баалей тшува что это
Раскаяние в иудаизме (Тшува)
« Т ам, где стоят баалей тшува, законченные праведники не способны стоять.» (Брахот 34)
Десятидневный период между Рош а-Шана (Новолетием) и Йом-Кипур (Судным Днем) носит на иврите название “Асэрэт йемей тшува”, что переводится обычно как “Десять дней раскаяния”. Слово тшува, означающее в данном контексте “раскаяние”, употребляется в еврейской среде наиболее часто именно в этот период. Считается, что приговор, вынесенный Всевышним в Рош а-Шана, к Судному Дню может быть смягчен, если в течение этих десяти дней человек искренне раскается в грехах, совершенных в прошедшем году.
“Покаяние в грехах и молитва особо действенны на протяжении десяти дней от Рош а-Шана до Йом-Киппур и принимаются тотчас же.”
Маймонид (РАМБАМ), “Хилхот тшува” 2:6
Четыре этапа раскаяния (называемого на иврите “тшува“) впервые были сформулированы Рамбамом; они включают в себя последовательное исправление греха на уровне сознания, чувства и действия, а также твердое решение не совершать этот грех вновь, даже когда ситуация, казалось бы, сама подталкивает к нему.
“ Какое раскаяние является полным? Это когда подвернулось ему то, чем уже грешил, и может он совершить (грех снова) – но отдалился и не совершил из-за раскаяния, а не из-за страха или бессилия.”
Но, кроме “раскаяния”, у термина тшува есть еще несколько важных значений. Понятие тшува сложнее, чем просто раскаяние в грехах. Одно из них – “ответ”, или “возвращение”; поэтому “хозрей би-тшува” (“вернувшимися к ответу”), или “баалей тшува”, называют людей, вернувшихся к соблюдению заповедей иудаизма, ко Всевышнему. В последние годы в светской израильской среде в противовес этому термину вошел в употребление его антоним, употребляемый с оттенком сарказма: “вернувшийся к вопросу” – так называют выходцев из религиозной среды, отказавшихся от соблюдения традиции.
В иудаизме различаются “тшува, совершенная из страха” и “тшува из любви” – вторая, как и обращение в иудаизм (гиюр), совершенное из любви к Богу и народу Израиля, считается гораздо более совершенной. Под тшувой подразумеватся не только исправление совершенных конкретных грехов, но и исправление личных недостатков человека, его постоянное нравственное совершенствование.
“…Источник всей высшей Божественной жизни, которая притягивается к живой душе — все это посредством тшувы, и поэтому сказали, что тшува предшествовала миру… и также сказали, что тшува приводит излечение миру.”
р. Дов-Бер из Любавичей
Создатель философии религиозного сионизма р. Авраам Ицхак Кук видит в тшуве отдельную заповедь и рассматривает ее не только и не столько как исправление совершенных грехов, но как возобновление прерванного диалога человека с Богом, причем не только на индивидуальном уровне, но и на уровне всего народа.
стучится в дверь мою.
Спешу я распахнуть пред ним
Спаси нас, молим, о, Господь!
Рав Авраам Ицхак Кук
Словосочетание “баалей тшува” (“вернувшиеся”, “раскаявшиеся”) может означать не только людей, воспитанных в еврейской религиозной традиции, отошедших от нее и впоследствии вновь вернувшихся. Так называют и еврея, выросшего в ассимилированной или вообще инокультурной среде, который начал вести жизнь практикующего иудея в уже сознательном возрасте.
Зачастую описание таких “возвращений” звучат как приключенческая повесть. Чего стоят, например, обнародования своего еврейства потомками “марранос”, насильственно обращенных в католицизм в Испании и Португалии 500 лет назад, или евреев из китайского города Кайфынь, внешне уже практически неотличимых от от своих соседей. Сайт организации “Шавей Исраэль”, занятой поисками криптоиудеев и их потомков по всему миру, пестрит такими историями. На фотографиях – группы потомков испанских марранос, спустя полтысячелетия обнародовавшие свое еврейство и функционирующие как полноценные общины в странах Латинской Америки, репатриировавшийся в Израиль внук последнего кайфынского раввина или польский мальчик, лишь в 15 лет узнавший о своих еврейских корнях и с опозданием на два года отпраздновавший свою бар-мицву.
