башкирские тамги в альшеевском районе что это
Башкирские тамги в Ташлах
На окраине села Ташлы в Альшеевском районе Башкортостана расположено несколько камней, на которых сохранились старинные башкирские тамги.
Тамгой называют знак родовой принадлежности, собственности. Само слово «тамга» произошло от тюркского слова, означающего «клеймо» или «печать». Башкиры активно использовали тамги для обозначения границ вотчины, пастбищ, своих бортевых деревьев, орудий труда, скота, предметов домашней утвари и т.д. Применялись они даже в качестве подписей на официальных документах. Род, а иногда и племя передавали тамги по наследству. Обособившиеся от них родоплеменные образования имели видоизменённый вариант тамги.
Самые ранние тамги на Южном Урале учёные впервые встречали на археологических памятниках бронзового и раннего железного века. В XVIII веке были распространены уже семейные тамги. По данным историка Р.Г. Кузеева, всего насчитывается более 3,5 тысяч башкирских тамг.
Стоит сказать несколько слов и о самом селе, в котором они находятся. Село Ташлы было основано башкирами Яик-Суби-Минской волости Ногайской дороги на собственных землях, известно с 1745 года. Оно стоит на речке Ташлынка (приток реки Тюлянь). Жители издавна занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. В 1906 году тут было зафиксировано 2 мечети, 6 водяных мельниц, 2 бакалейные лавки. Здесь живут башкиры. По данным переписи 2010 года, тут проживало 454 человека.
Чтобы попасть к камням с тамгами, нужно проехать через всё село. Камни расположены за селом, около проходящей тут грунтовой дороги.
Особенно хорошо видны многочисленные тамги на одном из камней из песчаника. Он заботливо огорожен деревянным забором. С нескольких сторон на этом камне вырезаны многочисленные знаки. Сам камень имеет на удивление правильную форму, словно он обтёсан.
Жители Ташлов называют этот камень Киленташ – Камень невестки. О нём даже сложена местная легенда. Однажды на этом месте невестка доила кобылу. Неожиданно обрушилась страшная буря. Ураганный ветер оторвал от горы несколько камней. Самый большой из них упал прямо на невестку с кобылой. Так и остались они лежать под камнем, а возле него люди время от времени находили монетки из её украшений. С тех пор и назвали камень Киленташ.
Тамги с этого камня принадлежат семьям рода Яик-Сыбы-Мин, который живёт в окружающих деревнях. Возможно, тамги оставляли на камнях во время сборов племён.
Как добраться
Село Ташлы расположено в Альшеевском районе Республики Башкортостан. От Уфы нужно выехать на трассу М5, ехать в сторону Самары, затем повернуть на Чишмы, Давлеканово. Ехать до Раевского, перед которым повернуть направо и ехать до Ташлов. В селе нужно переехать по мосту речку Ташлынку и ехать до конца по улице Горной. Она переходит в грунтовую дорогу вдоль горы, где вскоре и показываются камни с тамгами. Найти место помогают встречающиеся туристические указатели.
Координаты: N 54° 10.672´; E 54° 39.973´ (или 54.177863°, 54.666216°).
Расстояние от Уфы – 140 км, от Оренбурга – 350 км, от Челябинска – 550 км, от Перми – 630 км, от Екатеринбурга – 660 км.
В окрестностях также стоит посмотреть озеро Аслыкуль (самое большое в Башкирии) и гору Нарыстау с почитаемыми могилами и святым источником. А по пути можно заехать на Чишминские мавзолеи.
Башкирские тамги в альшеевском районе что это
Аспирантка одного из уфимских вузов нисколько не?сомневалась, что именно под этим треугольным камнем, свалившимся в стародавние времена с горы Улу-Тау возле деревни Ташлы Альшеевского района, покоится их император. Потерпев поражение в одной из?междоусобных войн, он вынужден был покинуть страну вместе со своим войском, и след его потерялся навеки… Однако шустрая китаянка совершенно случайно попала в?долину тамг вместе с учеными, которые заинтересовались происхождением этих необычных камней с древними «росписями». И сразу почуяла некую космическую связь с?одним из камней. Слезы радости буквально брызнули из?глаз, как только она увидела надпись, которая в переводе с?китайского означала примерно следующее: «Дорогой наш император, мы тебя помним и любим!» Гостья, не обращая внимания на то, что вокруг столпилось много людей, принялась обнимать и покрывать поцелуями поверхность камня, испещренную таинственными знаками.
