азимов основание о чем
«Основание»: мир, который построил Азимов
иллюстрация: худ. Gabriel Bjork Stiernstrom
Телесериал «Основание» Дэвида Гойера, первые две серии которого доступны на Apple TV+, снят по серии книг Айзека Азимова. Что такое Основание, чем вдохновлялся Азимов — и какой в итоге стала придуманная им вселенная? Об этом рассказывает Николай Караев.
«Основание» (в издающихся ныне русских переводах — «Академия») с первых страниц переносит читателя так далеко в мир будущего, что дух захватывает. Итак: Галактическая Империя простирается на миллионы миров — и продержалась целых 12 тысяч лет, а появилась она через 115 веков после нашей эры (если верить составленной поклонниками хронологии, от Основания наше время отделяет ровно 21 630 лет). Империя кажется незыблемой и вечной — но…
Гениальный математик Гэри Селдон, создатель новой науки психоистории, доказывает: на деле Империя умирает. Упадок и разрушение неизбежны; планета-столица Трантор падет; блистательная имперская культура канет в Лету, связи между мирами ослабнут, люди позабудут всё, чего достигли, галактика погрузится в тёмные — даже не века, а тысячелетия. Пройдёт тридцать тысяч лет, пока варварство, раздробленность и бесконечные войны не уступят место возрождению и новому — разумеется, тоже имперскому — порядку.
Гари Селдон на классической иллюстрации Майкла Уэлана
Этот вывод Селдона не нравится не только власть имущим, которые математика преследуют, но и самому Селдону. Предотвратить гибель Империи не получится — законы истории, они же законы массовой психологии, нерушимы. Однако можно, согласно расчётам, сократить период варварства всего до тысячи лет. Для этого Селдон, добившись внимания императора, создает два Основания — фонда, академии, организации — на разных концах галактики. Пусть спокойно готовят Галактическую Энциклопедию, чтобы сохранить прежние знания…
В первой же повести об Основании выясняется, что это блеф. Галактическая Энциклопедия — отличная штука, но она лишь прикрытие. Основание на планете Терминус на задворках галактики создано не для издания какого-то там справочника. У Селдона был совсем другой план — даже не так: План. Что это за План, никто, кроме Селдона, не знает, потому что знание о Плане повлияло бы на решения граждан Основания — и тогда План точно провалился бы. Его реализация зависит не от одиночек, а от масс, и одиночки должны реагировать естественным образом, быть «как все», будто никакого Плана нет и в помине.
А Гэри Селдон мёртв… но не совсем. Время от времени в Склепе Селдона на Терминусе, повинуясь «механизму радиевых часов», появляется его голографический призрак — запись, сделанная при жизни, — и сообщает что-то вроде: «Если я был прав, а я был прав с вероятностью 93 процента, вы только что преодолели очередной кризис. Вы молодцы — но расслабляться не стоит. Готовьтесь к следующим кризисам — и до встречи…»
«Призрак» Селдона на иллюстрации к первому изданию
Оригинальная трилогия Азимова описывает историю Основания на протяжении первых 380 лет из обещанной Селдоном тысячи. Основание меняется по законам психоистории: каждый новый кризис требует нового подхода, который со временем устаревает, коснеет и становится частью очередного кризиса. В одну эпоху основной подход — религия, в другую — торговля, в третью — дипломатия, и так далее, и так далее.
В какой-то момент Основание сталкивается с нарушением Плана — Селдон ведь предусмотрел движения масс, но не предвидел появление гениального одиночки, который может изменить курс истории. Или всё же предусмотрел? Постепенно становится ясно, что всё куда сложнее, ведь есть ещё Второе Основание где-то «на другой стороне галактики», и оно, может статься, тайно манипулирует Первым. В сиквелах и приквелах выяснились ещё более удивительные вещи, например, что Селдон не так просто создал свой План — и что истинная история Основания уходит корнями в прошлое, причём на много-много тысяч лет…
«Я хочу, чтобы ты написал свою историю будущего»
В нашей реальности всё началось в пятницу, 1 августа 1941 года, когда Айзек Азимов — 21 год, сын эмигрантов из Советской России, студент Колумбийского университета, начинающий фантаст — ехал в вагоне нью-йоркского метро в офис Джона Кэмпбелла, редактора НФ-журнала Astounding Science Fiction.
