автозавод в узбекистане что выпускает
Узбекские Chevrolet в России: история вопроса и машины у дилеров
Анонсированное еще в феврале возвращение бюджетных моделей Chevrolet на российский рынок наконец-то состоялось. Первоначально старт продаж был запланирован на март, но его пришлось перенести из-за пандемии и проблем с растаможкой автомобилей. В начале июля машины появились у дилеров в Омске, Вологде и Волгограде, а на днях заработал первый и пока единственный шоурум в Москве, который мы и посетили. Но сначала — многогранная история вопроса.
Массовые модели Chevrolet ушли с российского рынка в 2015 году, когда концерн General Motors сократил до минимума присутствие в нашей стране, оставив в продаже только дорогие модели американского производства. Тогда же активизировалось СП GM-Uzbekistan, и под маркой Ravon в 2016-м на российский рынок вернулись недорогие модели Chevrolet, собранные в Узбекистане. Однако раскрутить новый бренд не удалось ни с первой, ни со второй попытки (ее предприняли осенью 2019-го).
Поэтому минувшей зимой концерн General Motors и теперь уже самостоятельная компания UzAuto Motors (узбекская сторона выкупила долю GM в совместном предприятии) достигли соглашения, по которому узбекский завод начнет продажу своих автомобилей на экспортных рынках России, Казахстана и Белоруссии под брендом Chevrolet. Кстати, в самом Узбекистане эти же машины уже давно продаются под американской маркой.
Отныне у Chevrolet в России два дистрибьютора: фирма «Дженерал Моторс Россия» продолжит поставлять к нам американские модели (Traverse, Tahoe и Camaro), а за узбекские машины теперь отвечает дистрибьютор «Келес Рус». Эти две компании имеют разные сайты, и даже дилерские сети «двух Chevrolet» у нас будут пересекаться лишь частично. А пикантность в том, что компания «Келес Рус» — это дочерняя организация казахстанской компании «Келес Дистрибушн». При чем тут Казахстан?
Это хитрая комбинация, придуманная компаниями GM и UzAuto Motors для обхода пошлин. Дело в том, что Казахстан, в отличие от Узбекистана, входит в единое таможенное пространство с Российской Федерацией. Предприятие СарыаркаАвтоПром из Костаная уже несколько лет выпускало узбекские автомобили Ravon для внутреннего рынка Казахстана, однако минувшей весной партнеры провели торжественный ребрендинг и сменили гамму производимых автомобилей. Теперь в Костанае из узбекских крупноузловых машинокомплектов по технологии SKD собирают автомобили Chevrolet Nexia, Cobalt, Tracker, Malibu, Damas, Labo и TrailBlazer. В том числе для экспорта!
Из этой гаммы для продажи в России пока сертифицированы только седаны Chevrolet Nexia (они же модернизированные Aveo прошлого поколения) и Chevrolet Cobalt. То есть по факту нам предлагают автомобили под американским брендом, разработанные в Южной Корее (Aveo/Nexia) и Бразилии (Cobalt), произведенные в Узбекистане и дособранные в Казахстане. У машин две заводские таблички с указанием заводов-производителей, но VIN на них один и тот же. Впрочем, подобные схемы вполне в духе General Motors (вспомним Chevrolet Lanos).
Сами Nexia и Cobalt ничем не отличаются от уже знакомых нам моделей Ravon Nexia R3 и Ravon R4: им поменяли только эмблемы и шильдики, а Кобальту вернули старую решетку радиатора, с которой он продавался у нас под маркой Chevrolet до 2015 года. Двигатели, коробки передач и даже комплектации сейчас те же самые, что были у Равонов. Увы, узбекский завод до сих пор не освоил для этих моделей задние дисковые тормоза, парктроник и современную медиасистему с сенсорным экраном, хотя ретрограды наверняка обрадуются обычной магнитоле с CD-проигрывателем, кнопками и монохромным дисплеем.
