айналайын чудесное слово жаль что русский его не поймет

Айналайын текст песни

Нұрлан Әлімжан

Айналайын – чудесное слово,
Жаль, что русский его не поймет.
Объяснить я готов ему снова,
Только бедно звучит перевод.

[Припев]
Айналайын, твоими губами,
Пусть нелепо оно звучит,
Но другими иными словами,
Ты не сможешь его заменить.

Айналайын, тебя называю…
Если хочешь понравиться мне
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.

Пусть оно будет нашим паролем,
Именами твоим и моим…
Мы казахи с любовью и болью,
О любимых своих говорим.

[Припев]
Айналайын, твоими губами,
Пусть нелепо оно звучит,
Но другими иными словами,
Ты не сможешь его заменить.

Айналайын, тебя называю…
Если хочешь понравиться мне
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.

Ты Сережу Есенина помнишь?
«Шаганэ, ты моя Шаганэ»
Айналайын – захочешь, запомнишь!
Повтори айналайын при мне.

[Припев]
Айналайын, твоими губами,
Пусть нелепо оно звучит,
Но другими иными словами,
Ты не сможешь его заменить.

Айналайын, тебя называю…
Если хочешь понравиться мне
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.

Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.

Источник

Семимиллиардное население Земли разговаривает более чем на 90 официальных языках, это не считая диалектов и языков без письменности. Конечно же каждый язык уникален и красив по своему. Но всегда существуют понятия, которые очень сложно перевести на другой язык. Бывает, что даже переведи ты это слово целым предложением, а смысловая нагрузка все равно потеряется, и перевод получится каким-то блеклым и неполным.

Казахский язык богат на такие понятия. Многие из них несут такой огромный смысл, что наверное надо быть казахом или жить в Казахстане, чтобы понять весь глубокий посыл. Так слово «абырой» это не просто «честь и уважение», «жаным» это не просто «душа моя, а «аманат» это не просто «наказ». Бесспорно самым нежным и трепетным таким слово является «айналайын».

Если взять прямой перевод слова, то он будет звучать как «кружусь вокруг тебя». Связано это с древним шаманским обычаем, когда шаманы делали круги вокруг болеющего человека дабы взять на себя его болезни. Шаман мог забрать болезнь и впоследствии отогнать ее от себя. Но иногда так поступали отцы и матери: кружась вокруг юрты с болеющим ребенком внутри, родители хотели перенять недуг. Это было своего рода жертвой. Так и смысл слова «айналайын» подразумевает, что я «кружусь вокруг тебя», тем самым перенимая от тебя все плохое.

Кружись, айналайын, Земля!
Как никто я тебя понимаю,
Все болезни твои на себя принимаю.
Я кочую, кружусь по дорогам твоим
Олжас Сулейменов

Айналайын – чудесное слово,
Жаль, что русский его не поймет.
Объяснить я готов ему снова,
Только бедно звучит перевод.

Айналайын, твоими губами,
Пусть нелепо оно звучит,
Но другими иными словами,
Ты не сможешь его заменить.

Ты Сережу Есенина помнишь?
«Шаганэ, ты моя Шаганэ»
Айналайын – захочешь, запомнишь!
Повтори айналайын при мне.

Пусть оно будет нашим паролем,
Именами твоим и моим…
Мы казахи с любовью и болью,
О любимых своих говорим.

Айналайын, тебя называю…
Если хочешь понравиться мне
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.

Источник

Олжас Сулейменов

Были женщины — по плечо,
Были женщины мне — по грудь.
Но — по сердце
Была одна.

Просто пo сердцу мне она.
Всё идёт ей —
Тоска в глазах,
И пушиночка в волосах,
И жестокий, капризный рот,
И зубов обнажённый лёд.
Даже пальчиков нежный хруст,
Даже слишком невзрослый рост,
Даже тридцать четвёртый год.
Всё идёт ей.
Как всё идёт.