Азимов пытался придумать стоящую идею рассказа, чтобы «продать» её Кэмпбеллу, но в голове было пусто. Тогда он применил излюбленный метод — открыл наугад книгу, которую читал, сборник либретто викторианских комических опер Гилберта и Салливана, в надежде на творческие ассоциации. Книга распахнулась на иллюстрации к опере «Иоланта»: королева фей бросается в ноги часовому Уиллису. «Я подумал о часовых, о солдатах, о военных империях, о Римской империи… о Галактической Империи… ага!» К тому времени Азимов дважды прочёл от корки до корки толстенную, в 3500 страниц, работу Эдуарда Гиббона «Упадок и гибель Римской империи». Отчего бы не описать Галактическую Империю по образцу Римской?
Азимов, ещё без знаменитых бакенбард
Кэмпбеллу идея показалась такой богатой, что он моментально возбудился и стал уговаривать Азимова сочинить не один рассказ, а целую серию: «Рассказы, повести, сериалы, которые все уложились бы в конкретную историю будущего, включая падение Первой Галактической Империи, последовавший период феодализма и подъем Второй Галактической Империи. Да, я хочу, чтобы ты написал свою историю будущего. Иди домой и сочиняй».
«Свою» — то есть конкурирующую с уже проработанной историей будущего, созданной Робертом Хайнлайном. «Только Хайнлайн — это Хайнлайн, а Азимов — это Азимов», — пишет автор «Основания» в мемуарах. Азимов честно пытался, но будущее выходило «всё длиннее и всё глупее», и он порвал заметки. Однако в том же августе начал сочинять рассказ, который назывался «Основание». Кэмпбелл напечатал его в Astounding в мае 1942 года.
Первое издание «Основания» в журнале
Через месяц вышел следующий рассказ, «Уздечка и седло», два года спустя в том же журнале были опубликованы «Большое и маленькое» и «Клин». Все они вместе с дописанным рассказом «Психосторики» вошли в первый роман «Основание», хотя и под другими названиями: «Энциклопедисты», «Мэры», «Торговцы», «Торговые короли». Последовали ещё четыре повести: «Мёртвая рука», «Мул», «Вот оно есть…», «…И вот его нет», из которых Азимов составил потом романы «Основание и Империя» и «Второе Основание».
Много лет спустя Азимов вспоминал, что всегда любил исторические романы («если в них не так много насилия и пошлого секса») и хотел написать что-то историческое — но не желал тратить много времени на изучение эпохи. А вот фантастика для «истории будущего» подходила идеально. И материал был под рукой: порой Азимов брал из Гиббона целые сюжеты, переделывая их по своему хотению. Легко догадаться, что прообраз имперского генерала Бела Риоза из «Мёртвой руки» — великий византийский полководец Велизарий (даже имена созвучны: Bel Riose — Belisarius); император Клеон II — это византийский император Юстиниан, что логично, а Бродриг, личный секретарь Клеона II, списан с человека совсем иной эпохи, римлянина Луция Элия Сеяна. Правда, никакой точности тут нет: полководца-мутанта Мула сравнивали в разное время с Аттилой, Тамерланом, Карлом Великим, даже Августом Октавианом — и в каждом сравнении была доля истины.
Бел Риоз с обложки Донато Джанколы к «Основанию и Империи»
Последнюю повесть об Основании Азимов напечатал в 1950 году, решил, что пора ставить точку: он устал от этой истории и хотел сочинять что-то ещё, скажем, детективы о роботах в космосе. То, что впоследствии стало трилогией «Основание», он начал предлагать издательствам, и в конце концов все три книжки напечатало Gnome Press. Беда в том, что глава издательства Мартин Гринберг не понимал, что такое «продвижение», и никогда не платил роялти. Так что в 1961 году, как только появилась возможность передать права издательству Doubleday, автор это сделал — и гонорары потекли рекой. К тому времени Азимов перестал писать НФ. За следующие двадцать с лишним лет он опубликует всего два романа, не имеющих к «Основанию» никакого отношения.