Не смутило ее?и то, что у местных жителей имелась собственная легенда по поводу произошедшего на этом месте много веков назад.
…Дорога к подножию горы Улу-Тау вовсе не предназначена для праздно шатающихся туристов, хотя тропа народная сюда не зарастает: одна экскурсия сменяет другую вплоть до глубоких сугробов. Местные жители встретили нас довольно радушно, и мы весело затопали по направлению к горе. Но очень скоро приуныли, увидев, какие препятствия нам предстоит преодолеть. Наикрутейший овраг больше напоминал некую пропасть, правда, с лесенкой, но ступени оказались не только жутко скользкими, но и местами поломанными. Словом, ежесекундно рискуешь стартовать в скоростной спуск — в лучшем случае барабаня по ступенькам пятой точкой. Даже не знаю, долго ли, коротко ли мы шли, шаркая подошвами и цепляясь за влажные перила, но нам это карабканье показалось вечностью. Выбравшись наконец из этого чудо-оврага, мы увидели не менее симпатичный мостик через речку Ташлинка. Но и тут щемящие ощущения, связанные с сюрпризами по части проваливающихся досок, не показались нам хоть сколь-нибудь увлекательными. Зато когда мы наконец дотащились до подножия горы — дух захватило сразу: такие дали открылись, и эта долина старинных камней, и гигантская гора, нависшая всей своей мощью, и гудящий, срывающийся на грозный вой ветер… И на этом фоне испуганно вздрагивал трогательный жеребенок, несмотря на присутствие матери… Нам казалось, что мы заблудились во времени, будто вечность в этом местечке каким-то непостижимым образом прорывалась в нашу жизнь. Понятно, отчего вдруг принялась тут рыдать впечатлительная китаянка.
Сама скала Килен-Таш огорожена зеленым забором. На ней — таинственные знаки, тамги. Под ней — монетки, видимо, на счастье брошенные туристами. Среди экскурсантов бывают и такие, которые не прочь оставить на легендарном камне и свой автограф. Ташлинцы с этим пытаются бороться, хотя и не всегда успешно. Впрочем, кто знает, может, лет через пятьсот, современные надписи типа «Тут был Вася!» тоже станут исторической ценностью? Но пока от них тошнит.
Урал Гиниятович Хайруллин сейчас на пенсии, но все равно не утратил интереса к прошлому своего края. Более сорока лет преподавал историю, затем башкирскую культуру — вот и увлекся на всю оставшуюся жизнь. И утверждает, что с этим камнем связана совсем другая легенда.
Килен-Таш называют камнем невест. Однажды молодая девушка пришла к подножию Улу-Тау доить кобылу. И в это время поднялся страшный ураган. Он сбросил с вершины горы огромный камень, который скатился прямо на красавицу, и она оказалась погребенной под ним. А вокруг рассыпались ее украшения, похожие на монетки.
Так кто же все-таки похоронен под камнем: невеста или император? Дело в том, что «килен» с башкирского переводится как «сноха», «невестка». У китайцев «килен» означает «белый камень». И, как гласит их предание, — уважаемый император много веков назад погребен был именно под таким. А уж тому, как схожи меж собой башкирские тамги и китайские иероглифы, приходится только удивляться.
Мы и удивлялись все то время, пока находились у подножия Улу-Тау. И даже исполнились решимости геройски преодолеть обратный путь. Однако этого не понадобилось. По принципу «рояля в кустах» у лукавых хозяев за ближайшим холмом оказался припрятан старенький «жигуленок».
— А чего ж мы по лестнице ноги-то ломали? Нельзя, что ли, было на автомобиле?
— Конечно, можно, — прозвучал вежливый ответ. — Но мы специально решили журналистов там протащить. Может, напишете — так для туристов дорогу нормальную сделают.
