Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
— Не знаю. Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Автор считает, что. Автор подводит читателя к выводу о том, что. Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу. Позиция автора такова. Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом. Автор призывает нас (к чему) Автор убеждает нас в том, что. Автор осуждает (кого / что, за что) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. Основная цель автора заключается в том, что. Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п. 2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции. 3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения. 4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор. 5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Подробнее о структуре
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход).
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис. 2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист) 3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики. 4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. 5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. 6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Для перехода к основной части
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:
→ Писатель считает, что… → Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. → Мы можем прийти к выводу.
• Проблема (чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.
Запомни! • Проблема (чего?) смысла жизни. • Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Художественный текст • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем) • Не случайно писатель изображает (кого, что) • Поступок героя свидетельствует о том, что… • Слова (мысли) героя показывают, что… • Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев) • Симпатии автора на стороне(кого)
Публицистический текст • Проблема раскрывается автором на примере… • В качестве примера раскрывает • Автор заставляет читателя задуматься (над чем) • Автор обращает проблему на • В размышлениях автора звучит мысль о том, что • Автор разделяет мнение (кого) • Автор искренне восхищён, огорчён (чем) • Автор приводит нас к выводу о том, что
• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени. • Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю. • Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). • Как и большинство из нас, автор считает, что • Автор подробно рассматривает • Автор обращает наше внимание на
Автор (Что делает?) Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.
Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.
Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы • Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя? • Как относятся к герою окружающие его персонажи? • Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи? • Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет? • Автор осуждает или одобряет поведения героя? • Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?
• Автор считает, что • Автор подводит читателя в выводу о том, что • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу • Позиция автора такова • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом • Автор нас призывает (к чему) • Автор убеждает нас в том, что • Автор осуждает (кого/что, за что)
Аргументация собственной позиции.
В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.
Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.
Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.
Сочинение — рассуждение на заданную тему, подкрепленное аргументами на основе литературы или личного опыта, и записанное в определенной структурированной последовательности.
Заключение в сочинении — подведение итогов всей работы в отношении основной мысли, проблематики и темы, и дополнение ее личным мнением автора.
Любое сочинение состоит из вступления, где автор формулирует проблематику, основной части, где происходит раскрытие темы и подкрепление ее аргументами, и заключения.
Предметы ЕГЭ, где пишут сочинение или эссе:
Задача заключения
Главная задача заключения — подвести итог всего авторского произведения, будь то сочинение или эссе.
Важно подвести краткий вывод, не дублируя написанное выше, не используя новых данных.
Ошибки заключения, которые допускают в школьном сочинении:
Виды заключений в сочинении
Обладание знаниями о различных видах заключений поможет оперативно выбрать, как начать и завершить сочинение.
Нельзя не согласиться с мнением автора, что отношение человека к природе демонстрирует его отношение к себе. Герой рассказа бережно заботился о саде, посаженном его бабушкой, чтил семейные ценности и уважал себя и свое дело.
В заключение хочется сказать, что внутренняя гармония достигается и в бережном отношении к природе.
Мог ли Печорин избежать дуэли, отпустить ситуацию и уехать в другой город, забыв о Мэри? Два эгоиста, Печорин и Грушницкий, не способные на настоящую любовь и дружбу, встретились на страницах одного произведения. Их противостояние было продолжительным, болезненным для обоих, поэтому дуэль стала развязкой конфликта и освобождением друг для друга.
Автор произведения нас подводит к мысли, что литература — неисчерпаемый источник для наших знаний и жизненных ориентиров. Давайте читать классику, чтобы наполнять себя добром, мудростью и опытом.
Сергей Есенин пишет: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»». Я разделяю мысль, звучащую в строках этого стихотворения, что любовь к родине — это и есть счастье. И для человека нет лучше места, чем его родная земля.
Подводим итог в сочинении
Итог в сочинении — это завершение всего произведения. Логичное, стилистически верно написанное заключение говорит о том, что автор осознает написанное и позиция соответствует реальным ощущениям автора.
Структура и важные аспекты
Заключение должно соответствовать всему тексту автора. Оно не может вводить новые аргументы, темы для размышления. Это завершающая концовка, итог всего вышесказанного.
В структуре сочинения заключение может занимать порядка 15% объема всего авторского произведения.
Способы оформления
Как правильно оформить заключение? Начните его с нового абзаца. Возможны два варианта перехода к завершению текста:
Для успешного написания заключения сочинения запомните несколько клише. Это поможет оперативно выбрать нужную конструкцию, определить правила расстановки знаков препинания, сэкономить время на написание и итоговую проверку работы.