Chevrolet Nexia оснащают мотором GM 1.5 (105 л.с., 141 Нм) с цепным приводом распредвала, работающим на бензине АИ-92: эти двигатели производят на отдельном заводе в Узбекистане. А у Кобальта этот же атмосферник настроен на 106 л.с. и 134 Нм. Обе машины «в базе» имеют две подушки безопасности и АБС, но только у Нексии есть штатная система стабилизации. Зато Cobalt на заводе оснащают пластиковой защитой двигателя снизу, тогда как для Нексии это дилерская опция.
Chevrolet Nexia | 1.5 MT5 | 1.5 AT6 |
---|---|---|
LS | 699 900 руб. | — |
LT | 739 900 руб. | 799 900 руб. |
LTZ | — | 829 900 руб. |
Chevrolet Cobalt | 1.5 MT5 | 1.5 AT6 |
---|---|---|
LS | 749 900 руб. | — |
LT | 789 900 руб. | 839 900 руб. |
LTZ | — | 869 900 руб. |
На первый взгляд, узбекско-казахстанские Chevrolet собраны качественно и аккуратно, зазоры между кузовными панелями ровные, двери закрываются легко и без грохота. Но возраст этих машин уже ничем не скрыть, ведь Aveo первого поколения дебютировал в 2002 году (еще под маркой Daewoo), а Cobalt — в 2011-м. У них тесные салоны с откровенно дешевой отделкой и дефицит опций.
При этом обе модели Chevrolet дороже Лады Весты, которая стоит от 654 тысяч рублей за версию с «механикой» и от 786 тысяч — с вариатором. Renault Logan с двумя подушками безопасности сейчас стоит минимум 689 тысяч, а если выбрать четырехступенчатый «автомат» — 779 тысяч рублей. Однако Hyundai Solaris (от 775 тысяч), Kia Rio (от 800 тысяч), Skoda Rapid (от 792 тысяч) и Volkswagen Polo (от 793 тысяч) все-таки дороже.
Кстати, в продаже все еще есть Нексии под маркой Ravon, причем не только у дилеров этого бренда, но и на стоянке нового автосалона Chevrolet! По словам менеджера, на покупке таких машин можно сэкономить лишь около десяти тысяч рублей. А чуть позже придут хэтчбеки Chevrolet Spark (бывший Ravon R2) с мотором 1.2 (85 л.с.) и безальтернативным «автоматом», но их будут поставлять напрямую из Узбекистана, поэтому цены немногим ниже, чем у Нексии: от 720 до 820 тысяч рублей.
Что дальше? Есть вероятность, что из гаммы казахстанской сборки до нас в следующем году доберутся кроссовер Chevrolet Tracker и большой седан Chevrolet Malibu. А впоследствии узбекская компания UzAuto планирует начать выпуск более современных лицензионных моделей Chevrolet на модульной платформе концерна GM, которые тоже могут выйти на российский рынок.
В Узбекистане начался выпуск автомобилей Lada
Сборка автомобилей Lada организована на заводе ADM Jizzak – он построен в свободной экономической зоне в городе Джизаке на востоке страны.
«Производство налажено с учетом всех требований «АвтоВАЗа» к оборудованию, технологическим процессам и контролю качества, чтобы обеспечить самое высокое качество и надежность выпускаемых автомобилей, — говорится в заявлении дистрибьютора Lada в Узбекистане, компании Roodell. — Для проекта были созданы более 200 новых рабочих мест».
Первые собранные универсалы Lada Vesta и кроссоверы XRay уже готовы к отправке в дилерскую сеть.
Местная сборка позволит автомобилям российской марки принимать участие в тендерах на поставку машин госструктурам Узбекистана, надеются в компании.
Информацию об объеме инвестиций и планах по производству в Rodell не раскрыли, отметив лишь, что через 18 дилеров в Узбекистане по итогам 2020 года было продано около 5 тыс. автомобилей российской автокомпании.