Пьянее чёрного вина чужого взгляда,
мне для гармонии — она,
а ей — не надо.
Мне до свободы нужен шаг,
а ею пройден,
она предельна в падежах,
я — только в роде.
Она в склонениях верна,
я — в удареньях,
так выпьем тёмного вина — до озаренья!
Поищем горькой черноты,
чтоб излучиться,
событью нужен я (и ты!),
чтобы случиться.

И разве не моя вина,
что не случилось,
и разве не моя вина —
не получилось.
И разве не моя вина —
не сделал кличем:
аз тэ обичам,
я люблю,
аз тэ обичам!

Перемещаются во мне
шары блаженства,
подкатывает к горлу ком —
знак совершенства,
скажи негромкое:
жаным, аз тэ обичам.
Подай мне руку,
есть у нас такой обычай.

Ольга Божко
Ответ Олжасу Сулейменову

Айналайын – чудесное слово,
Жаль, что русский его не поймет.
Объяснить я готов ему снова,
Только бедно звучит перевод.

Айналайын, твоими губами,
Пусть нелепо оно звучит,
Но другими иными словами,
Ты не сможешь его заменить.

Ты Сережу Есенина помнишь?
«Шаганэ, ты моя Шаганэ»
Айналайын – захочешь, запомнишь!
Повтори айналайын при мне.

Пусть оно будет нашим паролем,
Именами твоим и моим…
Мы казахи с любовью и болью,
О любимых своих говорим.

Айналайын, тебя называю…
Если хочешь понравиться мне
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.

Источник

Айналайын чудесное слово жаль что русский его не поймет

Есть в казахском языке слово, подобно которому я еще не встречал в других языках. Слово, полное самых разных эмоций, употребляемое нами каждый день. И сколько не бьюсь, не могу найти аналога в других языках.
По сравнению с нашим же словом жаным (душа моя) айналайын мне кажется более глубоким по смыслу.
и более красивым по звучанию

«Богатое, звучное, красивое казахское слово «Айналайын». Сколько в нем оттенков, от умиленной ласки до легкого укора и даже до язвительной насмешки. Бесконечная гамма чувств! Переводят обычно: «милый (ая)», «дорогой (ая)», «хороший (ая)» и т.д. Но все это лишь бледная тень мягкого, звучного, нежного «айналайын».
Олжас Сулейменов своему известному стихотворению «Айналайын» предпослал объяснение:

«Обращение к дорогому человеку — айналайын.
«Кружусь вокруг тебя» — подстрочный перевод.
«Принимаю твои болезни» и «Любовь моя» — смысловые переводы».
Поистине: слово одного языка не покрывает слова другого. » ©

«Экзотизму «айналайын» в толковом словаре казахского языка дана такая трактовка: Ласкательное обращение старшего по возрасту к младшему. Мы в свою очередь хотели бы привести еще одно дополнение к этому определению: слово «айналайын», по нашему мнению, берет начало с того времени, когда на территории Казахстана еще не получила своего распространения религия ислама. В это время существовало шаманство, суть которого заключалась в поклонении огню, духам, небу и т.д. Корень этого слова – «айнал», т.е. «кружиться». Для излечения больного (вывести из злых духов) шаманы кружились вокруг него с огнем. А у казахского народа до сих пор существует такая примета, что нельзя кружиться вокруг человека, т.к. по поверью это тоже самое, что желать ему что-то плохое. Это слово, очень даже возможно, возникло от соединения двух слов «айналып», «кетейін», что означает «покружусь вокруг тебя и заберу с собой все твои болезни». В доказательство этому можно привести отрывок из стихотворения О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку!»:»

Кружись, айналайын, Земля!
Как никто я тебя понимаю,
Все болезни твои на себя принимаю.
Я кочую, кружусь по дорогам твоим.
©

Айналайын – чудесное слово,
Жаль, что русский его не поймет.
Объяснить я готов ему снова,
Только бедно звучит перевод.

Айналайын, твоими губами,
Пусть нелепо оно звучит,
Но другими иными словами,
Ты не сможешь его заменить.