Клише
Пример употребления
Для заключения — обобщения
Таким образом, мы приходим к выводу…
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, можно сделать вывод, что…
Таким образом, мы приходим к выводу, что воспитание и семья часто предопределяют наши поступки.
В заключение хотелось бы отметить…
В заключение хочется сказать, что…
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что язык и слово — огромное богатство народа.
Хочется верить, что…
Подводя итоги, хочется выразить надежду, что…
Хочется верить, что уроки о доброте и человечности, полученные нами в детстве, станут большой опорой в будущем.
Для заключения в форме риторического вопроса
В который раз спросим себя: достаточно ли мы уделяем внимания родителям и семье? Безусловно, ответ мы не дадим, но сердце каждого человека откликнется, возможно, мы станем чуть внимательнее к родным.
Заключение — призыв к действию
Давайте помнить, что…
В заключение хочется призвать людей к…
В заключение хочется призвать людей к ответственности: давайте беречь природу для себя и для следующих поколений.
Заключение — цитата
В заключение хочется привести цитату…
Наконец, приведу строки из произведения…
«…», — так писал «имя фамилия автора». Эта мысль перекликается с мыслью из прочитанного нами отрывка.
Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться? 6 примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Данное сочинение подходит для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», посмотреть аргументы для данного направления. Также вы можете посмотреть примерные темы итогового сочинения 2021.
Итоговое сочинение на тему согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
«Путешествовать — значит развиваться» — так ли это? Разумеется, да, ведь новые знания о мире и впечатления от общения с людьми расширяют кругозор и дарят новые возможности. Однако бывает и так, что человек направляется в «тюлений отдых» — то есть планирует лениться, злоупотреблять сомнительными развлечениями и сорить деньгами. В этом случае он не получит пользы от поездки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой поехал в отпуск с семьей, но его путешествие едва ли можно назвать познавательным. Автор сообщает, что дни туриста состояли из роскошных приемов пищи, ленивого отдыха после них, азартных игр и походов в увеселительные заведения. Более того, Господин был замечен автором в притонах. А малейшая заминка на пути к развлечениям сопровождалась ссорами с женой и мрачным настроением героя. Конечно же, такая поездка не пошла на пользу Господину. В свои пятьдесят лет он имел не очень хорошее здоровье и умер от удара, ведь гастрономические и прочие излишества были откровенно вредны для него. О развитии нечего и говорить. Герой больше времени уделял приемам пищи, чем изучению местных достопримечательностей или хотя бы беседе с местным населением. Такое путешествие не может поспособствовать личностному росту.
Совсем по-другому путешествовал Андрей Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов». Герой был человеком эрудированным, любознательным и активным. За рубежом он не только уделял время культурному просвещению и изучению местных обычаев, но и обращал внимание на ассортимент товаров и услуг, который в России был в разы скромнее. В итоге у него созрел план, как создать свое дело, которое поспособствовало бы развитию целой страны. Штольц стал негоциантом — владельцем компании, которая специализировалась на международной торговле. Это помогло ему собрать значительный капитал и упрочить свое положение в обществе. Герой не только добился успеха в делах, но и помог многим людям, создав рабочие места и предоставив уникальное предложение на рынке. Если бы Штольц не путешествовал, эти идеи никогда не родились бы в его голове, и он не стал бы бизнесменом такого уровня. Это говорит о том, что поездки развивают личность, если она сама к этому стремится.
Таким образом, Пьер Бернандо был прав, сказав, что «путешествовать — значит развиваться». Однако важно понимать, что под лежачий камень вода не течет, надо самому работать над собой в любой поездке, и только тогда она принесет пользу. Если же человек уезжает на пляж, чтобы лениться и злоупотреблять вредными развлечениями, то никакой тур не сыграет положительную роль в его жизни.
Пример сочинения №2
Путешествие развивает личность — этот факт давно известен людям, поэтому многие из нас стремятся накопить денег и выехать в другие страны или города. Такие поездки позволяют узнать много нового и полезного о мире вокруг нас. Тот, кто имеет большой туристический опыт, всегда является интересным собеседником и может привлечь к себе внимание слушателей. Поэтому многие герои отечественной и мировой литературы отправлялись в скитания, чтобы стать лучше.
