автономная республика что это значит
Автономная республика
Автономная советская социалистическая республика (АССР), советское социалистическое национальное государство, входящее в состав союзной республики и осуществляющее государственную власть вне пределов компетенции союзной республики на автономных началах (см. Автономия).
В СССР в 1969 имелось 20 АССР, из них 16 в РСФСР: Башкирская (образована 23 марта 1919), Бурятская (образована 30 мая 1923), Дагестанская (образована 20 января 1921), Кабардино-Балкарская (образована 5 декабря 1936), Калмыцкая (образована 22 октября 1935), Карельская (образована 25 июля 1923), Коми (образована 5 декабря 1936), Марийская (образована 5 декабря 1936), Мордовская (образована 20 декабря 1934), Северо-Осетинская (образована 5 декабря 1936), Татарская (образована 27 мая 1920), Тувинская (образована 9 октября 1961), Удмуртская (образована 28 декабря 1934), Чечено-Ингушская (образована 5 декабря 1936), Чувашская (образована 21 апреля 1925), Якутская (образована 27 апреля 1922); в Грузинской ССР имеется 2 АССР: Абхазская (образована 4 марта 1921) и Аджарская (образована 16 июля 1921); в Узбекской ССР — Каракалпакская (образована 20 марта 1932); в Азербайджанской ССР — Нахичеванская (образована 9 февраля 1924).
АССР отличаются друг от друга по размеру территории, по численности и плотности населения, национальному составу, а также и по ряду других признаков (в т. ч. историческое прошлое, уровень развития экономики и т. д.). Вместе с тем они имеют ряд значительных общих черт. Наиболее существенная из них состоит в том, что каждая АССР является государством, имеет своё гражданство, свою территорию и конституцию, свои высшие органы государственной власти — Верховный Совет и Президиум Верховного Совета, своё правительство — Совет Министров, свой Верховный суд; в каждой АССР есть прокурор республики, возглавляющий систему органов прокуратуры. В конституциях АССР закреплено положение о том, что каждый гражданин АССР является гражданином СССР и соответствующей союзной республики и что граждане всех союзных республик на территорий данной АССР пользуются одинаковыми правами с её гражданами.
В конституции АССР закреплены основы её правового положения как государства, входящего в состав союзной республики. Конституция АССР подлежит утверждению Верховным Советом союзной республики. В отличие от союзной республики, АССР не имеет права выхода из СССР, т. к. она не является субъектом Союза ССР, однако она может, при наличии соответствующих объективных условий, на основе определенно выраженной народом АССР суверенной воли, согласия двух заинтересованных союзных республик и решения высших органов государственной власти СССР осуществить переход из состава одной союзной республики в другую. Так, с принятием Конституции СССР 1936 Каракалпакская АССР перешла из РСФСР в состав Узбекской ССР.
АССР представляет собой одну из форм национальной государственности, в которой воплощён суверенитет нации, и в этом её сходство с союзной республикой. Являясь политической формой автономии, АССР обладает некоторыми исключительными полномочиями (такими же, как союзная республика). Компетенция АССР определяется её конституцией. Ведению АССР в лице её высших органов государственной власти и государственного управления подлежат: установление конституции АССР, внесение её на утверждение Верховного Совета соответствующей союзной республики и контроль за её соблюдением; установление районного деления АССР, границ районов, городов и внесение его на утверждение Верховного Совета союзной республики; законодательство АССР, охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народно-хозяйственного плана и бюджета АССР и отчёта о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и союзной республики государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов; руководство страховым и сберегательным делом; управление промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчинённых органам СССР и союзной республики; руководство и контроль за порядком пользования землёй, недрами, лесами и водами, в соответствии с законами СССР и союзной республики. Осуществляя свою компетенцию, АССР издаёт законы в строгом соответствии с законами СССР и союзной республики. В случае расхождения закона АССР с законом Союза ССР или союзной республики действует общесоюзный закон или закон союзной республики. Законы АССР публикуются на двух или нескольких языках, в том числе прежде всего на языке данной АССР.
Существуют специальные гарантии юридической силы актов, издаваемых правительствами АССР: в конституциях союзных республик — РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР и Азербайджанской ССР устанавливается, что акт Совета Министров АССР не может быть отменен Советом Министров союзной республики, он может быть им лишь приостановлен, а отменить этот акт правомочны только Президиум Верховного Совета АССР или Президиум Верховного Совета союзной республики.