Ты Сережу Есенина помнишь?
«Шаганэ, ты моя Шаганэ»
Айналайын – захочешь, запомнишь!
Повтори айналайын при мне.

Пусть оно будет нашим паролем,
Именами твоим и моим…
Мы казахи с любовью и болью,
О любимых своих говорим.
Айналайын, тебя называю…

Если хочешь понравиться мне
Называй ты меня айналайын,
Как Есенин свою Шаганэ.

Подтверждение

господи боже
этот парень охуенен

слова песни Мариям Жагор деген орыс қызы,
Он алты, он жетiге келген кезi,
Қазаққа Дудар деген ғашық болып,
Сондағы Мәриямның айтқан сөзi!

Қайырмасы:
Дударари-дудым,
Бiр сен үшiн тудым!
Шiркiн-ай, Дудара-ри-дудым!
Дудар-ай, ақ боз атты жемдедiң бе,
Жерiңе уағда айтқан келмедiң бе.
Жерiңе уағда айтқан келмей қалып,
Мәриям заты орыс деп
сенбедiң бе?

Ащыкөл, Тущыкөлдiң арасы бiр,
Басыңа кәмшат бөрiк жарасып жүр
Дудар-ай, келер болсаң тезiрек кел,
Орныңа өңкей жаман таласып жүр.

Қайырмасы.
Қолында Мәриямның өткiр қайшы,
Қағазға Мәриям аты жазылсайшы.
Қор болып бiр жаманға кеткенiмше,
Алдымнан қазулы көр табылсайшы!

Подстрочный перевод Русская девушка Мария, дочь Егора,
Семнадцать исполнилось лет ей в ту пору,
Полюбила Мария казаха Дудара
И с такими словами к нему обратилась.

Припев:
Дударари-дудым,
Я пришла в этот мир только ради тебя!
Шiркiн-ай, Дудара-ри-дудым!
Дудар-ай, выпас ли ты коня белого?
Не пришел почему ты к условному месту.
Не пришел ко мне ты в час условленный –
Неужели не веря русской моей природе?

Припев.
Меж озерами Ащикол-Тущикол дорога одна,
К лицу тебе шапка из меха бобра.
Дудар-ай, если хочешь прийти – приходи поскорей,
Ведь на место твое метят одни лишь пустые парни.
В руках у Марии ножницы остры,
Пусть бы имя Марии осталось начертанным на бумаге.
Чем добычею стать нелюбимого,
Пусть в земле для меня
нашлось бы место разверстое!

Подтверждение

Мы смеемся над анекдотами про чукчей и блондинок, сомневаемся в праве сексуальных меньшинств устраивать на наших улицах гей-парад или ищем сотрудников «до 40». Так срабатывают наши стереотипы. Как они возникают, в чем их смысл и почему лучше отдавать себе в них отчет?

Недавно у меня заглохла машина. Посреди перекрестка, в половине второго ночи, в одном из спальных районов, под проливным дождем. Пять или шесть проехавших автомобилей никак не отреагировали на мои мольбы о помощи. И я уже прикидывал, во сколько обойдется вызов эвакуатора, когда рядом притормозили видавшие виды жигули. «Что случилось, дорогой?» – поинтересовался грузный кавказец с водительского сидения. Я объяснил. «Да-а, – протянул он. – Плохо дело. До дома тебе далеко?» «Очень», – честно ответил я. Кавказец вздохнул и сказал: «Слушай, ты подожди десять минут, я жену отвезу и приеду, да?» И уехал. Конечно, я вызвал эвакуатор, но ровно через десять минут около меня остановились те же жигули, и водитель выбрался под дождь, держа в руках буксировочный трос. «Поехали, да?» – сказал он, как сказал бы, наверное, Юрий Гагарин, случись ему родиться на Кавказе. И мы поехали. Он отбуксировал меня до дома по скользкой дороге на другой конец города. Пожал руку и возмутился, когда я попытался дать ему хоть каких-то денег: «Зачем обижаешь, дорогой? Если друг другу не помочь, как жить будем, да?» И пока я стоял с открытым ртом, мой спаситель неожиданно проворно запрыгнул в машину и был таков. Больше всего меня потрясла даже не бескорыстная помощь незнакомого человека, а моя реакция. Я со стыдом признался себе, что именно от кавказца ожидал такого поступка меньше всего. Но почему? Я-то был абсолютно уверен, что свободен от подобных стереотипов.