Куда подевались все роботы?
15 января 1981 года, когда Азимов зашёл в издательство Doubleday, редактор завёл с ним серьёзный разговор — и убедительно попросил сочинить ещё один НФ-роман, причём именно про Основание. Азимову к тому моменту перевалило за шестьдесят, он забыл даже содержание первой трилогии, так что пришлось читать её заново. «Я делал это, ощущая ужас. Наверняка после стольких лет книги покажутся мне сырыми и незрелыми. Но через пару страниц я понял, что неправ… Роман меня захватил. Я едва успевал переворачивать страницы…»
Отбросив страхи и разыскав 14-страничный набросок продолжения, сочинённый в 1970-х, Азимов взялся за дело. Через девять месяцев был готов роман «Край Основания», действие которого происходит уже через 500 лет после смерти Гэри Селдона. За ним последовала книга «Основание и Земля».
«Основание и Земля», иллюстрация Майкла Уэлана
Эти романы куда толще первых, в них больше действия, больше рассуждений, больше описаний. В них появляются темы, которые раньше Азимов считал запретными. Тут есть сексуальная жизнь героев, планета гермафродитов и мистическое соединение сознаний в единую сущность, именуемую Галаксия (честно говоря, эта линия напоминает «Конец детства» Артура Кларка). Оба романа были страшно популярны среди читателей, а вот критики их ругали: придумки Азимова, писал Дэйв Лэнгфорд, полностью обесценили первую трилогию. Что никак не помешало «Краю Основания» получить «Хьюго», обойдя романы Хайнлайна и того же Кларка.
Перевернув План Селдона с ног на голову, Азимов вспомнил о стародавнем совете Джона Кэмпбелла — написать историю будущего. Трилогия о Транторианской Империи («Камешек в небе», «Звёзды как пыль», «Космические течения») вошла в неё без труда на правах приквела, а вот с рассказами о роботах и космическими детективами «Стальные пещеры» и «Обнажённое солнце» было сложнее: в мире «Основания» роботов не было вообще. Но фантаст не унывал — на то ведь он и фантаст, чтобы придумать что угодно. Так появились две переходные книги, «Роботы Зари» и «Роботы и Империя», объяснявшие, куда делись роботы — и как именно герой космодетективов андроид Дэниел Оливо мог появиться в финале «Основания и Земли». Doubleday от Азимова не отстало, и после сиквелов были написаны приквелы «Прелюдия к Основанию» и «На пути к Основанию» — последний роман Азимова, вышедший уже после его смерти.
Но и это был ещё не конец. После сборника-трибьюта «Друзья Основания» (1988) издатель предложил Азимову идею: отчего не дать порезвиться в истории будущего другим авторам? В итоге вышло довольно много романов, заполняющих обширное пустое пространство между книгами «Роботы и Империя» и «Прелюдия к Основанию». Непосредственно к «Основанию» примыкают три романа конца 1990-х — «вторая трилогия Основания»: «Страхи Основания» Грегори Бенфорда, «Основание и хаос» Грега Бира и «Триумф Основания» Дэвида Брина.
Как отмечал сам Азимов, последняя страница «Основания и Земли» дает понять: не все конфликты разрешены, и разбираться с ними придётся в следующей книге. Однако писать такой сиквел никто не решился — хотя существует не одобренный наследниками Азимова роман Дональда Кингсбери «Психоисторический кризис», повествующий о Второй Галактической Империи. Стоит добавить, что в историю будущего Айзека Азимова входят ещё одна из его последних книг, «Немезида», — и, как ни странно, знаменитый роман «Конец Вечности».
Основательные клиодинамические пертурбации
«Основание» (и, шире, вся история будущего по Азимову) закономерно считается вершиной его творчества. Но и в жизни писателя эти книги сыграли важную роль. Начиная с финансов: благодаря «Основанию» Азимов получал приличный доход — эта его серия продавалась лучше всего.