АССР имеет своих представителей в высших органах государственной власти СССР и той союзной республики, в состав которой она входит. Население каждой АССР избирает 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР. В Совет Союза Верховного Совета СССР депутаты от АССР избираются на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности населения республики. Наличие в составе Верховного Совета СССР депутатов от АССР является одной из важнейших гарантий, позволяющих учесть их специфические национальные интересы и потребности при решении общегосударственных вопросов. В Верховном Совете союзной республики АССР представлена также на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности её населения. АССР представлена и в Президиуме Верховного Совета соответствующей союзной республики. В Конституции РСФСР установлено, что число заместителей председателя Президиума Верховного Совета РСФСР определяется количеством входящих в состав РСФСР АССР; аналогичное положение содержится в Конституции Грузинской ССР.
Чем отличались автономные республики СССР от союзных?
На момент распада в 1991 году в СССР было 15 союзных республик, которые стали с тех пор самостоятельными и независимыми государствами: Россией, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Молдавией, Грузией, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Кыгрызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Таджикистаном.
Однако в СССР были ещё так называемые автономные советские социалистические республики (АССР). Они после развала страны остались в составе Федерации в качестве просто Республик. Их было больше.
Если по алфавиту, то вот они:
Башкирская АССР, Бурятская АССР, Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Калмыцкая АССР, Карельская АССР, Коми АССР, Крымская АССР, Марийская АССР, Мордовская АССР, АССР Немцев Поволжья, Северо-Осетинская АССР, Татарская АССР, Тувинская АССР, Туркестанская АССР, Удмуртская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Чувашская АССР, Якутская АССР.
Кроме того, внутри некоторых Союзных Республик тоже были автономные!
Например, в Грузинской ССР были: Абхазская и Аджарская АССР.
В Азербайджанской ССР была Нахичеванская АССР.
В Узбекской ССР была Каракалпакская АССР.
Наконец, в Украинской ССР была Молдавская АССР, позже ставшая отдельной Союзной Республикой.
Автономная Республика Немцев Поволжья была ликвидирована в 1941 году — понятно, по какой причине.
Туркестанская АССР существовала всего 6 лет — с 1918 по 1924. Была разделена на Узбекскую ССР, Таджикскую АССР (в составе Узбекской), Туркменскую ССР, Кара-Киргизский автономный округ (сейчас это Кыргызстан) и Кара-Калпакский автономный округ (сейчас это автономная республика в Узбекистане).
Также стоит отметить, что после развала СССР Чечено-Ингушская АССР была разделена на две республики.
Так чем же отличались автономные республики от союзных?
В советской стране выделили 15 национальных союзных республик по нескольким признакам. Во-первых, там должно было проживать более 1 млн человек титульной национальности. Во-вторых, территория такой республики должна была граничить с другим государством. В-третьих, предполагалось, что союзная республика может (когда захочет) стать самостоятельным государством. Как известно, так и случилось.
Этим признакам соответствовали только 15 национальных территорий, которые я озвучил в первом абзаце сего повествования. А те, кто не соответствовал, стали просто автономными.
Кстати, несмотря на то, что в Татарской АССР проживало более 1 мл татар, союзной республикой её не сделали. Почему? Потому что она НЕ граничит с чужим государством. Почему Карело-Финскую ССР понизили до автономной, я уже писал вот здесь.
А вот с Эстонией промашка вышла! На момент создания Эстонской ССР в ней проживало менее 1 млн эстонцев. Несмотря на это, ей разрешили быть союзной. Почему? Загадка.
Кстати, в своё время попытки создать свои автономные республики в составе СССР делали корейцы и лезгины. Но не удалось.
В современных странах, которые мы называем постсоветскими, автономные республики тоже есть! В Грузии всё также существует Аджарская автономная республика, а также формально — Абхазская (правда, не все страны с этим согласны).
В Азербайджане есть Нахичеванская автономная республика.
В Узбекистане — Каракалпакстан.
В Таджикистане — Автономная Республика Бадахшан (перестала существовать в 1997 году).
В Молдавии есть Гагаузия.
Кроме того, не стоит забывать про Крым, который Украина считает своей автономной республикой. Правда, этот статус в данном случае — формальный.
Кроме того, в Советском Союзе были ещё автономные округа и автономные области. Но это уже тема для другой статьи.
Если понравилась эта, ставьте палец вверх, подписывайтесь!
В чем разница между краем, республикой, автономной областью и автономным округом? Разница лишь в названиях?