читать дальше Мера предубежденности
Само слово «стереотип» придумал в 1920-х годах американский журналист Уолтер Липпман (Walter Lippmann). Точнее – позаимствовал у полиграфистов, которые обозначают им готовую печатную форму, позволяющую воспроизводить текст множество раз. Липпман считал, что стереотипы обладают четырьмя главными свойствами: они упрощают реальность; они ложны; они усваиваются извне, а не вырабатываются самим человеком; они очень живучи*. С тех пор представления психологов о стереотипах изменились, как и способы их оценки. Желание узнать степень собственной предвзятости привело меня на сайт Гарвардского университета (США), где можно пройти тесты имплицитных (скрытых, неявных) ассоциаций, в том числе на русском языке**. Мне предложили максимально быстро выполнить несложные задания, группируя изображения разных людей со словами, описывающими базовые понятия: «хорошо-плохо», «радость- печаль». Скорость реакции позволяет судить о существующих стереотипах и степени их выраженности. Результаты теста лишь подтвердили мое неприятное открытие. «Вы автоматически от- даете предпочтение людям со светлым цветом кожи», – бесстрастно сообщил мне компьютер.

«Роботы» сознания
«Не думаю, что вам стоит сильно переживать из-за результатов теста, – успокоил меня социальный психолог Акоп Назаретян. – Стереотипы есть у всех, и надо принять это как данность. Больше того, изначально стереотипы позволяли людям экономить умственные усилия, а их отсутствие могло бы представлять серьезную опасность. Исторически деление на своих и чужих (по принадлежности к одному племени, цвету кожи, языку или исповедуемой религии) было абсолютно необходимо. Стереотипы позволяли автоматически воспринимать не-своих как источник угрозы – и на протяжении многих веков так оно чаще всего и было. Поэтому расстраиваться, что у нас есть стереотипы, совершенно бессмысленно». По словам психолога, стереотипы, подобно роботам, осуществляют самую примитивную сортировку информации, которая непрерывно поступает в наш мозг: круглые детали влево, квадратные вправо. Светлокожих к своим, темнокожих к чужим – или наоборот. «Стереотипам просто не повезло, – уточняет психолог Галина Солдатова. – Липпман изначально говорил об общественном сознании, в частности о стереотипном восприятии людей других национальностей. Поэтому слово сразу приобрело негативную окраску. Но стереотипы – это еще и наша способность категоризировать мир. Например, мы входим в комнату и видим стул. Мы сразу понимаем, что это – стул, а на стульях сидят. Нам не приходится ломать голову, что это за вещь и для чего она нужна». Но если в случае со стулом наши «роботы» действуют безотказно, то программа деления мира на своих и чужих, похоже, сильно устарела. Ведь сегодня от национальных стереотипов нет никакой пользы. Или все-таки есть? «На этот вопрос трудно ответить однозначно, – говорит Акоп Назаретян. – В Израиле, например, есть некоторое количество религиозных фанатиков, способных разбить машину соседа за то, что тот завел ее в субботу. 90% жителей страны относятся к ним с антипатией. Но все понимают, что именно благодаря им существует государство Израиль. Благодаря этим фанатикам, то есть самым убежденным и непримиримым носителям национальных и религиозных стереотипов. Это верно для любой общности людей: когда исчезают носители радикальных убеждений, общность неминуемо растворяется. Но возможно, что к середине нашего века многие привычные нам общности просто исчезнут – тогда сами собой отомрут и связанные с ними стереотипы».