Например, Александр Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» получил за границей уникальный опыт и новые знания, которые позволили ему понять все недостатки и пороки существующего в России уклада жизни. Он едва ли не первым из своей среды задумался о том, насколько губительно крепостное право. Вернувшись домой, Александр очень хотел поделиться своими открытиями с другими людьми и призвать их исправиться. Однако в своей стране он стал чужаком, как будто разучившись разговаривать на русском. Развитие Чацкого, получившего образование за рубежом, настолько превосходило уровень других помещиков, что они просто не поняли его. Не покидая Россию, они так и не осознали, в чем причина ее отставания. Они даже не видели, что можно жить лучше. Герои слепо копировали иностранную моду и пресмыкались перед ней, не замечая, что не создают свою собственную культуру и презирают свой собственный народ. Все это можно было узнать за пределами России, что и сделал Чацкий. Своим феноменальным развитием он обязан путешествиям, как и автор, который служил дипломатом и видел, как живут другие государства, благодаря чему смог сделать полезные выводы.
Зарубежные писатели тоже говорили о пользе путешествий для развития личности. Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц» сделал акцент на том, что поездки в далекие края помогают человеку разобраться в себе и упорядочить жизнь. Научившись у других людей и народов мудрости, набравшись опыта, можно решить свои проблемы и подняться на новый уровень. Это доказывает пример Маленького принца. Дома он чувствовал себя несчастным, потому что Роза изводила его своими капризами, да и рутина небольшой планеты ему наскучила. Он решил посмотреть, как живут другие обитатели космоса, и разнообразить свою жизнь. В путешествии Маленький принц научился любви, дружбе, преданности и понял, что многие люди понапрасну губят себя во «взрослых» занятиях. Осознав смысл бытия, мальчик вернулся на свою планету, чтобы помириться с Розой и зажить по-новому. Он смог понять ее поведение и дать ему справедливую оценку. Это заставляет нас задуматься о том, что порой нужно покинуть зону комфорта и отправиться в большой путь, чтобы познать себя.
Таким образом, путешествие всегда помогает нам набраться опыта, новых впечатлений и знаний. Оно позволяет лучше узнать себя и разобраться в том, что не так дома и как это исправить. Поездки на дальние расстояния делают нас взрослее, ответственнее, умнее. Каждому из нас предстоит пройти не одну такую дорогу, которая неизменно ведет человека к себе.
Пример сочинения №3
Каждый человек – путешественник, причем совершенно не важно, сколько городов и стран он посетил, какие достопримечательности видел и как часто летал на самолете. Я считаю, что для каждого из нас судьбой уготован уникальный маршрут под названием «жизнь», и все мы идем по нему, постепенно узнавая этот мир, приобретая практический и духовный опыт. Жизненный путь, пожалуй, самый трудный «туристический» маршрут, однако именно он человеку развиваться. Он то и дело предлагает нам покорить новые вершины, манит заветной целью, но умалчивает, что бесценный опыт и знания будут приобретены нами по дороге к ней, а не подарены по достижении. Поэтому путешествие – самый верный помощник в развитии личности, это уникальная возможность познать себя и открыть новые грани окружающего мира.
Жизненный путь Чайки Джонатана Ливингстона, героя одноименного произведения Ричарда Баха, поначалу ничем не отличался от судеб сотен тысяч других чаек: изо дня в день он копался в мусоре в поисках еды, и его не волновало ничего кроме удовлетворения базовых потребностей. Однако вскоре главного героя начало беспокоить бесцельное пребывание в мире, и он нашел для себя смысл жизни – овладение искусством полета в совершенстве. Это и стало вершиной, подаренной жизнью, на которую он захотел взобраться. Конечно, путь к ней оказался непрост: изгнание из стаи и общественное порицание, изнуряющие тренировки в погоне за идеалом, прохождение пути отшельника вдали от привычной жизни. Однако именно это путешествие наградило главного героя уникальными навыками, позволило ему достичь поставленной цели. Более того, благодаря полученным умениям главный герой привлек к изучению искусства полета и своих сородичей, вернув авторитет и признание в стае. Джонатан Ливингстон совершил огромный скачок в развитии не только собственного «Я», но и целого поколения чаек.