Какая удача, вопрос по теме диплома подъехал)
Ответ будет дан очень обобщенный и краткий, пытливым умам традиционно советую разобраться самим. В помощь пригодятся ряд законодательных актов конституционного значения (Конституция РФ (ст. 5, глава 3), Федеративный договор 1992 года, ряд ФКЗ, связанный с изменением территории, статуса и названия субъектов федерации), а также учебники по конституционному праву и федерализму (например, Авакьян, Эбзеев, Юсубов, Макарцев).
В Российской Федерации существует 3 вида и 6 типов субъектов:
1) национально-государственные образования (республики, коих 22);
2) национально-территориальные (4 автономных округа и 1 автономная область);
3) административно-территориальные (9 краев, 46 областей и 3 города федерального значения (ГФЗ)).
Такое разделение пошло со времен заключения Федеративного договора от 31 марта 1992 года, когда федеральный центр заключил 3 договора с каждым субъектом федерации, выделив их в такие виды.
Республика как субъект Российской Федерации является предметом довольно бурных дискуссий, даже исходя из Конституции РФ (КРФ). В частности, в ч. 2 ст. 5 КРФ содержится такая формулировка: «Республика (государство). «, что подчеркивает особый государственно-правовой статус данного типа. Наличие собственной конституции, права на установление государственного языка в пределах собственной территории и национальный принцип формирования выделяют республики над остальными субъектами.
Автономная область существует лишь одна, Еврейская (куда без них!), и с ее формально-правовым статусом ничего нельзя сделать: в 1 главе КРФ перечислена автономная область в числе субъектов РФ, эту главу нельзя пересмотреть в обычном порядке, посему Еврейская автономная область свое особое название не утратит в обозримом будущем, а в остальном по полномочиям не отличается от автономных округов.
Наконец, края, области и ГФЗ. Между ними тремя в юридическом смысле различий нет, а между краями и областями и фактически нет разницы, просто дань традиции. Это стандартные единицы федеративного государства, как земли в Германии или штаты в США.
Что значит «автономная республика»
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия
автономная советская социалистическая республика (АССР), советское социалистическое национальное государство, входящее в состав союзной республики и осуществляющее государственную власть вне пределов компетенции союзной республики на автономных началах (см. Автономия ). В СССР в 1969 имелось 20 АССР, из них 16 в РСФСР: Башкирская (образована 23 марта 1919), Бурятская (образована 30 мая 1923), Дагестанская (образована 20 января 192
, Кабардино-Балкарская (образована 5 декабря 1936), Калмыцкая (образована 22 октября 1935), Карельская (образована 25 июля 1923), Коми (образована 5 декабря 1936), Марийская (образована 5 декабря 1936), Мордовская (образована 20 декабря 1934), Северо-Осетинская (образована 5 декабря 1936), Татарская (образована 27 мая 1920), Тувинская (образована 9 октября 1961), Удмуртская (образована 28 декабря 1934), Чечено-Ингушская (образована 5 декабря 1936), Чувашская (образована 21 апреля 1925), Якутская (образована 27 апреля 192
; в Грузинской ССР имеется 2 АССР: Абхазская (образована 4 марта 1921) и Аджарская (образована 16 июля 1921); в Узбекской ССР ≈ Каракалпакская (образована 20 марта 1932); в Азербайджанской ССР ≈ Нахичеванская (образована 9 февраля 1924).
АССР отличаются друг от друга по размеру территории, по численности и плотности населения, национальному составу, а также и по ряду других признаков (в т. ч. историческое прошлое, уровень развития экономики и т. д.). Вместе с тем они имеют ряд значительных общих черт. Наиболее существенная из них состоит в том, что каждая АССР является государством, имеет своё гражданство, свою территорию и конституцию, свои высшие органы государственной власти ≈ Верховный Совет и Президиум Верховного Совета, своё правительство ≈ Совет Министров, свой Верховный суд; в каждой АССР есть прокурор республики, возглавляющий систему органов прокуратуры. В конституциях АССР закреплено положение о том, что каждый гражданин АССР является гражданином СССР и соответствующей союзной республики и что граждане всех союзных республик на территорий данной АССР пользуются одинаковыми правами с её гражданами.
В конституции АССР закреплены основы её правового положения как государства, входящего в состав союзной республики. Конституция АССР подлежит утверждению Верховным Советом союзной республики. В отличие от союзной республики, АССР не имеет права выхода из СССР, т. к. она не является субъектом Союза ССР, однако она может, при наличии соответствующих объективных условий, на основе определенно выраженной народом АССР суверенной воли, согласия двух заинтересованных союзных республик и решения высших органов государственной власти СССР осуществить переход из состава одной союзной республики в другую. Так, с принятием Конституции СССР 1936 Каракалпакская АССР перешла из РСФСР в состав Узбекской ССР.