Негативный заряд
Возможно, так все и случится, но пока мы на каждом шагу сталкиваемся с предрассудками – а это уже негативная сторона стереотипов. Объявления типа «Молодая русская пара снимет квартиру» появляются время от времени у любого подъезда: арендаторам прекрасно известно, что сдавать квартиру «инородцам» многие не захотят. И так обстоит дело совсем не только с национальными стереотипами. Социологи показывали сотрудникам кадровых агентств подборку фотографий новобранцев американской военной школы West Point и просили предположить, кто из них сделал впоследствии хорошую военную карьеру, а для кого в армии не было будущего. Большинство справлялись с заданием за несколько секунд и давали абсолютно одинаковые ответы. Путь к генеральским погонам открывали, по их мнению, квадратный подбородок и относительно низкий лоб. Но самое удивительное другое – реальная карьера этих мужчин сложилась именно так, как подсказывают стереотипы***. Похоже, что наши предубеждения действуют как самосбывающееся пророчество: на основе того, что подсказывают черты лица, мы создаем для людей благоприятные или, наоборот, неблагоприятные условия. Российские данные говорят уже не о предубеждениях, а о дискриминации. Анализ опубликованных объявлений о вакансиях показал: около 60% из них содержат требования к полу, возрасту, национальности кандидатов и другие пожелания, прямо противоречащие закону****. А в ходе опроса руководителей российских компаний выяснилось, что 25% категорически не готовы взять на работу сотрудника, зная, что он гей; еще 21% затруднились с ответом. Значит, только 54% работодателей вообще не принимают в расчет сексуальную ориентацию кандидатов*****.

В какой момент стереотипы перестают просто сортировать информацию и подталкивают нас к несправедливости? И почему это происходит? «Стереотипы у нас одинаковые, – объясняет Галина Солдатова, – но они – лишь первое звено в цепочке «стереотипы– предубеждения–предрассудки». По мере перехода к каждому следующему звену нарастает негативный эмоциональный заряд. В стереотипах он сравнительно невелик, хотя любые гетеростереотипы, которые определяют отношение к «чужим», как правило, негативны. В предрассудках эмоциональный заряд максимален, он требует выхода – часто в оскорбительном, агрессивном поведении. Нарастание эмоционального заряда зависит от личной истории каждого из нас, нашего темперамента, среды, в которой мы сформировались».

Предлог для бесчувствия
Велик соблазн считать стереотипы врожденными. Как иначе объяснить, например, наше настороженное отношение к представителям национальностей, которых мы никогда не встречали? И все же это не так. «Наверное, можно говорить о некоей генетической основе разделения мира на своих и чужих, – предполагает Галина Солдатова. – Это фундамент, который и позволяет потом так легко и быстро возвести здание стереотипа. Но сами стереотипы возникают из той информации, которая попадает к нам от родителей, друзей, из телепередач». Стереотипы предназначены еще и для того, объясняет психолог, чтобы оберегать нас от других – от их переживаний, боли, огорчений. «Они позволяют не задумываться, не сочувствовать, не видеть. Они действуют подобно шорам, которые сужают поле зрения». В некотором смысле жить со стереотипами спокойнее, но они ограничивают наше восприятие мира. «Вы понимаете, что мир не такой, как вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер – белый, лучший игрок в гольф – чернокожий, самый высокий баскетболист – китаец, а немцы не хотят воевать в Ираке». Мне очень нравятся эти слова американского баскетболиста Чарльза Бакли (Charles Barkley). И еще: человеку, который выручил меня той дождливой ночью на дороге, я хочу еще раз сказать большое спасибо.
* У. Липпман «Общественное мнение» (Институт Фонда «Общественное мнение», 2004).
** implicit.harvard.edu/implicit
***Research in Biopolitics, vol. 4 (JAI Press, 1996).
**** «Дискриминация в сфере труда: теория и практика» (Центр социально- трудовых прав, 2008).
***** Исследование проведено в июне 2011 года порталом Superjob.ru по заказу журнала «КоммерсантЪ-Деньги».
Источник

Очень хорошая и интересная статья, после которой я понял, что совершенно правильно отношусь к стереотипам и без всяких статей хд

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *