю начать движение, не дожидаясь прохода пассажиров через турникет. Длинные очереди на посадку, особенно в плохую погоду и часы пик, раздражают пассажиров. Проблема низкой пропускной способности была частично решена только в единичных трамвайных вагонах путём установки двух параллельных турникетов.
Увеличенное время посадки приводит к общему увеличению времени поездки. При этом на некоторых остановках автобусы и трамваи перекрывают проезжую часть, задерживая других участников движения, в частности, другие машины городского траснпорта.
Инвалиды и пассажиры с колясками не могут пересечь турникет и всё равно входят через среднюю дверь (там же обычно оборудуется пандус для заезда). Таким образом, нарушается логика «передней двери».
Большинство водителей не следят за использованием турникета пассажирами (отвечают и следят только за собственно валидатором), которые подлезают, перепрыгивают через брусья турникета, или пролезают сбоку от них, что ставит под сомнение эффективность АСКП в борьбе с безбилетниками.
В трамвае «система передней двери» не приспособлена как принципиально, так и технологически (в некоторых моделях существует возможность обойти турникет вне зоны видимости водителя).
В начале внедрения АСКП в Москве, порой СКМ у пенсионеров и инвалидов пищала и задерживался проход через систему АСКП на 4 и на 10 минут. Водители были разные, кто пропускал через 2-ю дверь пенсионеров с СКМ, кто заставлял пенсионеров с СКМ платить за билет, а кто унижал, оскорблял и выталкивал из транспортного средства пенсионеров. За последнее действие водителей безжалостно увольняли, а с новыми водителями проводили беседу «о культуре обслуживания пенсионеров и инвалидов в общественном городском транспорте».
Кроме того, обслуживание АСКП требует значительных дополнительных расходов.
Валидатор без турникета
Посадочные терминалы
Наименование | Адрес | Маршруты | ВНЕ терминала (в общие направления) | Примечание |
ТЦ Калужский | 28, 226, 295, 624, 642, 671, 784, 816 | 163, 224, 246 | ||
ТПУ Планерная | 88, 96, 173, 268, 268к, 817, 865 во все двери; 43, 102, 267, 678, Т в переднюю (большинство пользуется остановкой в районе дома 5) | 173,959 (До Митино) по левому крылу здания; 383, 434, 469, 484, 959 (Мострансавто) троллейбусы- с северной стороны | Удалилась высадка по всем маршрутам, ранее производили в максимальной близости от метро (часть маршруток переведены к более дальнему вестибюлю). Перекрыт сквозной проезд у дома 12, в связи с посадкой на маршруты на остановке «Детская поликлиника» фактически запрещена остановка для маршруток. | |
Белая Дача | Новоегорьевское шоссе | Мега-Выхино-Жулебино, Мега-Кузьминки, Мега-Люблино | 10,655 | Не решена проблема отстоя автобусов: стоят на Новоегорьевском шоссе с аварийкой (судя по разнице во времени график не менялся), а также остановки у Мега-Оби |
Правила пользования билетами с магнитной полосой
Для прохода через валидатор в салон автобуса, троллейбуса или трамвая необходимо:
Внимание: вертушка турникета поворачивается вручную.
Примечание: билет вставляется с точностью до наоборот по сравнению с тем, как он вставляется в считывающие устройства метро или монорельса. Ещё, на практике пассажир с низким ростом видит билет крашеной стороной к себе, а пассажир высокого роста должен видеть перед собой обратную (белую) сторону билета, из-за чего ему надо сориентироваться, какой же стороной его вставлять. Мокрый от дождя билет может застрять в механизме валидатора и нарушить его функционирование.
Правила пользования транспортными картами
Внимание: карта имеет семиминутный интервал задержки после первого прохода для предотвращения прохода нескольких человек по одной карте (социальные карты москвича (СКМ) и временные единые социальные билеты (ВЕСБ), а также социальные карты жителя московской области (СКМО)); транспортные карты с оплачиваемыми поездками (проездные) времени задержки не имеют.