«Газета.Ru» обратилась в «АвтоВАЗ» с вопросами относительно перспектив расширения производства автомобилей за рубежом и производственных планах в Узбекистане, однако компания отказалась раскрывать такую информацию.
«По планам мы никогда не даем прогнозов. Только отчитываемся по результатам», — объяснил пиар-директор «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский.
Указанная цифра в 5 тыс. проданных машин составляет менее 3% от прошлогоднего объема автомобильного рынка Узбекистана — по данным аналитического агентства «Автостат», за год в стране было реализовано около 174 тыс. машин.
В этом году рынок Узбекистана показал взрывной рост — по итогам первого полугодия продажи составили 101,5 тыс. машин, почти на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На автомобильном рынке Узбекистана доминирующее положение занимает продукция заводов местного предприятия UzAuto, выпускающего автомобили Chevrolet по лицензии General Motors. До 2017 года относительно автомобилей из других стран действовали заградительные пошлины, однако за последующие три года акцизы были снижены на 26%. Контроль над предприятиями местного автопрома сосредоточен в руках государства.
Продукция UzAuto активно продвигается и на российском рынке — с конца 2020 года доступные узбекские Chevrolet вновь вернулись в страну под историческим американским брендом через отдельного дистрибьютора «Келес Рус». За год этот импортер нарастил число дилерских центров с двух до 45 в 37 крупнейших городах и реализовал в России 2840 машин, 1877 из которых — седаны Chevrolet Cobalt.
Взамен на наращивание присутствия Lada в Узбекистане местные автопроизводители наверняка хотели бы получить для себя преференции на российском рынке, однако решение об этом может быть принято только на государственном уровне, полагают эксперты.
«Узбекские автопроизводители заинтересованы в российском рынке и в отмене для них уплаты утилизационного сбора. Естественно, какой-то размен возможен, — говорит «Газете.Ru» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. — Например, они могут, как в истории с Белоруссией, компенсировать утилизационный сбор через местный Минпром, получая взамен какое-то возмещение от нашего правительства».
Потенциал российского рынка так или иначе ограничен – те мощности, которые есть в российском автопроме, хронически недозагружены, и поиск внешних рынков актуален практически для всех производителей, указывает аналитик «ВТБ Капитала» по автопрому Владимир Беспалов.
«Страны СНГ являются достаточно логичной целью для расширения присутствия «АвтоВАЗа», тем более, что Узбекистан среди всех постсоветских стран потенциально один из крупнейших рынков, — говорит Беспалов «Газете.Ru».
— И для узбекского автопрома важно расширять свое присутствие в России, но автопроизводители из этой страны будут вынуждены действовать в рамках нынешнего законодательства, если не произойдет каких-то глобальных подвижек относительно интеграции».
«Газета.Ru» обратилась в пресс-службы правительства и Минпромторга с вопросами относительно перспектив сотрудничества с Узбекистаном по автомобильному направлению и возможных льготах и преференциях, на момент публикации материала ответ в редакцию не поступил.
Шокирующая Азия: узбекские автомобили вернутся в Россию
Узбекская марка Ravon возвращается на российский рынок. Как и прежде, под этим брендом будут предлагать модели Chevrolet «прошлых коллекций». Представители Ravon утверждают, что провели работу над ошибками и планы у них самые что ни на есть серьезные. Что за автомобили поступят в продажу, какие перспективы у производства в России и когда ждать новые модели, расскажут «Известия».
«Равоны» — наследники «Матизов» и «Нексий». В октябре 2015 года завод GM Uzbekistan переименовал свои автомобили из Daewoo в Ravon и обновил модельный ряд. Древняя Nexia, а затем и Matiz были отправлены в отставку. К седану Gentra, представлявшему собой рестайлинговый Chevrolet Lacetti, добавили более свежие модели GM. Седан Chevrolet Aveo с немного измененным дизайном стал новой «Нексией». Chevrolet Spark под псевдонимом Ravon R2 фактически заменил Matiz. Еще один седан с «крестом» Cobalt переименовали в R4.