О баалей тшува
«Праведник из Явниэля» о баалей тшува (Сихот Моарааш, стр. 30)
И тому, кто знает всю мерзость своих деяний, совершенных им в молодости и в течение всей его жизни, следует очень и очень беречься, и держаться в стороне от того, чтобы становиться «идеологом», и особенно в том, что касается путей нашего учителя (рабби Нахмана из Бреслава), ибо в этих вопросах ему вообще следует спрятать лицо свое в землю. К сожалению, как раз те, кто занимались развратом годами, не дай Б-г, они же делают весь балаган и разногласия среди хасидов Бреслава. И следовало бы им устыдиться своих дурных дел, мало того, что творили мерзости сами и принесли мерзость в мир, но они еще приходят и заходят в комнату Ребе[3] и приносят туда ссоры и разногласия, и ведь следовало бы им стыдиться своих прежних дел.
Поэтому каждому баал тшува следует всю свою жизнь заниматься тшувой, и сидеть себе тихонько в уголке, и плакать перед Вс-вышним всю свою жизнь, и очень и очень беречь себя, чтобы не приводить к спорам и разногласиям, и тогда он может быть уверен, что спасется от всех дурных вещей и разного рода клипот, которые прилипли к нему из-за его грехов.
И сказал Моарааш: хотя ступень баал тшува очень и очень высока, ибо Вс-вышнему очень и очень дорог баал тшува, ибо Вс-вышний принимает его тшуву, и приводит его в самые высокие свои дворцы, ибо тот, кто уже был в разного рода грехах, и тем не менее вернулся и сделал полную тшуву — это великое его достоинство во всех мирах.
Вместе с тем, баал тшуве следует очень беречься, чтобы не начать думать, что он уже удостоился тшувы, но следует ему плакать всю свою жизнь, и просить милости на душу свою, ибо может он обманывает себя, и не принята его тшува…
И главное — каждый баал тшува должен убегать от махлокет, и не влезать ни в какие дискуссии и разногласия, но как только пробуждается в нем желание заниматься «идеологией» и сказать нечто, что лишь раздует огонь разногласий, ему следует немедленно посмотреться в зеркало, и увидеть, кто он и каковы его дела, так, что он начнет стыдиться вони своих дурных дел, и в особенности, в том, что касается разврата, и не открывать свои уста, чтобы сказать что-то против кого бы то ни было, и тогда он может быть уверен что его тшува будет принята.
[1] Шик, «Праведник из Явниэля»
[3] Имеется в виду Рабби Нахман
Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!
Интервью
05.10.2004
Редактировать статью
С Александром Фейгиным мы встретились сентябрьским утром в холле московской гостиницы «Пекин». Одной из главных тем нашей беседы стала абсорбция «баал-тшувы» в религиозном обществе. Проблематику этого вопроса р. Фейгин оценивает как общечеловеческую. По его мнению, в данной ситуации, при столкновении индивидуума с качественно новой средой, никто, естественно, не застрахован от разочарований:
Баал-тшува вливается в новую среду. Как правило, это среда, в которую ему очень хочется влиться (…) Но — с единственной оговоркой: если он не индивидуалист! (…) В какой-то степени, абсорбция баал-тшувы в 90 процентах случаях идет по маршруту гиюра. Общество, которое очень дружелюбно, которое его абсорбирует, останавливает этот процесс на определенном этапе. Это то, что в социальной психологии называется “стеклянным потолком”, о который бьются люди. |
Его предки, издавна жившие на территории Белоруссии, были хасидами ХаБаД, хабадниками. Поэтому вопрос самоопределения в контексте иудаизма для него всегда решался довольно однозначно — вскоре Александр оказался в ешиве ХаБаДа «Шамир». Но и там он задержался лишь на пару месяцев: « В “Шамире” меня не оставляло ощущение удушья. Я просто не в состоянии учить то, что мне велят учить. Поэтому на этом моя дружба с еврейскими учебными заведениями закончилась» … В следующий раз Фейгин посетит ешиву лишь через много лет, в качестве преподавателя. И этой ешивой будет «Тифэрэт Менахем».
