автотовароведческая экспертиза что это
Разделы:
Автотовароведческая экспертиза
Экспертная специальность 13.4 «Исследование автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки»
Рост количества автомобилей и автомобилистов влечёт за собой и соответствующий рост дорожно-транспортных происшествий, в которых очень часто необходимо установить фактический размер материального ущерба, нанесенного владельцу транспортного средства, а также фактический размер страхового возмещения.
В этих случаях нередко в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства необходимо назначение и проведение судебных автотовароведческих экспертиз и исследований, являющихся одними из самых востребованных.
Информационное письмо в суды города Москвы и Московской области
Увеличивается из года в год также количество совершаемых сделок с автотранспортом, имущественных споров и правонарушений. В этих случаях к экспертам-автотовароведам РФЦСЭ за помощью обращаются суды, нотариусы, следователи, дознаватели, юридические и физические лица. При этом проводятся судебные экспертизы и экспертные исследования.
Наряду с производством судебных экспертиз по уголовным, гражданским и арбитражным делам, значительную часть деятельности экспертов-автотовароведов РФЦСЭ занимает составление актов оценки транспортных средств физическим лицам для органов нотариата при оформлении наследства. Данный вид деятельности регламентируется подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ.
Информационное письмо нотариусам
Научной основой для производства судебных экспертиз и экспертных исследований по вопросам автотовароведения в системе СЭУ Минюста России являются периодически обновляемые Методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», разработанные на основе результатов современных научных исследований в отношении транспортных средств.
В 2017 году в рамках темы № 5/2016 Плана основных научно-методических работ в области судебных экспертиз, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, РФЦСЭ были разработаны «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны в полном соответствии с действующей Программой подготовки судебных экспертов по экспертной специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» и регламентируют порядок проведения судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по данной судебно-экспертной специальности.
Методические рекомендации утверждены и рекомендованы для использования в экспертной практике решением научно-методического совета РФЦСЭ от 20.12.2017 (Протокол № 4). В 2018 году они были изданы и разосланы в СЭУ Минюста России. Согласно решению секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ, утвержденного научно-методическим советом РФЦСЭ 18 октября 2018 года (протокол № 3), вышеуказанные Методические рекомендации введены в действие с 1 января 2019 года. С этого времени методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», опубликованные в 2013 году (с изменениями от 2015 года), прекращают свое действие.
Задачи, решаемые экспертами-автотовароведами:
Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.
Предмет и объекты автотовароведческой экспертизы
Предметом судебных автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.
Объектами рассматриваемых автотовароведческих экспертиз могут являться:
Опечатки в книге «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» / Е.Л. _ Махнин, И.Н. _ Новоселецкий, С.В. _ Федотов [и др.]; науч. рук. С.А. _ Смирнова, В.Г. _ Григорян. – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018»
Автотехническая и автотовароведческая экспертизы: отличия, вопросы, документы, расценки
В результате ДТП возмещение материального ущерба рассматривается при рассмотрении гражданских дел с учетом проведенной автотехнической и товароведческой экспертизы.
Суть автотехнической экспертизы
Процедура автотехнического экспертного анализа заключается в детальном расследовании механизма ДТП.
Задача анализа заключается в ответе на ряд вопросов:
Какие правила дорожного движения и безопасности должны были соблюдать участники ДТП;
Какая именно сторона совершила нарушение ПДД РФ;
Кто из сторон имел реальную возможность с технической стороны избежать столкновения;
Какой из рассказов водителей имеет наиболее объективную точку зрения, основанную на технических аспектах ДТП.
При оспаривании иска по праву первостепенно проводится автотехническая экспертиза. Задача решается в зависимости от вопросов поставленных перед экспертом.
Суть автотовароведческойэкспертизы
Для установления суммы ремонта по восстановлению транспортного средства в результате ДТП назначается автотовароведческая экспертиза. На основании полученных данных и необходимых документов эксперт проводит перерасчет.
Удовлетворяя ходатайство заинтересованной стороны, суд назначает проведение в обязательном порядке автотовароведческой экспертизы.
При этом эксперту предоставляется перечень документов:
Материалы рассматриваемого дела (спора о возмещении ущерба);
Отчет независимой экспертизы (ранее проведенной);
Суд ставит перед экспертом ряд вопросов, а также определяет срок их выполнения. Стоимость автотовароведческой судебной экспертизы, как правило, в два раза дороже обычной, а срок выполнения может затянуться на два месяца.