ИЗ ИСТОРИИ
Ученые утверждают, что эта скала — песчаная глыба высотой 1 метр 70 сантиметров, со временем она глубоко вросла в?землю. Вся ее поверхность испещрена множеством башкирских тамг, которые можно увидеть и?на?других камнях этой долины. В?основном они были написаны в XV — XVI веках, но?и?в?последующие несколько веков их продолжали наносить. Происхождение знаков до?конца не выяснено. Многие считают, что они обозначают родовую принадлежность и?закрепляют право частной собственности. Тамги наносили на наиболее дорогие в кочевой жизни предметы. В преданиях нередко встречаются сведения о том, что тамги раздал башкирским родам Чингисхан. Но скорее всего, считают ученые, они были лишь уточнены и переписаны монгольскими сборщиками налогов. В условиях кочевого скотоводства тамги возникли гораздо раньше. В них была заложена скрытая информация о происхождении рода, которая в глазах сородичей имела магический, сакральный смысл. Существовало даже поверье, что через этноним рода враги могли причинить вред всему роду. Позже тамги стали выжигать и на межевых столбах.
В 1555 году минцы присоединились к Российскому государству. После падения Казани башкиры стали возвращаться на свою исконную родину. На земли в?районе Великих озер, Демы, Ташлинского каньона вернулись башкиры племени рода яик-бы-мин. Позднее с?Южного Урала перекочевали и другие племена.
Это возвращение обернулось возрождением их древней родины. Возродились йыйыны — народные собрания, которые стали выражением подлинной народной демократии и празднествами со скачками, стрельбой из лука и борьбой. И невозможно было выбрать лучшего места, чем живописная долина у подножия священной для башкир Улу-Тау.
Башкирские тамги в альшеевском районе что это
Что такое чудеса света? Это что-то необычное, чудотворное, то, чему мы можем удивляться. Семь чудес света придумали древние греки во II веке до нашей эры. 7 – это магическое число. Оно всегда использовалось в сказках, поговорках, мифах (например, в сказках 7 гномов, 7 Симеонов; в пословицах: «7 раз отмерь, один раз отрежь»; в неделе 7 дней, потому что в библейском мифе бог 7 дней творил Землю; после дождя – 7 цветов в радуге, в музыке 7 нот).
Две тысячи лет назад люди создали перечень чудес света – необычных достопримечательностей, уникальных (единственных в своём роде) сооружений, которые обязательно стоило посмотреть (Приложение 1).
Цель исследования – создание перечня семи чудес Альшеевского района.
1) привлечь внимание людей к рукотворным и природным чудесам Альшеевского района;
2) вызвать чувство гордости, патриотизма и любви к Башкортостану и своей малой родине у тех, кто будет так или иначе участвовать в моем проекте;
3) вовлечь учеников моей школы, их друзей и родителей в творческую деятельность, помочь им развить познавательную активность к изучению родного края;
4) собрать краеведческий материал о достопримечательностях Альшеевского района, знаменитых земляках;
5) составить карту с указанием семи чудес Альшеевского района.
Актуальность проведенного исследования не вызывает сомнения. Известный географ Карл Риттер утверждал: «Существование человека связано с землей тысячами цепких корней, которые невозможно вырвать» [4;33]. Я с ним согласен и считаю, что такими корнями являются знания о своей истории, этапах развития родного края. Поэтому я хочу поделиться со своими знаниями о нашем районе, о чудесах, в которых отразилась история родного края, чтобы вызвать у людей чувство гордости, патриотизма и любви к своей малой родине.
— сбор и изучение краеведческого материала, материалов районной газеты «Альшеевские вести»;
— анкетирование учеников МБОУ башкирский лицей им. М.Бурангулова по выявлению претендентов на звание «Чудо Альшеевского района», в результате чего сформирование списка претендентов;
— сбор фотоматериалов и документальной информации о претендентах на звания «Чудо Альшеевского района» для представления их на голосовании;
— голосование учащихся и учителей МБОУ башкирский лицей им. М.Бурангулова по выбору семи чудес Альшеевского района;
— компьютерная обработка собранного материала с целью дальнейшего его применения на уроках ИКБ, классных часах.