Благодаря «Основанию» Азимов удостоился первой премии «Хьюго» за фантастику. В 1963 году ему вручили «Хьюго» за эссе, но это не считается; зато в 1966-м трилогия «Основание» победила в особой категории «Лучшая серия всех времён» — обогнав «Властелина колец» Толкина, «Историю будущего» Хайнлайна, марсианскую серию Берроуза и сериал о Ленсменах Э. Э. «Дока» Смита.
Благодаря «Основанию» же Азимов познакомился со своей второй женой. Произошло это в 1956 году: Азимов раздавал автографы, к нему подошла девушка с «Основанием и Империей» (или «Вторым Основанием», в разных мемуарах Азимова написано по-разному) в руках, представилась: Джанет Джеппсон. «А по профессии вы кто?» — спросил Азимов. — «Психиатр». — «Отлично… Давайте ляжем на кушетку вместе!» Это была шутка, очень типичная для Азимова — который в тот момент был счастливо женат, страдал от камней в почках и не был склонен заводить романы. Тем не менее 17 лет спустя Джанет стала его женой, а потом и соавтором.
Айзек и Дженет Азимовы (фото: Dave Felt)
«Основание» повлияло на множество западных фантастов; есть научные работы, где его сравнивают с «Дюной» Фрэнка Герберта (который «Основание» ценил, но не любил). По мнению Азимова, из «Основания» многое почерпнули «Звёздные войны». Но его это не смущало: «Сам-то я без зазрения совести черпал из книг Эдуарда Гиббона…»
Свой след «Основание» оставило и в науке. При жизни Азимова теория Гэри Селдона, постулирующая, что история человечества подчиняется определённым законам, причём на уровне масс, а не индивидов, казалась читателям коммунистической — то есть марксистской, схожей с историческим материализмом. Сам Азимов не уставал говорить, что это не так: психоисторию они придумали на пару с Джоном Кэмпбеллом, и для Кэмпбелла она началась с символической логики, а для Азимова — с кинетической теории газов. В поздних интервью Азимов сообщал, что дело было вообще в нацизме: Гитлер побеждал и побеждал, и «я мог только убедить себя в том, что Гитлер, что бы он ни делал, обречён», что есть законы истории, по которым такие, как Гитлер, не могут победить…
Но прошло полвека — и в 2003 году русско-американский ученый Питер (Пётр) Турчин придумал «клиодинамику», науку, основная задача которой — «выявление и исследование исторических закономерностей на основе анализа долговременных социальных процессов». Причём уже разработаны математические модели вековых социально-демографических циклов. Так, глядишь, мы и правда сможем предсказывать будущее.
Есть у «Основания» и тёмная сторона — книгу можно истрактовать как историю тайной секты избранных, спасающих мир от зла. Известно, что у Сёко Асахары, лидера тоталитарного культа «Аум Синрикё» (запрещённого в России и других цивилизованных странах), романы об Основании были среди любимых, и он считал себя Гэри Селдоном, а свою секту — Основанием. Но поскольку мир не желал идти во тьму, члены «Аум Синрикё» решили поторопить события — и устроили теракты, закачали газ зарин в токийское метро. Влияло ли «Основание» на Осаму бин Ладена — неизвестно, но «Аль-Каида» (ещё одна запрещённая в России организация) в переводе с арабского действительно «основание, фундамент, база»…
Только Азимов во всём этом не виноват. Он просто писал фантастику и относился к ней (и к себе) с юмором. Недаром в 1954 году он сочинил комическую песенку с неслучайной игрой слов «Основание НФ-успеха»:
Пиши про Космос и Галактику,
Про тессеракт и тактику
Загадочно-общо;
Пусть фэны не поймут ни слова,
Но с улыбкой станут снова
Дружно требовать ещё!
В старости он тоже ощущал себя Гэри Селдоном — только не пророком и не спасителем человечества, а человеком, всю жизнь трудившимся на благо завтрашнего дня:
Я не жалею себя из-за того, что меня скоро не будет на этой земле и я не увижу будущее. Подобно Гэри Селдону, я смотрю на свои книги — и ощущаю тихую радость. Я знаю, что изучил, вообразил и описал много возможных вариантов будущего — как будто побывал в нем сам.
Основание Академия, Фонд
Действие романа происходит в том же мире, что и действие многих других книг Азимова, в частности, рассказов о роботах и цикла об империи Трантора; таким образом, они объединяются в своеобразную историю будущего.
Премия Хьюго
1966 г.
Лучшая серия всех времен
Первая книга большого цикла романов о распаде Галактической Империи с высочайшим уровнем развития цивилизации и история появления новой.
Учёный Гэри Селдон создаёт науку «психоисторию» и математически доказывает, что Империя через 500 лет перестанет существовать. Власти ему не поверили, но он и его последователи это предвидели и уже подготовили план по созданию новой Галактической Империи. Согласно этому плану, период варварства после краха Империи сократится с 30000 лет всего лишь до 1000 лет.
Нравится книга? Посоветуй её друзьям:
Эта книга многие годы была первой частью трилогии Foundation и является началом истории. Однако, через 30 лет серия расширилась, Азимов написал два сиквела и два приквела. В итоге по развитию сюжета эта книга стала третьей в списке. Но это не мешает вам начать чтение именно с неё, как это делали современники писателя.
История появления романа
Айзек Азимов регулярно встречался с Джоном В. Кэмпбелом, главным редактором журнала Astounding, где он публиковался. Во время встреч они обсуждали идеи новых научно-фантастических рассказов.
Одна из встреч оказалась наиболее значительной, 1 августа 1941 года, добираясь до Манхеттена подземкой, Азимов листал сборник комических опер Гилберта и Салливана и наткнулся на изображения Рядового Уиллиса, стражника из “Иоланты”. Стражники… Солдаты… Империи… Римская Империя… Галактическая Империя! Он проштудировал “Закат и падение Римской Империи” Эдварда Гиббона и принялся делать из этого материала сюжет для рассказа.
Кэмпбелл отнесся к идее с еще большим энтузиазмом, чем даже сам Азимов и предложил написать серию рассказов с открытыми концовками о гибели Первой Галактической Империи, последующем периоде феодализма и рождении Второй Империи.
Азимов решил вообще обходиться без инопланетян
Первый рассказ серии назывался Foundation («Основание»). Рассказ был принят достаточно сдержанно: читательское голосование поставило его лишь четвертым в номере Astounding, где он был напечатан (хотя и список тогдашних соперников Азимова выглядит как перекличка гигантов: Хайнлайн, Ван Вогт, Бестер). Но уже следующий рассказ «Поводья и седло» (Bridle and Saddle) взлетел на первое место, и все остальные рассказы и повести серии (за одним незначительным исключением) не опускались ниже второго места.
Таким образом, позднее он написал ещё несколько рассказов. Все эти объединенные рассказы позже и станут трилогией “Основание”.
Но с публикацией романа было не всё гладко. Ещё спустя какое-то время, когда Азимов уже успешно опубликовал свой первый роман “Камешек в небе”, издательство Doubleday хотело издать ещё одну книгу автора. На что Айзек предложил им “Основание”, но редактор Уолтер Брэдбери вернул рукопись. Вместо этого были изданы “Звёзды как пыль” и “Космические течения”.
К фантастике Азимова стали проявлять интерес другие издатели, фирма из Бостона (Little, Brown) также предложила ему выпустить книгу, он послал им “Основание”, но и этот издатель отклонил рукопись.
Наконец, компания Gnome Press, после выпуска сборника рассказов “Я, робот” напечатала и серию “Основание” в трех томах, попросив Азимова дописать небольшой вводный рассказ для первого из них. Доходы от продаж этой книги Азимов получал регулярно.
Эта книга стала самой значимой за всю писательскую карьеру Азимова
Через несколько лет об этом узнали в Doubleday (да-да, те которые отвергли рукопись изначально), они перекупили права на серию и выпустили всю трилогию в одном томе. Эта книга стала самой значимой за всю писательскую карьеру Азимова. За прошедшие десятилетия она разошлась и продолжает расходиться миллионными тиражами.
В каком переводе читать Foundation. Академия, Основание, Фонд, что ещё?