Скандалы, интриги, футбол
Однако не успела марка Ravon как следует закрепиться на нашем рынке, грянул скандал: зампредседателя правления АК «Узавтосаноат» и глава СП GM Uzbekistan Тохиржон Жалилов попал под арест из-за пропавших по пути в Россию хетчбэков R2. Официально задержку с поставками машин связали с ростом тарифов на железнодорожные перевозки.
Ravon уже отличился спортивными достижениями. Гоночная Nexia R3 под № 46 по итогам сезона Российской серии кольцевых гонок привезла Ефима Гантмахера к вице-чемпионскому титулу в классе «Туринг-лайт»
Однако следственные органы проверяли мошенническую схему, в которую якобы был вовлечен топ-менеджер: предназначенные для России машины вывозили на территорию Казахстана, а потом реэкспортировали в Узбекистан и продавали по более высокой цене. Позже обвинения против Жалилова были сняты, и он вернулся на ранее занимаемые должности.
Поставки R2 в Россию возобновили, и вскоре этот «самый дешевый автомобиль с АКПП» стал бестселлером в своем самом маленьком сегменте A+. В 2017 году продажи Ravon в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли до 15 078 против 1811 штук годом ранее. Марка стала спонсором сборной России по футболу.
Взяли паузу
В мае 2018 года поставки машин внезапно прекратились. Официальная версия объясняла причины: пересмотр ценовой политики из-за повышения ставок утилизационного сбора плюс масштабная модернизация производственных мощностей.
Кроме того, на родине марки Ravon происходили знаковые события. Госкомпания «Узавтосаноат» начала выкуп акций завода GM Uzbekistan у концерна GM, в итоге став единственным владельцем предприятия, переименованного в UzAuto Motors.
С тех пор сроки возобновления поставок автомобилей Ravon в Россию несколько раз переносили, и наконец в конце августа 2019 года представительство объявило цены, а в сентябре первые машины пришли к дилерам.
«Нексия» и остальные
К нам возвращаются три знакомые модели: хетчбэк R2, седаны R3 Nexia и R4. Машины практически не изменились, но теперь в базовом оснащении есть система экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, а R2 лишился боковых надувных шторок.
Цены выросли. За самый маленький R2 c мотором 1,2 (85 л.с.) и 4-ступенчатым «автоматом» просят минимум 646 тыс. рублей. И это теперь не самый дешевый автомобиль с АКПП — Lada Granta и Datsun on-DO с точки зрения цены смотрятся более выгодно.
Новая Nexia R3 дороже «Весты» — минимум 670 тыс. за автомобиль с мотором 1,5 (106 л.с.) и «механикой». Преимущества «Нексии» — «технологии, проверенные временем», так звучит слоган марки Ravon. А еще 6-ступенчатый «автомат», но оснащенная им машина стоит от 734 тыс. рублей.
Гарантия прежняя — 3 года или 100 000 км пробега. Причем она покрывает и автомобили, проданные до перерыва в поставках.
Казахский гость
Российское производство? Это логично, учитывая рост цен. Ранее «Известия» сообщали, что выпуск автомобилей марки Ravon планируют организовать на мощностях карачаево-черкесского автомобильного завода Derways. Управляющий директор UzAuto Motors Александр Сахапов подтвердил эту информацию на пресс-конференции, посвященной запуску Ravon в России.
Сборка автомобиля в сварочном цехе автозавода Derways
«Опираясь на положительный опыт Казахстана, мы рассматриваем возможность организации сборочного производства в России. Переговоры по этому поводу сейчас находятся в активной стадии, и, думаю, до конца года мы анонсируем их итоги», — сообщил он «Известиям».
Пока же R2 и R4 будут поставлять из Узбекистана, а Nexia R3 приедет из Казахстана — там на заводе «СарыаркаАвтоПром» налажена сборка седанов. Это позволит оптимизировать расходы на производство и логистику.
Новые схемы и громкие заявления
Еще один интересный факт — поставками автомобилей в Россию займутся два дистрибутора. «УзАвтоцентр» будет отвечать за Южный и Центральный регионы, а «УзАвтомоторс СНГ» — за Урал, Поволжье и Сибирь. В Стерлитамаке и Подмосковье создадут склады запчастей.
Предварительно продавать автомобили Ravon уже согласились 45 дилеров, а к концу года их количество планируют увеличить до 90 — столько было до прекращения поставок автомобилей в 2018 году.
В этом году планируют ввезти в Россию 11 тыс. машин, а продать 7 тыс. Планы на следующий год озвучил генеральный директор ООО «УзАвтоцентр» Сарвар Кадыров: 34 тыс. автомобилей. Это более чем в два раза превышает результат самого успешного 2017 года.
Задел на будущее
Ravon не собирается выпускать «Авео», «Спарки» и «Кобальты» вечно. Уже к 2022 году линейка автомобилей будет полностью обновлена — начальник управления развития продаж, послепродажного обслуживания и экспорта компонентов UzAuto Шухрат Мирсамуков пообещал «семь-восемь» новых моделей. Причем все они будут построены на единой платформе. Подробностей он не сообщил, но, учитывая, что узбекский производитель продолжил сотрудничество с GM, речь, по-видимому, идет о «тележке» GEM (Global Emerging Markets), на которой построен кроссовер Chevrolet Tracker и седан Onix, имеющий шансы стать новой «Нексией».
Президент ознакомился с автозаводом в Джизаке, где собирают Kia, Renault и LADA
В рамках второй фазы проекта завода ADM Jizzakh стоимостью 216 млн долларов намечено освоить мелкоузловую сборку автомобилей. Планируемый срок запуска — первый квартал 2023 года, хотя изначально ожидалось в конце 2022 года. Президент ознакомился с работой завода, где собирают Kia, Renault и LADA.
Президент Шавкат Мирзиёев 21 октября ознакомился с деятельностью завода ADM Jizzakh в свободной экономической зоне «Джизак», где организована крупноузловая сборка автомобилей, сообщила пресс-служба главы государства.
Первый этап данного проекта стартовал в марте текущего года. Её стоимость составила более 12 млн долларов. Годовая производственная мощность составляет 25 тысяч единиц. На мультибрендовом заводе собираются автомобили KIA, Renault и Lada 10 моделей. На сегодня на внутренний рынок поставлено более 2000 автомобилей.
В рамках второй фазы проекта стоимостью 216 млн долларов будет освоена мелкоузловая сборка. Намечено организовать изготовление 314 видов деталей, а также выполнение сварочных, покрасочных и сборочных операций. Планируемый срок запуска — первый квартал 2023 года (изначально планировалось в конце 2022 года).
В результате, как ожидается, мощность завода достигнет 100 тысяч единиц в год. Планируется создать еще 3000 новых рабочих мест, довести локализацию до 30%, а годовой экспорт автомобилей — до 150 млн долларов.
Завод освоит производство готовых автомобилей и комплектующих частей, начнет заниматься конструкторскими изысканиями, логистикой и подготовкой кадров, говорится в сообщении.
Кроме того, в Джизаке, Пахтакорском и Шараф-Рашидовском районах сформировано 60 проектов на сумму 500 млн долларов по производству комплектующих и запчастей. В регионе намечено создать опытно-конструкторский центр совместно с ведущими инжиниринговыми компаниями Америки и Европы.
Президент дал указания по повышению уровня локализации, снижению себестоимости автомобилей, расширению потребительского выбора.
Ранее «Газета.uz» публиковала интервью с Данияром Давлетияровым — гендиректором компании Roodell, которая владеет заводом.