Проведение исследования по определению семи чудес Альшеевского района
1. Подготовительный этап: изучение объектов исследования Альшеевского района
Я живу в живописном уголке Башкортостана – в Альшеевском районе. У нас тоже есть свои чудеса. Прежде чем начать искать их, я изучил территорию исследования – Альшеевский район. Это позволило мне оценить масштабы и географию поиска, а также сформировать свое представление о претендентах на звание «Чудо Альшеевского района».
География. Муниципальный район расположен в юго-западной части Башкортостана, в среднем течении реки Дёма, площадь его территории составляет 2415 кв. км.
Протяженность с севера на юг составляет — 38 км, с запада на восток — 66 км.
Район пересекают железная дорога Челябинск — Уфа — Самара и автомобильные дороги Чишмы — Давлеканово — Киргиз-Мияки, Раевский — Стерлитамак.
2. Второй этап: анкетирование
Одной из основных задач моей исследовательской работы является привлечение внимания сверстников, а по возможности и взрослых, к чудесам Альшеевского района, уникальным местностям и проявлениям альшеевской природы. Поэтому я решил привлечь своих одноклассников и учеников других классов к поиску объектов, которые могут считаться чудесами нашего района, и вовлечь их в творческую деятельность по изучению родного края. Для этого на втором этапе исследования мною был проведен опрос учеников нашей школы, в том числе и для того чтобы выяснить, знают ли они что-нибудь о чудесах Альшеевского района и могут ли они их назвать.
Опрос учеников проводился путем анкетирования. Ответы на вопросы анкеты позволили мне определить, насколько хорошо учащиеся нашей школы знают свой родной край, хотят ли они больше узнать об Альшеевском районе или им это неинтересно?
При ответе на вопрос №4 ребятам предлагалось написать, что они считают чудом нашего района. Это могли быть природные объекты, архитектурные памятники, загадочные и таинственные объекты, а также знаменитые земляки.
В анкетировании приняли участие 170 человек (ученики 5-9 классов). Им было предложено самостоятельно или с помощью родителей, друзей, учителей ответить на семь вопросов и заполнить анкету (Приложение 4).
Результаты анкетирования показали следующее:
1) О том, что в России и в Башкортостане проводились конкурсы «Семь чудес России», «Семь чудес Башкортостана» знают 65 человек (38% опрошенных), а чудеса, которые вошли в семерку лучших, знают 48 человек (28%).
105 человек из 170 не знали о проведенных конкурсах.
2) 114 учеников, участвовавших в опросе (67 % опрошенных), считают, что в нашем Альшеевском районе тоже есть такие чудеса. При этом назвать объекты, которые можно было бы считать чудом района, смогли 90 человек.
3) Побольше узнать о чудесах Альшеевского района хотят 143 человека. При этом 27 человек (16% опрошенных) на 5-й вопрос анкеты ответили «нет, мне это не интересно».
Для наглядности результаты анкетирования приведены в виде диаграмм (Приложение 5).
Мне удалось привлечь внимание не только учеников родного лицея, но и их друзей и родителей, а также вовлечь их в творческую деятельность, развить познавательную активность к данной теме и к изучению родного края.
5) Опрошенные ученики считают, что в Альшеевском районе есть чудеса и к ним можно отнести:
1. Санаторий им. А.П. Чехова
2. Курорт «Шафраново»
4. Килен-Таш (Скалу невест)
5. Сусак-тау и Сатыр-тау (горы-останцы)
6. Братские могилы в с. Шафраново
7. Сэсэнию Розалию Султангарееву
8. Спортсменку Ляйсан Утяшеву
9. Слаковское водохранилище
10. Мечеть в дер. Старо-Васильевка
11. Мечеть, где работал М. Бурангулов, первый народный сэсэн Башкортостана
12. Бездонное озеро в дер. Балгазы
3. Третий этап: формирование списков претендентов
на звание «Чудо Альшеевского района»
Из множества объектов, названных участниками опроса, отбор претендентов на звание «Чудо Альшеевского района» я не проводил и решил выставить на голосование все предложенные ребятами объекты. Основным критерием, которым я пользовался при отборе претендентов, было ощущение чуда, уникальности объекта и то, что этим объектом можно гордиться.