Один из самых популярных переводов это “Академия” Надежды Сосновской, она перевела всю серию, состоящую из семи книг. Не менее популярен и перевод “Основание”, с этой версией названия можно найти все книги, но некоторые от разных переводчиков, например Сергей Борисович Барсов, О. В. Понамарева, Многие читали перевод, где «Основание» так и называется “Фонд”. С таким названием можно найти только основную трилогию книг, и при этом они будут от разных переводчиков: С. А. Никшич, Н. Рогоза, Е. А. Снегирева.
Есть ещё редкие переводы с названием “Сообщество” и “Организация”, но найти их ещё сложнее.
Состав романа
Роман состоит из сборника пяти больших рассказов: четыре из них под разными названиями были первоначально опубликованы в журнале Astounding Science Fiction в 1942-44 годах. Пятый рассказ был добавлен специально, когда выпускали роман в отдельной книге. Вместе все эти произведения образуют единый сюжет.
Психоисторики
Впервые издано в составе книги в 1951 году.
Энциклопедисты
Впервые опубликовано в Astounding Science Fiction в мае 1942 года под названием «Основание» (Foundation).
Мэры
Впервые опубликовано в Astounding Science Fiction в июне 1942 года под названием «Узда и седло» (Bride and Saddle).
Торговцы
Впервые опубликовано в Astounding Science Fiction в октябре 1944 года под названием «Клин» (The Wedge).
Торговые короли
Впервые опубликовано в Astounding Science Fiction в августе 1944 года под названием «Большое и малое» (The Big and the Little).
Краткое содержание
Великий учёный Гэри Селдон создал науку «психоисторию». Используя свои исследования, он предвидел крах существующей Первой Империи, спланировал и воплотил в жизнь план создания Второй Империи в кратчайшие сроки (1000 лет вместо 30 000) после неотвратимого периода полного хаоса и варварства. Он создал Основание Энциклопедистов, которому официально предстояла задача написания Галактической энциклопедии, целью которой было сохранение знаний, культуры и науки во всё больше скатывающейся в невежество Галактике. На суде ему удалось убедить в этом могущественного временщика Линь Чена, который приказал Селдону и его сторонникам удалиться на бедную окраинную планету Терминус.
Свою основную цель Основание начало реализовывать после отделения окраинных провинций Империи, которые располагались рядом с Терминусом. Используя атомную энергетику, высокие технологии, дипломатические манёвры, Основание постепенно захватило власть на окружающей территории и постепенно расширяло своё влияние. На каждом кризисном этапе включалась запись с голограммой Гэри Селдона, в которой он блестяще предсказывал ход событий.
Описание сюжета +
Психоисторики
Молодой математик Гааль Дорник прибывает на планету-город Трантор, столицу Галактической Империи, чтобы присоединиться к проекту великого учёного Хэри (Гэри) Селдона. Используя математические методы науки психоистории, с помощью которой можно достоверно предсказать судьбу и поведение человеческих масс, Селдон доказывает грядущее падение Трантора и всей империи (вероятность — 92,5 % в течение 500 лет), за что получил прозвище Ворон-Селдон, публикация работ на эту тематику запрещена. Вскоре после встречи с ним Дорника арестовывает полиция по приказу Комиссии Общественной Безопасности, управляющей страной от имени малолетнего императора.
На допросе перед комиссией Селдон предсказывает упадок и полный крах существовавшей 12 тыс. лет Галактической Империи, после которого наступит 30 тыс. летний период варварства. Обвинитель высказывает предположение, что его пророчество, уже сейчас становится причиной смут и беспорядков, обвиняет учёного в попытке провести переворот со стотысячной армией своих сторонников. Селдон объявляет истинную цель своей работы: минимизировать эффект от будущей катастрофы и сократить период межгалактической анархии до тысячи лет, сохранив все человеческие знания в Галактической энциклопедии. Вот как автор описывает мотив создания Галактической энциклопедии в романе:
Знания не могут принадлежать отдельному человеку, даже тысячам людей.