Отчет судебной экспертизы – это документ, который является результатом проведенного исследования.
Постановление суда выносится на основании результатов автотовароведческой и автотехнической экспертиз. В результате ДТП, проведение той или иной экспертизы поможет отстоять права одной из сторон по делу о возмещении ущерба. Если суд вынес решение в пользу одной стороны, то обязанность возмещения расходов по судебной экспертизе ложится на вторую сторону.
Кто проводит экспертизу ТС в Санкт-Петербурге в кратчайшие сроки
Автотовароведческая экспертиза что это
При рассмотрении гражданских дел о возмещении ущерба в результате ДТП, наиболее часто назначают проведение товароведческой и автотехнической экспертиз.
Что же такое автотовароведческая и автотехническая экспертизы?
Автотовароведческая экспертиза – это экспертиза, которая устанавливает сумму восстановительного ремонта автомобиля. Назначается такая экспертиза чаще всего при оспаривании иска по размеру. Данный вид экспертизы проводится на основании материалов предоставляемых судом. Т.е. суд, удовлетворяя ходатайство одной из сторон и назначая проведение автотовароведческой экспертизы, предоставляет эксперту материалы рассматриваемого дела, а именно материалы выплатного дела (если оно запрашивалось ранее), отчет независимой экспертизы (проведенной ранее), материалы из ГИБДД, ставит перед экспертом вопросы, а также указывает в своем определении срок выполнения. Чаще всего проведение судебной товароведческой экспертизы занимает около двух месяцев, а стоимость ее составляет примерно в два раза дороже, чем обычная.
Автотовароведческая экспертиза проводится для установления суммы восстановительного ремонта. Эксперт, получив все необходимые документы, проводит перерасчет. Результатом данного исследования является, отчет судебной экспертизы.
Автотехническая экспертиза устанавливает механизм дорожно-транспортного происшествия, кто из участников ДТП совершил нарушение ПДД РФ, какими правилами участники должны были руководствоваться, кто из участников имел техническую возможность избежать ДТП, какая из версий водителей более состоятельна технической точки зрения и тд., в зависимости от поставленных вопросов перед экспертом. Автотехническая экспертиза проводится в первую очередь при оспаривании иска по праву.
Между тем, в случае проведения той или иной судебной экспертизы в ходе рассмотрения дела, то судьи, как правило, выносят решения на основании результатов этих экспертиз. Следовательно, проведение судебной товароведческой и автотехнической экспертиз поможет Вам отстоять Ваши права по делам о возмещении ущерба в результате ДТП.
Более того, в случае если решение суда состояться в Вашу пользу, то обязанность оплаты расходов на проведение судебной экспертизы должна быть возложена на вторую сторону, т.е. эти расходы должны быть Вам возмещены.
Между тем, опытный автоюрист всегда сможет определить необходимость и целесообразность проведения автотовароведческой или автотехнической экспертиз, поможет поставить соответствующие вопросы перед экспертом, а также правильно выбрать экспертное учреждение.
Приложение N 1. Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам
Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам
Повторно в настоящем бюллетене размещена для изучения Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам, ранее опубликованная в бюллетене ГСК за 3 квартал 2017 года, в связи с тем, что судьями по-прежнему допускаются многочисленные ошибки при назначении таких экспертиз и при последующей оценке экспертных заключений.
При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.
Назначение автотовароведческих экспертиз необходимо в случаях:
— ответчик (страховая компания или физическое лицо) оспаривают отчет о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, изготовленный по инициативе истца в досудебном порядке;
— неполнота и недостаточная ясность проведенных страховой компанией или истцом исследований восстановительного ремонта;
— наличие противоречий между двумя отчетами о стоимости восстановительного ремонта; и др.
Назначение автотехнических экспертиз необходимо в случаях:
— представление страховой компанией заключения специалиста о несоответствии объяснений участников ДТП обстоятельствам происшествия;
— несоответствие степени повреждений автомашин обстоятельствам происшествия;
— наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения, и др.
По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды:
технико-диагностическая экспертиза позволяет выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
автодорожная экспертиза позволяет определить техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.
Основные элементы подготовки экспертизы:
1) подготовка материалов для экспертного исследования;
2) формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта;
3) выбор экспертного учреждения или подбор эксперта.