К сожалению, не каждый может использовать жизненный путь для блестящего саморазвития. Так, Илья Ильич Обломов, главный герой произведения И.А. Гончарова «Обломов», будучи потомственным дворянином, имея неплохое состояние, не смог в полной мере реализовать свой потенциал. Казалось бы, судьба наградила его жизнью в достатке: он мог путешествовать, как друг его детства Андрей Штольц, получить достойное европейское образование. Однако герой выбрал для себя другую дорогу, он отказался от возможностей, предоставленных ему, и предпочел проводить время лежа на любимом диване. Когда жизнь предоставила ему возможность переступить свою лень ради счастья с Ольгой Ильинской, которая всеми силами пыталась помочь ему в реализации его творческой и поэтической натуры, ему не хватило сил для преодоления себя, и он остановился в совершенствовании, оставив все как есть. Так и закончилось «путешествие» Ильи Ильича Обломова, не успев начаться, помочь ему в саморазвитии и подарить огромное количество жизненной энергии.
Таким образом, жизненная дорога каждого из нас полна трудностей и препятствий. Однако всегда стоит помнить, что все они даны нам для преодоления себя, что неизбежно на пути к успешному развитию личности.
Пример сочинения №4
Путешествуя, человек узнает много новой информации от людей, которые уже владели ею, или самостоятельно совершает открытия. Познавая окружающий мир, человек развивается сам и способствует тому, что более развитым становится все человечество, узнавшее до этого скрытую информацию об окружающем мире. Путешествия связаны не только с познанием окружающей действительности, но и с познанием самого себя. Путешествуя, человек не только расширяет свой кругозор, но и развивается внутренне, поскольку, находясь в путешествии, человек задумывается над многими проблемами собственного существования. Путешествия – это движение, которое метафорично связано с развитием личности. О развивающем характере путешествий рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» завязкой является то, что Чацкий приезжает в дом Фамусовых после трех лет путешествий за границей. Познакомившись с жизнью других народов, Чацкий смог критично посмотреть на жизнь в России. Главному герою удалось заметить пороки так называемого «фамусовского общества»: стремление к высокому положению в обществе, лицемерие, чинопочитание, угодничество, необразованность, несправедливость на служебных местах. Автор показывает, что трехгодичное путешествие Чацкого за границей помогает ему изменить мировоззрение, отказаться от всех принципов «фамусовского общества», в котором он воспитывался, и стать представителем «века нынешнего», выступающего за образование, за справедливость в службе и карьере, за оценку человека за его нравственные качества, а не за социальное положение и происхождение. Читатель понимает: если бы Чацкий не отправился в путешествие за границу, то, вероятнее всего, он бы стал типичным представителем «фамусовского общества», поскольку Софья, оставаясь жить среди представителей «века минувшего», жила по многим принципам «фамусовского общества». Пришедший ко многим важным истинам после путешествия Чацкий хотел изменить Россию к лучшему, поспособствовать тому, чтобы она шла по пути развития.
Проблема развивающего характера путешествий находит отражение и в романе В.А. Каверина «Два капитана». Члены экспедиции капитана Татаринова отправляются в путешествие на Север на шхуне «Святая Мария» с целью открыть новые земли, принеся вклад в развитие науки и принеся пользу Отечеству. Когда центральный персонаж Саня Григорьев спустя годы все же нашел пропавшую экспедицию, он пришел к нескольким выводам: экспедиции капитана Татаринова удалось доказать, что Земли Петермана не существует, открыть Северную Землю и «изменить карту Арктики». То есть не только члены экспедиции получили новые знания в ходе путешествия, но и все люди получили возможность узнать новую информацию. Путешествия с целью географического открытия направлены не столько на развитие личности отдельного человека, сколько на получение новых истин об окружающей действительности всем человечеством.
Таким образом, развивающий характер путешествий проявляется в том, что человек получает новые знания сам и помогает в получении знании всему человечеству, а также познает самого себя.
Пример сочинения №5
Действительно, путешествия по новым странам и городам, прежде всего, развивают человека духовно. Он знакомится с новыми культурами и обычаями. В путешествии человек учится и смотрит на мир по-новому. Путешественник знакомится и с множеством новых интересных людей. Путешествия связаны не только с познанием окружающей действительности, но и с познанием самого себя. Порой, сидя на одном месте может наскучить, и с этим также помогут путешествия.
Путешествуя, человек не только расширяет свой кругозор, но и развивается внутренне, поскольку, находясь в путешествии, человек задумывается над многими проблемами собственного существования. Также путешествиях наше мировоззрение меняется. Одно из самых эффективных усовершенствований самого себя это путешествия. Ещё находясь в разных странах, можешь делать выводы, где лучше живут люди. Главное путешествовать с умом, тогда можно получать удовольствие, а также духовное развитие. Тот, кто имеет большой туристический опыт, всегда является интересным собеседником. Можно путешествовать одному или с близкими людьми. Путешествовать можно и по самой жизни. Например: поставить цель и следовать до неё. Так что неважно, если ли деньги на путешествие в другую страну или город, ведь само путешествие всего с тобой. Для того чтобы подтвердить высказывания, давайте обратимся к аргументам.
Во-первых, возьмём произведение И. А. Бунина » Господин из Сан-Франциско». В нём есть яркий пример того, как не нужно путешествовать. Господин решается на путешествие, чтобы показать своё богатство другим и просто развлечься. Он не ставит цели развиваться во время путешествия, поэтому он показывается себя, как духовно бедного человека, хотя материально он богат. Господин не знакомится с новыми обычаями и особенностями нового местоположения, даже не беседовал с жителями их родины, которые могли бы рассказать много интересного о своей родине. Там, по итогу, он и погиб.
Во-вторых, в качестве аргумента возьмём произведение «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Данное произведение ярко показывает, что когда обыденность начинает наскучивать нужно менять обстановку. Маленькому принцу надоела жизнь на его планете, и он решается отправиться в путешествие по космосу, чтобы узнать как живут другие. Такое решение привело к развитию Маленького принца. Путешествие научило его любви, дружбе и преданности. Он стал морально взрослее. Пример того, как человек меняется после путешествия. Его мировоззрение меняется. То что было привычным до, кажется совсем другим после. Произведение показывает как нужно путешествовать и правильно ставить цели в нём.
Таким образом, мы понимаем, что путешествие очень полезно для человека. Оно помогает отдохнуть, но и притом развиваться, набираться опыта и познать себя лучше.
Пример сочинения №6
Путешествие способствует развитию. С этой мыслью трудно не согласиться. Переезжая из города в город, мы знакомимся с другими культурами, развиваем свой внутренний мир, наращивая его богатство. Общение же с новыми людьми меняет наше мировоззрение, расширяет его. Самосовершенствование невозможно без путешествий. Этот способ, наверное, можно отнести к самым эффективным.
Влияние путешествий на культурное развитие личности показал Александр Сергеевич Грибоедов на примере главного героя пьесы «Горе от ума». Александр Чацкий, прожив за границей три года, возвращается совершенно другим человеком. Являясь членом фамусовского общества, молодой человек не видел его изъянов. Но познакомившись с иной культурой и средой, Чацкий посмотрел на московское дворянство да и на российскую действительность того времени другими глазами. Отставание от западных государств буквально резануло его взгляд. Новые знания, иностранные достижения, тот опыт, который он получил за пределами России, повлияли на мысли главного героя. Поездка привела к личностному росту молодого человека. Он уже никогда не станет таким, каким был прежде, и существовать внутри этого общества не сможет. Отношение московских дворян, которых все устраивает, меняться и развиваться они не хотят, негативное. Они выставляют Чацкого сумасшедшим лишь только потому, что молодой человек хочет двигаться вперед, стремится к чему-то новому и более совершенному.
Еще одним примером, показывающим, каким образом путешествие развивает человека, является рассказ «Макар Чудра» Максима Горького. Главный герой произведения, по имени которого оно и названо, был необразованным, но накопил житейскую мудрость, скитаясь по белому свету. Макар — интересный собеседник, от его историй захватывает дух. А знает он их несметное количество. Герой придерживается такого мнения, что житье на одном месте останавливает развитие человека. Привязанность к дому превращает людей в рабов, они не имеют возможности делать открытия, постигать других, узнавать что-то новое. Их мир очень узок и ограничен, наполнен однообразием. А ведь как интересна наша планета, сколько на ней всего интересного! Но человек, живя на одном месте, лишает себя возможности это узнать. Странствия и приключения — вот способ саморазвития. Макар построил свою жизнь так, что каждый день приносит ему счастье, каждый день наполнен разнообразием. Чудра воспользовался всеми предоставленными ему шансами, ни одного не упустил. В этих странствиях мужчина сделал себя, нашел себя, сформировал свой характер и личность.
Подводя итог сказанному выше, мы приходим к выводу, что путешествия дают человеку огромную возможность развивать себя, узнавать много нового, делиться опытом и впечатлениями. Сидя на одном месте, ограничивая круг своих интересов и общения, мы закрываем для себя пути, позволяющие сделать богаче наш внутренний мир. Только путешествия наполняют жизнь человека новым и интересным содержанием.