На следующем заседании председатель комиссии Линь Чен предлагает Селдону и его сторонникам удалиться с Трантора на одну из окраинных планет чтобы их работе не мешала столичная суета. Он выбирает мир Терминус на краю Галактики — бедную безлюдную планету, лишённую каких-либо природных ресурсов и назначает шестимесячный срок. Альтернатива — казнь Селдона и его сторонников. Селдон выбирает изгнание. Однако подготовка к переселению началась намного раньше: Селдон и его штаб тщательно проанализировали при помощи психоисторических уравнений личность Чена, а сам процесс стартовал в нужный для учёных момент. Сам Селдон остаётся доживать последние годы на Транторе.
Энциклопедисты
Прошло 50 лет со времени переселения 100 000 сторонников Селдона на планету Терминус. Власть на планете находится в руках учёных Попечительского Совета Фонда Энциклопедистов, слепых и глухих ко всему, что выходит за её рамки. Тем временем, одна из областей Галактики, Периферия, откалывается от Империи, а наместники префектур Анакреон, Смирна, Коном и Дарибо провозглашают себя королями, лишив Терминус торговых путей к другим планетам. Прибывший на Терминус посол Анакреона (сильнейшего из королевств) лорд Родрик требует разрешения на основание военной базы и выплату дани — земельных наделов для Анакреонской аристократии. В ходе беседы с послом мэр Терминуса Сальвор Хардин понимает, что королевства уже не производят ядерной энергии, и скорее всего перешли на уголь и нефть.
Попечительский Совет решает защитить Терминус обратиться за помощью к Императору. На Терминус прибывает посол Империи лорд Дорвин. Но в ходе визита тот отделывается лишь пустыми замечаниями, случайно рассказав о планирующемся введении в Империи запрета на применение ядерной энергии из-за ряда техногенных катастроф, причиной которых стал недостаток обученного персонала. После его визита король Анакреона выдвигает ультиматум, установив срок в неделю. На заседании Совета Хардин демонстрирует анализ договора Империи и Анакреона, по которому Император полностью признаёт и никак не ограничивает независимость бывшей префектуры и анализ выступлений лорда Дорвина, который за время пребывания на Терминусе умудрился не сказать ничего конкретного. Совет не может прийти к решению. Хардин вместе с Йоном Ли решают отстранить энциклопедистов от власти.
По приказу Селдона на Терминусе был установлен Хранилище, зал со стеклянным кубом, в котором через определённые промежутки времени, связанные с кризисом, появляются голографические записи Селдона. При первом появлении Селдон заявляет, что Академия Энциклопедистов — это обман и ширма, и раскрывает свой замысел: поселение на Терминусе и такое же, только на другом краю Галактики, должны стать ядром для образования Второй Империи, сократив период варварства до тысячи лет. По его словам, сейчас поселение на Терминусе переживает первый из кризисов, который необходимо преодолеть. В итоге, Совет признаёт свою неправоту и предлагает Хардину сотрудничество, но к этому времени его люди уже отстранили учёных от власти.
С момента переселения прошло 80 лет. Хардин решил проблему, посетив других королей Периферии, предъявивших совместный ультиматум Анакреону. Королевство отказывается от оккупации Терминуса, чья атомная энергетика и технологии могут дать ультимативный перевес одному из новосозданных государственных образований. Несмотря на изоляцию от Империи, Терминус оказывает Четырём Королевствам научную помощь, облачённую в религиозный культ Галактического духа с Хэри Селдоном в качестве пророка. Культ позволил сформироваться в бывших префектурах абсолютистским монархиям с почитанием их правителей как полубогов, при этом научная основа доступна только членам Фонда, а священникам из Королевств преподаются лишь поверхностные знания.
Влиянию Хардина начинает угрожать Партия Действия во главе с членом Городского Совета Зефом Сермаком, требующая отказаться от политики пацифизма в отношении Королевств, усилившихся за 30 лет с помощью технологий Терминуса, и начать укреплять собственную военную мощь. Сторонники такой политики начинают завоёвывать популярность на планете.
Четыре Королевства подписывают с Терминусом договор о ненападении, а Хардин получает все бразды власти и народную поддержку. В своём следующем обращении Селдон предупреждает не быть беспечными и помнить, что Империя, хоть и ослабленная, всё ещё существует.
Торговцы
С момента переселения прошло 135 лет. Терминус всё в большем объёме поставляет высокотехнологические товары, которые распространяют по Периферии торговцы, с помощью чего влияние Фонда всё более увеличивается. Торговец Лиммар Пониетс спешит на выручку торговцу и агенту Фонда Эскелю Горову, ожидающему казни на планете Аскон. На ней после избавления от власти Империи процветает культ предков, запрещающий использовать новые технологии.
В ходе встречи с Верховным Магистром Аскона Пониетс догадывается, что тот готов освободить торговца в обмен на золото. Пониетс изготавливает трансмиттер, аналог «философского камня», превращающего железо в золото. Интерес к Пониетсу проявляет фаворит правителя Ферл, решивший взять его в плен ради золота для победы на выборах Верховного Магистра. Однако Ферл попадает в ловушку торговца — в трасмиттер вмонтированно записывающее устройство. Пониетс добивается освобождения Горова и продаёт Ферлу все свои товары.
Торговые короли
С момента переселения прошло 155 лет. За это время Четыре Королевства были присоединены к Фонду посредством Торговой Конвенции, в ходе которой больше всего пострадала местная элита. Фонд через религию и торговлю создаёт систему зависимых государств (примером которого стал Аскон: за торговцами пришли священники культа, после чего Верховный Магистр стал номинальной фигурой).
Три хорошо вооружённых торговых корабля Фонда пропали в республике Кореллия, чей правитель отказывается от сотрудничества даже в ущерб экономике. Подозревая измену, секретарь мэра Джоран Сатт отправляет на разведку торговца Хобера Мэллоу. Сам он вместе с секретарём по иностранным делам и главой церкви Галактического Духа Публисом Манлио не видят возможного наступления нового селдоновского кризиса, опасаясь возможных войн из-за существующей автономии торговцев и неиспользования религиозного давления. Сатт жаждет захватить под контроль сначала торговцев, а затем Церковь Галактического Духа. Он отправляет вместе с Мэллоу своего агента Джейма Твера.
Он передаёт результаты своего расследования члену Фонда и отправляется на планету Сивенна, бывшую столицу Норманнского сектора, где встречает бывшего патриция Онума Барра. За последние пятьдесят лет регион подвергся ряду восстаний местных вице-королей, при подавлении последнего имперский адмирал ради славы и добычи уничтожил почти всё население планеты (включая пятерых сыновей Барра), выступавшее против мятежного правителя. Победитель был назначен новым вице-королём сектора и теперь лелеет мечты сместить императора, а в случае провала — создать собственное государство в Периферии, для чего выдал дочь за правителя Кореллии и предоставил ему боевые корабли. Мэллоу удаётся ознакомиться с состоянием атомной промышленности, которое весьма плачевно: профессия технолога передаётся по наследству, а сами они не разбираются в устройстве своих гигантских автоматических машин.
Мэллоу отправляется на Терминус и продолжает успешную торговлю с Кореллией, за три года сделав её полностью зависимой от атомной энергетики. Сатт предлагает ему вместе с торговлей насаждать религию и после отказа Мэллоу возбуждает против него процесс, обвиняя торговца в выдаче толпе Джорда Пармы. На суде Мэллоу доказывает, что Парма был агентом кореллианской тайной полиции, а сам Сатт был соавтором провокации. На волне поддержки толпы Мэллоу становится мэром.
Кореллия начинает войну с Фондом с применением присланных вице-королём кораблей. Но Мэллоу отказывается давать сражения, против чего активно выступает Сатт, требующий вернуться к использованию религии во внешней политике. Но Мэллоу объясняет эту тактику нежеланием привлечь внимание имперского наместника, для которого эта война в Периферии не является ключевой заботой, и расчётом на недовольство народа и элит Кореллии последствиями торговой войны и отсутствием каких-либо военных побед. Мэллоу приказывает арестовать Сатта, требовавшего его уйти в добровольную отставку из-за провальной внешней политики под угрозой народного восстания. Спустя три года республика Кореллия капитулирует без каких-либо условий, политическое устройство Фонда движется в сторону плутократии.
Описание сюжета по умолчанию скрыто, там очень много спойлеров.