4. Четвертый этап: изучение претендентов на звания «Чудо Альшеевского района»
Для сбора детальной информации о претендентах в чудеса, а также для подготовки к этапу голосования и выбору семи чудес Альшеевского района мною была изучена специальная литература, материалы, представленные в районной газете «Альшеевские вести», в краеведческой литературе и на сайтах сети Интернет, опрошены старожилы района. По результатам исследований мною были сформированы описания претендентов на звания «Чудо Альшеевского района» для представления их на школьном голосовании.
5. Пятый этап: голосование
На этом этапе исследования проведено голосование по выбору семи чудес Альшеевского района. В голосовании приняли участие 156 учеников 5-9 классов МБОУ башкирского лицея им. М. Бурангулова, а также 28 учителей.
Голосование проводилось путем заполнения бюллетеней для голосования (Приложение 6).
Для проведения голосования мною была подготовлена презентация, представляющая иллюстрации и описания претендентов на звание «Чудо Альшеевского района». Данная презентация была представлена ученикам на классном часе, поэтому им было легче сделать свой выбор.
В ходе голосования каждый участник должен был выбрать из списка претендентов свою семерку чудес и отметить их значком «V» или «Х». Каждое «чудо», за которое проголосовал участник, получало 1 голос. Мнения взрослых и детей относительно семерки чудес во многом совпали. Для наглядности и сравнения результаты голосования взрослых и детей можно представить диаграммами (Приложение 7).
Семерка чудес Альшеевского района совпала по шести объектам:
Санаторий им. А.П. Чехова,
Сусак-тау и Сатыр-тау,
Братские могилы умерших от ран в эвакогоспитале № 2576 в годы Великой Отечественной войны в с. Шафраново,
Мечеть, где учительствовал первый народный сэсэн Башкортостана Мухаметша Бурангулов,
Седьмым чудом дети выбрали Слаковское водохранилище (44 чел.), а взрослые – курорт «Шафраново» (12 чел.). Слаковское водохранилище замкнуло семерку чудес, так как оно получило больше голосов.
Семь чудес Альшеевского района
1. Санаторий им. А.П. Чехова
В 1901 году великий русский классик Антон Павлович Чехов находился на кумысолечении в Башкирии. Его эпистолярное наследие этого периода, мемуарная литература о писателе и некоторые другие материалы позволяют воссоздать «башкирскую страницу» жизни и творчества Чехова [2;8].
Санаторий основал М. И. Дурилин в 1900 году на средства умершего от туберкулеза брата Андрея Исидоровича, по его завещанию, и назвал в память брата «Андреевским». Потом в своих воспоминаниях О. Л. Книппер-Чехова писала:
«В центре усадьбы стояло большое деревянное одноэтажное здание, в котором размещалась столовая. Там мы завтракали, обедали, ужинали. Мы с Антоном Павловичем поместились в небольшом домике (скорее беседке) на две крошечных комнатки-кабинки. В каждой было по одному столу, стулу и кровати. Причем, как оказалось, подушки постельное белье мы должны были привезти с собой, так как казенного инвентаря там не полагалось. Мне пришлось на другой же день ехать в Уфу и покупать подушки, простыни, наволочки и прочие мелочи. Кровать для Антона Павловича была очень коротка, он, как известно, был высокого роста. Для того, чтобы ему было удобней спать, я каждый вечер подставляла к кровати табуретку, на которую он и просовывал свои ноги сквозь спинку кровати» [9;73] .
Всего месяц жил Чехов в санатории, но уехал из Башкирии окрепшим, поправившимся аж на 8 фунтов. Кумыс и наш благодатный климат сделали то, что не могли сделать курорты Ниццы. 1 июля 1901 года Чеховы покинули санаторий.
К сожалению, собственно санатория имени Чехова с его очень богатой «звездной» историей уже не существует. Санаторий перепрофилировали под… пионерский лагерь (Приложение 8). В нашем Альшеевском районе сохранились памятные чеховские места – домик, в котором жили Антон Павлович и Ольга Леонардовна. Рядом – бюст А.П. Чехова (Приложение 9). На крутой горе, где он отдыхал, построена беседка. Деревни, в которых бывал писатель, носят прежние названия. А вот бывший Андреевский санаторий стал носить имя А.П. Чехова.
2. «Килен-Таш» – Скала невест
Откуда известно, что в «долине тамг» изображены башкирские родоплеменные тамги, а не случайные или просто нерасшифрованные знаки? Деревня Ташлы имеет три кладбища. Одно из них старинное; здесь не хоронят уже лет 200. Надгробные камни высечены из плотного известняка. На 17 плитах высечены тамги умерших. Это модификации двух основных тамг. Обе тамги принадлежат роду Яиксыбы-мин, однако одна из них является старинной тамгой племени Канлы-Канлы. Два кладбища действующие. На втором кладбище всего лишь две тамги, как видно, варианты тех же тамг. На третьем кладбище тамг нет. Как широко распространена традиция высекать тамги умерших на надгробных плитах? Эта проблема недостаточно изучена. Известно, что знаки на Килен-Таш вызывают интерес и у ученых, географов. В 2004 году здесь побывали и представители ЮНЕСКО (Приложение 11). Побывали у Килен-Таш и мы, ученики МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова вместе с нашими учителями (Приложение 12).
3. Сусак-тау и Сатыр-тау – горы-останцы
Сусак-тау и Сатыр-тау (Приложение 13) представляют собой отдельные горы круглой формы с относительной высотой от 30 до 600м. Они возникли в конце нижнепермской эпохи на пологих отмелях существовавшего здесь моря и были выведены на дневную поверхность в результате поднятий участка земной коры. Сложены преимущественно белыми массивными известняками. На Башкирском (Южном) Урале выявлено около 60 гор-одиночек, которые протянулись через всю республику с севера на юг.
Гора Сусак-тау высотою в 500 м находится в 13км от Раевки в Стерлитамакском (юго-восток) направлении. Словно «гоголевский нос» торчит она на равнине. Местные жители считают его святым местом.
Горы-останцы Сусак-тау и Сатыр-тау являются особо охраняемыми природными территориями. На их склонах произрастает множество редких видов растений.
4. Сэсэния Розалия Султангареева
Имя сэсэнии Розалии Султангареевой известно не только в районе и в республике, но и далеко за пределами Башкортостана. Она единственная сэсэния в республике, автор более 230 научных трудов, председатель общества башкирских женщин.
В деревне Новый Сепяш в семье служащих 28 марта 1955 года родилась ведущий фольклорист РБ, научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук, доктор филологических наук, кавалер ордена Салавата Юлаева Розалия Асфандияровна Султангареева (Приложение 14). Ею проведено более 30 экспедиций и научных командировок в РБ, Пермскую, Челябинскую, Саратовскую, Самарскую области (первая экспедиция по сбору фольклора и этнографического материала состоялась в 1982 г.), в архиве собрано более 10 томов фольклорного материала. Особые достижения: впервые в комплексном плане исследовала башкирский обрядовый фольклор; открыла мифологические, практические, социологические и художественно-эстетические реалии этнокультурного феномена. Султангареевой Р.А. принадлежит историческая заслуга возрождения и популяризации древнего словесно-поэтического искусства башкир – сказительства. Известная сэсэния является лауреатом и дипломантом многих международных, российских и республиканских конкурсов.
5. Братские могилы умерших от ран в эвакогоспитале № 2576 в годы Великой Отечественной войны в с. Шафраново
Место расположения братских могил – с. Шафраново, ул. Космонавтов, рядом с территорией лесничества.
В помещениях санатория «Шафраново» в годы Великой Отечественной войны был развернут эвакогоспиталь № 2576, где с августа 1941 года до 1945 года лечились раненые, затем больные туберкулезом. Умерших солдат хоронили на братском кладбище. После войны по инициативе Шафрановского поссовета было принято решение о строительстве обелиска на братских могилах умерших в годы второй мировой войны. 5 мая 1948 года силами организаций и учреждений поселка Шафраново состоялось открытие памятника.
Вид объекта: трехметровая стела из кирпича, облицованная мраморными плитами размером 100смХ200см. На ней надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» Ограждение из якорных цепей на металлических столбиках периметром 5мХ5м (Приложение 15).
Ряды могил 365 участников Великой Отечественной, 3 могилы – участников войны в Афганистане и одна могила воина, погибшего в локальных войнах в Чечне. На надгробных плитах высечены имена героев, звания, годы их жизни. Ограда кладбища металлическая, высота 2 метра (Приложение 16).
Ежегодно проводится косметический ремонт памятника и надгробных плит. 23 февраля и 9 Мая возле памятника проводится митинг, возложение венков и цветов.
6. Мечеть, где учительствовал первый народный сэсэн Башкортостана Мухаметша Бурангулов
Есть в нашем Альшеевском районе места, связанные с именем первого народного сэсэна Башкортостана Мухаметши Бурангулова (Приложение 17).
Биографическая справка. Мухаметша Абдрахманович Бурангулов родился 15 декабря 1888 года в деревне Верхне-Ильясово Самарской губернии. Рано лишился родителей. После окончания школы переехал в Оренбург, учился в медресе. Был учителем, преподавал башкирский язык.
Всю свою жизнь был собирателем, популяризатором фольклора. На базе фольклора создал пьесы «Ашкадар», «Ялан Яркэй», «Башкирская свадьба», «Идукай и Мурадым». Записывал и обрабатывал эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша», сказки, песни, кубаиры.
Сын сэсэна Н.М. Бурангулов вспоминает: «Это случилось в двадцать шестом году. Однажды между отцом и матерью вышел довольно шумный скандал. Оказалось, что он вновь собрался на несколько недель в близлежащие районы за фольклорной «данью». Для этого нужны были деньги. И он решил сплавить единственную оставленную на зиму телку. Мать, конечно, противилась, но он был непреклонен, и мать должна была уступить» [3;2].
В 1946 году появилось постановление ЦК ВКП(б), в котором были ошельмованы Михаил Зощенко, Анна Ахматова. Репрессивные круги пошли и по республикам. В число националистов был зачислен Мухаметша Бурангулов, записавший эпос «Идукай и Мурадым» и создавший на его основе драму.
Бурангулова арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы по обвинению в принадлежности к антисоветской националистической группе и антисоветской агитации.
Мухаметша Бурангулов прожил большую и сложную жизнь. Он умер 9 марта 1966 года. Его старший сын Нажиб живет в городе Сибае. Младший сын Зуфар 1914 года рождения на два года моложе старшего брата, прожил всего 25 лет. Есть предположение, что его толкнули под поезд. Дочь Наккар с 1915 года, умерла в возрасте 71 год.
В 1935-36 гг. Раевская школа №1 (Приложение 18) стала называться башкирской образцовой, общеобразовательной неполной средней школой. На первом этаже размещалась учительская, раздевалка и два класса, в одном из них был кабинет по трудовому обучению. На втором этаже размещались 4 классные комнаты и библиотека. Занимались в две смены. В школе по вечерам работали кружки самодеятельности, велись занятия со взрослыми по ликвидации безграмотности.
В 1936 году на сцене районного клуба была поставлена пьеса М. Бурангулова «Башкирская свадьба», имевшая большой успех. На следующий день состоялась встреча с сельчанами. В 1938 году Мухаметша Абдрахманович был арестован по политическим мотивам.
После создания определенной учебной базы в 1940 году Раевская башкирская школа № 1 была преобразована в среднюю школу. Здесь учились не только раевские дети, но и из многих башкирских и татарских населенных пунктов.
В 1965 году школа переехала в новое здание по адресу: ул. Кирова, 88А (сегодня МБОУ башкирский лицей им. Мухаметши Бурангулова).
Мог ли представить гонимый сэсэн, что на этой земле, спустя семь десятилетий, дети, внуки его учеников будут чтить его память, а школу, где работал, отныне, с 2004 года, будут называть башкирским лицеем имени М. Бурангулова. В 2005 году состоялось торжественное открытие бюста народному сэсэну перед нашим лицеем (Приложение 20). Для участия в торжествах из Уфы приехал и внук Мухаметши Абдрахмановича Ирек Зуфарович Бурангулов (Приложения 21-22).
Заходим в школу. В летопись нашего башкирского лицея годы учительствования М. Бурангулова вписаны золотыми буквами. В коридоре школы мы знакомимся со стендом о славном сыне башкирского народа (Приложение 23). Проходим в школьный музей, где собрано очень много ценных экспонатов (Приложение 24), рассказывающих о жизни и творчестве Мухаметши Абдрахмановича, составлена его родословная (Приложение 25).
7. Слаковское водохранилище
Водохранилище на реке Слак было построено в 1987 году как резервуар воды для нужд Раевского сахарного завода.
Технические характеристики Слаковского водохранилища (Приложение 26):
4.Высота плотины – 15 м.
5.Длина плотины – 550 м.
7. Происхождение водоема – искусственное.
8. Источники водоснабжения – река Курсак (приток Демы), ручьи.
9. Вытекающие реки – река Дема.
11. Рыба: Водоем является популярным местом любительской рыбалки среди жителей окрестных сёл. Основа улова – караси белые, окунь, лещ, пелядь, карп, белый амур, толстолобик и другая речная рыба. Кроме всего прочего, в запруде водятся раки.
12. В окрестностях много сурков, сусликов.
13. Географические координаты: 53°59″46″ с.ш. 54°39’49» в.д.; 53°59’05» с.ш. 54°40’46» в.д.; 53°58’35» с.ш. 54°41’37» в.д.
14. Название и особенности: Искусственно созданное на реке Курсак Слаковское водохранилище получило свое имя в честь села Слак, расположенного в 1 км к югу от него в Альшеевском районе. Плотина водоема и функционирующая при ней Слаковская малая ГЭС расположены в его южной оконечности.
Ежегодно ребята МБОУ СОШ с. Слак и обучающиеся МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова в рамках экологической акции «Чистый берег» проводят экологический субботник по очистке берегов Слаковского водохранилища от антропогенного мусора (Приложение 27).
Я надеюсь, что моя исследовательская работа поможет всем, кто с ней познакомится, расширить свои представления о достопримечательностях Альшеевского района, об интересных природных и рукотворных объектах.
В процессе исследования
я определил, что в Альшеевском районе есть замечательные природные и культурные достопримечательности малой родины, знаменитые земляки, достойные считаться чудесами района.
установил, что их можно изучать исходя из географических, социологических и исторических аспектов.
составил карту с указанием семи чудес Альшеевского района.
смог привлечь внимание людей, как моих сверстников, так и взрослых, к чудесам Альшеевского района и вызвать у них чувство гордости и любви к своей малой родине.
вовлек учеников моей школы, их друзей и родителей в творческую деятельность, помог им развить познавательную активность к изучению родного края.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996, 670с.
Воспевая край родной. Альшеевский район. – Нефтекамск: изд-во ООО «Меридиан», 2006, 25с.
Киреева Альмира. Имя его – в сердце народном // «Альшеевские вести», 2004, 31 января, № 10, с. 2.
Кузеев Р. Иске йорт – старая родина. // «Памятники Отечества», 1997,
Лотфуллина Сажи29. С9с9н исемен9 лайы3 м9кт9п // «Й9шлек», 2004, 29 январь, № 9, 5-се бит.
Люблю тебя, мой край родной! – Альшеевский район, 1995.
Солтанг9р9ева Розалия. Х9тере ны3ты4 – иле ны3 // «Ватандаш», 1999, № 11, 14-18 б.
Шмаков В. В. А. П. Чехов. Я в Аксенове, Уфимской губернии. – Уфа, 2010, 123с.
Узиков Ю. Письма с кумыса. // «Бельские просторы», 2011, № 5, с. 72-78.
Семь чудес Башкортостана
Знаешь ли ты, что в России проводился конкурс «Семь чудес России», а в нашей республике – «Семь чудес Башкортостана»?
А знаешь ли ты, какие чудеса вошли в семерку лучших?
Как ты думаешь, есть ли у нас в Альшеевском районе такие чудеса?
Ничего чудесного у нас нет.
Какие чудеса Альшеевского района ты знаешь?
Я думаю, чудесами Альшеевского района являются (перечисли)
Хотели бы вы побольше узнать о чудесах Альшеевского района?
Нет, это мне неинтересно.
БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
ПО ВЫБОРУ СЕМИ ЧУДЕС АЛЬШЕЕВСКОГО РАЙОНА
Выбери семь претендентов на звание «Чудо Альшеевского района» и поставь напротив них значок V или X