Вопросы, подлежащие выяснению у сторон при подготовке к экспертизе (товароведческая, автотехническая и др.)
1) В каком состоянии находится транспортное средство, участвующее в ДТП (восстановлено или нет).
2) Если автомобиль не восстановлен, то необходимо разъяснять сторонам, что в случае назначения экспертизы для ее проведения требуются автомобили, участвовавшие в ДТП, в невосстановленном виде.
4) В случае если пострадавшие автомобили восстановлены, необходимо получить документы о его фактическом восстановлении.
5) Получить от сторон все имеющиеся фотоматериалы поврежденных автомобилей, места происшествия:
— выяснить велось ли фотографирование сотрудниками ГИБДД, выезжавшими на место происшествия;
— запросить в электронном виде фотографии, сделанные страховщиком при осмотре поврежденного ТС;
— запросить фотографии у оценщика, выполнявшего осмотр по договору с истцом;
— если автомобиль отремонтирован (относительно договора добровольного страхования) и представлялся страховой компании на осмотр в отремонтированном виде, то фотографии с данного осмотра;
— если довод страховой компании, что страховался один автомобиль, а на фотографиях истца к акту осмотра другой автомобиль, надо затребовать фотографии с осмотра при страховании;
— выяснить имелись ли записи с видеорегистраторов, запись должна быть предоставлена на электронном носителе в судебном заседании;
— то же самое относится к записям к стационарным камерам на зданиях ( ЖД вокзал, банки, магазины).
На этапе подготовки дела к судебном разбирательству необходимо:
1) запросить выплатное дело
2) запросить административный материал по факту ДТП.
3) ознакомится с первичными документами.
Состав первичной документации включает: протокол осмотра места ДТП; схему ДТП; справку о ДТП; объяснения участников происшествия и свидетелей; протокол контроля трезвости водителей, рапорт.
Анализ схемы ДТП является важным этапом подготовки к назначению дорожно-транспортной экспертизы.
Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний участников ДТП.
Для того, что бы дать анализ схемы ДТП необходимо знать, что должно быть в ней отражено.
В схеме должно быть отражено:
— место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
— ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений,
— наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
— положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам и иным элементам дороги;
— направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, очевидцев.
Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте.
До назначения экспертизы необходимо выяснить все обстоятельств ДТП, если они оспариваются, либо из документов неясны, путем допроса свидетелей, в том числе и сотрудников ГИБДД.
При опросе сторон (участников ДТП) необходимо установить (в зависимости от происшествия):
на каком расстоянии опасность была обнаружена водителем;
на каком расстоянии он предпринял маневр (нажал на тормоз или и повернул руль), пытаясь предотвратить столкновение, сколько метров проехал после этого до непосредственного места происшествия и до остановки;
наличие в салоне автомобиля пассажиров (количество) и масса перевозимого груза и др.;
где произошло столкновение (соответствует ли место столкновения месту, отраженному на схеме);
какими элементами автомобили контактировали друг с другом;
траектория движения после контакта ТС (в какую сторону развернуло ТС, где остановилось ТС (на обочине, в кювете, на встречной полосе и др.), переворачивалось ли ТС и др.)
следы непосредственного контакта и вторичные деформации (если после основного столкновения был контакт, с каким либо предметом).
Допрашивая свидетелей, необходимо выяснять место нахождения свидетеля в момент происшествия.
Если страховые компании, ходатайствуя о назначении автотехнической (трасологической) экспертизы, заявляют о фальсификации страхового случая или инсценировки ДТП, то необходимо требовать от стороны, заявляющей такое ходатайство четких пояснений о том, какие обстоятельства дают основания полагать, что ДТП сфальсифицировано.
Основаниями для удовлетворения такого ходатайства могут являться следующие обстоятельства:
— несоответствие степени повреждений автомашин (например, на одном автомобиле имеется всего лишь царапина на левой стороне двери, а у другого автомобиля разбит весь правый бок, и т.д.);
— заключение специалиста о локализации, характере повреждений, которые не могли возникнуть в результате указанного ДТП;
— наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения; несоответствие местности, где совершено ДТП, произведенным замерам, показаниям сотрудников ГИБДД, оформлявших происшествие, схеме ДТП и повреждениям автомобиля;
При ДТП без участия других транспортных средств (перебегала дорогу собака и водитель не справился с управлением) необходимо обратить внимание на соответствие описанного водителем вида ДТП имеющимся следам (на схеме ДТП, на фотографиях с места ДТП).
Так, если водитель утверждает, что имело место опрокидывание, то необходимо обратить внимание на наличие повреждений на выступающих элементах (боковых зеркалах, молдингах, крыше и др.).
Таким образом, в распоряжение эксперта должны быть предоставлены следующие документы (в зависимости от вида назначенной экспертизы):
— материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии).- фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие обстановку места происшествия;
— фотоматериалы осмотра поврежденных ТС;
— акты осмотра поврежденного транспортного средства с заключениями о стоимости, изготовленные независимыми оценщиками по инициативе потерпевшего и страховых компаний;
Обязательному выяснению подлежат вопросы о возможности предоставления ТС эксперту и состоянии транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (отремонтированы или находятся в том же состоянии в котором были после ДТП).
Для назначения автотехнической экспертизы могут потребоваться также:
— сведения об организации движения в места ДТП (линии разметки, дорожные знаки и их расположение);
— сведения о продолжительности работы фаз светофоров;
— справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП;
Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном ГПК РФ порядке.
Суд вправе выяснить у эксперта, какие документы необходимы для проведения экспертизы. Эксперт не вправе сам собирать документы, выяснять вне судебного разбирательства какие-либо вопросы у лиц, участвующих по делу. Эти действия производит суд, назначивший экспертизу, по запросу эксперта.
Общие требования, которым должны отвечать вопросы, выносимые на разрешение экспертов, следующие:
— соответствие компетенции эксперта;
— соответствие реальным научно-техническим возможностям.
В соответствии с ст. 79 ГПК РФ суд должен разъяснить лицам, участвующим в деле их право предоставлять вопросы и предоставить возможность для составления вопросов. При представлении вопросов эксперту в письменном виде они приобщаются к материалам дела, если вопросы заданы в устной форме, они должны быть занесены в протокол судебного заседания. Вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, оглашаются в судебном заседании, могут быть уточнены у представившего их лица.
Суд рассматривает все представленные вопросы, исключает из них те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта, формирует вопросы по своей инициативе. Сформулированные вопросы указываются судом в резолютивной части определения. В том случае, если суд отклоняет, вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, он должен привести мотивы отклонения в мотивировочной части определения.
При составлении вопросов целесообразно прибегать к консультациям конкретных экспертов. Это даст возможность грамотно и четко поставить вопросы.
Вопросы, поставленные на разрешение эксперта, не должны носить правового характера (например, как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ, какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель, усматривается ли в действиях водителей несоответствие Правилам дорожного движения?)
Вопросы о наличии или отсутствии вины являются компетенцией суда.
Вопросы, подлежащие включению в определение суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.
Так, при назначении автотехнической экспертизы возможна постановка следующих вопросов:
— с какой скоростью двигалось транспортное средство до начала торможения, с учетом характера и длины следов торможения? Какова величина тормозного, остановочного пути;
— на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
— имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения?
— на каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий сигнал?
— установить сигнал светофора, который был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке? (когда имеется видеозапись, сведения о режиме работы светофорного объекта)
— имел ли водитель возможность остановиться, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания ему запрещающего сигнала светофора?
— кто из участников ДТП раньше выехал на проезжую часть перекрестка (если ДТП произошло в границах перекрестка)?
При проведении транспортно-трасологической экспертизы:
— какими частями контактировали транспортные средства при столкновении;
— каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;
— каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств до и после столкновения;
— где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;
— каков механизм столкновения транспортных средств;
— каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;
— каков механизм образования повреждений транспортных средств;
— могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?
При проведении автотовароведческой экспертизы:
— какова стоимости транспортного средства до ДТП, либо его остаточная стоимость;
— какова величина утраты товарной стоимости.
При назначении автотовароведческих экспертизы не всегда учитывается, что размер расходов на восстановительный ремонт определяется в зависимости от характера спора.
Так, по спорам о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом региональных цен и с учетом износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.
По спорам, вытекающим из договоров добровольного страхования, размер расходов на восстановительный ремонт определяется в соответствии с условиями договора (с износом, без износа, по ценам официального дилера и др.)
Предложенный перечень вопросов не является исчерпывающим. Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.