АССР представляет собой одну из форм национальной государственности, в которой воплощён суверенитет нации, и в этом её сходство с союзной республикой. Являясь политической формой автономии, АССР обладает некоторыми исключительными полномочиями (такими же, как союзная республика). Компетенция АССР определяется её конституцией. Ведению АССР в лице её высших органов государственной власти и государственного управления подлежат: установление конституции АССР, внесение её на утверждение Верховного Совета соответствующей союзной республики и контроль за её соблюдением; установление районного деления АССР, границ районов, городов и внесение его на утверждение Верховного Совета союзной республики; законодательство АССР, охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народно-хозяйственного плана и бюджета АССР и отчёта о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и союзной республики государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов; руководство страховым и сберегательным делом; управление промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчинённых органам СССР и союзной республики; руководство и контроль за порядком пользования землёй, недрами, лесами и водами, в соответствии с законами СССР и союзной республики. Осуществляя свою компетенцию, АССР издаёт законы в строгом соответствии с законами СССР и союзной республики. В случае расхождения закона АССР с законом Союза ССР или союзной республики действует общесоюзный закон или закон союзной республики. Законы АССР публикуются на двух или нескольких языках, в том числе прежде всего на языке данной АССР.
Существуют специальные гарантии юридической силы актов, издаваемых правительствами АССР: в конституциях союзных республик ≈ РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР и Азербайджанской ССР устанавливается, что акт Совета Министров АССР не может быть отменен Советом Министров союзной республики, он может быть им лишь приостановлен, а отменить этот акт правомочны только Президиум Верховного Совета АССР или Президиум Верховного Совета союзной республики.
АССР имеет своих представителей в высших органах государственной власти СССР и той союзной республики, в состав которой она входит. Население каждой АССР избирает 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР. В Совет Союза Верховного Совета СССР депутаты от АССР избираются на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности населения республики. Наличие в составе Верховного Совета СССР депутатов от АССР является одной из важнейших гарантий, позволяющих учесть их специфические национальные интересы и потребности при решении общегосударственных вопросов. В Верховном Совете союзной республики АССР представлена также на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности её населения. АССР представлена и в Президиуме Верховного Совета соответствующей союзной республики. В Конституции РСФСР установлено, что число заместителей председателя Президиума Верховного Совета РСФСР определяется количеством входящих в состав РСФСР АССР; аналогичное положение содержится в Конституции Грузинской ССР.
Википедия
Автономная республика что это значит
Автономная республика — форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии, сегодня существующая в Азербайджане, Грузии и на Украине.
Содержание
Автономные республики в СССР
C 1964 по 1990 год в СССР входило 20 автономных советских социалистических республик:
А также страны Прибалтики, такие как Латвия, Литва, Эстония
АССР имели более высокий статус, чем автономные области и автономные округа. Например, от них избиралось по 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, в то время как от автономных областей — по 5, от автономных округов — по 1. Председатель правительства автономной республики по должности был членом Правительства РСФСР.
В то же время автономные республики имели более низкий ранг, чем союзные республики. Они официально не считались субъектами СССР как федерации, не имели характеристики суверенного государства (как союзная республика), за ними не признавалось не только право выхода из СССР, но и право перехода из одной союзной республики в другую.
В период политических реформ, связанных с процессами перестройки и демократизации общества, в 1990-1991 годах ряд автономий и самопровозглашённых государств (Приднестровье, Южная Осетия, Принаровье, ЧРИ, казачьи республики) потребовал для себя статуса союзной республики. Некоторые историки считают, что процесс подписания нового Союзного договора главной целью имел обретение автономиями статуса союзных республик, что давало возможность законно получить независимость.
Несмотря на право сецессии для союзных республик по Конституции СССР 1977 года [2] данные образования не могли выйти из России, так как напрямую указывалось их нахождение в составе РСФСР, конституция которой права выхода не давала.
В 1992 году, через месяц после развала СССР, республики России подписали новый федеративный договор (Кроме Чечни и Татарстана, которые присоединились к нему намного позже). Их название с «республик в составе РСФСР» сменилось на республики, а по Конституции Российской Федерации 1993 года они стали субъектами федерации.
Автономные республики в других странах
В настоящее время автономные республики существуют в Азербайджане, Грузии и на Украине.
В Молдавии существуют Автономное территориальное образование Гагаузия и Территориальное образование Приднестровье (формально, не совпадает ни с официальными, ни с фактическими границами Приднестровской Молдавской Республики).