Американские баалей-тшува пытаются разрешить для себя проблему абсорбции путем приобретения одежды. (…) Русский баал-тшува в этом плане гораздо более дисциплинирован внутренне, нежели американский. Он более пуглив. Поэтому он не пойдет покупать одежду. Он будет разговаривать с людьми, пытаться влезть в какую-нибудь ешиву этой общины. |
Основным разочарованием, которые пережил Александр Фейгин, оказавшись внутри израильского религиозного общества, было то, что его членам не чужды общечеловеческие слабости: есть там свои идиоты, свои мерзавцы, свои развратники. Хотя в сравнении еврейское религиозное общество видится ему много более чистым.
Даже если у русскоязычных евреев религиозность и присутствует, то представляет собой навороченную религиозность в русском стиле — религиозность, сопровождающуюся комплексами и сложными отношениями с Б-гом. (…) «Переведите уважаемому раввину такой вопрос. ». А в контексте этого вопроса была такая фраза: «Б-г не может». Я ему говорю, что не знаю как перевести формулу «Б-г не может». Это настолько внутренне противоречивое выражение, что я не знаю, как его переводить. Так он мне на это говорит: «Да будет вам играться-то»… |
Беседовали Раввин Йосеф Херсонский и Александр Фишман
Движение баал тшува
В 1986 году журнал New York писал:
Люди, совершившие столь радикальные изменения в своей жизни, выросли в светском мире. Они ходили в хорошие колледжи и получали отличную работу. Они стали православными не потому, что боялись, или потому, что им нужен был милитаристский набор команд, чтобы жить своей жизнью. Они выбрали православие, потому что оно удовлетворяло их потребность в интеллектуальном стимулировании и эмоциональной безопасности. [5]
Содержание
Истоки [ править ]
В Соединенных Штатах [ править ]
Появившись как заметное движение в 1960-х годах, все большее число молодых евреев, которые раньше воспитывались в нерелигиозных семьях в Соединенных Штатах, начали проявлять сильный интерес к тому, чтобы стать частью соблюдающего иудаизма; Многие из этих людей, вопреки ожиданиям социологов, были привлечены соблюдающим иудаизмом в православии.
Раввин Йосеф Блау mashgiach ruchani из ешивы университета отметил:
Возникло движение баал-тшува, когда значительное число евреев из нетрадиционных домов вернулись к почтению бабушек и дедушек и прадедов. Фактически, одна из проблем, стоящих перед современным Православием, заключается в том, что многих из этих репатриантов привлекает европейское православие. [6]
В то время как самые ранние тенденции Баал-тшува были частично связаны с преобладающей анти-истеблишментальной атмосферой 1960-х годов, они были результатом огромного роста еврейской гордости после победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года : «Можно даже сказать, что Вдохновение, пришедшее из Шестидневной войны, положило начало движению баал-тшува «. [8] Исследование Джанет Авиад также предполагает, что часто заявляемая «чудесная» победа Израиля в 1967 году дала импульс движению Баал Тшува. [9]
В бывшем Советском Союзе [ править ]
В Израиле [ править ]
В 1960-е годы среди светских евреев Израиля существовало движение, которое, по сути, было поиском духовности. В то время большинство израильских родителей были светскими сионистами. Хотя некоторые евреи были враждебно настроены к традиционному иудаизму, духовные поиски в 1960-х и 1970-х годах заставили некоторых израильтян искать ответы в еврейской традиции.
Раввин Аарон Фельдман отмечает, что:
Среди евреев-сефардов и мизрахи раввин Амнон Ицхак и раввин Реувен Эльбаз считаются лидерами движения баал-тшува в Израиле. [13]
Проблемы, критика и трудности [ править ]
Как и все социальные движения, здесь есть споры и критика. Исследователи обсуждали процент «отсева» из этого движения и его причины [14], а также новые проблемы, которые теперь возникают:
Малка Виктория Вайсберг рассказывает о том, что такое Тшува, и почему во время месяца Элул, нового года Рош а Шана и Судного Дня Йом Кипур раскаяние особенно важно.
Дополнительный контент от Малка Виктория Вайсберг
Во все времена наши Мудрецы писали очень много сочинений про Тшуву, подробно объясняя народу ее значение и законы, что «там, где стоит “бааль тшува”, не может стоять праведник» («Брахот» 34 б).
Рабейну Йона бар Шмуэль Геронди, двоюродный брат Рамбана (Нахманида) сказал, что «среди многочисленных даров, которыми Всевышний одарил Свои творения, одним из самых драгоценных является тшува — возможность подняться над нашими ничтожными поступками, бежать от наших прегрешений, спасти наши души от порчи и избежать в итоге Его гнева».
Тшуву человек может сделать в любой момент, когда поймёт, что он больше не хочет грешить и раскаивается в своих грехах, искоренив их из своего сердца, и возвратившись к Творцу. Благодаря тшуве, Всевышний исправляет изъяны души человека. Только Творец может излечить душу человека. Как сказано в Талмуде: «Он Творец до греха, и Он Творец после греха»
Существует множество ступеней тшувы, по которым человек приближается к Всевышнему. Каждый, кто ощущает неодолимую потребность вернуться к вере, входит в свои собственные, только для него созданные Врата раскаяния. Благодаря тшуве человек поднимается на более высокую ступень, чем та, на которой он находился до того, как совершил грех. В книге по Каббале «Зоар» сказано: «Чем более человек способен превратить темноту в свет и горечь в сладость, тем выше Врата, которые для него будут раскрыты». Любая степень тшувы приносит человеку прощение, но окончательное прощение приходит, когда он полностью очистит свое сердце перед Творцом и теми, кого обидел. Рамбам писал, что «полное раскаяние (тшува гмура) достигается в случае, если человек, попав в условия, дающие возможность повторить прежний проступок, воздерживается от совершения оного» (Яд, Тшува 2:1), и тогда «он любим своим Творцом и желанен Ему, как будто никогда в жизни не грешил. Более того: его ожидает великая награда — ведь он вкусил сладость греха, но отошел от него и преодолел свое влечение к нему» (Законы Тшувы 7:4)
Выполняя тшуву, человек возвращается на правильный путь, исправившись на интеллектуальном, эмоциональном и практическом уровнях. Это значит, человек должен признать, что он поступил неправильно и должен прочувствовать, насколько плох был его поступок, попросив прощения у тех, кому причинил зло и возместив ущерб, который был причинен пострадавшим. Но полного исправления допущенного ранее греха человек добивается, приняв решение никогда больше не поступать так, как поступал в прошлом, то есть не повторять пагубных и разрушительных поступков в будущем.
Поэтому сейчас самое время очень хорошо разобраться в себе, проникнув в самые укромные уголки своей души. Совершая тшуву, человек принимает на себя обязательства никогда больше не совершать грехи. Как сказал раби Симха-Бунем из Пршисха : «Даже тот еврей, который погряз по уши в грехах, может совершить тшуву. При одном-единственном условии: если перестанет лгать самому себе».
Поэтому нужно почаще обращаться ко Всевышнему: молиться, учить Тору, соблюдать заповеди, таким образом становясь все ближе к Творцу Вселенной, Который в дни Элула находится среди нас, и совершать добрые дела, добавляя в этот мир побольше света и добрых поступков.
«Ле-шана това тикатеву ве-тихатему»